1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие науки называются точными

К точным наукам принято относить такие науки, как химия, физика, астрономия, математика, информатика. Так исторически сложилось, что точные науки главным образом уделяли внимание неживой природе. В последнее время говорят о том, что и наука о живой природе, биология, сможет стать точной, поскольку в ней все чаще применяются те же методы, что в химии, физике и т.д. Уже сейчас в биологии есть точный раздел, относящийся к точным наукам, — генетика.

Математика — фундаментальная наука, на которую опирается множество других наук. Она считается точной, хотя иногда в доказательствах теорем используются допущения, которые доказательству не подлежат.

Информатика — это наука о способах получения, накопления, хранения, передачи, преобразования, защиты и использования информации. Поскольку это все позволяют осуществлять компьютеры, информатика связана с вычислительной техникой. Она включает различные относящиеся к обработке информации дисциплины, такие как разработка языков программирования, анализ алгоритмов и т.д.

Зачем «технарям» иметь представление о гуманитарных науках

Представьте себе женщину за пятьдесят, как на картинке. Она сидит за «главной» партой аудитории. Идёт последняя пара, и уже почти шесть часов вечера. Ты распластался по парте и краем уха слышишь: «Понятие научных революций Куна…», а потом окончательно засыпаешь. Потом просыпаешься от взрыва смеха — какого-то беднягу вызвали к доске: «Концепция Лакатоса, ну… это как слива… Там есть косточка и мякоть». Когда лекция по философии заканчивается, все облегчённо вздыхают и думают: «Кому вообще всё это надо?!» Так проходили лекции по философии в моём университете.

Рис. 1. Как я себе представляю лекторку по философии в техническом вузе.

Относительно математической логики вопросов «зачем» не возникало — мы занимались, писали шпоры и волновались, если что-то шло не так. Было очевидно, что всем это «надо», так как каждый из нас выбрал кафедру прикладной математики и информатики неслучайно. Постепенно у нас сформировалось представление, что гуманитарные предметы — это чья-то блажь, что их можно не знать совсем, — «преподают плохо, да и знание не пригодится».

Я утверждаю, что сформировавшееся таким образом мнение — это заблуждение, и что «технарям» пригодятся гуманитарные науки. Для иллюстрации возьмём простого кодера, который разрабатывает интерфейс. У него нет понимания того, как устроено человеческое внимание, поэтому он размещает на одной форме тридцать полей, двадцать чекбоксов и восемь выпадающих списков, как на рисунке 2. Естественно, пользователю было бы удобнее, чтобы группы полей находились на разных вкладках. Так вот, если бы наш кодер ходил на лекции по психологии в университете, качество его работы значительно повысилось бы.

Вы скажете: психология, может, и нужна, но зачем нам философия? Попробую ответить на этот вопрос ниже.

Рис. 2. Пример плохого интерфейса, который не учитывает фактор ограниченности ресурса внимания.

Так всё-таки зачем?

1. Программирование принятия решений. Ранее мы публиковали статью о «проблеме вагонетки» и беспилотных автомобилях. Суть проблемы сводится к следующему: вагонетка едет по рельсам. Если она поедет прямо, то неизбежно собьёт человека, а если повернёт, то собьёт другого. На месте одного человека — ваш родственник, а на месте другого — президент страны, и надо выбрать «наименьший вред». Машина, конечно, более мобильна, чем вагонетка, у неё больше опций, но в экстренной ситуации также придётся выбирать между большим и меньшим злом. А как компьютеру это сделать, когда у него нет ни малейшего понятия о человеческих ценностях? Или вот ещё одна ситуация: робот-домохозяйка должен накормить детей, но в холодильнике кончилась вся еда. Как объяснить роботу, что нельзя поджарить кошку детям на обед? Можно, конечно, запрограммировать, что кошек — четвероногих животных с усами и хвостом, — нельзя жарить. А варить? А собак? Придётся программировать бесконечное количество условий, привлекать сотни экспертов, и не факт, что всё это закончится успехом.

Существуют различные методы решения задачи понимания контекста (например, словари ассоциаций), но все они несовершенны. Бесспорно, решение этой задачи сильно востребовано индустрией, — так как на хорошие интеллектуальные агенты уже есть спрос (все мы были бы рады видеть в Алексе или Сири нормального собеседника; мы хотим, чтобы роботы-помощники не жарили кошек и т.д.). Другими словами, новые решения будут продаваться. Поэтому в область будут вкладывать деньги, и будет расти спрос на айтишников, которые «шарят» в философии.

2. Этика научной и инженерной работы. Если бы философия была нужна только разработчикам ИИ, было бы намного проще. Однако это не так — потому что новые изобретения могут привести к катастрофам, и это справедливо для учёных всех областей. Задумайтесь: атомная бомба стала возможной благодаря научным исследованиям, и если бы кто-то заранее продумал, как исключить возможность её использования в немирных целях, история могла бы пойти по-другому. Однако часто мы видим опасности постфактум и не задумываемся о возможных последствиях научных открытий, к которым стремимся.

Придя к технологии CRISPR-CAS, позволяющей довольно точно модифицировать человеческий геном, учёные вдруг поняли, что какие-нибудь кулибины в Китае могут попробовать в домашних условиях создавать генетически модифицированных идеальных младенцев, и забили тревогу. Можно было предусмотреть эту возможность заранее, и постараться уменьшить шансы таких наколенных генетиков (как — это другой вопрос).

Особенно остро сейчас стоит вопрос этики в области промышленного ИИ: то, на каких датасетах мы обучаем системы, влияет на то, каким будет мир через двадцать лет. Например, у нас есть ИИ-система, которая решает, кого продвигать по карьерной лестнице, обученная на корпусе карьерных продвижений, сделанных начальниками в течение предыдущих десяти лет. Если отнестись к этому датасету некритически и просто «скормить» нейронной сети, то в течение будущих лет по карьерной лестнице будут продвигаться больше мужчины, чем женщины. А всё потому, что в наборе данных была предвзятость, обусловленная культурными особенностями общества, которое отдаёт предпочтение мужчинам.

Читать еще:  Московское правительство не допустит строительства крупного кришнаитского храма

Причём здесь философия? Дело в том, что не всегда легко ответить, что хорошо, а что плохо. Например, кто-то может сказать, что генетически модифицированные идеальные младенцы — это хорошо, или что продвижение преимущественно мужчин по карьерной лестнице — это хорошо. В университете казалось, что ничего не стоит отличить плохое от хорошего, и что мысленные эксперименты на уроке философии — это придурь. Однако в жизни не всё чёрно-белое, и принимать решения сложнее, чем в придуманной реальности. К счастью, многие философы уже пытались ответить на вопрос, как отличить хорошее от плохого, и знакомство с принципами, предложенными философами-этиками, может благотворно сказаться на качестве принимаемых решений. Это — второй стимул к тому, чтобы познакомиться с основными принципами гуманитарных наук.

3. Опасность позитивизма. Часто можно встретить такое снобское мнение: «Методы гуманитарных наук ни на что не годятся, так как они не построены на чёткой математической логике; если мы применим математическую логику к гуманитарным областям, то получим лучшие выводы, отражающие реальность такой, как она есть». К сожалению, мы уже имели шанс лицезреть, как это работает, на опыте нацистской Германии XX века. Учение о расах было основано на «рациональных» и «логических» доводах о превосходстве одних человеческих рас над другими. Гуманитарная методология говорит: ошибка здесь — в попытке классифицировать в иерархическом виде человеческие качества и связать их с биологическими характеристиками людей, так как мы не можем объективно и точно измерить человеческие качества. Биологические объяснения сложного поведения мало того что не работают, но и дают повод для войн и насилия. Не всё возможно объяснить с помощью физики и химии, и важно это понимать. А для этого нужно хоть бегло ознакомиться с методологией гуманитарных наук, увидеть её сильные и слабые стороны.

Откуда берётся «технарское высокомерие»?

Я уже говорила выше о технарском снобизме, но наверняка вы и сами встречались с мнением, что «технари» круче гуманитариев, что математика сложнее, чем литература , и т.д. Такой «математический снобизм» не возникает на пустом месте или как следствие «естественной иерархии знаний» , у такой диспозиции есть свои предпосылки (в первую очередь — исторические). Например, индустриализация в СССР, а потом Холодная война и Космическая гонка, — всё это требовало совершенствования в первую очередь технических навыков граждан, в то время как гуманитарные науки были сведены к цитированию работ Маркса, Ленина и воспроизведению бюрократического дискурса, будь то в филологии, истории, философии или где-то ещё.

После развала СССР гуманитарное образование нужно было реформировать — на место марксизма как ориентира должно было прийти что-то другое. Могли бы прийти современные гуманитарные теории, но так не случилось, и «вакантное место» отдали на откуп людям, которые, по воле судьбы, стали заполнять лакуны чем попало. Поэтому гуманитарные науки в общественном мнении потеряли даже то второе место после физики, которое занимали когда-то.

Что дальше?

Но не все так мрачно, как могло бы показаться. Есть области, в которых требуются специалисты с междисциплинарной подготовкой — это направления индустрии и исследований, которые за последние несколько лет сделали большой скачок и которые будут развиваться дальше (например, робототехника). А значит, на специалистов будет спрос на рынке труда, значит, появятся (уже появляются) приличные образовательные ресурсы — сначала онлайн, а потом, может быть, и вузы подтянутся. И тогда, возможно, ситуация с гуманитарными дисциплинами изменится, и родительское напутствие «если поступишь на философию — дворником станешь» перестанет быть актуальным.

Насколько необходим данный шаг введение карантина в школах с 26 октября до 11 января 2021

К сожалению, эпидемиологическая обстановка в стране оставляет желать лучшего. Несмотря на многочисленные предупреждения ученых о том, что очное обучение детей в сентябре спровоцирует новую волну COVID-19, не прислушались. Благоприятные условия для распространения заболевания были созданы, и результат не заставил себя ждать. Уровень заболеваемости резко пошел вверх.

Начали болеть не только школьники с учителями, но и их родители.

В связи с этим директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Андрей Фисенко заявил, что только полный переход на дистанционное обучение детей позволит прервать стремительное распространение COVID-19 в России.

«Исходя из основ эпидемиологии, ну это мое личное мнение, мне кажется, что лучше переходить на дистанционное образование. Так будет лучше для всех жителей нашего города (Москвы — прим.) и для страны в целом. Я думаю, хотя бы до Нового года», — сказал заслуженный врач РФ.

Профессор отметил, что переход на удаленку будет полезен как для Москвы, так и для всей России. Он обратил внимание на то, что темпы заражения увеличиваются во всем мире: за последние два месяца общее число заболевших COVID-19 возросло с 20 до 36 миллионов человек.

«Мы видим, что количество заболевших в мире за последние два месяца увеличилось с 20 почти до 36 миллионов. Это данные института Хопкинса. Поэтому чем меньше контактов, тем лучше и легче будет подавить распространение коронавирусной инфекции в популяции человеческой», — добавил он.

Мнение профессионалов — однозначно. Закрытие школ и переход на дистанционное обучение — необходим.

Что значил wow-сигнал из далёкого космоса?

15 августа 1977 года произошло одно из самых загадочных событий в истории изучения космоса. Доктор Джерри Эйман во время работы на радиотелескопе «Большое ухо» в рамках проекта SETI зафиксировал сильный узкополосный космический радиосигнал. Его характеристики (полоса передачи, соотношение сигнала и шума) соответствовали ожидаемым от сигнала внеземного происхождения. Поражённый этим, Эйман обвёл соответствующие ему символы на распечатке и подписал на полях «Wow!». Эта подпись и дала название сигналу.

Сигнал исходил из области неба в созвездии Стрельца, примерно в 2,5 градусах к югу от звёздной группы Хи. Однако после долгих лет ожиданий повторения чего-то подобного ничего не произошло.

Читать еще:  Президент встречает Рождество в Знаменском храме на окраине Суздаля

← Тот самый звук wow-сигнала

Учёные утверждают, что если сигнал и имел внеземное происхождение,
то существа, которые его отправили, должны принадлежать к очень и очень продвинутой цивилизации. Чтобы послать такой мощный сигнал, требуется как минимум 2,2-гигаваттный передатчик, который намного мощнее любого из земных. Например, система HAARP на Аляске, одна из самых мощных в мире, предположительно способна передать сигнал до 3 600 кВт.

В качестве одной из гипотез, объясняющих мощность сигнала, предполагается, что изначально слабый сигнал был значительно усилен благодаря действию гравитационной линзы; однако это по-прежнему не исключает возможности его искусственного происхождения. Другие исследователи предполагают возможность вращения источника излучения наподобие маяка, периодическое изменение частоты сигнала или его однократность. Существует также версия, что сигнал был отправлен с перемещающегося инопланетного звездолёта.

В 2012 году к 35-летию сигнала обсерватория Аресибо направила ответ из 10 тысяч закодированных твитов в направлении предполагаемого источника. Однако получил ли их кто-нибудь, неизвестно. До сих пор wow-сигнал остаётся одной из главных загадок для астрофизиков.

tisnu

Записки изнутри

Наук много, и можно спорить о том, какая из них больше наука, более точная, более сложная или более нужная. Я хочу представить свою точку зрения на один аспект подобного сравнения и поговорить о том, какая наука сложнее всего и почему.

Чтобы подойти к самой сложной науке нужно проследить траекторию мысли, для чего я выделил пять наук, которые расставил по сложности. В топ вставил основные науки необходимые для очерчивания траектории, все неуказанные можно отнести к той или иной категории.

Начнём с самой простой науки.

5. Физика.

Чем, в самом общем виде, занимаются физики? Они пытаются понять, что из того, что придумали математики, реализуется в действительности.

Математика позволяет придумывать очень много всего, но реальность накладывает свои ограничения, а физики из всего математического набора формул выбирают те, что реализовываются в физическом мире. Из логически (теоретически) допустимого выбирают физически (практически) допустимое.

В первую очередь это самые общие законы, закономерности и правила. Они сложны, но во многом экспериментально, с точки зрения исследователя, постановки эксперимента, а не методологически, с научной стороны. Измерить длины сторон треугольника формально просто, но экспериментально сложно, если речь про огромный треугольник, у которого углы — звёзды. Для физики требуются дорогие огромные приборы и длительные наблюдения.

Самая простая, следовательно, самая развитая, самая формализованная и точная наука.

4. Химия

Её можно назвать отраслью физики: область, которая занимается не большими объектами (людьми, горами), не очень большими (звёзды, галактики), не маленькими (атомами, субатомными частицами и полями), а чем-то средним. Взаимодействием атомов и молекул.

Здесь так же есть общие законы, хотя они распространяются не на всю физическую реальность, а только на определённый её уровень.

Методологически химия не сильно сложнее, чем физика, но хорошо показывает нам, что при выборе более узкого объекта изучения мы можем использовать другие законы и правила, которые удобнее и точнее, но не работают на более широком объекте. Все физические законы работают в химии, но не наоборот.

3. Биология

Ещё одна наука, которую можно назвать разделом физики: физика живых существ. Хотя есть и доля химии живых существ, но, если учесть, что химия тоже подраздел физики, то этим можно пренебречь.

Здесь ещё ýже выбран объект изучения и ещё сильнее внутренние, биологические, законы отличаются от физических, хотя последние работают в полную силу во всех биологических системах.

Методологически биология сложнее не только из-за сложных объектов, но и, в первую очередь, потому, что этим объектом являемся мы сами. Сложно изучать самого себя. Причём сложность не только методологического, формального плана, но и психологического. Ну не хотят многие люди происходить от обезьяны или быть родственником свиньи — никакая наука тут не справится. И эта, на первый взгляд, ненаучная проблема оказывает очень существенное влияние на методологию науки.

2. Психология.

Объект всё ýже и всё больше с ним сложностей. И дело не только, и не столько в том, что люди не хотят признавать наличие разума и психологии других животных, сколько в том, что объект является одновременно и субъектом. Психика, сознание, разум — называйте как хотите — пытается изучить самого себя. Иногда, мне кажется, забывая, что нельзя что-то познать, не выйдя за границы того, что ты изучаешь. Известно, что нельзя создать формулу, которая описывала бы всю реальность, так как она сама при этом должны быть больше (сложнее) реальности, а значит описание станет не верным. Ну или просто мы не сможем, находясь в нашем мире, создать общую формулу всего. (Это было авторское понимание теорем Гёделя, Тарского и других источников, которые затерялись в памяти — буду благодарен, если подскажете какие.)

Психологию частично спасает то, что для познания нашей психики мы можем использовать не только чистый разум, но и его плоды — различные инструменты, которые мы используем во всех науках. Они позволяют нам вырваться, пусть частично, вовне нашего сознания и дать некоторые представления о том, как сознание выглядит снаружи.

Но что же ещё сложнее, чем понимание самих себя? Уже догадались, какая наука стоит на первом месте?

Чтобы сохранить интригу, полный текст на моём сайте «Оттиск на тисе».

5. Путешествие во времени возможно

Один неоспоримый закон существования гласит, что если поднимается тема времени, ее сопровождают разговоры о временных путешествиях. И хотя было выпущено множество книг, фильмов и телешоу, посвященных этой теме, науке не хватало доказательств правдоподобия перемещений во времени.

В игру снова вступает теория относительности Эйнштейна с утверждением о том, что путешествие во времени действительно возможно, но для этого требуется скорость, близкая к скорости света, — что-то, что в настоящее время находится за пределами технической досягаемости.

Тем не менее, если решить эту проблему, математика поддерживает только путешествие в будущее, но не в прошлое, как мы привыкли видеть в художественной литературе и кинематографе.

Читать еще:  Московским кришнаитам выделят земельный участок под строительство храма

Еще одна популярная концепция, которая может учитывать движение как вперед, так и назад, — это искривление пространства-времени. Теоретически эта концепция считается возможной, но при условии задействования кротовой норы. Но вновь возникает вопрос: как создать эту самую червоточину?

Выступая в качестве святого грааля путешествий во времени, эта концепция постепенно переходит из области фантастики к тяжелой науке.

Ее потенциальная возможность приводит к возникновению множества парадоксов и вопросов.

Например, если в один прекрасный день путешествие во времени станет возможным, почему никто до сих пор не вернулся из будущего, чтобы сказать нам, как это сделать?

«У меня плохо с математикой»

Лектор: Эмили Каландрелли, ведущая научно-популярной программы Xploration Outer Space

Русские субтитры: Нет

Порой люди громко и даже с гордостью заявляют о том, что «у них с математикой плохо». По мнению Эмили Каландрелли, это опасная тенденция. Благодаря STEM-образованию (то есть изучению естественных наук, технологий, инженерного искусства и математики) мы учимся мыслить критически, принимать рациональные решения, объективно оценивать действия окружающих и источники информации. Поэтому всеобщее пренебрежительное отношение к точным и естественным наукам не приведет ни к чему хорошему.

«Четверо из десяти американцев отрицают эволюцию; они считают, что людей в их современном виде поселили на Земле, когда ей не было еще и 10 тысяч лет, и поверить не могут, что мы произошли от этих проклятых грязных приматов. Родители сегодня слишком часто отказываются делать прививки детям из страха, что вакцины опасны и могут вызвать аутизм, — страха, который раз за разом развенчивается многочисленными независимыми исследованиями. Вот почему заболевание, которое в 2000 году считалось искорененным, за последние два года вернулось в США с рекордным числом случаев. Перед нами очевидная проблема: нашей стране не хватает грамотности в области STEM. […] Что можно сделать уже сегодня, чтобы воспитать более сведущее общество? […] Во-первых и , нам надо поменять наши убеждения и понять, что, чтобы развить научную грамотность, не обязательно профессионально заниматься наукой. Когда членов Палаты представителей, которые отрицают перемену климата по вине человека, спрашивают, почему они придерживаются такой точки зрения, они чаще всего отвечают: «Эй, ну я же не ученый!» Но это не значит, что ты не способен понять научные доводы».

Что говорит Рособрнадзор?

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев решил успокоить общественность заверениями в том, что задания были совсем не сложные.

«Задания были разных уровней сложности, но все они не выходили за пределы школьной программы, а высокий уровень рассчитан на тех, кто проходил химию на профильном уровне».
А несоответствие тестовым шаблонам в ведомстве объяснили тем, что «задания стали ориентированными на практику и позволяют выявить тех абитуриентов, кто думает, а не надеется на решение по шаблону».

Одним словом, просто надо было лучше готовиться!

При этом обсуждать результаты в Рособрнадзоре согласны только после того, как проверят работы и получат статистические данные по выполнению заданий по всей стране.

Ситуация, связанная с ЕГЭ 2020 года, все больше напоминает бунт на «корабле российского образования». Экстремальные условия, в которых были вынуждены готовиться школьники, и само решение о проведении ЕГЭ на фоне еще не снятых ограничений выявили уязвимые места как самого ЕГЭ, так и неправильной его организации со стороны Рособрнадзора.

Где получить образование? ТОП-5 ВУЗов России

От учебного заведения, в котором «гуманитарий» будет получать образование, во многом зависит его будущее. Конечно, на первый план выходят личностные качества, стремление к знаниям и внутренняя дисциплина. Однако не секрет, что выпускников одних университетов работодатели трудоустраивают с большим желанием, чем других. Отметим ТОП-5 ВУЗов России, в которых можно получить гуманитарное образование – эти учебные заведения лидируют в рейтингах:

  1. МГИМО.
  2. МГУ им. Ломоносова.
  3. СПбГУ.
  4. РГГУ.
  5. ГАУГН.

Обратите внимание, что в рейтинге представлены не только профильные учебные заведения – это самые престижные ВУЗы России по направлению, где представлены профессии для гуманитариев.

Большинство абитуриентов едва ли смогут поступить в одно из перечисленных учебных заведений. Но не всегда университет, в котором вы получаете образование, определяет его качество и перспективы при построении карьеры.

Вне зависимости от региона, в котором вы планируете учиться и работать, стоит выбирать государственный университет с хорошей репутацией. Постарайтесь заранее озаботиться поиском информации об учебном заведении и о факультете, на который планируете поступать. Идеально, если вам удастся получить сведения о выпускниках выбранного ВУЗа – уточните, какой процент из их числа находит работу по специальности, какова средняя зарплата молодых специалистов, какие перспективы они имеют при построении карьеры. Это поможет сделать взвешенный выбор.

Подводные камни и советы по выбору профессии

Гуманитарные профессии включают в себя сотни специальностей самых разных направлений – от экономики и юриспруденции до режиссуры и актерского мастерства. При выборе рекомендуется руководствоваться не только потенциальной зарплатой начинающего специалиста и перспективами. Помните, что в любой отрасли можно зарабатывать много – главное получить должность с соответствующей зарплатой. Ключевые критерии, которыми стоит руководствоваться при выборе гуманитарной специальности:

  • личный интерес;
  • реальные сведения о профессии;
  • актуальность специальности в вашем регионе;
  • конкурс в выбранном ВУЗе;
  • перспективы трудоустройства.

Среди «подводных камней» педагоги часто отмечают отсутствие у абитуриентов реальных сведений о профессии. Так выпускники школ, которые хотят получить профессию журналиста, часто не видят в ней возможности вращаться в высших кругах, проводить независимые расследования, получать массу информации и быть на виду – в телевизоре, на радио, в Интернете. Они не понимают, что это довольно тяжелая, наполненная стрессами работа, в которой нужно «выгрызать» информацию, сталкиваться с не самыми приятными личностями и стремиться быть первым при довольно скромной оплате в первые годы карьеры.

Резюме

Гуманитарные профессии включают в себя сотни специальностей самых разных профилей. Среди них право, культура и искусство, лингвистика и масса других направлений. Вопреки распространенному мнению, многие специалисты имеют довольно высокие зарплаты и остаются востребованными на рынке труда. При выборе специальности стоит руководствоваться не только личными стремлениями и желаниями, но и реальными представлениями о специальности.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector