0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Новости монастыря

27.04.21 Освящение пасхальных снедей:
в субботу в 17:00, 18:00, 19:00, 20:00, 21:00, 22:00;
в воскресенье в 7:00, 8:00, 9:00, 10:00, 11:00, 13:00, 14:00.

28.01.21 Фоторепортаж Сергея Рыжкова с праздничной службы в день памяти преставления прп. Ионы.

20.01.21 По случаю дня памяти преподобного Ионы, Киевского чудотворца, во время всенощного бдения вечером 21 января и праздничной Литургии утром 22 января будет открыта рака с его благоухающими мощами.

17.01.21 Фоторепортаж с Рождественской службы.

Автор фотографий Сергей Рыжков. Фоторепортаж полностью.

31.12.20 30 декабря 2020 года в нашем монастыре рясофор был пострижен послушник Владимир Маляренко. В постриге он получил имя Даниил, в честь пророка Даниила.

КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко).

XIX в.- 1942 г.

Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры / Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148).

В 1864 г., вероятно по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), кнг. Васильчикова обратилась в Синод с прошением учредить К. И. м. и разрешить ей передать обители дом, находившийся на территории одной из приобретенных усадеб, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод благословил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил «наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». В 1865 г. в К. И. м. был выстроен деревянный 2-этажный дом с небольшой домовой ц. во имя Св. Троицы (освящена выдубицким архим. Вениамином (Базилевичем) с 4 иеромонахами и иеродиаконами 4 мая 1865). Иконостас, престол и жертвенник были выполнены в С.-Петербурге из красного кипариса, иконы — в Туле худож. В. В. Чумаковым.

В уставе К. И. м., составленном под рук. игум. Ионы, было прописано участие братии в содержании странноприимного дома, больницы, а также «приюта для сирот и полусирот» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 761. Д. 181). Поэтому сначала были построены здания приюта, школы и больницы, а затем — кельи для братии. Зверинецкий холм находился на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы строительства согласовывались с военным ведомством, а нек-рые строительные проекты требовали разрешения императора. Трудности при основании обители были связаны также с судебным процессом, к-рый в 1867-1868 гг. К. И. м. вел с Выдубицкой обителью за спорный земельный участок чиновницы Андреевой (Там же. Ф. 130. Оп. 1. Д. 1055).

Игум. Иона (Мирошниченко) стал известен среди киевлян, и многие искали у него совета и наставления. Благодаря кнг. Васильчиковой и др. благодетелям обитель расширялась. В 1869 г. казак Л. К. Кальницкий подарил К. И. м. усадьбу близ Выдубицкого мон-ря (Там же. Ф. 486. Оп. 5. Д. 532. Л. 8 об.). Устав К. И. м. не позволял братии покупать земельные наделы, монастырские имения состояли из подаренных в Киеве и за его пределами 15 земельных участков. Наибольший вклад в расширение мон-ря внесла кнг. Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце в сер. 60-х гг. XIX в. она отдала в пользование К. И. м. свое киевское имение — хутор Васильчики на р. Сырец.

Был заложен каменный Свято-Троицкий собор, проект к-рого 3 апр. 1868 г. был представлен на утверждение Киевскому митр. Филарету (Амфитеатрову) и киевскому коменданту. До нач. 70-х гг. богослужения совершались в деревянной Троицкой ц. 28 нояб. 1871 г. митр. Киевский Арсений (Москвин) освятил в новом каменном соборе правый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ; он хранился в келье старца, а впосл. был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед иконой «Троеручица» совершилось множество чудес. 23 июля 1872 г. в соборе был освящен главный престол во имя Св. Троицы. В 1897-1900 гг. при расширении храма по проекту архит. В. Н. Николаева пристроен и 13 окт. 1900 г. митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) освящен придел во имя Всех святых.

В 1896 г. в К. И. м. была возведена временная деревянная колокольня. В мае того же года из Москвы был привезен отлитый на заводе А. Д. Самгина колокол весом 1150 пудов (в то время самый большой в Киеве) и неск. мелких — по 57 пудов. В 80-90-х гг. XIX в. в К. И. м. были сооружены трапезная, игуменский, больничный и просфорный корпуса, устроены хлебопекарня, просфорня, свечная, иконописная, переплетная, столярная мастерские. Дети из школы-приюта помимо изучения общеобразовательных предметов могли обучаться ремеслам — столярному, сапожному, кузнечному и др. В 1878 г. в школе числилось 28 учеников, в 1904-1905 гг.- 61 ученик.

Последними крупными строительными начинаниями игум. Ионы стали сооружение 4-этажного корпуса на 87 келий (строительство обошлось в 100 тыс. р. и велось на средства благотворителей) и оформление разрешения властей на возведение колокольни. Монастырская усадьба «находилась в черте эспланады Киевской крепости, почему всякий раз при возведении каменных построек необходимо было испрашивать Высочайшее соизволение»; когда подавали на утверждение проект келейного корпуса, «дабы не утруждать два раза священную особу государя», главное инженерное управление потребовало предоставления и проекта колокольни, к-рый срочно подготовил Николаев (Там же. Ф. 127. Оп. 781. Д. 20). Разрешение было получено в 1901 г., но начало строительства откладывалось: колокольня должна была стать самой высокой в России, выше лаврской. Высота колокольни предполагалась 110 м, высота каменной кладки — 75, диаметр в основании — 30, толщина стен 1-го яруса — 9 м. На каждом из 4 ярусов решено было устроить круглый зал диаметром 11 м и высотой 17 м, для подъема колоколов в перекрытиях оставляли круглые отверстия диаметром 4,5 м, на 1-м ярусе запланировали устроить двое ворот, а для подъема на колокольню спроектировали не лестницу, а винтовую дорожку длиной 370 м и шириной 1 м. 27 июля 1903 г. состоялась торжественная закладка колокольни, но к 1917 г. возвели только 1-й ярус.

Игум. Иона отличался странноприимством и заботой о нищих. Ежедневно в К. И. м. ок. 400 паломников могли получить 2-разовое горячее питание и ночлег в 3 гостиницах. В обители для богомольцев имелось 19 деревянных помещений и летняя столовая с кухней. Школа-приют для мальчиков-сирот и больница со странноприимным домом содержались исключительно на монастырские средства, без дотаций из казны. Всего на плане 1900 г. обозначено 125 строений. В нач. XX в. монастырские постройки занимали 10 дес., а огород, сад и виноградник — более 2 дес. (Там же. Ф. 922. Оп. 1. Д. 18). Игум. Иона разрешал сажать в К. И. м. только плодовые сады, причем «деревья, не приносившие плодов, он вырубал собственноручно». В 1917 г. в мон-ре было 45 жилых помещений: 39 занимали насельники, 5 корпусов отводилось для странников и богомольцев, в 1 корпусе располагалась больница. За оградой находилось 5 жилых помещений, в 2 из них размещались школа-приют для мальчиков, в остальных проживали монастырские рабочие. Кроме того, в мон-ре были устроены мастерские: живописная, переплетная, столярно-плотницкая, бондарная, сапожная, портняжная, кузнечно-слесарная; отдельное здание было построено для башенных часов.

17 янв. 1886 г. указом Синода игум. Иона был возведен в сан архимандрита и назначен одновременно настоятелем возрождавшегося Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря. К. И. м. был приписан к Межигорской обители, которая в 1894 г. была преобразована в женскую (с отделением от нее К. И. м. со всеми угодьями и капиталами), и передан в ведение киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря; по настоянию архим. Ионы К. И. м. стал самостоятельным. Но в дек. 1899 г. в связи с преклонным возрастом преподобный был освобожден от управления обителью и поселился в деревянном домике (построен в 1884; снесен в 50-х гг. XX в.). 15 дек. 1901 г. он соборовался и до самой кончины ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины преподобного настоятель Выдубицкого мон-ря архим. Евлогий отслужил панихиду по старцу. 1 янв. гроб с телом почившего был перенесен в храм Св. Троицы. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков в присутствии ок. 30 тыс. паломников совершили отпевание основателя мон-ря. Затем гроб с телом старца трижды обнесли вокруг храма. Он был погребен в склепе под Свято-Троицким собором. В 1899-1902 гг. К. И. м. возглавлял игум. Евгений, в 1902-1911 гг.- архим. Мелхиседек (Стеценко), при к-ром в 1902-1909 гг. производился капитальный ремонт Троицкого храма. В 1911 г. новым настоятелем был назначен иером. (впосл. архимандрит) Иувеналий (Онокало).

В 1869 г. в К. И. м. проживало 27 насельников, в т. ч. иеросхимонах и 4 иеромонаха, в 1901 г.- 470 насельников, в 1905 г.- 523 (обитель среди киевских мон-рей занимала 2-е место по числу братии после Киево-Печерской лавры), в 1908 г.- 602, в 1913 г.- 559 насельников, в т. ч. 54 иеромонаха, 27 иеродиаконов, 124 монаха и 354 послушника. К. И. м. являлся единственной муж. общежительной обителью в Киеве. Прп. Иона не позволял принимать братию из др. мон-рей, в К. И. м. поступали только миряне. Ок. 10 пострижеников К. И. м. стали настоятелями др. обителей. Так, настоятелем оренбургского Макариевского Успенского мон-ря был о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя прп. Онуфрия Великого мон-ря — о. Евгений (Загородний), строителем Пречистенского скита в мест. Церковщина — о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Насельники К. И. м. назначались настоятелями оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

Читать еще:  Подборка лучшей постной выпечки

В 1917 г. в обители возникли конфликты. Так, 18 авг. 1917 г. часть насельников подала жалобу в Департамент вероисповеданий при Центральной раде на злоупотребления архим. Иувеналия и его помощников, однако ответа не последовало ( Ульяновський В. I. Церква в Украïнськiй державi 1917-1920 рр. К., 1997. С. 75).

6 июня 1918 г., когда Киевом управлял гетман П. П. Скоропадский, рядом с К. И. м. взорвались Зверинецкие артиллерийские склады. Возможно, взрывы организовали сторонники большевиков, чтобы дестабилизировать ситуацию в городе. В результате взрывов погибли 12 насельников, по одним данным — на территории К. И. м., по другим — в приписном Зверинецком скиту, находившемся ближе к складам. Из-за взрывов и пожаров были разрушены монастырские здания, часть 1-го яруса строившейся колокольни, полностью уцелел лишь каменный келейный корпус (1895). 27 сент. 1918 г. архим. Иувеналий писал в рапорте Киевскому епархиальному совету, что сгорела также монастырская канцелярия с архивом и документами (ЦГИАК. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Л. 1). Полуразрушенный Троицкий храм впосл. был восстановлен, но колокольня разобрана. Руины строений, примыкавших к обители, были снесены, а местность в июле-авг. 1918 г. очищена под котлованы и фундаменты для новых зданий. Большевики, захватившие Киев, планировали построить на Зверинце правительственный центр, что поставило под угрозу существование обители. Но планы строительства были отменены, чему способствовали и 2 обвала земли в этих местах, обозначившие наличие пещерных галерей на всем пространстве Зверинца.

В 1924-1926 гг. в братии К. И. м. состоял иером. св. Иоасаф (Жевахов), хиротонисанный в 1926 г. во епископа Дмитровского, викария Курской епархии. В 1928 г. настоятель архим. Иувеналий был арестован. Воспользовавшись арестом, 29 авг. 1928 г. президиум Киевского горсовета постановил упразднить К. И. м. и выселить братию из обители. Но реализация данного решения затянулась, а братия зарегистрировалась как рабочая артель «Труд», главой к-рой был избран архим. Иов (Пругло). На 1 янв. 1929 г. в артели, по офиц. данным, числился 51 насельник, в действительности же при обители проживало 214 чел. (вероятно, учитывая также братию приписных скитов). Неск. человек жили в старом келейном корпусе, мн. монахи — на квартирах, в подвалах и сараях, но все собирались на богослужения в Троицком храме, к-рый к 1934 г. стал приходским. В оставшихся келейных корпусах размещались детская исправительная колония, фабричное общежитие, склады и мастерские.

16 июля 1931 г. Наркомат просвещения Украинской ССР отправил в Киевский горсовет письмо с перечнем «культовых зданий», не имевших исторической ценности и предназначенных к сносу, среди них — монастырская каменная ограда нач. XX в. (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 3151. Л. 4-5). 25 июля 1933 г. решением президиума Киевского горсовета келейный корпус с хозяйственными постройками был передан в ведение трудовой школы. В том же году были арестованы архим. Иов, иеросхим. Алексий (Щур) и десятки монахов. 15 февр. 1934 г. решением президиума Киевского горсовета был закрыт Троицкий храм. При закрытии церкви был арестован иером. Паисий, один из последних насельников, нелегально служивший и проповедовавший на территории обители (ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 30355; Ф. прекращенных дел. Кор. 151. Л. 11). До сер. 30-х гг. были репрессированы последние насельники: монахи Архип (Мельников), Гедеон (Матвейченко), Иеремия (Рощак), Михаил (Тарасенко), Арсений (Дудник) и Тихон (Алексиенко). Небольшая часть монашествующих, опасаясь репрессий, перешла за 100-километровую запретную для проживания «антисоветского элемента» зону, в пос. Малин (ныне город Житомирской обл.). Здесь под началом иером. Геронтия (Носенко) иноки организовали общину, члены к-рой в 1937 г. были репрессированы. Один из клириков обители, иером. Полихроний (в схиме Прохор) (Дубровский), после освобождения из-под ареста в 1935-1937 гг. служил настоятелем церкви в мест. Носовка (ныне город Черниговской обл.), затем был вновь репрессирован, а после 1941 г. служил в Киево-Печерской лавре.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Киев Wikimedia.org, Okosmin

Расположен Свято-Троицкий Ионинский монастырь в древней части Киева на возвышенности. О том, что Зверинецкая гора — место особенное, говорили в народе давно — то видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды. С холмов открывается вид на широкий Днепр и уходящие за горизонт черниговские леса.

История монастыря

Основателем Свято-Троицкого Ионинского монастыря был отец Иона, позже причисленный к лику святых. Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. В мае 1864 г. церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря. Но об учреждении монастыря не могло быть и речи: много было противников в разных слоях общества, в том числе и среди духовенства.

Духовная дочь старца княгиня Екатерина Васильчикова, жена генерал-губернатора Киева, оформила дарственную на свою дачу в пользу будущего монастыря и пожертвовала десять тысяч рублей на его обустройство.

Первым делом на территории обители отец Иона обустроил школу-приют для мальчиков и больницу. Затем был возведен Свято-Троицкий собор, строились кельи и мастерские. В 1896 г. в монастыре установили огромный колокол, привезенный из Москвы. Отец Иона скончался в 1902 г.

Святыни монастыря

В монастыре находятся мощи преподобного Ионы, основателя монастыря. Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» (список с Афонской Хиландарской иконы) с частицей Ризы Божией Матери. Икона Пресвятой Троицы с частицей Дуба Мамрийского. Икона Крестовоздвижения с частицей Животворящего Креста. Икона с частицами мощей преподобного Серафима Саровского.

Как добраться

Доехать до монастыря можно от станции метро «Печерская» на троллейбусе 14 или автобусе 62 до конечной остановки «Ботанический сад».

Адрес: Киев, ул. Тимирязевская, 1, тел.: +38(044) 284-95-93.

Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь (Киев)

Мiръ Украина Киев Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь (Киев)

Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ионинский монастырь, Ионовский монастырь) —

православный мужской монастырь в Киеве. Находится на Зверинце. Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
    • 2.1 Храм
    • 2.2 Скит
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Богослужения
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Местонахождение
  • 8 Где остановиться
  • 9 Фото
  • 10 Видео
  • 11 Ссылки

История [ править ]

Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора.

К 1918 году насчитывал более 800 монахов и послушников. Действовал до 1934 года, когда был закрыт по распоряжению советских властей. До Первой мировой войны в обители велось строительство самой высокой в Российской империи колокольни (проектная высота 110 метров). С 1935 года монастырь оказался на территории новооснованного Ботанического сада АН УССР.

В 1991 году возвращён Православной церкви. К началу 2000-х годов был отреставрирован главный храм монастыря — Свято-Троицкая церковь, колокольня, башня с часами, отстроены братские корпуса. С 1997 года братией Ионинского монастыря началось восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря.

В 2009 году Зверинецкий скит выделился в самостоятельный монастырь.

Описание [ править ]

Храм [ править ]

Храм во имя Живоначальной Троицы был построен в 1871 г. преподобным Ионой на высоком холме. Главный престол во имя Живоначальной Троицы был освящен 23 июля 1872 г. Обширный двухпрестольный каменный храм первоначально имел крестовокупольную форму с небольшим правым приделом во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В 70-е годы ХIХ в. храм был расписан художником Зайцевым. Вскоре храм уже не вмещал всех богомольцев. В 1897 г. храм был расширен (архитектор В. Николаев). К крестовокупольному объему храма был достроен северо-восточный угол правого придела и пристроен левый придел во имя Всех Святых. В результате здание приобрело прямоугольную форму. В дополнение к большому куполу храма был устроен небольшой декоративный купол над центральным входом, а также были выстроены две главки по углам западного фасада. Постройка выдержана в характерном для ХIХ в. эклектичном стиле.

Работа была завершена в 1900 г. Престол в северном приделе был освящен 13 октября 1900 г. В январе 1902 г. почивший основатель монастыря преподобный Иона был погребен в склепе, устроенном в храме за правым клиросом. Впоследствии на этом месте был установлен памятник с крестом, выполненный из белого мрамора. В годы настоятельства архимандрита Мелхиседека (Стеценко) (1902-1909 гг.) Троицкая церковь была капитально отремонтирована, перестелены полы, произведена художественная живопись по всей церкви с орнаментами. Живопись производилась учениками Лаврской школы.

В 1927 г. монастырь был закрыт. В 30-е гг. на его территории размещалась детская колония. Впоследствии учрежденный здесь Ботанический Сад АН Украины использовал храм под склад стройматериалов, лабораторию, планировал переоборудовать помещение под панорамную экспозицию. В таких условиях настенные росписи разрушались от механических повреждений и погодных условий, так как помещение не отапливалось, окна были выбиты, сквозь крышу лил дождь и падал снег.

В 1980-е гг. Укрреставрация проводила работы по консервации настенных росписей с целью предотвращения их дальнейшего разрушения.

В 1992 г. храм был передан православной общине, и в нем возобновились богослужения. Силами братии храм был расчищен от завалов строительного мусора, и началась кропотливая восстановительная работа.

Сегодня храм во многом восстановлен, отреставрировано большинство росписей, заново сделан резной дубовый иконостас, украшенный иконами псевдовизантийского письма. Восстановлен и расписан склеп с мощами Преподобного Ионы, помещенными в белую мраморную раку, доставленную из Греции. 4 несущие колонны, обрамляющие центральный неф, украшены резными дубовыми кивотами с иконами, составляющими единую композицию с иконостасом.

Читать еще:  Улыбнитесь. Самые смешные фото животных – 2020

Скит [ править ]

В 2004 году в 35 км от Киева Ионинский монастырь открыл скит. Основан он возле древнего храма Преображения Господня села Нещерив Обуховского района Киевской области. Эта местность на правом берегу живописной реки Стугны известна с XIV века как родовое имение богатых казаков рода Гудим-Левковичей.

По одной из версий, название села Нещерив происходит от древнего русского имени Нестор, которое на Украине произносилось как Нещир. Согласно историческим документам и рассказам старожилов, нещеривский храм был построен еще в 1794 году помещиком Иваном Павловичем Гудим-Левковичем. Желая иметь в своих владениях Божий храм, он выделил под его строительство немалую сумму денег и отписал 36 десятин земли. Впоследствии благочестивый помещик завещал избрать нещеривскую церковь местом своего упокоения. Здесь же были погребены его брат Максим Павлович и сын Иван Иванович, которые бережно заботились об украшении храма и содержании его в должном порядке. В восточной части храма находятся несколько погребений священников, служивших в нем Богу и людям. Одним из первых его настоятелей был протоиерей Петр Грибеновский, скончавшийся в 1888 году.

Спасо-Преображенская церковь сегодня является единственным памятником архитектуры, сохранившимся на территории Киевской области с XVIII столетия. Она представляет собой уникальный образец архитектуры переходного периода от украинского барокко к классицизму.

Отдельной тайной нещеривского Преображенского храма является его склеп, размещенный с юго-западной стороны. В нем были обнаружены погребения духовенства, впоследствии варварски разграбленные в советский период. Форма старинного склепа и его загадочнее коридоры, заложенные кирпичной кладкой, всегда порождали множество легенд о существовании длинных пещерных ходов под храмом, имеющих свое окончание за много километров от Нещерова.

После октябрьского переворота 1917 г. церковь в Нещерове собирала верующих людей вплоть до 60-х годов. В здании церковно-приходской школы обучались дети из окрестных сел. Но со временем храм все-таки был закрыт. Его превратили в колхозный зерносклад. С начала 1970-х годов помещение нещеривской церкви находилось в таком аварийном состоянии, что дальнейшее использование ее не представлялось возможным. Роспись была утрачена, крыша обвалилась, в алтарной стене образовался огромный проем. Так и стоял этот старинный храм на вершине одного из обуховских холмов, словно унылый памятник многолетнему периоду богоотступничества нашего народа.

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия мало кто мог поверить, что удастся возродить из небытия нещеривскую церковь. Усилиями ее первого настоятеля протоиерея Сергия и местных жителей храм расцветал год за годом. Бог помог сделать то, во что не верили даже опытные реставраторы. И сегодня нельзя не любоваться живописным пейзажем вдоль обуховской дороги, украшенным старинным казацким храмом в честь Преображения Господня.

Как доехать на скит

От метро «Выдубичи» каждые полчаса отправляется маршрутка на Обухов № 309. Стоимость проезда 3 грн 50 коп. Ехать до села Нещерив, после чего пройтись 10 минут по центральной сельской дороге.

Святые [ править ]

  • Преподобный Иона Киевский

Святыни [ править ]

  • Мощи прп. Ионы Киевского (+1902)
  • Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» (1852)

Богослужения [ править ]

22 января в Ионинском монастыре большой праздник — память преставления ее основателя старца Ионы.

Отзыв: Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Украина, Киев) — Отдых для души, тела и позитив

Когда в советское время в Киеве, на месте Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря, создавали Ботанический сад имени Тимирязева, главной целью данного «проекта» было стереть с лица земли все, что напоминало о Святыне.

Сегодня мы видим обратный эффект. Православный монастырь и Ботанический сад дополняют друг друга.

Получается, что монастырь расположен прямо в ботаническом саду. Люди, приходя полюбоваться редкими видами растений и мудро разбитыми ландшафтами, так или иначе, посещают обитель. С другой стороны, верующие также любят до и после богослужений погулять здесь.

И у монастыря, и у сада есть постоянные посетители. Особенно сюда любят приходить, когда цветет сирень или магнолия. Люди, прямо-таки, утопают в цвету. Аромат приятно пьянит, а легкий ветерок разносит его по всей территории.

Есть здесь лесные зоны — можно отдохнуть в тени деревьев. Есть луга — можно полежать на мягкой траве. Много полевых цветов.

Дети любят плескаться в фонтане, возле центрального входа в Ботанический сад.

Зеленая гладь сада (монастыря) «расчерчена» ровными полосками асфальтированных дорожек. Машины по монастырской территории практически не ездят. Зато их достаточно много собирается возле Троицкого собора во время воскресных и праздничных богослужений. На такси въехать в монастырь практически не реально. И это правильно!

В саду несколько детских площадок и аттракционов для маленьких посетителей. Кругом тележки с мороженным, а также киоски с прохладительными напитками и сладостями. На спиртное — мораторий.

Центральный объект Ионинского монастыря — Свято-Троицкий собор. Уникальные росписи — современные в старинном стиле, хорошие условия для посетителей — удобство для уставших, четкая акустика, специально отведенные места для детей, где во время богослужения они могут играть, а не носиться по храму.

Внутри собора — пещера-склеп, где лежат мощи (останки) основателя монастыря — преподобного Ионы Киевского.

Своеобразно здесь проходят богослужения. Не нудно! А это главное. Торжественно, соборно (много священников-монахов). Когда в особо важные моменты поет мужской хор — сердце замирает. Руководство монастыря заботится о том, чтобы проповеди были качественными — лаконично, по существу и интересно.

Ионинский монастырь — семейный. Здесь любят венчаться и крестить детей.

Он также молодежный. Здесь очень развито волонтерское движение: юноши и девушки опекают детей, больных онкологией, помогают детским домам и домам престарелых.

В определенные дни они собираются в Троицком соборе и задают священникам волнующие вопросы — «на злобу дня». А последние — отвечают и рассказывают всякие интересности. Пьют чай, едят сладости, знакомятся, общаются. Эти мероприятия имеют общее название — «Молодежка». Отсюда вышло много молодых киевских семей.

Ионинский монастырь — весьма современный. С ним дружат байкеры, а также рок-группы: «ДДТ», «Братья Карамазовы» и «Табула Раса». Солисты и исполнители посещают богослужения, и всегда приглашают православную молодежь на концерты. Здесь на молодежь реально «ставят», и никогда не выпадает «zero».

Практически все парковые условия созданы молодыми людьми.

Кстати, здесь любят бывать политики и бизнесмены. Причем, которые из них не просто приходят на богослужения, но и полноценно участвуют в жизни монастыря.

Рядом с Троицким собором старая колокольня. На верхнем этаже — уникальные куранты. На нижних — издательство. Печатают книги, журналы, газеты, листовки. Рядом с колокольней стенд — красочная стенгазета интересно рассказывает об истории и современности Ионинской обители. Кстати, она регулярно обновляется.

Рядом — новая колокольня. Это металлические леса, на которых подвешены колокола — от маленького до большого. Звонят красиво.

Ионинский монастырь расположен на возвышенности. Если пройти влево от Троицкого собора (минут 8) — подойдете к двухэтажной деревянной вышке. Внутри столы и лавки. Можно принести свои продукты и пообедать.

Это также отличная смотровая площадка. Со второго этажа открывается прекрасный вид на правую набережную, мост Патона, Днепр и на левый берег, с его прибрежным лесом и разноцветными высотками.

Ионинский монастырь — это не только центр монашества, но также территория семейного и молодежного отдыха.

Посетите, как-нибудь, на выходных. Заряда энергии хватит на всю рабочую неделю, а потом непременно захочется снова.

Самая загадочная киевская обитель

Об Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.

Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».

Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».

Самый загадочный и таинственный

Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.

Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.

Как обнаружили подземный монастырь?

В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.

Подвижники Зверинецких пещер

Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.

Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»

Читать еще:  Календарь Великого поста 2019

Просьба о молитве

Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.

Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их

Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.

Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.

«Предоставленные сами себе»

В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.

От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.

Подвижник и заступник древнего монастыря

Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.

Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение

Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще – это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ‒ князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.

После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ‟Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.

Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал

Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.

Следующий человек, который останется здесь навсегда, ‒ это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.

Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.

Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа

Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.

Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.

Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.

В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ‒ и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Катастрофа

Елена Анатольевна Воронцова, бывшая заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, писала: «Шестого июня 1918 года в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С десяти до двенадцати часов утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва, в дополнение ко всем разрушениям и пожарам, образовались два провала. Один – неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер».

Незадолго до своего закрытия Зверинецкий скит насчитывал до 40 насельников. В 1933-м году безбожники убили настоятеля скита, архимандрита Филарета (Кочубея), а через год скит был закрыт, а храм взорван.

Послевоенный период

Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».

В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.

Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»

«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”.

После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.

В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.

К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью

В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ‟Всех скорбящих Радость”.

Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери

«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ‒ князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.

В послевоенное время серебряная риза с надписью «Зверинецкая икона Божией Матери» попала в руки митрофорному протоиерею Михаилу Макееву, который в своем храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Селищи (Барышевский район Киевской области) сохранил множество святынь из разоренных богоборцами монастырей и храмов. В 2000-м году он из небольшого Ионинского листка узнал о Зверинецком монастыре и вернул нам нашу святыню. Это произошло в день празднования Иверской иконы Божией Матери, 26 октября».

Сегодняшний день монастыря

В монастыре проходят ежедневные богослужения, как в пещерах, так и в надземных церквях. В настоящее время здесь три храма:

1. Пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех

2. Храм Собора преподобных отцов Зверинецких, построенный в 2010-м году над входом в пещеры, в византийском стиле. Его архитектура напоминает архитектуру афонских храмов.

3. Собор во имя иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость” в стиле древнерусского зодчества с нижним приделом, освященным в 2013-м году в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

В настоящее время в монастыре 12 насельников, они трудятся на самых разных послушаниях: уборка монастыря, храмов, работы в теплицах, на огороде, на кухне и в трапезной ‒ и прочие, обычные для всех монастырей послушания.

Афонский монастырь Дохиар в честь святых Архангелов Михаила и Гавриила подарил Архангело-Михайловскому Зверинецкому монастырю точный список чудотворной иконы «Скоропослушница», сейчас иконографическое изображение этого исторического для Зверинецкого монастыря момента находится в приделе с чудесной иконой.

Архимандрит Леонтий рассказывает о пещерах:

Роспись собора в Зверинецком монастыре:

Архимандрит Леонтий согласился ответить на наши вопросы для Портала «Православие.ру», о беседе с ним мы расскажем во второй части нашей статьи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector