4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святые горы. Престольный день Всехсвятского скита

Всехсвятский скит

К юго-востоку от Святогорской Лавры располагается удивительный по своей красоте деревянный скит Всех святых, привлекающий внимание паломников, туристов и гостей обители. Пожалуй, это — самое необычное сооружение Святогорья. Скит необыкновенно красив и даже неожидан для этих мест. Храмы его собраны местными плотниками из массивных сосновых брёвен и украшены резьбой в традициях древнерусского деревянного зодчества XVI–XVII веков. А рядом, словно сказочные терема, — деревянные кельи. Скит обнесён деревянным частоколом с тесовыми воротами и угловыми башнями, напоминающими о былинных временах.

В дореволюционное время на месте современного святогорского деревянного скита стоял несохранившийся до нашего времени изящной архитектуры каменный храм в честь Всех святых, освящённый в 1912 г. при последнем настоятеле преподобноисповеднике архимандрите Трифоне.

После закрытия Святогорского монастыря в 1922 г. возле Всехсвятского храма, называвшегося тогда Банно-Татьяновским приходом, поселились немногие изгнанные из обители братия. Настоятелем храма и духовным руководителем небольшой общины монашествующих cтал иеромонах Михаил Галушко. В кладбищенский Всехсвятский храм были перенесены святыни обители: чудотворная Святогорская икона Божией Матери, вериги преподобного Иоанна Затворника и более 120 частиц мощей угодников Божиих. Маленькая Всехсвятская церковь стала небольшим монастырем, местом паломничества большого числа верующих, приходивших из окрестных городов и сёл. До 1928 г. в помещении под церковью, где архимандрит Трифон планировал устроить усыпальницу, размещались на ночлег прибывшие паломники. За духовной поддержкой к отцу Михаилу приходили и изгнанные властями иноки Святогорской обители, разошедшиеся по разным городам и сёлам.

В 1926 году должность настоятеля Всехсвятской церкви принял иеромонах Иоанн Стрельцов — вероятно, в это время власти начали преследовать отца Михаила.

Кладбище Всехсвятского скита

После ареста отца Иоанна в 1931 г. власти изгнали последних трёх оставшихся при храме иноков, среди которых был архидиакон Авраамий. 16 июня (ст. ст.) 1931 г. отец Авраамий записал в своем дневнике: «Сегодняшним днем закрыли нашу Всехсвятскую Банно-Татьяновскую кладбищенскую церковь. Во вторник 16-го числа мы порану отслужили последнюю Божественную литургию, а на другой день, в среду, к вечеру все было сделано: церковь уже стояла пустая и без крестов. Нас, причт церковный и священнослужителей свободно отпустили со своими вещами. И мы, надев сумочки, разошлись кто куда. Прожив в поле 9 лет, в последнее время втроем обслуживая сей считавшийся приход после ликвидации монастыря».

Некоторое время внутри храма располагалось зернохранилище. В 1947 г. храм взорвали остатками боевых снарядов, гранат и мин, собранных на окрестных полях при разминировании. Кладбище пришло в запустение: поруганы и осквернены могилы, снесены надгробия и кресты.

Предстательством преподобных святогорских возрождение иноческой жизни в Святогорской обители началось в 1992 г., когда она была передана Православной Церкви. Одновременно с восстановлением обветшавших монастырских строений братия строят новые храмы, устраивают скиты недалеко от обители.

Тогда на просторных южных склонах Святых Гор, среди необычайной тишины полей, на месте, где в XIX веке было расположено монастырское кладбище, возникла и жемчужина деревянного зодчества — Всехсвятский скит.

Первоначально, неподалеку от фундамента взорванного в 1947 г. кладбищенского Всехсвятского храма, в 2000 г. было расчищено место для первых скитских зданий и начата подготовка к строительству храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. Благословение на строительство дал ныне почивший старец схиархимандрит Серафим (Мирчук) изс. Ожога. «Стройте малый храм в стороне, — сказал он, — с Божией помощью и большой храм на старых фундаментах восстановите».

10 июня 2001 г., в престольный праздник обители, когда совершается память Всех святых, по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, наместником обители, архимандритом Арсением (ныне — Высокореосвященнейший Арсений, митрополит Святогорский), по чину церковному была совершена закладка деревянной церкви «в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память Всех святых, в земле Русской просиявших».

В непоколебимое основание созидаемого храма были положены закладной камень с памятной надписью о совершившемся событии, а также камни от разных древних церквей Святой Руси (церкви Спаса на Берестове г. Киева, от Великой Лаврской церкви Успения Божией Матери Киево-Печерской Лавры, от Успенского собора Ростова Великого и от Спасо-Преображенского собора Переяславль-Залесского).

Уже через два года после закладки храм был построен, а за его алтарём нашли себе последний покой первые почившие братия возобновлённой Святогорской обители: схимонах Иоанн, послушники Павел и Сергий.

Кладбище на Всехсвятском

На пересечении дорог возле входа в скит 15 апреля 2002 г. был воздвигнут Поклонный Крест в память о том, что на этом месте 4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, братия монастыря встретили чудотворную Святогорскую икону Божией Матери, которую крестным ходом торжественно несли священнослужители на руках из г. Славянска, возвращая её в возобновлённую обитель.

Освящение и установка Поклонного Креста

20 октября 2004 г. по благословению правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, Преосвященный схиепископ Алипий (Погребняк) в сослужении отца наместника архимандрита Арсения и скитоначальника игумена Амвросия совершил освящение новопостроенного храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших.

«Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже, — воспевали в этот торжественный день братия обители, — в той исправи моления наша, и прими люди в вере вопиющия Тебе: спаси ны, Боже наш, спаси ны».

Под престолом новоосвящённого храма были положены мощи преподобного Иоанна Затворника, священномученика Владимира, митрополита Киевского, и мучеников Вифлеемских.

Прототипом церкви в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, стала Спасская церковь XVII века из Зашиверска — города, находившегося за Полярным кругом в Якутии. Якутская церковь — это единственное здание, сохранившееся от древнего Зашиверска. Сам город, основанный в XVII веке первыми русскими землепроходцами на реке Индигирке, прекратил свое существование в 20-х годах XIX века из-за эпидемии «черной оспы». Архитектура храма относится к довольно распространённому типу древних шатровых церквей — «восьмерик на четверике с трапезной».

Храм Всех святых, в земле Русской просиявших, и святые врата скита

Иконостас храма Всех святых, в земле Русской просиявших, выполнен в традициях северных писем XVI–XVII веков и украшен богатой деревянной резьбой. Слева от Царских врат — наместная икона Святогорской Божией Матери. Справа от иконы Спасителя находится храмовая икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Слева от иконы Божией Матери — икона преподобного Иоанна Затворника, Святогорского чудотворца. На диаконских вратах изображены русские святые — равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Иконы святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого помещаются в деисусном ряду иконостаса. Венчает иконостас Державная икона Богородицы. Пресвятая Дева изображена в шапке Мономаха.

Иконостас Всехсвятского храма

В иконостасе этого храма присутствует ряд небольших икон, расположенных над местным рядом, называемых «пядничным». Название это отражает малый размер их досок (пядь — старинная мера длины от 18 до 23 см). В пядничном ряду иконостаса представлены святые покровители сельского хозяйства: преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, святые мученики Флор и Лавр, мученик Конон Градарь, мученик Мамант, священномученик Власий, епископ Севастийский, мученик Трифон, святой великомученик Георгий Победоносец.

Храмовая икона

На звоннице Всехсвятского храма собраны сброшенные колокола закрытых в безбожные советские годы церквей. Поскольку храм расположен на монастырском кладбище, то на главном колоколе, который был изготовлен с помощью благотворителя обители Сергея Георгиевича Лунева, отлиты слова Святого Евангелия о воскресении мертвых: «Егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавши оживут».

Колокола Всехсвятского скита

К 2009 году на месте взорванного в 1947 г. Всехсвятского храма построен одноименный деревянный храм в традициях русского деревянного зодчества XVI–XVII веков. Построен храм из сосновых бревен, а семнадцать его глав-луковок, увенчанные крестами, покрыты серебристым осиновым лемехом. Этот храм, без сомнения, стал ярким примером возрождения некогда забытых русских традиций в церковной православной архитектуре.

Свою лепту в строительство храма внесли многие православные, даже из-за границы: так, часть брёвен для храма пожертвовал гражданин Нигерии Эзума Иннокентий Озогемена, который занимается поставкой стройматериалов из дерева по Украине.

Храм Всех святых

В настоящее время Всехсвятский скит представляет собой хозяйственное подворье Святогорской Лавры: на переданных монастырю землях братия выращивают картофель, зерновые, кормовые травы для скотоводства, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород, оснащённый капельным поливом, где выращивают капусту, помидоры, огурцы, перец, лук, зелень. Здесь же находятся два пруда, теплица, птичник, виноградник, конюшня, коровник с кормовым и сепараторным цехами, погреб, холодильный цех и пасека на 150 пчелиных семей.

Такое большое хозяйство требует внимательного и тщательного ухода с самого утра. Поэтому первые послушания в скиту (такие как дойка коров) начинаются уже в 5 часов утра.

Согласно уставу в 6 часов утра в храме начинается полунощница, служится лития по усопшим братиям. Богослужебные песнопения исполняются древним знаменным распевом. По окончании вечернего монашеского молитвенного правила совершается крестный ход вокруг храма скита с иконой Божией Матери «Неопалимая Купина».

Читать еще:  Минский храм в честь Всех Святых

По субботам в скиту служится панихида и Божественная литургия.

В скиту живет 15 человек братии. Управляется скит наместником монастыря Высокопреосвященнейшим митрополитом Арсением. Из числа братии для ближайшего наблюдения за скитом назначен скитоначальник архимандрит Амвросий (Бобров).

В святогорский скит Всех святых доступ ограничен и возможен только для паломнических групп в сопровождении монастырского экскурсовода: паломникам разрешён вход в храмы скита и на верхнюю обзорную площадку.

Престольные праздники скита — день Всех вселенских святых (первое воскресенье после Пятидесятницы) и день Всех святых, в земле Русской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы), здесь отмечаются особо торжественно, как правило, архиерейским служением при большом стечении молящихся. По окончании литургии совершается крестный ход вокруг храма, и для богомольцев поставляется трапеза. В эти праздничные дни ворота в скит открываются для всех паломников.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
    • Служение
    • Встречи и поездки
    • Выступления и послания
    • Указы и награждения
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение верхнего храма Всехсвятского скита Валаамского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме

10 июля 2011 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма в честь Архангела Михаила и Святых Небесных Сил бесплотных скита во имя Всех святых Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

По окончании чина освящения Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; архимандрит Савва (Михеев), избранный епископом Воскресенским; скитоначальник схиигумен Серафим (Покровский); насельники Валаамской обители в священном сане.

За богослужением пел хор Валаамского монастыря (регент Алексей Жуков).

В храме молились: председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; председатель попечительского совета Фонда всехвального апостола Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин; учредитель благотворительного фонда «Ладога», осуществляющего реставрацию Всехсвятского скита, предприниматель Г.Н. Тимченко; благотворители Валаама и паломники.

По окончании Литургии наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий поблагодарил Его Святейшество за совершение богослужения в возрожденном храме, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Предстоятель Русской Церкви поблагодарил владыку наместника за труды по восстановлению Всехсвятского скита и передал в дар новоосвященному храму икону Патриарха Ермогена.

Святейший Владыка также выразил признательность Г.Н. Тимченко и членам его семьи за вклад в реставрацию скита и подарил благотворителю икону с изображением небесных покровителей его семьи.

В свою очередь Г.Н. Тимченко передал в дар Валаамскому монастырю ковчег с частицей мощей святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В настоящее время это единственная в России частица мощей св. Анны. Он также вручил Его Святейшеству старинный список Казанской иконы Божией Матери, который Предстоятель передал в дар Всехсвятскому скиту.

Скит во имя Всех святых или Большой — первый по времени основания на Валааме. Полагают, что на его месте, в 3,5 км от монастыря, стояла уединенная келья прп. Александра Свирского. Со времен основания скит прославился своими подвижниками — старцами Клеопой, Федором, Леонидом, учениками прп. Паисия Величковского.

Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (ныне г. Хамина, Финляндия) Ф.Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со святыми вратами и часовню за оградой (проект выполнил, вероятно, К.И. Брандт, впоследствии Санкт-Петербургский епархиальный архитектор).

В 1846 г. А.М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех святых свт. Игнатием (Брянчаниновым), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки.

В 1865 г. прибыл на Валаам и поселился в скиту Всех святых прп. Антипа Валаамский. Пройдя долгий путь послушания и духовного восхождения в молдавских и афонских монастырях, преподобный принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до кончины прп. Антипы чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. Обретенные в 1991 г. святые мощи преп.Антипы находятся ныне в Спасо-Преображенском соборе монастыря.

В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех святых.

С 1940 г. Всехсвятский скит в течении полувека стоял заброшенным и, как многие другие памятники Валаама, постепенно разрушался. Часть утвари (в том числе иконы работы В.П. Пешехонова) находится сейчас в Финляндии.

Первая после полувека «мерзости запустения» Литургия совершена в праздник Всех святых в 1993 г. в нижнем храме скита наместником Валаамской обители игуменом Панкратием (ныне епископ Троицкий). В скиту была восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом.

С начала 1990-х годов в скиту начались восстановительные работы, но их объем был явно недостаточным. Ситуация стала меняться только в 2009 году, когда основанный Г.Н. Тимченко фонд «Ладога» взял на себя финансирование реставрационных работ. За короткий срок были отреставрированы храм, келейные корпуса и ограда с башнями, завершены работы по благоустройству территории.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Татьяновка. Успенская Святогорская лавра. Всехсвятский скит.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Всехсвятский скит Святогорской Лавры

К юго-востоку от Святогорской Лавры располагается удивительный по своей красоте деревянный скит Всех святых, привлекающий внимание паломников, туристов и гостей обители. Пожалуй, это — самое необычное сооружение Святогорья. Скит необыкновенно красив и даже неожидан для этих мест. Храмы его собраны местными плотниками из массивных сосновых брёвен и украшены резьбой в традициях древнерусского деревянного зодчества XVI–XVII веков. А рядом, словно сказочные терема, — деревянные кельи. Скит обнесён деревянным частоколом с тесовыми воротами и угловыми башнями, напоминающими о былинных временах.

В дореволюционное время на месте современного святогорского деревянного скита стоял несохранившийся до нашего времени изящной архитектуры каменный храм в честь Всех святых, освящённый в 1912 г. при последнем настоятеле преподобноисповеднике архимандрите Трифоне.

После закрытия Святогорского монастыря в 1922 г. возле Всехсвятского храма, называвшегося тогда Банно-Татьяновским приходом, поселились немногие изгнанные из обители братия. Настоятелем храма и духовным руководителем небольшой общины монашествующих cтал иеромонах Михаил Галушко. В кладбищенский Всехсвятский храм были перенесены святыни обители: чудотворная Святогорская икона Божией Матери, вериги преподобного Иоанна Затворника и более 120 частиц мощей угодников Божиих. Маленькая Всехсвятская церковь стала небольшим монастырем, местом паломничества большого числа верующих, приходивших из окрестных городов и сёл. До 1928 г. в помещении под церковью, где архимандрит Трифон планировал устроить усыпальницу, размещались на ночлег прибывшие паломники. За духовной поддержкой к отцу Михаилу приходили и изгнанные властями иноки Святогорской обители, разошедшиеся по разным городам и сёлам.

В 1926 году должность настоятеля Всехсвятской церкви принял иеромонах Иоанн Стрельцов — вероятно, в это время власти начали преследовать отца Михаила.

Кладбище Всехсвятского скита После ареста отца Иоанна в 1931 г. власти изгнали последних трёх оставшихся при храме иноков, среди которых был архидиакон Авраамий. 16 июня (ст. ст.) 1931 г. отец Авраамий записал в своем дневнике: «Сегодняшним днем закрыли нашу Всехсвятскую Банно-Татьяновскую кладбищенскую церковь. Во вторник 16-го числа мы порану отслужили последнюю Божественную литургию, а на другой день, в среду, к вечеру все было сделано: церковь уже стояла пустая и без крестов. Нас, причт церковный и священнослужителей свободно отпустили со своими вещами. И мы, надев сумочки, разошлись кто куда. Прожив в поле 9 лет, в последнее время втроем обслуживая сей считавшийся приход после ликвидации монастыря».

Некоторое время внутри храма располагалось зернохранилище. В 1947 г. храм взорвали остатками боевых снарядов, гранат и мин, собранных на окрестных полях при разминировании. Кладбище пришло в запустение: поруганы и осквернены могилы, снесены надгробия и кресты.

Предстательством преподобных святогорских возрождение иноческой жизни в Святогорской обители началось в 1992 г., когда она была передана Православной Церкви. Одновременно с восстановлением обветшавших монастырских строений братия строят новые храмы, устраивают скиты недалеко от обители. Тогда на просторных южных склонах Святых Гор, среди необычайной тишины полей, на месте, где в XIX веке было расположено монастырское кладбище, возникла и жемчужина деревянного зодчества — Всехсвятский скит.

Читать еще:  В Москве может быть восстановлен храм Иоакима и Анны

Первоначально, неподалеку от фундамента взорванного в 1947 г. кладбищенского Всехсвятского храма, в 2000 г. было расчищено место для первых скитских зданий и начата подготовка к строительству храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. Благословение на строительство дал ныне почивший старец схиархимандрит Серафим (Мирчук) из с. Ожога. «Стройте малый храм в стороне, — сказал он, — с Божией помощью и большой храм на старых фундаментах восстановите».

10 июня 2001 г., в престольный праздник обители, когда совершается память Всех святых, по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, наместником обители архимандритом Арсением (ныне — Высокореосвященнейший Арсений, митрополит Святогорский), по чину церковному была совершена закладка деревянной церкви «в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память Всех святых, в земле Русской просиявших». В непоколебимое основание созидаемого храма были положены закладной камень с памятной надписью о совершившемся событии, а также камни от разных древних церквей Святой Руси (церкви Спаса на Берестове г. Киева, от Великой Лаврской церкви Успения Божией Матери Киево-Печерской Лавры, от Успенского собора Ростова Великого и от Спасо-Преображенского собора Переяславль-Залесского). Уже через два года после закладки храм был построен, а за его алтарём нашли себе последний покой первые почившие братия возобновлённой Святогорской обители: схимонах Иоанн, послушники Павел и Сергий.

На пересечении дорог возле входа в скит 15 апреля 2002 г. был воздвигнут Поклонный Крест в память о том, что на этом месте 4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, братия монастыря встретили чудотворную Святогорскую икону Божией Матери, которую крестным ходом торжественно несли священнослужители на руках из г. Славянска, возвращая её в возобновлённую обитель.

20 октября 2004 г. по благословению правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, Преосвященный схиепископ Алипий (Погребняк) в сослужении отца наместника архимандрита Арсения и скитоначальника игумена Амвросия совершил освящение новопостроенного храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже, — воспевали в этот торжественный день братия обители, — в той исправи моления наша, и прими люди в вере вопиющия Тебе: спаси ны, Боже наш, спаси ны». Под престолом новоосвящённого храма были положены мощи преподобного Иоанна Затворника, священномученика Владимира, митрополита Киевского, и мучеников Вифлеемских.

Прототипом церкви в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, стала Спасская церковь XVII века из Зашиверска — города, находившегося за Полярным кругом в Якутии. Якутская церковь — это единственное здание, сохранившееся от древнего Зашиверска. Сам город, основанный в XVII веке первыми русскими землепроходцами на реке Индигирке, прекратил свое существование в 20-х годах XIX века из-за эпидемии «черной оспы». Архитектура храма относится к довольно распространённому типу древних шатровых церквей — «восьмерик на четверике с трапезной».

Иконостас храма Всех святых, в земле Русской просиявших, выполнен в традициях северных писем XVI–XVII веков и украшен богатой деревянной резьбой. Слева от Царских врат — наместная икона Святогорской Божией Матери. Справа от иконы Спасителя находится храмовая икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Слева от иконы Божией Матери — икона преподобного Иоанна Затворника, Святогорского чудотворца. На диаконских вратах изображены русские святые — равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Иконы святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого помещаются в деисусном ряду иконостаса. Венчает иконостас Державная икона Богородицы. Пресвятая Дева изображена в шапке Мономаха. В иконостасе этого храма присутствует ряд небольших икон, расположенных над местным рядом, называемых «пядничным». Название это отражает малый размер их досок (пядь — старинная мера длины от 18 до 23 см). В пядничном ряду иконостаса представлены святые покровители сельского хозяйства: преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, святые мученики Флор и Лавр, мученик Конон Градарь, мученик Мамант, священномученик Власий, епископ Севастийский, мученик Трифон, святой великомученик Георгий Победоносец.

На звоннице Всехсвятского храма собраны сброшенные колокола закрытых в безбожные советские годы церквей. Поскольку храм расположен на монастырском кладбище, то на главном колоколе, который был изготовлен с помощью благотворителя обители Сергея Георгиевича Лунева, отлиты слова Святого Евангелия о воскресении мертвых: «Егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавши оживут».

К 2009 году на месте взорванного в 1947 г. Всехсвятского храма построен одноименный деревянный храм в традициях русского деревянного зодчества XVI–XVII веков. Построен храм из сосновых бревен, а семнадцать его глав-луковок, увенчанные крестами, покрыты серебристым осиновым лемехом. Этот храм, без сомнения, стал ярким примером возрождения некогда забытых русских традиций в церковной православной архитектуре.

Свою лепту в строительство храма внесли многие православные, даже из-за границы: так, часть брёвен для храма пожертвовал гражданин Нигерии Эзума Иннокентий Озогемена, который занимается поставкой стройматериалов из дерева по Украине.

В настоящее время Всехсвятский скит представляет собой хозяйственное подворье Святогорской Лавры: на переданных монастырю землях братия выращивают картофель, зерновые, кормовые травы для скотоводства, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород, оснащённый капельным поливом, где выращивают капусту, помидоры, огурцы, перец, лук, зелень. Здесь же находятся два пруда, теплица, птичник, виноградник, конюшня, коровник с кормовым и сепараторным цехами, погреб, холодильный цех и пасека на 80 ульев.

Согласно уставу в 6 часов утра в храме начинается полунощница, служится лития по усопшим братиям. Богослужебные песнопения исполняются древним знаменным распевом. По окончании вечернего монашеского молитвенного правила совершается крестный ход вокруг храма скита с иконой Божией Матери «Неопалимая Купина». В скиту живет 15 человек братии. Управляется скит наместником монастыря Высокопреосвященнейшим архиепископом Арсением. Из числа братии для ближайшего наблюдения за скитом назначен скитоначальник архимандрит Амвросий (Бобров).

В святогорский скит Всех святых доступ ограничен и возможен только для паломнических групп в сопровождении монастырского экскурсовода: паломникам разрешён вход в храмы скита и на верхнюю обзорную площадку.

Святые горы — национальный природный парк

На высоком берегу Северского Донца, на границе Донецкой и Харьковской области, в местности издревле известной как Святые горы, расположена Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Святые горы — это меловые горы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые обрывы над рекой. Это удивительное по красоте и атмосфере место признано Национальным природным парком и включает в себя 30 памятников истории и культуры.

Святогорская Лавра является доминантой в этом сонме православия и культуры. Очень интересна ее история. Существуют разные предположения даты возникновения обители. В летописных источниках 16-го века находятся упоминания о Святых горах. Также святитель Филарет Гумилевский. знаменитый историк и исследователь пишет: «Спрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, называли в 1547 г. и следующих годах Святыми горами? Понятно бы было название их Донецкими горами… Почему же Донецкие горы названы Святыми? Как ни рассуждайте, — это название объясняется лишь тем, что с 1540-го года уже слишком известна была святыня Донецкой скалы — образ Святителя Николая, обретенный иноками. С какого времени стали здесь жить иноки, — на это нет пока письменных свидетельств. Несомненно только то, что столь общая известность, в какой представляется святыня Донецкой скалы с 1547 г., ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, живших в пещерах скалы. Потому со всею вкроятностью можем положить что в 14-м веке уже существовала Святогорская обитель».

Однако монахи считают, что основателями монастыря являются выходцы из Киево-Печерской Лавры, бежавшие от нашествия монголо-татар в середине 13-го века. Есть также мнение что обитель основали монахи со святой горы Афон. В любом случае ясно, что было это в средние века и монастырь древний.

Первоначально монахи жили в пещерах меловых скал, прорывая ходы в разные стороны, создавая пещерные храмы.

Но уже в 1679 году была построена первая деревянная церковь у подножия утеса на берегу Донца- церковь Петра и Павла. С этого времени начинается переселение монахов в наземные церкви, а подземные сооружения остаются для затворников.
При посещении Лавры мы побывали на экскурсии по подземному храмовому комплексу.

Вход в храмовый комплекс находится рядом с Успенским храмом. Преобретя на входе свечи, мы их зажгли и стайкой за экскурсоводом двинулись вглубь по узкому темному коридору.

Фото из интернета, фотографировать там очень сложно, сквозняк задувает свечи, нужно за ними следить, прикрывать рукой и смотреть под ноги, чтобы не оступиться. На пути появился первый храм, небольшое расширение с несколькими иконками и подсвечниками. Под углом 90 градусов поворачиваем в другой ход, который нас вывел к более крупному храму, который умещает человек 20 и имеет иконостас.

Здесь мы послушали экскурсовода, поставили свечи, помолились и двинулись дальше. Проходя по узким сырым коридорам мы видели ответвления ходов, закрытые дверями, усыпальницы мощей.

Когда начался подъем где-то градусов в 45, стало идти тяжелее и через время мы вошли в вырезанный в меловой стене храм. Посреди храма находился меловой столб, который в свое время стал местом проявления Святого лика и потому обрел ту же святость. Столб восстановлен монахами. но, как говорят, не потерял своей святости. К нему можно прикасаться, а затем наносить мел на больные части тела. Дальше мы вышли из пещер и перешли в верхний храмовый комплекс.

Я продолжу историю Святогорской обители. Монастырь становится не только популярной обителью, но и важным стратегическим пунктом приграничья.

Трудно поверить, но всего лишь триста с небольшим лет назад Донецкий край, густо населенный сейчас, назывался Диким полем. Тогда это была пограничная территория Московского царства. И монахи ее защищали от набегов крымских татар и других разбойничих шаек. Монастырь креп, развивался. Русские государи проявляли заботу о нем. Жалованные царские грамоты, дошедшие до нашего времени относятся к 1620, 1628, 1630 годам.

Читать еще:  Сестринство милосердя створено в Мукачівській єпархії УПЦ

В середине 17 века святое место стало прибежищем для тысяч украинских переселенцев из-за Днепра, гонимых католиками, Униею. Благодаря новым переселенцам, в малонаселенной местности выросли новые села, хутора, распространившиеся до самого Дона.

Первая половина 18-го века характерна расцветом обители, но неожиданно разразилась беда: в 1787 году, указом Екатерины второй монастырь упраздняется, а земли Святогорья Екатерина дарит своему фавориту Потемкину. Но монастырь остается невероятно популярным среди паломников, которые в престольные праздники десятками тысяч наполняли полуразрушннные храмы бывшей обители.

В 1844 г. Николай 1-й дал разрешение на восстановление монастыря и храмов. Вплоть до революционных событий обитель процветала. Кроме духовного окормления она вела образцовое хозяйство. Была открыта больница, приют для сирот, ремеслннная школа для окрестных детей. Во время ВМВ был открыт госпиталь.

События 1917 г.трагично отозвались на судьбе монастыря. Сначала здесь была образована детская колония. В 1922 г.в храмах обители разместили Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Соборный храм был перестроен под кинотеатр, в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре, на месте Престола — самого святого места в храме. Остальные храмы были разорены, часть уничтожена.

Но все в этом мире преходяще. Когда в 1992 г.постройки бывшего монастыря были переданы Церкви, начинается возрождение обители. И люди, которые за время советской власти потеряли веру в Бога, память о прошлом, о своих корнях, освоих святынях, потянулись к обители. Стали помогать кто чем мог: кто-то разбирал завалы, кто-то жертвовал необходимое для храма, нашлись и жертвователи на восстановление обители. И постепенно засияла духовная жемчужина не только Донбаса, но и всего нашего православия.

В 2004 г. монастырь получил статус Лавры, возродив славу Святых гор.

В Русской Православной Церкви этим титулом были удостоены 4 монастыря: Киево-Печерский в 1688 г.,Троице-Сергиев в 1744 г.,Александра-Невский в1797 г. и Почаевский в 1833 г. Лаврами называли монастыри особенно многочисленные по числу проживающих в них монахов и имеющие наиболее важное общественное и государственное значение.

В честь этого события у входа на территорию в обитель была установлена мраморная скульптура Богородицы.

На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных храмов. Особенно их красота поражает издали, когда на горизонте появляется цепочка белокаменных храмов, окруженных зеленью лесов, меловыми горами и гладью реки.

Самое монументальное здание Святогорской Лавры — Успенский собор. Построенный академиком А.Горностаевым в русско-византийском стиле, собор поблескивает на десятки километров настоящим сусальным золотом свои пяти глав.

Святые горы. Престольный день Всехсвятского скита

Також у розділі

Події

Інші статті цього автора

Ирина Молчанова

Нове на сайті

  • УВАГА! Сайт Відкритого православного університету переїхав за новою інтернет-адресою: OOU.org.ua

Вы здесь

Фоторепортаж: престольный праздник во Всехсвятском скиту Святогорской Лавры

Через неделю после праздника Святой Троицы Церковь празднует память Всех святых, от века Богу угодивших.

В это воскресное утро все дороги Святых Гор вели во Всехсвятский скит. Длинной процессией череда паломников двигалась вверх по серпантину к заветной цели — любимому скиту родной им Святогорской обители. Всего два раза в год, на престольные праздники, ворота скита открыты для посетителей, и паломники с радостью участвуют в праздничном богослужении.

«Нам есть, чему у них учиться. » — как уживаются сестры и беженцы в скиту Святогорской Лавры

Службы в этот день служили в обоих скитских храмах. В храме Всех святых литургию возглавил архимандрит Амвросий (Бобров) в сослужении архимандритов Исихия (Клыпы) и Дисидерия (Москалева). В храме Всех святых, в земле Русской просиявших, богослужение совершил иеромонах Модест (Калекин). Многие из присутствующих причащались, ведь день Всех святых — это ещё и именины каждого. В обоих храмах было множество молящихся: люди приехали в Святые Горы из разных уголков Донецкой области, из других городов Украины.

Каждый из молящихся людей в этот день просил ходатайства всех святых перед Господом о скорейшем наступлении мира в нашем многострадальном Отечестве.

Обращаясь к верующим с проповедью, о. Амвросий говорил он о том, что нужно сохранять добрые мысли, добрые чувства и единство во Христе, призывал читать жития святых, особое внимание уделять трудам святителя Димитрия Ростовского и святоотеческим наставлениям. О подражании святым на проповеди перед Причастием сказал и о. Исихий, акцентируя внимание на том, чтобы каждый человек в меру своих сил стремился уподобиться святым.

В завершение праздничного дня телесные силы молящихся подкрепили небольшим угощением — вкусными пирожками с компотом.

Большинство паломников в этот день побывали еще и на молебне святителю Николаю Чудотворцу в храме на Святой Скале, а вечером — помолились на параклисисе (молебне с каноном и акафистом Пресвятой Богородице, что служится каждое воскресенье в 17:00 в главном Успенском соборе Святогорской Лавры перед чудотворной Святогорской иконой Божией Матери).

В этот праздничный день произошло ещё одно замечательное событие — у одного хорошего и доброго человека состоялась первая исповедь. Давно пребывая в Лавре в качестве беженца, этот человек никак не решался исповедаться. И вот, Господь расположил человеческое сердце к покаянию.

По словам одного христианского писателя, «есть только одна печаль — не быть святым». Да исполнится и наше сердце таковою печалью, что по сути своей есть печаль о Боге, о единении с Ним, и да приложим мы все свои силы для того, чтобы следовать путём Христа, путём святых!

Вси святии, молите Бога о нас!

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

orhidea777

Мысли, если они есть

  • Свежие записи
  • Друзья-приятели
  • Архив
  • Личная информация
  • Добавить в друзья
  • RSS

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА. ДЕРЕВЯННЫЙ СКИТ ВСЕХ СВЯТЫХ ☦️

Слово скит не славянского происхождения. Происходит от греч. Σκῆτις – название пустыни в Египте, где уединялось много отшельников в эпоху рассвета египетского монашества с 4 по 7 век. Ошибочно производить из греч. ἀσκητής «аскет», «место отправления аскетизма».

В дореволюционное время на месте современного Святогорского деревянного скита стоял несохранившийся до нашего времени изящной архитектуры каменный храм в честь Всех святых, освящённый в 1912 г.

В данный момент у Святогорской лавры шесть скитов, одним из которых является деревянный скит. Храм построен одноименный деревянный храм в традициях русского деревянного зодчества XVI–XVII веков. Построен храм из сосновых бревен, а семнадцать его глав-луковок, увенчанные крестами, покрыты серебристым осиновым лемехом.

Свою лепту в строительство храма внесли многие православные. Два вагона бревен для строительства церкви в скиту пожертвовал гражданин Нигерии ️Эзума Озогемена, который занимается поставкой стройматериалов из дерева по Украине. Он учился в Донецком университете, женился в Украине, принял православие. Крестили Эзума с именем Иннокентий.

В 2002 году монахи начали восстанавливать утраченное. Во время раскопки фундамента были найдены неразорвавшиеся снаряды — ручные гранаты и мины, связанные за запалы ржавой проволокой. Монахи с помощью местного жителя «афганца» смогли достать их, т.к. местный военкомат ничем помочь не смог. Позже саперы уничтожали снаряды в карьере. Снаряды остались со времен ВОВ или с того момента, как в 1947г. взорвали храм оставшимися снарядами после войны.

При реконструкции кладбищенской территории были найден ящик с мощами, мантией и бутылкой с запиской внутри. Разбили бутылку, а там письмо: «В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молиться за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией». Так были найдены одновременно двух святых: Арсения и Исаакия. Когда же поднимали мощи, появилось такое благоухание, что монахи не расходились до двух часов ночи. Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, все это время там было это благоухание. Сейчас записка хранится в музее.

В настоящее время Всехсвятский скит представляет собой хозяйственное подворье Святогорской Лавры: на переданных монастырю землях братия выращивают картофель, зерновые, кормовые травы для скотоводства, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород, оснащённый капельным поливом, где выращивают капусту, помидоры, огурцы, перец, лук, зелень. Здесь же находятся два пруда, теплица, птичник, виноградник, конюшня, коровник с кормовым и сепараторным цехами, погреб, холодильный цех и пасека на 150 пчелиных семей. В скиту живет более десятка человек братии.

В современном понимании слово «скит» означает небольшое жилище для монахов, находящееся в отдалении от основного монастыря. Жизнь в скитах уединенная от мира и гораздо строже, чем в монастырях, поэтому в Святогорский скит Всех святых доступ ограничен. Посетить скит можно только паломническим группам в сопровождении монастырского экскурсовода, а всем остальным ворота в скит открываются лишь дважды в году в престольные праздники скита — день Вселенских святых и день Всех святых, в земле русской просиявших.

При создании проекта церкви основой послужила Спасская церковь 17 века из Зашиверска — города, находившегося за полярным кругом в Якутии. Якутская церковь — это единственное здание, сохранившееся от древнего Зашиверска. Сам город, основан в 17 веке первыми русскими землепроходцами на р. Индигирке, прекратил свое существование в 20-х годах 19 века из-за эпидемии «черной оспы».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector