0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Так все-таки, нужен ли женщинам платок в храме?

Содержание

Почему женщины в церкви покрывают голову платком

Кто-то задумывается, почему в русской православной церкви женщины покрывают голову платком, кто-то воспринимает это как должное, не интересуясь, откуда пошла эта христианская традиция. Истинно верующие люди, внимательно изучающие Священное Писание (Евангелие, Библия), знают, откуда пошел этот обычай.

Откуда пошел обычай?

Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.

Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.

Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.

Мнение церкви

Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.

Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.

В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.

Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.

В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.

Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.

Рекомендации по выбору головного убора

Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.

Цвет головного убора (шарфа, платка)Обряды, службыЦерковные праздники
Белый — символ радостиВенчаниеБогоявление
КрещениеСретение Господне
Обряд погребенияВознесение Господне
Красный — символ крови ХристаО мученикахПасха (40 праздничных дней)
Темно-бордовыйНа Страстной неделе (Великий четверг)
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинстваВ воскресные, но не праздничные дниНа богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей
Зеленый — символ животворенияВербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа
Синий и голубой — непорочностьДни, когда почитают икону Пресвятой БогородицыУспение, Покров, Благовещение
Фиолетовый — страдания ХристаВоскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной неделиВоздвижение
Черный, темный синий и коричневыйВеликий пост и Страстная седмица — будни, дни траураЛитургия Преждеосвященных Даров

Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:

  • не входить в храм в платочке с непонятной символикой;
  • в дни поста, траура покрывать голову платками темных оттенков;
  • не приходить на отпевание в платочках яркого цвета.

Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.

Как правильно повязать платок

Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:

  • снуд — головной убор в форме капюшона, прикрывающий голову и плечи, из шелка шифона;
  • палантин — большой шарф, которым покрывают голову и плечи.

Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.

Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.

Почему нельзя в церковь без платка?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Женщины в Русской Православной Церкви обычно заходят в храм с покрытой головой. Возникает вопрос: почему нельзя в церковь без платка? Имеет ли эта традиция духовный смысл?

Ответ:

В качестве аргумента в пользу обязательного ношения платка обычно приводят слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1Кор. 11:5). Однако апостол здесь лишь призывает христианок соблюдать традиции, принятые в то время на востоке. Тогда все замужние женщины должны были выходить из дома с покрытой головой, так как волосы считались символом женской красоты. Покрытая голова означала, что женщина принадлежит мужу, а с распущенными волосами без покрывала ходили блудницы. Апостол Павел напоминает об этом правиле, призывая верующих во Христа не пренебрегать принятыми в обществе приличиями, дабы никого не смущать. Общий смысл наставления апостола в том, что одежда верующих (как женщин, так и мужчин) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Нужно помнить, что в храм люди приходят прежде всего для общения с Богом, и их наряд не должен мешать этому общению.

На Руси замужние женщины на людях также появлялись с покрытой головой, а незамужние девушки и маленькие девочки могли ходить без головного убора. Таких же правил придерживались и при посещении храма.

Таким образом, ношение платка в церкви — традиция, уходящая корнями в историю, но не связанная непосредственно с духовной жизнью. Кстати, то, что сегодня покрывают голову все прихожанки женского пола — от младенцев до старушек, — с исторической точки зрения несколько избыточно.

Также стоит отметить, что до революции женщины в церкви носили головной убор, соответствующий сословию и моде: знатные дамы и образованные горожанки — шляпы или шляпки, а крестьянки — платки. Так что традиционный платочек — не единственный возможный вариант церковного «дресс-кода» — подойдет палантин, шарф, берет, шапочка или шляпка. Главное, чтобы наряд был удобным, аккуратным, не привлекающим лишнего внимания.

Многие замечают, что особая одежда помогает настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святынями и богослужением, «переключиться» с мирских забот на церковную жизнь. Но абсолютизировать традиции не стоит. Есть православные страны, где историко-культурный контекст складывался иначе. Например, гречанки редко надевают в храм платок. Дело в том, что Греция долгое время находилась под турецким игом. Тогда от всех женщин требовали покрывать голову, а в церкви христианки хотели чувствовать себя свободными от иноземных обычаев и платков не надевали.

Читать еще:  Який вид посту є дуже важливим для християнина XXI століття

Почему женщина надевает платок в храме?

Почему женщина надевает платок в храме? Многие прихожанки, заходя в храм и по традиции надевая платок, задаются этим вопросом. Поговорим сегодня о традиции ношения этого атрибута.

Откуда пошла традиция ношения платка в храме?

Еще в древности, во времена Ветхого Завета замужние женщины на Востоке покрывали голову. Это означало смирение и покорность перед своим супругом. Считалось неприличным замужней женщине выходить на улицу с непокрытой головой, ведь волосы мог видеть только муж. Сегодня эта традиция также сохранена в странах Востока.

В христианстве обычай женщине покрывать голову при входе в храм возник ещё в апостольские времена, благодаря словам апостола Павла: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5).

Апостол Павел как бы одобрил и утвердил обычай, который был в то время в Иудее. Но здесь же, кроме подчинения своему мужу, возникает и другое значение: смирение перед Богом и стремление выглядеть как можно скромнее и неприметнее, когда находишься в храме, дабы не отвлекать окружающих и не вводить в смущение.

С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. (Кстати, на Руси в те времена отличительной чертой замужней женщины был не только платок, но и наличие двух кос, которые заплетались между собой, а у незамужних девушек была одна коса).

Девушкам дозволялось в храме стоять с непокрытой головой.

С.И. Грибков «В церкви» (1860-е)

В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться», т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.

По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу (по-купечески), девушки завязывали платок спереди (по-девичьи), а замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи).

Почему мужчина снимает головной убор при входе в храм?

Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».

До наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях или учреждениях, не только в храмах. Связано это с тем, что в прежние времена, заходя в избу, мужчины кланялись святым образам, которые находились в красном углу напротив входа. Сняв шапку, гость показывал свое почтение к иконам и уважение к хозяевам.

Монахи и священники имеют головные уборы, являющиеся частью их облачения, которые не снимают в храме. С одной стороны их уборы символизируют терновый венец, который был надет на Спасителя во время казни, а с другой — шлем воина (ежедневная борьба с темными силами).

М.В. Нестеров «Монах» (1913)

Традиция ношения платка сегодня

Сегодня женщины также покрывают голову в храме, девочкам и девушкам делать это не обязательно.

Как и в древности, в наши дни существует благочестивый обычай надевать платочки в храм разных цветов. Цвет платка может зависеть от того, какой праздник отмечается Церковью (про цвет церковных облачений мы писали в нашей статье). Например, белый платок многие женщины надевают в праздник Рождества Христова, красный — на Пасху, зеленый — на Троицу, в голубых платочках бывают в праздники, связанные с Пресвятой Богородицей и т.д.

Напоследок скажем, что не стоит удивляться, когда в некоторых балканских православных странах вы увидите, как женщина, заходя в храм, наоборот снимает головной убор. Связано это с тем, что эти страны долгое время были под властью турок, и местным жителям хотелось отличаться от традиций захватчиков.

Будем также помнить, что не следует приходить в храм в слишком

коротком платье или платье с открытыми плечами

Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви: рассказываем обстоятельно

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Истоки и обычая

Этот обычай зародился со слов апостола Павла, он говорил, что женщине подобает иметь на голове символ, который обозначает ее покорность и власть над ней ее мужа. Молиться или прикладываться к святыням с непокрытой головой считается постыдным. Со слов апостола и начинается одна из самых древнейших традиций, связанных с церковью.

Нужно ли христианке носить платок вне храма

Издавна считалось, что христианка, вышедшая замуж обязательно должна была непременно носить на голове платок, тем самым символизируя верность и принадлежность своему мужу. Основываясь на таком высказывании, женщина не желающая или попросту отказывающаяся покрывать голову, считалась простоволосой, что приравнивалось к порочности. А это являлось неподобающим поведением для православной христианки, и её за это осуждали, так как она оскверняла своего мужа и Бога.

Справка! Девственницам в древности было разрешено не прятать волосы под платком и даже дозволялось причащаться без обозначенного головного убора. По сей день такое положение остаётся пока что неизменным.

Можно ли ходить в церковь без платка

Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.

Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы.

Зачем надевать платок в церковь

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «…если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается…» говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «…если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется…». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Иные версии

Люди приходят в храм в поисках успокоения, для совместных молитв и разговоров с Богом. Чтобы ничего не отвлекало от этого, требуется, чтобы одежда была максимально строгой. Женщина обладает привлекательными частями тела, которые могут отвлекать на себя взгляды и мысли. Поэтому они должны надевать длинные юбки и закрытые блузы. Волосы являлись одной из тех интимных особенностей, которую позволительно было видеть только мужу. Вот зачем платок в храме — чтобы прикрыть волосы. И в мирской жизни женщине положено было закрывать голову. Считалось также, что она получает энергию из земли, и чтобы она сохранялась в теле и не улетучивалась через макушку, нужно создать барьер.

На мужчин же распространяется противоположное правило. Перед тем как зайти в храм, они должны снять головной убор. Этим они демонстрируют свое уважение и полное доверие Богу. Так как обнажая голову, снимают с себя полную защиту.

Раньше, когда ношение различных головных уборов было чрезвычайно популярно, по ним можно было понять, какой статус в обществе имеет их хозяин. Так как дом Божий не признавал социальной и общественной иерархии, входя в него, нужно было забыть о своей значимости в мирской жизни. Головной убор снимался, так как в церкви все равны. Такое правило было важно во время войн, так как враги на поле не должны были быть врагами в храме, так как это место свободное от них.

Читать еще:  Беседа с учеником старца Софрония

Цвет платка

Женщины, которые мало знакомы с правилами церковного этикета, не знают, что выбор цвета и орнамента платка для храма играет важную роль.

Так, светским дамам, заходящим в храм только по случаю какого-то мероприятия, рекомендуется иметь хотя бы три варианта этого головного убора:

  • Пастельных светлых тонов. Может быть однотонным или с неярким орнаментом, например, в цветочек. Его положено надевать по случаю праздников. Можно остановиться на простом белом платке.
  • Однотонный тёмный платок повязывают на голову по случаю траура и в дни постов.
  • Обычный платок, любого цвета. Может быть однотонным или с орнаментом. Он потребуется, если нужно зайти в церковь в обычный день.

Кто находится намного ближе к церкви и посещает ее постоянно, обычно имеет в своем гардеробе целую коллекцию этих головных уборов. Например, красный цвет актуален на Пасху и в последующий период до Вознесения. На Вербное воскресенье и дни Святой Троицы положен зеленый платок. А с рисунком «в цветочек» обычно надевают женщины, которые помогают храму и выполняют грязные виды работ.

Русская женщина и её головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «…не муж создан для жены, но жена для мужа…» Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Противоположный подход

Интересно, что не все православные церкви поддерживают обязанность надевать женщине платок для храма. Например, в греческие храмы женщины обязаны входить только с непокрытой головой.

В украинском городе Ахтырка расположен храм, в котором находится образ Божьей матери с головой, непокрытой платком. В него женщины также заходят без головных уборов.

Так как обязанность покрывать женскую голову является достаточно спорной, есть мнения, что это норма общества, которую можно менять. Поэтому в некоторые церкви девушки не надевают платки, так как там прихожанами приняты другие традиции, касающиеся внешнего вида.

Крещенский сочельник 18 января: что можно делать, а что нельзя

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят …

Что можно и что нельзя делать на Рождество 7 января

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

День Николая Чудотворца 19 декабря: традиции и история

Каждый год 19 декабря верующие славят память Николая Чудотворца — великого Угодника Божьего, прославившегося множеством …

Почему православные женщины надевают платок в храме

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «. Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «. Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. » Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка — принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «. если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. » говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «. если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется. ». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и её головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «. не муж создан для жены, но жена для мужа. » Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет — духовное значение события, в честь которого совершается богослужение.

У прихожан православных храмов есть традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Женщины, регулярно посещающие православные храмы, имеют в своем арсенале платки десяти различных расцветок, резонно полагая, что цвет платка верующей женщины должен соответствовать церковно-литургической символике.

Кто желает приходить в храм в платочках разных цветов – может надевать их в зависимости от цвета облачения священников при Богослужении. Цвета богослужебных облачений в Православной церкви символизируют духовные значения празднуемых событий.

Носить разноцветные платочки — это конечно благочестиво и красиво. Однако, хорошо бы еще знать, что означают эти цвета. Каждый цвет сопоставлен определенной группе праздничных или постных дней.

Символика цветов

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают, какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют, почему. Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветовой гаммы богослужебных облачений состоит из::
— белого цвета (символизирует божественный нетварный свет).
— семи основных цветов спектра солнечного света , из которых состоит белый цвет (т.е. все цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ) (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. 4:3-4)),
— а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или, наоборот, отречение от мирской суеты).

Читать еще:  За что Честертон не любил филантропов?

Таким образом, вам необходимо иметь несколько праздничных платочков различного цвета. И понадобится еще один дежурный платочек, неважно какого цвета — для всякой грязной работы, на котором не видны пятна.

Полная таблица платочных цветов

1. Белый цвет. Объединяет в себе все цвета радуги, это символ Божественного нерукотворного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя и освящающего творение Божие. Это цвет торжества и радости.
В белых облачениях служатся все великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. В них начинается Пасхальная утреня в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений (так как для христианина смерть является переходом в иной, лучший мир). Облачения белого цвета символизируют уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.
Платок белого цвета надевают в церковь в дни этих великих праздников; если вы венчаетесь или присутствуете на таинстве крещения, а также во время обрядов погребения. Белый цвет – это олицетворение Божественного света. Платок белого цвета можно одеть на великие православные праздники, такие как праздник Богоявления, Сретение Господне, на Лазареву субботу разрешается платок белого или желтого цвета. Белый платок можно надеть и на Преображение Господне и на Вознесение Господне. Белый цвет-это цвет радости.

2. Красный цвет. В красных ризах вслед за белыми, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому и победы «Солнца правды» – воскресшего Господа Иисуса Христа.
Но это также цвет крови. Бордовый или багряный цвет — это как кровь Иисуса Христа, пролитая из любви и для спасения всего человечества. И поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.
Платок красного цвета надевают в церковь на все последующие службы — на Пасху до самого праздника Вознесения, а также и на службы о мучениках
Платок тёмно-красный, бордовый, или багряного цвета надевают в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.

3. Желтый (золотой) и оранжевый . Это царские цвета. Являются цветами славы, величия и достоинства. Применяются в праздники в честь Господа Иисуса Христа и в воскресные дни. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией. Христос – Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей. Самый распространенный цвет – это желтый. В каноне богослужебных облачений нет места у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен.
Платок желтого, золотого или оранжевого цвета надевают на любую воскресную службу (если в этот день не выпадает никакой праздник). Также будет уместен желтый платок, когда совершаются Богослужения в честь апостолов и пророков, также святителей и равноапостольных. Золотой цвет – это царский цвет, поэтому если в этот день прославлены цари и князья, то также наденьте платок желтого цвета.

4. Зеленый цвет — это цвет духовной радости и вечной жизни, цвет животворения. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных, подвижников и юродиевых, и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг – укрощения греховного начала, человеческого естества не умерщвляет, при этом же самого человека обновляет, соединяет со Христом (желтый цвет) и ведет его к жизни вечной, вознося на небо (голубой).
В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа, ибо все, имеющее жизнь по воле Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом..
Платок зеленого цвета надевают в церковь в дни Святой Троицы, на Вербное Воскресенье, в Понедельник Святаго Духа и в дни памяти преподобных.

5. Голубой или синий . Это – цвет неба, небесной чистоты, он соответствует представлению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Используется для праздников Пресвятой Богородицы, а также в дни памяти святых дев и девственников, как символ особой чистоты и непорочности.
Голубой цвет – это цвет праздников Пресвятой Богородицы. Поэтому на Богослужения в честь Пресвятой Богородицы вы можете надеть платок голубого цвета. Голубой цвет означает чистоту и непорочность, какова и была Пресвятая Богородица. Поэтому на Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы должен присутствовать голубой цвет в платке и одежде.



6. Фиолетовый цвет . Принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет Крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Также принят к богослужению в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в воскресные дни Великого поста.
Фиолетовый цвет знаменует в церкви страдания Иисуса Христа.
Поэтому платок фиолетового цвета надевают в церковь в дни памяти Животворящего Креста Господня (на Крестопоклонную (Крестопреклоненную) неделю Великого поста, Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, на Воздвижение) и на воскресные службы в дни Великого поста (во все субботы и Воскресенья Великого поста).



7. Черный, темно-синий или темно-коричневый цвет . В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы Петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб. Черный цвет является символом отречения от мирской суеты, цветом плача и покаяния. Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.
Обычно платки черного или темно-синего цвета одевают в дни Великого поста. Это дни скорби и покаяния. Также черный платочек носится в дни траура.
В современной РПЦ имеется тенденция отказа от использования чёрного цвета и замена его фиолетовым более тёмного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.

8. Платочек в цветочек – самый распространенный цвет платка (это красиво и разнообразно). Это платочек для грязной работы, на котором не так заметны пятна).
Платок «в цветочек» надевают в церковь женщины, помогающие в церкви, для грязной работы. Например, когда вас попросят помочь намазать подсвечники маслом (чтобы к ним не прилипал воск), вам первым делом надо будет надеть рабочий платочек, иначе ваш праздничный платочек будет весь в пятнах масла.

Должны ли в церкви женские платки соответствовать цвету облачений того или иного праздника?

Конечно же, это не обязательно. Это возможно, но необязательно. А если женщина на Пасху желает надеть красный платочек как символ ее любви к воскресшему Господу, если поет ее душа и радуется празднику, это очень хорошо. И таким образом, надев платок соответствующего цвета, она хочет приблизиться к нему, почтить Бога. Тогда ее головной убор соответствующего цвета можно сравнить с вербной веточкой – символом Воскресения Христового, которую мы приносим в храм, чтобы встретить Христа-Царя. Но если она наденет красивый голубой головной убор, то в этом греха не будет. Главное, чтобы все было в мире и любви, и истине, и в общении Духа, как часто нам повторял в своих Посланиях святой первоверховный апостол Павел.

Женский платочек тоже может стать чем-то подобным: личным символом любви к Богу конкретной женщины.
Но превращать платки определенного цвета в обязательную униформу, конечно же, не следует. Это личный выбор каждой женщины.

Тем женщинам, которые нерегулярно посещают храм, можно завести три разных платка:

1. Платок светлых тонов (однотонный, в цветочек с рисунком; излишне упоминать о том, что в храм нельзя надевать платки с различной символикой или неприличными надписями и картинками) — белый, светло- голубой, бледно- розовый и т. п.; такой платок надевают на праздники.

2. Платок темных тонов — черный, темно- серый, коричневый, темно-синий, темно-зеленый, и др.; такой платок надевают в пост и в дни траура.

3. Еще какой-нибудь платок. Цвет может быть самый разнообразный. Этот платок надевают на все остальные дни.

Для тех, кто не может справиться и с тремя платочками — рекомендую радикальный вариант — один платочек, не важно, какого цвета, главное, чтобы он был!
Здесь существует одно главное ограничение, о котором следует помнить. В посты и постные дни при посещении церкви следует выбирать платки темных тонов. Конечно же, за яркий платок никто не сделает замечание, но все же в пост это крайне не желательно. В обычные дни можно надевать платок любого цвета. При отпевании покойника не следует одевать платки ярких цветов.

Нужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в храм?

Покров на голове женщины – знак послушания; платочек на голове малышки – это тоже знак послушания. А слушаться детей нужно приучать с самого раннего возраста.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector