0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

сщмч. Киприан Карфагенский

Содержание

Православная Жизнь

Среди святых отцов и учителей Церкви есть целый ряд имен, знакомых нам понаслышке или незнакомых вовсе.

13 сентября в православном календаре мелким, стандартным шрифтом вписано имя сщмч. Киприана Карфагенского, который большинству христиан известен двумя своими высказываниями: «Кому Церковь не мать – тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения». Думаю, что в день его памяти стоит немного расширить свои знания об этом удивительном святом и сделать некоторые выводы в отношении собственно духовной жизни.

Для начала кратко опишем его земной путь. Точная дата рождения будущего священномученика нам неизвестна, а все варианты вращаются плюс-минус вокруг 200 года. Место рождения, как и место всего его дальнейшего служения, связано с Северной Африкой, в частности, с давним конкурентом Рима – Карфагеном. Знатное происхождение Фасция Цеция Киприана (полное имя) позволило ему получить блестящее образование. Вероятнее всего, где-то в 245 году, т. е. уже в довольно зрелом возрасте, он принимает крещение. И больше всего здесь восхищает его отношение к Таинству, которого, наверное, не ощутил никто из нас – крещеных несознательно и задолго до своего, скажем так, воцерковления. Свою жизнь до приятия христианства он категорически осуждает и рисует в весьма мрачных красках: «Я находился во тьме и в глубоком ослеплении, когда, исполненный нерешительности и сомнения, я носился и блуждал», – а вот его слова после принятия таинства: «Когда возрождающие воды омыли пятна прежней моей жизни и в очищенное и оправданное сердце пролился небесный свет, когда, приняв Духа Небесного, соделался я по второму рождению новым человеком, – тогда чудным образом сомнения разрешились в уверенность; тайны начали открываться, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, соделалось удобным, невозможное стало возможным». Вряд ли кто-то из нас так воодушевлялся даже после сознательного обретения веры или первого участия в таинстве Евхаристии.

Проходит буквально два-три года, и вот мы уже видим Киприана в качестве епископа Карфагена. Тот факт, что практически неофит стал во главе крупной и известной кафедры, некоторым священнослужителям не нравился, что в скором времени вылилось в повод для серьезного конфликта. Естественно, что праведности в служении владыке было не занимать.

В 249-250 годах разразилось непродолжительное, но весьма сильное гонение со стороны императора Деция. Взоры исполнителей гонения в Северной Африке, естественно, сразу обратились на главу и лидера карфагенской общины. Но в этот раз владыка Киприан, при всей его ревности, принял мудрое решение и скрылся от гонителей ради продолжения руководства вверенной ему Богом паствой. До гонения Церковь в Африке пользовалась практически полувековым затишьем, что привело к тому, что Ее членами стали люди, не имевшие крепкой веры. Когда император после неполных двух лет правления погиб в битве с готами и притеснение христиан автоматически прекратилось, то в Церкви сразу возник вопрос о том, как принимать отпавших и предавших Христа христиан, но пожелавших раскаяться и вернуться. И вот здесь недовольные владыкой Киприаном подняли свои головы. Во главе этой партии встал старейший пресвитер Карфагена Новат. Как это часто бывает, за вроде бы «благородными» порицаниями стоят низменные человеческие страсти. Новат обвинял Киприана в том, что он после продолжительного покаяния и несения епитимии принимал отпавших христиан назад в лоно Церкви. Мятежник считал, что отпавшие однажды ни при каких условиях не могут снова стать христианами. На самом же деле карфагенский владыка уже давно обличал одиозного Новата в хищении церковных денег, обмане сирот и вдов, а также жестоком обращении со своим стареньким отцом и беременной женой. Этот пресвитер уезжает в Рим и там, вместе с другим смутьяном – властолюбивым Новацианом, на основании указанных претензий, не признает законного избрания папы Корнилия и учиняет раскол. Разрешение конфликта произошло на Карфагенском соборе 251 года.

Следующий крупный спор, в котором принимал активное участие свящмуч. Киприан, возник в 254-256 годах. Эпицентром разногласий стал вопрос принятия в Церковь еретиков и раскольников. Папа Стефан I считал, что приходящих из еретических организации, даже таких крайних как маркиониты (не признававших Троицу), следует принимать через возложение рук. А вот сщмч. Киприан, довольно подробно изложивший учение о Церкви и утверждавший абсолютную безблагодатность еретических и раскольничьих сборищ, стоял на позиции, что все совершенные у них таинства недействительны, а потому бывших отступников нужно крестить.

Все споры были прерваны в результате того, что в 257 году император Валериан разжег новое гонение на христиан. Проходит еще немного времени, и в 258 году сначала папа Стефан, а потом и владыка Киприан принимают мученическую кончину.

Я не упомянул, что между гонениями Деция и Валериана было еще непродолжительное гонение со стороны императора Галла. Именно в этот период священмуч. Киприан пишет свой трактат «О смертности», на котором теперь и хотелось бы сосредоточить наше внимание.

В самом начале он говорит, что, несмотря на то что большинство христиан тверды в вере, все же находятся и такие, кто «не обнаруживают в сердце своем Божественной непобедимой силы». Думается мне, что сегодня ситуация диаметрально противоположная. Вот эта самая «непобедимая сила» должна как раз и проявляться в твердом и мужественном перенесении скорбей, несчастий и страданий. Казалось бы – очевидная мысль, которую Киприан описывает красивыми словами. Но когда я их читал, у меня невольно возникало ощущение некоторого подтекста и даже укоризны в нашу сторону. Выразить это можно примерно так: «А что вы хотели? Вы что, не знали куда идете, на что себя обрекаете? Почему мы вообще об этом говорим? Такое ощущение, что вы будто не знаете слов Христа том, что надлежит быть войнам, землетрясениям, морам и пр. Но если Господь пообещал, значит так и будет».

И вот, казалось бы, понимание неизбежности испытаний, предожидание их, просто понимание, что без них не спастись, уже само собой вносит ноту тревоги и беспокойства. Нельзя сказать, что это совсем уж плохо, это свидетельство еще живой, борющейся души, но так же это еще и признак болезни. «С прохождением мира, – пишет сщмч. Киприан, – настанет уже награда жизни, радость вечного спасения, всегдашняя безопасность и обладание раем, некогда утраченное; земное сменяется уже небесным, малое великим, временное вечным. Какое же тут место тоске и беспокойству? Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры?».

Далее тема испытаний во время земного пути у Киприана тесно переплетается с разговором о смерти и посмертной участи. Мы часто беспокоимся даже не за самих себя, за близких и родных людей, но только в этом мире никто нам не даст никаких гарантий безопасности, а вот там, в блаженной вечности, пишет карфагенский епископ, – единственное место постоянного и прочного покоя. Данную мысль как аксиому мы должны усвоить и передать тем людям, о ком болит наше сердце. Научить детей, объяснить родителям и друзьям. Мы все время цепляется за эту жизнь, но давайте, наконец, поймем, что в ней бесконечное количество гонений на нашу душу, огромное множество стеснения для сердца, ведь нам постоянно приходится вести борьбу с диаволом, непрестанно отражать его нападки. «Ум, осаждаемый и окружаемый со всех сторон напаствующим диаволом, едва может противиться и противостать всему этому, – продолжает сщмч. Киприан и вопрошает, – и приятно же оставаться надолго здесь, среди мечей диавольских, когда, при быстро распространяющейся смерти, следовало бы тем с большею охотою и желанием спешить ко Христу?». Вот уж действительно вопрос, о котором сам, может, и не задумаешься.

Желание пожить спокойно владыка называет «язвой», которой христиане поражаются наравне с язычниками. По-хорошему вера и страх Божий должны нас сделать готовыми на все. Ни лишение материальных благ, ни беспрестанная скорбь, ни мучительная разлука с женой (мужем) и детьми, ни умирающие друзья не должны соблазнять нас, но побуждать к подвигам. Нечем будет хвалиться, коль не будет опасности, без брани не будет и победы, именно поэтому, – пишет сщмч. Киприан, – воинов Христовых не убивают, а увенчивают».

И здесь у карфагенского епископа раскрывается еще одна очень важная мысль. Он делает акцент на внутренней готовности христианина понести скорби и страдания. Может же быть и так, что человека вера наполняет бесстрашием перед лицом испытаний, но эти самые испытания так и не наступают до самой смерти. Казалось бы, к чему тогда весь этот пафос мужественного терпения? Ответа здесь два. Во-первых, не в нашей власти решать, кому какой крест возложить на плечи, может, к самому тяжелому мы реально и не были бы готовы. А во-вторых, Бог видит сердце человека и, узрев в нем готовность к подвигу, воздаст и награду за подвиг. «Иное дело – недостаток готовности к мученичеству, – уточняет сщмч. Киприан, – а иное – недостаток мученичества при готовности к нему».

Если все это мы не усвоим и не сделаем реальным в сердцах и душах наших, то молиться нам не стоит. Какой тогда смысл в словах молитвы «Отче наш», когда мы просим прийти Царство Божие, а сами к Нему не стремимся. Наше Отечество там, рядом с Богом, пишет сщмч. Киприан, и именно там нас «ждет многочисленный сонм родителей, братьев, детей, кои, не страшась уже за свою безопасность, заботятся еще и о нашем спасении. Увидеть их, обнять – о, какая это радость для них – вместе и для нас! Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блаженство при вечной жизни!».

Протоиерей Владимир Долгих

КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ

Сщмч. Киприан Карфагенский

Киприан Карфагенский (ок. 200 — 258), епископ, священномученик.

Родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка). Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго «оставался в глубокой мгле ночной. далекий от света Истины». Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана. Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.

Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Кекилий [2]. В 46-летнем возрасте учёнейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом святого Кекилия.

Святитель Киприан писал в письме к другу Донату о своем крещении:

Примерно через год после крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер карфагенский епископ Донат, по требованию всей карфагенской Церкви, никого не желавшей видеть своим епископом, кроме Киприана (aut Cyprianus, aut nullus), вопреки каноническим правилам, он поставлен был епископом Карфагена (около 248 года).

Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии. Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступить в том или ином случае. Гонение императора Декия (249-251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для, укрепления веры и мужества среди гонимых. Перед отъездом из епархии святитель разделил церковное имущество между всеми клириками для оказания помощи нуждающимся и в дальнейшем присылал дополнительные средства.

Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира, т. е. ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святитель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине послание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение. Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Некоторые из падших настоятельно требовали немедленного допущения их в Церковь и этим смущали всю общину. Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих распоряжений.

Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех клириков проверить жизнь людей, которые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, поднявших возмущение против своего епископа. Святитель Киприан отлучил Феликиссима и шестерых его сторонников. В своем письме к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения. Это письмо удержало большинство карфагенских христиан в верности Церкви.

В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года. Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.

В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Корнилия поставить на Римскую кафедру другого епископа, Новациана. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу «О единстве Церкви».

Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие — вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых — без погребения. Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных.

Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно. В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: «Благодарение Богу!» и весь народ в один голос воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала 14 сентября 258 года. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию.

Труды

Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие — свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, внутреннее единство которой выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. «Любовь — основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном».

Как в сочинениях, так и в епископской практике сщмч. Киприан является защитником сильной власти в Церкви, церковной иерархии, в которой он видел осуществление принципа ветхозаветной теократии и условие единства Церкви и ее дисциплины. Отсюда его стремление ограничить влияние «исповедников», его строгость по отношению к падшим, его идеи о значении еретического крещения. Священномученик Киприан отнюдь не исключает, однако, участия в церковном управлении совещательного начала («совета пресвитеров») и даже в некоторых случаях — голоса паствы. Он был сторонником соборов, как высшей инстанции для решения церковных дел: их было при нем несколько. Формулированное им учение о единстве Церкви и ее иерархическом устройстве служит доселе нормой церковного управления. Эту учение он развивает в 66 своих посланиях, писанных по разным обстоятельствам и к различным лицам.

С точки зрения античной риторики, они служили образцами эпистолярного рода сочинений, а по внутренним свойствам сохраняют до сих пор значение истинно-пастырского наставления и утешения (см., например, по русскому переводу послания 10, 12, 17, 25, 28, 52, 64, писанные к клиру и народу карфагенскому во время жестокого Декиева гонения). Кроме посланий св. Киприана, сохранилось еще 12 трактатов, по поводу которых Григорий Богослов заметил, что «насколько люди вообще превосходят животных даром слова, настолько этим даром Киприан превосходил прочих людей». По языку они представляют собой лучшие образцы святоотеческой латыни [3]. Особенно замечателен трактат «О смертности», написанный по поводу моровой язвы, на которую язычники смотрели как на кару богов за терпимость их к христианству, а св. Киприан — как на кару Бога за мерзости язычества. Впечатление утешений и увещаний, содержащихся в этом трактате, было необычайное; все устремились на помощь больным, не щадя себя самих для спасения даже язычников. В некоторых из своих сочинений св. Киприан находится под видимым влиянием Тертуллиана, которого сам называл своим учителем, — но избегает монтанического его ригоризма. У Киприана Карфагенского встречаются цитаты из од Горация, из Геродота и т. п. Как на недостаток сочинений св. Киприана, указывают на некоторые произвольные и неточные толкования св. Писания (например, потоп — прообраз крещения).

На русском языке издано:

  • Избранные сочинения. Пер., с эллино-грея. изд. М. Протопопова. СПб., 1803.
  • Жизнь и творения священномученика Киприана. Пер. Д. А. Подгурского. Части 1, 2. Киев. 1860-1862 (Труды Киев. ДА). То же. Изд. доп. В 2-х томах. Киев, 1891.
  • Творения. Части 1, 2. Киев. 1879-1880 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемая при Киев. ДА. ян. 1-II).
  • Слова: О зависти и злобе. — «Христианское чтение», 1825. ХVIII, с. 3-122.
  • О благочинии и одежде девственниц. — Там же. с. 123 слл.
  • О терпении. — Там же, 1832, ХLVIII, с. 3 слл.
  • О милостыне. — Там же, 1835, IV, с. 3 слл.
  • О смертности. — Там же. 1836. II. с. 3 слл. То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.
  • О единстве Церкви. — Там же, 1837. I, с. 19 слл. и в кн., указанной в предыдущем пункте.
  • О падших. — Там же. 1847. II. с. 161 слл.
  • Беседа о молитве Господней. — Там же, 1839, I, с. 131 слл. То же, В кн.: Поторжинский Н. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877.
  • О похвале мученичеству. — В кн.: Сказания о мучениках христианских, чтимых Православною кафолическою Церковию. В рус. пер. Т. I. Казань. 1865. (Прил. к ж. «Православный собеседник»).
  • Письма: К Донату, о благодати Божией. — К Димитриану. — К епископу Немезиану и другим мученикам. — К мученикам и исповедникам. — К пресвитерам и диаконам. — «Христианское чтение». 1825, ХVIII. с. 243 слл.; 1830, ХXХIХ, с. 241 слл.; 1832. ХХVII. с. 90 слл.; 1837, II, с. 52 слл.; 1839. III, с. 127 cлл.; 1838. III, с. 141 слл.
  • Пастырские наставления в письмах святого Киприана, епископа Карфагенского. — «Журнал Московской Патриархии», 1977. N 2, с. 73-79.

Использованные материалы

  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4558.htm
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] В Русской Церкви не отмечается память святителя Киприана 16 сентября, праздновавшаяся в древности Карфагенской Церковью, перенесшей её на этот день со дня кончины святого — 14 сентября (см. Нафанаил (Львов), архиеп. «Доклад о почитании африканских святых», http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940 ).

[2] «Άγιος Καικίλιος διδάσκαλος του Αγίου Κυπριανού», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/4410/saint.aspx .

[3] см. Помяловского, «Латинская хрестоматия для духовно-учебных заведений», СПб., 1878

Храм Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца г. Уссурийск. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Приморская Митрополия, Владивостокская Епархия , БЛАГОЧИНИЕ II ОКРУГА по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира Митрополита Владивостокского и Приморского.

наш приходской сайт

Священномученик Киприан Карфагенский

Священномученик Киприан Карфагенский

Мощи священномученика Киприана Карфагенского

Сын богатого карфагенского сенатора, получил блестящее языческое образование и до 46 лет был язычником. Преподавая красноречие в Карфагене и исправляя должность адвоката, Киприан не был свободен от языческих грехов. Но роскошные пиры не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана (род. ок. 160 г.). Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.

Знакомство с карфагенским священником Цецилием привело Киприана к познанию веры Христовой и принятию крещения, после чего он совершенно изменил свою жизнь. Через год после крещения он принял сан пресвитера (247 г.), а по смерти карфагенского епископа Доната (248 г.) был посвящен во епископа.
Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Гонение императора Декия (249-251 гг.), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для укрепления веры и мужества среди гонимых. По отношению к отпавшим от веры святитель Киприан являлся снисходительным судьей, утешая их надеждой на прощение и единение с Церковью при условии сердечного покаяния. В 252 г. в Карфагене была страшная эпидемия, и в это время святитель Киприан явился поистине Ангелом Хранителем не только для христиан, но и для язычников, утешая умирающих и принося с собою всюду мир. Собственным примером и убеждениями он располагал христиан оказывать помощь страдающим от эпидемии.
В 257 г., в гонение Валериана (253-259 гг.), святитель Киприан был послан в заточение. Находясь в изгнании, святитель писал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Через год на суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Мученическая кончина святого последовала в 258 г.
Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения, в том числе 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты церковью как образцы православного исповедания и читались на III и IV Вселенских Соборах. В сочинениях святителя Киприана изложено православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Святитель писал, что внутреннее единство Церкви выражается в единстве веры и любви, внешнее единство происходит через иерархию и таинства Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения, отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. Любовь — основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном.

Священномученик Киприан Карфагенский 2021: какого числа по церковному календарю

Священномученик Киприан Карфагенский — христианский святой, почитаемый православной церковью. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой Киприана Карфагенского, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти Киприана Карфагенского в 2021 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти священномученика Киприана Карфагенского в 2021 году?

День памяти святого Киприана Карфагенского в 2021 году отмечается 13 сентября.

По старому стилю день памяти Киприана Карфагенского отмечался церковным календарем 31 августа. Дата не является переходящей, отмечается православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие Киприана Карфагенского

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка), где протекла вся его жизнь и деятельность. Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго «оставался в глубокой мгле ночной. далекий от света Истины». Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана (родился ок. 160 г.). Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.

Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия Крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия. Могучее действие возрождающей благодати Божией, полученной им в Крещении, святитель Киприан описал в письме к другу Донату: «Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений,открылись тайны, осветилось темное. я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него — наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния». Примерно через год после Крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер Карфагенский епископ Донат, все единодушно избрали, епископом святого Киприана. Он дал свое согласие, повинуясь настоятельным просьбам, и был рукоположен во епископа Карфагенского около 248 года.

Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии. Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступить в том или ином случае. Гонение императора Декия (249-251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для, укрепления веры и мужества среди гонимых. Перед отъездом из епархии святитель разделил церковное имущество между всеми клириками для оказания помощи нуждающимся и в дальнейшем присылал дополнительные средства.

Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира, т. е. ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святитель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине послание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение. Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Некоторые из падших настоятельно требовали немедленного допущения их в Церковь и этим смущали всю общину. Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих распоряжений.

Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех клириков проверить жизнь людей, которые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, поднявших возмущение против своего епископа. Святитель Киприан отлучил Феликиссима и шестерых его сторонников. В своем письме к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения. Это письмо удержало большинство карфагенских христиан в верности Церкви.

В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года. Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.

В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Целерина поставить на Римскую кафедру другого епископа. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу «О единстве Церкви».

Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие — вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых — без погребения. Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных.

Где находятся мощи святого

Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно. В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: «Благодарение Богу!» и весь народ в один голос воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала в 258 году. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию.

О чем молятся Киприану Карфеганскому

Читать молитву священномученику Киприану нужно каждый день без каких-либо сокращений, пока не улучшится духовное или физическое состояние (здоровье). Читать можно за себя и за своих близких (за детей).

Молитвы Киприану Карфагенскому направлены на защиту:

сщмч. Киприана, еп. Карфагенского

(13 сентября/31 августа)

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 г. в городе Карфаге- не, где протекла вся его жизнь и деятельность. Фасций Киприан был сыном богатого сенатора- язычника, получил прекрасное светское образо-

вание и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоми- нал, что долго «оставался в глубокой мгле ночной. далекий от света Истины». Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей дея- тельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины.

Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия Крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия. Примерно через год после Крещения святой был рукоположен во пресвитера, а ког- да умер Карфагенский епископ Донат, все единодушно избрали епископом святого Киприана. Он дал свое согласие, повинуясь настоятельным просьбам, и был рукоположен во епископа Карфа- генского около 248 г.

Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Гонение императора Де- кия, о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для укрепления веры и мужества среди гонимых. Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресви- терам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира, т. е. ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святи- тель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине по- слание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно при- нимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение. Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Во вре- мя моровой язвы святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников.

Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана, карфагенский проконсул Патерн велел святителю прине- сти жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также на- звать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. В день прибытия на место ссылки он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много пи- сем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала в 258 г. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

Дорогие братья и сестры!

13 октября

17:00 — Всенощное бдение возглавит Высокопреосвященнейший архиепископ Аксий

Троицкому собору г. Подольска требуется разнорабочий, сторож и уборщица в храм. По поводу трудоустройства обращайтесь к старосте собора по телефону +79096750753

По благословению настоятеля Троицкого собора протоиерея Александра Ганабы при соборе действует центр Православного образования и воспитания «Троицкая лествица». Обучение осуществляется по программам государственной общеобразовательной школы и проходит в атмосфере духовного Православного воспитания. Объявляется набор во все учебные классы ( с первого по девятый).

Записаться на тестирование можно у дежурного на вахте или по телефону:

Давайте сделаем наш сайт

простым и удобным
вместе с Вами.

Ждем Ваших предложений и подсказок по улучшению работы с сайтом Троицкого собора.
Если Вы заметили неточности или у Вас есть какие-либо предложения и пожелания по улучшению работы с нашим сайтом, пожалуйста, сообщите нам, перейдя по ссылке

Мы надеемся, что с Вашей помощью, сайт Троицкого собора станет более комфортным в использовании.

Житие святителя Киприана Карфагенского и творческое наследие епископа, иконы

Христианское учение формировалось на протяжении нескольких столетий. До настоящего времени в догмате веры еще остались нерешенные проблемы, в частности о единстве Христианской Церкви. Труды святого Киприана Карфагенского оказали значительное влияние на многих богословов, духовенство и верующих людей, начиная с III века и до периода Реформации.

Краткое жизнеописание святого

Епископ Карфагенский – один из самых значительных деятелей и просветителей раннехристианской церкви, почитаемый в равной степени католиками, православными и протестантами.

Происхождение

Киприан родился в столице североафриканской римской провинции – Карфагене. Приблизительная дата – 200/210 год. Его отец был богатый и знатный римский сенатор, приверженец древних языческих богов.

Житие

Юноша обладал большими способностями:

  • аналитическим умом;
  • отличной памятью;
  • развитой речью.

В карфагенской школе святой приобрел знания по философии, риторике. Киприан был блестящим оратором, с выразительной, аргументированной речью. Длительное время преподавал риторику, выступал защитником на судебных разбирательствах. Христианским вероучением успешный юрист заинтересовался, когда ему было 40 лет.

Киприану, привычному к логическим формулировкам и построениям, сложно было осознать христианское вероучение. Большое влияние на него оказали труды Тертуллиана, одного из первых раннехристианских богословов.

Тертуллиан, как и Киприан, родился в Карфагене, в семье центуриона (командира крупного воинского подразделения). Риторику и философию он изучал в Риме, затем вернулся в Карфаген, где принял христианство и был в 200 году рукоположен в пресвитеры.

Основоположник теологии в своих сочинениях отвергал возможность логического понимания библейских текстов, считая, что его толковать надо буквально. Тезис Тертуллиана, что чистая вера в Бога не может иметь логического обоснования, стал основополагающим в христианстве.

Благодаря общению с пресвитером Кекилием, Киприан утвердился окончательно в христианской вере, и в 46 лет получил статус оглашенного, а затем крестился. Приобщение к христианству, по словам святого, осветило жизнь, утихомирило душевные страсти. Следуя христианской морали, он раздал имущество бедным, покинул богатый дом и поселился у Кекилия. Через год после крещения святитель был рукоположен в пресвитеры. А затем был утвержден епископом Карфагенской Церкви.

Смена у власти римских императоров отражалась на отношении к христианам. В 250 году началась первая волна гонений и попытка вернуть языческую веру. Киприан предугадал преследование и покинул Карфаген, распределив перед этим церковное имущество между оставшимися священнослужителями.

После смерти императора пастырь вернулся в Карфаген, где против него образовалась оппозиция. Причиной стало разногласие относительно вероотступников, желавших по окончании преследований вернуться в лоно Церкви.

С приходом к власти императора Валериана повторились гонения на христиан. После отказа святителя принести жертву в языческом храме он был отправлен в ссылку в Курбус (в 150 километрах от Карфагена), где пробыл год. Здесь во сне ему было открыто, что вскоре его ожидает мученическая смерть.

Через год пастырь был возвращен в Карфаген, где его снова стали принуждать вернуться в языческую веру.

Служение Богу

Святитель активно занялся церковными делами, подавая пример смирения, благочестия и богомудрия. Святой Киприан был прирожденным духовным пастырем. Скрываясь от преследования при императоре Деции, он не прерывал общения с общиной, обмениваясь с ней письмами.

Из страха смертной казни часть высшего духовенства отреклась от христианского вероучения и принесла жертвы языческим идолам. После смерти императора епископы пожелали снова стать христианами через покаяние перед исповедниками (верующими, не отрекшимися от Христа).

Святитель выступил с обращением, поддержанным большинством епископов на Соборе 251 года, в котором указал, что принять обратно отказников можно только после церковного покаяния и разрешения епископа.

Кроме этого, в Риме, при поддержке карфагенского духовенства, была совершена попытка смещения действующего епископа. Эти обстоятельства побудили святителя написать догматический труд «О единстве Церкви». Во время второй ссылки при императоре Валерии святой Киприан посвятил себя написанию богословских сочинений и писем.

Кончина

На повторном судилище Киприан вновь отказался поклониться языческим богам, и был приговорен к казни. Святой мужественно встретил свой последний час. Сам завязал себе глаза со словами: «Благодарение Богу». 14 сентября 258 года он был обезглавлен. Ночью его тело похоронили на частном кладбище. Через 5 столетий святые мощи были перенесены во Францию.

Творческое наследие святителя

Святой Киприан является автором учения о единстве Церкви, 12 трактатов и 65 писем.

Сочинения

Обширное богословское наследие объясняется практической деятельностью епископа Киприана. По натуре он был духовным пастырем, а не теологом. Эпистолярные труды святителя на протяжении столетий считались образцами для подражания по содержанию и форме изложения христианского учения.

Трактаты

Сохранилось 12 трактатов, оказавших значительное влияние на клириков и верующих. Особенно примечателен трактат «О смертности» по поводу чумы, когда больные были брошены без ухода. Увещевания и аргументы возымели действие на людей, вспомнивших о милосердии к ближнему.

Письма

Сохранилось 65 писем, написанных рукой Киприана. Из них 40 были написаны во время ссылок, в том числе более половины было адресовано духовенству и пастве Карфагенской церкви. По поводу возврата в лоно Церкви отказников было написано 25 писем. В письмах святителя отражены текущие церковные проблемы, что является ценным историческим материалом.

Учение

Святой Кипириан задался вопросом, в чем заключается единство Церкви. Свое учение он построил на Догматах Ветхого и Нового Завета. На раннем этапе (до III века) единство Церкви Христовой определялось по двум признакам: наличия общины единоверцев и выборного из их числа епископа, наблюдающего, организующего религиозные обряды.

Святость выборного религиозного деятеля подтверждалась рукоположением епископов из других общин. Тем самым сохранялось внутреннее единство разобщенных территориально общин.

Главной объединяющей силой христиан считался Святой Дух, под влиянием которого в общинах формировался дух братской взаимопомощи и любви. При этом со стороны верующих должно быть искреннее желание следовать этим правилам.

Определить границы Церкви визуально было невозможно, так как общины находились на значительных расстояниях друг от друга. Отсутствовал единый центр, которому бы подчинялись все верующие. У разных богословов возникали свои теории понимания Священного Писания. Споры о сущности догматов разрешались на Вселенских соборах. Ожесточенные разногласия в начале IV века стали причиной раскола церковной жизни.

Святой Киприан создал учение о единстве Церкви, назвав основной консолидирующей силой епископа, назначенного Богом. Первым епископом, которого назначил Иисус Христос, был апостол Петр. Это стало догматической основой учения о Единой Церкви. Последующие епископы были его преемниками, к ним переходила Благодать Божия. Епископы, которым перешла сила и власть апостола Петра, подчинялись только Богу.

Занимать Престол мог только один епископ. Суть учения заключается в том, что те, кто не подчиняются епископу, считаются еретиками и грешниками. На этом принципе устроена Римская Католическая, Англиканская Церковь. Часть положений использует в церковной практике Православная Церковь.

Институт епископата (иерархическое устройство), по мнению святого Киприана, призван сохранить единство истинной Церкви. Он является барьером, отделяющим истинную, вселенскую Церковь от мнимых подражателей.

Истинность определялась по нескольким критериям:

  • истинное вероучение;
  • соблюдение предписаний Нового Завета;
  • постоянное общение между церковными общинами.

Святой Киприан был приверженцем логики, дисциплины и порядка, что нашло отражение в его учении. Следуя его выводу, Единая Истинная Церковь объединяет избранных под предводительством епископов. Только эти верующие имеют право на получение даров Святого Духа и вечную жизнь в Царствии Небесном. Епископ обладает правом отлучать от Церкви за грехи.

Значение в православии

Священномученик Киприан первым из богословов решился найти ответ на вопрос, который до сих пор является неразрешенным: как объединить все христианские церкви? Святого почитают, как величайшего учителя Западной и Восточной Церкви. Отточенность формулировок продолжает привлекать к изучению его трудов.

Выдвинутая им идея, что Святой Дух после принятия веры Христа меняет земную сущность каждого человека, на практике не подтвердилась. Несмотря на идеализацию, работы святителя являются свидетельством высочайшей силы духа и разума.

Иконография

На иконах святитель Киприан изображается в одеянии епископа, с книгой в левой руке, правой рукой благословляющий молящихся.

Почитание

В Православной Церкви святого великомученика поминают 13 сентября (31 августа).

Читать еще:  Горловская епархия УПЦ выиграла еще один суд у раскольников
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector