0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Александро-Невский войсковой собор в Краснодаре

Александро-Невский войсковой собор в Краснодаре

Краснодар еще до 1920 г. был обычным провинциальным городком, но сейчас он стал административным центром и столицей Кубани. Здесь активно идет строительство новых жилых комплексов. На фоне многоэтажных домов выделяются купола различных святынь. Они являются памятниками архитектуры и «жемчужинами» города. Об одном из таких – храме Александра Невского – и пойдет сегодня речь.

СОДЕРЖАНИЕ

Строительство храма

Решению о постройке собора способствовал и тот факт, что незадолго до катастрофы государь посетил город, и у жителей были свежи воспоминания о его визите, безусловно, подогревшем их верноподданнические чувства. Предполагалось возвести монументальное сооружение с семью престолами, главный из которых должен был быть освящён в честь великомученицы Екатерины. Именно в память этой святой Екатерининский собор (Краснодар) получил своё название. Остальные престолы храма посвящались небесным покровителям рода Романовых: Марии, Николаю, Георгию, Михаилу и Ольге.

Создание проекта храма и разработку технической документации поручили жителю Екатеринодара — архитектору И. К. Мальгербу. Место для будущей постройки выбрали на Екатерининской площади, где в то время стояла ветхая деревянная церковь, построенная в 1818 году. По разным причинам (и техническим, и политическим) работы затянулись и были окончательно завершены лишь перед началом Первой мировой войны. Свято-Екатерининский кафедральный собор (Краснодар) был торжественно освящён 24 марта 1914 года.

Морской собор отметил 100-летие в День Святой Троицы

Вековой юбилей главного Храмапамятника российских моряков, возродившегося к новой — молитвенной — жизни, промыслительно совпал с Праздником Святой Троицы. С Днём рождения Церкви Христовой. 100 лет назад, 10 июня 1913 года по старому стилю, Кронштадт переживал великое торжество. Корреспондент морсокй и городской газеты «Кронштадтский Вестник» из далёкого 1913 года назвал этот день «одним из самых радостных и знаменательных событий в жизни» кронштадтцев. «Вчера в присутствии Державного Хозяина Русской Земли Государя Императора Николая Александровича и Его Августейших дочерей состоялось торжественное освящение давно жданного величественного Морского собора», — писала газета на следующий день после освящения главного Храма русских моряков и проведения в нём первого Богослужения.

Как много вобрал в себя этот «железный» кровавый век!

Через год после освящения Храма началась Великая война, и на чёрных мраморных досках появились новые золотые поминальные записки — о погибших в ней моряках Российского флота.

Февральская революция. Оставшихся верными Царю и Отечеству российских моряков уже не выбивали золотом на мраморе: в страну вползал мрак разрушения, появлялись первые ручейки предсказанных святым Иоанном Кронштадтским рек крови, Кронштадт становился российской Голгофой.

Сокрушение духовно-нравственных основ Российского государства в 1917 стало сокрушительным и для Морского собора. Вначале у Храма отняли тех, для кого его строили, — верующих моряков, и он просто стал приходским. В 1921-м расстреляли его священнослужитей — якобы за связь с восставшими моряками. В 1929-м закрыли. Затем — разграбили. Сорвали кресты. Сбросили колокола. Мраморные доски с именами погибших за Отечество моряков предали поруганию. Иконостас и иконы уничтожили…

В Великую Отечественную Храм служил главным наблюдательным пунктом советской артиллерии. Зона видимости с его 70-метровой высоты — более 45 километров. Сюда же была перенесена служба точного времени, в цокольном этаже разместили госпиталь.

В 1953-м в здании был проведён капитальный ремонт и варварская перепланировка с реконструкцией под кинотеатр, а затем — под концертный зал… Наступила долгая эпоха запустения…

«Времена не выбирают — в них живут и умирают…», и всё-таки как прекрасно, что нам, современным кронштадтцам, выпало жить не только в эпоху мерзости запустения и воинствующего безбожия, но и в благодатное время возрождения православных святынь в Кронштадте, что мы были свидетелями, а многие из нас и непосредственными участниками восстановления Владимирского собора, часовен на кладбище, Тихвинского Храма-часовни, Церкви Святителя Николая Чудотворца у госпиталя, ну и, конечно же, — воскресения из мертвых главной святыни Кронштадта, его гордости и славы, его духовного символа — столетнего Николаевского Морского собора — главного Храма-памятника российских моряков, возродившегося к новой — молитвенной — жизни ровно через 100 лет со дня первого Богослужения.

Его вековой юбилей промыслительно совпал с Праздником Святой Живоначальной Троицы. С Днём рождения Церкви Христовой. В этот день в Храме прошло первое после возрождения Таинство рукоположения во священный сан, совершённое епископом Царскосельским Маркеллом.И для отца Андрея и для отца Виктора — священника и диакона — этот день, 23 июня 2013 года, навсегда останется самым сокровенным праздником. А по словам настоятеля Храма митрофорного протоиерея Святослава Мельника, это событие восстановило Храм во всей полноте совершения церковных таинств.

Замечательно, что первым священнодиаконом, рукоположенным в Морском соборе стал именно Виктор Матяшов, так много сделавший для восстановления православных святынь в Кронштадте вообще и для Морского собора, в частности.

В Праздник Святой Троицы все собравшиеся в Храме люди по традиции, преклонив колени, читают молитву Святому Духу. «Сокровище благих и жизни Подателю…» Это и всегда-то очень торжественный и трогательный момент Богослужения в День рождения Церкви Христовой, а в День рождения Церкви, совпавший с сотым днём рождения Храма — во сто крат трогательнее. Огромное количество народа — кронштадтцы и многочисленные гости города — в День Святой Троицы под величественными сводами столетнего Морского собора обращались, преклонив колени, к «Царю Небесному Утешителю, Душе истины». Обращались соборно, ибо «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

После праздничного Богослужения произошло событие из ряда тех, что призваны служить делу возвращения Морскому собору статуса военного Храма.

В нём торжественно провожали кронштадтских призывников. Из 20 человек первой партии весеннего призыва в Храм пришли 17. Слова напутствия перед службой им говорили глава администрации Кронштадта Терентий Мещеряков, глава муниципального образования город Кронштадт Валерий Власов, контр-адмирал Александр Спешилов, военком Курортного района Олег Мазурин. Епископ Маркелл благословил ребят на успешную службу, окропил святой водой и вручил каждому из них иконки святителя Николая Чудотворца.

Читать еще:  Поляки поздравляют Папу по SMS

А ещё каждому были вручены подарки — от Муниципального совета города Кронштадта и Николаевского Морского собора.

Пусть всё у наших ребят будет хорошо! Удачи вам, воины, и помощи Николая Чудотворца!

Храм Святителя Димитрия Ростовского в станице Петропавловской отметил юбилей со дня своего основания

Утилиты
  • Печать
  • E-mail
Типографика
    Smaller Small Medium Big BiggerDefault Helvetica Segoe Georgia Times
  • Режим чтения
Поделиться

Для Кубани православие — особая тема. Ведь издавна главным оплотом и стержнем казачьего духа была вера православная. Так повелось со времен, когда первые казаки прибыли на кубанские земли и первым делом взялись за постройку храма на пустынном таманском берегу.

И сегодня в крае власти многое делают для возрождения православных традиций, помогают восстанавливать храмы вместе с неравнодушными людьми. С 2011 года действует краевая программа «Сто храмов». С этого момента на Кубани было заложено 22 православных храма. В 1980 году у нас всего было 3 собора, 18 церквей и пара десятков молитвенных домов. Сегодня храмов, церквей, монастырей в крае уже почти 500, и только за последние пять лет открылось 150.

И как неоднократно подчеркивал губернатор Кубани Александр Ткачев, на Кубани храм должен быть в каждой станице, потому сделать еще предстоит очень многое.

Наверное, не случайно сложилось так, что торжества по случаю 110-летия основания храма святителя Димитрия Ростовского в станице Петропавловской совпали с днем рождения самой станицы. Ведь сама Петропавловская тоже названа в честь православных святых — апостолов Петра и Павла. Многие поселения казаков на Кубани своими названиями обязаны православным праздникам. Такие названия населенные пункты получают чаще всего по дню основания, когда они освящались и проходило имянаречение по канонам православия. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, а Павел — символом «свободного» христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: «Петрово» и «Павлово» в церкви дополняют друг друга. Оба апостола пострадали за веру Христову.

Первоначально в центре станицы в 1845 году казаками был построен храм, освященный в честь Петра и Павла. Старый храм располагался в центре станицы. Он был деревянный. Как красив был этот храм, звоном куполов оповещавший о воскресных днях, о православных праздниках всех жителей станицы! В 1937 году храм был разрушен. А из церковного строительного материала построили клуб.

Но в 1904 году было начато строительство нового храма, а рядом — школа с 1 до 4 класса. Организатором строительства был Абрам Власеевич Махортов. Строился храм полностью на пожертвования прихожан. И через два года, по окончании строительства, был освящен в честь Святителя Димитрия Ростовского.

Многое пережил за свою вековую историю православный храм в станице Петропавловской. Как и многие церкви в стране, в годы советской власти он был закрыт. За долгие годы в нем была и школа, и мастерская, где перематывали моторы, и общежитие. А в 1988 году одним из первых на Кубани Свято-Димитриевский храм был возвращен православной церкви.

Вернули его в плачевном состоянии: прогнившие окна, дырявая крыша, обезображенные стены, церковный двор представлял собой только рытвины да мочаки. Но ни настоятель храма отец Николай (Петрук), ни прихожане не сетовали ни на что, а не покладая рук трудились, по крупицам восстанавливая порядок в доме Божьем: кровлю заменили, окна, двери. Куполов таких, как сейчас установлены, не было в этом храме, даже когда он был новым. Благоустроенным и уютным выглядит церковный двор: его заасфальтировали и разбили цветники. Все это делается с помощью прихожан и на их пожертвования.

Разделить радость с прихожанами храма Святителя Димитрия Ростовского в престольный праздник приехал епископ Армавирский и Лабинский Игнатий. В течение двух дней владыка вел праздничные богослужения в стенах храма-юбиляра. Епископ сердечно поздравил не только жителей станицы Петропавловской, но и всех православных верующих нашего района с праздником — днем памяти Святителя Димитрия Ростовского. «Этот праздник для нас имеет большое значение, — сказал владыка. — Святитель Димитрий очень много потрудился для Церкви Христовой. Именно он составил Четьи Минеи. Этот Жития Святых на каждый день, которыми мы пользуемся и сегодня. Особенно часто в монастырях читаются Жития Святых, в храмах во время трапезы, ну и дома, кто из верующих имеет Жития, читает.

Это очень полезное духовное чтение, укрепляющее дух и веру человека. Кроме того, Святитель Димитрий — это Святой, по молитвам которого Господь исцеляет не только от физических, телесных недугов, но, в первую очередь, исцеляет душу.

В праздничный день хочу пожелать всем, в первую очередь, духовного спасения. Потому что тело наше смертно, а душа — вечна. Тело после смерти уходит в землю, а душа остается живой и продолжает свой путь, и человек в своей земной жизни должен успеть подготовить свою душу к вечности, потрудиться духовно, заработать багаж благих и добрых дел».

Поздравил прихожан с юбилеем основания и настоятель храма Вознесения Господня, протоиерей отец Валерий (Коваленко). «Изначально этот храм строился для окраины, потому что в центре станицы возвышался большой храм, — отметил отец Валерий. — Но так сложилось, что большой храм был впоследствии разрушен, а этот и по сей день служит станичникам. Стараниями прихожан и настоятеля храма отца Николая храм содержится в прекрасном состоянии. Туда хочется приезжать снова и снова, чтобы восхититься удивительной красотой этого храма. Любой юбилей значим, а тем более — если это юбилей храма. Потому что храм как губка: он впитывает в себя судьбы человеческие, людские молитвы, скорби, слезы, радости. Храм — это живой организм, но жив он своими прихожанами, поэтому именно им в престольный праздник храма — самые сердечные поздравления и самые добрые пожелания».

Княжна Татьяна звала его «душкой»

Хоронили в церкви не только полковников и генералов – лежат там останки и низших офицерских чинов, корнеты Крупин, Рубинский, Линицкий, Сатов-Швенднер, хорунжий Пеховский. Поручик Кармалин — внук бывшего начальника Кубанской области Николая Кармалина, был убит 20-летним в марте 1918 года. Штабс-ротмистр Дмитрий Малама – сын бывшего начальника Кубанской области Якова Маламы.

Читать еще:  Шведские мусульмане собираются строить огромную мечеть в пригороде Стокгольма

О Дмитрии Маламе стоит рассказать отдельно – прославился он не в Гражданскую. Юноша закончил Императорский пажеский корпус, в 1913 году взял первый приз в конном забеге на сто верст и отличился во время Первой мировой, за что получил из рук императрицы Георгиевское оружие – золотую саблю с надписью: «За храбрость».

«В бою пятого августа во главе взвода атаковал неприятельскую пехоту и, будучи тяжело ранен, остался в строю и продолжал обстреливать противника, чем значительно способствовал успеху», — так описан его подвиг в донесении. Тот лазарет, в котором лежал Малама, посещали в качестве сестёр милосердия императрица с дочерьми. Дмитрий пришёлся по душе великой княжне Татьяне, которой он подарил щенка французского бульдога, и самой императрице Александре Федоровне.

«В дневнике Татьяны Малама фигурирует как «душка», — рассказывает Александр Селиверстов. – Но не это главное – отличительной чертой этого молодого человека было чувство долга. Есть свидетельства, что, когда он узнал о гибели царской семьи, в том числе Татьяны, начал искать смерти в бою. И погиб в 27 лет, в конной атаке».

«В нем поражало замечательно совестливое отношение к службе и к полку, в частности, — вспоминал Маламу лежавший с ним в одной палате солдат Степанов. — Он только видел сторону «обязанностей» и «ответственности». Получив из рук Императрицы заслуженное в бою Георгиевское оружие, он мучился сознанием, что «там» воюют, а они здесь «наслаждаются жизнью». Никогда ни в чем никакого чванства. Только сознание долга».

«После того, как окончательно установилась советская власть, в крипте захоронили троих человек, — рассказывает Александр Селиверстов. — О Николае Емельяненко и Наталье Нордега мне ничего неизвестно. А Аким Еськовбывший купец, гласный городской Думы – на современный лад депутат – принимал участие в строительстве собора».

На этом захоронения в соборе не закончились, но с тех пор здесь находили вечный покой только священнослужители.

Полный список захороненных в храме, с информацией о них, фотографиями и схемой захоронений, историк предполагает опубликовать во втором томе книги «Все храмы края».

Фомин день: хлебные традиции на Руси

На Руси Фому, несмотря на прозвище «неверный», чрезвычайно почитали. Это связано с сельскохозяйственным календарем славян. В октябре наши предки подводили осенние итоги года, оценивали хлебные запасы на зиму, подсчитывали предназначенные на продажу излишки урожая, а также отделяли взрослых сыновей, чтобы те могли начать самостоятельно вести хозяйство.

Фому на Руси почитали как покровителя трезвых хороших работников, рачительных хозяев, у которых дом — полная чаша. Апостол считается сторонником бережливости и скромности, покровителем честных тружеников, противником любителей брать нахрапом, выезжая на чужом горбу.

Имя Фома рифмовали со словами «крома» (мешок для зерна) и «закрома» (амбар для хранения хлебных запасов).

На Руси в октябре говорили:

«Рад Фома, что полны закрома»; «Фома ломит закрома — бери хлеба задарма»; «На Фому тащи все в крому» и так далее.

Традиции и обряды на Фому были связаны с трудом, с запасливостью и бережливостью и, конечно, с хлебом.

На Фомин день по традиции хозяйки пекли караваи из зерна нового урожая, которые ели всей семьей. «Фомина» горбушка считалась целебной и заговоренной. Ее давали новорожденным, чтобы не болели и росли тружениками, именинникам в виде особой чести, а также больным — в качестве лучшего «лекарства» для излечения от всех хворей.

Сыновьям, которые планировали создать собственную семью, отцы в этот день «кромили сусеки»: выделяли отдельную полку в закромах, чтобы молодая семья сама рассчитывала, как кормиться зимой.

День был также посвящен женскому рукоделию: так, девочек, начиная с семилетнего возраста, в этот день впервые сажали за ткацкий станок вместе со взрослыми.

«ЗДЕСЬ граду быть» Основание Санкт-Петербурга

«ЗДЕСЬ граду быть» Основание Санкт-Петербурга

Одна из самых первых петербургских легенд связана с основанием города на Заячьем острове.

Царь Пётр 1, осматривая остров, вырезал два дёрна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь граду быть». Затем, взяв заступ, он начал копать ров. В этот момент в воздухе появился орёл и стал парить над царём. Когда ров был выкопан размером около двух аршин, в него поставили ящик, высеченный из камня.

Священики окропили этот ящик святой водой, затем государь поставил в него золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного.
Ящик накрыли каменной доской, на которой была вырезана надпись:
«От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град С.Петербург великим государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем российским»

После этого Петр приступил к обложению другого раската. Раскат был выполнен из двух длинных тонких берёз, воткнутых в землю и связанных верхушками, нечто в роде ворот. В это же время орёл, парящий над островом, спустился с высоты и сел на этих воротах. Ефрейтор Воронцов снял его выстрелом из ружья. Пётр очень был рад этому, видя в нём доброе предзнаменование. Перевязав лапы орла платком, государь посадил его себе на руку, после чего сел на яхту с орлом в руке и отплыл к Канцам. В этот день все чины были пожалованы столом, веселье под пушечную пальбу продолжалась до поздней ночи.

1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты). Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит: Ниеншанц “не гораздо крепок от натуры”, как говорил сам царь.

Кроме того, Ниеншанц был довольно далеко от моря, и у шведов оставалась возможность укрепиться на одном из островов дельты Невы. Русские тогда все равно оказались бы отрезанными от моря.

Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно: Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.

Читать еще:  Ватикан обзавелся собственным микроблогом на Twitter

16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. Петр назвал новую крепость “Санкт – Питербурх”, это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской – по названию ее главного собора.

План будущей крепости начертил сам Петр. Строить укрепления надо было очень быстро, чтобы успеть за короткое лето. И действительно, к осени 1703 года крепость была “вчерне закончена”. В первые годы ее стены для ускорения насыпали из земли, возведение же каменных укреплений началось через три года – в 1706 году.

Новый город начал расти рядом с крепостью на соседнем Березовом острове, этот остров даже стали называть Городским (теперь это Петроградская сторона). Уже в ноябре 1703 года здесь открылся первый храм города – в память о том, что крепость была заложена в день Святой Троицы, его тоже назвали Троицким.
Перестроенный через несколько лет в камне, Троицкий собор некоторое время был главным храмом столицы.

Деревянный храм Святой Троицы заложен через четыре с половиной месяца после основания города, 1 октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Два года спустя его расширили приделами и трапезной с колокольней.

Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы.

В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709), праздновалось заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721).

На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол.

В 1743 г. по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкой церкви было разобрано, и к 1746 г. возведен новый “безо всякой перемены” храм, освященный в мае того же года.

Здание храма всегда сохраняло первоначальный вид. В 1750 году здание сгорело дотла и восстановлено после пожара в 1756 году архитектором С. А. Волковым, который во всем следовал старым планам.

При императоре Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 годах, после наводнения 1824 г. К 1869 году здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Император Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы начались весной 1876 г., и зимой того же года обновленный храм был освящен.

Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей всей столицы. В 1913 году огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. В 1924 – 1928 годах собор был восстановлен как историческая святыня.

В соборе хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов. Ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры снесен в 1934 году.

Площадь, на которой стоял собор, тоже получила название Троицкой. Она открывалась к Неве, и здесь устроили первую городскую пристань, к которой причаливали, грузились и выгружались корабли. На площади были построены первый Гостиный двор, первый петербургский трактир “Аустерия четырех фрегатов”. Подъемный мост соединял Городской остров с соседним Заячьим, где находилась крепость.

Городские постройки появились и на противоположном берегу Невы, под прикрытием Адмиралтейской крепости – верфи. Началось строительство и на Васильевском острове, который Петр планировал сделать центром города.

В 1712 году в Санкт – Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. Но еще в сентябре 1704 года Петр писал Меншикову, что он едет в “столицу Питербурх”.

Школы будущего укрепят позиции республики

Минтимер Шаймиев поблагодарил Минкульт РФ, руководство страны и республики за поддержку проектов. «Каждый, кто был причастен, ощутил энергию времени и возрождения нашей духовности. Участвуя в проекте, мы действительно стали добрее и выше», — сказал он. Минтимер Шарипович отметил вклад Группы компаний ТАИФ, «Татнефти», других компаний и населения республики в воссоздание исторических объектов.

А еще руководитель фонда рассказал о полилингвальных учебных комплексах «Адымнар» в Казани и Елабуге. По его словам, это только начало. Такие комплексы, оснащенные уникальной материально-технической базой, откроют в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, будет и вторая очередь в Казани.

Минтимер Шаймив: «Именно через детей, через школу республика сможет укрепить свои позиции в глобальной международной конкуренции». Фото Ринат Назметдинов

«Именно через детей, через школу республика сможет укрепить свои позиции в глобальной международной конкуренции», — подчеркнул Шаймиев. — «Это мы делаем от души и для души».

Первый президент Татарстана сообщил, что работа фонда на международном уровне продолжается. В 2022 году в Казани планируется провести 46-ю сессию комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Эту инициативу руководителя республики Рустама Минниханова поддержали глава страны Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров. В Казани ждут гостей из 190 стран.

Как проходят богослужения

Перед посещением стоит узнать расписание заранее. Вход для прихожан открыт ежедневно с 7.00 до 20.00.

  • в 8.00 начинается Божественная литургия;
  • в 17.00 — вечернее богослужение;
  • в 8.00 — исповедь (по местному времени).

В конце литургии — Причастие Святых Христовых Тайн.

В воскресенье и праздники расписание немного изменяется:

  • в нижнем храме в 6-30 начинается ранняя литургия, исповедь — в 7-00.
  • в верхнем храме в 8-30 начинается поздняя литургия, исповедь — в 8-20.

В конце служб — Причастие Святых Христовых Тайн.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector