0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сокровище Сиверской земли. Софрониевская пустынь

Православная Жизнь

Софрониевский монастырь (полное название – Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) находится рядом с двумя монастырями, которые также названы в честь Рождества Богородицы, а именно Глинской пустынью и Молченским женским монастырем.

Все эти три славные обители составляют некий святой треугольник или удел Божией Матери, где были Ее чудесные явления, неотступная помощь христианам и в котором испокон веков прославляется Создатель всего.

Софрониевский монастырь – один из самых древних и известных монастырей на Руси, и хотя точная дата создания монастыря и имена основателей неизвестны, по преданию, первые монахи поселились на горе в XI–XIII веках. По одной из версий, впервые здесь поселились греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом во времена Крещения Руси, но более вероятной является версия о переселившихся монахах из Киево-Печерской Лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар в 1240 году. Об этом может свидетельствовать и подземная часть монастыря – пещерный комплекс, малоизученный в наши дни.

Чудное место

Гору в древности, на которой обосновался впоследствии православный мужской Софрониевский монастырь, прозывали странной, что в переводе с древнерусского означало «хорошая», «необыкновенная». И сейчас возвышенность эта называется Чудной в селе Новая Слобода Сумской области. Рядом с этими местами находилось болото Молче, что дало географическую метку к названию двух монастырей на Путивльщине – Молченский мужской и Молченский женский.

После кончины древних иноков основателей гора опустела на многие годы, здесь только бывали бортники, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сентября 1405 г. на гору пришел пчеловод и увидел сияние, исходившее от липового дерева. Он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Сподобившийся увидеть чудо рассказал о случившемся, и в летописи мы можем узнать об этом: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим». Позже на этом месте построили деревянный храм во имя Рождества Богородицы, а со временем образовался общежительный монастырь. Слава о чудотворной Молченской иконе распространялась далеко вокруг и способствовала развитию обители.

Святые монастыря

Святой Софроний настолько был уважаемым, что задолго до его канонизации монастырь стал негласно называться Софрониевским. Сам он был из местных, родом из Путивля, происходил из славного купеческого рода. По оценке современников, Софроний был старцем строгой жизни, энергичным и решительным. Вместе со своими сподвижниками Илией и Никоном он положил начало возрождению Молченской пустыни и добился от Патриарха Московского и всея Руси Никона права на полную независимость обители, которую она до этого не имела. Софроний добился самостоятельности пустынников и от царя Алексия Михайловича, он же выдал охранную грамоту в 1670 г. В документе о. Софроний назван строителем пустыни, хотя предание гласит, что по своему смирению тогда еще старец не дерзнул принимать священство. Однажды его оклеветал перед патриархом игумен, но, невзирая на уважение к Софронию, его отправили в ссылку в Чудов монастырь. Братия добилась его возвращения, но позже он опять попал в заточение и смиренно перенес его. Почил старец в 1692 г. Трудами о. Софрония обитель достигла процветания, при нем возводились каменные и деревянные церкви, монастырь стал одним из самых известных.

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион. В монастырских летописях говорится о чудесном случае, когда о. Серапион отправился покупать железо для возводимой церкви и в пути на него напали разбойники. Монах оказался в западне между преследователями и рекой Сеймом. Инок велел растерянному кучеру езжать прямо и удивленно сказал, разве он не видит моста перед собой? После чего извозчик увидел мост в том месте, где его никогда не было, и повозка проехала по водам. Разбойники, наблюдая это, принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже рассказали о чуде местным жителям, хотя старец просил не разглашать об этом. Почил в 1718 г. в возрасте 81 год.

С 1779 г. до самой своей кончины в 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов) – последователь и друг прп. Паисия Величковского, известного старца молдавских монастырей. Прп. Феодосий сам был в Валахии во время Русско-турецкой войны, испытывал вместе с братией нападения от турок. Чудесным образом он спасся из плена в Константинополе через потайной ход после «последней молитвы», которую ему позволили турки в храме. Остальная братия была казнена. Во время правления в Софрониевской пустыни о. Феодосий ввел Устав афонских монастырей, применявшийся в Молдавии. За заслуги в войне (помогал продовольствием солдатам) старцу удалось отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

Прп. Сергий (Тихонов) пришел в 1829 г. в Софрониеву обитель из Киево-Печерской Лавры. Всю свою жизнь он исполнял послушание на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений. Прожил в пустыни полвека и почил в 1879 г. в возрасте 75 лет.

Великолепие обители

Если посмотреть фотографии Софрониевского монастыря в XIX – нач. XX в., то можно увидеть великолепный архитектурный ансамбль, который внешне ничем не уступал самым крупным монастырям того времени. Всего на территории было более 60 зданий, и среди всех сооружений стоит отметить собор Рождества Богородицы (1630 г.) В нем был старинный иконостас греческой живописи, поновленный в 1839 году, киоты отличной работы и чудотворные иконы, царские серебряные врата. Также можно было выделить церковь Благовещения и Успения (двухэтажная), высокую пятиярусную 70-метровую колокольню, надвратную Покровскую церковь (1757 г.), пещерный храм. Здесь были фонтаны, роскошные цветники. Сто лет назад в Софрониевой пустыне и скиту насчитывалось около 300 насельников, среди них было 108 монахов. Веками бережно собирались ценнейшие книги, в том числе первопечатные. Достаток шел об руку с милосердием. Во время первой мировой войны при монастыре работала бесплатная столовая, где паломникам, беженцам и обездоленным людям выдавалась пища, был открыт сиротский приют для детей погибших военнослужащих.

Оставшееся наследие

Главный храм обители, построенный на месте чудесного явления иконы, был разрушен в 1960 г. После варварского уничтожения это место распахали и сделали местом для выгона скота. По воспоминаниям очевидцев, храм до исчезновения подвергся еще и поруганию, которое трудно осознать здравому человеку. В соборе Рождества Богородицы сделали коровник, в Благовещенском храме содержали телят, в других храмах и зданиях были свиньи. По воспоминаниям старожилов, которые тогда были молодыми, им приходилось доить коров в храме. Люди плакали, ведь вокруг были лики святых, но их заставляли. От надвратной Покровской церкви остались руины, сейчас она восстановлена в стиле украинского барокко. Реконструирован и настоятельский корпус с Ильинской церковью в неороссийском стиле. Идут работы по восстановлению храма святых Антония и Феодосия Печерских (трапезного).

Польские военные, дети Испании и России

Судьба последних монахов была трагичной: одних выгнали, вторых сослали, некоторых убили. В 30-e годы здесь был концлагерь для военнопленных, в стенах обители содержались 1500 польских офицеров, чиновников и представителей интеллигенции. Удаленный монастырь облюбовали представители НКВД, в котором позже расстреливали заключенных. Бывают такие моменты в истории, когда одно зло порождает другое и может возвращаться потомкам в какой-либо форме. Молченская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению, а в 1605 г. обитель была разорена именно поляками.

Одно время в монастыре был и детский приют, в который привозили детей из голодающего Поволжья. Во время войны в Испании сюда привозили детей из этой южной страны. Во время Второй мировой войны монастырские здания использовали для своих нужд советские партизаны под руководством Сидора Ковпака.

Храм без куполов и ласточки на Литургии

Двадцать лет назад здесь впервые после 77 лет глумления и запустения была совершена Божественная литургия. В селе проживает дедушка, который еще в советское время ходил по монастырю и говорил мальчику, впоследствии насельнику монастыря: «Ванюшка, Матерь Божия монахов готовит. Уже и наместник есть, и братия, и вот с этого корпуса восстанавливать начнут». Парень не верил и показывал на развалины. А Иван Филиппович (так его зовут) продолжал: «Царица Небесная все устроит, и ты еще не раз на службе постоишь». И когда шла первая Литургия в храме без куполов, кругом свистел ветер, 80-летний Иван Филиппович пришел в церковь и начал плакать. Во время первой Литургии прилетели ласточки и летали по кругу, щебетали вместе с поющим хором. С Херувимской вместе пели, а на евхаристическом каноне – мертвая тишина. После «Отче наш» птицы снова начали щебетать и летать по храму. Такой знак вселил надежду в первых насельников, что Матерь Божия показала свое благоволение через пернатых тварей.

Читать еще:  В Чечне за процессом обучения основам ислама будет наблюдать специальная комиссия

Оживший сад

Софрониевская пустынь славилась своими яблоками, эти плоды даже поставлялись к царскому столу вместе с овощами, начиная с XVII века. После разорения монастыря при большевиках деревья не плодоносили, природа распорядилась так в отместку за оскорбление святыни. С начала 50-х годов яблоневые сады вообще не родили, замерло все, а после открытия монастыря и появления первых монахов в наше время здесь все зацвело. Все восемь садов в монастыре заблагоухали. В то время были морозы, и вокруг все померзло, но не в монастыре – в сентябре на ветках висели огромные и вкусные яблоки. И такие чудеса происходят в наше время.

Мироточивая икона

Однажды на Страстной седмице здесь начала источать миро Иверская икона Божией Матери. Этот образ почитался в обители издавна, находился в тот момент на храмовом престоле. А до этого была чудесная находка старинной иконы, которую местные жители увидели в антикварном магазине. Наместник встретился с владельцем лавки, который рассказал о том, что с момента получения иконы в свои руки он находился в тревоге и его здоровье постоянно ухудшалось. Наместник Софрониевой пустыни предложил вернуть святыню в обитель, и после этого владелец магазина исцелился.

Пророчество св. Иоанна Кронштадтского

Когда-то в этом монастыре служил св. Иоанн Кронштадтский. Однажды он вышел на балкон Благовещенского храма, низко поклонился и сказал такие слова: «Придет время, обитель будет в запустении, но потом она возродится и станет лучше, чем прежде». Монахи верят этому, братия вкладывает много усилий и труда, молятся – и результаты видны. В Софрониевском монастыре верят, что Матерь Божия их игуменья. Верят в это и паломники, прибывающие сюда, здесь чувствуется присутствие благодати Божией, и не только потому, что вокруг монастыря великолепная природа, здесь чувствуются намоленное место, в котором жили и трудились святые и где проливался пот и кровь христиан.

Иверско-Софрониева женская пустынь

Иверско-Софрониева пустынь основана в 1921 году подвижником старцем Софронием (Смирновым). Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольные праздники обители – день празднования иконы «Иверская» во вторник Светлой Седмицы, день памяти о. Софрония, который, по традиции, отмечается в день его небесного покровителя в монашеском постриге свт. Софрония Иерусалимского (23 марта н. ст.), и день кончины Старца — 1 авг. н. ст., который совпадает с Днем памяти великого русского святого преп. Серафима Саровского (об этом совпадении батюшка Софроний был еще при жизни извещен самим преподобным, который явился одной из послушниц старца).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Видео
  • 4 Как добраться
  • 5 Расписание богослужений
  • 6 Ссылки

История [ править ]

Софрониева Пустынь была основана в конце XIX века архимандритом Софронием (Смирновым), бывшего тогда настоятелем Арзамасской Высокогорской Пустыни: в одной из лесных дач, принадлежавших монастырю.

Указом Духовной Консистории от 16 ноября 1907 года архимандрит Софроний уволился на покой от должности настоятеля Высокогорской Пустыни, и с начала 1908 года поселился в лесной глуши. Рядом со старцем поселились его 4 послушника, а немного поодаль был построен корпус с домовым храмом, где жили 12 девушек, в основном дочери его духовных чад, впоследствии принвяшие иночество.

26 июля 1908 года состоялось освящение храма в честь Сошествия Иисуса Христа во ад.

После кончины старца в 1921 году, преосвященным епископом Арзамасским Михаилом здесь официально была образована Иверско-Софрониева община, в честь иконы Божией Матери «Иверская» и святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского, которая просуществовала до закрытия большевиками в 1929 года.

В начале 1990-х годов усилиями жителей близлежащих сёл в бывшей обитель началось возрождение. Старые покинутые дома разбирали и перевозили в бывшую пустынь. Были построены временная церковь, часовня, 2 дома, скотный двор, баня. Но монашеской общины в пустыни не слождилсь, и к концу 1990-х процесс затих.

Современное состояние [ править ]

С конца 2001 года в Софрониевой Пустыни поселилась малая община сестёр во главе с протоиереем Владимиром Цветковым. В пустынина тот момент проживало лишь несколько трудников-сторожей.

В декабре 2002 года из-за неисправности печных труб случился пожар, полностью сгорел молитвенный дом.

В 2003 году состоялась закладка нового храма обители. Бригадой мастеров из Санкт-Петербурга был поставлен деревянный сруб в русском стиле. Храм покрыли кровлей, установили два купола с крестами, сделали окна и приступили к внутренним работам.

12 июля 2008 года постановлением Священного Синода Украинской православной церкви старец Софроний был канонизирован в числе семнадцати преподобных Святогорской Успенской Лавры, где он начинал свой монашеский путь.

Недавно[когда?] закончено строительство Храма-Часовни над могилой преподобного Софрония.

Здесь всегда рады гостям и паломникам, приглашаются и все желающие потрудиться во славу Божию, помочь сестрам или на стройке.

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: Софрониева Пустынь находится в Арзамасском районе Нижегородской епархии, в лесу, между селами Ковакса, Никольское и Наумовка (в семи километрах от Коваксы). До Арзамаса из других городов можно добраться автобусом или поездом нижегородского, казанского, самарского направлений (если ехать из Москвы, Санкт-Петербурга). От любого из двух вокзалов в городе автобусом № 1 до Соборной площади, оттуда пешком до автовокзала, где с промежутком в 2–5 часов ходят автобусы на Пиявочное (расписание мая 2007 года: 5:05, 7:15, 12:40, 17:55). Ехать до деревни Ковакса, выходить на второй остановке. Там спросить Северную улицу, где в доме №54 расположено подворье Пустыни. Оттуда пешком до Пустыни в лес 10 км. Бывают оказии на лошади или тракторе, о которых можно заранее узнать, позвонив по телефону. В любом случае, по возможности, просим заранее позвонить на подворье, чтобы известить о вашем приезде и получить благословение.

Адрес: 607217, Нижегородская обл., Арзамасский р-н, с. Ковакса, ул. Северная д. 54

Расписание богослужений [ править ]

Богослужения в настоящее время проводятся по воскресеньям, двунадесятым и великим праздникам, поминальным дням.

Радуйся, земля Сиверская!

Древний край подвижников

В Глинской пустыни в праздник Собора Глинских старцев 9/22 сентября 2008 г.

Есть некая таинственная связь в том, что родоначальница древнерусского монашества Киево-Печерская лавра украшена чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы, которую, по преданию, Сама Матерь Божия вручила строителям киевского Успенского собора, а Глинская пустынь на севере Украины, где некогда пролегал кордон Киевского и Литовского княжеств, имеет своей покровительницей чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, все три славные обители Сиверской земли – Путивльская Молченская, древняя Софрониевская и Глинская – созданы в честь Рождества Приснодевы Марии, а Софрониевская поминается еще в летописях Киевской Руси.

Отчего же возлюбила так Царица Небесная эти земли? Надо полагать, за великую любовь к Ней, ходатайства и подвижническую жизнь пустынников этой земли – смиренных иноков, прославившихся подвигами и чудотворениями в дремучих и непроходимых лесах, вдали от городов и весей, «в благоговении и постничестве правоверно живущих и благочестно служащих и молящихся о всем Божием мире».

В начале XVI века открылся на высокой сосне образ Матери Божией крестьянам-пчеловодам, ставившим в лесу ульи; а из-под корней огромного древа проистек чудотворный источник – символ воды вечной. И на этом месте стали селиться подвижники. С тех пор просияла в землях Русских Глинская пустынь. Она то расцветала и возвышалась, то, по козням врага рода человеческого, через злых людей и завоевателей приходила в упадок. До революции 1917 года Глинская пустынь входила в состав Курской губернии и являлась духовным связующим звеном с Малой Россией, нынешней Украиной, внеся в свой строгий подвижнический устав афонскую преемственность и школу старческого окормления святого Паисия Величковского, духовно перекликаясь и поддерживая связь со знаменитой Оптиной пустынью. Надо полагать, через сиверские обители прошел молодой Прохор Машнин, будущий всемирный светильник преподобный Серафим Саровский, когда он паломничал из Курска в Киев за благословением на монашество – и преподобный Досифей Киевский благословил юношу.
Этот край и его святые обители связаны с деятельностью нашего Златоуста – святителя Димитрия Ростовского, бывшего наместником Глуховского Петропавловского монастыря; католическая экспансия, западный модернизм и секуляризм требовали от святителей рубежа XVII–XVIII веков великих проповеднических трудов в защите Православия и чистоты веры.

Истинное исповедничество и подвиги мученичества приняли глинские пустынники и подвижники других обителей в долгое лихолетье безбожного режима минувшего ХХ века.

Но на исходе века кровавого, в начале 1990-х, началось возрождение древних и, казалось, навсегда стертых с лица земли святых обителей Украины. Сегодня Глинская пустынь, чтимая всем православным миром, – средоточие духовной жизни Конотопско-Глуховской епархии.

15 лет Конотопско-Глуховской епархии

Архиепископ Конотопский и Глуховский Лука (справа) и епископ Сумской и Ахтырский Иларий у иконы Собора Глинских старцев

Конотопско-Глуховская епархия расположена в северной части Сумской области, на западе граничит с Черниговской, на востоке – с Курской, на севере – с Брянской областями. Епархия образована решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 22 июня 1993 года как самостоятельная с наименованием Глуховская и Конотопская (позднее – Конотопская и Глуховская в связи с тем, что Конотоп является большим индустриальным городом с населением в 110 тысяч человек) путем выделения из состава обширной Сумской епархии для лучшего епархиального управления. Впоследствии практически все епархии Украинской Православной Церкви были разделены на две, а то и три самостоятельные епархиальные единицы, так что в настоящее время в УПЦ свыше сорока епархиальных центров. Это обусловлено стремительным ростом и развитием Украинской Православной Церкви, ее приходов, монастырей, духовных школ, просветительских центров и других церковных структур и подразделений. В Конотопско-Глуховскую епархию вошли северные благочиния: Бурынское, Глуховское, Конотопское, Кролевецкое, Путивльское, Середино-Будское, Шостинское и Ямпольское, объединяющие около 130 приходов, в которых служат 103 священнослужителя (95 священников и 8 диаконов).

Читать еще:  Фессалоникийский кафедральный собор святого Григория Паламы

Как уже упоминалось, в епархии действуют три монастыря – все в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Еще две обители – Петропавловская (в с. Будищи) и Харлампиева (в с. Гамалиевка) все еще находятся в распоряжении Департамента по вопросам исполнения наказаний Украины: в них расположены исправительные учреждения, и пока все ходатайства Церкви о возвращении этой церковной собственности (которая вдобавок является ценными церковно-архитектурными памятниками международного значения) не привели к каким-либо положительным результатам. Так, в ответ на ходатайства и запросы правящего архиерея архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) о возможной или хотя бы частичной передаче строений Гамалиевского Харлампиева монастыря (в храмах, монастырских корпусах и строениях которого размещена мужская колония строгого режима) получен официальный ответ Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, в котором говорилось, что для перемещения колонии в другое место требуется весьма внушительная сумма.

Ситуация напоминает времена 1920-х годов, когда богоборческая система требовала от Церкви средств, которыми из-за грабежей и насилий последняя уже не располагала. В нынешней демократической Украине, где приняты и якобы действуют законы о реституции церковной собственности, такая постановка вопроса, по меньшей мере, выглядит кощунственно. Об этом, кстати, шла речь и на конференции, посвященной 15-летию Конотопско-Глуховской епархии, которая состоялась 23 сентября этого года. На конференции было предложено возобновить ходатайства перед Верховной Радой и кабинетом министров Украины о передаче Петропавловского и Харлампиева монастырей Церкви.

Если Конотоп является индустриально-административным центром края, то древний 43-тысячный Глухов – некогда украинская гетманская вотчина – по праву можно назвать православным центром, пожалуй, всей северо-восточной части Украины. И именно отсюда, от Глуховского подворья Глинской пустыни, ежедневно ходит церковный автобус, доставляющий верующих горожан и паломников в Глинскую пустынь и обратно. В Глинскую едут из России, Беларуси, Молдавии, Грузии, со всех уголков Украины, едут поклониться мощам новопрославленных (16 августа 2008 года) Глинских старцев, исповедаться и причаститься святых таин, выполнить в возрождающемся монастыре душеполезное послушание.

Само же подворье обители трудами правящего архиерея архиепископа Луки преобразовалось в духовно-просветительский центр епархии. Здесь, кроме паломнической службы, размещена библиотека, воскресная школа, небольшой конференц-зал, безалкогольное кафе для православной молодежи, резиденция управляющего епархией. Собственно, владыка Лука, наместник Глинской пустыни, еще в бытность епископом Васильковским и викарием Киевской епархии, развернул в Глухове широкую миссионерскую и просветительскую деятельность, инициировал ряд научно-богословских конференций, фестивалей духовной музыки и, что характерно, акцентировал внимание на работе с молодежью. О молодом активном архиерее заговорили в городе, к нему потянулась общественность и интеллигенция, преподаватели и студенты Глуховского педагогического университета. А в 8 мая 2008 года Священный Синод УПЦ назначил владыку Луку (возведенного в сан архиепископа) на Глуховско-Конотопскую кафедру.

Владыка Лука

Архиепископ Лука Конотопский и Глуховский на богослужении в Глинской пустыни

Владыка Лука (в миру Коваленко Андрей Вячеславович; род. в 1971 г.) относится к плеяде молодых архиереев Украинской Православной Церкви. С детских лет он мечтал быть хирургом и, как сам вспоминает, еще малышом «проводил операции» на куклах и игрушках, огорчая мать столь необычным «рукоделием». Детские грезы оформились в юношеском сознании в ясное представление о жизненном пути, и после службы в армии Андрей Коваленко становится студентом Донецкого медицинского университета, а через несколько лет учебы оказывается в списке наиболее успевающих и одаренных студентов. Не случайно повышенная стипендия Верховной Рады Украины, назначаемая наиболее талантливым учащимся, была присвоена именно ему. Но Господь вел юношу к священническому, а затем и к архиерейскому служению. Молодой стипендиат стал посещать храм Божий, в его руки попал один из научно-богословских трудов святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который, как выразился сам владыка, буквально «перевернул» его мировоззрение. Не ведал тогда он, что имя этого святого врача-чудотворца и исповедника будет дано ему при монашеском постриге.

А далее состоялось «случайное» (а скорее всего, промыслительное) знакомство с владыкой Донецким и Мариупольским Иларионом, который, поговорив с будущим медиком, вдруг неожиданно спросил: «Не хотели бы вы несколько изменить род вашей будущей деятельности?» «Каким образом?» – удивился студент Коваленко. «А вот приходите ко мне, побеседуем…» – был ответ. Видимо, духовному взору владыки было открыто призвание юноши. Андрей принял сан диакона, но, по совету владыки Илариона, не стал прерывать учебу, а после университета закончил еще и медицинскую интернатуру. Затем был монашеский постриг, иерейское, а после и епископское рукоположение. Сам владыка Лука потом вспоминал, что кто-то из его знакомых верующих указывал ему на Глинскую пустынь еще тогда, когда он о ней и не знал ничего, а о священническом служении и не мыслил. Но вот именно ему было суждено стать наместником ставропигиального (к Киеву) мужского монастыря Глинская пустынь и принимать активное участие в его возрождении. При его наместничестве в Глинской закончилось возведение двух новых храмов – Иверского надвратного и Никольского, где покоятся ныне мощи прославленных угодников Глинских, а также завершилось строительство монашеских корпусов и гостиницы для паломников. Сейчас в обители ведется строительство еще двух храмов, один из которых – собор Рождества Пресвятой Богородицы.

– Безусловно, главная миссия Церкви сегодня – нести свет Евангелия людям, истомившимся во мраке безбожия, – сказал владыка Лука журналистам накануне конференции в честь 15-летия Конотопско-Глуховской епархии, – а также заниматься широкой социальной, просветительской, миссионерской деятельностью, как требует того Социальная концепция Церкви, как учит этому Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.

Софрониевский мужской монастырь в Путивле — кратко и понятно

На берегу речки Молчанки на вершине горы Чудной расположился величественный Софроновский монастырь Московского патриархата. По отзывам паломников и туристов Софроновская обитель Путивля является уникальным духовным центром, наполняющим душу особым теплом и светом.

Исторические данные о строительстве мужской обители в Путивле

Недалеко от Молчанского монастыря расположился Софрониевский комплекс, названный так в честь игумена Софрония, благодаря служению которого обитель стала одной из крупных в империи России.

По одной из версий монахи Киево-Печерской лавры покинули Киев после разорения святынь татарами, переселились в Путивль, где вырыли кельи прямо в Чудной горе, чтобы молиться в уединении. Постепенно намоленное место обрастало постройками и переросло в монастырь.

Комплекс Софрониевского монастыря, Путивль (Украина)

Полное название этой уникальной святыни мира — Софрониево — Молчанский Рождества Пречистой Божьей Матери Печерский мужской монастырь, основанный в 1405 году на месте явления иконы Богородицы.

Митрополит Киприан, когда до него дошла эта чудная новость, приказал на святом месте воздвигнуть храм, который сожгли в 1592 году орды татар. Почти сто лет никто не пытался восстановить Молчанскую пустыню, пока не поступило распоряжение царя Алексея Михайловича.

Руководил восстановительными работами настоятель обители преподобный Софроний, чье имя носит святыня и поныне. Более десяти лет понадобилось настоятелю, чтобы Софроновский комплекс стал самостоятельной единицей в 1670 году.

В начале XX века в монастырских кельях насчитывалось до 300 насельников. В то время в Путивльском комплексе было до 48 построек, среди них храм Рождества Божьей Матери, церковь Благовещения, Успения, Покровская и другие.

Надвратная Покровская церковь Софрониевского монастыря

После революции обитель закрыли, в ее стенах устроили детский приют, затем там был лагерь военнопленных, в войну ее занимали войска Ковпака. К концу XX века в Софрониевском комплексе остались полуразрушенными:

  • Покровский храм;
  • трапезная;
  • ризница;
  • церковь Ильи Пророка.

После восстановления в 1999 году,1 сентября настоятель, отец Герман провел первое богослужение в восстановленной обители Путивля.

Паломников и туристов привлекают подземные пещеры, которые расположились в три этажа, некоторые из них построены или выкопаны в XIII веке. Прихожане часто уходят в пещерные кельи, чтобы в молитве покаяния оставить там грехи. В простоте пещер по-особому открывается красота Божьей благодати.иМонахи обители подчеркивают, что их обитель имеет большую славу в Небесах.

Подземный храм Софрониевского монастыря

Описание комплекса монастыря

Молченская чудотворная икона

Архитектурный комплекс Софрониевского монастыря создают несколько сооружений, центральным из которых считается надвратная Покровская церковь. Эта церковь — двухэтажная, выполненная в стиле казацкого барокко. В храмовом сооружении можно проследить черты современных архитектурных приемов: грациозно выгнутые карнизы, тонкие пилястры, пышные наличники и т. п. Частично разрушенный в советское время, храм был восстановлен в 2000-х годах, а в праздник Покрова Божьей Матери года он был освящён.

По левую сторону от церкви находится корпус монашеской трапезной. Он интересный тем, что со стороны монастырского двора кажется одноэтажным, а если подойти ближе двухэтажным. Зрительный эффект обусловлен тем, что трапезная расположенная на холме.

Неподалеку от трапезной расположен бывший больничный корпус, построенный в «неорусском» (псевдорусском) стиле. Это выражено в присущих этому стилю стилизациях карнизов, полуколон, сводов и т. п. Также на территории монастырского комплекса находится настоятельский корпус, который также был построен в этом стиле. Этот корпус известный под названием храма Пророка Ильи.

Монастырь имеет и подземную часть — пещерный комплекс, малоизученный и сегодня. В частности, удалось исследовать только незначительную часть подземных ходов. Например, на восточных склонах Софрониевского монастырь выявлены два до сих пор неизвестные хода. Очевидцы утверждают, что они напоминают подземную часть Киево-Печерской лавры.

В наше время Софрониевского монастырю было выделено около 10 га земли, где монахи сажают и выращивают картофель и другие овощные культуры. Монахи держат для своих потребностей скот — коров и лошадей. У монастыря есть своя пасека и 8 старых монастырских садов, которым жители обители подарили вторую жизнь.

Читать еще:  Духовный лидер мусульман Нигерии предостерег от вмешательства в дела страны

Не могу понять, почему именно этот монастырь так запал мне в душу. Прошло уже полтора года, как я там побывал, а вспоминаю о нем чуть ли не каждую неделю. И очень-очень хочется вернуться туда снова.

Не будь я человеком семейным, ей Богу, попросился бы пожить там некоторое время. Благодатное место.

Дата посещения: сентябрь 2011 г.

Александр

Прекрасное место, отдыхаешь душой и телом, хочется вернутся вновь.

Сафрониева пустынь

Среди тихого не тронутого леса, на краю Арзамасского района, неподалёку от озера Ишлей затерялась маленькая обитель Софрониева Пустынь. Своё название она получила от имени основателя – старца Софрония, умершего здесь же в 1921 году. Его могила до сих пор почитается местными жителями. История обители началась в конце 19 века, когда архимандрит Софроний, бывший на тот момент настоятелем Арзамасского Высокогорского монастыря построил на территории одной из лесных дач монастыря небольшой домик, куда после увольнения на покой от должности в 1908 году и отправился доживать свой век в лесной глуши.

С самого начала отшельничества к старцу, считавшимся Провидцем стали стекаться жители окрестных деревень за духовным и телесным исцелением. А вскоре вокруг Софрония поселяются четверо послушников, а по близости строится жилой корпус с домовой церковью, где поселилось 12 девушек, бывших в основном дочерьми послушников, в дальнейшем принявших иночество. А в июле 1908 года на территории монастырской дачи, в народе прозвавшейся Софрониевой пустынью, освящается построенный храм в честь иконы Господа нашего Иисуса Христа, сошедшего в ад и собою всех воскресившего.

13 лет прожил на территории обители старец Софроний и в 1921 году мирно почил здесь же, где и был похоронен. После кончины Софрония, епископом Нижегородским и Арзамасским Михаилом, здесь была официально освящена Иверско-Софрониева община, в честь иконы Казанского богородицы и Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Эта община просуществовала до 1929 года, когда по приказу новой власти храм с жилым корпусом был раскатан на брёвна и увезён в деревню Сады под здание школы.

В наше время, как и было предсказано когда то, обитель возрождается. Жизнь скита начала возобновляться в 90-х годах прошлого века. Жители окрестных селений стали разбирать и перевозить сюда брошенные дома и строения, В итоге к началам 2000-х там проживало несколько сторожей — трудников, в основном бывшие заключённые. Но в 2001 году в скит вселилась женская община из бывшего скита при Валаамском монастыре. А в 2003 году общину посетил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий с представителями Арзамасской администрации и было освящено заложение нового храма во имя Иверской иконы Божией Матери. Вскорости был построен бревенчатый сруб в древнерусском стиле, и установлены два купола. Над могилой старца Софрония была возведена часовня — усыпальница и построено несколько административных зданий. Сестры общины занимаются огородничеством и собиранием лесных даров. Возобновлены службы по воскресным дням и праздникам.

Добраться до Софрониевой пустыни можно по дороге от Арзамаса до деревни Пиявочное, от туда далее по проселочной дороге примерно 7 км.

nantik7

Наталия Курнант

ml
Предыдущий пост от nordprod также весьма содержателен, я постараюсь не слишком повторяться.

Первый, кто встретил нас утром в Путивле — бодрый, бегущий куда-то в любовном угаре мамонт. Большущий стенд напротив гостиницы.

Это новодел, здание ресторана и магазина.

То, что осталось от исторической застройки. торговые ряды.

Главная улица Кирова

Несколько уцелевших зданий бережно хранят.

Советские названия улиц, лозунги, плакаты, стенды.

В этом здании — краеведческий музей, где хранится кресло Лжедмитрия.

Медицинский (по-моему) колледж.

В каком мы веке?

Вот она — гордость Путивльщины — Софрониевская пустынь в селе Новая Слобода (около 30 км. от города).
В село Новая Слобода по указу президента Кучмы (уроженца Новгород-Северских земель) была проложена хорошая дорога, так что доехать в обитель не составит особого труда. Рекомендую отправиться туда на машине (такси), т.к. автобус в монастырь ходит редко и не каждый день, а от села Новая Слобода, куда автобусные рейсы довольно регулярны, до Софрониевской пустыни – ещё км. 5.

Вид с территории монастыря на Россию (чёрная полоска леса — уже она). Говорят, некоторые жители села работают в деревне Тёткино (это ближайшая русская деревня) и спокойно ходят взвд-вперёд. Торговля, во всяком случае, идёт активная.

Самое таинственное место Софрониевского монастыря – пещеры и подземные ходы. Никто толком не знает их протяжённости и маршрутов. Существует устойчивая легенда о тоннеле, связывающим Софрониевскую и Глинскую пустыни ( 70 км .).

Ворота на кладбище и в пещеры. Ещё одно душещипательное предание связано с сокровищами пустыни. Якобы пришли комиссары экспроприировать по своему обыкновению все (немалые к тому времени) богатства монастыря. Попросила их братия обождать у ворот, пока они последнюю службу отстоят. Послушались комиссары или, что вернее, испугались: более 600 монахов насчитывала Софрониевская пустынь в начале 20 века. Ну, пока служба шла, все сокровища в подземные ходы и спустили. И никто их с тех пор не видел. Уверены монахи, что где-то они под монастырём прикопаны, да как их найдёшь?

Обе легенды довольно типичны, поэтому кладоискателям, думаю, надеяться всё же не на что.

История основания и воссоздания Софрониевской и Молченской пустынь связана с историей обретения, утраты и вторичного обретения чудотворной иконы Молченской Богоматери. 18 сентября 1405 года на болоте (Молче) неподалёку (км. в 30) от Путивля явилась эта икона. Естественно, на месте явления был возведён монастырь, получивший название Софрониевского. К сожалению, при пожаре оригинал иконы был утрачен, но сохранился список 17 века, также чудотворный. Видимо, в 17 веке он был перенесён в подворье Софрониевской – Молченскую пустынь (на окраине города).

Далее история приобретает детективные черты: в горниле огненных лет революции – Гражданской войны (а то и позже – сведения разноречивые) список пропал. Понятное дело – обители тоже пришли в запустение, а затем практически полностью были разрушены. Возможно, икону удалось вывезти и сохранить в заштатной церкви села Угодичи Ростовской области на берегу озера Неро. В середине 90-х годов два игумена Молченской и Софрониевской пустыни заявили о чудесном обретении ими иконы Молченской Богоматери. Настоятель Софрониевской нашёл её в татарском селе, где её использовали как доску для измельчения мела, настоятель Молченской держал её много лет дома после того, как в 60-х годах увидел образ, взломав киот с другой иконой 19 века. Подробнее об этой истории – на сайте http://h.ua/story/202801/

Это уже Молченская женская обитель. Итак, что же мы имеем? Три версии: или один из настоятелей лукавит (в праведных, естественно, целях «выбивания» денег на реставрацию заброшенной обители), или лукавят оба, а оригинал по-прежнему хранится в селе Угодичи. Я, человек, видевший обе иконы с разницей в два часа, могу сказать, что они НЕ ПОХОЖИ друг на друга. То есть писаны с разных оригиналов. Кто из настоятелей лукавит, кто прав, Бог знает. Важно то, что ОБЕ иконы в настоящее время являются чудотворными святынями (к вопросу о непременном требовании РПЦ оригиналов икон).

Доступ к иконе Молченской Богоматери в Софрониевском монастыре свободен: она находится в храме. С иконой в Молченском монастыре — сложнее. В храме висит довольно грубо выполненная копия, а на наш вопрос: «Где же святыня?» — монахиня проникновенно ответила: «Це тайна». Потом, узнав, что мы приехали из самого Санкт-Петербурга, пошла испросить благословения и поманила пойти следом за ней. Я была уверена, что она пригласит нас войти в какое-то не всем доступное монашеское помещение, но – нет. Две пожилые женщины-монахини торжественно вынесли на крыльцо сияющую в золотом окладе святыню. Я, признаться, человек не религиозный, но испытала сильное чувство.

И, в общем-то, сейчас уже действительно не важно, кто из настоятелей прав, и какая икона является тем самым списком 17 века. Слава Богу, в реставрацию обеих обителей были вложены большие деньги, и они отстраиваются практически заново.

Ярославна. Думаю, современники побили бы камнями замужнюю женщину, простоволосую, шатающуюся по крепости босиком. Впрочем, такая сама кого хочешь побьёт.

Водонапорные башни в городах сумщины и черниговщины — одна другой краше.

Легендарный партизанский командир Ковпак – огромная, страшная махина, торчащая на крепостном валу.

Не берусь решать сложнейшую проблему целесообразности партизанской войны, скажу только, что жителей села Новая Слобода (в которой расположен Софрониевский монастырь) называют горюнами, так как во время войны всё село (2,5 тысячи человек) было уничтожено за связь с партизанами; в городе Корюковка, что между Новгород-Северским и Черниговым, в один день за ту же партизанщину было уничтожено 7 тысяч мирных жителей, то есть практически всё население города.

Нет, это вам не Рио-де-Жанейро, подумали мы, оглядываясь на парящую над обрывом фигуру легендарного командира.

Узнаёте? Вот такой вот человек — Ковпак.

Церковь Николы Козацкого — скорее, украинские, чем русские, архитектурные традиции.

Спасо-Преображенский монастырь, скорее, русские, чем украинские, традициях.
Путивль я бы не назвала «атмосферным» городом: слишком «отдельно» существуют здесь разные исторические периоды, эпохи, стили. Однако этим он и интересен. А ещё удивительно красив. Присоединяюсь к мнению о Путивле как об одном из самых «видовых» городов русского Юга или украинского Севера.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector