Свештеничке одговорности новомученика
Содержание
- 1 Свештеничке одговорности новомученика
- 1.1 Оптинские новомученики: кто они?
- 1.2 Иеромонах Василий (Росляков). 32 года
- 1.3 Инок Трофим (Татарников). 39 лет
- 1.4 Инок Ферапонт (Пушкарев). 37 лет
- 1.5 Пасха Красная
- 1.6 Новомученики и исповедники Российские: кто они?
- 1.7 Православная Жизнь
- 1.8 Новомученик
- 1.9 О новомучениках
- 1.10 Новомученики и Исповедники молятся за нас
- 1.11 Безбожная власть
- 1.12 Судили быстро, расстреливали сразу
- 1.13 Урок новых святых
- 1.14 Соловецкие подвижники
- 1.15 Русская Православная Церковь
- 1.16 Официальный сайт Московского Патриархата
- 1.17 Службы новомученикам и исповедникам Российским
Оптинские новомученики: кто они?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
С 1993 года праздник Пасхи в Оптиной пустыни стал особенно памятным днем. 25 лет назад, в день празднования Пасхи 18 апреля, там убили трех насельников: иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Эта история прогремела на всю страну. Много писали и говорили о мотивах этого убийства. А кем были убитые монахи? Чем они занимались до прихода в монастырь и как пришли к вере — в нашем материале.
Иеромонах Василий (Росляков). 32 года
Мирское имя — Игорь Иванович. Родился в Москве 23 декабря 1960 года. Окончил факультет журналистики МГУ, но по профессии никогда не работал. Мастер спорта международного класса по водному поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных соревнованиях в Европе. В одной из таких поездок он познакомился с голландской переводчицей, с которой стал переписываться. За это его обвинили в «шпионской связи с иностранными гражданами» и не пустили на соревнования в Канаду. Расстроенному Игорю верующая преподаватель истории посоветовала сходить в храм. После этого молодой человек оттуда уже не уходил. Удивительно, но продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост и это никак не отражалось на результате. «Главное, чтобы были силы духовные», — говорил он.
По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь. Мать была категорически против: она даже приезжала к сыну в обитель и уговаривала уйти. В монастыре пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот. Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе. Через шесть лет после мученической кончины сына его мать Анна Михайловна приняла монашеский постриг с именем Василиссы.
Покажи мне, Владыка, кончину мою,
Приоткрой и число уготованных дней,
Может, я устрашусь оттого, что живу,
И никто не осилит боязни моей.
Приоткрой, и потом от меня отойди,
Чтобы в скорби земной возмужала душа,
Чтобы я укрепился на крестном пути
Прежде чем отойду, и не будет меня.
(Стих иеромонаха Василия)
Инок Трофим (Татарников). 39 лет
Мирское имя — Леонид Иванович. Родился в Иркутской области, окончил железнодорожное училище, работал машинистом. Потом устроился в Сахалинское рыболовство, пять лет ходил в плавание. Любуясь красотами морских пейзажей, стал заниматься фотографией и даже сотрудничал как фотокорреспондент с местной газетой. Круг интересов Леонида был широким: помимо прочего он занимался в яхт-клубе, танцевал в народном ансамбле. Желая приносить больше пользы людям, он стал сапожником. Но из мастерской вскоре пришлось уйти — делая качественную обувь и на совесть ее ремонтируя, он чуть не оставил коллег без работы. После этого Леонид работал скотником на ферме, пожарным. Но потом все бросил и уехал к дяде в Алтайский край. Там он пришел к вере. В 1990 году с группой паломников приехал в Оптину пустынь и остался там навсегда. Работал в коровнике, кузнице, заведовал гостиницей, водил трактор, был звонарем.
«Помотала меня жизнь. Я-то думал: для чего все это? А оказывается все нужно было для того, чтобы теперь здесь, в монастыре, применить весь свой мало-мальский опыт для служения Богу и людям. Слава Тебе, Господи!»
Инок Ферапонт (Пушкарев). 37 лет
Мирское имя — Владимир Леонидович. Родился в Новосибирской области. Закончил ПТУ, работал в лесхозе, затем шофером.
Любил играть на гитаре, пел в местном ансамбле, серьезно занимался каратэ. Отслужив в армии, пошел учиться на лесовода, так как всегда любил уединение и природу. После учебы уехал в Хабаровский край и стал егерем. Три года он провел в практически полном одиночестве, а затем внезапно переехал в Ростов-на-Дону к дяде, которого до этого видел только один раз в жизни. К вере он пришел благодаря знакомой женщине, пережившей после аварии клиническую смерть. Она рассказала ему о пережитом опыте и посоветовала духовную литературу. Ее слова подействовали сильно: Владимир стал ходить в храм. Вскоре он поехал в паломничество в Оптину пустынь, после которого решил уйти в монастырь.
За рекомендацией он обратился Ростовскому владыке, сказав, что ради этого готов даже мыть туалеты. Епископ решил проверить смирение будущего монаха и действительно сделал это его обязанностью. В 1990 году Владимира приняли в Оптину пустынь, а еще через год постригли в иночество с именем Ферапонт. Инок нес послушание в трапезной: готовил для насельников и паломников. Он был мастером на все руки: с легкостью мог соорудить кухонную доску или починить гусли, которые до этого никогда в жизни не видел, плел четки, делал доски для икон, вырезал кресты из дерева, был прекрасным звонарем.
— Многие боятся смерти. Видимо, смерть несвойственна человеку, и может быть поэтому душа не желает соглашаться с мыслью о своем небытии? Нет, все же душа не умирает, но пребывает вечно.
Пасха Красная
На Пасху 1993 года отец Василий шел утром в монастырский скит под колокольный звон совершать литургию в скиту. Звон резко оборвался, затем в большой колокол ударили несколько раз и все затихло. В этот момент звонившие иноки Ферапонт и Трофим были уже мертвы. Иеромонах понял, что что-то случилось и пошел по направлению звонницы. Навстречу ему вышел убийца, который так же, как и остальных, заколол его самодельным ритуальным кинжалом.
Новомученики и исповедники Российские: кто они?
Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Св. Евангелие от Матфея, 10:21,22)
С самого начала своего существования советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды.
Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны.
Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т.н. «обновленчество».
Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше – запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца.
После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями.
Перед лицом всех этих бед, в атмосфере неприятия и дискриминации далеко не все решались открыто исповедовать свою веру, до конца следовать за Христом, претерпев мученическую смерть или полную скорбей и трудностей долгую жизнь, не забывая других слов Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими.
Первые новомученики
Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков.
Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918 г., в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г.
Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. патриарх Тихон (Беллавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989 г., за границей – в 1981 г.).
Новомученики из императорского дома
Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев – царя Николая и его семью. У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины. Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем (все это может быть, а может и не быть, но само по себе не являются причинами для канонизации). Император Николай и его семья прославлены Церковью по причине смиренного отрешения от могущества, власти и богатства, отказа от борьбы и принятия невинной кончины от рук безбожников. Главным же аргументом в пользу святости Царственных Страстотерпцев является их молитвенная помощь людям, обращающимся к ним.
Великая княгиня Елисавета Федоровна, супруга дяди императора Николая, великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, особое православное учреждение, сочетавшее в себе элементы монастыря и богадельни. В тяжелые годы войны и революционной смуты обитель действовала, оказывая самую разную помощь нуждающимся в ней. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой и другими близкими людьми была отправлена в Алапаевск. На следующий день после расстрела императорской семьи они были живыми сброшены в заброшенную шахту.
Бутовский полигон
К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово (давшего ныне названия двум районам нашего города) разместился секретный полигон, на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. В наше время на Бутовском полигоне открыт посвященный им мемориальный музей. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения.
Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских:
• 25 января (7 февраля) или ближайшее воскресенье – собор Новомучеников и Исповедников Российских
• 25 марта (7 апреля, в праздник Благовещения) – память св. патр. Тихона
• 4-я суббота по Пасхе – собор Новомучеников Бутовских
• 10 (23) августа – собор Новомучеников Соловецких
• 4 (17) июля – память Царственных Страстотерпцев
• 5 (18) июля – память прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары
• Память других Новомучеников и Исповедников Российских совершается почтикаждый день.
Тропарь Новомучеников (глас 4)
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи Новомученики и Исповедники своя:/ святители и иереи,/ Царственныя Страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.
Сегодня радостно ликует Церковь Русская, прославляя Новомучеников и Исповедников своих: святителей и иереев, Царственных Страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровью истину утвердивших. Их предстательством, Долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания веков.
Источник: буклет храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино г. Москвы.
Православная Жизнь
Светост новомученика је непорецива и велика. Важно нам је да се још мало приближимо томе како је њихова праведност сазревала пред Богом. Како је плод добијао на тежини и клас је сазревао за бербу. За шта? Да угледамо се на веру њихову. (Jевр. 13, 7).
Возьмем служителей алтаря. Как они несли священнические обязанности, совершали богослужение, подвизались в служении слова, миссии, литературных трудах? Какими были их добрые дела? Это полезно не только клиру, но и всем ищущим драгоценные жемчужины наставления в праведности.
Итак, новомученики священники. Это были миссионеры, катехизаторы, проповедники, просветители и благотворители с широким сердцем. Задача христианина состоит в труде над своим сердцем, стеснять его, чтобы зло не имело в нем места. А далее упражняться в добродетелях.
Наши святые учились и учили терпению. Эта добродетель потом стала основной. Научиться терпеть надо было еще до тюремных нар. Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, проповедовал перед арестом: «Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придет время и вы возрадуетесь».
Духовенство, которое было верным Богу и оставалось на воле, ощущало жажду Бога в народе. Это очень поддерживало. Сщмч. Анатолий Жураковский однажды исповедовал с 16 вечера до 5 утра. Позднее он вспоминал: «Если вот так две ночи подряд прожить в храме в такой тишине, можно всю жизнь перевернуть».
Исключительная церковность, преданность Богу отличают истинно верующего от нецерковного. Докладные записки ГПУ дают такую характеристику прписп. Сергию (Сребрянскому): «Действует исключительно религиозным дурманом. В своих выступлениях с амвона призывает на единение и поддержку Церкви…результаты налицо… деревня Гнездцы категорически отказалась от вступления в колхоз».
Рассказывают, что даже сектанты ходили слушать сщмч. Василия (Зеленцова), будущего епископа Прилукского. отец Василий, помогая бедным, имел на своём иждивении четырёх детей–сирот. Он проводил открытые диспуты с сектантами, приводя их к Православию.
Быть пастырем, а не наемником. Об этом мечтает сердце каждого священника. При закрытии храма осенью 1937 года диакон Михаил был арестован вместе с настоятелем о. Павлом Перуанским. Незадолго до ареста его вызвали и спросили: «Ты пастырь или наемник?». Он ответил: «Я пастырь». Оба они скончались в Арзамасской тюрьме на Пасху 1938 года.
Новомученики действовали и словом, и примером. Так сщмч. Константин Голубев, миссионер и проповедник, понимавший суть пастырства в попечении о душах и телах пасомых, помогал вдовам, чьи мужья не вернулись с войны домой. Сначала вспашет полосу вдовы, а уже потом свою. Он замечал: «От женщин в значительной мере зависит религиозно–нравственное воспитание народа. Какие будут женщины в стране, какова будет их вера и религиозная просвещённость, такими будут и граждане страны».
Жизнеописание сщмч. Кирилла (Смирнова) повествует, что он, хорошо зная свой приход, знал нуждающихся не только когда был приходским батюшкой, но и епископом. Владыка занимался широкой благотворительностью. К примеру, он привлек монастыри к помощи ремесленно-воспитательному приюту для малолетних, наладил существенную помощь Тамбовскому училищу слепых детей. «Постоянно посещая училище, внимательно, ласково и подолгу беседуя с детьми, лишенными (с рождения или после болезни: оспы, кори) зрения, помогая и личными средствами, владыка собственным примером привлекал в братство многих состоятельных особ, спешивших, глядя на самоотверженного архипастыря, также проявить усердие в деле благотворительной помощи детям и училищу».
Священномученик Андрей (Воскресенский) по первой же просьбе шел исполнять требы, в любую погоду — и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Жил в мире со всеми, его любили и прихожане, и домашние. Завидев батюшку, вся местная детвора бежала ему навстречу.
Паства любила пастырей и даже шла с ними на страдание. За многими новомучениками-святителями в ссылки поехали их верные келейники, многие прихожане регулярно ездили для духовного окормления, подвергая себя опасностям. Ехали в неизвестность за своими духовными отцами и матерями. Сщмч. Павел Гайдай не имея детей, взяли с матушкой на воспитание двух сирот, Стешу и Веру. Когда его отправили в ссылку, за ним поехали матушка, приемные дочери и около двадцати духовных чад, не желавших расставаться со своим пастырем.
Конечно, мы можем поражаться их самоотдачи. Но ведь пастырство в этом и заключается – быть с овцами и в стужи, и в опасностях. Сщмч. Сергий Кедров во время молебна, где жили сироты, достал из кармана деньги и положил незаметно под блюдечко, тихо прошептав помогавшему ему псаломщику: «Не обижайся, это я свои деньги положил». Сщмч. Петр Пушкинский во время Первой мировой войны безвозмездно исполнял обязанности священника в лазарете, после революции в том же лазарете начались оспа и тиф, несмотря на то, что сам тяжело переболел эпидемией, продолжал ходить и посещать больных, отпевать умерших, обычно отпевал один, так как в помещение больше никого не пускали. В двадцатые годы ходил в праздники с молебнами, деньги в одном доме берет, в другом доме у вдовы оставит. Так и приходил домой ни с чем, где встречал огорченных родных, которые тоже нуждались.
«Мало быть верующим, надо быть воцерковленным», — говорил один из новомучеников. При дефиците слова, при отсутствии священников, в тридцатые годы свидетелями церковности были миряне. Однажды на одном из столичных кладбищ во время отпевания диакона услышали голос странника, это был будущий муч. Стефан Наливайко: «Время сейчас очень трудное, тяжелое, но это время избавления народа от греха, поэтому, прошу вас — не забывайте Бога. Крестите детей. Не живите невенчанными. А главное, живите по совести. Настанет время, когда православные христиане воспрянут, Бог этих богоненавистников свергнет». Он был арестован за этот призыв. И вообще, проповедь становилась крестом для многих. Священномученика Владимира (Рясенского) много раз вызывали в ЧК и с угрозами требовали, чтобы он прекратил произносить проповеди, но каждый раз он отвечал: «Произносил и произносить буду». Сщмч. Павел (Березин) вел проповедь против абортов, любил детей и накануне тридцатых годов книги о Причастии в сельскую школу давал, дети читали, пока директор не отобрал.
Это было время внешнего давления и атеистической дискредитации веры. Сщмч. Онуфрий Гагалюк об этом писал: «Ни бедность, ни позор, ни безобразие внешнее – ничто это не имеет в себе чего-либо плохого. А лишь грехи наши – зло. Посему не нужно никак унывать во всех внешних наших несчастиях, а бояться лишь греха, то есть нарушения заповедей Божиих. А если кто согрешил – спеши покаяться перед Богом в таинстве покаяния церковного, с твердым решением больше не грешить. И будет покой и радость у тебя на душе».
Трудно и редко возможно мученичество без должной духовной подготовки. Ревность по Богу, творение добрых дел, исполнение пастырского долга отличали наших святых. А мы – их потомки, призваны подражать вере их и взирать на жизнь их (Евр. 13, 7).
Новомученик
Новому́ченик – христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.
Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 7 февраля нового стиля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Канонизация новомученика не значит, что все, что человек написал в своей жизни, – это творение святого отца. Это канонизация не за жизненный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, который венчал жизнь человека.
Конечно же, и к преподобным Сергию и Серафиму и другим угодникам Божиим мы будем всегда прибегать и получать от них просимое. Но ведь никто из нас совершить такие подвиги, как преподобный Серафим, не может. И как бы мы с вами ни молились и ни пытались тысячу ночей простоять на камне, в лучшем случае мы попадаем в сумасшедший дом – если нас вовремя кто-нибудь не остановит. Потому что у нас нет тех дарований.
Но вот новомученики были такими же людьми, как и мы!
Мне иногда говорят: «Ну, чего такого, ну, служил батя у себя на приходе, ну, совершал там какие-то требы, кадилом, понимаете, махал себе, ну, дети у него какие-то были, воспитывал их, еще неизвестно, как – хорошо он воспитывал их или нет! Что он такого совершил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и поклоняться?! Всех расстреливает – и его расстреляли! Где тут святость-то?» Да в том-то все и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побежали, или, наоборот, участвовали во всем этом беззаконии. А этот священник из захудалого села понимал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, понимая, что в любую минуту за ним придут.
cвященник Кирилл Каледа
О новомучениках
Церковь, по слову святителей, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная Литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов.
Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения Литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова. В 20‑м веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви.
Однако, ожидаемого почитания Новомучеников в нашей Церкви не произошло. Мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. И потому почитание Новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига. Мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени.
По слову Симеона Нового Богослова, «не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми». Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую. Наши Новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.
Мученик в понятии Церкви и в переводе значит “свидетель”, то есть это человек, который жизнью своей, пролитой кровью свидетельствует об истине христианской веры. К концу не арифметических, а протяженных, конечно, времен, в Русской Православной Церкви, в России наступил период такой же кровавый, такой же жестокий, такой же откровенно демонический, как и в начале христианства и проповеди апостолов, и который продолжался несколько десятилетий и явил – Церкви небесной сначала – может быть тысячи мучеников, которые предстоят Престолу Божию и явил и в земной Церкви, воинствующей, после того, как Новомученики были прославлены Собором 2000 года. Новомученики — не в том смысле, что их подвиг качественно или как-то по-другому отличается от подвига мучеников первых времен христианства, а новые в том смысле, что для нас они новые, они – наши современники, они наши, в каком-то смысле, даже сродники – потому что у многих это были дедушки – если у кого были священники или миряне, которые пострадали.
Время суда, которое наступило в 20 веке – для России во всяком случае – в каком-то виде – это время предварительного суда для тех конкретных людей, которые тогда жили, — Верховного суда. Господь попустил случившемуся – злу вторгнуться – с тем, чтоб вот эти крайние обстоятельства подтолкнули людей к окончательному выбору, который, может быть, был бы иным при более благоприятных условиях. Но тогда – во время гонений – пришлось выбирать уже точно между Христом и неверием во всяком случае, между добром абсолютным и злом также абсолютным.
Глядя на историю России, особенно этого последнего времени гонений, и сравнивая её с современной слабостью и каким-то современным малодушием и расслабленностью нашего времени, можно сказать, что история России 20 века – это результат тысячелетнего бытия её. И на Соборе – если пользоваться словами пушкинской сказки, эти святые – как тридцать три богатыря – вышли, для многих неожиданно было, что они вышли, что они вообще существуют, что в России такое огромное количество святых.
Здесь подвиг мученика вдохновлен только вечностью, только самыми совершенными идеалами. Его ведь, собственно говоря, ничто не поддерживает. Мученики в 20‑м веке, — то-то и поразительно, что их смерть была не “на миру” и не в какой-то торжествующей обстановке, как это были смерти в начале христианской эпохи – в цирке где-нибудь, когда были десятки христиан и огромная толпа зрителей. Здесь не было зрителей, здесь были возможности огромные для лукавства, обмана, для сокрытия, для кривизны души, малодушия. И вот то, что это не состоялось, что у нас так мало было в Русской Православной Церкви отступников, что у нас так мало было предателей, было так мало людей малодушных, которые могли просто покривить душой – ведь никто бы не прочёл, что там человек покривил душой, желая как-то облегчить свою участь – таких людей было мало. И надо сказать, что вот за этот 20‑й век у нас получилось действительно, то – что называется Русь Святая.
Исторический опыт Новомучеников намного больше, чем опыт частного человека. Ни один человек не может выдумать превосходящих реальность исторических ситуаций и переживаний. В этом смысле судьбы Новомучеников – это само по себе совершенное художественное произведение. Более глубокого духовного опыта трудно представить. Это самый большой опыт за всё тысячелетие: здесь и переживания человека, и его падение, и в то же время самые возвышенные и героические примеры. Это, можно сказать, самое совершенное и идеальное, к чему пришел русский человек.
Теперь каждый из нас может видеть нетленную славу святых мучеников, приобщиться к их духовному опыту, воспользоваться им, обращаться к мученикам с молитвой, а в случае скорбных обстоятельств – утешиться их подвигом. Если мы, конечно, сами хотим увидеть славу мучеников, хотим учиться из опыта святых, почти современников наших. Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, а за церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали. Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.
Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского – православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия.
По материалам статей, интервью, выступлений игумена Дамаскина (Орловского), Секретаря Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
(Составитель — Н. К.)
Новомученики и Исповедники молятся за нас
Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской? Почему они стали жертвами коммунистического режима? Каково значение подвига новых святых?
ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры.
Новомученики и Исповедники Церкви Русской – сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек.
Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.
Безбожная власть
Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле.
Высказывания Ленина о религии всегда атеистичны, но в статьях он старается формулировать свои идеи цивилизованно, тогда как в приказах и письмах, адресованных друзьям и подчинённым, говорит прямо и грубо. Ещё до Революции в письме А. М. Горькому Ленин писал: «…всякий боженька есть труположство. …всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо встречаемая демократической буржуазией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».
Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть.
1 мая 1919 года в документе, адресованном Дзержинскому, Ленин требует: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Расстрелы духовенства Ленин рекомендовал неоднократно.
Деятельность государства была направлена на разрушение Церкви и дискредитацию Православия: льготы и кредиты для сектантов, инспирирование расколов, издание антирелигиозной литературы, создание антирелигиозных организаций – например, «Союз воинствующих безбожников», куда загоняли молодёжь.
Сталин продолжил дело Ленина: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религия есть нечто противоположное науке… Подавили ли мы духовенство? Да, подавили. Беда только, что оно не вполне ещё ликвидировано».
В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».
Игумен Дамаскин (Орловский) в своей работе пишет: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» («История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации»). Большинство верующих людей были репрессированы в 1918 году и в 1937-38 годы.
Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. только одна Московская епархия сдала на нужды обороны 12 млн. рублей. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы.
Судили быстро, расстреливали сразу
Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной – религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте – там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую.
Самым первым пострадал за веру новомученик протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире.
Вот как рассказывает о гибели священника очевидец:
«Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить как собаку». Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было».
25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Его похитила и тут же расстреляла группа солдат.
17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна Императорская семья, олицетворявшая Православное царство: Николай Второй, его супруга Александра, царевны и маленький наследник.
18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме управляющего Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована.
Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара
Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками.
Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам.
Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»
Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы.
В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.
Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.
Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года.
Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.
Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север…
Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её.
Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности.
Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная.
Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном.
Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.
Урок новых святых
Подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской имеет глубокий смысл.
Во-первых, он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной.
Во-вторых, призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все».
В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.
В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.
В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе.
Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь.
Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!
Соловецкие подвижники
Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных. Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу.
Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди. Летом тучи комариного гнуса, на поживу которым оставляли провинившихся зеков.
На каждой перекличке охрана убивала одного-трёх человек для устрашения остальных. От туберкулеза, цинги, истощения каждый год умирали 7-8 тысяч заключённых. В 1929 году за невыполнение трудового плана роту зеков сожгли живьём.
Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, ибо вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения. Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь.
Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, ободряя друга, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».
Сегодня Соловецкий монастырь возрождён во всей своей духовной силе, здесь проходят богослужения, здесь хранятся мощи основателей монастыря – преподобных старцев Зосимы, Савватия и Германа, здесь совершаются чудеса.
10 февраля 2019 года в Соловецком монастыре состоится праздничная Литургия в честь Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. У вас есть счастливая возможность отправить записку о здравии своём и своих ближних на это богослужение. Испросите помощи и защиты у святых.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
- Патриарх
- Новости
- Документы
- Межсоборное присутствие
- Публикации
- Организации
- Персоналии
- Фото
- Видео
- Аудио
- Анонсы
- Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
- Устав Русской Православной Церкви
- Материалы Соборов
- Журналы Священного Синода
- Высший Церковный Совет
- Межсоборное присутствие
- Церковный суд
- Архиерейское совещание
- Богослужебные тексты
- Программы и документы конференций и форумов
- Офиц. заявления и обращения
- Церковный диалог
- Правовое управление (Юридическая служба)
- Другие документы
Главные новости
В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения
Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол
В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Архив
- PDA-версия сайта
- Наши баннеры
- Экспорт новостей
- Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»
Службы новомученикам и исповедникам Российским
Служба общая священномученику Российскому ХХ века единому (текст утвержден решением Священного Синода от 26 января 2003 года, журнал № 88)
Служба общая священноисповеднику Российскому ХХ века единому
Служба общая преподобномученику Российскому ХХ века единому
Служба общая преподобноисповеднику Российскому ХХ века единому
Служба общая мученику Российскому ХХ века единому
Служба общая исповеднику Российскому ХХ века единому
Служба общая преподобномученице Российстей ХХ века единей
Служба общая преподобноисповеднице Российстей ХХ века единей
Служба общая мученице Российстей ХХ века единей
Служба общая исповеднице Российстей ХХ века единей
Тексты в окончательной редакции с проставленными ударениями предоставлены Издательством Московской Патриархии и размещены также на сайте http://nbt.rop.ru.
Желающие приобрести «Минею общую новомученикам и исповедникам Российским» в церковнославянском начертании могут обратиться в Издательство Московской Патриархии.