6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тель-Мар-Ильяс: там, где родился пророк Илия

Пророк Ильяс

В Коране о пророке Ильясе упоминается трижды. Первый раз упоминается в суре Аль-Анам, а затем дважды упоминается в суре Ас-Саффат. В тексте Корана пророка называют как Ильяс ( I lyas), так и Ильясин. «Ильяс (Илия) также был одним из посланников» (сура 37, аят 123 (на фото)).

Пророк Ильяс был послан к народу Израиля, чтобы призвать их поклоняться Единому Богу Аллаху, когда они поклонялись идолам, и принять Ислам. Сам пророк являлся сыном Фанхаса, который приходился сыном потомка п ророка Харуна.

Детство Ильяса

О рождении пророка Ильяса говорится в сообщении из рассказов сынов Израила . Там сообщается, что в тот момент, когда он родился, все на свете вокруг стало вдруг озарено ярким сиянием. Народ Израиля удивился этому сиянию: было непонятно, откуда оно исходит. Когда же народ понял, что это сияние освещает мир в честь рождения ребенка, они поняли, что таким образом была сообщена радостная весть о необычном мальчике.

Он рос необычным ребенком: в семь лет он знал наизусть целиком Таврат или Тору, а память его была исключительной в сравнении с другим его сверстниками. Его исключительность и умения, которые отличали его от остальных людей, постепенно обернулись для него завистью других людей, которые задумывали против него недоброе, в результате чего ему приходилось жить отшельником. Приводя евреизмы, мы руководствуемся правилом, изложенном в достоверном хадисе: «Не верьте людям Писания, но и не отвергайте их повествования».

Посланническая миссия Ильяса

В годы жизни Ильяса на территории современного государства Ливан располагался город Баальбек. Горожане поклонялись идолу, и этого идола они называли «Бааль». Народ даже воздвиг этому идолу Баалю памятник, который достигал в высоту десяти метров. Как сказано Всевышним Аллахом: «Ильяс [Илия] также был одним из посланников. Он сказал своему народу: «Неужели вы не устрашитесь? Неужели вы взываете к Баалу и оставляете Самого прекрасного из творцов – Аллаха, Господа вашего и Господа ваших праотцев?» (сура Ас-Саффат (Выстроившиеся в ряды), 125-й аят).

Передавалось в сообщениях от сынов Израиля также, что Откровение ниспослал Всевышний Ильясу, когда ему исполнилось сорок лет. Эта весть была ниспослана ему через ангела Джибрииля, который сказал ему, что Аллах ниспослал его посланником, чтобы призвать царей, которые впали в неверие, принять Ислам. Ильяс поначалу воспринял эту весть настороженно, даже воскликнул в испуге, как сможет он, не имея ни оружия, ни мощи, сделать то, что поручает ему Аллах, склоняя народ и царей, его возглавляющих, принять Ислам. Но ангел Джибриль ответил ему, что сила есть у Аллаха, и Аллах поможет ему в этом деле, что от Аллаха было повеление, чтобы огонь, дикие звери ему подчинялись, прежде чем поручать ему призывать свое племя принять Ислам.

Обращаясь к горожанам, пророк сказал им, что не следует поклоняться идолу Баалю, но поклоняться следует только Единому Аллаху, Создателю всей Вселенной. Пророк пытался донести своему народу, что Аллах – Бог их самих и их отцов, но только небольшая группа людей поверила пророку Ильясу, остальные же предпочли оставаться в неверии и невежестве. Люди воспринимали призывы и проповеди Ильяса к Исламу по-разному. Кто-то прислушивался к нему, а кто-то агрессивно реагировал на его призывы к Исламу, кто-то предлагал продемонстрировать какое-то чудо, а кто-то угрожал и причинял телесные увечья.

Посланник обратился к Аллаху с просьбой, чтобы Всевышний лишил дождей землю этого народа из-за того, что эти люди не верят ему. Аллах услышал мольбу Ильяса, и на землю пришла засуха, которая продолжалась три долгих года, и за то время скот и деревья погибли, а люди истощились. Но пророку Ильясу Всевышний даровал пропитание, он жил в достатке. Если из какого-то дома вдруг начинал разноситься запах хлеба, люди сразу же начинали подозревать, что в этом доме находится пророк Ильяс, и требовали, чтобы хозяин дома выдал им пророка. Народ пытался найти Ильяса, чтобы он заступился за них перед Аллахом.

Когда три засушливых года истекли, вновь обратился пророк Ильяс к народу: он сказал, что если люди перестанут поклоняться идолам, то он испросит освобождения их от этого наказания у Аллаха. Люди начали обращаться к своим идолам, прося у них помощи, но их мольбы остались без ответа. И тогда люди начали понимать, насколько они заблуждались, и вняли увещеваниям пророка Ильяса. Ильяс попросил у Аллаха прощения для народа Израиля, и Всевышний послал на землю дожди. Но когда их земли ожили, сами люди никак не изменились, и продолжали пребывать в неверии. Они вновь вернулись к идолопоклонству через некоторое время.

Пророк, видя, что люди все еще пребывают в неверии, обратился к Аллаху с просьбой избавить его от необходимости жить в мире среди этих людей. Он десять лет жил, став отшельником, в пещере, пока у народа Израиля не сменился правитель. Новый правитель принял религию посланников и пророков, а за ним последовали многие из людей.

Пророк Ильяс стал одним из благословенных лидеров человечества, которые объединяли действия и знания, мораль и реальность, предвидение и мудрость, иной мир — Ахират и земной мир. Он смог стать светом мудрости для народа Израиля, который стремился привести людей к свету знаний и веры, призывал их встать на путь истинный таухида, то есть веры в Единого Бога Аллаха. Народ, который не поверил посланнику и счел его лжецом, был наказан Аллахом и будет наказан вновь, собранным в Аду.

В аятах Корана кратко рассказывается история жизни Ильяса, но подробно разъясняется вся полнота заблуждений и масштабы неверия народа Израиля, в котором он пребывал. В мире, созданном Творцом, ничтожны и бессмысленны идолы, вытесанные руками человека, подобно тому идолу, который народ Баальбека называл Баалом. Миссия Ильяса, хоть и была сопряжена с проблемами и препятствиями, все же была выполнена. Основная масса людей Баальбека пребывала в неверии, но Ильяс, преодолевая противодействие граждан, старался проповедовать истинную религию, и часть людей все же уверовала и пошла за ним. Имя пророка Ильяса навсегда осталось в истории человечества как имя человека, достойнейшим образом исполнившего миссию, возложенную на него Всевышним, заслужив тем самым благословение Аллаха как в этом мире, так и в мире ином — ахирате.

Пророк был послан народу Израиля для того, чтобы научить их истинной религии, вере в Единого Бога, чтобы бороться с многобожием. В своих действиях он пользовался Шариатом Мусы (Моисея). После Мусы народ Израиля отступил от изложенных в Торе (Таурате) заповедей Аллаха и обратился к идолопоклонству. Аллах решил вернуть народы к вере и Единобожию через своих пророков. Эти пророки были отправлены к народам, чтобы своим проповедованием и призывом вновь обратить их к вере.

Читать еще:  Про ревность о вере: истинную и ложную

Илйас был как раз одним из таких пророков. Он проповедовал в своем племени, проживавшем в то время на территории, где сейчас располагается Ливан.

В дальнейшем, увидев, что его племя в своем неверии проявляет прежнее упрямство, Ильяс отправился к другим народам и другим племенам, и там проповедовал Единобожие. Другие народы откликнулись на его призыв и уверовали в Аллаха. Рассказывается случай, когда Ильяс своими молитвами ко Всевышнему излечил юношу, которого звали Альяса, и после излечения этот юноша стал верным учеником пророка Ильяса. Этот юноша после того, как пророк Ильяс покинул этот мир, был назначен следующим пророком.

Пророка Ильяса принято отождествлять с библейским пророком Ильей. В Священной Книге Коран пророка Ильяса называют «мурсал», то есть посланник, «салих», то есть праведник, и «мумин», то есть верующий.

Жив ли пророк Ильяс?

Есть сообщения, в которых рассказывается, что пророк Ильяс после смерти вознесся на небеса, в иной мир, где Всевышний Аллах сделал его получеловеком-полуангелом. Все эти утверждения являются ложными, что якобы сейчас пророк Илйас все время вместе с Хидром путешествует по миру и периодически посещает Иерусалим и Мекку, а также то, что если человек выучит славословия, которые они с Хидром произносят друг другу, расставаясь, а затем будет повторять их, это их убережет от пожара, потопления, укусов насекомых и ядовитых змей, а также от воровства и прочих подобных бедствий.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Иордания. Холм пророка Илии

Дорогие друзья! Наверняка, посещая этот сайт, Вы не раз встречали мои виртуальные экскурсии по Израилю, где я прожила 8 лет и объездила его вдоль и поперек. Мест, о которых я не рассказала еще, конечно, очень много. И к ним я еще обязательно вернусь. А сегодня я хочу предложить вам виртуальную экскурсию в другую страну, не менее древнюю и не менее насыщенную святынями, – Иорданию.

Условно говоря, это тоже неотъемлемая часть Святой Земли. Ведь именно на территории современной Иордании произошли многие важнейшие события, которые упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Иордания – это земля, по которой ступали ноги Моисея и Руфи, Иова и Илии Пророка, Лота и Аарона, Иоанна Предтечи и даже Сына Божия – Иисуса Христа. Приблизительно три четверти событий, описанных в Библии, произошли именно на этой территории.

Что собой представляет Иордания? Это государство, расположенное на восточном берегу реки Иордан, каждый клочок которого хранит память о многовековой человеческой истории. Мировой паломнической жемчужиной среди них является город, высеченный в скале, который носит знакомое для каждого христианина название – Петра. Помните: «На сем камне созижду церковь Мою»? А помните, как Мария Египетская, обратившись в молитвах к Пресвятой Богородице, услышала: «Перейди Иордан, и обретешь блаженное успокоение». Именно здесь, в Иордании, Преподобная провела 47 лет своей жизни, вдали от людей, в молитве и посте.

Еще одно всем известное событие связано с землей Иорданской. Пророк Илия, живший во времена царя Ахава, был послан людям, чтобы те отреклись от язычества и обратились к Богу. Но Ахав, равно как его супруга Иезавель, преследовали пророка. Илия и его спутник и преемник, пророк Елисей, подошли к Иордану. Илия ударил своим плащом по воде, и река расступилась перед ними. Пророк Илия и Елисей перешли оную. И на другом берегу перед ними явилась огненная колесница, вознесшая Илию на небо.

Панорама с горы Нево

Гора Нево, находящаяся в Иордании – та самая гора, с которой Моисей увидел Обетованную Землю. Народ Израиля, как известно, впоследствии вошел в эту землю, перейдя Иордан, а Моисей на этой горе завершил свой жизненный путь. Гора располагается к западу от Мадабы в 10 км на высоте 817 м над уровнем моря.

В Мадабе очень чтят колено Рувимово, ведь мы можем прочесть: «Пределом сынов Рувимовых был Иордан». А в Мукавире можно лицезреть остатки дворца, некогда принадлежавшего Ироду Антипе. Именно в одной из его темниц был обезглавлен Иоанн Предтеча. Сейчас там нет жилой местности, но в прошлые времена вокруг горы были селения и даже лечебные купальни.

Гадара практически у каждого православного на слуху. Ведь всем известна история с гадаринскими свиньями, в которых Иисус переселил бесов. Огромное стадо бросилось с крутого обрыва и утонуло. А также все знают об исцелении бесноватых на этой земле. Об этом написано в Евангелии от Матфея.

Амман, названный в честь сына Лота, известен нам как место, где скрывался Давид от преследований Саула. Петра, о которой я уже упомянула, во времена земной жизни Иисуса Христа была одним из крупнейших торговых центров Средиземноморья. А также на территории Иордании есть знаменитая и любимая туристами Пещера Лота. Если внимательно прочесть Книгу Книг, то можно узнать о том, что дочери Лота родили сыновей, чьи потомки впоследствии станут именоваться аммонитянами и моавитянами. А царства этих народов находились аккурат на территории современной Иордании.

Эти и другие достопримечательности – всего 34 библейских объекта – расположены на территории Иордании. Обо всех рассказать подробно в одночасье не получится. Но мы будем не раз возвращаться к святыням этой прекрасной земли.

А сегодня я хочу немного рассказать о холме пророка Илии, о котором уже упомянула при перечислении святынь иорданских. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Долина реки Иордан

Долина реки Иордан. Именно здесь начал свое служение и свои проповеди Иоанн Предтеча. И именно его современники вначале называли Пророком Илией. И это было не только благодаря внешнему сходству двух святых. Сила проповеди, исходящая благодать, да и место, выбранное Крестителем, – всё это наводило на мысли о вернувшемся с Небес пророке Илии. А еще и потому, что рядом с тем местом, где Иоанн крестил в водах Иордана, находился и находится холм вознесения Пророка Илии. Очень много совпадений, не так ли!

Кстати, в окрестностях Вифавары можно увидеть густые заросли терновника с огромными шипами. Из этого растения был свит терновый венец и положен солдатами-римлянами на голову Спасителя.

Все мы помним, что пророк Илия был взят на Небо живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо». Так описывается это событие в Четвертой Книге Царств. А апокриф Книга премудростей сына Сирахова добавляет, что Илия сбросил вниз пророку Елисею свой плащ («милоть», как тогда он именовался). Но это лишь апокриф и верить этому сложно, хотя вероятность этого есть.

Читать еще:  Крестный ход состоялся под иконой святых благоверных Петра и Февронии

Цифровая репродукция находится в интернет-музее gallerix.ru

«Некие мужи благообразные приветствовали его сына, пеленая его огнем и питая огненным пламенем»

Возвращаемся к Илии. Он родился и жил в IX веке до Рождества Христова в городе, который сейчас носит имя Листиб и находится в Иордании. Происходил его род из колена Левия. Существует предание, согласно которому отцу Илии в момент рождения сына было таинственное видение: некие мужи благообразные приветствовали его сына, пеленая его огнем и питая огненным пламенем. С юности Илия жил в пустыне в посте и молитве. Всем известна его победа над жрецами Вааловыми в споре об истинности Господа. Именно тогда Творец принял жертву Илии и не принял жертву жрецов.

И поэтому так почитается иорданцами и всеми православными Телль Мар Ильяс – холм пророка Илии. Находится он недалеко от города Листиб, родины пророка. Археологические раскопки, которые проводились на Мар Ильясе, раскрыли руины большой крестообразной церкви, которая предположительно была построена в 622 году (такую мозаичную надпись нашли археологи). Фундамент этой церкви был не новым – он сохранился от более старого на этом месте строения. Были найдены фрагменты мозаик, скальные гробницы, небольшая часовня и цистерны для воды.

Данные раскопки были проведены Министерством древностей Иордании в 1999 году. Да, есть в современной Иордании министерство такого рода. Надпись, которая была найдена на раскопках, гласит: «От старого священника Саввы и его жены. Сей дар посвящается церкви пророка Илии». Кстати, надпись была сделана на древнегреческом языке.

Тель-Мар-Ильяс

После этого в окрестностях Мар Ильяса археологи обнаружили остатки около 60 византийских церквей, храмов и часовен. По всей видимости, здесь в свое время была огромная христианская община. А современная церковь, посвященная пророку Илие, находится в деревне Вахадна, что примерно в 4 км от Мар Ильяса.

В заключение хочу напомнить, что в иконописи Илию отличают ниспадающие длинные волосы, густые усы с бородой, а также препоясанный кожаным ремнем хитон. Часто Илию изображают сидящим в пустыне, где ворон приносит ему какое-то пропитание. А также известны иконы Илии, возносящегося на колеснице с огненными колесами, которая со всех сторон окружена пламенем и в которую впряжены четыре крылатых коня.

Иордания – земля, к которую мы еще не раз вернемся в наших виртуальных экскурсиях. Но лучше всего – побывать там лично. И если у вас есть такая возможность – воспользуйтесь ею! Не пожалеете!

Замечу, что в Иордании есть Странноприимный дом для русских паломников. Он был открыт в 2012 год во время официального визита Президента России в Иорданию. В октябре этого же года Странноприимный дом на месте Крещения Господня принял первую группу паломников, а в ноябре того же года русскую гостиницу посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках визита на Святую Землю.

Пророк Илия, моли о всех нас, грешных, Господа!

Мужской монастырь Илии Пророка (Иерусалим)

Мiръ Палестина Мужской монастырь Илии Пророка (Иерусалим)

Мужской монастырь Илии Пророка находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Впервые этот монастырь упоминается западными паломниками около 1160 года. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

По сообщению Иоанна Фоки (1185), монастырь Илии Пророка, «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийыем на средства византийского императора Мануила I. (Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в. // ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2 (23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греч. анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где пророку Илии скрывшемуся в пустыне от Иезавели явился Ангел (3 Цар 19, 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы жившие позднее ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии — Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620) — либо с местом, куда пророк удалился во время засухи (3 Цар 17, 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина // ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо — Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в монастыре Хозива и с ущельем Харран за р. Иордан.

С монастырем Илии Пророка также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RaptТpouloj. 1996. S. 140-141).

В 1992 г. во время работ по расширению шоссе Иерусалим-Вифлеем близ монастыря Илии Пророка были обнаружены развалины церкви византийского периода. С южной стороны она граничит с источником Бир-кадисму. Во время раскопок окт. 1992 — февр. 1993 гг. была исследована зап. часть церкви и обнаружены мозаичные полы, засыпанные затем для сохранности. При раскопках 1997 г. стало ясно, что церковь была сооружена в V в., перестроена в VI в., в VIII в. превращена в мечеть и вскоре после этого разрушена. Эту постройку отождествили с известной по письменным источникам церковью Кафизмы Пресв. Богородицы (см. подробнее в ст. Кафизмы монастырь), построенной на месте, где Она отдыхала по пути в Вифлеем. Согласно Житию прп. Феодосия Великого, монастырская ц. Кафизмы была сооружена богатой вдовой при свт. Ювеналии, архиеп. Иерусалимском (422-458), прп. Феодосий некоторое время был игуменом монастыря Кафизмы (Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). В центре 8-угольной в плане церкви находится скала, напоминающая по своей форме сидение. Почти все церковные помещения имели мозаичные полы, некоторые из них были добавлены в VIII в. (Гева. 2000. С. 42-43).

Это место с незапамятных времён было важным перекрёстком древних дорог, стоянкой и прибежищем. Как раз на пол пути между Иерусалимом и Вифлеемом (Бейт-Лехем), на самой границе с Иудейской пустыней и дорогой на Иродион. У подножья холма был источник и колодец — по традиции именно здесь умерла праматерь Рахиль, родив Беньямина. С тех пор колодец так и назвали беэр Биньямин. Но сам холм носит другое, не менее известное имя-гиват Илиягу — холм Илии.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в монастыре подвизается только один монах, он же исполняет обязанности его хранителя.

Читать еще:  Архиерейский Собор РПЦ рассмотрит вопрос об общецерковном прославлении адмирала Ушакова

«Моисей оставил нам большую загадку». Археологи заново открывают Библию

О том, как учёные определяют подлинность святынь и какие загадки им ещё предстоит разгадать, – в материале РИА Новости.

«Храм ушёл вниз»

Археолог Рустом Мджян показывает корреспонденту РИА Новости развалины византийской церкви неподалёку от Иордана. Каких-то двадцать лет назад об особенностях местечка Аль-Махтас на восточном берегу реки (на территории Иордании) знали разве что местные бедуины.

«В 1996 году мы начали исследовать этот район. Наша команда из 70 археологов планомерно изучала каждый клочок земли, делая пробные раскопы. Если где-нибудь что-то находили, раскапывали шире и глубже», – говорит учёный.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Развалины храма на месте крещения Христа в местечке Аль-Махтас, Иордания

И так до тех пор, пока не наткнулись на следы каменной кладки. Стали расчищать – увидели стену, причём уходящую вниз. Несколько лет раскопок – и вот перед нами церковь необычной формы: вход располагался на возвышенности, от него вниз, к центру сооружения, вела лестница. Оказалось, это большая купель крестообразной формы, на дне – мозаика. И судя по надписям на сохранившихся её фрагментах, церковь построили в V веке. А до неё тут, предположительно, стояла часовня.

«Мы поняли, что достигли цели, – нашли точное место крещения Иисуса Христа!» – восклицает иорданский археолог.

Но почему он так в этом уверен? Прежде чем приступить к раскопкам, специалисты провели огромную работу с архивам, тщательно изучив все доступные свидетельства, касающиеся этого столь значимого для христианства события.

Во-первых, исследователи опирались на евангельскую историю крещения Иисуса Христа. Там вскользь упоминается местечко Бейт-Абара (Вифара – в русскоязычной версии Библии), или «переправа пророков». А во-вторых, проанализировали описания, оставленные средневековыми паломниками.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Реконструкция храма на месте крещения Христа в Аль-Махтас, Иордания

Военные помогли

У библейских археологов есть правило: если где-либо на Святой Земле обнаружен храм византийского периода, значит, он неспроста построен именно здесь.

Так было, например, с раскопками близ деревни Листиб на севере Иордании. В 1999 году во время проводившихся здесь военных учений около поселения случайно нашли фрагменты мозаичного панно. Затем археологи раскопали храмовый комплекс VI века. А благодаря сохранившимся мозаичным надписям и описаниям паломников исследователи установили, что ещё в дохристианские времена тут была деревня Фисва, которая упоминается в Третьей книге Царств, входящей в Библию.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Окрестности горы Тель-Мар-Ильяс, где родился и жил пророк Илия, Иордания

«Фесвитянин, из жителей Галаадских» – это пророк Илия. Судя по всему, византийцы узнали об этом и решили увековечить это место.

Сейчас это холм святого Ильи, Тель-Мар-Ильяс. «В окрестностях археологи обнаружили более 60 византийских церквей. Тут была огромная христианская община», – рассказывает Рустом Мджян.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Развалины храма в Тель-Мар-Ильяс, где родился пророк Илия

Впрочем, обилию церквей вблизи библейских мест удивляться не приходится. Куда неожиданнее было обнаружить на юге Иордании христианский храм – самый древний в мире.

Когда-то город Акаба на берегу Красного моря назывался Аила. Во времена Римской империи это был один из крупнейших «хабов»: через него в Европу проходил Великий шёлковый путь.

И вот в середине 1990-х годов исследователи из Университета Северной Каролины решили поискать здесь следы христианского присутствия. С чего вдруг? Дело в том, что епископ Аилы упоминается в числе участников первого Вселенского собора 325 года.

В 1998 году археологи обнаружили развалины древней базилики. Её построили в период между 298 и 303 годами, хотя христианство в Римской империи легализовали лишь в 313 году. Учёные до сих пор спорят, как такое было возможно в крупном портовом городе.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Развалины древнейшего в мире христианского храма в городе Акаба в Иордании

Подсказка на полу

Новые открытия в области библейской археологии происходят почти каждый год. В основном учёные находят артефакты, косвенно указывающие на то или иное событие. А в поисках они опираются преимущественно на манускрипты.

В иорданском городе Мадаба в православной церкви святого Георгия хранится настоящая «шпаргалка» по святым местам – как для верующих, так и для учёных. В 1894 году строители Георгиевского храма нашли фрагмент огромной мозаики VI века. На ней изображены многочисленные города и храмы на территории современных Израиля, Египта, Сирии, Иордании и Ливана. Это карта Святой Земли. Благодаря ей, в частности, и установили место крещения Христа.

«До наших дней дошёл фрагмент размером пять на семь метров, это почти два миллиона камней. В целом «мадабская карта» состоит из пяти миллионов мозаичных фрагментов», – рассказал РИА Новости один из служителей Георгиевской церкви в Мадабе.

Однако одного значимого места на этой карте всё же нет, хотя это всего в нескольких километрах от Мадабы. Гора Нево неспроста считается священной и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. На ней, по преданию, умер и был погребён пророк Моисей.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Вид на Иорданскую долину с горы Нево, Иордания

Согласно Библии, Господь наказал его за гнев и отсутствие терпения тем, что ему не дано было ступить на Землю обетованную, он лишь увидел её перед самой своей смертью. И произошло это как раз на горе Нево, откуда и сегодня можно разглядеть не только долину реки Иордан, но даже Иерусалим. Главная загадка горы – место погребения Моисея. По преданию, он завещал спрятать своё тело, дабы недруги не смогли найти его и осквернить. И вот уже более трёх тысяч лет люди безуспешно пытаются разыскать могилу пророка.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Византийская мозаика VII века на горе Нево, Иордания

В 1930-е годы попытку найти святыню предприняли францисканские монахи. Но раскопали лишь несколько византийских храмов VI-VII веков с уникальными мозаиками, изображающими животных и людей.

«Место захоронения пророка Моисея – большая загадка, оставленная им перед смертью. А вот место погребения его брата, Аарона, нам известно, оно находится в знаменитой Петре», – отмечает Рустом Мджян.

Русские идут

Сейчас в Иордании проводятся широкомасштабные археологические исследования. Найденные святыни, само собой, привлекают паломников.

«Многие верующие рассматривают Иорданию как отправной пункт паломничества по Святой Земле. Только христианских святынь у нас в стране тридцать пять», – сообщил РИА Новости глава Управления по туризму Иордании Абдул Разак Арабият.

© РИА Новости / Антон Скрипунов. Вид на долину Мёртвого моря с горы Лота, Иордания

Он добавил, что число пилигримов из России за последние полгода удвоилось. Наибольшей популярностью у верующих Русской Церкви пользуется место крещения Христа.

Иорданские власти намерены открыть для паломников и прочие библейские места. Нет сомнений, что учёные продолжат свои находки, и список святынь расширится. Для христиан всего мира Библия открывается заново. Как ни парадоксально, именно благодаря науке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector