2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Совершать больше добрых дел, чтобы затмить свой грех

О малых грехах и малых добрых делах

Нужно опасаться малых грехов, и нельзя пренебрегать малыми добрыми делами.

Это прописная истина. О ней сказано немало, причем людьми праведными, такими как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в слове «О малом доброделании». Но можно ведь, можно и должно говорить об одном и том же разным людям, в разное время. Не нужно думать, что все самое важное уже сказано, например, людьми святыми. Во-первых, не все сказано. Во-вторых, сказанное однажды требует многократного повторения. В-третьих, в мире не существует чистого плагиата. Даже дословно повторяя чужие мысли, я, пропустив их через себя, превращаю эти мысли в свои собственные. Итак, вернемся к грехам и добродетелям.

В мире нравственности затруднен счет. Иногда счет в мире нравственности просто невозможен. То есть качество в этом мире есть, а о количестве говорить не всегда получается. Вот пример.

Человек бросил на пол кусок хлеба. Бросил и не поднял. Не обдул, не поцеловал, не сказал «Господи, помилуй». Такой человек тяжко согрешил. Он проявил черствость, глупость, неблагодарность своей души, свою непричастность к повседневному труду как нельзя ярче. Можно ли здесь вести речь о размере хлебного куска? Есть ли разница, кусок этот велик или это только корочка? Конечно, нет. Грех совершен в принципе, и неважно, сколько граммов в хлебе, которым пренебрегли.

Граммы могут стать фактором нравственности в других условиях. В блокадном Ленинграде человек, отрезавший ниткой от своей пайки ничтожный кусочек для ближнего, достоин называться именем святого. Вот там граммы входят в область нравственности и подсчитываются. А в обычном быту что буханка, что горбушка – разницы нет. Нет разницы, и когда ребенок при родителях бросает на землю недоеденный бублик, а взрослым до этого дела нет. Чтобы назвать грех грехом, здесь граммы подсчитывать не надо.

По телевидению не раз показывали, как возмущенные своими правительствами фермеры в разных странах Запада устраивают демонстрации. Они съезжаются на площади городов на тракторах, запруживают техникой магистрали. Нередко демонстративно выливают на асфальт сотни бидонов молока в знак того, что производить его невыгодно. Всегда больно смотреть на это безумие, у которого есть «экономическое оправдание». Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У нее своя – идолопоклонническая – логика. И вот я думаю: бросивший наземь кусок бутерброда человек и бизнесмен, уничтожающий тонны продуктов ради рыночной целесообразности, сильно ли отличаются? Баржа с зерном относится к горбушке хлеба, как слон – к мухе. Но вот люди, совершающие эти поступки, могут быть друг другу равны.

«Украл рубль» и «украл миллион» – это выражения, между которыми можно ставить знак равенства. Миллион отличается от рубля. Но и там, и там стоит «украл». От этого слова, как от умножения на ноль, исчезает разница между величинами. Величины становятся равны.

Кстати, раз мы вошли в область математики, пребудем в ней еще ради одного примера.

Мораль причастна Богу и прикасается к вечности. Это все равно что выйти в область бесконечного, у которого совсем иные математические законы.

Возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100. Теперь возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100, которые делятся на 2. Какое из этих множеств будет больше? Естественно – первое. Оно больше ровно в два раза.

Теперь возьмем бесконечное множество натуральных чисел, с одной стороны, и бесконечное множество натуральных чисел, делящихся на два, – с другой. Какое из этих множеств будет больше? Никакое! Они равны! Бесконечность и там, и там. И это значит, что в бесконечности часть равна целому. Обычный счет закончился.

И как математика, говоря о бесконечности, попадает в область иных законов, так же и человек, говоря о морали, о грехах и добродетелях, попадает в иную область, туда, где маленькое стоит столько же, сколько и большое.

Вот теперь можно приблизиться к пониманию катастрофы, бывшей в раю, – к грехопадению.

Судя по-мирски, что такого страшного сделали эти первые люди? Такой ничтожный грех – и такое суровое наказание! Где же возвещаемая любовь, если Бог так суров? Но дело как раз в том, что малое равно большому там, где речь идет о грехах. В грехе прародителей, как дуб в желуде, уже были скрыты все грехи последующего человечества.

Понятен и евангельский максимализм, называющий прелюбодеем уже того, кто с вожделением смотрит на женщину. Грех, незримо совершаемый в духе, равен греху, вырвавшемуся наружу и ставшему видимым. Поэтому судимы мы будем не по делам, а по тайне сердца. «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2: 16), – так об этом говорит апостол Павел.

Понятно, почему плакали о себе как о последних грешниках ушедшие подальше от мирских жилищ подвижники. Видя в себе семена греха, они прозревали в этих семенах жуткие плоды, просящиеся наружу, и это зрелище рождало нескончаемые слезы.

Итак, малое равно большому, и это смиряет нас при разговоре о грехах.

Но эти же мысли утешают нас при разговоре о добродетелях. Утешают, поскольку понятными становятся слова Господа о стакане воды, подав который, человек не потеряет своей награды. Становится понятной похвала бедной вдовице, положившей в сокровищницу церковную две мелкие монетки. В отношении добродетелей закон тождества между малым и большим работает с той же безотказностью.

Выводы из сказанного всяк человек способен сделать для себя сам.

Это может быть решение не браться за великие дела, но с большой любовью делать дела маленькие.

Это может быть пересмотр своей жизни на предмет обнаружения привычных греховных «мелочей» и попытка с ними расстаться. В любом случае это должно быть увеличение серьезности в отношении к жизни и внимания к себе.

Не нужно творить ничего великого, чтобы спастись. Не нужно творить ничего циклопически страшного, чтобы отпасть от Бога. И для того, и для другого довольно дел бытовых, незаметных, маленьких. Маленьких для нашего повседневного испорченного зрения и обретающих истинные масштабы при улучшении зрения под действием благодати.

Если человек совершил в своей жизни больше добрых дел, чем грехов, разве его это не спасет?

Нет. Спасти этого человека может только Христос. Дело в том, что добрые дела — наша непременная обязанность, а не что-то дополнительное, что мы могли бы поставить себе в заслугу.

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4:17).

Если я говорю: сейчас уже скоро три часа дня, а я с утра еще никого не убил — я вряд ли могу требовать похвал и наград за свое выдающееся милосердие. Я в любом случае обязан воздерживаться от убийства. Мы обязаны делать доброе во всех случаях, когда представляется такая возможность. Если мы не делаем, то виновны. Если делаем, делаем то, что и так должны делать. Если иногда я исполняю свой долг, это никак не снимает с меня ответственности за все те случаи, когда я его не исполняю.

Если иногда я все-таки соблюдал законы, это никак не отменяет тех случаев, когда я их нарушал.

Добрые дела, возможно, уменьшают наш «минус», но никак не могут вывести нас в «плюс». На самом деле никто из нас не является таким, каким он должен быть, и не ведет себя так, как должен вести. Апостол Павел говорит:

…как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10–12).

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим. 3:19, 20).

Евангелие — это благая весть о том, что мы можем получить прощение и вечную жизнь даром, не ради наших дел, но ради того, что сделал для нас Иисус Христос:

…потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23, 24).

За наши грехи умер Невиновный; через Его смерть и воскресение Бог дарует нам прощение и новую жизнь. Именно в этом и состоит Евангелие (по-гречески «добрая весть»):

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и (сам) принял, (то есть), что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:1–4).

Мы призваны принять прощение и новую жизнь, обретенную для нас Христом, через покаяние и веру:

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38).

И наша вечная участь определяется тем, принимаем ли мы этот дар Божий или отказываемся от него:

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).

Посему на вопрос: «А спасется ли тот или иной человек?» — можно ответить так: если он придет ко Христу с покаянием и верой, хотя бы за пять минут до смерти, то спасется:

Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13).

А вот если до последнего будет упираться, считая, что Христос ему не нужен, что он сам обойдется, — тут, увы, может случиться и по-другому.

Разве нельзя быть порядочным (во всех смыслах этого слова) человеком и одновременно неверующим?

Этот вопрос задают часто; нередко приводят примеры таких людей из числа своих родных или знакомых.

Однако вопрос не в том, может ли кто-нибудь быть хорошим и без христианской веры. Каждому из нас следует поставить вопрос иначе: «Могу ли я быть «порядочным во всех смыслах этого слова» без Христа?» Я однажды задал себе этот вопрос и, честно взглянув на себя, понял — не могу.

Кроме того, христианская вера предполагает определенное мировоззрение (хотя и не сводится к нему). Это мировоззрение либо верно, либо не верно. Когда речь идет о порядочных неверующих, то обычно имеют в виду материалистов. В чем же разница между мировоззрением христианина и материалиста?

Читать еще:  В чем опасность длинной исповеди?

Тот и другой могут желать людям добра. Но первый уверен, что человек существует вечно, создан Богом и подлинную радость находит лишь в Боге; второй уверен, что человек возник в результате случайной и бессмысленной эволюции слепой материи; что существует каждая личность лет семьдесят (кто-то больше, кто-то меньше), а счастье так или иначе сводится к какому-то набору удовольствий (для кого-то «простых», для кого-то «изысканных»).

Ясно, что христианин и материалист не могут быть правы одновременно. Логически можно допустить, что оба не правы. Тот, кто ошибается, исходит из ложной картины мира и при самых добрых намерениях может причинить людям много зла — подобно тому, кто берется чинить технику, не представляя, как она устроена.

Допустим, ваша бабушка, которая выросла при советской власти и получила атеистическое воспитание, в силу внушенных ей идей искренне заблуждалась по поводу того, как устроен мир; при этом она, будучи от природы добрым человеком, делала много добра. Однако по неведению она делала и немало зла: если, например, она была педагогом, то передавала свое мировоззрение, в котором нет Бога и бессмертия, своим ученикам; а уж те делали из этой картины мира четкий логический вывод: «Если Бога и бессмертия нет, то все позволено!» (так рассуждал один из героев Достоевского). Или решали так: «Какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить [то есть всеми способами получать удовольствие; список можно продолжить — «станем воровать, колоться» и т. п.], ибо завтра умрем» (так писал апостол Павел: 1 Кор. 15:32). Таким образом, добрый человек с ложным мировоззрением может причинить много зла.

Впрочем, если ваша бабушка, пребывая в честном заблуждении, была действительно очень добра, то мы можем надеяться, что Бог в Своем милосердии исправит то зло, которое она причинила и себе, и тем, на кого повлияла. Однако мы с вами в ином положении, чем наши дедушки и бабушки. У них (по крайней мере, у многих) не было возможности разобраться и понять, верно ли христианское мировоззрение; мы имеем такую возможность.

Если вы задали такой вопрос («Можно ли быть хорошим без христианства?») — значит, вы еще не решили, истинно ли то, чему христиане учат. Более того, судя по вашему вопросу, вам это не кажется важным. Однако это очень важно.

Для начала хорошо бы решить для себя ключевые проблемы: «Жив ли Иисус Христос или мертв? Воскрес ли Христос так, как об этом учат христиане, — чтобы больше уже не умирать? Жив ли Он сейчас и придет ли снова, чтобы, как Царь, судить живых и мертвых?» Если Иисус из Назарета сгнил в могиле, то христианство — это колоссальный обман, который следует всеми силами разоблачать; и от такого учения никакой пользы быть не может. Это подчеркивают и сами христиане — например, апостол Павел (см. 1 Кор. 15:12–19). А если Христос воскрес и жив сейчас, то Он — действительно Человек, Которому нет равных, и мы должны очень внимательно прислушаться к Его словам и задать себе следующий вопрос: «Верно ли все то, что Он говорит о Себе?» Для этого придется внимательно прочитать Евангелия; и если вы решите, что Он не лгал, когда называл Себя Спасителем, Господом, будущим Судьей, когда сказал: «Я и Отец одно» (Ин. 10:30) и «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), — то нужно всей душой предаться истине, то есть Христу.

Порядочность предполагает и внутреннюю честность. Порядочный человек не уходит от трудных вопросов. «Быть может, вы и впрямь не уверены, надо ли быть христианином, но вы прекрасно знаете, что надо быть человеком, а не страусом» (Льюис К. С. Человек или кролик // Собр. соч. в 8 т. Т. 2. М.: 1998. С. 314). Если вы не решили для себя вопрос о том, Кто такой Иисус из Назарета и что Он сделал, — не избегайте вопроса, ищите ответ. Того, кто не хочет искать ответ, вряд ли можно счесть порядочным человеком — хотя бы в смысле внутренней честности.

Сегодня у вас есть возможность найти ответ и в книгах, и в общении с христианами. Конечно, это потребует времени и усилий, и не все сразу станет ясно; но ведь и «цена вопроса» весьма высока, так что потрудиться стоит, не правда ли?

Начав размышлять над тем, чему учил Христос и апостолы, вы можете сделать одно малоприятное открытие. Вы обнаружите, что и дня не можете быть порядочным во всех смыслах этого слова (на библейском языке — святым) без Божьей помощи. А еще вы обнаружите, что «порядочность» в привычном, обыденном понимании — лишь слабая тень истинного замысла Бога о человеке.

Нравственность необходима, но жизнь в Боге, к которой мы призываем, просто поглощает, вбирает ее. Мы должны родиться заново. (…) Желание «быть хорошим без Христа» зиждется на двух ошибках. Во-первых, это вам не под силу, во-вторых, это не цель вашей жизни. Нельзя взобраться самому на высокую гору праведности, но если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты, не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья; дальше придется лететь (Там же. С. 315).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Почему после добрых дел приходят искушения?

В жизни каждого христианина случаются искушения (трудности, неприятности, обстоятельства, вынуждающие человека сделать выбор в сторону зла или добра). Для многих людей они становятся проверкой на прочность. Человек недоумевает, а иногда даже унывает от множества скорбей.

Вроде никого не обижал, а наоборот, всем помогал и добрые дела творил. За что же его наказывает жизнь, Бог или дьявол?

Фото: Depositphotos.com

Многие святые отцы говорят, что если человек совершает добрые поступки, то он исполняет волю Божию, поэтому сатана обязательно искушать будет. Преподобный Пимен Великий говорил:

«Сделал доброе дело, …не было искушения – Богом не принято».

Бесам противны хорошие поступки, не терпят они святости, поэтому стараются различными трудностями заставить человека не совершать добрых поступков, отречься от Христа.

  1. Что такое искушение?
  2. Если не делать добрых дел, то не будет искушений?
  3. Почему после добрых дел бывают искушения?
  4. После доброго дела, не выдержав искушения, совершил грех — будет ли польза?
  5. Какова награда за добрые дела и перенесение искушений?

Что такое искушение?

Этим словом обозначают два понятия:

  1. В житейском смысле искушения – это скорби (болезни, финансовые трудности, обиды от людей);
  2. В духовном – состояние души, когда недалека угроза согрешить, нарушить заповеди.

Если не делать добрых дел, то не будет искушений?

Святые отцы говорили, что перед любым добрым делом или после него случается искушение. Однако обезопасить себя от неприятностей невозможно, так как без них еще не прожил ни один человек. Святой Давид писал, что даже самые счастливые годы жизни наполнены болезнями (Пс. 89:10). Апостол Петр добавляет, что «лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1Пет. 3:17).

Поэтому следует совершать добрые дела, не опасаясь трудностей, а переживая их с Божией помощью.

Почему после добрых дел бывают искушения?

Святой Дорофей говорил, то, «что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением». Дьявол любит испытать человека и его доброе намерение скорбями, как бы говоря: «Не совершай хороших поступков, видишь, что ты получил взамен?». С этим утверждением перекликается известная пословица: «Не делай добра – не получишь зла».

Однако следует помнить, что никакое искушение невозможно без воли Господа (даже волос не упадет с головы без ведома Бога (Мф.10:29-31)), поэтому если человек, поддается на уговоры беса, то он обесценивает совершенное им добро. Например, подал милостыня нищему, а потом пожалел о деньгах, что отдал. Или похвастался перед другим человеком своим поступком. Если при этом сказал что-то вроде: «Вот, знаешь, я нищим помогаю, не то, что некоторые», тогда еще и осуждением согрешил.

После доброго дела, не выдержав искушения, совершил грех — будет ли польза?

Следует помнить, что если Господь посылает скорби, то ожидает от христианина смирения и терпения. Люди часто ошибочно полагают, что невзгоды мешают им совершать добрые дела, угодные Иисуса Христу.

Это опасное заблуждение приводит к:

  • Ложному обольщению, так как люди начинают полагать, что им известно более Бога, чем Ему угодить;
  • Росту самомнения, потому как люди, думая, что делают добрые дела для Господа, возвышаются в собственных глазах.

Подобные мудрствования и грехи отдаляют человека от Бога, перечеркивая все его хорошие поступки.

Важно помнить: добрые дела воспитывают нас самих! Допустим, если батюшка совершает Литургию неподготовленным в меру собственных немощей, это не делает Таинство Причастия недействительным. Просто священник не получит для себя пользы. А вот причастники смогут по своей вере приобщиться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Какова награда за добрые дела и перенесение искушений?

«Что за похвала, если вытерпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:20) – говорит апостол Петр.

Через скорби Господь ведет человека к Себе, поэтому во время неприятностей стоит не роптать, а радоваться и благодарить Иисуса Христа за посланные беды, помогающие людям приготовить свои души для Царства Небесного. Святой Антоний Великий писал:

«Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного».

Грех, который уничтожает все добрые дела человека

Признаки рия — показухи

Всем нам известна польза хороших, благих дел – они могут увеличить наш удел в этом мире, благодаря им мы рассчитываем на хорошую участь в будущей жизни. Человек, который всегда готов прийти на помощь, оказать какую-то услугу, приносит пользу людям своими знаниями или иными умениями, щедрый и добрый, пользуется всеобщим уважением – его хвалят окружающие, его любят, стараются водить с ним дружбу, гордятся знакомством с ним.

Однако, во всех этих действиях, которые мы стараемся совершать вроде бы бескорыстно, не ожидая за них какой-то явной награды от людей – материального вознаграждения, ответных услуг – скрыта очень большая опасность, тайный порок.

И тем страшней эта опасность, что очень часто люди забывают о ней, не замечают ее. Но в свое время само наличие в наших деяниях этого порока и недостатка может свести на нет все наши благие дела. Этот порок или опасность называется рия или совершение благих дел напоказ. Что же это такое?

В одном хадисе рассказывается о том, что в Судный день перед Всевышним предстают три человека, которые прожили весьма достойную – с внешней точки зрения – жизнь, и теперь рассчитывают на награду.

Когда Всевышний спрашивает первого человека, он с гордостью отвечает, что принимал участие в благородной, справедливой войне, где погиб со славой на поле сражения. Но – к его глубокому удивлению — Аллах говорит ему, что он лжет! На самом деле он хотел совершить множество подвигов и прослыть среди людей храбрецом. Этой цели он достиг – люди хвалили его, но Господь не принял его поступка.

Второй человек сказал, что он много учился, изучал Коран и другие религиозные науки, обучал других. Но и ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты хотел, чтобы тебя прославляли за твою ученость, за красивое чтение Корана. Ты это получил при жизни – но здесь тебе ничего не полагается».

Читать еще:  Что делать, если не хочется жить?

Третий сказал, что Творец даровал ему огромное богатство, и он старался потратить его только на богоугодные цели – раздавал милостыню, помогал бедным, строил школы и мечети. Но и ему было сказано, что он лжет, поскольку настоящим его намерением было похвастаться своей щедростью.

После этого Аллах велит ангелам бросить этих людей в Ад – поскольку никаких добрых дел у них с собой не оказалось. Все их деяния – на которые они так рассчитывали – ничего не стоят перед Богом, поскольку были совершены не ради Него, не ради Его довольства, а только под влиянием рия, напоказ – то есть, неискренне. (хадис привел Муслим)

Как мы видим, внешнего совершения благого дела еще недостаточно, чтобы это действие было принято Всевышним. Необходимо правильное намерение – без которого все наши дела несовершенны, ибо сказано «все дела оцениваются по намерению». Намерение определяет – имеет ли наше действие ценность или оно было совершено впустую, было лишь красивой формой без содержания.

В противном случае, если мы совершаем благие дела ради хвастовства, чтобы создать о себе хорошее мнение в глазах окружающих, заслужить их почет и уважение, к нашим благим делам подмешивается рия, а значит, они ничего не будут стоить в глазах Творца.

Исламские ученые говорят, что рия сжигает благие дела человека, как огонь пожирает дрова. Как мы выше сказали, опасность этого порока в том, что он подстерегает человека незаметно, исподволь. Если человек не привык к постоянному самоконтролю, не вглядывается внутрь себя – проверяя каждый раз свое намерение, рия может незаметно завладеть его душой. Имам Газали говорил, что увидеть рия сложнее, чем услышать шаги черного муравья на черном камне темной ночью.

Этот порок или грех (рия) иногда называют скрытый ширк (многобожие). Если большой ширк означает обожествление кого-то еще, помимо Аллаха, то скрытое многобожие подразумевает совершение благих дел не ради довольства Всевышнего, а ради кого-то или чего-то еще. Ради чужого одобрения, похвал других людей, ради признания окружающих. Даже ради собственного удовлетворения – когда человеку самому приятно думать о себе хорошо («если я это сделал, значит, я добрый, щедрый, умный»).

Какой грех Пророк Мухаммад (ﷺ) называл малым ширком?

Разумеется, это название (малый ширк) не говорит о том, что человек, которому присуще рия, становится отступником от веры, такое название говорит об опасности этого порока.

Теперь остается последний пункт – как же нам всем уберечься от этого порока?

1. Во-первых, конечно, постоянно проверять себя, свои намерения, когда вы хотите совершить какое-то доброе дело.

Мы уже привели хадис, где говорится, что «все дела определяются по намерению». Для проверки своих намерений спросите себя – стали бы вы совершать такое-то хорошее дело (помогать коллеге в работе, подавать милостыню нищему, усердно совершать намаз), если бы вас сейчас никто не видел, вы были бы совершенно одни?

Более того, если человек, для которого вы это делаете, не поблагодарит вас, а вообще не заметит вашей помощи – а то еще и будет недоволен, станет капризничать, говорить, что вы сделали мало, неправильно, недостаточно?

Если вам важно довольство Всевышнего, вы не обратите внимания на эти мелочи – ведь Он вас видит, и знает, что вы хотели хорошего. А если ваша цель была -–лишь довольство людей, то, конечно, вам будет очень неприятно невнимание и неблагодарность тех людей, кому вы хотели помочь.

Имам Али (да будет доволен им Аллах) говорил о рия: «Признаки рия таковы: когда человек один, ему лень совершать добрые дела, но на людях он становится более усердным. При похвале увеличивается его добродетель, при критике уменьшается».

Другой праведный человек, Абу Амама Багили сказал, увидев плачущего в мечети человека: «Как было бы хорошо, если бы ты так плакал у себя дома!».

2. Чтобы застраховать себя от рия, старайтесь по возможности делать что-то полезное и доброе для других людей втайне, не прилюдно.

К примеру, если перечисляете деньги на благотворительность, делайте это анонимно, подавая милостыню на улице, старайтесь сделать это, когда вокруг не будет людей, совершать намаз в мечети и дома с одинаковым усердием и старанием.

В хадисе сказано, что в числе семи человек, которых Всевышний укроет в тени в Судный день, будет человек, который подавал милостыню втайне – так, что правая его рука не знала, что делает левая.

3 безграничных пользы тайной милостыни

Те же поучения содержатся в проповедях Иисуса, мир ему, который также предостерегал своих учеников от совершения деяний напоказ:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от вашего Господа. Итак, когда творишь милостыню, не объявляй об этом, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне…» (Евангелие от Матфея, 6: 1–4).

Еще в одном хадисе сказано:

«Благодеяния защищают от дурной смерти, тайная милостыня гасит гнев Господа, а поддержание родственных связей продлевает жизнь».

3. Не хвастайтесь своими добрыми делами – даже намеком, вскользь.

К примеру, когда человек, желая как бы невзначай упомянуть, что он встает на ночную дополнительную молитву, говорит – «Да, кстати, погода что-то испортилась. Когда я сегодня ночью проснулся на тахаджуд, шел сильный дождь».

Вроде бы он просто упомянул плохую погоду, но на самом деле хотел похвалиться своим усердием в поклонении. В другом случае, человек говорит при гостях – тоже, как будто между прочим: «Вот этот коврик (благовоние, четки) я купил, когда был во второй раз в хадже». Тем самым, он хочет упомянуть, что совершил хадж не один раз.

4. Тоже важный момент. Не думайте, что вы делаете что-то особенное, если помогли другому.

На самом деле бедный, нуждающийся, находящийся в беде человек нужен нам так же, как мы нужны ему – если не больше. Ведь если бы не было людей, которым нужна помощь, каким образом мы могли бы совершать добрые дела – а значит, зарабатывать награду за них от Бога? Поэтому если вам Господь дал возможность сделать что-то полезное – благодарите Его, ведь Он мог отдать эту награду кому-то другому.

5. Не ждите похвалы и благодарности от людей.

Если вы расстраиваетесь, что человек, которому вы когда-то помогли, не заметил вашего доброго дела или забыл о нем, не рассказывает другим о том, какой вы хороший и сколько для него сделали, значит, вы сделали этот хороший поступок не ради Аллаха, а ради собственного удовольствия – а значит, к нему примешано рия.

Даже небольшой поступок – но совершенный от чистого сердца, ради Бога и из желания помочь другому человеку – будет весомее перед Всевышним, чем гора благих дел, совершенных напоказ.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Иак. 4:17

Свт. Иоанн Златоуст

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Иаков не лишает нас способности совершать благо, но показывает, что она не связана лишь с нашей волей. Для того чтобы совершать благие дела должным образом, необходима благодать Божия.

Фрагменты.

Прп. Никодим Святогорец

Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть

Смысл этого изречения следующий, по святому Митрофану: если ты христианин, знаешь и исповедуешь, что создан Богом, и что без воли и помощи Божией никакое благо ты не можешь совершить, тогда во всех твоих делах, перво-наперво призывай Создателя твоего и Того помощь, и без Него не желай абсолютно, ни сделать что-нибудь, ни сказать. Но ешь ли ты или пьёшь, бодрствуешь или спишь, ходишь или торгуешь, или проще сказать во всех твоих делах, проси, дабы содействовал тебе Бог, Который сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Потому что, если знаешь о какой-то вещи, что дело полезно и добро и можешь его сотворить и не творишь, грех имеешь. И имеешь быть судимым от Бога, за это, потому что зная пользу ты мог это сделать, и не сделал, как был осуждён принявший один талант, не увеличив его. Талант же есть, ведение и сила, которые даёт Бог человеку, и поэтому будет судим человек если не увеличит их, вложив в действие и творение добра[59]. Феофилакт же и Икумений говорят, что здесь брат Божий говорит о лжеучителях, которые дерзают учить тому слову, которое не сотворили делом. Великий есть тот (т.е. блажен), не тот, кто учит, но тот, кто творит и учит, как сказал Господь (Матф. 5:19), малейшим же назовётся нарушающий одну из малейших заповедей и учащий так людей, т.е. без делания и без утруждения. Дела же должны предшествовать словам. Так и о Господе сказано, что Он сначала творил, а потом учил: «яже начат Иисус творити же и учити» (Деян. 1:1). И Соломон сказал, что праведник учит и проповедует другим веру, которую сам предварительно показал делами: «Явленную веру возвещает праведный» (Притч. 12:17).

[59] Поистине, братья, страшно слово сие. Поскольку, сказано, что согрешает не только тот, кто творит зло и грех, но и тот, кто не делает добра и добродетели, хотя знает и может их делать. Обязанность же есть, не только отвращаться от зла, но и трудиться в приобретении благого, по написанному: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15), смотри же и: «Аще кто глаголет, яко словеса Божии; аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог» (1Пет. 4:11).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть. — Опять заводит речь о суетной надменности, которая обыкновенно рождается от гордости, и, как бы заключая речь, говорит, что тщеславие есть зло. Если же оно зло, то происходит, без сомнения, от лукавого. Но тем, которые через святое крещение предали себя Господу, не следует принимать посеваемое лукавым. Прибавляет и сие: кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Опять вразумляет лжеучителей, чтобы не смели тому учить, чего не исполнят прежде сами, ибо блажен, сказано, не тот, кто научит, но тот, кто сотворит и научит (Мф. 5, 19); так как дела должны предшествовать словам, чем и возвещает праведник веру являемую. Ибо кто, говорит Господь, нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, то есть тому, над чем сам не трудился, тот малейшим наречется… а кто сотворит и научит, тот великим наречется (Мф. 5, 19). Посему и Сам Богочеловек сначала стал творить, а потом учить (Деян. 1, 1). Такая, по моему мнению, мысль и в сих словах: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1, 31), то есть подобным Господу, в Нем имея учителя и пример. Сходно с тем и Давид говорит: о Господе похвалится душа моя (Пс. 33, 2), — не иное что говорит, как сие: желал бы я похвалиться тем, что хожу по заповедям Господним.

Читать еще:  В Иране простились с аятоллой Монтазери

Блаж. Августин

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Разве по этой причине не грех тому, кто не разумеет делать добро, и потому не делает? Конечно, грех, но грех того, кто разумеет и не делает, тяжелее.

О прелюбодейном супружестве

Беда Достопочтенный

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Во всём тексте этого Послания блаженный Иаков показывает, что те, кому он писал, имели понятие о доброделании и изучили правую веру настолько, что вообразили, будто сами могут учить других. Однако при этом у них не было ни совершенства дел, ни смиренномудрия, ни сдержанности в слове. Поэтому, вместе с укорами и призывами, апостол серьёзно грозит им, напоминая, что знающий, как делать добро и не делающий имеет больший грех, чем тот, кто согрешает по неведению. Хотя и согрешающий по неведению не может быть вовсе свободен от вины, потому что само незнание добра – не такое уж малое зло. Ведь и Господь говорит: раб, который знал волю господина своего, [и не приготовивший,] и не сделавший по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12:47–48).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Ведь дела должны предшествовать слову. Ибо праведник возвещает веру, засвидетельствованную [делами].

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Лопухин А.П.

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

Обличения и увещания свои Апостол заканчивает общею сентенциею, что, «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Эта мысль о тяжести и виновности греха сознательного представляет повторение мысли Господа Иисуса Христа, не раз Им высказанной (Лк 12:47-48; Ин 15:22 и др.); у Апостола она относится ближайшим образом к содержанию главы IV-й, частнее последних ее стихов, но, в силу своей общности и широты, приложима ко всему вообще нравственному учению послания.

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах

В наше смутное время большинство людей вне зависимости от их положения спешат опередить друга друга в мирских делах и в накоплении мирского имущества. Если человек увидит у своего соседа, коллеги новую машину, «крутой» смартфон, евроремонт в квартире или просто модные кроссовки, то он будет даже во сне думать, как ему заполучить то же самое или получше. Если он сам не догадается, то жена тут как тут – обязательно укажет ему на это. А Аллах нам указывает, чтобы мы опережали друг друга и соревновались в благих делах.

«Стремитесь же опередить друг друга в благих делах». (сура Аль-Бакара, 148)

Всевышний также сказал:

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَـوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ

«Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных…». (сура Али Имран, 133)

В этом аяте упоминается только ширина рая, ибо длина любого места всегда больше, чем ширина, в несколько раз.

Но многие откладывают совершение благих деяний до лучших времен. В детстве кто-то учится, в молодости он радуется жизни, далее он вступает во взрослую жизнь, у него много своих дел и нескончаемые проблемы, решение, которых невозможно откладывать. Далее ему приходиться расти и воспитывать уже своих детей, а вот в старости, если, конечно, доживет, он планирует обратиться в религию – заняться поклонением, благотворительностью и тому подобным. Но увы, в старости у многих не остается ни сил, ни здоровья, ни возможностей для этого…

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن أبي هريرة — رضي الله عنه: أن رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — قَالَ: «بَادِرُوا بِالأعْمَال فتنًا كقطَعِ اللَّيْلِ المُظْلِمِ، يُصْبحُ الرَّجُلُ مُؤْمِنًا وَيُمْسِي كَافِرًا، وَيُمْسِي مُؤمِنًا ويُصْبِحُ كَافِرًا، يَبيعُ دِينَهُ بعَرَضٍ مِنَ الدُّنيا». رواه مسلم.

«Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным (кафир) и когда вечером будет он верующим, а утром – неверным, продающим свою религию за мирские блага». (Муслим, 1183)

Совершайте хорошие деяния и стремитесь делать их как можно больше, пока не появятся смуты и испытания, и у вас не будет возможности на это. И эти смуты будут чередоваться друг за другом, и последующая будет страшнее предыдущего. И дело дойдёт до того, что человек будет менять свою религию по несколько раз в сутки. Причиной же такого стремительного изменения взглядов является тяга к мирским благам и отдаление от религии.

Также сообщается, что Укба Ибн аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал:

: عن أبي سِروْعَة — بكسر السين المهملة وفتحها — عُقبةَ بن الحارث — رضي الله عنه — قَالَ: صَلَّيتُ وَرَاءَ النَّبيّ — صلى الله عليه وسلم — بالمَدِينَةِ العَصْرَ، فَسَلَّمَ ثُمَّ قَامَ مُسْرِعًا، فَتَخَطَّى رِقَابَ النَّاسِ إِلَى بعْضِ حُجَرِ نِسَائِهِ، فَفَزِعَ النَّاسُ مِنْ سُرْعَتِهِ، فَخَرَجَ عَلَيهمْ، فَرأى أنَّهُمْ قَدْ عَجبُوا مِنْ سُرعَتهِ، قَالَ: «ذَكَرتُ شَيئًا مِنْ تِبرٍ عِندَنَا فَكَرِهتُ أَنْ يَحْبِسَنِي فَأمَرتُ بِقِسْمَتِهِ» رواه البخاري

«Однажды в Медине я совершил послеобеденную молитву позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей (, направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью(, а спустя некоторое время) он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: «Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня». (Аль-Бухари, 851 и 1430)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«كُنتُ خَلَّفتُ في البَيْتِ تِبرًا مِنَ الصَّدَقةِ فَكَرِهتُ أَنْ أُبَيِّتَهُ»

«Я оставил у себя дома золото, являющееся частью пожертвования (садака), и не хотел оставлять его у себя и дальше».

В этом поступке Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы видим, как он спешил совершить этот добрый поступок, тем самим показывая и нам пример. Если в наше время кто-то так поспешно выходит из мечети, то только ради мирских дел. Кто-то забыл закрыть машину, кто-то оставил телефон в комнате для омовения, а кто-то забыл выключить дома утюг … Причин может быть много, но пользы от этого для Ахирата мало. Но великие сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поступали по-другому. Они были готовы, не откладывая, выполнить любые Его указания и следовали во всем за ним.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся:

عن جابر — رضي الله عنه — قَالَ: قَالَ رجلٌ للنبي — صلى الله عليه وسلم — يَومَ أُحُد: أَرَأيتَ إنْ قُتِلتُ فَأَيْنَ أَنَا؟ قَالَ: «فِي الجَنَّةِ» فَأَلْقَى تَمَرَاتٍ كُنَّ في يَدِهِ، ثُمَّ قَاتَلَ حَتَّى قُتِلَ. مُتَّفَقٌ عَلَيهِ

«В день битвы при Ухуде один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи мне, где я окажусь, если меня убьют?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «В раю», – и тогда (этот человек) выбросил финики, которые держал в руке, (бросился в бой) и сражался, пока не погиб». (Аль-Бухари, 4044; Муслим, 1899)

Этот человек не отвлёкся ни на минуту, не потратил свое время на съедение нескольких фиников, которые он держал в руках. Как только ему сказали о благородности этого деяния (смерти на пути Аллаха) и о том, какая награда его ждёт, он бросил эти финики и устремился в «рай». Разве у него не было других важных (мирских) дел, требующих безотлагательного решения? Конечно, были – и немало, но он последовал примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), выбрал то, что останется навечно и оставил то, в чём нет никакой уверенности. Поэтому нам тоже следует поспешить к благим деяниям, не откладывая их до тех пор, когда у нас появится свободное время для поклонения или свободные средства для пожертвования. Потому что чем раньше делаешь добро, тем выше награда, более того, у нас нет гарантии, что мы доживём до этого свободного времени или у нас появятся свободные средства.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

عن أبي هريرة — رضي الله عنه — قَالَ: جاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبيِّ — صلى الله عليه وسلم — فَقَالَ: يَا رسولَ الله، أيُّ الصَّدَقَةِ أعْظَمُ أَجْرًا؟ قَالَ: «أنْ تَصَدَّقَ وَأَنتَ صَحيحٌ شَحيحٌ، تَخشَى الفَقرَ وتَأمُلُ الغِنَى، وَلاَ تُمهِلْ حَتَّى إِذَا بَلَغتِ الحُلقُومَ قُلْتَ لِفُلان كذا ولِفُلانٍ كَذا، وقَدْ كَانَ لِفُلانٍ». مُتَّفَقٌ عَلَيهِ

«Один человек, пришедший к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), спросил: «О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) сказать: «Такому-то столько, а такому-то столько», – тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то». (Бухари, 1419; Муслим, 1032)

Не стоит откладывать до того времени, когда это имущество не будет иметь для тебя особого значения. Иначе получится, будто ты раздаёшь ненужные вещи, которые тебе жалко выбросить, но и дома держать нет смысла. Надо спешить как можно раньше делать добрые дела, ибо последующий день не будет лучше предыдущего, ибо от Зубайра бин Адий предается:

عن الزبير بن عدي، قَالَ: أتينا أنسَ بن مالك — رضي الله عنه — فشكونا إِلَيْه مَا نلقى مِنَ الحَجَّاجِ. فَقَالَ: «اصْبرُوا؛ فَإنَّهُ لاَ يَأتِي زَمَانٌ إِلاَّ والَّذِي بَعدَهُ شَرٌّ مِنهُ حَتَّى تَلقَوا رَبَّكُمْ» سَمِعتُهُ مِنْ نَبِيِّكُمْ — صلى الله عليه وسلم. رواه البخاري

Однажды мы пришли к Анасу бин Малику (да будет доволен им Аллах) и пожаловались ему на (произвол) аль-Хаджжаджа, (на что) он сказал: «Терпите, ибо какое бы время ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от вашего пророка, да благословит его Аллах и да приветствует». (Аль-Бухари, 7068)

Абдульваххаб Аш-Шаарани сказал: «Всевышний Аллах обычно испытывает своих рабов сначала незначительными бедствиями, затем Аллах насылает на них большие бедствия. Это всё делается, чтобы подготовить людей, ибо если испытать их сразу большими бедствиями, то они могут не выдержать испытания».

По свидетельству Анаса (да будет доволен им Аллах) такая тенденция будет продолжаться вплоть до Судного дня. А некоторые периоды процветания в религии, которые возникали после упадка (например время правления Умара ибн Абдульазиза после аль-Хаджаджа и т.п.) объясняются тем, что это локальные явления, а в крупных масштабах будет – «ибо какое бы время ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже…». Поэтому для человека, уверовавшего во Всевышнего, нет времени для отдыха, пока он не встретится со своим Господом. Так старайтесь же опередить друг друга в добрых делах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector