0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таинство таинств. 10 фактов о Святом Причащении

Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии

Значение таинства причащения в жизни православного христианина

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» [1] .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца – Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем большее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» [2] .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» [3] . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», – говорится в молитвах ко святому причащению [4] .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. – о. П.Г.) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», – отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, – заповедал ему смиренный авва» [5] .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» [6] .

Читать еще:  СБУ провела обыск в доме священника Ровенской епархии

Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Причащение в православной церкви

За день до Своего крестного подвига, в Великий Четверг на Тайной Вечере, Иисус Христос впервые открыл ученикам таинство причастия. Вот как об этом повествует Евангелие от Марка: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22-24). Но это была не просто трапеза, так впервые Господь показал нам, Его детям, возможность соединиться с Ним не только на духовном, но и на материальном уровне.

Термин «таинство», пожалуй, наиболее полно характеризует причастие, поскольку никто — ни богословы, ни священники, ни ученые — до сих пор не в состоянии объяснить, каким образом хлеб, испеченный людьми, и обычное красное вино претворяются в Плоть и Кровь Бога. Для нас, земных людей, это остается тайной.

Зачем нужно причащаться?

Случалось ли вам полюбить всей душой кого-то, кто находится очень далеко? Если да, вы хорошо понимаете, насколько в такой ситуации сильно желание во что бы то ни стало оказаться рядом с любимым человеком, прикоснуться к нему, поговорить не только посредством интернет-сообщений, но, как говорится, вживую. Именно так душа, любящая Бога, жаждет быть с ним не только в будущем, на Небесах, но уже сейчас, в земной жизни.

Некоторые считают, что для праведной жизни достаточно всего лишь совершать добрые дела и молиться. Но это далеко не так. Никогда нельзя забывать о том, что вокруг незримо роятся сотни злых духов, внушающих нам совсем не праведные мысли. И порой мы даже перестаем замечать, что грешим, считая, что живем, «как все». Бесы цепляются, точно репьи, и чем дальше, тем их становится больше. Кого-то они толкают к унынию и депрессии, кого-то отвращают от Бога и Церкви, и вот уже человек перестает задумываться о своей душе. Такой, обросшей бесами, душе очень тяжело, она стонет и плачет, а человек порой даже не может понять, почему ему так горько, почему не ладится семейная жизнь и ничего не радует. И даже добрые дела и молитвы помогают очень слабо, потому что нравственные ориентиры оказываются смазаны, ведь без Божьей помощи не всегда возможно отличить добро от зла. Постепенно такое положение вещей становится привычным.

Сложно передать словами то ощущение, которое испытывает человек после причастия — возможно, первого в своей жизни. В душе внезапно настает покой, а тело кажется таким легким, точно внезапно помолодело. Хочется петь в унисон с хором и улыбаться каждому встречному. И потом, уже после причастия, совершенно не тянет к прошлым плотским удовольствиям, а вот духовные темы, напротив, привлекают все больше и больше. В жизни начинает ощущаться Божья воля — многие события обретают закономерность и смысл, а в том, что казалось просто чередой неприятностей, внезапно открывается духовная польза.

Таинство таинств. 10 фактов о Святом Причащении

Таинство Евхаристии и последующего причащения Святых Тела и Крови Христовых составляет основу и апогей всей внутренней жизни Церкви. Смысл её существования. Но многое ли мы о нём знаем?

Благонамеренного читателя, желающего более подробно и полно ознакомиться с богословским смыслом Таинства Евхаристии (Святого Причащения) отсылаем к статье «Святая Евхаристия – таинство таинств».

Ещё более полное представление об установлении Таинства Причащения, его осмыслении и историческом развитии вы можете почерпнуть из соответствующей статьи Православной энциклопедии.

Мы же предлагаем вам несколько важных или просто интересных фактов о центральном Таинстве Церкви, способных дополнить ваши знания и пробудить интерес к дальнейшему изучению основ Православия:

1. Воспоминание Жертвы

Во время освобождения из египетского плена, каждое еврейское семейство закалывало белого агнца, кровью которого во время десятой казни (умерщвления первенца в каждой семье), смазывало дверные косяки своих домов, чтобы ангел-губитель прошёл мимо. Тело агнца позже употреблялось в пищу в качестве трапезы благодарения.

Этот непорочный агнец стал прообразом Спасителя, пошедшего на страдания и смерть ради искупления человечества. Во время Таинства Евхаристии (греч. «благодарения») за каждой литургией мы вспоминаем великую крестную Жертву Спасителя ради нашего искупления, его воскресение из мёртвых и вознесение.

В Таинстве Причащения мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы, чтобы получить благодатные силы для следования по указанному нам пути спасения.

Читать еще:  Последний предновогодний молебен проходит в буддийских монастырях России

2. «Белая кровь»

Во время Таинства Евхаристии Церковь использует хлеб и вино. Именно они таинственно становятся Телом и Кровью Христовыми во время призывания на них Духа Святого.

Как правило, Церковь использует для причащения красное вино, как более похожее на кровь, но на самом деле цвет вина жёстко не регламентируется, в отличие от его качества и вкусовых характеристик. Поэтому в некоторых местностях, например в Румынии, для Евхаристии используется белое вино.

3. Ланчанское чудо

В VIII веке во время литургии в городе Ланчано (Италия) один из священников усомнился в том, что Тело и Кровь Христовы, имеющие вид хлеба и вина даже после преложения, действительно являются Телом и Кровью Спасителя. Тогда Господь открыл священнику истинный вид своих Плоти и Крови и священник глубоко раскаялся в своём сомнении.

В назидание другим, Господь оставил святыне её истинный вид. Поэтому уже более 1000 лет в Ланчано хранятся частицы Тела и Крови Христовых. В 1970-х годах их даже исследовали учёные, признав за частицами принадлежность человеческому телу.

4. Величайшая святыня

Вся Церковь строится вокруг Таинства Евхаристии, а Чаша с Телом и Кровью Христовыми – её величайшая святыня. Поэтому, чтобы священник случайно не опрокинул Чашу или не пролил из неё часть Святой Крови, перед чашей нельзя креститься, а саму чашу нельзя трогать руками.

Также во время причащения не стоит целовать поруч на руке священника. Особое внимание следует уделить младенцам, которых надо обязательно держать так, чтобы возможность пнуть чашу ножкой или толкнуть рукой для ребёнка была исключена.

5. Только Кровью

Взрослым причастникам и подросшим детям священник даёт частицу Тела Христова с Кровью Христовой. А вот младенцев причащают только Кровью Христовой, чтобы они случайно не подавились частичкой или не выплюнули её. Таким же образом поступают с людьми, страдающими от аллергии на глютен – один из видов содержащегося в хлебе белка.

6. Хлеб жизни и виноградная лоза

Интересно, что Господь не только собственноручно установил для Церкви Таинство Евхаристии, впервые предложив хлеб и вино апостолам в Сионской горнице и назвав их своими Телом и Кровью. В притчах и поучениях он также неоднократно сравнивал себя с хлебом жизни или виноградной лозой – основными компонентами Святых Даров.

7. Дарохранительница

В алтаре каждого православного храма в самом его центре расположен престол. Среди крестов, Евангелий и другой богослужебной утвари на престоле всегда находится специальный сосуд, имеющий форму церкви или часовенки – дарохранительница.

В дарохранительнице всегда обязательно находятся несколько частиц Тела Христова, напитанных Кровью, с которыми священник в любое время может прибыть к постели больного или умирающего.

8. На груди мученика

В древности Евхаристию совершали на гробе мученика, потом – на престоле, внутрь которого вложены частицы святых мощей. Однако нередко случалось и так, что ни антиминса (специального плата с частицей мощей) ни престола под рукой не оказывалось – например, в советских лагерях. Тогда Таинство Евхаристии совершали на груди одного из узников – живого мученика.

9. Последование ко Святому Причащению

Молитвенное правило ко Святому Причащению начало формироваться в среде византийского монашества в X-XII веках. К XIII-XIV векам правило было дополнено и приобрело современный вид: тропари и псалмы, избранные молитвы святых, три канона и молитвы непосредственно перед принятием Святых Таин.

Позже благочестивая традиция особой молитвенной подготовки к Причащению была скопирована другими Церквями и распространилась в среде мирян.

10. Венчание

В первые века христианства особого чина или Таинства для благословения христианского брака не существовало. Верующие вступали в брак, проходя обычную для римского общества гражданскую церемонию, а церковным благословением выступало совместное принятие Святых Таин Христовых.

Таинство Евхаристии. Ответы на частые вопросы верующих

Для спасения христианину недостаточно постов и молитв, недостаточно знания Евангелия, милостыни и посещения храма. По завету Спасителя, благодатные силы и надежду на вечную жизнь человек обретает, только причащаясь Тела и Крови Христовых. Но даже за отсутствующих на Литургии Церковь молится подле Святой Чаши. Закажите записку на ближайшую Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре о себе и своих близких.

Как часто нужно причащаться?

В первой беседе цикла о Таинстве Причащения (Евхаристии) мы говорили о его смысле, истории и месте в жизни Церкви, а сегодня ответим на наиболее частые вопросы христиан о «Таинстве Таинств»: про причащение детей, заражение через Чашу и т.п. В дополнение к этому, сегодня мы расскажем Вам о знаменитом Ланчанском чуде, а также некоторых других интересных фактах о Святом Причащении.

В истории Церкви существовали разные практики причастия. Первые христиане причащались за каждой Литургией, то есть раз в неделю, а иногда и чаще. В Российской империи в Синодальный период верующие причащались крайне редко – один или два раза в год. Священники во все времена причащаются за каждой Литургией, то есть могут делать это хоть каждый день. Чего желают и отдельные горячо верующие миряне.

Здесь необходимо пройти между «сциллой» неблагоговения от слишком частого принятия Святых Тайн и «харибдой» добровольного отлучения от божественной благодати ввиду пренебрежения «Таинством Таинств». Церковь рекомендует христианам причащаться не реже, чем каждые две-три недели. В пост причащение можно интенсифицировать без дополнительных благословений до одного раза в неделю. Причащаться чаще можно только по благословению духовника.

Особенности причащения детей

Взрослым причастникам и подросшим детям священник даёт частицу Тела Христова с Кровью Христовой. А вот младенцев причащают только Кровью Христовой, чтобы они случайно не подавились частичкой или не выплюнули её. Таким же образом поступают с людьми, страдающими от аллергии на глютен – один из видов хлебного белка. На Литургии Преждеосвященных Даров Тело Христово заранее напитывают Кровью, а в Чашу вливают обычное вино, поэтому младенцев за ней не причащают.

На грудного ребёнка не распространяется Евхаристический пост. Даже поев, он может быть принесён ко Святой Чаше. Дети постарше, до семи лет, могут причащаться без исповеди. При этом следует уделить особое внимание подготовке малыша к предстоящему Таинству. Не только молитвенной, но и дисциплинарной. Следует заранее объяснить ему, чего нельзя делать до, во время и после причастия.

Неподготовленный к Таинству младенец или ребёнок может испугаться священника и Чаши, начать размахивать руками и ногами и случайно опрокинуть величайшую святыню. Допустить этого нельзя! Поэтому родители должны заранее правильно положить ребёнка: на правую руку, зафиксировав голову малыша сгибом локтя и поджав его левые ручку и ножку телом, а правые – своей рукой так, чтобы он не мог резко дёрнуть ими.

Как причастить больного на дому?

В алтаре каждого православного храма в самом его центре расположен престол. Среди крестов, Евангелий и другой богослужебной утвари на престоле всегда находится специальный сосуд, имеющий форму церкви или часовенки – дарохранительница. В дарохранительнице всегда обязательно находятся несколько частиц Тела Христова, напитанных Кровью, с которыми священник в любое время может прибыть к постели больного или умирающего.

Если Вы сами или кто-то из Ваших близких тяжело заболел и не может покинуть дом, Вы можете позвонить в ближайший храм и договориться со священником о причащении больного или умирающего на дому. Священник возьмёт из дарохранительницы запасные дары и приедет к постели больного. При этом стоит помнить, что для участия в Таинстве Причащения больной уже должен быть членом Церкви (крещён и миропомазан), а также придерживаться православной веры.

А если случайно выплюнул причастие?

Если верующий случайно выплюнул частицу Святого Тела Христова, её нужно немедленно подобрать и тщательно вытереть рот, а также место, куда она упала одноразовой гигиенической салфеткой, носовым платком или иной чистой материей, а затем сжечь обронённую святыню самостоятельно или выбросить её в непопираемое место, например, в реку. Также можно отдать её на сжигание в алтарь храма.

Аналогично стоит поступить и в случае, если человека в день причастия настиг приступ рвоты. Если частицы Святой Крови попали на одежду, эту одежду также следует сжечь во избежание случайного поругания святыни. Сжигание частицы в этом случае каким-либо грехом не является, так как именно таким способом Церковь издревле ликвидирует разбитые иконы, истёршиеся облачения и священные покровы, а также другие святыни.

Можно ли заразиться через причастие?

За две тысячи лет существования христианства, даже в годы эпидемий чумы, оспы и других страшных заразных заболеваний, не было зафиксировано ни одного случая заражения людей через общий контакт со Святой Чашей. Тело и Кровь Христовы являются для человечества источником жизни, и Господь не допускает распространения болезней через Святую Чашу, чтобы верующие не сомневались в Её благодатном наполнении.

И всё же с развитием медицинских знаний Церковь уже несколько веков принимает разумные меры предосторожности в период различных пандемий. Примерно так, как это делается сегодня из-за COVID-19: после каждого причастника священник на секунду окунает лжицу в чистый спирт, запивку раздают в одноразовых стаканчиках, а вместо плата используют бумажные салфетки. Это делается не по маловерию священников и верующих, а ради спокойствия власть предержащих.

Ланчанское чудо

В VIII веке во время Литургии в городе Ланчано (Италия) один из священников усомнился в том, что Тело и Кровь Христовы, имеющие вид хлеба и вина даже после преложения, действительно являются Телом и Кровью Спасителя. Тогда Господь открыл священнику истинный вид своих Плоти и Крови и священник глубоко раскаялся в своём сомнении. В назидание другим, Господь оставил святыне её истинный вид.

Читать еще:  Бухгалтерия на аутсорсе

И вот уже более 1000 лет в Ланчано хранятся частицы Тела и Крови Христовых, которые не подвергаются тлению и доступны для поклонения верующих. В 1970-х годах «Ланчанское причастие» даже исследовали учёные, признав за частицами принадлежность человеческим крови и сердечной мышце и установив ряд любопытных фактов. Например, что вес каждой из исследованных частиц равен их совокупному весу.

Другие интересные факты о причастии

Во время Таинства Евхаристии Церковь использует хлеб и вино. Именно они таинственно становятся Телом и Кровью Христовыми во время призывания на них Духа Святого. Как правило, Церковь использует для причащения красное вино, как более похожее на кровь, но на самом деле цвет вина жёстко не регламентируется, в отличие от его качества и вкусовых характеристик. Поэтому в некоторых местностях, например в Румынии, для Евхаристии используется белое вино.

В древности Евхаристию совершали на гробе мученика, потом – на престоле, внутрь которого вложены частицы святых мощей. Однако нередко случалось и так, что ни антиминса (специального плата с частицей мощей) ни престола под рукой не оказывалось – например, в концентрационных лагерях. Тогда Таинство Евхаристии совершали на груди одного из узников – живого мученика.

В первые века христианства особого чина или Таинства для благословения христианского брака не существовало. Верующие вступали в брак, проходя обычную для римского общества гражданскую церемонию, а церковным благословением выступало совместное принятие Святых Таин Христовых. Приступайте ко Святой Чаше, чтобы Господь осенил своей благодатью и Вас! Закажите записку о себе и своих близких, чтобы Спаситель сподобил Вас этой великой милости!

Таинство таинств. 10 фактов о Святом Причащении

Таинство Евхаристии и последующего причащения Святых Тела и Крови Христовых составляет основу и апогей всей внутренней жизни Церкви. Смысл её существования. Но многое ли мы о нём знаем?

Предлагаем вам несколько важных или просто интересных фактов о центральном Таинстве Церкви, способных дополнить ваши знания и пробудить интерес к дальнейшему изучению основ Православия:

1. Воспоминание Жертвы

Во время освобождения из египетского плена, каждое еврейское семейство закалывало белого агнца, кровью которого во время десятой казни (умерщвления первенца в каждой семье), смазывало дверные косяки своих домов, чтобы ангел-губитель прошёл мимо. Тело агнца позже употреблялось в пищу в качестве трапезы благодарения.

Этот непорочный агнец стал прообразом Спасителя, пошедшего на страдания и смерть ради искупления человечества. Во время Таинства Евхаристии (греч. «благодарения») за каждой литургией мы вспоминаем великую крестную Жертву Спасителя ради нашего искупления, его воскресение из мёртвых и вознесение.

В Таинстве Причащения мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы, чтобы получить благодатные силы для следования по указанному нам пути спасения.

2. «Белая кровь»

Во время Таинства Евхаристии Церковь использует хлеб и вино. Именно они таинственно становятся Телом и Кровью Христовыми во время призывания на них Духа Святого.

Как правило, Церковь использует для причащения красное вино, как более похожее на кровь, но на самом деле цвет вина жёстко не регламентируется, в отличие от его качества и вкусовых характеристик. Поэтому в некоторых местностях, например в Румынии, для Евхаристии используется белое вино.

3. Ланчанское чудо

В VIII веке во время литургии в городе Ланчано (Италия) один из священников усомнился в том, что Тело и Кровь Христовы, имеющие вид хлеба и вина даже после преложения, действительно являются Телом и Кровью Спасителя. Тогда Господь открыл священнику истинный вид своих Плоти и Крови и священник глубоко раскаялся в своём сомнении.

В назидание другим, Господь оставил святыне её истинный вид. Поэтому уже более 1000 лет в Ланчано хранятся частицы Тела и Крови Христовых. В 1970-х годах их даже исследовали учёные, признав за частицами принадлежность человеческому телу.

4. Величайшая святыня

Вся Церковь строится вокруг Таинства Евхаристии, а Чаша с Телом и Кровью Христовыми – её величайшая святыня. Поэтому, чтобы священник случайно не опрокинул Чашу или не пролил из неё часть Святой Крови, перед чашей нельзя креститься, а саму чашу нельзя трогать руками.

Также во время причащения не стоит целовать поруч на руке священника. Особое внимание следует уделить младенцам, которых надо обязательно держать так, чтобы возможность пнуть чашу ножкой или толкнуть рукой для ребёнка была исключена.

5. Только Кровью

Взрослым причастникам и подросшим детям священник даёт частицу Тела Христова с Кровью Христовой. А вот младенцев причащают только Кровью Христовой, чтобы они случайно не подавились частичкой или не выплюнули её. Таким же образом поступают с людьми, страдающими от аллергии на глютен – один из видов содержащегося в хлебе белка.

6. Хлеб жизни и виноградная лоза

Интересно, что Господь не только собственноручно установил для Церкви Таинство Евхаристии, впервые предложив хлеб и вино апостолам в Сионской горнице и назвав их своими Телом и Кровью. В притчах и поучениях он также неоднократно сравнивал себя с хлебом жизни или виноградной лозой – основными компонентами Святых Даров.

7. Дарохранительница

В алтаре каждого православного храма в самом его центре расположен престол. Среди крестов, Евангелий и другой богослужебной утвари на престоле всегда находится специальный сосуд, имеющий форму церкви или часовенки – дарохранительница.

В дарохранительнице всегда обязательно находятся несколько частиц Тела Христова, напитанных Кровью, с которыми священник в любое время может прибыть к постели больного или умирающего.

8. На груди мученика

В древности Евхаристию совершали на гробе мученика, потом – на престоле, внутрь которого вложены частицы святых мощей. Однако нередко случалось и так, что ни антиминса (специального плата с частицей мощей) ни престола под рукой не оказывалось – например, в советских лагерях. Тогда Таинство Евхаристии совершали на груди одного из узников – живого мученика.

9. Последование ко Святому Причащению

Молитвенное правило ко Святому Причащению начало формироваться в среде византийского монашества в X-XII веках. К XIII-XIV векам правило было дополнено и приобрело современный вид: тропари и псалмы, избранные молитвы святых, три канона и молитвы непосредственно перед принятием Святых Таин.

Позже благочестивая традиция особой молитвенной подготовки к Причащению была скопирована другими Церквями и распространилась в среде мирян.

10. Венчание

В первые века христианства особого чина или Таинства для благословения христианского брака не существовало. Верующие вступали в брак, проходя обычную для римского общества гражданскую церемонию, а церковным благословением выступало совместное принятие Святых Таин Христовых.

Андрей Сегеда
Православие.Fm

Причастие Святых Христовых Тайн

Причастие Святых Христовых Тайн

Здравствуйте дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Сегодня хотелось бы затронуть три вопроса, касающиеся Святого причастия.

Что такое причастие Святых Христовых Тайн?

Почему мы должны причащаться?

И как подготовиться к причащению?

Без преувеличения будет сказано, что это Таинство – самое великое чудо на земле! В Таинстве причащения Сам Господь наш Иисус Христос соединяется с человеком!

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится весь Христос.

Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает и взращивает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин должен по крайней мере за 2 — 3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения, перед днем причащения быть на вечерней службе.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи— мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а также рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Св. Причащению. Обычно оно включает в себя каноны:

Желающий причаститься должен до или после вечернего богослужения принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме детей до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению.

Накануне Святого Причащения после полуночи запрещается есть, пить и курить. К причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением необходимо приучать и детей. В этом следует руководствоваться советами духовника.

Выполнив эти несложные действия, мы можем прикоснуться через причастие к Самому Господу Богу, который обязательно подаст помощь не только нашей бессмертной душе, но и укрепит наше уязвимое тело.

После причащения святых Христовых Тайн следуют прочесть

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector