0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святыми дорогами нашей земли. О внутреннем паломничестве

Зачем христиане отправляются в паломничество

В наши дни паломничество, скорее, является своеобразным видом туризма: услуги и туры предлагаются повсеместно, на любой вкус и кошелёк. И далеко не всегда стремящиеся по святым местам люди понимают, в чём подлинный смысл такого путешествия.

Приобщение к святыне

Нынешнее русское слово «паломник», предположительно образовано от латинского palmarius («держащий пальмовую ветвь»). С первых веков христианства начинает распространяться традиция путешествий на Святую Землю: богомольцы стремились посетить места, связанные с земной жизнью Христа, Божьей Матери и апостолов. В IV веке по указу императора Константина там были выстроены храмы: в Вифлееме храм Рождества Христова, в том месте, где родился Спаситель, а в Иерусалиме Храм Гроба Господня, на месте Его погребения.

Особый наплыв паломников начинался с Рождества и заканчивался к Пятидесятнице. Но главным праздником, который притягивал христиан на Святую Землю была и остаётся Пасха. Люди стремились встретить её в Иерусалиме и приходили с расчётом провести здесь всю Страстную седмицу, которую предварял праздник Входа Господня в Иерусалим.

Во время крестного ходя в этот день молящиеся, принимавшие участие в процессии, несли пальмовые ветви, которыми когда-то встречали люди и Христа. После эти ветви многие увозили с собой в качестве реликвии.

Позже паломниками стали называть вообще всех, путешествующих к христианским святыням, а не только на Святую Землю.

На Русь традиция паломничества пришла с христианством. В летописных памятниках дошла до нас история одного из первых паломнических путешествий на Афон: туда в начале XI века ходил преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерской лавры. Самым древним известным описанием паломничества русского человека на Святую Землю является «Хождение игумена Даниила», который был там начале XII века.

Традиция паломничества впоследствии породила такое специфическое русское явление как странничество – особый подвиг путешествия к далёким святыням, который налагали на себя люди, во искупление какого-либо греха. Подвиг этот заключался в том, что человек на долгое время отказывался от удобств, добровольно приобщаясь к нищете.

Именно в таком состоянии он следовал к святыне, встреча с которой должна была помочь духовному изменению. После, возвращаясь, эти люди из уст в уста передавали всё, что увидели, потому отношение к странникам как своеобразным «носителям благодати» в России всегда было особенным.

Благочестивым обычаем считалось помочь страннику пожертвованием, приняв таким образом участие в его подвиге. Особого расцвета паломничество достигает в России к XIX веку: люди ездят не только в Грецию и на Святую землю, но и к многочисленным российским святыням.

Встреча с Богом и собой

В древности подобные путешествия были делом весьма тяжёлым, а то и опасным, потому, паломничество действительно можно было считать подвигом не только в силу душевного настроя человека, но и в силу тех трудностей, на которые он готов был пойти ради встречи со святыней.

В наше время, когда в любую часть света можно добраться с максимальным комфортом, паломничество перестало восприниматься как подвиг, скорее – как благочестивый обычай, полезный для духовного и физического здоровья.

Конечно, Церковь поощряет практику «религиозного туризма»: он помогает людям узнать больше о собственной вере и истории, приобщиться к культурному наследию. Однако разница между подобным туризмом и паломничеством всё же принципиальна, и прежде чем собраться в паломничество, нужно понять главное — зачем.

Внутреннее преображение

Далеко не все святые отцы поощряли эту традицию. Например, Григорий Богослов полагал, что людям это вредит: многие начинают думать, что Святой Дух есть лишь на Святой Земле. И действительно, часто паломничество воспринимают как «коллекционирование благодати от святынь», накопление духовных впечатлений, сопровождаемое слепым магическим упованием на «чудо».

Но паломничество – это, в первую очередь, молитва, духовная потребность и готовность что-то изменить в себе. Это труд человека над своей душой — ведь именно к этому особо располагает благодать святого места. Потому наибольшую пользу в подобном путешествии можно получить, пребывая в сосредоточенной молитве и внутреннем диалоге, а не бегая от святыни к святыне.

Итогом паломничества в идеале должно быть не множество фотографий, обилие «сухариков», свечек и «земельки» со святых мест, а внутреннее преображение, переосмысление жизни и своих отношений с Богом, людьми и самим собой.

Православная Жизнь

Каждый христианин в своей жизни хотя бы раз совершал паломничество к какой-либо святыне, путешествовал по святым местам, участвовал в паломнических поездках.

И это необязательно заграничные туры в Грецию, Россию, Грузию, балканские страны, Афон или Израиль. Немаловажную роль для православных играет малое, или внутреннее паломничество, которое заключается в посещении местных отечественных святынь. Объектами паломничества, как правило, являются монастыри, но это могут быть и старинные храмы, скиты, источники – все те места, где существует церковная жизнь, сохраняются древние традиции, что является частью всей нашей Церкви. Поэтому даже поездка в монастырь своей или соседней области – настоящее паломничество и проявление веры. Это путешествие во времени и одновременно касание вечности, путь переосмысления многих вещей в своей жизни и движение к Богу.

Тысячелетняя традиция православия

Украина богата такими местами, куда может приехать православный христианин и в какой-то мере удовлетворить свои духовные потребности, утолить духовную жажду, выражаясь языком церковным. Три Лавры, сотни монастырей и тысячи разнообразных храмов по всей стране. О многих из них мы не знаем или незаслуженно забыли, и теперь вновь возникла необходимость восстановить «связь времен», увидеть и осознать, наследниками какой богатой традиции мы являемся. Вот почему сегодня такое значение приобретают паломнические поездки по святыням нашей страны.

Посещение любого монастыря оказывает благотворное влияние на душу, на ход мыслей человека. И не только потому, что очутившись вдали от городской суеты попадаешь в маленький рай и оазис, в котором все ухожено, упорядочено и красиво. Здесь время идет по-другому, и, попадая за стены обители, можно проникнуть в другое измерение, где выходят на первый план совсем другие вещи, чем в обычной жизни. В святых местах как будто расходятся облака и благодаря какому-то невидимому свету проясняется сознание, человек больше задумывается о Боге, вечности, о своей жизни. Намоленное место, как часто говорят, совсем не образное выражение, а буквальное, и это можно прочувствовать только во время того, как стопы паломника дойдут или доедут до святых мест.

Восхождение и продвижение

Паломничество – неотъемлемая часть духовной жизни христианина, да и религиозного человека вообще. Многие знают, что нынешнее слово паломник произошло от старого слова пальмовник, что в свою очередь стало производным от латинского palma – «пальма». На протяжении многих веков христианства самым важным паломничеством являлось паломничество в Святую землю, а пальмовая ветвь всегда была символом встречи Христа, согласно евангельскому повествованию, встречи Господа жителями Иерусалима. В древнем Израиле также осуществлялись массовые паломничества евреев в Иерусалимский храм по случаю больших праздников. Самым длинным паломничеством, хотя и вынужденным, можно назвать сорокалетнее путешествие Моисея в пустыне на пути к Земле обетованной. Паломничество у евреев на иврите עֲלִיָּה, – алия, буквально «восхождение, продвижение, повышение». Очень интересное значение, в котором соединяются и движение, и возвышение, подъем, как в физическом смысле, так и в духовном. Отправляясь в странствия по святым местам, паломники совершают алию ле-рэгель, рэгель на иврите – «нога». Человек своими ногами должен дойти до святыни, и этот путь в виде духовной работы, порой усталости, помогает верующему человеку доходить до истины. Физическое движение и усталость только отображение внутреннего процесса паломника. Исследователи истории древнерусской литературы выделяют такое слово, как хожение, или хождение – традицию путешествий в страны православного Востока и фиксацией таковых в виде путевых записок, отчетов и воспоминаний. В Западной Европе паломников и странников называли пилигримами. Для всех паломников разных времен и народов смысл путешествия был не в достижении конкретного пункта, а в самом пути, который воспринимался подарком, ниспосланным от Господа.

Читать еще:  Дружині священика потрібні кошти на термінову операцію

В какой бы степени мы ни углубились в духовную, религиозную жизнь, на которой бы из ее ступеней ни находились – или в самом начале, или уже живя в интенсивном молитвенном ритме – согласитесь, что этот процесс – всегда движение. Движение по направлению к Богу. Паломничество, путешествие к святыне, является физическим воплощением этого духовного пути и движения. Оставляя всё привычное и понятное нам, ежедневное и обыденное, паломник начинает движение с одной особой целью – чтобы поклониться Богу на особенном месте Его явления, которое называют святым местом.

Красота наших монастырей

Паломничество – христианское название религиозного путешествия, и если мы говорим о паломничестве внутреннем, то соответственно малое путешествие на протяжении одного или нескольких дней. Но малое оно всего лишь в сравнении с большим путешествием по времени и расстоянию, но по сути любое паломничество является большим делом и знаменательной частью жизни отдельного человека. Если кто бывал в Святогорской Лавре и Почаеве, в скальных монастырях Крыма и Буковины, уникальных соборах Одессы и древних храмах Чернигова, тот никогда этого не забудет, такое паломничество останется в его памяти на всю жизнь. Но кроме известных и излюбленных мест паломнических маршрутов сколько существует старинных и новых монастырей, храмов на Полтавщине и Сумщине, на Черкасчине и Киевщине! Даже бывалый паломник, который годами посещает те или иные святыни, не перестает удивляться разнообразию и уникальности православных монастырей и храмов, в изобилии расположенных по всей территории Украины. Многое силами монашествующих восстанавливается и там, где еще вчера было поле или руины, стоят красавцы соборы. Блеск куполов с крестами виден издалека, и звон колоколен раздается на многие километры вокруг. Все это заставляет трепетать душу любого паломника.

Все паломники разные

В последнее время из уст священников и церковных людей слышится пренебрежительный термин – православный туризм, мол, катаются туда-сюда без толку, а надо все правильно делать. Правильным, по их понятиям, означает одеться в длинные юбки до пят, на всех службах побывать, ходить с грустным видом, не расставаться с молитвословом и т. п. Молитва – это самое главное для христианина, но нельзя ему регламентировать свое вдохновение или духовное озарение. Если у человека получается молиться в конкретном монастыре – слава Богу, если в этот момент ему хочется побыть одному, осмотреть обитель, то это его право проводить паломничество так, как он считает нужным, и в таком состоянии, в каком он пришел. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, точно так же душу человеческую может понять только сам человек и Бог, и никто иной.

В древних традициях паломничеством вообще считалась поездка более 10 дней, но тогда и время было другое. В нашем стремительном мире и один день, который человек посвятит духовному, стоит многого, и это нужно ценить и уважать. Французское слово туризм (от tour (прогулка, поездка)) означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха в познавательных целях. А что может быть лучше, когда работающий человек, мирянин, свой выходной день посвятит не походам по магазинам и валянию на диване у телевизора, а узнает о новом монастыре и хотя бы несколько раз искренно помолится и попросит Бога о своем личном? На мой взгляд, нужно с уважением относиться ко всякому отправляющемуся в паломничество, даже если он еще достиг какого-то понимания тех вещей, которые понятны инокам или людям, многие годы находящимся в Церкви.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность были связаны со святынями, предложенными в паломническом маршруте. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят здесь себе духовников.

Часто людей приводят к подобным путешествиям эстетическое чувство и любовь к архитектуре, истории, в частности церковной, а какими они вернутся – удовлетворившими свое любопытство экскурсантами или укрепившимися в вере православными христианами, – зависит от того, что с ними произошло во время посещения святыни. Откроются сердце и ум к восприятию слова Божия или останутся они закрытыми – в этом тайна каждого человека. Православное паломничество может мягко и гармонично сочетать и светские, и духовные интересы. Его трудно назвать отдыхом для тела, но можно назвать отдыхом для души.

Рука помощи монастырям

Посещая монастыри и храмы различных регионов, человек обогащается опытом, к нему приходит понимание того, чем дышит Церковь. У думающих людей раздвигается горизонт и складывается полная картина жизни своих единоверцев. Более того, появляется возможность участвовать в жизни любой обители не только молитвенно, но и помогать в виде малых частных пожертвований. Особенно нуждаются в этом отдаленные и «нераскрученные» монастыри, находящиеся вдали от трасс, городов и непопадающие в популярные маршруты. А ведь зачастую они и являются самыми интересными и впечатляют паломника своей простотой и открытостью. Каждая гривна, на которую куплены свечи, иконы, книги, памятные сувениры, пожертвования за молитвы, идет на благо созидания конкретного места. И результатом этого являются реставрация и строительство храмов, больших и малых, келий, часовен, колоколен, за эти пожертвования существует братия, и на финансы рассчитывают, чтобы кормить бедных. Паломнические группы похожи на живой ручеек, который не дает засохнуть. И дело тут не в деньгах, а в поддержке и общении, в единстве монашествующих и мирян. И кто кому больше нужен, только Бог знает.

Все паломники в «одной лодке»

Паломничество может быть индивидуальным и семейным, но чаще всего бывает групповым. Как правило, в него отправляются люди подготовленные, воцерковленные, и лучше всего, когда это происходит с участием прихода под руководством священника. Он может послужить небольшой молебен, принять исповедь, ответить на вопросы. К группе с наличием священнослужителя в монастырях чаще идут навстречу, и паломникам могут позволить чуть более, чем обычным посетителям. Есть фирмы, которые занимаются паломническими поездками, и здесь большей частью многое зависит от организатора таких поездок, его опыта и духовной составляющей.

Во время паломнической поездки группа людей становится одной семьей, и чем дольше длится паломничество, тем больше люди становятся ближе друг другу. Цель паломнических поездок не в новых дружественных контактах, хотя это прекрасная вещь для многих горожан, страдающих одиночеством, а в общении. Люди поддерживают друг друга в трудностях, обогащают друг друга взаимным общением, ведь паломничество – это особое духовное действие, когда человек прилагает определенные усилия, достигает духовных высот, каждый в свою меру и по силе своей веры. Конечно, современные паломники обычно путешествуют с относительным комфортом, никто не глотает пыль на дороге и не стаптывает несколько сапог по пути, но любое путешествие подразумевает затрату физических и моральных сил. От паломников требуются определенные усилия и дисциплина, когда личное жертвуется во благо общественной пользы. Человек в поездке терпит бытовые неудобства и при этом начинает глубже относиться к жизни, испытывает благодарность за самые простые вещи. Ведь даже простая монастырская трапеза после дневных трудов воспринимается иначе, чем в повседневной жизни, а вода из монастырского колодца кажется настоящей живой водой. И это не самовнушение, а понимание того, что пищу нам подает Бог и съесть кусок хлеба можно с благодарностью к Нему. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Одна из важных причин, препятствующая паломничеству, – финансовый вопрос. Ни для кого не секрет, что даже поездки по стране требуют определенных затрат, а если это регулярные посещения святынь, то для них понадобится уже значительная доля личного или семейного бюджета. И в период экономического кризиса выбор в пользу паломничества вместо какого-то приобретения можно также назвать жертвой. Для паломничества важны решительность, надежда на помощь Божию, но если средств на сегодняшний день не хватает, то нужно со смирением принять сей факт и верить в то, что подарки судьбы непременно будут. Главное – не унывать и не завидовать другим, и Бог поможет при условии собственного трудолюбия.

О пользе для души

Все такие невеликие труды вознаграждаются великим утешением – миром и радостью, чудом исполнившихся заветных желаний, разрешением казавшихся неразрешимыми вопросов, новым пониманием простых истин. Это плоды паломничества. Из паломнической поездки по святым местам человек возвращается преображенным, обновленным, преисполненным надежд и духовно окрепшим. Пусть немного, но другим. В паломничестве каждый обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни.

Читать еще:  Как правильно изучать Библию: три совета

Общение с паломниками убеждает в одном: для всех паломничества становятся важным благотворным фактором в их жизни. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские Таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. И каждое новое паломничество становится новой ступенью к новым открытиям и преобразованию внутри себя.

О паломничестве (часть 6) Духовный аспект паломничества.

Эта тема очень обширна. О ней высказывались многие святые отцы и просто верующие люди. В духовной пользе паломничества никогда никто не сомневался. Попробуем в нашей работе рассмотреть, какую духовную пользу может получить человек на каждом этапе паломничества. В помощь будем использовать книгу Зерченинова А. “Рассуждение о важности христианских путешествий по святым местам”.
Начнем с первого этапа, когда человек только готовится совершить паломничество. Вот что об этом пишет автор упоминаемой нами книги: “Благотворное действие благочестивого путешествия обнаруживается прежде, нежели христианин вступит в самый подвиг путешествия; т. к. для сего должны в душе его воспитаться и созреть благочестивая мысль и желание совершить подвиг. По мере того, как в ней развивается, и мало помалу воспитываются святая мысль и святое желание совершить благий подвиг путешествия, она уже как бы невольно, отвыкает от своих прежних нечистых помыслов, сокращает неправые желания, незаметно охладевает к тому, что прежде, без благодетельных уз, наложенных теперь на нее добрыми расположениями, влекло ее в плен чувственности”.
Таким образом, если человек решается совершить паломничество, значит, в его душе уже совершился некий духовный переворот, т. к. с паломничеством непременно связаны: некоторое притеснение себя, бытовые неудобства, определенное воздержание в еде. Также с паломничеством связано лишения себя некоторых удовольствий и привычек, которые можно удовлетворить, только находясь в домашней обстановке. Следовательно, человек решающийся пуститься в паломническое путешествие уже делает в некоторой степени свой духовный выбор. Вот как об этом пишет А. Зерченинов: “Человек, решаясь принести жертву (паломничество), выдерживает внутри себя борение. Оставленные предметы еще влекут его к себе, по голосу совести о святости предпринимаего подвига склоняет его к подвигу. Такое борение возбуждает в нем спавшие дотоле духовные силы, делает для него ощутительными высшие потребности, и поставляет христианина на стезю жизни, на которой он и должен стоять, как земной подвижник”.

Теперь рассмотрим второй этап – путь к святому месту. Уже во время пути к святому месту человек начинает испытывать реальные трудности. Это и лишение бытовых удобств, претерпевание непогоды, ограничения и лишения в еде, трения с попутчиками и встреча с другими различными искушениями.
Переживание всех неудобств и трудностей вводит человека в некую другую реальность. И, если он с терпением и смирением будет их переносить, то они могут стать для него училищем таких христианских добродетелей, как например: воздержание, умеренность, терпение, упование на Господа, самоотвержение и великодушие среди бедствий житейских.
А. Зерченинов считает это время духовно плодотворным, т. к. “Когда путник терпит нужды и скорби, ему некогда и подумать о своих любимых привычках и склонностях, привязавших его к миру. И как, находясь под бременем искушений, всегда спешим облегчить наши скорби помощью и участием других, то и путнику, во время искушений на пути, естественно искать себе друга и помощника. Где же странник найдет себе такого друга? Для него надежда теперь только на Бога и на святых Божиих, наших молитвенников и ходатаев перед Богом. Одинокий, борющийся с опасностями, он обращается к небу с воздыханием и молитвами о защите. И сих молитвенных часов, может быть, он никогда не имел, оставшись дома. Ибо там, среди родных и друзей, даже и в трудных обстоятельствах, он стал бы возлагать надежду свою более на человека, нежели на Бога”.
Таким образом, мы можем убедиться, что те трудности и лишения, которые встречаются паломнику на пути располагают его к молитве Богу, приучают его к упованию на Бога и подталкивают на прошение помощи и ходатайства у святых.
Кроме того, трудности пути и отдохновение в обители, как нельзя более реально представляют нам образ нашей жизни, которая усеяна множеством испытаний и лишений, а тот долгожданный покой, которого паломники удостаиваются, достигнув обители, является прообразом будущей жизни и будущего наслаждения, которого могут сподобиться люди с терпением и благодушием перенесшие скорби.

Теперь рассмотрим третий этап, когда паломник, наконец, достигает вожделенной цели своего путешествия, т. е. достигает святого места, ради которого он предпринял весь предшествующий подвиг.
“Приближаясь к святому месту, при одном воззрении на него уже чувствуешь благоговение и радость. Благоговение от святости места, а радость от предвкушения отрады и покоя духовного. Чем ближе паломник к Святыне Господней и далее от соблазнов мирских; тем способней душа его становится к благоговейным чувствованиям, и тем сильнее пробуждается в ней желание пищи духовной, достойной святого места, куда он пришел на пир неземной. Теперь и предметы внешние, с которыми встречаются его взоры при вступлении в обитель, служат для него каким–то священным покровом как бы невольно переносят его в отдаленные, минувшие времена и заставляют задумываться о великих событиях, соединенных со святым местом. А когда странника посещают святые воспоминания, тогда душа его наполняется духовным миром и радостью, и не ищет для себя развлечений, не желает других наслаждений”. Пребывание в святой обители воскрешает в памяти паломника те подвиги, труды и болезни, которые нес в этой обители тот или иной подвижник, вспоминает его советы и завещания приходящим к ним людям и из этого в душе паломника возникает желание подражать подвижнику, хотя бы совсем немного и следовать его советам.
Созерцание гробов с мощами праведников, является для нас реальным свидетельством того, что этот святой уже увенчан славою и честию в Небесном царстве. А значит “его слова истинны, советы благотворны, а подвиги достойны подражания”, т. к. вводят в Царство Божие. А касательно тех на кого паломничество не оказывает никакого благотворного влияния, автор, на которого мы ссылаемся, говорит следующее: “Но кто и при гробах святых не трогается священными воспоминаниями их завещаний и подвигов, тот еще менее способен к этому в каком-либо другом месте”.
Еще следует упомянуть и о том, что само внешнее и внутреннее величие храмов наполняет душу созерцающего его особенным благоговением. Оно напоминает о величии Божием, наполняет нашу душу благоговейным страхом Божиим заставляет нас вспомнить о своем недостоинстве и ничтожестве, и вызывает в нас плач о своих грехах и как следствие возникает мольба к Богу о помиловании. “Здесь, куда ни обратим свои взоры, видим Церковь Небесную. Ибо перед нами ясные доказательства того – нетленные мощи и иконы, источающие чудотворения, и таким образом как бы говорящие, что те, чьи останки, или изображения, неразлучны с нами, любят нас и по любви благотворят нам”.
Всем известно, что благодать нельзя ограничивать ни местом или каким-либо предметом, ни временем, т. е. молиться можно везде и во всякое время. “Но мы верим, что есть некая непостижимая для ума связь между мощами святых и их духами, подобно как между чудотворными иконами и ими самими”. Свидетельством этого факта являются многочисленные чудеса, совершаемые с особой силой в этих местах. Кроме того, когда человек молится святому непосредственно перед его мощами, ему легче сосредоточиться на молитве, т. к. он понимает, что стоит непосредственно перед телом того к кому обращается с мольбой или молится именно перед тем образом от которого произошло столько чудес и исцелений.
Нередкими в паломничествах бывают случаи, когда благочестивый подвиг вознаграждается видимым благословением Божиим, т. е. паломник получает просимое, либо находясь в обители, либо после окончания паломничества, либо еще на пути к святому месту. “Не сомневаясь в действительности совокупной молитвы при гробах святых, мы не должны сомневаться и в том, что и несколько часов проведенных здесь в умилении сердца и благоговении сильны иногда искупить несколько годов, проведенных нами во грехах, что краткого времени душевного сокрушения и горького плача может быть довольно для спасительной перемены нашего сердца на целую жизнь”. Пример этому можно найти в житиях многих святых, например, Мария Египетская. Особенно это изменение происходит с теми, кто своими глазами видел какое – либо чудо или кто испытал особую милость Божию.
У многих может возникнуть недоумение: зачем людям необходимо совершить паломнический подвиг, чтобы получить просимое от Господа, например, исцеление. Разве не может Господь и Его святые даровать исцеление человеку прямо дома, без всяких трудов с его стороны? На это можно ответить следующее: “Если нам хотелось бы получить добро, не трудясь для добра, то недоумение решается справедливостью желания, т. к. несправедливо требование, чтобы не мы трудились для святых, а они для нас. Если бы даже это желание было бы исполнено, то не было бы для нас в том никакой пользы. Роса Божия падает и на камень, но камень от того не размягчается. Благодеяние, оказываемое на святых местах, производит спасительное действие на его душу. Причина сему та, что вера в помощь небесную возбудила в нем желание идти к святому месту; любовь, возбужденная верою, привлекла в сие место, а вере и любви ни в чем не отказывают, и вера с любовью, быв награждены милостью, обрекают себя на вящие подвиги для благодеющей любви Божией”.

Читать еще:  В РПЦ намерены составить список рекомендованных к распространению изданий

Теперь перейдем к заключительному этапу паломничества – возвращение домой. Возвратившегося домой паломника дома обычно ожидают с нетерпением его родные и близкие ему люди. Паломник только что вернувшийся из святого места представляется им теперь совсем другим человеком. Они ждут от него занимательного и поучительного рассказа, надеются что паломник расскажет им о том, какую духовную пользу он получил, какие встретил искушения и как их преодолел, ждут рассказа о благочестивых людях, которых он повстречал, и наконец, ожидают от него новой жизни, глядя на которую они смогут брать для себя пример. Можно себе представить с каким благоговением они будут слушать рассказ приехавшего паломника. Через него они, конечно, тоже смогут получить для себя немалую духовную пользу. Вернувшийся поклонник святым местам не может не почувствовать того благоговения, с которым относятся теперь к нему его близкие и друзья. Он конечно с радостью поделится с ними всем тем, что он сам получил, чувствуя теперь особую ответственность за каждое свое слово и дело. Теперь он уже не сможет жить как раньше, т. к. о святости места и действию благодати будут отчасти судить по его жизни.

Вывод:
Паломничество является одним из важнейших средств, с помощью которого можно неприметно, но действенно укреплять в семьях благочестие и способствовать воспитанию детей в духе веры и благоговения к святыне.
На основе рассмотренного выше теоретического исследования А.Зерчанинова о важности паломничества для духовной жизни человека и анализа проведенных паломнических поездок с детьми выделим основные моменты, положительно влияющие на дальнейшее духовное развитие и возрастание детей:

Паломничество

Паломничество – это путешествие верующих по святым местам. В переводе с латинского слово означает «пальма» — ветвь. Те самые пальмовые ветви, с которыми еврейский народ встречал Господа Иисуса Христа при входе в Иерусалим. Вербное воскресенье сейчас отмечается православными на Руси с веточками вербы, поскольку в наших краях трудно найти пальмы, эти южные деревья. Но смысл один – почитание Господа, радость о Его приходе к нам.

  1. Православное паломничество
  2. Немного истории
  3. Паломничество на Руси
  4. Паломничество в наше время
  5. Святые места в России

Православное паломничество

С давних пор на Святой Руси было в почете паломничество. Эта древняя традиция почитается и в наши дни. Несмотря на то, что характер его несколько изменился, суть остается той же.

Благодатью Божией святые места связаны обычно с земной жизнью Спасителя, Божией Матери или святых.

Паломничество распространено не только в православии, но и в других вероисповеданиях:

  • католичестве;
  • мусульманстве (хадж);
  • индуизме;
  • буддизме;
  • иудаизме (паломничество к Соломонову Храму).

В таких далеких путешествиях люди выражают свое сокровенное отношение к вере, к невидимым вещам через поклонение видимым предметам и местам. Паломников иначе называли «пилигримами», что значит – чужестранцами.

Православные уверены, что через посещение святых мест, прикосновение к святыням Господь подаст им Благодать, здравие и исполнение просимого. Это – обычно исцеление от давних недугов, которые не смогли вылечить врачи. Или дарование детей в случае бесплодия. Некоторые получают ответы на вопросы, мучившие их. У некоторых разрешаются жилищные проблемы и т.д.

Господь обильно посылает Свою Благодать на святых местах тем, кто с верою совершает дальнее путешествие с одной целью – прикоснуться к святыням, походить по земле, которой ходил Христос, посмотреть на жилища святых.

Паломничество – доказательство веры человека, уверенность в невидимых вещах, присутствии Божественного в святынях.

Немного истории

О паломничестве было известно еще задолго до Пришествия Христа. В Ветхом Завете рассказывается о путешествии евреев со Скинией, а позже – к Иерусалимскому Храму. Верующие евреи совершали каждый год паломничество к Храму на праздники. Об этом рассказывает и Евангелие, как Божия Матерь по закону Моисееву пришла в Храм с Иосифом и Младенцем Христом, чтобы совершить искупительную жертву за грех. Позже Она, Иосиф и двенадцатилетний Христос пошли в Храм Соломонов на праздник, где Он потерялся.

Несмотря на смертельную опасность, апостол Павел совершал паломничество к Храму. Там он и был схвачен и заключен под стражу.

В средние века православные стали совершать паломничество не только на Святую Землю, но и на гору Афон. У католиков паломничества разделялись на малые (в своей местности) и большие (в Рим, в Дом Богородицы Лорето и т.д.) Католики имели особенные наряды при совершении паломничества, по которым их можно было узнать: серый плащ, широкополую шляпу с большим крестом.

Паломничество на Руси

Паломничество на Руси было в древности делом очень опасным и потому, особо почитаемым. Дело в том, что верующие шли пешком на Святую Землю. Путь был нелегкий и опасный для жизни. Иногда провизия заканчивалась слишком рано. Многие погибали в пути от голода и холода, иногда от переутомления. Иногда они становились жертвой разбойников, злых людей.

Верующие иногда давали обет – совершить паломничество на Святую Землю при исполнении просимого у Бога. Занятие это считалось «святым», паломников, или иначе «странников», уважали, принимали в каждый дом. Считалось особым делом принять и накормить странников. Паломники собирались в группы (дюжины) и вместе путешествовали. Так было безопаснее.

Иногда иноземные церковные власти неодобрительно относились к паломникам, принимали меры на сдерживание паломничества. Но русские странники одержали победу на этот счет.

Во времена правления Екатерины Второй паломничество на Святую Землю было приостановлено из-за войн с Турцией. Но уже в девятнадцатом веке оно снова стало свободно распространяться.

Было создано даже Православное Палестинское Общество.

Паломничество в наше время

В наши дни паломничество не потеряло своей значимости. И хотя путь стал намного легче благодаря развитию транспорта, цель его осталась той же. Некоторые храмы устраивают паломнические поездки верующих на собственном транспорте, собирают группы паломников. Это происходит регулярно. По дороге верующие читают акафисты, поют тропари святым, молятся.

В настоящее время совершаются паломничества по святым местам России и за рубежом.

Излюбленным местом, помимо Святой Земли, являются:

  • итальянский город Бари, где покоятся мироточивые мощи святителя Николая;
  • остров Корфу, где лежат нетленные мощи святого Спиридона Тримифунтского и др.

Там верующие молятся, набирают и увозят с собой по благословению святое миро от мощей. Некоторые получают там исцеление от болезней.

Также мужское население России стремится, конечно, побывать на Святой Горе Афон, где побывала Сама Матерь Божия. Своими глазами верующие видят чудотворные иконы Божией Матери («Отрада и Утешение», например), прикладываются к мощам святого целителя Пантелеимона в русском монастыре, названном в его честь.

Кроме того, многие пытаются увидеть своими глазами Туринскую Плащаницу, которая хранится в Соборе Рима.

Святые места в России

В России тоже немало святых мест, к которым стремятся православные. Это:

  • Толгский женский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери и мощами св. Игнатия Брянчанинова;
  • Серафимо-Дивеевская обитель с мощами пр. Серафима Саровского;
  • Троице-Сергиева Лавра с мощами пр. Сергия Радонежского;
  • Оптина Пустынь, где покоятся мощи святых старцев;
  • Никитский монастырь в Переяславле Залесском с мощами, столпом и веригами пр. Никиты Столпника.

Этот список можно продолжать долго. Главное – то, что народ русский до сих пор живет верою во Христа, продолжает хранить древние традиции предков. Вера русская живая и по сей день. Поэтому и происходят обильно чудеса на святых местах.

прот. Алексей Ладыгин отвечает на вопросы о паломничестве

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector