2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тихвинская икона Божией Матери по преданию написана святым апостолом и Евангелистом Лукой

Содержание

Тихвинская икона Божией Матери по преданию написана святым апостолом и Евангелистом Лукой

Источник иллюстрации / фото: Depositphotos

Каждый год все верующие 9 июля отмечают праздник Тихвинской иконы Божьей Матери. В 2019 году не произошло никаких изменений. Она находится в Тихвинском Успенском монастыре. Помолиться ей приезжают люди со всего мира. Образ славиться своей силой и чудотворением.

Явление на водах

В то утро 1383 года, вода на Ладоге стояла тихая-тихая. Натруженные обветренные руки рыбаков привычно тянули невод. Но вот, еще минута, и сети были выпущены, а руки сложились для совершения крестного знамения: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Господи, Иисусе Христе, помилуй нас грешных!» Медленно, мерно в воздухе над самой водой, окруженная всполохом света, плыла величественная икона Божией Матери с Младенцем на руках. Как будто Ангел нес ее, оставаясь невидимым для людей. Словно евангельские рыбаки – будущие апостолы, эти новгородские труженики моря, удостоились быть свидетелями явления силы Божией.

В благоговейном молчании провожали они взглядом святыню, заметив, куда прошла икона.

Ее нашли в 30 верстах от Ладоги. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно. Потоки богомольцев шли отовсюду для поклонения святыне. На месте явления иконы построили храм. Однако икона оставалась там не долго. Несколько раз она исчезала и переходила с места на место, как бы освящая землю русского севера своим присутствием, собирая верующих, воздающих хвалу Богу. Наконец, она остановилась на последнем месте неподалеку от Тихвина, где в ее честь была устроена новая церковь, а уже при Иване Грозном – основан мужской монастырь.

Успенский собор Тихвинского монастыря

С востока

Спустя пять лет после явления иконы, Божиим промыслом, было открыто и ее происхождение. В столице православного мира того времени – Царьграде (Константинополе) новгородские купцы поведали о чудесном обретении нового образа Богоматери византийскому патриарху. Тогда-то и открылось, что появившаяся в русских землях икона с древности известна на православном востоке.

В V веке ее перенесла в Царьгард из Иерусалима греческая императрица Евдокия. Ее хранили как величайшую святыню. В Царьграде в ее честь был построен храм, получивший название Влахернского.

Весть о явлении иконы на севере Руси заставила византийского патриарха скорбеть о своем народе – Богородица отступила от Царьграда за умножение человеческих грехов и простерла Свой благодатный покров над молодой православной Русью.

Событие это оказалось не случайным: через 70 лет Константинополь будет захвачен иноверцами. Господь, милостивый, медлящий наказывать, на этот раз предаст город мечу неприятеля за охлаждение к вере.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 4

Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.

Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8

П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.

Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.

Библиотека Русской веры
Канон Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы →

9 июля — праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V веке ее из Иерусалима перенесли в Константинополь, где был специально для этого построен Влахернский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, эта святая икона неожиданно для всех исчезла из храма и явилась над водами Ладожского озера в чудном сиянии. Затем, таинственно переходя с места на место по воздуху, она начала свое путешествие по России. В каждом месте ее чудесного явления в честь нее строились храмы, но святая икона продолжала свое движение дальше, пока не остановилась близ города Тихвина. Здесь, на месте ее нового явления, был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В начале XVI века деревянный храм по указу Великого князя Василия III был заменен пятиглавым каменным, по образу Успенского собора Московского Кремля. Это было свидетельством особого почитания иконы, которая своим происхождением и обретением связывала Русь со вселенским Православием.

В 1547 году Великий князь Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на Царство совершил паломничество к «Пречистой на Тихвине». Спустя некоторое время, в 1560 году, по его повелению при храме возникает Тихвинский Богородичный мужской монастырь. Главной его святыней стала чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Она прославилась здесь множеством чудес.

Так, например, когда в 1613-1614 годах шведские войска захватили Новгород и неоднократно пытались разрушить обитель, Божия Матерь сама встала на ее защиту. Незначительные по числу иноки монастыря долгое время успешно отражали атаки превосходившего их по численности противника. При этом в решительные моменты боя наступающим шведам часто представлялась то многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они неожиданно обращались в бегство.

После окончания войны в монастырь прибыли царские послы. По их просьбе был изготовлен список с чудотворной иконы, перед которым 10 февраля 1617 года в деревне Столбово и был заключен мир со шведами. Впоследствии этот список был принесен сначала в Москву, в Успенский собор, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

Читать еще:  РПЦ займется подготовкой молодежных православных лидеров

С этого времени началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной многими чудотворениями и помощью в одолении врагов предстательством Богородицы.

После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь, где хранилась Тихвинская икона, закрыли, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов Тихвина. Во время второй мировой войны, при оккупации города, икону перевезли во Псков.

В 1944 году чудотворный образ принимает православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго.

После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием передать ее в Тихвинский Успенский монастырь после его возрождения.

В январе 2004 года в ходе переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. 20 июня святыня покинула Чикаго, она была доставлена в Ригу, затем — в Москву и 28 июня — в Санкт-Петербург. 8 июля чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Тихвинский монастырь.

23-24 июня 2004 года в Храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение, всенощное бдение и Божественная литургия, которое возглавлял Святейший Патриарх Алексий. Обратившись к верующим, Предстоятель Русской Церкви тепло поздравил собравшихся с большим праздником, подчеркнув: «Сегодня совершилось великое событие — возвратилась святыня земли русской после 63 лет пребывания вне пределов нашей родины. Перед этой святыней возносились молитвы, проливались слезы, ей молились наши предки в течение шести веков, возлагая свою веру на заступничество Царицы Небесной, Пречистой Богоматери».

Святейший Патриарх призвал верующих объединиться в молитве перед этой святыней земли русской, чтобы она и впредь «хранила Святое Отечество, Святую Церковь и многострадальный народ нашей страны».

«Северная Царица» — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

В числе православных икон Тихвинская икона Божией Матери известна как чудотворная. Она не только излечивает тела и души, еще со средних веков Тихвинская икона Богородицы считается защитницей Государства Российского помогая отстоять отечество от завоевателей.

Чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери на озере явилась ладожским рыбакам

Существует предание, что образ Тихвинской Божией Матери написал евангелист Лука еще во времена земной жизни Богородицы. Сам образ и Евангелие апостол Лука передал в дар епископу Антиохии Феофилу. С V-го столетия икона находится в Константинополе, и становиться одной из величайших святынь христианского мира.

Константинополь пал в 1453 году, а за 70 лет до этого, в 1383 году, как говорит предание, икона чудесным образом объявилась на Руси и была явлена ладожским рыбакам. Существует рукописное «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери», в котором повествуется о семикратном явлении иконы в семи различных поселениях. Два последних явления случились у речки Тихвинка.

В 1383 году Тихвинская икона Божией Матери была явлена ладожским рыбакам

Чудесное явление иконы местные жители приняли как знамение. Множество людей собралось на берегу реки, все стали усердно молиться и чудесным образом икона спустилась с небес.

Божия Матерь Сама указала место где должен стоять Ее храм

Не теряя времени, тем же днем, народ начал возводить храм, в котором хотели поместить святыню. Работы продолжались до самого утра. Строительство решили продолжить после отдыха и разошлись, оставив охрану. Стражники же задремали от усталости, а проснувшись, не увидели ни начатого сруба церкви, ни иконы, на месте строительства не было даже щепы от срубленных деревьев.

Началось волнение. Но скоро святыню нашли на противоположном берегу реки. Там же находились бревна и сруб. Таким образом, Богородица сама указала место, где должен стоять храм. Хоть место было неровным и болотистым именно там продолжили возводить церковь.

В этом же году строительство закончили и стали готовиться к освящению. Местный пономарь по имени Юрыш шел сообщить народу о дате освящения храма и на дороге ему явились Богородица с Николаем Чудотворцем. Он и поведал Юрышу повеление Девы Марии установить на куполе деревянный крест, поскольку на таком кресте был распят Спаситель.

На слова пономаря тогда внимания не обратили и стали устанавливать выкованный металлический крест. Внезапно работник вместе с крестом оказался внизу целый и невредимый, будто бы его аккуратно сняли с купола и поставили на землю. И до сегодняшнего дня на соборе установлены только деревянные кресты.

Во времена правления московского князя Василия Иоанновича Тихвин становится местом «царского богомолья»

Три раза церковь сгорала полностью, но все три раза сохранялась в целости. В начале 16-го века московский князь Василий Иоанович издал указ построить в Тихвине большой каменный пятикупольный Успенский собор. За образец был взят Успенский собор Московского Кремля, который был главным собором Руси того времени. У княжеской семьи складывается особое отношение к чудотворной иконе. В это время Тихвин стал местом княжеского богомолья, а икона стала называться Тихвинской.

В 1525 году по своим личным делам князь Василий прибывает в Тихвин. Он разводится с Соломонией Сабуровой после чего она принимает монашеский постриг. В следующем году князь взял в жены Елену Глинскую, вступая в новый этап своей жизни, вновь приезжает как паломник в Тихвин и горячо молится перед чудотворной иконой. В это же время с образа Тихвинской иконы пишут множество списков.

На второй год, после приезда князя в Тихвин и молитв о даровании наследника, у него родился сын – Иоанн Васильевич, более известный как царь Иван Грозный. Так же как и его отец, Иван IV сохранит почитание чудотворного образа Божией Матери Тихвинской на всю жизнь.

По преданию евангелист и апостол Лука создал этот образ еще во времена земной жизни Богородицы

Образ Тихвинской Богородицы особо почитался царем Иваном Грозным

За две недели до свадьбы с Анастасией Романовной и венчанием на царство Иван Грозный приезжает в Тихвин за благословением. Существуют свидетельства из летописей о любви и особом почитании царем Тихвинской иконы: «Любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая». И венчание на царство Ивана IV в Москве совершали одним из списков Тихвинской иконы.

Во время похода на Казань, царь во сне увидел икону Тихвинской Богоматери, что укрепило его веру в победу. Через некоторое время, на месте где царь увидел образ во сне, построят монастырь, и сам царь подарит обители список с чудотворной иконы.

Распоряжением Ивана Грозного в 1560 году начинают постройку Богородичного Успенского мужского монастыря в Тихвине. В летописях сохранились свидетельства того, что монастырь находился под его личной опекой и покровительством: «Царь с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил и до самой кончины все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал».

В Тихвин же Грозный сослал Анну Алексеевну, свою 4-ю жену. Приняв монашеский постриг с именем Дария, она пришла в бедный Тихвинский Введенский монастырь, который благодаря ее попечению, на долгие годы, до самой революции, становится одной из самых богатых женских обителей. Матушку Дарию почитал основатель царской династии Романовых, Михаил Федорович Романов. На царство его благословили одним из списков с иконы Тихвинской Божией Матери.

Читать еще:  В музей храма Христа Спасителя передадут дневник Алексия II

Стараниями щедрых жертвователей икона была украшена богатым окладом

Тихвинская икона всегда являлась заступницей Руси при нападениях чужеземных захватчиков

Не обошли стороной Тихвинскую обитель и войны. В 1610 году монастырь разорили литовские войска, а до 1963 года шведы многократно нападали на монастырь и даже разместили на его территории свой гарнизон, но тихвинцы сумели выбить их из обители.

Шведы привели подкрепление и хотели полностью уничтожить Тихвин. Когда защитники уже стали терять надежду выстоять, один из послушников в видении Богоматери, Валаама Хутынского, Зосимы Соловецкого и Николая Чудотворца, получил от последнего обещание, что после общей и усердной молитвы защитники обители одержат победу.

Защитники поднялись на монастырскую стену с иконой Тихвинской Богоматери. И тут было явлено чудо: шведам привиделось, что их со всех сторон окружает многочисленные русские войска, и они в панике пустились в бегство. Это эпизод считается первой победой русского войска в царствовании династии Романовых. Возле Тихвина был заключен Столбовский мир, что имело большое значение и означало признание на международном уровне Романовых в качестве новой правящей династии Руси.

При битве под Полтавой фельдмаршал Борис Шереметев чудесным образом избежал гибели, пуля попала в образок Тихвинской иконы. В благодарность за свое спасение, граф Шереметев создал у себя в имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки были щедрыми жертвователями чудотворной иконы.

Тихвинцев, которые шли на войну против Наполеона, благословили списком Тихвинской иконы. Икона прошла с войском всю войну. И снова было явлено чудо: «врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней».

Ровно 60 лет чудотворный образ находился за пределами России

После революции, Успенский монастырь был закрыт и разорен, а чудотворную икону передали в местный краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны Тихвин был оккупирован немцами. Они отправили икону в Псков. Надеясь на лояльность местного населения на оккупированных территориях, немецкая администрация на протяжении 2-х лет выдавал икону в воскресные дни для совершения богослужений.

Епископ Иоанн (Гарклавс) смог вывести Тихвинскую икону из Риги и до конца своей жизни был ее хранителем

В 1944 году, во время отступления икону привезли в Ригу, отступление было столь поспешным, что из Риги икону не успели забрать. Рискуя своей жизнью, рижский архиерей, епископ Иоанн (Гарклавс) вывез икону в США, где она в 1950 году находилась в чикагском Свято-Троицком соборе. Владыка Иоанн завещал своему приемному сыну, протоиерею Сергею возвратить святыню в Тихвин, при условии, что Тихвинский монастырь будет восстановлен.

На фото запечатлен момент встречи Тихвинской иконы после 60-летнего нахождения на чужбине

В 1995 закончились работы по восстановлению Успенского собора и его освятили. А в 2004 году чудотворная икона Тихвинской Богородицы была возвращена в Россию и передана в Успенский собор Тихвинского монастыря, где находится и сегодня.

Редко в каком православном храме нет списка с этой иконы, и все они имеют чудодейственную силу. В киргизском городе Караколе хранится список с отметинами от выстрелов. По иконе стреляли с близкого расстояния, но пули не пробили дерево, а отскакивали от него.

О чем молятся и в чем помогает чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери многие века является защитницей России от иноземных захватчиков, но к этому образу обращаются с молитвой и в других случаях.

  1. При принятии важного и судьбоносного решения.
  2. К святому лику обращаются при проблемах с зачатием и при облегчении родов.
  3. Просят о физическом и душевном здравии своем и детей.
  4. Молитвы перед образом помогают при болезнях суставов.
  5. Возвращаются зрение и слух.
  6. Считается, что молитвы перед иконой помогают улучшить отношения между детьми и родителями.
  7. Помогает уберечь детей от дурного влияния сверстников и обрести хороших друзей.

Молитва к Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой «Тихвинская»

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну.

Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Увидеть святыню можно в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре

Адрес: Ленинградская область, город Тихвин, улица Тихвинская, д. 1

9 июля — Праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

Тихвинская икона Божией Матери (1383).

9 июля Русская православная церковь отмечает день Тихвинской иконы Божией матери. Эта икона сама выбирала место своего пребывания. Через свой образ Богородица не раз спасала Русь от врагов.

Перо апостола.

Считается, что образ этот создан еще при жизни Богоматери и принадлежит перу евангелиста Луки. Апостол приехал к уже пожилой Марии, чтобы записать подробности рождения Христа для своего Евангелия, а в результате написал первую икону Богородицы. Увидев результат его работ, Она благословила свои образы: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Всего Лука нарисовал около 70 икон, однако до наших дней они, к сожалению, не сохранились: когда мы говорим о том, что та или иная икона создана евангелистом, мы имеем в виду сам образ, художественные особенности изображения.

Именно Лука впервые создал два канонических образа Божьей Матери: «Умиление» (Елеуса), где Младенец Христос прильнул щекой к Богоматери, и «Путь указующая» (Одигитрия), где Божья Матерь и Младенец смотрят прямо на зрителя. Считается, что именно к перу Луки восходит образ Владимирской иконы Божией Матери, а также Тихвинская икона (образ Одигитрия).

Чудесные путешествия.

Этот образ связывают с иконой, находившейся в Константинополе с V века. До этого икона хранилась в Иерусалиме, а прежде — в Антиохии, куда и передал ее сам апостол Лука.

За 70 лет до того, как турки взяли Византийскую столицу, икона чудесным образом перенеслась на просторы Руси. Рассказы о чудесном появлении образа Богородицы — которых, кстати, было несколько — были впервые зафиксированы в письменном виде в конце XV века. Упоминается икона в большом количестве рукописей, в том числе в Воскресенской летописи и в Лицевом летописном своде. Данные из разных источников оформились в «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери».

Впервые икона появилась на Руси в 1383 году, в Новгородских землях.

«В лето 6891 года во области Великого Новаграда, нарицаемой Тихфин, явися икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руку Своею», — гласит предание. Согласно ему икона плыла над водами Ладожского озера, окруженная сиянием. Образ Богородицы заметили рыбаки, однако икона уплыла дальше. Вскоре ее видели в других местах, недалеко от Тихвина. Жители окрестных деревень горячо молились Божией Матери, и во время очередного явления икона опустилась на землю.

Читать еще:  Сербский Патриарх Порфирий посетит Черногорию

Исследование Тихвинской иконы относит написание образа к концу XIV — началу XV века. Встает вопрос: можно ли считать этот образ одним и тем же с пропавшим Константинопольским образом, или это разные иконы? Предание сохранило подробный рассказ пребывания новгородских купцов в Константинополе. Когда они поделились чудесной историей о появлении иконы в Тихвине с местными священниками, те по описанию узнали «беглянку». «За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас», — с горечью сказал Константинопольский патриарх Матвей. Он поведал гостям, что икона и прежде несколько раз исчезала из Царьграда, и показал купцам место, где она хранилась.

На месте появления иконы в Тихвине люди сразу же построили часовню, а вскоре воздвигли храм, однако Богородица снова исчезла, чтобы появиться в нескольких верстах от Тихвина. На месте каждого явления чудотворного образа люди ставили церковь в честь Богородицы, а каждое появление иконы сопровождалось многочисленными исцелениями. В 1560 году был основан Успенский мужской монастырь, где икона обрела покой. Место, на которое определили икону, было таким же, как в Константинопольском храме: у первого столба, справа от входа. Однако, как покажет дальнейшая история, находиться на одном месте иконе долго не пришлось.

Спасительница.

Тихвинскую икону не зря называют заступницей России. Она появилась здесь во времена правления Дмитрия Донского, когда Русь впервые бросила вызов Ордынскому владычеству. Во время нападения на Новгород шведов Богородица уберегла Тихвинскую обитель от разорения, обратив в бегство войско неприятеля. Шведы были поражены неудачей не меньше, чем тихвинцы были поражены чудесным избавлением от врагов, и решили во что бы то ни стало захватить святыню. Новгородцы даже хотели вывезти чудотворную икону из обители куда подальше, чтобы спасти и ее, и город, но Богородица словно отказалась двигаться с места. Даже самые сильные мужчины не смогли достать ее из киота. Икона осталась, а обитель так и не была взята. Тогда же с образа были сделаны несколько списков, разошедшихся по всей Руси и ставших впоследствии чудотворными.

Икона выручала Россию и в XIX веке, во время борьбы с Наполеоном. Список с чудотворного образа защищал тихвинскую дружину ополчения и даже участвовал в знаменитой битве при реке Березине: тогда воинам удалось спасти ризу, снятую французами с образа Тихвинской Божией Матери в Москве, пишет Алла Титова, ведущий библиограф по краеведению

Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова.

Есть также легенда (впрочем, достоверно не подтвержденная), что с одним из таких списков на борту Москву облетел самолет перед наступлением немцев на столицу во время Великой Отечественной войны. Об этом писал православный историк Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия». Согласно этой легенде, в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы». Тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона «была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин».

Последний путь на Родину.

В 1941 году немцы вывезли чудотворный образ из Тихвина сначала в Псков, затем в Латвию. После образ попал в Америку — в Чикаго. Казалось, Богородица уберегала свой образ от гонений на церковь, которые возобновились после войны.

Икона вернулась в Россию лишь в 2004 году. Обязательным условием для ее возвращения было восстановление Тихвинской обители, закрытой в 1920-х годах большевиками. Правда, в 1945 году одну из церквей на территории обители вернули православной общине, но сам монастырь начал возрождаться к жизни лишь в 1995-м, после обращения жителей Тихвина к патриарху Алексию II. Уже через год в стенах монастыря была возобновлена праздничная служба.

Рубрики:Православие
Россия
вера
Иконы
Праздники

Метки: иконы иконопись праздник Православие вера Россия

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

  • Холст, масло . 283 х 254
  • Ж-5797

Пост. в 1898 из Академии художеств

  • Экспонирование Михайловский замок, Зал 210. Галерея Антиков императрицы Марии ФедоровныОткрыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Первая половина XIX века
  • Категория Исторический сюжет
  • Ключевые слова Эпоха Павла I | духовенство, монашество | аристократы | соборы, церкви, храмы, монастыри Поделиться

    Изображенное событие – религиозная процессия в стенах Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, посвященная переносу после зимы иконы Божьей матери, получившей имя Тихвинской. Успенский собор – основное хранилище и реликварий для иконы.

    Тихвинская икона Божьей Матери (Тихвинская Одигитрия) – издавна почитается на Руси благодаря ее чудесному перемещению из Константинопольского храма в пределы Северной Руси, многочисленным чудесам исцелений и защиты монастыря от неприятеля, она считается одним из образов Богоматери, созданных, по преданию, апостолом Лукой.

    Многофигурная картина отличается большой топографической и иконографической точностью. В церемонии перенесения иконы принимают участие император Павел I и наследник-цесаревич Александр Павлович, которые держат образ. Рядом – императрица Мария Федоровна им великий князь Константин Павлович. На картине запечатлены многие реальные лица – граф А. А. Безбородко, рядом с великими князьями – предводитель уездного дворянства П. В. Римский-Корсаков, дед композитора. Заказчик картины – архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (в миру Князев), его фигура в митре заметно выделяется среди прочих священнослужителей. На переднем плане, обернувшимся к зрителям, запечатлен сам художник, который держит свиток с надписью: «Писал сию картину сей Василей Истомин, с 20-о мая кончил 2 дня ноября 1801го года». Изображенное на полотне событие описано в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 28 июня 1798 года (№ 52, с. 1242–1243).

    Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

    Интерактивная программа по картине Василия Истомина позволяет подробней познакомиться с участниками церемонии. Среди них помимо членов императорской семьи присутствовали канцлер граф А.А. Безбородко, предводитель уездного дворянства П.В. Римский-Корсаков (дедушка композитора Н.А. Римского-Корсакова), военный деятель А.А. Аракчеев, заказчик картины архимандрит Герасим и многие другие, также художник изобразил не менее 80-ти тихвинцев. Программа состоит из пяти разделов и позволяет рассмотреть изображение в высоком разрешении, а также увидеть авторскую анимацию.

    Фильм создан на основе ряда артефактов XVIII века и картины В. Истомина из собрания Русского музея «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года» 1801 года.

    Фильм посвящен важному событию в истории России и Русской Православной церкви – перенесению 9 июня 1798 года особо почитаемой реликвии – чудотворной иконы Тихвинской Божией матери из церкви Рождества Богородицы Тихвинского монастыря в Успенский собор в Тихвине после окончания его ремонта и обновления росписей. Картина художника Василия Истомина, исполненная в 1801 году, запечатлела это торжественное событие, подробно описанное в «Санкт-Петербургских ведомостях».

    Тихвинский богородичный образ относится к типу Одигитрия, или Путеводительница. Изображение Богоматери на иконе поясное. Облачена Приснодева в красные одежды с тремя звездами, символизирующие невинность Заступницы Небесной. Левой рукой Она держит Младенца Иисуса, а правой указывает на Своего Сына, как главного Спасителя.

    Одеяние Мессии золотое, что знаменует Царствие Божье. Маленький Христос зажимает правой ручкой свиток, который означает христианское учение. Левая его рука поднята вверх в характерном жесте, коим Он благословляет всех праведников.

    • В 1983 году даже официальная советская доктрина, отрицающая религии, не помешала торжественно отметить 600-летний юбилей обретения Русью-Россией чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери; Список, до сих пор хранящийся в Софийском соборе города Новгород, также является чудотворным. За прошедшие столетия было официально зафиксировано и запротоколировано множество совершенных им исцелений, а также фактов мироточения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector