0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старейший настоятель Киева: «Мы встречаем Христа Воскресшего»

Старейший настоятель Киева: «Мы встречаем Христа Воскресшего»

Старейший настоятель Киева: «Мы встречаем Христа Воскресшего»

– Отец Всеволод, вы являетесь старшим по возрасту настоятелем в городе Киеве, более 20-ти лет возглавляете Свято-Ольгинский приход, еще в начале 1990-х годов вами было начато строительство храмового комплекса на Харьковском массиве, где в то время не было ни одного православного храма. И в своих проповедях вы всегда предостерегали, что могут повторится времена, когда храмы будут закрыты. Как сегодня относиться нашим прихожанам к предостережениям, которые нам предлагают административные органы столицы Украины?

– Сразу же замечу, что нынешняя ситуация с коронавирусом отнюдь не отражает времена гонений на Церковь Божию. Наши храмы никто не отбирает и не закрывает, административные органы лишь просят (учтите — не требуют, а лишь просят) соблюдать санитарные нормы в условиях нынешней эпидемии на период карантина.

Конечно, органы исполнительной власти, представители полиции должны способствовать тому, чтобы не было скопления людей на Пасху.

И наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Онуфрий сказал, процитирую дословно: «В этом году праздник Святой Пасхи у нас особый из-за вирусной эпидемии, которая распространяется по земному шару. Поэтому сообщаю вам, дорогие братья и сестры, в храмах Пасхальные богослужения будут осуществляться. Хочу утешить тех, кто из-за болезни или по другим причинам останется дома: вы не будете оставлены, вы сможете увидеть Пасхальную службу по телевидению».

Замечу также от себя, что Пасхальная служба будет транслироваться по многим телеканалам украинского телевидения и в Интернете. Можно смотреть служение в онлайн-режиме как из Киево-Печерской лавры, так и из Почаева, и с Святогорской лавры и др.

– Отец Всеволод, расскажите, как будут осуществляться пасхальные службы в Свято-Ольгинском соборе?

– Праздничное Богослужение начнется в 23 часа вечера, как всегда, в храме будут читаться Деяния святых Апостолов. В полночь начнется Пасхальное богослужение. Мы предупредили наших прихожан, что на службе Божьей в храме может быть только ограниченное количество людей. Также и на территории собора, где будет идти трансляция службы. Дежурные священники будут освящать пасхальные куличи и снедь таким образом, чтобы не было скопления у храмов. Вы же знаете, что большинство людей в пасхальную ночь и утром стремится лишь освятить куличи. Поэтому наша задача удовлетворить их потребности маленькими группами еще до пребывания их на территории храма. Все это будет делаться ради безопасности в условиях эпидемии.

– Батюшка, скажите напутственное слово и тем, кто не стремиться соблюдать санитарные условия и желает во что бы то ни стало быть на службе в пасхальную ночь.

– Скажу так. Не имеет значения, где ты находишься, дома или в своей келье, в храме или на работе, каждая по-настоящему верующий человек радуется Христу Воскресшему! Современные средства коммуникации позволяют молиться дома, все равно Господь с нами. Он всегда рядом. Он был с апостолами в Сионской горнице, Он был с верными во времена гонений от кровожадного императора Нерона, был и во времена сталинских гонений.

Он и сегодня с нами. И пасхальной радости никто не отнимет от нас!

Христос воскресе, воистину воскресе!

С протоиереем Всеволодом Рыбчинским
общался диакон Сергей Герук

Не отставай от святыни духом!

Каждый год прихожане Георгиевского храма совершают крестный ход по деревням прихода, чтобы еще и еще раз поделиться с верующими великой радостью Христова Воскресения. Этому благочестивому обычаю не одна сотня лет.

Когда появился самый первый храм в селе Игнатьеве, доподлинно неизвестно. В писцовых книгах Патриаршего казенного приказа значится, что «церковь страстотерпца Христова Георгия деревянная, построенная исстари на погосте у речки Дорки, находилась в 1587 году Московского уезда в дворцовой Гжельской волости».

А в 1768-м случилась беда. Деревянная церковь «после окончания обедни… часа через два неизвестно отчего загорелась и сгорела со всею церковною утварью и антиминсом». Новый деревянный храм, как указывает сохранившаяся церковная летопись, был собран из осиновых бревен и поставлен «тщанием прихожан» на том же самом месте. В 1773 году состоялось его торжественное освящение.

Прошло без малого сто лет, и в 1862 году митрополит Филарет подписывает указ, благословляющий строительство каменного храма в селе Игнатьеве. У северного входа, на внешней стене здания сохранилась памятная плита с надписью: «В лето 1863 в 9 день мая заложен сей храм в царствование государя императора Александра II по благословению Преосвященнейшего Митрополита московского и коломенского Филарета по проекту архитектора Финисова при священнике Стефане Лебедеве и старосте церковном крестьянине Федоте Герасимове Рушнове с прихожанами».

Боковые приделы трехпрестольной церкви были освящены во имя святого великомученика Георгия и святой великомученицы Параскевы, центральный – во имя Живоначальной Троицы. Примечательно, что каменный храм получил название не от главного своего престола, а от деревянной церкви великомученика Георгия, что стояла в селе Игнатьеве на глинках (глинистых почвах, составляющих основу гжельского промысла).

Не отдал ключей

В течение шестидесяти лет службы велись в двух храмах, но в 1932 году деревянная церковь была передана старообрядцам. Богослужения в ней прекратились со смертью последнего ее настоятеля в 1934 году. Местные власти заняли опустевший храм под зернохранилище, а в 1957 году по решению председателя колхоза он был разобран.

В каменной же церкви православные продолжали служить, несмотря на гонения. Власти не раз пытались закрыть Игнатьевский храм, но им это так и не удалось. Лишь в 1941 году перед Великой Отечественной вой ной в нем на несколько месяцев прекратились богослужения. Под угрозой физической расправы местные власти потребовали от настоятеля Александра Некрасова ключи от храма. Батюшка был вынужден скрываться, однако даже тогда продолжал служить Литургию – по ночам. Когда же Божиим Промыслом гонения прекратились, богослужения в храме возобновились и больше не прекращались.

Отец Александр был настоятелем Георгиевского храма чуть более полувека – с 1905 по 1958 год. Он вышел за штат по состоянию здоровья, но помогал служить до своей смерти в 1967 году. Местные старожилы вспоминают: «Старенького отца Александра приводили на службу. Он слепой был, стоял в алтаре – подсказывал». И, рассказывая о страшных временах гонений, добавляют: «Это он храм отстоял, не отдал ключей». Так и сохранился храм до наших дней неоскверненным.

Поставное воскресенье

В начале 90-х годов прошлого века вслед за новым настоятелем, протоиереем Валентином Тимаковым, в храм пришла молодежь. Для многих все тогда было впервые: и богослужения, и церковный уклад жизни, и даже уборка храма. Опыт перенимали у пожилых прихожан – на них до того момента держалась вся приходская жизнь.

Новичков интересовало буквально все: как правильно петь, какими цветами храм украшать, как крестный ход выстроить. Вот тогда в разговорах о том, «как принято по здешнему обычаю», и услышали о существовавшей с незапамятных времен традиции проходить крестным ходом по окрестным деревням в Неделю Антипасхи.

В этот день, как гласит один из сохранившихся документов 1860 года, в приходе было «обыкновение… после Литургии вносить церковные иконы во все селения прихода для отправления Господу Богу благодарственного молебствия». А затем крестным ходом с пением «Христос воскресе» святыни возвращались в храм.

Участники хода делились на пять-шесть хоров (по деревням) и пели попеременно. На пути было двенадцать остановок: в начале и конце деревни, у часовни, у самого храма. Во время этих остановок звучали стихиры Пасхи.

Крестный ход возглавлял второй священник, а настоятель встречал молящихся на паперти церкви. Затем все входили внутрь, где служилась пасхальная вечерня, завершавшаяся малым крестным ходом вокруг храма. Святыни, взятые для молитвы, возвращались (ставились) на свои места в церкви. Отсюда и пошло местное название этого дня – «поставное воскресенье».

Эта традиция, по свидетельствам пожилых прихожан, сохранялась до 60-х годов прошлого века, пока крестный ход не был запрещен властями. Но даже тогда в Поставное воскресенье к Георгиевскому храму шли верующие. Чаще это были женщины, которые ходили, бывало, и в одиночку. Настоятель – тогда это был протоиерей Анатолий Кургаев – встречал их на паперти.

Читать еще:  Увеличилось число обращений в иудаизм в израильской армии

Возрождение

Массовый крестный ход в Неделю Антипасхи был возобновлен лишь 22 апреля 1990 года, когда властями был снят запрет на религиозные шествия. Множество местных жителей шло за крестом и иконами к храму, свидетельствуя о наступившем духовном возрождении. А в декабре того же года отца Анатолия не стало…

Но на этот раз давней традиции не суждено было прерваться надолго, и следующий крестный ход на Поставное воскресенье прошел уже 3 мая 1992 года. Молодежь, только пришедшая в храм и стоявшая в начале своего духовного пути, получила незабываемые впечатления, а игнатьевские старожилы – слезы радости.

Импровизированный хор деревенских бабушек звонко выводил: «Христос воскресе из мертвых», а молодые голоса подхватывали: «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это было соединение старой и уже новой традиций.

Конечно, сегодня не все так, как было раньше. Немного изменился маршрут и сократилось до восьми количество остановок – сейчас нет уже четких границ между деревнями. Во время движения поются стихиры Пасхи и пасхальный канон, на остановках читается Евангелие. Но, как и прежде, крестный ход на Поставное воскресенье начинается с самой отдаленной деревни прихода – Меткомелино. Об этом возвещает небольшой пожарный колокол. Желающих нести кресты, хоругви и иконы обычно бывает много, и по пути верующие меняются, давая друг другу возможность прикоснуться к святыне.

Многие жители ждут крестный ход у ворот своих домов. Батюшки щедро кропят всех святой водой. Звучит радостное: «Христос воскресе!»

[gallery link=»file» columns=»4″ ids=»14103,14098,14093,14096,14094,14095,14101,14102,14099,14100,14104″>

Последняя остановка – около храма. Отсюда уже слышен пасхальный колокольный звон, которым приветствуют шествие. Приглашенное на праздник духовенство во главе с настоятелем торжественно встречает крестный ход на паперти церкви. Все входят в храм, и начинается вечерня.

Так по местному обычаю заканчивается Поставное воскресенье, которое каждую весну освящает гжельскую землю молитвами, исполненными благодарности воскресшему Богу.

В блокнот паломнику:

Как добраться: Электричкой с Казанского вокзала до платф. Игнатьево,

выход у первого вагона, далее пешком 5 мин. Время в пути 1 час 15 мин.

На личном транспорте выезжать из Москвы по трассе Р-105, далее по Егорьевскому шоссе до д. Новохаритоново, поворот налево сразу после моста через р. Дорку по указателю «Георгиевский храм».

День в истории. 12 мая: освящена первая на Руси каменная христианская церковь

Десятинная церковь была далеко не первой — в Киеве до неё существовала деревянная церковь, в которой духовно окормлялись христиане из числа жителей и гостей стольного града. Она, судя по всему, была разрушена во время гонений на христиан, устроенных князем Владимиром Святославовичем. Зато она была первой каменной и официальной — установленной непосредственно около дворца того же князя Владимира, уже принявшего христианство.

Древнерусский период

Закладка церкви состоялась по инициативе Св. Владимира Крестителя, ориентировочно между 989 и 991 годами. Ее строили русские и византийские строители на протяжении 6 лет неподалеку от княжеского дворца. Предполагается, что установлена она была на месте гибели варяга Феодора и его сына Иоанна, убитых язычниками примерно в 983 году.

Князь Владимир Святославович выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов, откуда и пошло ее название.

О внешнем виде церкви неизвестно практически ничего, но принято считать, что она напоминала уменьшенный вариант Св. Софии. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня (Херсонеса). В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых фигур коней, привезенных из Херсонеса. День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход

Также в церкви хранились мощи cвященномученика Климента, папы Римского, который благодаря князю Владимиру стал первым на Руси святым. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви «крещённых посмертно» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» — Анастас Корсунянин. Человек это был, судя по всему, лишен моральных принципов — он помог Владимиру успешно завершить осаду Херсонеса, а в 1018 году, во время взятия Киева польским королём Болеславом Храбрым, выдал ему церковную казну и сам отбыл с интервентами в Польшу.

По непонятным причинам церковь освящалась дважды — после постройки и в 1039 году. Предполагается, что второе освящение понадобилось в связи с празднованием ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции или же из-за несоблюдения каких-то деталей процедуры при первом освящении.

В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

В 1240 году церковь была разрушена ханом Батыем. В ней засели остатки гарнизона, и она была обстреляна «пороками» (стенобитными орудиями, вероятно — вроде фрондибол). По другой версии, стены обрушились из-за непомерного числа людей, которые взобрались на хоры, спасаясь от татар.

Раннее Новое время

Вторая жизнь Десятинной церкви началась благодаря деятельности митрополита Петра Могилы (Могилэ).

Митрополит убедил короля Владислава IV признать существование в Киеве православных епархий и митрополии, а также занялся восстановлением деятельности православных святынь.

В 1635 году он провел раскопки фундамента Десятинной церкви. Целью было доказать, что церковь изначально была православной, а не католической.

В чем смысл этой дискуссии в отношении храма, основанного до раскола 1054 года, сказать трудно. Тем не менее, святитель Пётр доказал свою правоту — церковь была признана именно православной. День в истории. 6 мая: убит исторический прототип Тараса Бульбы

Во время раскопок были найдены саркофаги Св. Владимира и других, однако мощи затерялись после смерти Петра Могилы.

Над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом Св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня. Ее руины сохранились еще в XIX веке.

В 1758 церковь была отремонтирована под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Был найден и перезахоронен саркофаг святителя Петра.

С деятельностью Петра Могилы связывают и посаженную около фундамента церкви липу. Посадили ее, ориентировочно, в 1635 году, но она жива до сих пор. Существуют версии, что дереву около 1000 лет (притом что максимальный возраст лип — около 150 лет).

XIXXX века

В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви.

Киевский археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, а затем петербургский архитектор Николай Ефимов открыли план фундаментов, нашли остатки мраморов, мозаик, фресок.

В 1828 году освятили начало строительства новой церкви, которое доверили петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле, но не повторял первоначальной архитектуры (по объективной причине отсутствия представления о том, какой она была).

В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. В 1837 году несколько кирпичей из этих фундаментов были заложены в основу Красного корпуса Киевского университета Св. Владимира.

Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Значительная часть средств была внесена императорской семьей.

Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках

В 1842 году новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

Читать еще:  Исцеление расслабленного и одиночество современного человека

В 1908-1911 годах фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там, где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы.

При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.

В 1938-1939 годах экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством Михаила Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаичного пола, настенных фресок и мозаик, каменные гробницы, остатки фундаментов. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X веков.

XXI век

Сейчас около фундамента исторической церкви функционирует целый Десятинный монастырь.

В 2006 году была проведено пасхальное богослужение около фундамента, для чего был установлен храм-палатка. Аппетит приходит во время еды — и службу растянули на всю неделю.

К концу процесса в храме-палатке была явлена чудотворная икона, и было решено её тут на месте и оставить, для чего была возведена небольшая деревянная церковь.

В 2007 году блаженнейший митрополит Владимир освятил храм в честь равноапостольных великих князя Владимира и княгини Ольги.
Постепенно временная конструкция была обложена кирпичом, украшена и превратилась в полноценный храм.

В 2009 году Священный синод УПЦ открыл Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный мужской монастырь. Наместником монастыря был утвержден архимандрит Гедеон (Харон). Епископ Гедеон: Политики не должны вмешиваться в дела церкви

С 2010 года в монастыре проводится постриг, а в 2015 году состоялась канонизация Блаженного Христа ради юродивого Иоанна Босого.

Разумеется, нахождение постройки на территории историко-архитектурного заповедника «Древний Киев» незаконно. Но у монастыря были и есть высокие покровители (например, депутат Юрий Мирошниченко). Все власти Киева старались в конфликт с УПЦ по этому поводу не вступать.

В 2017 году на монастырь попытались напасть националисты. Разумеется, их беспокоил не захват земли и самовольная стройка, а то, что это церковь «московских попов».

Для начала двое отморозков попытались сжечь церквушку при помощи «коктейля Молотова». Она, к счастью, не загорелась. Отморозков, оказавшихся студентами-архитекторами, задержали. Тут же началась истерика «патриотической общественности» под лозунгом «онижеархитекторы» — ребята просто пытались улучшить вид города, спалив МАФ с охраняющим его монахом… Была организована акция протеста нескольких десятков националистов (надо понимать — поголовно язычников). Но на защиту храма вышло несколько сотен верующих.

Главным, однако, оказалось то, что архимандрит Гедеон — гражданин США и среди братии есть несколько американцев (говорят — бывших военных). Он позвонил на улицу Сикорского и посол Йованович, по слухам, провела разъяснительную работу с министром Аваковым.

Однако со временем позиция США по этому вопросу изменилась. Был взят курс на создание ПЦУ, и монастырь УПЦ во главе с американцем оказался невыгоден. В феврале 2019 года Гедеона не пустили на Украину после поездки в США.

Впрочем, монастырь всё равно продолжает функционировать.

Раскопки

В 2005 году начались новые раскопки фундаментов под руководством Глеба Ивакина, и площадка, на которой находилась церковь, была на долгие годы огорожена. По-моему, забор убрали только в 2012 году, когда был создан музей Десятинной церкви.

Сначала шли раскопки, потом долго судили-рядили, что делать дальше. Церковь настаивала на строительстве нового здания. Археологи — на музеефикации. Объявили конкурс, причем были очень удачные проекты (особенно интересным был вариант, предложенный выдающимся украинским архитектором Ларисой Скорик). В конечном итоге претензии церкви были отброшены, но музеефикация проведена в самом минималистическом варианте.

Впрочем, это дело прошлое, а вот в ходе раскопок удалось найти массу ценного археологического материала.

— Было установлено, что помимо византийских мастеров, в работе над церковью принимали южные славяне (болгары, например). Они оставили кириллические граффити на некоторых кирпичах и предложили использовать для пола поливную плитку.

— Был обнаружен довольно крупный фрагмент фрески — более 2,5 кв. метров. Это самая древняя фреска в Восточной Европе. Считается, что этот фрагмент вместе с колонной упал во время землетрясения.

— На большой глубине (а траншеи достигали глубиной 7 метров), было обнаружено языческое кладбище, на месте которого, собственно, и была поставлена церковь. Обнаружено было порядка сотни могил. Тогдашних жителей Киева хоронили под земляными курганами от 1,5 до 3-4 метров в высоту, накрывая могилы досками или в колоде. Откуда есть пошли бебики и вятровичи на земле украинской

— В 2008 году была найдена плинфа (тонкий плоский кирпич), на которой были выцарапанные ножом буквы, из которых составляется слог «ЩИ». Ученые считают, что надпись могла означать первый слог слова «считай» или цифру 708. Это древнейшая сохранившаяся надпись на Руси.

— В 2009 году под фундаментом церкви (но выше захоронений) был обнаружен дом, построенный в VIII веке. От него осталась глиняная печь размером метр на метр, которая находилась у двери дома, чтобы дым быстрее выветривался из помещения. Печь изначально была гораздо меньше, но, видимо, когда семья стала больше, ее расширили, а стенки укрепили осколками старой посуды. Сам дом был размером 3 на 4 метра и углублялся в грунт на 1,2-1,3 метра.

— Был найден кочедык — костяной рог для развязывания узлов и плетения лаптей. Он имеет скандинавское происхождение и украшен животным и растительным орнаментом. Сделан примерно в Х веке. Нашли его в одном из языческих захоронений. Кочедык немного обгорел: археологи считают, что он стал участником языческого обряда и даже побывал в погребальном костре.

  • Теги
  • история Украины,
  • Православие,
  • Киев,
  • Украина

Наставления святого старца ГАВРИИЛА (УРГЕБАДЗЕ) и его слова об антихристовой печати

Старец скончался 2 ноября 1995 года и был похоронен во дворе храма Самтавро в Мцхета. Решением Синода захоронение будет вскрыто, а святые мощи перенесены в храм Самтавро.

Во время братоубийственной войны в Самтавро зашли вооруженные люди – около сорока человек. Старец принял их с любовью, благословил, велел снять с себя оружие, привел их в храм, встал на колени и прочитал «Отче наш», подарил кресты и с амвона произнес проповедь. Потом спросил: «Куда вы идете? Какие у вас планы?» Они уверенно ответили: «В Зугдиди едем воевать». – «С кем едете воевать, там же ваши братья?» — и, подняв руки, старец закричал: «Стреляйте в меня, я – Грузия!» — а потом взял посох и воскликнул: «Этим посохом побью вас всех! Вы не мужчины, а бабы!». «Храбрецы» с такой поспешностью убежали, что чуть не забыли свое оружие.

Рассказывает схиигуменья Иоанна (Сиарулидзе):

Старец очень рано вставал и Ангел Хранитель наставлял его на добрые дела. Он почти каждый день ходил на свалку, искал среди мусора иконы, церковную утварь. Там он не раз находил старинные иконы и очень радовался, возвращаясь домой с находкой. Он чистил иконы, приводил в порядок и размещал в церковке, которую построил своими руками…
У меня была подруга Мариам… Мы очень любили друг друга и ее кончина была для меня большой утратой. Я молилась, чтобы Бог послал мне пожилого человека, за которым я могла бы ухаживать в память о своей подруге Мариам. Своим помыслом я ни с кем не делилась… Однажды после моей молитвы в церкви Мтацминда отец Гавриил тихо сказал: «Я тебе покажу человека, который нуждается в уходе». Это был одинокий престарелый человек, который не мог ходить. Я ухаживала за ним до его смерти, а когда он скончался, его отпевал отец Гавриил.

Схимонахиня Нино (Дашниани) вспоминает:

Помню, как тяжело заболела дочь монахини Пелагии, а врачи не могли поставить диагноз. Старец Гавриил попросил, чтобы ее привели к нему. Старец, девушка и я зашли в часовню. От всего сердца отец Гавриил воззвал: «Матерь Божия, Скоропослушница, Помощница, исцели Мариам!». Потом, омыв водой икону, воду собрал в тазик и дал ей выпить. Она выпила и исцелилась. Этот случай меня поразил.

Рассказывает монахиня Екатерина (Эбралидзе):

Мы стояли в оцепенении, не понимая, что происходит. Отец Гавриил будто окаменел… Старец долго слушал ее бессмысленный лепет, не перебивал, потом произнес: «Приходи, Маквала, еще приходи…». Когда она услышала, что старец назвал ее по имени, она резко вскочила с колен старца и без оглядки побежала к выходу… На следующий день… Маквала действительно вернулась, но произошло чудо: она не имела ничего общего с той, что приходила вчера: была одета в длинную черную юбку, на голове платок, глаза заплаканы. Она стояла у входа в келью отца Гавриила и со слезами повторяла: «Отец Гавриил, я знаю, что ты не откроешь двери. Знаю, что никогда тебя не увижу, прости мое вчерашнее бесстыдство. За все благодарю тебя». Такая перемена ошеломила нас…

Читать еще:  Владимир Путин будет присутствовать на Рождественском Богослужении в Суздале

Вспоминает монахиня Параскева (Ростиашвили):

К старцу привели гостя с Афонской Горы. Отец Гавриил сразу подарил ему икону святого, имя которого тот носил, прежде чем гостя успели представить старцу. Удивленный, гость упал на колени перед старцем и попросил его приехать на Афон, но отец Гавриил ответил, что из Грузии никуда не уедет. Этим гостем был настоятель монастыря Ксенофонт.

Заканчивает нашу подборку воспоминаний о старце рассказ Отара Николошвили:

Как оказалось, скандалисты знали всех братьев монастыря и, когда они увидели старого, незнакомого монаха, смутились, не зная, что делать. Постепенно они успокоились, некоторые даже попросили прощения. Так предвидел старец, что Марткопский монастырь ожидают неприятности и поэтому неожиданно для всех решил ехать туда. Сам великий святой преподобный Антоний Марткопский благословил старца уберечь монастырь от беды.

Приведем и свидетельство о посмертной помощи Старца.

Католикос… Илия II благословил священников неусыпно читать Евангелие. Я должен был читать 23-ю и 24-ю главы от Луки. Когда я раскрыл книгу, то обнаружил фотографию отца Гавриила. Я уверен, что старец молится вместе с нами…». После этого по молитвам святой равноапостольной Нины, тринадцати преподобных сирийских отцов, преподобного Гавриила и прочих грузинских святых Грузинская Православная Церковь вышла из ВСЦ.

НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКА ГАВРИИЛА ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО:

1. Когда при тебе ругают твою Веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя.

54. Для того только мы и существуем на свете, чтобы как можно больше сделать добра.

Преподобноисповедниче отче Гаврииле, Христа ради юродиве, моли Бога о нас!

Дивная подборка церковного юмора

Закончилась служба, все разошлись, осталась одна свечница МарьИванна. Священник направляется к выходу. Влетает в храм очень обеспокоенная женщина и сразу к МарьИванне с вопросом:
— Что от сглаза помогает.
Та быстро выдает ответ:
— БУЛАВКА.
— Спасибо!
Женщина убегает. Священник поднимает челюсть, и с ужасом смотрит на бабушку:
— МарьИванна, ты чё.
— Так ведь, батюшка, правда помогает.


Песнопение вечерни «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. » вызывает иногда удивительную реакцию у некоторых мирян. С ним связан, например, такой анекдот. Будто бы некая женщина восприняла этот стих на покаянный лад: «Да исправится молитва моя, я – крокодила пред Тобою». И будто бы эта прихожанка с сердечным воздыханием прибавила: «Не только крокодила, еще и бегемота».


Во время архиерейской службы на причастии к чаше подходит женщина(бабуля) с младенцем. Диакон спрашивает имя. Женщина(бабуля) говорит:»Василий». Тут все замечают, что вместо младенца у нее завернут кот. Женщина(бабуля):»Причастите, болЕет». Архиерей разворачивается и идет в алтарь. Отцы пытаются спрятаться друг за друга. Архиерей заходит в алтарь и спрашивает:»Отцы, кто исповедовал кота?»


Одна моя знакомая высказаться в теме не решилась, но вспомнила, как в храме возле неё озабоченно металась старушка со свечкой в руках. Кто-то спросил, что она ищет. А старушка эдак в сердцах: «Да черт его знает, какому святому свечку поставить!»


В церковную лавку пришла женщина и стала просить икону «чтобы хорошо кушать». Оказалось, нужна икона «Достойно есть»


Наш настоятель рассказал, как летом зашла одна девушка зашла в храм прям с пляжа в соответствующей пляжу одежде- в купальнике.У нее был платок, и она накинула его на плечи.
Вышел с алтаря батюшка и, наверное, как-то строго посмотрел на нее. девушка медленно, съежившись, натянула платок на голову.


В нашем соборе служат несколько молодых монахов, любим коллекционировать способы обращения к священнику, когда освящается на Пасху снедь, как то : «Молодой человек, побрызгайте нас!», «Мальчики, на нас не попало. «, а в этом году мы долго не могли разогнуться, когда тетка, перекрикивая пасхальный звон, выдала : «ЗАЙКИ МОИ, ЕЩЁ. «.


А в тобольской семинарии в неделю Торжества Православия чин анафематствования обычно проходит настолько красиво и с чувством, что после службы местные бабушки поздравляют друг друга: «С проклятьицем вас!»


В храме на молебне батюшка читает записки и поминает: «О здравии Петра, Ирины, Николая. и всех Православных Христиан, кроме тех, кто крал наш кирпич».


Священник по имени Викентий заходит в храм, где его прямо у дверей встречает старушка-прихожанка. Благочестивая бабушка запамятовала имя и говорит: «Отец Винни-Пух, благословите», а он отвечает: «Сейчас, Пятачок, к иконе вот приложусь и благословлю. «


Храм. Праздник Крещения Господня. Бабульки беседуют:
— Крещение — что это за праздник.
— А это Иисус Христос крестился и принял нашу веру православную


Приехали как-то в храм конкретные пацаны, машину освещать. Машина, надо понимать, навороченней некуда. Батюшка вышел, начинает святить. «Освящается колесница. » Тут один из пацанов к другому поворачивается и говорит: «Это чё он ее так обозвал? Нормальная же «бэха». »


Пригласили отпевать покойника. Батюшка приехал, приготовился, и начал отпевать. Правда обратил внимание на то, что покойник не в гробу, а на кровати лежит, но что ж, хоть так, а отпевать надо. Дойдя до момента, где надо поминать покойного, обратился он тихонько к родственникам: «Как имя усопшего?» Тут покойник открыл глаза и произнес: «Сергий!» Опомнившись от шока, священник стал стыдить родственников и сказал, что человек хоть и тяжело болен, но еще живой, а посему его нужно соборовать. Родственники сказали, что, мол, они в церковных делах несведущи, как батюшка скажет, пусть так и будет. Священник начал соборование. Через несколько минут, воспользовавшись паузой, одна из родственниц прошептала ему на ухо: «Вы так все хорошо делаете, может за одно его и покрестим?»


На Пасхальной неделе священник дал возглас: «Слава Святей…», после чего хор должен был начать петь «Христос Воскресе», но хористы ошиблись и запели «Слава в вышних Богу…». Отец настоятель из алтаря начал громко их поправлять: «Христос Воскресе!». А народ Божий в храме не растерялся и на его крик ответил: «Воистину Воскресе!». Тут открывается диаконская дверь, из неё высовывается недовольный настоятель и говорит людям: «Это вас не касается!».


В храме идет полиелейное помазание прихожан. После того, как священник помажет лоб человеку освященным маслом, этот человек должен поцеловать руку священника. Одна новоначальная прихожанка этого не сделала по незнанию. Батюшка ей говорит: «А ручку поцеловать?» Она, краснея, протягивает ему руку и говорит: «Ну, нате…»


Бабушка возглашает на клиросе: «Проткни мне глаз третий!» (Прокимен, глас третий). В другой раз сказали: «Противен глаз третий!»


Как-то в компании с верующими, неверующая девушка спрашивает:
— Что такое причастие?
Православные принимаются усердно объяснять о причастие всё, что они знают. После их объяснения девушка, с очень загруженным лицом спрашивает:
— А что же тогда деепричастие?


Заходит в храм женщина, широко крестится трижды на меня:
— Я, — говорит, — в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтоб он экзамен сдал. Кому тут помолиться?
— Богу! – Отвечаю.
— КАКОМУ Богу?! Иконе какой свечку поставить.


епархиальное собрание: «Отцы! В тюрьмах остро не хватает священников! Так давайте же наполним тюрьмы священниками!»
После такого призыва даже те, кто дремал на собрании, сразу проснулись.:)

*
Мальчик семи лет в воскресной школе открыл тропарь Пасхи, читает: ««Христос воскресе из мертвых. » — ой, мертвых! Ужас! — «Смертию смерть поправ» — ой, опять про смерть. — «И сущим во гробех живот даровав» — опять гробы, кошмар!».
Закрыл книжку:
— Нет, страшная песня какая-то!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector