0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верховный муфтий Талгат Таджуддин

Верховный муфтий Талгат Таджуддин

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Муфтии стран-членов ОИС обсудили вопросы исламофобии

20 октября по приглашению председателя Управления по делам религии Республики Турция, доктора Али Эрбаша российские муфтии приняли участие в онлайн-заседании Консультационного совещания муфтиев стран — членов Организации исламского сотрудничества (ОИС).

От России в форуме приняли участие: Председатель ЦДУМ России, Верховный муфтий Шейх-уль-Ислам Талгат хазрат Таджуддин, глава ДСМР Альбир Крганов, муфтий Ставрополья Мухаммад Рахимов и заместитель Председателя ДУМ РФ Рушан Аббясов.

Главные темы заседания касались усиления борьбы с исламофобией.

В частности, отмечено, что ОИС сыграла большую роль в решении ряда серьезных проблем, вызванных печальным явлением исламофобии (среди них — нападение на мечеть в Новой Зеландии, уничтожение копий Священного Корана, перепечатка карикатур на Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение).

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Талгат Таджуддин провёл встречу с заместителем Премьер-министра Татарстана

В рамках рабочей поездки в Республику Башкортостан заместитель Премьер-министра Республики Татарстан, председатель Национального совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев встретился с Председателем Центрального Духовного управления мусульман России, Верховным муфтием Шейх-уль-Исламом Талгатом хазратом Таджуддином.
Показать полностью…

Перед началом официальной встречи Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин ознакомил Василя Шайхразиева с новым строящимся зданием Российского исламского университета в г.Уфа. По словам Талгата Таджуддина, официальное открытие учебного заведения состоится 16-17 июня 2021 года. Позже беседа продолжилась в исторической резиденции Верховного муфтия страны.

Председатель Национального совета рассказал о рабочих поездках в Челябинскую и Курганскую область, в Мишкинский, Бураевский районы Башкортостана, а также представил нового постоянного представителя Татарстана в Башкортостане Юсупа Якубова.

В свою очередь, Талгат хазрат Таджуддин отметил, что мусульмане очень переживали за «Изге Болгар җыены», который не состоялся в этом году из-за пандемии. Василь Шайхразиев отметил, что в 2021 году «Собрание в священном Болгаре» необходимо принять и как генеральную репетицию торжественного мероприятия, посвященного 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии по григорианскому календарю, которое состоится в 2022 году.

В завершение встречи председатель Национального совета поздравил и подарил памятный подарок Талгат хазрату в честь недавно прошедшего дня рождения.

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Верховный муфтий наградил Кадия Гудермесского района Чечни медалью «Аль-Игтисам»

Кадий Гудермесского муниципального района Чеченской Республики Амир Абдулмуслимов награждён медалью «Аль-Игтисам» (Сплочённость).

Награждение состоялось в исторической резиденции Центрального духовного управления мусульман России в Уфе.

Награду кадию Амиру Абдулмуслимову вручил Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, Верховный муфтий Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, который во время церемонии награждения передал слова приветствия муфтию Чеченской Республики шейху Салаху-Хаджи Межиеву, а также всему чеченскому народу.

Верховный муфтий Талгат Таджуддин запись закреплена

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

Онлайн-конференция с участием духовных лидеров двух стран имела обширную повестку дня, включающую анализ реализации Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Центральным духовным управлением мусульман России и Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь от 5 марта 2020 года,
Показать полностью… а также создание совместной двухсторонней контактной группы и представление проекта Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию.

В саммите приняли участие: Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Сафа Таджуддин, муфтий Республики Беларусь Абу-Бекир Шабанович и другие.

В начале видеоконференции Абу-Бекир Шабанович тепло поздравил Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина с прошедшим днем рождения. Муфтий Беларуси поблагодарил за оказанную ему честь – награждение медалью ЦДУМ России «Аль-Игтисам» («Сплоченность»); это событие было радостно воспринято мусульманами и всей общественностью Республики. Глава белорусской уммы выразил глубокое удовлетворение от того, что братские связи двух духовных управлений приобретают качественно новые черты, а Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии стало программным документом для всех, кто выступает за планомерное, поступательное развитие отношений.

Участники саммита говорили о проблемах, вызванных пандемией коронавируса, и о методах работы в новых условиях; о роли священнослужителей в сложной обстановке, сопряженной с обострением социальных и политических проблем. Именно сейчас как никогда важно призвать духовные управления мусульман стран-участниц СНГ к взаимодействию между религиозными, образовательными, научными и общественными организациями. Всех нас объединяет историческая память: 75-летняя годовщинаВеликой Победы является общей и неделимой для народов бывшего СССР, и эта славная дата вдохновляет на преодоление любых испытаний и трудностей.

По итогам выступлений была принята резолюция. В ней зафиксированы договоренности, выполнение которых нацелено на дальнейшее упрочение связей между общинами мусульман России и Беларуси и продвижение на евразийском пространстве традиционных ценностей Ислама. Этому процессу будет способствовать Контактная группа по взаимодействию и сотрудничеству ЦДУМ России и МРО в Республике Беларусь. Положение о новом совещательном органе, оказывающем консультативное сопровождение, утверждено; представителем российской стороны определен муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин.

Также на саммите поддержано предложение ЦДУМ России и его Российского исламского университета о создании Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию. Уже 25 ноября 2020 года в рамках Международного интерактивного (онлайн) круглого стола «Развитие исламского образования на евразийском пространстве» планируется принятие соответствующего меморандума. Среди других запланированных важных событий – Международный интерактивный (онлайн) круглый стол «Исламское просвещение из опыта его реализации в учреждениях образования», организатором которого выступает МРО в Республике Беларусь (21 октября) и Всероссийская научно-практическая конференция – I Камалийские чтения «История, ценности и нормы Ислама в исследованиях молодых ученых» (12 ноября). Последнее мероприятие приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию со дня избрания Талгата Сафа Таджуддина Председателем ЦДУМ России.

«Последние события в Белоруссии озаботили нас всех, нас беспокоит то, что сейчас происходит между Арменией и Азербайджаном, в Киргизии. Потому что земля наша едина, нас объединяет история, и все мы — соседи. Чем больше мы будем встречаться и больше будет совместных мероприятий, тем крепче будет наше взаимопонимание, ради мира во всем мире, — подытожил Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин.

В Башкирии Верховный муфтий Талгат Таджуддин имеет авторитет межконфессионального лидера. Его мнение важно для людей различных национальностей и конфессий. Видимо с этим связано обращение к нему православных граждан Уфы с письмом. Приводим его полностью.

Уважаемый Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий,
Председатель Центрального духовного управления мусульман России
Талгат Сафа Таджуддин!

Наш незабвенный духовный наставник – протоиерей Борис Развеев рассказывал нам, его духовным чадам, о Вас как человеке, обладающем колоссальной эрудицией, трезвым практическим умом и поэтической душой, как о подлинном исламском лидере международного масштаба.

Разделяя его точку зрения, мы – православные миряне, священнослужители и граждане республики Башкортостан, не согласные с антиконституционным проектом ДУМ РБ на строительство в г. Уфе делового и досугового мусульманского центра “Муслим-сити” просим Вас дать свою трезвую и непредвзятую оценку происходящему и ответить нам по e-mail: pokrovufa@yandex.ru

Согласно законодательству РФ “предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке”.

Законом не предусмотрена специфическая мусульманская, христианская, буддистская и т.п. предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность может быть только законной или незаконной, других критериев в законе нет.

В соответствии со ст. 14 Конституциии РФ, ст. 13 Конституциии РБ, а также ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях:

“Российская Федерация (Республика Башкортостан) – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”.

Следовательно, проект ДУМ РБ на строительство и функционирование особого мусульманского делового центра противоречит основному закону государства, в котором мы все вместе живем.

Что же получится, если каждая религиозная организация будет претендовать на выделение своей зоны по религиозному признаку? Территория города Уфы будет расчленена на зоны? Будет ли это способствовать межконфессиональному миру и согласию?

Кроме того, Российская Федерация является государством, где признается идеологическое и религиозное многообразие, и в то же время, запрещаются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание национальной и религиозной розни.

Настоятель, члены приходского совета и прихожане Покровского храма.

Приложение

ГК РФ
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Семья [ править ]

Женат, имеет двух дочерей и троих сыновей:

  • Жена Сания Абдрауф кызы (Сания Абдрауфовна), с которой он живёт уже почти 50 лет, также уроженка Казани, её отец служил имам-хатыбом Азимовской мечети Казани.
  • Самая старшая дочь Наиля (1969 года рождения) с мужем и пятью детьми живёт в Уфе.
  • Дочь Зульфия (1970 года рождения) с семьей также живёт в Уфе, они с мужем растят троих детей. Зять Наиль работает в банковской системе.
  • Сын Зуфар (1972 года рождения) после средней школы окончил Уфимское медресе, учился в Турции. Работает директором типографии ЦДУМ.
  • Сын Мухаммад (1976 года рождения) после окончания средней школы учился в Кувейте. Руководитель Администрации ЦДУМ России, глава РДУМ Республики Башкортостан, владеет арабским языком.
  • Сын Гумар (1979 года рождения) после окончания средней школы учился в Турции.

Талгат Сафич родился 12 октября 1948 года в Казани в татарской семье. [1] Отец — водитель грузовика, мать работала на заводе.

В 1966 году поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре, где получил высшее богословское образование, окончил с отличием в 1973 году.

В 1978 году получил образование в исламском университете ал-Азхар в Каире. Избран вторым имам-хатыбом Казанской соборной мечети «Аль Марджани» в 1973 г., первым — в 1978 г.

19 июня 1980 году был избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).

В мае 1990 году на совещании глав Духовных управлений мусульман СССР (до 1991 г. их было 4) был избран председателем Управления международных связей мусульманских организаций СССР (с 1991 г. Ассоциация внешних связей мусульманских организаций), председателем которой является по настоящее время.

На V съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири, состоявшемся 6-8 июня 1990 года в городе Уфе, был вновь переизбран муфтием и председателем ДУМЕС.

В 1992 году на VI Чрезвычайном съезде мусульман России было принято решение о преобразовании структуры ДУМЕС в Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ. Крупные региональные религиозные центры (мухтасибаты) преобразованы в духовные управления мусульман (в настоящее время более пятидесяти муфтиятов) и введен сан Верховного муфтия, который был присвоен Талгату Таджуддину.

Является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума Межрелигиозного совета России, членом Президиума Межрелигиозного совета СНГ, членом Консультативного совета мусульман стран СНГ, членом попечительского совета Национального военного фонда Российской Федерации.

Читать еще:  Власти Нью-Йорка хотят сотрудничать с мусульманами

В марте 2003 года предложил переименовать ЦДУМ России в Исламское ЦДУМ Святой Руси, а также выступал против создания на территории Российской Федерации католических епархий, заявляя что в России «…Уже много веков существует единое духовное пространство традиционных конфессий: православия, ислама, иудаизма и буддизма, поэтому, приглашая прочих духовных лидеров, к которым относится и папа, мы должны обязательно учитывать спорные моменты в отношениях между конфессиями и помнить о добрых отношениях между православными и мусульманами нашей страны».

В октябре 2013 года в городе Уфе прошли торжества, приуроченные к 65-летию Верховного муфтия Талгата Таджуддина и 225-летию основания по Указу 1788 года Императрицы Екатерины II «Оренбургского Духовного собрания Магометанского закона»,правопреемником которого является Центральное духовное управление мусульман России, в которых приняли участие более 500 гостей из 33 стран мира и делегаты из более 40 субъектов Российской Федерации. Центральным событием праздничных торжеств стало участие Президента Российской Федерации Владимира Путина. В рамках торжественных мероприятий состоялась встреча Главы государства с Талгатом Таджуддином.

Начиная с 1989 года, Верховный муфтий Талгат Таджуддин организовывает ежегодную поездку-паломничество в город Булгар (Спасский район Республики Татарстан) — «Изге Болгар Шокер Джиены (Святой благодарственный Собор в Булгарах)». Мероприятие посвящено годовщине добровольного принятия ислама волжскими булгарами, предками современных татар, в 922 году в г. Булгар ханом Алмушем. Собор со временем вышел за рамки России и приобрел международный масштаб. Так, Булгарский Собор-2015 посетило порядка 50 тысяч мусульман из более 20 стран мира.

В настоящее время Талгат Таджуддин является официальным представителем мусульман Российской Федерации в ЮНЕСКО, Организации Исламская конференция, Европейской лиге мусульман и других крупных международных организациях.

Верховный Муфтий Талгат Таджуддин отстаивает мнение о булгарском происхождении татарского народа, и неоднократно заявлял о необходимости возвращения татарам своего исторического самоназвания — булгары (волжские булгары). С подобными заявлении он выступает в СМИ, на телевидении, интернете и личных выступлениях.

Так, например, будучи в 2001 году на международной конференции в Софии (Республика Болгария) заявил: «И так уж нас татарами обзывают, хотя на самом деле мы булгары… А болгары — это ближайшие родственники булгар. Просто одни остались на Волге, а другие ушли дальше, на Дунай, и смешались со славянами». Данное заявление было показано по центральному болгарскому республиканскому телевидению и опубликовано в местных газетах. Информация прошла и в российских СМИ, см. напр. «Российская газета», от 03.10.2001

24 декабря 2015 года Талгат Таджуддин заявил, что намерен покинуть свой пост, назначив вместо себя муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. Об этом он рассказал журналистам во время торжественных мероприятий в Болгаре, посвящённых дню рождения пророка Мухаммада (Мавлид ан-Наби) [2] . Однако 20 февраля 2016 года на расширенном заседании президиума Центрального духовного управления мусульман в Уфе принято решение об отмене фарман-указа в части назначения К.Самигуллина на должность верховного муфтия России, в связи с отказом последнего. Таким образом Т. Таджуддин остался на своем посту [3] .

Семья

Женат, имеет двух дочерей и троих сыновей:

  • Жена Сания Абдрауф кызы (Сания Абдрауфовна), с которой он живёт уже почти 50 лет, также уроженка Казани, её отец служил имам-хатыбом Азимовской мечети Казани.
  • Самая старшая дочь Наиля (1969 года рождения) с мужем и пятью детьми живёт в Уфе.
  • Дочь Зульфия (1970 года рождения) с семьей также живёт в Уфе, они с мужем растят троих детей. Зять Наиль работает в банковской системе.
  • Сын Зуфар (1972 года рождения) после средней школы окончил Уфимское медресе, учился в Турции. Работает директором типографии ЦДУМ.
  • Сын Мухаммад (1976 года рождения) после окончания средней школы учился в Кувейте. Руководитель Администрации ЦДУМ России, глава РДУМ Республики Башкортостан, владеет арабским языком.
  • Сын Гумар (1979 года рождения) после окончания средней школы учился в Турции.

«>Верховный муфтий Талгат Таджуддин:

Талгат Таджуддин, Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России высказывается за ужесточение контроля над выездом россиян для религиозного образования в иностранных учебных заведениях и против вмешательства духовенства в политику. Рост исламофобии и взгляд на права человека с точки зрения ислама — эти и другие вопросы авторитетный мусульманский лидер обсуждает в беседе с нашим корреспондентом.

  • Сообщение
  • Статьи
  • Подписаться

Границу на замок!

— Муфтий-хазрат, как Вы оцениваете положение исламской общины в России? И сколько всего, по Вашей оценке, мусульман в России?

— Думаю, в России примерно 15 миллионов этнических мусульман. Иногда, говорят, что записывать в мусульмане по национальному признаку нельзя, но я с этим не согласен.

Талгат Таджуддин фотография

Почти за 60 лет я не встретил и десятка атеистов. Все верят, и, естественно, следуют традициям предков. Конечно, в мечети ходит меньше людей, но верят — абсолютное большинство. А с приезжими в России мусульман — около 20 миллионов.

Что касается положения общины, то считаю, идет нормальное развитие. За последние 15 лет произошли огромные сдвиги. Еще в 1989 году, в России во время перестройки было создано первое духовное учебное заведение. Теперь это Российский исламский университет в Уфе, и в этом году мы планируем открыть еще 5 его филиалов. Сейчас у нас обучаются 600 студентов, готовим имам-хатыбов для мечетей. В СССР на 70 миллионов мусульман существовало лишь одно медресе — в Бухаре, там обучалось всего 50 студентов.

Сейчас мусульмане получили возможность строить мечети. В 1989 году у ЦДУМ их было 94, теперь около 2000. Хотя дореволюционного уровня мы пока не достигли — тогда мечетей было 7500, мы об этом не сожалеем. Все должно идти естественным путем, по мере потребностей. Когда люди духовно-нравственно созрели, чтобы идти в Божий храм, тогда строится мечеть. Поэтому говорим: «Храм не появится на земле, пока его не будет в сердце». Радует интерес молодежи к вере.

Самая острая проблема — кадровая. Мечетей строится немало, а людей, способных проповедовать согласно основам традиционного Ислама, пока маловато.

— В последнее время молодые мусульмане уезжают из нашей страны получать религиозные знания за рубежом, а потом общество и правоохранительные органы сталкиваются с пропагандой экстремистских взглядов. Высказываются предложения решить эту проблему на межгосударственном уровне, а именно путем заключения между Россией и рядом арабских стран соглашений, предусматривающих выдачу студенческих виз лишь по представлению российских муфтиятов. Какова Ваша точка зрения?

Лучшие дня

Никита Михалков: Не отказываясь ни от одного слова
Посетило:20460
Женское счастье Татьяны Овсиенко
Посетило:2328
Георгий Юнгвальд-Хилькевич: Сильный духом
Посетило:1396

— Я это полностью поддерживаю. Было время, когда за рубеж уезжали даже не молодые люди, а дети по 14-15 лет, и даже 13 лет. Отправлялись без всякого учета, без направлений духовных управлений мусульман. Многие, проучившись по 5-6 лет, и даже больше, получали образование абсолютно не соответствующее нашим традициям. Они были оторваны от нашей жизни, от реальности. Когда они возвращались, им было непросто устроиться на службу в мусульманские общины, и на местах возникали сложности. Мы об этом говорили. Наши студенты, Центрального духовного управления, обучаются в Египте.

В университете «Аль-Азхар» преподают традиционный ислам, и мы не видим никаких отклонений. Отучившись, они востребованы в наших мечетях или духовных учебных заведениях. Остальных же мы не можем направлять на службу в наши общины, до того, как они пройдут аттестацию в Российском исламском университете. Никому не позволено проповедовать экстремистские взгляды или нетрадиционный для России ислам.

— Вы своих студентов не направляете для обучения в Саудовскую Аравию?

— Нет. После того, как молодые люди отучатся 2 года в наших подготовительных учебных заведениях, а потом в университете еще 4 курса, лишь затем направляем в Египет. И сейчас мы провели переговоры, будем отправлять учиться в Марокко и в Сирию. Я считаю, что должна быть создана система, при которой молодые люди должны учиться за рубежом по направлению муфтиятов. Ведь даже при приеме в Российский исламский университет требуется рекомендация имама того города, района или села, где живет молодой человек.

И имамы несут ответственность за тех, кого направили на учебу. В вопросе отправки студентов в иностранные учебные заведения это не менее важно, и мы в этом вопросе надеемся на помощь государства, и российского министерства иностранных дел.

Религия отделена от государства, а ислам — от политики

— В России существует три исламских центра: Центральное духовное управление мусульман, Совет муфтиев России и Координационный совет мусульман Северного Кавказа. Иногда взгляды этих организаций различны. Как простому верующему разобраться в наставлениях разных руководителей?

— Мусульманину разобраться очень просто. Пророк Мухаммед (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) сказал: «Будет много и шайтанов, и тех, кто попытается сбить вас с истинного пути. Я оставляю вам Священный Коран и Сунну, крепко держитесь, и не отрывайтесь». Да, в России есть три духовных центра мусульман, из них Центральное духовное управление мусульман — старейшее, ему 217 лет. Есть Союз муфтиев России, и Координационный совет муфтиев Северного Кавказа — так сложилось за последние 15 лет. Были и десятки других организаций, а потом исчезли. Сейчас между нами нормальные, братские отношения. И мы считаем, что это сотрудничество будет полезным, послужит стабильности в обществе и противостоянию ваххабизму, экстремизму и терроризму. Вопрос об избрании единого лидера сегодня не стоит.

— Некоторые исламские лидеры нашей страны выступили с заявлениями об изменении государственных символов, о введении многоженства в соответствии с религиозной традицией. Как Вы относитесь к этим инициативам?

— Столетиями таких претензий со стороны мусульман к государству российскому не предъявлялось. Символика России принимается Государственной Думой, и это дело политическое. Вмешательство религиозных деятелей и духовенства в политику недопустимо, и поэтому мы выступаем против создания политических партий на религиозной основе.

А о многоженстве в Коране сказано ясно — дозволяется иметь до 4 жен. В отношении них надо быть справедливым, и в Коране говорится, что этот принцип претворить в жизнь очень сложно. Пророк Мухаммад (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) говорил, что если у кого-то две жены, и он не будет к ним справедлив, то в Судный день за это будет расколот пополам. Вопрос о многоженстве поднимается не только религиозными деятелями, но и политиками. Отчасти он связан с демографической ситуацией, и может быть, это помогло бы ее решению.

— А сколько жен у Вас?

— Одна, слава Богу. Но заменяет всех четырех.

— Уважаемый муфтий! В феврале этого года вы направили Патриарху письмо, в котором давали свою оценку нашумевшей книге Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества в России». Какова Ваша позиция по этому вопросу?

— Действительно, на февральском заседании Межрелигиозного совета России было зачитано мое письмо Патриарху Алексию, в котором приводились оценки книги «Новейшая история исламского сообщества России». Внимательно изучив эту монографию, я пришел к выводу, что она апологетична традиционному исламу, опирается на серьезные и многочисленные источники, а также выгодно отличается отсутствием субъективизма и минимизацией авторских оценок. В то же время Роман Силантьев не учел, что приводимые им в качестве иллюстраций диффамационных кампаний клеветнические измышления могут быть использованы против лидеров традиционного ислама. Это, конечно, не может не вызывать сожаления.

— И какова была реакция Патриарха на Ваше письмо?

— Его Святейшество направил мне весьма теплый ответ, в котором подчеркнул, что Русской Православной Церкви было весьма важно получить официальный комментарий старейшей мусульманской организации России по поводу данной книги. Он отметил, что значительная часть рецензентов солидарна со мной в положительных оценках научного труда Р.А.Силантьева и согласился с тем, что автор должен учесть высказанные замечания в своей дальнейшей работе.

Для ЦДУМ особенно значимо, что Патриарх поблагодарил нас за конструктивную позицию по этому вопросу, а также выразил признательность Координационному центру мусульман Северного Кавказа и тем представителям Совета муфтиев России, которые объективно оценили книгу Силантьева.

На этом, я полагаю, вопрос с «Новейшей историей исламского сообщества России» исчерпан.

Американцам пора смирить гордыню

— Как вы думаете, исламофобия — результат страха перед террористами, прикрывающими свои действия исламскими фразами, или это беспричинное чувство, не поддающееся анализу?

— В конце ХХ века и в начале ХХI обозначилась тенденция использования религии, и не только ислама, для прикрытия политических действий. И, к сожалению, для мусульман экстремисты различного толка использовали ислам для оправдания своих действий. Об этом говорилось и на недавней конференции в Каире. В частности, речь шла о том, что в Афганистане, вроде бы, изначально противостояли атеистическому Советскому Союзу, но когда советские войска были выведены, те же «борцы за веру» начали убивать друг друга. Значит, истинные цели были совершенно другими. Исламофобия есть, и нас она беспокоит, ибо привносит напряженность в современную жизнь. Ислам не содержит в себе ни терроризма, ни экстремизма.

— Но весь мир видел, как 11 сентября в арабских странах люди плясали от счастья в связи с гибелью 3000 американцев. Ликование там царило и после других, менее масштабных по числу жертв трагедий. Что делать с этим?

— Мы от лица Центрального духовного управления мусульман выразили соболезнование американскому народу. И абсолютно никакого злорадства или радости мусульмане России по этому поводу не испытывали. Сегодня такое злорадство может у кого-то возникнуть, потому что гордыня и попытка утверждения своего образа жизни со стороны американцев вызывает отторжение. Какие могут быть эмоции в Ираке, где ежедневно погибает от 60 до 100 человек?

— Но ведь там шииты взрывают суннитов.

— Говорят — так. Но нам не верится. Кому-то очень хочется, чтобы там шла гражданская война. Нельзя так играть с народами, пытаясь оправдать предсказания о войне цивилизаций. Тысячелетиями различные цивилизации существовали рядом, сотрудничали, дополняли друг друга. Народы могут выражать свои эмоции по-разному… Почему в такой стране, как США могли совершить такой теракт? И, как такая страна, которая не смогла его предотвратить, может брать на себя ответственность по сохранению мира, справедливости и демократии во всем мире?

— Вы выразили соболезнования, а толпы ликовали. В какой степени исламские лидеры могут контролировать людей?

— Ликовали в Палестине. Но ведь там десятилетиями проблемы остаются нерешенными. Разве это справедливо? Разве там не прослеживаются двойные стандарты?! Вот там выбран парламент, демократическим путем, путем, предложенным Соединенными Штатами. Так опять осложнения. А народ все видит, какие бы дипломатические прикрытия не возникали. Искать решения проблем необходимо, но, разумеется, не путем террора.

— А Вы признаете право Израиля на существование?

— Конечно. Каждый народ имеет на это право, и каждый человек.

Контрацепция допустима, а эвтаназия — нет

— Всемирный русский народный собор попытался впервые сформулировать церковно-общественный взгляд на права человека. Была принята Декларация прав и свобод человека. Вы намерены разрабатывать подобный документ?

— Основа подобного документа — само Священное Писание, ниспосланное Аллахом. Наидостойнейшее создание во Вселенной — это человек, и сохранение его достоинства — наша духовно-нравственная обязанность. И если есть достойные люди, то их взаимоотношения строятся на основе прав человека. Примером этого вполне могут служить взаимоотношения между религиозными традициями в России.

— Что выше — права личности или права общества?

— Пророк Мухаммад говорил, что если ты совершишь молитву один, то воздаяние перед Всевышним — одно, а если коллективно — то воздаяние в 27 раз больше. Права общины, общества превыше прав отдельной личности.

— Тем не менее, есть разные взгляды. Например, гомосексуалисты обвинили Вас в нарушении их прав и разжигании гомофобии.

— Знать их не знаю, и знать не хотел. Если они занимаются этим делом в темных закоулках, это их право. Но если это будет совершаться на улице, или призывы к этому будут совершаться на улице, это должно быть пресечено. Истинные взгляды на права человека должны быть выше извращений, и это сказано во всех Священных книгах, ниспосланных Всевышним.

— Как Ислам относится к эвтаназии?

— Отрицательно. Жизнь дается Всевышним, и только он имеет право ее отнимать. Если даны страдания человеку, значит они предписаны Всевышним. И вмешательство человека недопустимо.

— Но ведь лечиться от болезней можно?

— Конечно. Всевышний создал болезни и лекарства от них — поэтому лечитесь. Пророк Мухаммад (Да приветствует его Аллах и облагодетельствует) говорил, что если в городе нет султана или правителя — не входите туда, а если нет врача, лекаря — убегайте оттуда.

— Аборты возможны?

— Аборты абсолютно нежелательны, но возможны по медицинским причинам, и только на сроке до 4 месяцев. Но вполне допустимым считается использование контрацептивов.

По ходу разговора

— Молва приписывает Вам шутку — будто бы на встрече с президентом Вы сказали, что Троица — это Рождество, Новый год и Курбан-Байрам?

— Вы же знаете русскую поговорку «Бог троицу любит». И так сошлось, что в этом году все три праздника отмечались примерно в одно время. Мы, мусульмане, все праздники отмечаем. И Новый год. Издавна мусульмане в России отмечали Рождество — Рашту его называли. Мы чтим Ису как Посланника Всевышнего.

— У Верховного муфтия бывает свободное время?

— Свободное время бывает редко, я провожу его с внуками, с семьей, на природе. Раньше верхом ездил, но сейчас годы не те. Иногда занимаюсь стендовой стрельбой по тарелкам.

— А отпуск как проводите?

— За 26 лет служения я в отпуске был всего 3 раза.

На Кубани пожилого сектанта будут судить за экстремизм. Последователей движения преследуют больше 12 лет

Глава секты Олег Попов

В Староминском районе 73-летний мужчина предстанет перед судом из-за участия в запрещенной в России экстремистской организации «Духовно-Родовая Держава Русь». В сентябре 2017 года пенсионер отправил письмо главе администрации Староминского района с вопросом о строительстве бани в поселке Рассвет. В письме обвиняемый указал, что является членом ДРДП.

Неудержимые пенсионеры

Это далеко не первое уголовное дело в Краснодарском крае, связанное с данной организацией. Так, 58, 66 и 76-летний мужчины в 2016 году пришли в отдел судебных приставов в станице Староминской и заявили об отказе платить штраф, убеждая сотрудников ФССП в правильности своих суждений. Кроме того пожилые люди пытались завербовать судебных приставов в свое движение.

Также, некий 66-летний мужчина 24 января 2017 в одной из библиотек Краснодара выступил с пропагандой ДРДП перед сотрудниками и учащимися колледжа, из-за чего на него снова было возбуждено уголовное дело. Возможно, это все тот же человек.

В 2015 году Староминской районный суд назначил двум жителям Краснодара Николаю Лозинскму, Николаю Андрееву и двум жителям Староминского района Юрию Коржу и Павлу Ганжуле штрафы за участие в ДРДП. Лозинский обязан был выплатить штраф в размере 100 тыс. рублей, остальные члены организации — 50 тыс. рублей. Вероятно, именно они позже отказались выплачивать штрафы и вербовали приставов.

Кто эти люди

«Духовно-родовая держава Русь — это государство рода русов и славяно-ариев, воссозданное 21 марта 2000 года и включающее в себя все исторические и хронологические территории, на которых проживал род русов и славяно-ариев», — говорит «царь православной ордынской Духовно-родовой державы Русь» Олег Попов, пишет Медиазона.

Идеология ДРДП — это гремучая смесь из неоязычества, крайнего национализма, антисемитизма, альтернативной истории и конспирологии. О международной политике царь рассуждает примерно такими словами: «Все это Глобальная Синагога, или Глобальный Предиктор, или Гейдельбергский клуб, который управляет всякими рептилоидами и гуманоидами на Мидгарде».

«Наша цивилизация много тысяч лет была, и вот евроуголовники, иудопланетяне уничтожили нашу цивилизацию», — говорит князь Юрий Рыбников. Экс-преподаватель МИРЭА прославился среди сторонников альтернативной науки как создатель «русской православной элементарной системы единства периодичности электроатомов во Вселенной». Он читает популярные лекции о том, как враги «искажают язык русов», которые говорили исключительно существительными, а прилагательные им привили насильно.

«Из нас, из имени существительного, шайка уголовников 1917 года сделала всех при-ла-га-тель-ны-ми. Да еще вписала, что мы наци-аналисты. Все республики наци-анальные, и только народ русы не удосужился, потому что он не согласился и говорит, у нас никакой анальности никогда не было, только родословная и принадлежность роду», — возмущается князь.

Сначала Держава Русь добивалась признания себя одним из субъектов РФ, а в 2010 году «светлейшие князья» из стран бывшего СССР подписали договор о создании Собора вольных объединенных держав (СВОД) ДРДР. По утверждениям царя, в состав СВОД уже вошли Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Абхазия и Грузия.

За годы своего существования Держава Русь сформировала собственное правительство (все его члены носят титул светлейшего князя) и, по словам царя Попова, уже готова к «перехвату управления» страной. Держава издает многочисленные указы и законы, которые потом рассылает в государственные органы РФ. Бланки указов украшают изображения, напоминающие свастику.

Многие указы царя посвящены формированию силовых структур Державы. Так, правоохранительные органы называются Первой отдельной ратью высшего управления за Русь (ПОРВУ за Русь). В сентябре 2004 года предполагаемые сторонники организации напали на турок-месхетинцев в станице Нижнебаканская под Новороссийском. Попов тогда заявил о поддержке «юных Ратичей Земли Кубанской».

Своих подданных, которые зовутся «родовичами», Попов призывает не платить налоги — «это вещь, которая задушила вас, душит предприятия, зарплаты низкие, а их еще и понижают». «Будем жить, как предсказано было заповедью бога Перуна, только в труде, сотворенном общиной, вы свои роды покроете славой, только сплотив древней верой все рати, вы отстоите Мидгард ваш прекрасный. Кто не знает, Мидгард это название нашей земли», — декламирует царь, поглаживая ладонями воображаемый шар.

Краснодар

ДРДП на Кубани ведут свою деятельность, как минимум, с 2004 года. Так, житель Краснодара «князь» Сарафанов в обход решения Арбитражного суда занял помещение на улице Коммунаров, 221. Там мужчина жил и оттуда отправлял обращения в адрес прокуратуры, милиции, УФСБ и администрации. Первые письма с крайне нестандартными предложениями пришли адресатам в апреле 2005 года, писали Юга.ру.

Уголовное дело на Сарафанова прокуратура завела в августе 2005 года сразу по нескольким статьям, в том числе и ст. 282 УК РФ.

«Свои обращения Сарафанов рассылал в адрес губернатора Кубани Александра Ткачева, главы Краснодара Владимира Евланова, начальника УФСБ по Краснодарскому краю Владимира Молчанова, начальника главка Сергея Кучерука, — рассказывал гособвинитель Блохин. — Все письма автор украшал эмблемой, сходной со свастикой, текст примерно одного содержания был написан на древнерусском языке. Например, пишет Сарафанов губернатору. В письме он призывает перейти в субъект Русь, при этом должность свою он не потеряет, сохранит все регалии и зарплату. А если не войдет в Русь – станет предателем».

В итоге мужчина был приговорен к штрафу в размере 50 тыс. рублей, а по ч.1 ст. 282 УК РФ он получил наказание в виде лишения свободы сроком на восемь месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. Не согласившись с приговором, «царь» Попов вынес свой, только уже «смертный приговор» судье В. Махову, осудившему Сарафанова. Далее глава секты стал регулярно призывать к насилию над чиновниками.

Запрет организации

В 2006 году Первомайский районный суд Краснодара признал кубанское отделение «Рада земли Кубанской Духовно – Родовой Державы Русь» экстремистской. Однако на федеральном уровне организацию запретили только в 2011 году, что не помешало её последователям продолжать нагружать органы власти своими обращениями.

«11 лет мы строили державу, завалили бумагами все ваши структуры, а вы не реагировали? Ну, правда, были отписки, возбуждение десятка уголовных дел против меня… Но запретить не пытались — почему? Ответ мне был такой: вас, Олег Николаевич, наконец заметили», — говорил о запрете царь Попов.

Через два года после запрета суд в Электростали признал Олега Попова виновным в продолжении деятельности запрещенного экстремистского сообщества (часть 1 статьи 282.2 УК) и приговорил его к 100 тысячам рублей штрафа. Подобные уголовные дела против великих князей и простых родовичей с тех пор возбуждаются регулярно: в Краснодаре, Челябинске, Иваново, Архангельске, Мурманске, Петрозаводске, Подмосковье и других регионах.

Сотрудники прокуратуры признавались изданию «Право.Ру», что основным мотивом для запрета организации стал нескончаемый поток обращений сектантов в госорганы, на которые чиновники обязаны отвечать.

«Они десять лет топят нас в своих обращениях. Мы хотели бы добиться через суд права вообще не вступать в переписку с участниками организаций, деятельность которых уже приостановлена судом по обвинению в экстремизме. Если бы нам это удалось, в этом бы состояло главное прецедентное значение дела ДРДР», — жаловался журналистам неназванный сотрудник прокуратуры.

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

Наблюдатели от СНГ положительно оценивают ход подготовки к выборам президента Молдовы

Ассамблея народов Евразии и Институт стран СНГ подписали соглашение о сотрудничестве

Пашинян отмёл возможность решить вопрос Карабаха путём дипломатии

Выборы в киргизский парламент пройдут в декабре

Тихановская дала гарантии протестующим и назвала спонсора протестов

СВР: Госдеп готовит майдан в Молдавии

Британский посол на Украине угрожает России высокой ценой за Донбасс

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

В Белоруссии создан оргкомитет политической партии «Союз»

КМИС:Большинство украинцев не хотят свободной экономической зоны для Донбасса

Опрос: Кому на местных выборах на Украине симпатизируете вы?

Зеленский захотел создать две военные базы на Черном море

Киргизский суд оправдал Жапарова по делу о попытке захвата власти

Противоборствующие стороны в Карабахе заявили об интенсивных боях

Армен Саркисян: Отсутствие войны 26 лет – заслуга России

Нестасе: С Приднестровьем я все решу

Жапаров: Киргизия выполнит все обязательства перед Россией

Еще одного белорусского оппозиционера выпустили из СИЗО

Додон захотел вернуть русский язык в школы

Белоруссия объявила Тихановскую в межгосударственный розыск

Жээнбеков ушел в отставку

Россия снимет санкции с двух украинских предприятий

Украина возмутилась переизбранием России в совет по правам человека

Парламент Киргизии утвердил новый состав правительства

Шойгу переговорил с главами минобороны Армении и Азербайджана

Жээнбеков отказался утвердить Жапарова премьером

Тихановская выдвинула ультиматум Лукашенко

Украина введет санкции в отношении Белоруссии

Милиция применяла спецсредства на «марше пенсионеров» в Минске

Додон не верит в возможный майдан после выборов

Онлайн-конференция с участием духовных лидеров двух стран имела обширную повестку дня, включающую анализ реализации Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Центральным духовным управлением мусульман России и Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь от 5 марта 2020 года, а также создание совместной двухсторонней контактной группы и представление проекта Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию.

В саммите приняли участие: Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин; муфтий МРО в Республике Беларусь Абу-Бекир Шабанович; ректор Российского исламского университета ЦДУМ России Артур Сулейманов; председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей, муфтий Ринат Раев; муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин и другие.

В начале видеоконференции Абу-Бекир Шабанович тепло поздравил Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина с прошедшим днем рождения. Муфтий Беларуси поблагодарил за оказанную ему честь – награждение медалью ЦДУМ России «Аль-Игтисам» («Сплоченность»); это событие было радостно воспринято мусульманами и всей общественностью Республики. Глава белорусской уммы выразил глубокое удовлетворение от того, что братские связи двух духовных управлений приобретают качественно новые черты, а Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии стало программным документом для всех, кто выступает за планомерное, поступательное развитие отношений.

Участники саммита говорили о проблемах, вызванных пандемией коронавируса, и о методах работы в новых условиях; о роли священнослужителей в сложной обстановке, сопряженной с обострением социальных и политических проблем. Именно сейчас как никогда важно призвать духовные управления мусульман стран-участниц СНГ к взаимодействию между религиозными, образовательными, научными и общественными организациями. Всех нас объединяет историческая память: 75-летняя годовщина Великой Победы является общей и неделимой для народов бывшего СССР, и эта славная дата вдохновляет на преодоление любых испытаний и трудностей.

По итогам выступлений была принята резолюция. В ней зафиксированы договоренности, выполнение которых нацелено на дальнейшее упрочение связей между общинами мусульман России и Беларуси и продвижение на евразийском пространстве традиционных ценностей Ислама. Этому процессу будет способствовать Контактная группа по взаимодействию и сотрудничеству ЦДУМ России и МРО в Республике Беларусь. Положение о новом совещательном органе, оказывающем консультативное сопровождение, утверждено; представителем российской стороны определен муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин.

Также на саммите поддержано предложение ЦДУМ России и его Российского исламского университета о создании Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию. Уже 25 ноября 2020 года в рамках Международного интерактивного (онлайн) круглого стола «Развитие исламского образования на евразийском пространстве» планируется принятие соответствующего меморандума. Среди других запланированных важных событий – Международный интерактивный (онлайн) круглый стол «Исламское просвещение из опыта его реализации в учреждениях образования», организатором которого выступает МРО в Республике Беларусь (21 октября) и Всероссийская научно-практическая конференция – I Камалийские чтения «История, ценности и нормы Ислама в исследованиях молодых ученых» (12 ноября). Последнее мероприятие приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию со дня избрания Талгата Сафа Таджуддина Председателем ЦДУМ России.

Детство и начало проповедей

Жизнь Ибрахима началась в городе Ура, который в то время был величественным и значимым городом, расположенным к востоку от города Бабиль (Вавилон), находившегося между реками Тигр и Евфрат. Детство будущего пророка прошло в пещере, где он общался только со своей матерью, которая приносила еду Ибрахиму. В пещере его мать скрывалась от преследования правителя, которому предсказали, что этот ребенок создаст угрозу его славе и величию. Покинув пещеру однажды, юный Ибрахим отправился к своему отцу в надежде постичь тайну мироздания, но увидел идолов, которых почитал его отец и его соплеменники. Ибрахим не понимал своих соплеменников в их поклонении идолам, и когда пришло время переселиться вместе со своим отцом в город Харран, он увидел, что и на новом месте жительства народ придерживается такой же религии многобожия.

Как описано в Коране первым, к кому обратился пророк, когда ему открылось знание, которое до него не было никому открыто, призывая отказаться от многобожия и верить в Единого Бога, был его отец Азар. Ибрахим призывал своего отца идти правильным путем, но его отец этот призыв отверг, так как находился под влиянием норм и традиций, существовавших в их обществе.

Отец отнесся к заявлениям своего сына крайне негативно, и даже ударил Ибрахима по лицу, когда ребенок начал говорить ему о Единобожии. Отец Ибрахима сам был мастером по изготовлению идолов, и слова сына о том, что идолопоклонство – это неправильно, представляло угрозу не только его вере, но и его бизнесу.

С таким же призывом обратился Ибрахим к своим соплеменникам, утверждая, что идолы – это враги для человека, и человек должен поклоняться только Одному Богу, который создал его и указал ему единственно правильный путь. Ибрагим приводил в пример непознанными для человечества луну и солнце, которым в те времена приписывали силу и могущество, но даже они не способны были исчезнуть или появиться по своему желанию, а только в предписанное им время.

Пророк старался объяснить и доказать своим соплеменникам, что Бог является не силой, а существом, Создателем всего мира людей, и человечеству не требуется видеть Его для того, чтобы поклоняться Ему.

Пророк говорил людям о том, что на него возложена миссия, чтобы он передал людям это откровение. Его слова были восприняты обществом с таким же недоверием, как воспринял это его отец, но Ибрахима это не останавливало – он насмехался над своими соплеменниками и их заблуждением.

Ибрагим оказался один против всего своего племени, стараясь доказать и своей семье, и всему своему народу истинность своей веры, и был неуклонен в своем стремлении сообщить людям послание о вере в Единого Бога. За свою веру он принял страдания – был изгнан и отвергнут своим народом. Но это только укрепило его в пророческой истине: он готовился к более серьезным испытаниям. Ниже вы можете посмотреть бесплатно фильм о пророке Ибрахиме:


Священные книги мусульман

Коран

Коран (от араб. — «чтение вслух, речитатив, декламация») — главная священная книга мусульман. Согласно исламской традиции Коран представляет собой копию первокниги, хранимой на небесах. Текст Корана был поведан Мухаммеду самим Аллахом при посредстве архангела Джебраила (Гавриила). При жизни Мухаммеда делались только отдельные записи проповедей. После смерти пророка и тех его последователей, которые помнили наизусть его проповеди, встала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Ближайшие сподвижники Мухаммеда Абу-Бекр и Омар поручили бывшему секретарю пророка Зайду собрать все записи и сделать общий свод Корана. Этот свод предназначался только для личного пользования Омара и Абу-Бекра. Халиф Осман решил создать новый официальный документ вероучения. Это вновь было поручено сделать Зейду, в помощь которому было выделено несколько писцов. При содействии властей были собраны все сохранившиеся фрагменты и рукописи. После того как канонический текст был составлен, все использованные источники были уничтожены. Новый свод Корана был составлен в 651 г. и переписан в четырех экземплярах, из которых один остался в Медине, а остальные были отправлены в крупные центры — Куфу, Басру и Дамаск. Коран написан на арабском языке; мусульмане считают, что сам арабский язык появился по воле Аллаха, а Коран — книга несотворенная, существующая предвечно, как сам Аллах.

Текст Корана состоит из 114 фрагментов (сур). Первая сура «Фа- тиха» (открывающая), представляющая собой небольшую молитву, часто повторяемую правоверными, состоит из 7 стихов. Остальные 113 сур расположены в порядке убывающего объема, так что последние — наименьшие — состоят всего из нескольких строк, тогда как первые — это целые трактаты, разделенные на сотни небольших стихов-аятов. Вторая сура «Корова» состоит их 286 аятов.

В Коране отсутствует композиционное единство. Исследователи выделяют в нем два периода — мекканский и мединский. К первому относятся 90 сур, они, в свою очередь, делятся на три периода. Первый — поэтический, второй — рахманский или милосердный, третий — пророческий. В мекканский период пророческий путь Мухаммеда только начинается. Далеко не все его признают. Мединский период — это проповеди уже всеми признанного вождя, устами которого говорит сам Аллах. Здесь пророк формулирует четкие, точные правила поведения, даст оценку текущим историческим событиям.

Суры Корана весьма разнообразны по своему содержанию. Они включают в себя переложение библейских текстов, описание исторических событий, относящихся к периоду противостояния Мекки и Медины, мифологические сюжеты, размышления об устройстве мира и об отношении человека к нему, рассуждения о мусульманском праве.

Тафсир

Противоречия, часто встречающиеся в Коране, и изменяющаяся историческая обстановка требовали разъяснений, уточнений и дополнений текста Корана. Возникла практика комментирования положений священной книги, получившая название тафсир (толкование, экзегетика). Начало практике тафсира положил сам Мухаммед, когда ссылками на изменившуюся волю Аллаха он объяснял противоречия в своих проповедях. Позже на этой основе сложился институт пасха (отмена). Из двух противоречащих мест одно, отменявшее, называлось нас их, а другое, отмененное, называлось мансух. В Коране насчитывается более 200 таких противоречий.

Хадисы

В VII в. наряду с записью коранических текстов стали появляться хадисы — предания, относящиеся к какому-нибудь историческому или вымышленному моменту жизни Мухаммеда. Вначале источниками этих сообщений были сподвижники пророка, затем преемники сподвижников, затем преемники преемников. При записи хадисов большое внимание уделялось указанию их источников, так что каждый хадис состоял из рассказа и перечня имен тех людей, от которых в последовательном порядке шла передача хадиса.

Сунна

Группы хадисов соединялись в сборники, из которых в IX в. были отобраны шесть наиболее достоверных, которые составили Сунну — вторую священную книгу ислама. Сунна занимает в исламе такое же место по отношению к Корану, как в христианстве Священное Предание по отношению к Священному Писанию.

Сунна включает разнообразный материал, связанный с религиозными, правовыми, морально-этическими аспектами жизни мусульман. Хадисы освещают культово-обрядовую сторону ислама и его догматические принципы. Они представляют собой важнейший культурно-исторический памятник.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector