1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой Дух – самое таинственное Лицо Святой Троицы

Православная Жизнь

Если в сам День Пятидесятницы мы вспоминаем событие, то на второй день Православная Церковь отдельно чтит Третье Лицо Святой Троицы – Духа Святого. Почитание не может быть абстрактным, потому давайте хоть немного вспоминать, что мы о Нем знаем.

Каждое Лицо Троицы можно отличить именно благодаря Его ипостасным свойствам. Если для Отца это нерожденность, для Сына – рождение, то для Духа Святого – исхождение. Прп. Иоанн Дамаскин, например, задавался вопросом, чем отличаются рождение и исхождение, и отвечал, что мы не знаем – это непостижимая для нас тайна. Того, что мы знаем о существовании различия – для нас достаточно. «Нерождаемость, рождение и исхождение, – пишет в другом месте преподобный, – только этими ипостасными свойствами и различаются между Собой Три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой Ипостаси».

Вообще, мы должны понимать, что нельзя троичность Лиц мыслить в категориях сложения. Владимир Лосский пишет, что внутритроичные отношения для каждой Ипостаси тройственны, потому и для нас нельзя помыслить Отца, без Сына и Святого Духа. Также нельзя помыслить и остальные Ипостаси: «Невозможно представить себе Одну из Них без того, чтобы немедленно не возникли Две другие. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то они как бы «одновременны», ибо одно предполагает другое».

Если мы внимательно читаем Символ веры, то не могли не заменить, что термин единосущный – применяемый в отношении Сына и указывающий на Его Божественной достоинство – к Духу Святому не употребляется. Конечно это не означает, что Дух Святой не является Богом, просто в IV веке данный термин вызывал много споров как не используемый в Священном Писании. Отцы Второго Вселенского собора сочли достаточным указание на то, что Третье Лицо «со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».

Вполне закономерно, что Священное Писание, в особенности Новый Завет, в первую очередь, раскрывает нам учение о Сыне, Его воплощении, вочеловечении и совершенном Искупительном подвиге. Но есть и указания на Третье Лицо. Напрямую Богом Святой Дух в Библии называется только один раз – это известная обличительная речь апостола Петра в отношении Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3-4).

Есть и косвенные свидетельства, указывающие на Божественное достоинство Духа. Так, например, достаточно ясными в этом плане являются слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Не вызывает сомнений здесь и свидетельство апостола Иоанна: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7). Примеров можно привести еще много, но и этого, думаю, достаточно, чтоб иметь несколько аргументов в запасе в случае каких-либо дискуссий на данную тему. Я также прекрасно понимаю, что практически каждый из читающих этот текст знаком с приведенными местами Священно Писания, но, как это часто бывает, правильные мысли в нужный момент в голове всплывают не всегда, а в день Святого Духа, хотелось бы поговорить о Нем как-то особенно.

На Пятидесятницу Святой Дух видимым образом проявляет Себя как самостоятельное Лицо Святой Троицы. В данном случае, он не сообщается всей Церкви в совокупности, но почивает на каждой личности, на каждом члене Тела Христова отдельно, сообщая ему особые дары и отмечая печатью личного отношения к Богу. Теперь в Церкви именно Дух Святой преподает христианам Божественную благодать, делающую их святыми. Мы должны отличать Святого Духа, как Лицо Троицы, от сообщаемых Им людям даров. Можно сказать, что подаваемая нам благодать в Духе имеет ипостасный источник. Хотя каждый христианин, посредством принятия крещения, и вовлечен в Тело Христово, становится Его членом, но одного этого еще недостаточно для спасения. Спасение не может быть «механическим», ведь мы помним, что многие святые отцы целью христианской жизни полагали стяжание Святого Духа. Остановимся не замечательных словах свт. Василия Великого: «Как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Снятый, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, но вселении в него Духа, приял достоинства пророка, Апостола, Ангела Божия». В этом стяжании и проявляются свобода и уникальность каждого отдельного человека. Освобождаясь от зависимости от греха, христианин не впадает в некую «зависимость» от Бога, именно потому, что благодать, как было сказано, имеет ипостасный источник. Чтоб более ясно подчеркнуть сохранение свободы человека обратимся к наставлению прп. Ефрема Сирина говорившего, что Дух открывает человеку «какой путь хорош, и какой нехорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что скрыто на пути лукавом», – далее, как мы понимаем, человек уже сам решает по какому пути ему следовать. Таким образом, Духа Святого можно назвать не только утешителем, но и наставником, и помощником.

Надеюсь, что эти небольшие рассуждения помогут нам как-то особенно заострить внимание на Третьем Лице Святой Троицы и в день Его молитвенного почитания, и в каждом обращении со словами «Царю Небесный…».

Протоиерей Владимир Долгих

Святой Дух – самое таинственное Лицо Святой Троицы

Если в сам День Пятидесятницы мы вспоминаем событие, то на второй день Православная Церковь отдельно чтит Третье Лицо Святой Троицы – Духа Святого. Почитание не может быть абстрактным, потому давайте хоть немного вспоминать, что мы о Нем знаем.

Каждое Лицо Троицы можно отличить именно благодаря Его ипостасным свойствам. Если для Отца это нерожденность, для Сына – рождение, то для Духа Святого – исхождение. Прп. Иоанн Дамаскин, например, задавался вопросом, чем отличаются рождение и исхождение, и отвечал, что мы не знаем – это непостижимая для нас тайна. Того, что мы знаем о существовании различия – для нас достаточно. «Нерождаемость, рождение и исхождение, – пишет в другом месте преподобный, – только этими ипостасными свойствами и различаются между Собой Три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой Ипостаси».

Вообще, мы должны понимать, что нельзя троичность Лиц мыслить в категориях сложения. Владимир Лосский пишет, что внутритроичные отношения для каждой Ипостаси тройственны, потому и для нас нельзя помыслить Отца, без Сына и Святого Духа. Также нельзя помыслить и остальные Ипостаси: «Невозможно представить себе Одну из Них без того, чтобы немедленно не возникли Две другие. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то они как бы «одновременны», ибо одно предполагает другое».

Если мы внимательно читаем Символ веры, то не могли не заменить, что термин единосущный – применяемый в отношении Сына и указывающий на Его Божественной достоинство – к Духу Святому не употребляется. Конечно это не означает, что Дух Святой не является Богом, просто в IV веке данный термин вызывал много споров как не используемый в Священном Писании. Отцы Второго Вселенского собора сочли достаточным указание на то, что Третье Лицо «со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».

Вполне закономерно, что Священное Писание, в особенности Новый Завет, в первую очередь, раскрывает нам учение о Сыне, Его воплощении, вочеловечении и совершенном Искупительном подвиге. Но есть и указания на Третье Лицо. Напрямую Богом Святой Дух в Библии называется только один раз – это известная обличительная речь апостола Петра в отношении Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3-4).

Есть и косвенные свидетельства, указывающие на Божественное достоинство Духа. Так, например, достаточно ясными в этом плане являются слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Не вызывает сомнений здесь и свидетельство апостола Иоанна: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7). Примеров можно привести еще много, но и этого, думаю, достаточно, чтоб иметь несколько аргументов в запасе в случае каких-либо дискуссий на данную тему. Я также прекрасно понимаю, что практически каждый из читающих этот текст знаком с приведенными местами Священно Писания, но, как это часто бывает, правильные мысли в нужный момент в голове всплывают не всегда, а в день Святого Духа, хотелось бы поговорить о Нем как-то особенно.

На Пятидесятницу Святой Дух видимым образом проявляет Себя как самостоятельное Лицо Святой Троицы. В данном случае, он не сообщается всей Церкви в совокупности, но почивает на каждой личности, на каждом члене Тела Христова отдельно, сообщая ему особые дары и отмечая печатью личного отношения к Богу. Теперь в Церкви именно Дух Святой преподает христианам Божественную благодать, делающую их святыми. Мы должны отличать Святого Духа, как Лицо Троицы, от сообщаемых Им людям даров. Можно сказать, что подаваемая нам благодать в Духе имеет ипостасный источник. Хотя каждый христианин, посредством принятия крещения, и вовлечен в Тело Христово, становится Его членом, но одного этого еще недостаточно для спасения. Спасение не может быть «механическим», ведь мы помним, что многие святые отцы целью христианской жизни полагали стяжание Святого Духа. Остановимся не замечательных словах свт. Василия Великого: «Как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Снятый, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, но вселении в него Духа, приял достоинства пророка, Апостола, Ангела Божия». В этом стяжании и проявляются свобода и уникальность каждого отдельного человека. Освобождаясь от зависимости от греха, христианин не впадает в некую «зависимость» от Бога, именно потому, что благодать, как было сказано, имеет ипостасный источник. Чтоб более ясно подчеркнуть сохранение свободы человека обратимся к наставлению прп. Ефрема Сирина говорившего, что Дух открывает человеку «какой путь хорош, и какой нехорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что скрыто на пути лукавом», – далее, как мы понимаем, человек уже сам решает по какому пути ему следовать. Таким образом, Духа Святого можно назвать не только утешителем, но и наставником, и помощником.

Надеюсь, что эти небольшие рассуждения помогут нам как-то особенно заострить внимание на Третьем Лице Святой Троицы и в день Его молитвенного почитания, и в каждом обращении со словами «Царю Небесный…».

Святой Дух – самое таинственное Лицо Святой Троицы

Приближается праздник Пятидесятницы, или Троицы, а за ним следует Духов день — оба эти дня посвящены третьему Лицу, третьей ипостаси Пресвятой Троицы, самой таинственной для нас, людей,— Духу Святому, Господу Животворящему. Постараемся понять, Кто Он для нас.

Вот именно — Кто. Кто, а не что. К сожалению, многим современным христианам кажется, что Дух Святой — это некое вещество, субстанция, воздействующая на нас или на предметы материального мира определенным образом; что-то вроде эфира или даже газа. Нет, Дух — это Личность, это Персона, это Тот, Кому мы молимся, Кому поклоняемся — так же, как и Сыну, и Отцу. В Никео-Цареградском Символе веры говорится, что мы веруем «…И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Дух — это Утешитель. Так назвал Его Сам Христос: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 15–17, 26).

Читать еще:  Медперсоналу в Англии опасно молиться за пациентов: можно потерять работу

Почему же Дух — Утешитель, в чем Он нас утешает? По Вознесении Христовом у нас, людей, отнялся Жених (см.: Мф. 9, 15). И мы не можем более общаться со Хрис­том непосредственно — как с Человеком, как со всяким человеком, живущим на земле. А вот Дух — Он с нами вовек, и главное — именно Он сейчас, на завершающем этапе Священной истории, делает возможным наше общение со Христом. Дух — сокровенный вершитель Таинств Церкви: все, что в ней делается, делается произволением Духа Святого, то есть благодаря Ему. Духом Святым хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь; Духом Святым дается человеку власть священства. За Таинством Крещения следует Таинство Миропомазания — на новоначального христианина налагается печать Святого Духа.

Но как же Он пришел к нам, Утешитель? Об этом рассказывает книга Деяний апостольских: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1–4).

Именно это событие вспоминаем и вновь переживаем мы с вами в день Пятидесятницы (Троицы). Напомним, что Сошествие Святого Духа (облечение силою свыше) было обещано Христом в последние минуты Его пребывания на земле (см.: Лк. 24, 49; Деян. 1, 8).

Митрополит Владимир (Иким), проповедь в праздник Пятидесятницы, или Троицы: «…как неузнаваемо переменились апостолы, будучи облагодатствованы Духом Господним! Простые, некнижные люди, они заговорили на чужеземных языках, огненным словом Истины низвергая мудрования книжников и философов, обращая к Христу тысячи и тысячи людей, весь мир просвещая благовествованием вечной жизни. Прежде пугавшиеся даже прислужников и рабов фарисейских, духоносные апостолы противостали надменному иудейскому синедриону, бестрепетно исповедовали свою веру перед лицом земных владык, смело и радостно принимали мучения и саму смерть за Христа Спасителя».

А теперь попытаемся поговорить о наших с вами взаимоотношениях с третьим Лицом Пресвятой Троицы (тема непростая!) и вначале вспомним слова апостола Павла из Первого Послания к Фессалоникийцам (5, 19): Духа не угашайте. И обратимся еще раз к книге проповедей Митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима): «…значит, Дух в своем сердце можно и угасить, и — увы! — как часто мы, поддаваясь лукавым соблазнам и диавольским наущениям, делаем все, чтобы потушить в себе святую искру Божию, удалить из своей гибнущей души Утешителя, обитающего в нас со дня Крещения и Миропомазания.

Не механически и не насильственно осуществляется благодатное действие Духа Святого на душу человеческую. Здесь — великая тайна Божия, тайна воссоздания падшего естества, воскрешения «ветхого Адама» к вечной жизни, восстановления поруганного грехопадением святого союза Бога и человека. Чтобы достичь счастливой полноты богообщения, человек должен сам всеми силами своими стремиться к тому, чтобы перед Духом Утешителем настежь распахнулись двери его заскорузлого сердца. Только огненный Дух Божий властен выжечь из человеческой души всю греховную порчу, попалить опутывающие нас диавольские сети, но только сам человек, собственной борьбой против злого греха, своим порывом в Горняя, своей молитвой способен снискать благоволение Духа Утешителя…».

И вот, по сути, о том же — святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Святой Дух — невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий. Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию. Если мы не препятствуем Его действию — Он направляет нас тесным путем самоотвержения Но иные не ждут, не просят даров Святого Духа, пребывают в беспечной праздности, довольствуются обычной мирской честностью, внешне выполняют христианские обязанности. Все это и есть фарисейство. Только Бог может создать в нас чистое сердце, и нужно родиться свыше, чтобы видеть Царствие Божие (Ин. 3, 3). Пока Бог сохраняет бытие Своей Церкви, Дух Святой пребывает в ней. Как при сотворении мира Он носился над водами, так и ныне — над бездной расстроенного естества нашего… Предадим себя Его всесильному действию и воззовем к Нему из глубины отпадения нашего: Царю Небесный. ».

Продолжим перекличку через века — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, проповедь в День Святого Духа: «Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек — как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см.: Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик — зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрываясь от этих Божест­венных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое, и сердце свое, и жизнь свою Божественной энергии или прячется и бежит от нее и даже борется с ней».

Все эти цитаты, все эти размышления о Духе просто не могут не привести нас в благословенный Саров, не сделать свидетелями, а в какой-то мере и участниками беседы старца Серафима с Николаем Мотовиловым, тем самым, который впоследствии назовет себя «служка Серафимов». Николай Александрович задал старцу вопрос, который беспокоил его с юности и на который никто не мог дать ему ответа: в чем цель жизни христианской? И Серафим, не названный еще тогда преподобным, объяснил ему, что цель христианской жизни — в стяжании благодати Святого Духа; «пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего,— так сказал старец Серафим и затем продолжил: — Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа; на нее всякому и всегда есть возможность».

Сына Божиего, когда ходил Он по земле, все видели; а вот Дух незрим и никоим иным образом для нас, кажется, неощутим, и поэтому Николай Мотовилов настойчиво задает старцу свои недоуменные вопросы:

«— Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление?
Батюшка отец Серафим отвечал:

— Я уже, ваше Боголюбие, подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием… Что же вам, батюшка, надобно?

— Надобно, — сказал я, — чтобы я понял это хорошенько.

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

— Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

— Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли. ».

«Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины…» — торжественная молитва Святому Духу известна нам всем, она присутствует в нашем домашнем правиле, в Последовании ко Святому Причащению. Но в храме мы ее не слышим со Страстной Субботы до Троицы: на вечере Троицкой субботы этот краткий гимн «Сокровищу благих» вернется в богослужение. Мы отпраздновали Воскресение Сына, Его победу над смертью, и теперь переходим к первому из плодов этой победы: к прославлению Духа, сходящего на апостолов, а через них и на всех нас.

Но есть еще одна молитва — тихая, домашняя, вечерняя молитва святого Антиоха врача, мученика Севастийского: «…спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики».

Газета «Православная вера» № 10 (606)

Святой Дух – самое таинственное Лицо Святой Троицы

Преподобный
Александр Свирский –
т айнозритель
Святой Троицы

28 июля 1998 года в Санкт-Петербурге произошло знаменательное в истории Русской Православной Церкви событие. Здесь были обретены мощи великого русского святого – преподобного Александра Свирского.

Преподобного Александра Свирского называют «тайнозрителем Святой Троицы», вторым (русским) Авраамом: как и ветхозаветный пророк, он удостоился видения Светоносной Троицы, указавшей место будущего монастыря. Житийная литература так рассказывает об этом.

В 1507 году, после двадцати трех лет пустынножительства, святой Александр Свирский, подвизавшийся недалеко от реки Свирь, на берегу Рощинского озера, увидел трех Мужей в белых одеждах, сияющих «невыразимым светом». Преподобный поклонился им до земли, они же взяли его за руку, подняли и сказали: «Не бойся, мужу желаний (слав. – муж, достойный любви. – Ред.), яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь, и братию собереши, и обитель устроиши, яко благоволих тобою многие души спасти и в разум истины привести».

Услышав это, преподобный пал опять на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство.

Господь же опять воздвиг его, говоря: «Стани на ногу свою, возмогай, и укрепися, и сотвори вся, еже повелел ти».

Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть храм. Господь ответил: «Возлюбленне, яко видиши в Триех Лицах глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».

После этого святой Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущегося по земле, и ставшего невидимым.

Сам Господь почтил святого Троическим снисхождением-посещением, и в воспоминание явления ему Святой Троицы память святого до революции местно праздновалась и в праздник Пятидесятницы.

«Александр Свирский, – заметил архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Макарий (Веретенников), – пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как праотцу Аврааму, явилась Святая Троица». И воистину великий мистический смысл скрыт в том, что именно с вскрытия раки преподобного Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации, фальсификации и дискредитации русских православных святынь, в ходе которой были вскрыты и вывезены из монастырей 63 раки со святыми мощами. Все они милостью Божией обретены сейчас Русской Православной Церковью. И последними – и в этом тоже мистический смысл – обретены мощи преподобного Александра Свирского, утраченные нашей Церковью ровно 80 лет назад.

Впервые нетленные мощи святого были обретены в апреле 1641 года, когда, согласно повелению царя Михаила Феодоровича, иноки Александро-Свирского монастыря разбирали ветхую церковь над гробницей преподобного, чтобы поставить новую, каменную. И это обретение было подлинным торжеством Православия, так как в совершенно целом гробе лежало нисколько не поврежденное тлением тело в целых и нетленных одеждах. Житие свидетельствует, что когда сняли верхнюю доску с гроба, «повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, каждения же в то время не было, и увидели все лежащее тело преподобного отца нашего Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога, прославляющего святых Своих.»

В 1918 году отряд чекистов, отправленный в Александро-Свирский монастырь для выполнения приказа о ликвидации мощей, расстрелял пытавшихся противодействовать надругательству над святыней монахов, монастырь был ограблен, а рака с мощами преподобного вскрыта. Это было первое вскрытие большевиками святых мощей.

Читать еще:  Религия – истинный путь к совершенству!

Сохранность тела преподобного, завершившего свой путь четыре столетия назад, в 1533 году, настолько изумила командира отряда Августа Вагнера, что он не придумал ничего лучше, как назвать святые мощи «восковой куклой». И хотя это противоречило очевидности, именно так именовал мощи Вагнер в своем отчете.

С вятые мощи в строжайшей тайне были перевезены в Лодейное Поле и спрятаны в больничной часовне, а в январе 1919 года увезены в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-Медицинской академии, где и находились в качестве незафиксированного «экспоната» до тех пор, пока игумен возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря Лукиан не благословил инокиню Леониду начать поиск мощей великого старца-инока. История предпринятого поиска заслуживает отдельного повествования, но мы скажем только о том, что основная часть документов была уничтожена и поиск мощей святого, по словам матушки Леониды, «мог быть основан только на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами. на вере в то, что эти мощи находятся под особым покровительством Господа. ».

На основе архивных изысканий, антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный «экспонат» музея представляет собой полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям полностью соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1641 году. Подтверждали принадлежность «экспоната» к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке: характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков.

По сообщению ИТАР-ТАСС (10 августа 1998 года) об обретении величайшей святыни, останки были «идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы (СМЭС) Санкт-Петербурга. . При этом отмечено, что «естественная мумификация такой высокой сохранности современной науке необъяснима». . Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете СМЭС был отслужен молебен святому. Присутствовавшие «стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием». В связи с этим начальник академии генерал-полковник медицинской службы Юрий Шевченко принял решение о немедленной передаче святыни Русской Православной Церкви ».

Перенесенные для поклонения в петербургский храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мощи продолжали мироточить и благоухать при непрерывных молебнах, а в октябре 1998 года были торжественно перенесены в основанную им обитель на реке Свири и помещены в Преображенском соборе.

М атериал подготовила Надежда СЕЧИНА

Совершилось великое чудо, свидетельство проявления великой милости Божией и любви к Святой Православной Церкви и к России. К большому утешению верующих возобновилась возможность поклонения святым, чудотворным, цельбоносным мощам великого святого. Казалось, уже ничто не может потревожить мощи великого святого, возвратившегося через 465 лет после своей кончины к нам, грешным, и он, подобно свету, рассеет все злые тучи, сгустившиеся над Россией. Но вновь соблазн и недоумение начинают смущать души верующих наших соотечественников. О том, что происходит сегодня в Александро-Свирском монастыре и о еще не законченной истории обретения мощей преподобного Александра рассказал в газете «Православный Санкт-Петербург» Константин К рикунов , отрывки из статьи которого мы публикуем.

Сегодня не грабители угрожают монастырю, а идентификаторы, не оставляющие идею проведения генетической экспертизы. Это значит, что цельное и неистлевшее за 500 лет тело святого может быть разъято и граммов 500 «исследуемого материала» сожжено в печи экспертов. Весит, кстати, тело всего около десяти килограммов. Это ли не доказательство чудесной природы мумификации – при искусственном бальзамировании вес мумии бывает не меньше 40 килограммов.

Но, как ни странно, великое для Церкви событие обретения мощей в музее Военно-медицинской академии стало поводом к разномыслию и полемике не только в светской прессе, но и среди священников.

Первое освидетельствование мощей состоялось 30 августа 1641 года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Евфимия, игумена Вяжского монастыря Иосифа и всего Софийского духовенства, прибывшего в монастырь. Это было так: «Иерарх снял схиму и параман, раскрыли перси и руки преподобного, утвердились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра. Из-под аналава была видна часть бороды, а ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, а левая o6paщена в сторону».

Теперь приведу отрывки из описи «анатомического тела» – мумифицированного трупа мужчины, находившегося до минувшего лета в запасниках музея кафедры нормальной анатомии ВМА.

«Хорошо сохранившееся тело мужчины, аскетического сложения. Цвет кожных покровов желтый, местами янтарно-желтый. Голова без волосяного покрова и бороды, несколько развернута левому плечу. Черты лица хорошо сохранились. Рот приоткрыт. Ступня правой ноги опирается на свод левой. Руки: правая вдоль туловища, левая рука на животе». Современные эксперты были поражены особенностями состояния лица: «толщина мышечной ткани в области нижней и верхней губ осталась неизменной. Крылья носа, его кончик сохранили практически прижизненную конфигурацию, толщину, моделировку. А кожа не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная» (из доклада ст. научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, эксперта-антрополога Ю.Д. Беневольской).

Меня же больше всего поразила открытая для прикладывания рука преподобного Александра. Кожа на руке сдвинута вверх к пальцам, как бывает у человека после долгого сна. Потом я узнал, что преподобный умер во сне, лежа ничком. Когда иноки обители его нашли, прошло уже много часов и он уже окостенел, поэтому руки и ноги уже невозможно было расправить и сложить, как полагается при погребении.

Для верующих процесс идентификации мощей был завершен, когда на глазах в рентгеновском кабинете СМЭС, во время молебна, мощи вдруг покрылись светло-янтарными каплями мира, выступившего как бы изнутри, из трещинок кожи. Мощи мироточили три месяца в храме Веры, Надежды, Любови и продолжают источать миро сейчас, радуя и паломников.

Шесть месяцев шла экспертиза, подтвердившая подлинность мощей.

Работали антропологи, анатомы, рентгенологи, судмедэксперты, стоматологи. Все они – специалисты высокой квалификации, признанные не только в нашем городе, но во всей стране, – нашли 12 признаков сходства найденной в ВМА «мумии» и описания мощей преподобного, сделанного при первом обретении – в 1641 году.

Но канцелярия епархии куда более громоздка, чем 458 лет тому назад. К тому же особенно бурную деятельность развил некий судмедэксперт г-н Ковалев, смущающий и епархиальную комиссию по идентификации, которая должна представить свои выводы Патриарху и Синоду; множащий свои выдумки в прессе. То «исследуемый», несмотря на выводы антропологов, не вепс, а совсем даже наоборот. То Ковалев сообщает о наличии формалина «во внутренних органах» тела, которого не вскрывали, а все повреждения на нем подробнейшим образом описаны экспертами. Для верующих людей особенно важно подтвержденное архивными синодальными актами изъятие частичек мощей с пальцев правой руки для Синодальной ризницы. По свидетельству экспертов, изъятие было совершено при помощи «копия».

Между тем появилась скандальная версия, что «исследуемый» – то ли бывший зек, то ли татарин, то ли еврей и слишком молодой. И ногти его-де наманикюрены, и не аршинной длины, и голова обрита, и все зубы целы, что странно. Вчера поклонявшиеся раке кричат: «Распни, не он!» Любопытный «документ» теперь гуляет по петербургским храмам: якобы «Акт», якобы монахов, якобы 1918 года, где аналав назван наличником, а вся лексика и стилистика пронизаны скорее ненавистью к мощам, нежели верой. Для меня, как для человека, «работающего со словом», прежде всего стиль всей этой липы доказывает ее подложность.

Но вот уже все верующие вслед за авторами сего «документа» повторяют: «А ног-то не должно быть, должны быть косточки». Нелепость сего утверждения очевидна для любого мало-мальски грамотного человека. При естественной мумификации (высыхании тела) кости заключены в прочный волокнистый кокон, состоящий из волокон сухожилий, мышечной ткани и собственно кожи. Разломать кости невозможно, так как они прочно впаяны в ткани тела. Да и кому и зачем это нужно было делать? Тем более, что в подлинном акте – описании мощей 1919 года – говорится об их целостности. И на ногах святого там были обнаружены не древние сандалии, как сказано в «документе», а малиновые туфли, которые были надеты при переоблачении святого настоятелем монастыря Агафангелом в 1894 году. Значит «описыватели» 1918 года ног святого вообще не видели, а просто сочинили легенду о костях в «древних сандалиях».

Прихожанам и даже священнослужителям, не знакомым с подлинными историческими документами, ныне приходится плохо. Они живут слухами. У братии, спасающейся в монастыре Преподобного Александра Свирского, есть прежде всего один бесспорный документ – сами мощи святого. И вера, которая избавляет от уныния и ропота всякого, приезжающего в святую обитель.

Автора(-ов) текста и чёрно-белого снимка
установить не удалось
( П рисланы по электронной почте).

Цветные фотографии сделал Андрей Харлачёв.

Живое Предание

Дух Святой – зачем Он нам

Историк, катехизатор, алтарник. Погиб 25 января 2018 года, спасая упавшего на рельсы бездомного.

Продолжаем разговор о Таинстве миропомазания. Что привносит в нашу жизнь Святой Дух?

Святой Дух. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века.

Человек может познавать Бога только в Духе Святом.

Человек может побеждать грех только Духом Святым.

Человек может уподобиться Христу только силой Святого Духа.

Эти три действия Третьего Лица Святой Троицы и определяют Его роль в нашей жизни. Он – единственный «Посредник» между нами и Богом. Дух Святой – мост, раскинутый над пропастью первородного греха, некогда разделившей человека с Творцом; мост, по которому мы переходим из состояния вины, греха, стыда и страха (см. Быт 3) в состояние сыновних и близких отношений с Богом. В Духе Святом наш Господь открывается и переживается как Отец (Рим 8:15).

Именно поэтому для ранней Церкви было очевидно и наглядно, что сыновья и дочери Божии суть те, кто в своей жизни «водимы» Духом Святым; а «тот, кто Духа Христова не имеет – тот и не Его» (Рим 8:9). Ежедневное руководство Духом Святым должно было переживаться на практике (см. Деян 8:29).

Без Духа Святого Церковь была бы всего лишь одним из множества религиозных институтов нашей планеты, а каждый христианин – всего лишь адептом этой религиозной организации. К сожалению, именно такой взгляд на христианство предопределил его «кризис» в современном обществе. Без «узнавания» таинственного действия Святого Духа в Церкви, без прислушивания к Его голосу, без следования Его руководству верующие теряют ту самую «соль», которая одна только и делает христианство новой Жизнью, радостной Вестью, а не еще одной «человеческой, слишком человеческой» системой.

Церковь – это община учеников Христа, исполненная и постоянно исполняемая Святым Духом. Церковь – это семья детей Божьих, тех, кто доверился Ему и кого Дух берет за руку, ведя через всю жизнь к полному и совершенному уподоблению Христу в Царстве Небесном (в Вечности). Такой Церковь задумана, такой она создана. Исторический же путь Церкви из столетия в столетие – это тернистый путь, в ходе которого предательства и отступления от первоначального Замысла постоянно и терпеливо врачуются, исцеляются той же благодатью Святого Духа, что неизменно пребывает в самом сердце Церкви.

Итак, Дух Святой открывает нам Бога Отца и Христа как нашего Господа и Спасителя – да; Он раскрывает перед нами Церковь как нашу общую семью, собранную вокруг Христа и Его Евхаристической Трапезы.

Тайная вечеря. Миниатюра из армянского Евангелия 1232 года

Но Дух открывает нам и нас самих! Он раскрывает богатство и красоту нашей личности, со всей ее хрупкостью и дарами. Он стремится постепенно преобразить все наше существо. Потому что Он любит нас. И более и более высвечивает те грани, которыми каждый из нас начинает становиться отдаленно похожим на Христа…

В этом смысле можно сказать, что дар Святого Духа дается для служения другим, для полного раскрытия личности человека в таком служении. Ранняя Церковь прекрасно это осознавала: очень часто, в момент схождения Духа, верующие сразу же переживали необычайные действия в себе духовных даров: пророчества, особой вдохновенной молитвы, исцелений и др. (1 Кор 12). Дар, через который Дух Святой проявляется в каждом конкретном верующем, соответствует отчасти его природным склонностям, особенностям характера, а отчасти отражает неисповедимые пути Промысла об этом человеке.

И сейчас, как и 2000 лет назад, Дух Святой все еще осиявает верующих и ищущих Его, хоть и не всегда это происходит столь же наглядно и ярко – однако, если благодать коснулась сердца, она обязательно оставит в нем некое «внутреннее свидетельство», знание (ср. 1 Ин 2:20). Считать иначе означало бы отвергать Церковь как таковую, обесценивать все дело Христово и, по мысли великого византийского мистика прп. Симеона Нового Богослова , впасть в наихудшую из ересей.

Но, так же, как и в случае с Крещением, благодать Миропомазания необходимо углублять и раскрывать в себе в течение всей дальнейшей жизни. Иначе христианин останется бесплодной смоковницей (Мф 21:18-19). Какие же плоды должно иметь вселение Святого Духа в христианина? Их перечисляет ап. Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

Читать еще:  В Витебск прибыла копия Туринской плащаницы

Angel Red pomegranate, a new variety that has soft seeds within the edible arils, and is large and red for its season; grown by Claude, Joel and Shane Atkins in Visalia, 9/21/10 © David Karp

Эти плоды вызревают только при условии теснейшего общения с Духом Святым, в прямом смысле сотрудничества с Ним. А оно, в свою очередь, проходит по четырем основным каналам:

– Таинства (особенно Евхаристия);

– чтение Слова Божия;

– общение с людьми, с братьями и сестрами по вере, и все вытекающие отсюда поступки, слова и мысли.

Конечно, такое деление условно: в конце концов, абсолютно все в нашей жизни должно одухотвориться – стать «духовным», т. е. причастным благодатному действию Святого Духа. Но это – христианское совершенство. А до тех пор, пока мы на пути к нему, необходимо использовать указанные «инструменты». Свят. Феофан Затворник высказывает такую мысль, что благодать Миропомазания – как огонь, скрывающийся под пеплом наших страстей, забвения, небрежности: следует раздуть этот огонь трудом молитвы и других христианских добродетелей. А прп. Серафим Саровский даже учил , используя наглядные образы из жизни купцов, что этими добродетелями нужно «торговать духовно», т. е. смотреть, какие из них дают каждому из нас больше благодати Святого Духа: «дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте» (беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым). Эти образы могут кого-то смутить своей кажущейся «меркантильностью», словно вся жизнь христианина вращается вокруг собственного эго и его духовной пользы. На деле же здесь заключена глубокая истина: то дело, тот труд, при исполнении которого человек ощущает благодать в большей мере, чем при других занятиях, указывает на его призвание и служение в Церкви и в мире, формирует его как личность. Это и есть тот личный и уникальный дар (или дары) Святого Духа конкретному человеку, который дается, в конце концов, ради одной цели: возрастания в любви. Если внимательно, с рассуждением и советом с духовными наставниками, братьями и сестрами во Христе прислушиваться к этому тихому веянию Святого Духа (ср. 3 Цар 19:12), можно – и безусловно нужно! – найти ответ на часто задаваемый вопрос: «к чему меня призывает Бог?»

И это не так трудно, как иногда кажется. По остроумному замечанию прот. Алексия Уминского , Бог не скрывает от нас Свою волю (а Его призвание – это всегда и самая большая радость для самого человека!), словно некий ребус. Отец заинтересован в том, чтобы Его дети были счастливы. Реализация личности христианина – не что иное, как его ответ на Божий призыв лично к нему, и полнота этой реализации зависит от полноты самоотдачи в следовании водительству Духа.

Вот сколько даров, смыслов и целей заключено в самом малоизвестном Таинстве Церкви. Если Крещение является отправной точкой христианского пути, то Миропомазание в самом себе заключает семя его конечной цели – «обожения», когда все существо человека преображается, претворяется и обновляется нетварными энергиями Святого Духа. Все же последующие Таинства Церкви, равно как и все его труды, призваны раскрыть тот потенциал, который дан в Миропомазании. И если ученик Христов станет, как губка, напоенная благодатью, так что она течет и изливается из всего его существа реками воды живой (Ин 7:38–39) – иными словами, если он станет святым – это и есть тот совершенный плод, рост и созревание которого началось в таинстве Миропомазания. А на меньшее Евангелие не согласно…

P. S. В завершение приведем самый известный гимн Симеона Нового Богослова о Святом Духе:


Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,

Не говорите, что без Него возможно спастись,

Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям,

Не говорите, что люди не видят Божественного света

Или что это невозможно в настоящее время!

Это никогда не бывает невозможным, друзья!

Но очень даже возможно желающим.

Рекомендуем прочитать:

Разговор с Мотовиловым Серафима Саровского о цели христианской жизни

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Что такое Святая Троица?

Есть такое выражение «Бог един в трёх лицах, когда Бог одновременно Отец, Сын и Дух Святой. Что означает Святая Троица в православии и как трактуется этот образ, разберем ниже в статье.

  1. Ответ на вопрос
  2. Немного о Сотворении мира
  3. Бог Отец
  4. Бог Сын
  5. Дух Святой
  6. Почему Бог есть любовь и как это проявляется?

Ответ на вопрос

Святая Троица – термин, означающий, что Бог един в 3-х воплощениях, лицах. Бог неразделен, но троичен. Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Сам догмат непостижим, если смотреть на него с точки зрения обычной житейской логики. Этот трактат считается самым таинственным, открытым только избранным. Недаром о. Павел Флоренский назвал его «крестом человеческой мысли».

Как солнце излучает одновременно свет, тепло и невидимое радиационное излучение, так и Господь имеет 3 ипостаси, которые познать просто невозможно. Празднуется праздник Святой Троицы на 50-й день Пасхи, которая каждый год приходится на разное время. В этот день празднуется и День Духа Святого, когда в храмы приносят зелень, которая потом освящает и дом.

Немного о Сотворении мира

Вначале Бог сотворил Небо и Землю. И Дух Божий носился над водой. До появления Христа Дух Божий существовал как продолжение Создателя. Христос оказался сыном Божьим, третьим воплощением Господа, который явился на Землю. Святая Троица – это один Бог в трёх воплощениях. У Него единая природа и 3 самосознания. Понять Его сущность невозможно, но можно сравнить с Солнцем, которое ярко светит и одновременно греет.

Бог Отец

Создатель людей, вселенной, начало начал. Он не рождён, не сотворён, вечен. Дух Святой и Иисус Христос (Бог Сын) – его продолжение, воплощение. Понять, прочувствовать это практически невозможно. Бог Отец знает всё наперёд, даже судьбу отдельного человека. Только Ему ведомо, в какой день закончится земное человечество и человек сумеет перейти в Царство небесное. Поэтому те, кто пытается предугадать конец света, ставят себя выше Бога Отца. Однако Бог Отец знает о каждом практически всё вокруг. Он начало и конец, высшее, что существует над всеми нами.

Бог Сын

Земное воплощение Бога, то есть Христос. В отличие от Отца, Христос рождён. Ему было предписано явиться на землю, чтобы спасти человечество от множества согрешений. Это воплощение, с одной стороны, Божественной сути человека, с другой – Бога, который явился, чтобы принять на себя грехи всего человечества и дать надежду на спасение поколений, как того времени, так и тех, кто потом появится на свет до скончания века.

Бог Сын, в отличие от Отца, рождён от Девы Марии. Это земное воплощение Бога. Однако даже Он повинуется Отцу. В молитве «Чаша сия да минует меня», Христос прекрасно знал о своей крестной смерти и о всех страданиях, которые Ему придётся пережить. Но, тем не менее, не смог ослушаться Отца. Однако во всех мучениях был определённый смысл – Христов приоткрыл завесу в жизнь вечную, дав заповеди любви для того, чтобы спастись и оказаться в Царствии Божьем каждому из нас.

Дух Святой

Имеет несколько воплощений в Библии. При Сотворении мира он носится над водой. Затем появляется в виде голубя во время Крещения Иисуса Христа как особый знак свыше. Дух Божий третье воплощение Бога. Считается, что церковь будет уже не настоящей, если в ней будут упоминать только Отца и Сына.

Почему Бог есть любовь и как это проявляется?

Любовь руководила Создателем при сотворении мира. В этот момент Богом руководила любовь высшая, в самом чистом виде, в котором бывает. Человек же создан по образу и подобию Божьему, поэтому для того, чтобы быть счастливым и исполнять Его волю, он должен быть творцом, реализатором своих способностей и, конечно же, силы любви.

В Святой Троице любовь проявляется сразу в трёх ипостасях. Сын считается воплощением любви к человеку. Он пришёл на землю, чтобы дать новую заповедь: «Да любите друг друга», которая подводит к единому знаменателю то, что говорил Бог Моисею на горе Синай. Дух Святой – воплощение любви. Невидимая сила мыслей и чувств, которая свойственна практически всем. Когда человек настроен на доброту, любовь и созидание, в нём появляется подобие Святого Духа, однако Дух Святой, который считается Богом является далеко не каждому. Он невидим и незрим. Однако святые чувствовали его на себе, хотя и считали себя великими грешниками.

Святая Троица – основа Христианства. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (мысль, высказанное слово) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. Ум рождает мысли, мысли – слова и поступки. Эта же аналогия прослеживается и с Троицей. Поэтому Бог един во всех трёх лицах, однако его суть открывается только тем, кто действительно достиг святости.

Вы пишите: Святая Троица – термин, означающий, что Бог един в 3-х воплощениях…

Это некорректное определение, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная. Термин воплощение можно отнести только ко второму лицу Святой Троицы — к Сыну, как и написано: «И Слово стало плотию» (Ин 1,14) Иоанн Домаскин говорит, что воплощение Бога произошло в Сыне Божьем, но не в ипостаси Отца и Святого Духа. Если Они и участвовали в воплощении Сына Божьего, то только Своей единой и святой волей. Именно в Сыне люди увидели Отца, именно в Боге Слове нам явилась святая Троица.
_____________
Вы пишите: …Святая Троица – это один Бог в трёх воплощениях. У Него единая природа и 3 самосознания

У Бога действительно единая природа, которой обладают всецело все лица Святой Троицы. Что же касается самосознания или сознания, то и оно едино для всех лиц святой Троицы. Нет у Бога 3 самосознаний, а иначе мы получим трех богов. Прп. Исаак Сирин говорит: «…все они [творения] в единой любви, едином сознании, единой воле, едином совершенстве знания будут существовать…»
_____________
Вы пишите: «Вначале Бог сотворил Небо и Землю. И Дух Божий носился над водой. До появления Христа Дух Божий существовал как продолжение Создателя
…»

Христос был всегда: Из чрева прежде денницы родих Тя (Пс 109,3) Он был, когда еще ничего небыло, даже Авраама: Рече (же) им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин 8,58) Христос был есть и будет всегда Тот же, как написано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евт 13,8) Ибо Христос имеет два рождения: предвечное и непостижимое, от Отца без матери, и во времени от Матери Марии без отца.

Так же, над водой носился Дух Божий как Божественная Энергия, изливаемая из Божественной сущности. «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32,6)
_________________

Вы пишите: Дух Святой
имеет несколько воплощений в Библии. При Сотворении мира он носится над водой. Затем появляется в виде голубя во время Крещения Иисуса Христа как особый знак свыше. Дух Божий третье воплощение Бога. Считается, что церковь будет уже не настоящей, если в ней будут упоминать только Отца и Сына.

Дух Святой — это не голубь, и не облако, и не огненные языки по существу. Все это образы, в которых был явлен Святой Дух в том или ином месте. На самом деле святой Дух — это Бог, которого невозможно видеть. В Лике Христа мы видим Отца и Святой Дух, только в Нем. Так же Святой Дух являет невидимым образом на земле Сына, в душах верующих. Причем стоит понимать, что благодать Святого Духа в православии понимается как Божественная Энергия исходящая от Отца в Сыне святым Духом, то есть, от единой Божественной Сущности, а не от одной Третьей ипостаси.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector