0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Третья заповедь: будьте осторожны, упоминая имя Божие

Содержание

10 Способов Нарушить 3-ю Заповедь

Исход 20:7 “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.”

Это третья заповедь, и большинство людей считают, что она всего лишь запрещает произносить имя Господа небрежно. Мы действительно должны использовать имя Господа обдумано и почтительно, однако, я считаю, что третья заповедь намного более значительна, чем большинство из нас представляют. Понимаете, произносить имя Господа (на английском – брать имя Господа)* означает стать Его последователем, назвать Его своим Богом и поклоняться только Ему. Сегодня мы можем делать то же самое, называя себя “христианами”.

Я не говорю людям, что я христианин, потому что я считаю, что это красиво звучит! Когда я называю себя христианином, я ставлю печать имени Бога на своем челе и становлюсь “носителем” Божьего имени. Я не просто последователь Христа, я представитель Христа.

Вот о чем на самом деле третья заповедь: Бог хочет, чтобы все кто говорят, что они поклоняются Ему, поступали так, как они говорят! Бог ненавидит притворщиков!

Факты о притворстве:

  • Их жизнь часто не соответствует их словам
  • Все хорошее, что они получают от своего притворства быстро проходит
  • В итоге они перестанут притворяться
  • Они испытывают внутренние противоречия и часто борются с гневом, чувством вины, депрессией и недовольством
  • Одни из лучших притворщиков – это дети из религиозных семей

Мне следует кое-что знать о последнем пункте, я вырос в христианском доме. Когда ты растешь в церкви, очень легко говорить то, что нужно, использовать правильные слова и делать правильные вещи, когда на тебя смотрят. Люди могут даже сказать, глядя на вас: “О! Вот это пример для подражания!” Сам Иисус указывает на проблему притворщиков, когда он сталкивается с фарисеями и описывает их, как “гробы окрашенные”!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Матф. 23:27-28

10 способов, которыми вы можете нарушить 3-ю заповедь

Утверждаете, что Бог добр, однако…

Утверждаете, что у Бога все под контролем, однако…

Утверждаете, что Бог милостив и терпелив, однако…

Утверждаете, что Слово Божье истина, однако…

Утверждаете, что Бог верен и справедлив, однако…

Утверждаете, что Бог свят, однако……

Утверждаете, что Бог всемогущ и силен спасать, однако…

Утверждаете, что Бог прощает, однако…

Утверждаете, что Бог отвечает на молитвы, однако…

Утверждаете, что Бог есть любовь, однако……

Называться Божьими людьми – это серьезное дело. Это означает, что мы должны произносить его имя со значимостью, с честью и уважением, но самое важное – это говорить о Его имени всей своей жизнью так, чтобы это полностью соответствовало его святому характеру.

Каким образом христиане иногда упоминают Божье имя всуе?

«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Третья заповедь Закона Божия

Аудио

Каждый человек должен стремиться не совершать хулу. Мы можем в суете говорить о Боге, можем напрасно божиться, допускать в своей жизни богохульные вещи, хулить имя Божие или сквернословить, употребляя при этом имя Господа. Все это недопустимо, потому что от этого человек теряет благоговение перед Господом, а значит – и духовную связь с Небом.

Что нам делать, если мы привыкли жить без Бога, но все равно к Нему обращаемся, если что-то происходит не так, ропщем, говорим, что Бог создал нас несчастными, и никогда не можем выйти из этого состояния? Так предопределено судьбой. Роптать не нужно. Нужно помнить, что Господь всегда заботится о том, чтобы мы были счастливы. К сожалению, мы сами не можем быть счастливыми, потому что неправильно используем ту свободу, которую нам Господь дает. Порой направляем свои дела не на доброе, а на злое, что приводит нас к страданию. Как избежать страданий? Очень просто. Для этого мы говорим с вами о заповедях Божиих, которые необходимо исполнять. Если мы не просто послушаем их, а прислушаемся к словам, с которыми Господь обратился к нам, жизнь будет меняться.

Мы не раз говорили о том, что все заповеди даны для того, чтобы мы были счастливы. Если мы не переступаем границы заповедей, в нашей жизни бывает все хорошо. Если же совершаем ошибки, не Бог нас наказывает: мы нарушаем духовные законы, за которые приходится страдать. Нарушение законов приводит к страданию. Такое отношение и должно быть к тем словам, которые мы произносим. Слово имеет мистическое значение. Нужно очень трепетно относиться к своим словам.

Помните пословицу, которая говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Потому что слово имеет действие. Если ты промолчишь, сохранишь мир со своими близкими, тебе не придется оправдываться. Но если ты произнес слово – оно будет иметь действие: как положительное, так и разрушительное. Если слово доброе, оно приводит к миру. А от одного злого слова порой разгорались целые военные действия, гибло много людей. Одним добрым словом примирялись целые государства, они избегали каких-то глобальных конфликтов.

Почему у нас появились дипломатические службы и ведомства? Дипломат обладает словом, и эти слова имеют действие. Не только сила, оружие имеют действие, но слово на человеческое сознание оказывает и хорошее, доброе, убедительное воздействие. Поэтому к слову всегда было такое отношение. Всегда мудрые люди говорили много различных пословиц. Например, у нас в Академии существует пословица: «Слово – не воробей. Поймают – вылетишь». Одна пожилая раба Божия в храме мне говорила: «Батюшка, говори не то, что знаешь, а знай то, что говоришь». Учила нас всякой премудрости.

Священное Писание напоминает нам: «да никакое скверное слово не выйдет из уст ваших», то есть каждое слово должно быть осознанным нами. «От слов своих осудишься, словами своими оправдаешься». В Священном Писании подчеркивается, какое значение имеет слово. Поэтому должно быть бережное отношение к тем словам, которые мы говорим.

Мы должны помнить о действии слова. Например, сегодня многие родители обзывают своих детей: ты дурак (и другие есть очень плохие слова). Забывают: какими словами назовешь своих детей, такими дети и становятся. Велико слово матери. Если мать говорит это слово, в конце концов ребенок таким и бывает. А потом начинают страдать: а почему такой мой сын? такая дочь? Потому, что вы сами называли их такими словами. Эти слова повлияли на них духовно.

Всем известно, что проклятие матери лишает жизни детей. Мать не должна необдуманно говорить какое-то слово. Она участница вместе с Господом в рождении и появлении ребенка на свет, поэтому имеет определенную духовную связь с ним. Проклятие матери лишает жизни детей, а проклятие отца приносит немало страданий. Почему в Священном Писании говорится, чтобы дети не раздражали своих родителей, а родители обдуманно подходили к словам и действиям собственных детей? Все взаимосвязано, и на это нужно обращать внимание.

Я знал благочестивую чету, люди договорились между собой, что когда у них появятся дети, они будут их называть только зайчиками, котеночками и так далее. И ни в коем случае никогда детей не обзывали. Когда дети подросли, родители сказали: «Дети, и между собой, и в школьных коллективах вы не должны никогда никого обзывать, потому что ангелы небесные зрят, видят ваше лицо, слышат ваши слова. И чтобы не давать ответ на Страшном судище Христовом». Также говорили: «Мы с мамой не ругаемся матом, не ссоримся, не обзываемся, потому предлагаем и вам никогда не обзывать друг друга и не говорить плохих, скверных слов».

Если же родители привыкли выяснять между собой отношения бранными словами, то и дети начинают в малом возрасте подражать им. Они думают, что если родители говорят такие слова, значит – и им можно, потому что они уже взрослые. И дети, подражая взрослости своих родителей, начинают со всеми говорить нецензурными, бранными словами.

Бранные слова всегда назывались сквернословием. Матерная брать – это, как говорит отец Сергий Булгаков, поругание всякого материнства. Почему мы говорим «матерная брань»? Потому, что происходит поношение Матери Церкви; Матери нашей Родины; родной матери, которая родила; и Матери Богородицы. У тех, кто матерится страшными словами, происходят сильные духовные изменения в душе, которые приводят к большим трагедиям.

Отец Сергий Булгаков говорит, что причиной революции в 1917 году была матерная брань, которая стала свойственна нашему народу. Почему он делает такие выводы? Когда человек поносит самое святое в своей жизни, он теряет благоговение. Причиной революции стало поношение Родины-матери, Божией Матери и родной матери. Если ты ругаешь самое святое, свою мать, если ругаешь Божию Мать, Которая является Заступницей и Покровительницей всего человечества, Которая дала согласие от имени всего человечества, чтобы наш Господь пришел на землю и воплотился; если ругаешься словами и поносишь свою Родину – у тебя уже нет святыни, ты потерял святость. Если ты потерял святость – ты потерял благоговение. От этого произошла революция.

Что такое революция? Это междоусобная брань – война между братьями. Когда ты потерял святость, благоговение, тогда ты смело можешь поднять руку на своего брата. Матерная брань приводит к таким серьезным потрясениям – и духовного, и нравственного характера.

Мы должны обращать особое внимание на те слова, которые произносим. Если человек привыкает ругаться матом, он потом Господом бывает наказан. Рассказывают случаи, когда человек после парализации терял возможность говорить, он выражал свои как положительные, так и отрицательные эмоции с помощью матерной брани. Понимали его только близкие, остальные ужасались. Ни в коем случае не нужно увлекаться этими словами, а стремиться, чтобы они вообще исчезали из нашего обихода, с благоговением надо относиться к тем словам, которые мы говорим.

Слово имеет огромное значение, оно отражает этот мир, описывает его, учит правильно мыслить. Когда дети воспитываются в произношении правильного слова, они любят литературу, глубоко рассуждают, любят проникать в смысл Священного Писания. Если нет, то, конечно, образуются новые языки.

Сегодняшняя молодежь образует непонятные новые слова. Например, я как-то услышал от молодежи: «Мы орали сегодня на уроке». Я говорю: «Зачем же вы кричали?» – «Да нет, Вы не понимаете! Орать на нашем языке – громко смеяться». Я говорю: «Подождите, это изменение вообще смысла. Ora et labora («молись и трудись»), говорили древние монахи». «Ора» – молитва, потому что мы молиться должны так, как будто кричим, взываем к Господу – от всей души, от всего сердца. А здесь новые понятия. Оказывается, орать – это смеяться.

Мы уходим от глубочайших понятий. «Орать» (или «ора») – это кричать, взывать к Богу из глубины души. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», – говорит псалмопевец. Это был сильный крик души, поэтому молитва была такой сильной и глубокой.

Совершенно новое общение у молодежи. Это называется языками субкультур, когда ребята общаются между собой особым языком, в каждое слово вносят какой-то новый смысл, совершенно непонятный другим. Их не понимает этот мир, и они стараются удалиться от общения с ним. Все это приводит к трагедии и духовной нищете нашей молодежи. Поэтому мы особое внимание должны уделять воспитанию детей в бережном отношении к слову. «За всякое праздное слово дадите ответ перед Отцом Небесным». Поэтому слова должны говориться обдуманно. Тогда они будут обогащать человека, иначе мы будем пребывать в духовной нищете, нравственно деградировать. Поэтому и дает Господь такую заповедь: «Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе». Потому что это приведет к потере святости, благоговения; разрушаются все узы, границы, и человек приобщается к безнравственной, бездуховной жизни; может быть, даже жестокой.

Читать еще:  Накануне Рождества Алексий II обратился к православным

Очень часто мы не имеем ответственности за свои слова – это самое страшное. Некоторые клянутся именем Господа Бога и клятву не выполняют. Священное Писание нас предупреждает, чтобы мы не клялись ни Небом, ни землею, потому что Небо является Престолом Божиим, земля – подножие ног Его. Клятву не нужно произносить, потому что неизвестно – выполним мы ее или нет. Когда мы говорили о второй заповеди, мы говорили, что всяк человек ложь, то есть мы сами себя часто обманываем: «Я хороший человек. Завтра сяду на диету, начну новую жизнь, буду молиться, читать Священное Писание». Начинается новый день – продолжается старая жизнь. Мы сами себя обманываем, потому что у нас не хватает сил от чего-то плохого отойти. Поэтому никогда не нужно произносить клятву.

Бывает, мы произносим некий обет – даем перед Богом обещание: Господи, если Ты мне вот это и это сделаешь, то я сделаю вот это и это. На самом деле Господь нам помогает, а мы не выполняем то, что обещали Богу. За это тоже надо будет отвечать перед Господом. У нас появилась такая шутка. Один человек искал парковку в центре Москвы, потому что приехал в министерство и опаздывал к какому-то большому начальнику. Стал молиться: «Господи, я в храм пойду, молиться буду, исповедуюсь, причащусь, только дай мне какое-нибудь место, чтобы не опоздал на важное совещание». Господь ему, конечно, послал место. Он подъезжает туда и говорит: «Господи, не надо ничего, я сам нашел»».

Так и мы – постоянно приписываем себе то, что Господь нам дает. Этого не должно быть! Мы преступаем эту заповедь, когда невнимательно, рассеянно молимся, рассеянно читаем Священное Писание. Это тоже нарушение заповеди Божией, потому что слова Господни мы произносим всуе. Говорим «Господи, Господи», а сердце наше далеко отстоит от Него. Вроде бы читаем молитву, а на самом деле мы ее не слышим. Читаем Священное Писание, но не вникаем в него, не слышим его святых слов.

Мы правильно будем поступать, если не будем стремиться употреблять имя Господа Бога в каких-то шутках, не будем слушать тех юмористов, которые постоянно рассказывают анекдоты о Господе, Церкви, священнослужителях, монашествующих, епископате. Это недопустимо!

Журналисты начинают что-то скверное писать, осуждая и Господа, и Церковь, забывая, что Церковь – это не просто земное учреждение, а Божественный организм. «Церковь есть Тело Христово, а Глава Церкви – Христос».

Мы не должны забывать, что Церковь – это наша святыня. Нельзя никого никогда осуждать, но когда осуждаем священнослужителей, монашествующих, иерархов Церкви – это особый грех. Мы сквернословим, осуждаем нашу Церковь. Что мы знаем о священниках, монашествующих? Ничего не знаем. А когда плохо говорим о них – говорим плохо о Церкви, хотим причинить боль нашему Богу. Таких случаев очень много.

Когда я был молодым священником, однажды шел по перрону в Сергиевом Посаде и встретил человека, который был нетрезвым. Он начал кричать: «Харкните этому попу в рожу». Я тогда очень сильно смутился, подумал: «Почему он относится ко мне так? Ведь он меня не знает, я с ним не знаком, не причинил ему никакой боли, обиды». Пришла хорошая мысль: я понял, что этот человек выясняет отношения с Богом. У него не сложились отношения с Богом. Через эту боль он хочет нанести боль мне, через боль мне – хочет нанести удар по Своему Господу.

Когда мы читаем блогеров, которые начинают что-то комментировать, или статьи журналистов, которые что-то говорят о священниках и Церкви, думаешь: «Вы же ничего о них не знаете!» Происходит выяснение отношений с Самим Богом, а это – нарушение третьей заповеди Закона Божьего: «Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе».

Не делай того, что затем причинит тебе огромную боль, твоим близким, потому что всякое нарушение Закона Божьего приводит человека к страданиям. Не потому, что Бог наказывает; мы сами себя наказываем, потому что нарушаем закон.

Если человек переходит дорогу не на зеленый, а на красный свет, его сбивает машина – мы же не говорим, что его Бог наказал; он сам себя наказал. Если человек вместо воды пьет керосин, бензин, у него будет язва желудка или он умрет. Опять его Бог наказал? Нет, он нарушил закон естественного питания.

Бог никого не наказывает – мы сами себя наказываем, когда нарушаем духовные законы. Поэтому должны всячески стремиться не нарушать, а исполнять заповеди. И бережно относиться к слову, чтобы никакое худое, скверное слово не выходило из уст наших.

Сегодня мы разбирали удивительную заповедь Закона Божьего. Постараемся в своих домах, семьях бережно относиться к слову, чтобы дать положительный, добрый пример своим детям. И детей надо останавливать, чтобы те слова, которые с легкостью произносятся, не произносились без рассуждения и осмысленного подхода. В следующий раз мы будем говорить о четвертой заповеди Закона Божьего. Эта заповедь тоже очень удивительная. Она говорит нам, как мы должны относиться к Богу: «Шесть дней работай, а седьмой – Господу Богу твоему». Эта заповедь откроет нам удивительное отношение Бога к человеку и человека – к Богу.

Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.

О Десяти Заповедях на «Правмире»:

  • Заповеди Божьи
  • Об одной заповеди Христа
  • Беззаконная правота. Нарушая заповедь, не рассчитывайте на срок давности
  • Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО)
  • Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста
  • Для чего нужны трудновыполнимые заповеди?
  • О заповеди и лучших чувствах
  • Восьмая заповедь
  • Митрополит Антоний Сурожский — Об Успении и заповеди Пресвятой Богородицы
  • Правила благочестивой жизни
  • Объяснение десяти заповедей, данных Моисею
Читать еще:  В Пскове организована видеотрансляция старинной иконы в монастыре

Фильмы о десяти Заповедях:

Третья заповедь как милость Бога, дающая возможность призывать Его имя.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

А.С. Зайченко

С имени начинается всякое личное общение между людьми, имя присутствует в любом обращении, просьбе, письменном заявлении и просто в письме. С имени Бога начинается и заканчивается всякая молитва верующего.

I . О чем Господь хочет предупредить нас в Третьей Заповеди.

1. Большинство толкований трактует Третью Заповедь как минимальное, самое простое и в то же время очень серьезное предупреждение от фамильярности и одновременно как призыв к благоговению. И это действительно так, хотя этим значение данного повеления Господа далеко не исчерпывается.

Третья заповедь Декалога велит нам: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, (Исх. 20:7). Мы часто соотносим эту заповедь с запретом на проклятия, клятвы, частые и бесцельные упоминания имени Божьего. Неосторожное и бездумное слово не должно исходить из наших уст. Наша речь, как и жизнь, должна быть осмысленной; нам следует думать о том, что и как мы говорим перед Отцом Нашим. Ведь упоминание имени Бога без осмысленной духовной цели, или для достижения непотребных личных целей, например, вызванных тщеславием, свидетельствует о низком уровне благоговения, а может и о полном отсутствии страха Божьего.

Исполнение этой Заповеди выражается в нашей сдержанности, соблюдении дистанции святости, которой Господь отделил Себя от грешных людей. Поэтому в послушании Третьей Заповеди мы одновременно проявляем богопочитание, благоговение, свою любовь к Нему.

2. Подчас пустословие и бесцельность встречаются даже в молитвах верующих. За многословием и частотой личных обращений к Господу может скрываться либо духовная пустота, либо привычка бойкого, молитвенного проговора (среди верующих есть такое выражение «молитвенная болтовня»), либо даже использование имени Бога и Христа для простого заполнения промежутков между словами и предложениями.

А ведь Третья Заповедь, призывает нас в молитве обращаться к Богу только с открытым и духовно приготовленным сердцем. Наши молитвы должны быть правдивыми, Господь накажет за лицемерные, стандартные, заученно проговоренные или прочитанные молитвы. Наше общение с Богом не должно содержать в себе « надутого пустословия » (2 Петра 2:18).

3. Третья заповедь содержит в себе еще одну универсальную идею, имеющую прямое отношение к нашему времени. Она указывает на стремление некоторых верующих подкреплять подчас собственное мнение ссылками на авторитет Бога. Стоит им почувствовать слабость своих аргументов или засомневаться в собственных выводах, как они обращаются к авторитету Бога. Комбинации слов типа «Бог сказал мне», «Бог открыл мне», «Он дал мне пророчество» произносятся ли они вслух или подразумеваются в мыслях, призваны придать таким утверждениям, откровениям, «пророчествам» авторитетность Самого Господа. Но на самом деле часто такие заявления являются либо простым вымыслом, либо, необоснованными претензиями заявителей. Ведь если подобное утверждение истинно, его авторитетность подтверждается Словом Божьим, запечатленным в Священном Писании. Если же оно ложно, то никакая ссылка на личный контакт с Богом не сделает его истинным.

Таким образом, Третья Заповедь предостерегает нас от эксплуатации имени Божьего в угоду собственной гордыне. Часто наше тщеславие выражается в том, что мы прикрываемся своими и чужими титулами, именами, требуем себе славы, уважения и послушания от других, совершенно этого не заслуживая, или без обсуждения и проверки принимаем решения, затрагивающие интересы многих людей.

II . Что хочет Господь поощрить в нас через Третью Заповедь

1. Мы привыкли, что имена даются, чтобы различать людей, иногда животных. Зачем имя Богу, когда Он — единственный истинный, неповторимый Бог. Это языческие боги, которых много, должны были иметь у своих почитателей много имен. Имя Бога – особенное, Оно служит не для того чтобы отличать Его от других существ и не для того чтобы ссылаться на Его авторитет для подтверждения своих личных утверждений. В меру данного нам понимания, мы признаем, что Его имя позволяет нам быстро устанавливать, личные и тесные контакты между Творцом и человеком, который признает Бога верой и делами.

Имена Бога служат, как правило, начальными словами нашего молитвенного обращения к Господу. Там, где многим кажется, что Бога нет – присутствует Его Имя, которое святится, то есть не подвергается земной суете, не смешивается с другими словами и именами. Как только мы произносим Его Имя, сразу силой Духа Святого активируется небесная связь с Ним, вводится повышенная степень готовности на сеанс молитвенной связи между человеком и Богом. Поэтому вспомним о предостережении Господа наказывать за всякое пустое, суетное использование имени Господа, которое унижает Бога, ставя под сомнение Его право на святость.

2. После Ноевого потопа Бог прекратил попытки бороться с пороками человека путем поголовного и массового уничтожения провинившихся грешников. Он избрал путь персонального отбора из общей человеческой среды отдельных лиц и постепенного их воспитания для превращения в героев веры. Через них Он стремился создать Свой народ, отделенный от грешного мира, святой народ завета. В самом начале этого пути к святости стоят 10 заповедей в том числе Третья Заповедь, которая формулирует одно из самых простых и универсальных условий святости для целого народа – Каждый раз когда произносишь имя Своего Бога, настрой себя на духовное общение с Ним, имей при этом духовную цель, тогда (при соблюдении других заповедей и заветов) ты начнешь отдаляться от грешного мира и приближаться к Господу: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; (Лев.11:44). Этот призыв звучит постоянно со страниц Священного Писания, сначала для народа Израилева, затем для первых последователей Христа. Это призыв присутствует и в самой великой из молитв всех времен и народов – молитве Господней — «Да святится имя Твое» (Матф. 6:9).

3. Часто от бездумной, пустословной молитвы начинается путь к безответственному поведению верующих: н арушение ими Третьей Заповеди уже не словами, а действием. Человек как бы переносит легкость и необязательность своих мыслей и молитвенных слов на реальные поступки. В этом случае ему становится гораздо легче нарушать свои обязательства перед Богом, оправдывая себя в душе их изначальной непродуманностью и несерьезностью. Но вслед за эти наступает пора нарушения и непреложных библейских и евангельских заповедей. Такой человек, своими поступками, действиями свидетельствует о напрасном использовании имени Господа? Происходит спекуляция именем Бога, именем Христа. Зная об этой человеческой слабости, Новый Завет дает нам, в дополнение к Третье заповеди, новую заповедь — жить и поступать достойно звания «христианин»: « Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны » ( Еф.4:1 ).

III . Непонятая и до конца не раскрытая заповедь

В толковании Третьей Заповеди накопилось много неточных и даже неверных объяснений смысла этого запрета. Например, часто говорят, что эта заповедь направлена против частого употребления имени Бога в нашей повседневной речи. Мол, чем реже мы произносим Его имя, тем больше благоговения мы демонстрируем Ему и окружающим. Некоторые вообще призывают исключить упоминание имени Бога из нашей речи и молитв. Но мы знаем, что Писание велит нам призывать имя Господне «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется»; (Иоил.2:32).

Верующий, признающий Господа, любящий Его, не может повредить святости Бога через частое употребление Его имени, если он предварительно приготовил для этого сердце свое. А вот неутвержденный в своей вере (необязательно неверующий или атеист), даже в ходе эпизодического, разового упоминания имени Бога может совершить сразу несколько грехов и проступков, начиная от банального обмана, например, в выражениях типа «ей Богу», «клянусь Богом» и пр., до спекуляции именем Господа и даже открытого богохульства. Дело не в частоте упоминание имени Бога, а в намерениях сердца, с которым это имя произносится.

IV . За и против Третьей Заповеди

Обращение к Богу по имени дает верующему доступ к Господу и к Его благословениям, милости и благодати. Так было во времена Ветхого Завета, это остается верным и для нашего времени. Иисус оставил нам имя Своё, дав обещание: « Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна » ( Иоан.16:23-24 ). Но когда мы бездумно и суетливо употребляем имя Господа, мы лишаем себя тех благословений, к которым открыт сегодня доступ через имя нашего Господа Иисуса Христа. Бог устанавливает запрет на фамильярность в Своих отношениях даже со святыми. Он против неуместной дружелюбности в отношениях человека со Всемогущим и Святым Богом , порой граничащей с бестактностью и даже грубостью.

Почему все-таки Господь так, строг к нарушителям этой заповеди: «не оставит без наказания». Дело в том, что в далекие времена имя человека было тождественно самой личности, стоящей за этим именем. Точно также Бог и Его святое имя – они тоже едины. Когда мы употребляем напрасно имя Бога, мы тем самым принижаем не только имя Самого Господа, но и саму Его личность. Конечно, Бог несовместим с суетой и грехом. Когда человек произносит имя Своего Творца всуе, он, на самом деле, пытается принизить Святого Бога, свести Его к стандартам грешной суеты. За это Бог не оставит его без наказания.

И все же следует признать, что человек не в силах полностью исполнять Закон Бога и Его заветы. Это касается и Третьей Заповеди. Дело в том, что человек по своим познавательным способностям не способен осознать всю сущность Бога, он в принципе не может уяснить такое свойство Господа как святость Его имени. Кроме того, наше человеческое поклонение и почитание Бога весьма далеки от поклонения, которое требует и заслуживает Господь. Оказывается, самое главное в нашем общении с Господом и поклонении Ему – это Его готовность проявлять снисхождение и любовь к людям, которые не до конца понимают смысл и предназначение этих заповедей. В результате, мы вынуждены признать, что Третья Заповедь – это не просто одно из 10 повелений Декалога, а жест милости Господа, дающего нам возможность призывать имя Его.

Третья заповедь

В первой заповеди мы говорится об Объекте Поклонения, во второй – о Способе Поклонения, в третей — об Отношении к Поклонению.

Третья заповедь:
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

Слово «напрасно» здесь переводится буквально с английского языка – профанация, вне храма, следовательно «не святое». В именах Бога раскрываются различные стороны Божьего характера. Поэтому, если люди употребляют имя Бога, они должны употреблять его таким образом, чтобы являть истинность Его характера, поступать иначе — значит употреблять имя Бога напрасно.

На иврите эта заповедь буквально переводится так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту, ибо Господь не пощадит того, кто произносит имя Его попусту».

Эта заповедь говорит, что нельзя использовать имя Бога для оправдания злодеяний или эгоистичных поступков. Вот исторический пример. С

редневековые крестоносцы совершали убийства во имя Бога. Так в 1209 году, крестоносцы заняли французский город Безье, в котором по отчету епископа, проживало 220 еретиков-катаров. Но крестоносцы не могли их отыскать, чтобы убить, и задали вопрос папскому легату: «Что нам делать? Как нам отличить нечестивцев от праведников?». Тот ответил: «убейте всех, а Господь отличит Своих». В этот день было убито 15 000 человек. А церковь благословила и отпустила грехи крестоносцам, осквернив при этом имя Бога.

«ибо Господь не пощадит того, кто произносит имя Его попусту».

Совершая плохой поступок, мы дискредитируем себя, но когда верующий творит зло именем Бога, он дискредитирует Бога и отвращает от Него тех, кто мог бы стать верующим. Поэтому Бог не прощает этого греха. О меньшинстве всегда судят по его худшим представителям.

В одном еврейском труде написано:
«Евреи не должны лгать или вводить кого-то в заблуждение еврея или нееврея. Ибо если еврей обманет нееврея, то про него скажут: «Посмотри из кого состоит Божий народ – из воров и обманщиков». На самом деле, Господь рассеял нас между народами, чтобы мы могли обращать людей к Богу, но если мы будем творить зло – кто захочет быть с нами».

Это же относится и к нам, христианам. Верующий, прикрывающийся в плохих делах именем Бога, отвращает сердца людей от Бога, и наоборот, кто поступает благородно, внушает людям симпатию и к христианам и к Самому Богу.

«ибо Господь не пощадит того, кто произносит имя Его попусту». Не оставит невиновным, чистым.

То есть Бог не будет считать чистым того, кто порочит имя Бога, употребляя его попусту, то есть хулить Его, через то, как мы говорим и как мы живем.

Читать еще:  В течение недели можно побыть звонарем Данилова монастыря

Самое глубокое понимание третей заповеди является предупреждением против легкомысленного отношения к Богу. Легко участвовать в святом разговоре о Боге, но другое дело жить святой жизнью день за днем.

Настоящее значение третей заповеди Иисус открывает в Господней молитве: «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ» это значит, я почитаю Его, ценю Его и считаю Его первым приоритетом в моей жизни. «ДА ПРИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ: ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ». Это значит, я провозглашаю Его господство в моей жизни и позволяю моим словам, мыслям и делам подтверждать Его волю.

О исповеди. Часть I. Третья заповедь десятисловия

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ: НЕ ПРИЕМЛИ ИМЕНИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСУЕ

Это значит: не произноси имени Бога твоего напрасно.

1. Господи, мы все грешны, нарушая эту заповедь Твою и даже не понимаем, какие страшные преступления совершаем!
Всякий ужаснется назвать себя богохульником. В нашем представлении богохульники – это ожесточенно неверующие люди. Мы, верующие, ходим в храм, приступаем к Таинствам Церкви… И все же мы богохульники:
– ибо в несчастьях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем самым Промысел Божий и волю Божию;
– есть среди нас, малодушных христиан, и такие, которые, не имея терпения перенести без ропота ту или иную скорбь или утеснение, открыто заявляют: «Бога нет!», а если не говорят, то мыслят так. Кайтесь с горьким сокрушением сердечным, кайтесь пред Господом в этих богохульных словах;
– а может, кто из вас еще дерзал винить Бога даже в том, что он попускает людям грешить? «Разве я виновата, что у меня такой характер, это от рождения…» или; «Если бы Бог был, разве допустил бы Он войны, грабежи, убийства, смерть детей и людей в юном возрасте» и т. д. И эти слова и мысли принадлежат христианам?!

Господи, прости нас, явных богохульников!

2. Есть среди нас еще и такие маловеры, которые искушают Бога, говоря Господу дерзкие слова:
«Если Ты, Господи, есть, то исполни то или иное мое желание, а если не исполнится мое желание, то Тебя нет!»
И все это из уст не только приходящих к вере, а людей называющих себя глубоко верующими!

Господи, прости нас, грешных!

Мы уже уподобляемся тем хулителям, которые на Голгофе издевались над распятым на кресте Богом! Вспомните слова злодея, повешенного рядом: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк.23:39).

Если у кого из кающихся сегодня были подобные дерзкие обращения к Господу, кайтесь с горьким сокрушением, кайтесь:

Господи, прости нас, богохульников!

3. Господи, мы грешим постоянно, употребляя имя Твое в пустых разговорах, как присловье.

Прислушайтесь к разговору безбожников. Там вся речь пересыпана поминанием то Бога, то темной силы. Но они-то – безбожники, для них это действительно присловье. А наша речь, чем она отличается от речи безбожников?! Мы также, ничтоже сумняшеся, без страха и благоговения пересыпаем свою речь именем Божиим, Его Пречистой Матери и святых угодников Божиих.

Мало того! Мы еще дерзаем божиться и клясться именем Божиим, да еще иногда прикрываем этой божбой явную ложь. И все это бесстрашно творим перед всевидящим оком Божиим!

Господи, помилуй нас, грешных!

И если еще до сих пор не настигла нас кара Божия, то это только по великому долготерпению Божиему.
Кайтесь, кто дерзал клясться и великим даром – своей жизнью, здоровьем своим и даже детей своих.
Кайтесь не только те, кто сам клялся и божился, но и те из вас, кто упрямым недоверием к ближнему вынуждал его прибегать к клятве, или еще страшнее, не требовал ли кто у кого таких страшных клятв?

Господи, еще мы и кощунники…

Те из нас, кто побойчее на язык, к несчастью своему, частенько употребляли слова молитв, Святого Евангелия, слова Апостолов в шутку. Может, кто из нас передразнивал или пересмеивал в шутку священников, которые нам почему-то смешны или раздражают, – это тоже кощунство.

Кто из вас читает или поет в храме во время богослужения, всегда ли должным образом внимательны в чтении и пении? Иногда только одно слово, прочитанное или пропетое неправильно, а смысл фразы искажается так, что вместо славословия получается кощунство, хотя невольное, но произнесенное или пропетое в храме, в момент богослужения.

Господи, прости нас, злобных или просто пустословных кощунников!

4. Все мы без исключения грешим против третьей заповеди невнимательною молитвою. Можно прослушать в храме весь дневной круг богослужений, можно прочитать все до единой молитвы утреннего и вечернего домашнего правила – и не только не помолиться, а только согрешить, приемля имя Господа всуе. Конечно, ничем не развлекаемая молитва – это дар Божий трудящемуся в подвиге молитвенном.

Мы же должны всячески следить за собою и с предельным вниманием сосредоточивать себя на словах молитвы, нудить себя ко вниманию, возвращать к словам молитвы убегающие мысли.

Мы же, придя на богомолье, простаиваем подряд все монастырские службы, из храма почти не выходим и, очевидно, воображаем себя необыкновенными молитвенниками. А, может быть, дома, в своих храмах, ничем не развлекаемые, мы одну какую-нибудь службу или, по занятости своей, только акафист прослушаем, и лучше, чище, глубже можем помолиться.

Внимайте себе! И кайтесь Господу в глубоком несовершенстве ваших молитв.

Господи, прости нас, грешных!

5. Господи! Согрешая против Твоей заповеди, мы еще делаемся клятвопреступниками.

Сколько раз мы нарушали обеты, данные перед Крестом и Евангелием?! Принимая Таинство Крещения, мы отрицались от сатаны и всех дел его и обещались, сочетавшись Христу, служить Ему всею своею жизнью. Сколько раз мы нарушали это обещание?!

Господи, прости нас, грешных!

Подходя к Кресту и Евангелию при Таинстве Исповеди, сколько раз мы давали обещание Господу разорвать греховные навыки? И вот стоим сейчас здесь снова, по рукам и ногам связанные путами многосплетенных страстей и греховных привычек, и сознаем ли мы, что нарушили клятву, данную нами много раз Господу при Таинстве Покаяния? «Тмами обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный» (канон Иисусу Сладчайшему, 7-я песнь).

Прости нас, Господи, и в этот раз!

Иноки, давшие обеты пред Крестом и Евангелием, разве удержали в чистоте все свои иноческие обеты? Сейчас из-за отсутствия монастырей некоторые стремятся сознательно или без должного даже понимания, живя в миру, и даже в семьях, принимать на себя иноческие обеты. И к великому ужасу, по наущению врага спасения нашего, бытует даже такое мнение, что монах в миру – это не монах в монастыре, что монаху в миру не обязательно соблюдать со всею строгостью все иноческие обеты. Это же только наше безумие может так говорить. Где бы и при каких обстоятельствах ни жил человек, принявший иноческие обеты, если он их не выполнит, он клятвопреступник.

Господи, прости нас, грешных!

И мы, священнослужители, принимая духовный сан, клятвенно обещаем перед Богом проходить священническое служение согласно со словом Божиим, с правилами церковными и с указаниями церковного начальства. И тоже, по немощи естества, нарушаем данную перед Богом присягу. А неисполнение бесчисленных наших обетов, когда мы даем Господу обещание что-то исполнить, а по получении желаемого от Господа, забываем или медлим это выполнить! Лучше уж ничего не обещать, а если уж обещал, то немедленно исполнять. Сейчас же примите решение немедленно, при первой возможности выполнить данные обеты и остерегаться давать новые.

6. Загляните в свою совесть, будучи верующими христианами, не стыдились ли мы показаться набожными и вообще христианами в кругу мирских людей. Да еще, может быть, сами, будучи малодушными, неуважительно и насмешливо относились к людям благочестивым и набожным: «Вот она что-то в церковь зачастила! Уж совсем Богу замолилась!» Не произносили ли и мы эти или им подобные слова, или, если не произносили, то думали так скверно?

Господи, прости нас, грешных!

Может быть, не имея терпения подождать своей очереди и сами не умея каяться, осуждали тех, кто подольше задерживается на исповеди у аналоя. А кто запрещает тебе самому внимательно подумать заранее о своей жизни, приготовляясь к исповеди в течении нескольких дней говения, чтобы было в чем каяться.

Мы осуждаем тех, кто часто дерзает приступать к Святым Тайнам. Но это уже совсем не наше дело, а дело совести человека и его духовника или исповедавшего священника. Разве мы можем знать, кто достойно, а кто недостойно причащается Святых Христовых Тайн?

7. А если не осуждать других, часто причащающихся и приступающих к Таинству Исповеди, а посмотреть на себя? Мы же почти все грешим, невнимательно готовясь к исповеди и Святому Причащению.

Жизнь христианина есть жизнь благодатная. Эта жизнь есть следствие общения с Господом. Самым действенным и самым близким это общение бывает через причащение Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

«Аз есмь хлеб животный, – сказал Господь, – Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем,… Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради» (Ин.6:48, 56–57).

Причащение Святых Христовых Тайн – это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни. Поэтому с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставили первым благом частое приобщение. Но все мы должны помнить, что Господь – Источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе с тем и огнь поядающий, и не быть легкомысленными и невнимательными. Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно причащающийся вкушает смерть.
Хотя смерть эта не часто последует видимо, но невидимо совершается в духе и сердце человека. Вот иногда мы слышим, что кто-то причастился и, не дойдя до дома, умер по той или иной причине. «Ну, слава Богу, только что причастился человек, каждому бы так умереть». Как еще сказать: счастливая ли это смерть, а может быть, и эта смерть – следствие недостойного причащения Святых Христовых Тайн, от чего сохрани нас, Господи!

Но не думайте, что мы не в силах достойно приготовиться ко Святому Причащению. Мы должны со своей стороны употребить все возможные усилия к подготовке, а приступать к Таинству нужно, по слову преподобного Серафима Саровского, «в смиренном токмо сознании всегреховности своей», иначе мнимое «достоинство» отгонит благодать Божию, как дым пчелу.

В чем же должно заключаться посильное приготовление к Таинству? Послушайте, что повелевает Устав церковный:

«Егда хочет кто причаститься Святых Христовых Тайн, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребывая в посте, молитве и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом и великим благоговением приимет Пречистые Тайны».

Многие из вас по немощи и обремененности житейскими попечениями и различными обстоятельствами, зачастую от нас не зависящими, не в состоянии говеть неделю. Но, во всяком случае, хоть два-три дня необходимо соблюсти пост.

В канун Святого Причащения сходить в храм по возможности. После полуночи нельзя ничего вкушать или пить, никаких лекарств, даже святой воды. Если кто подвержен страсти табакокурения, да не дерзнет осквернить уста папиросой.

Необходимо и душу приготовить к Таинству Исповеди и Святого Причащения. Прочитать дома правило ко Святому Причащению, которое состоит из канонов Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю и канона ко Святому Причащению. У кого нет этих молитвословий, постарайтесь достать, переписать, кто может. А уж если кто не умеет читать, или плохо видит, или нет условий прочесть правило, то постарайтесь с сокрушенным сердцем почитать побольше молитву Иисусову:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)».

А в храме внимательнейшим образом прослушаем читаемые молитвы перед Причащением. Так или иначе, соизмеряя свои силы и примеряясь к обстоятельствам, необходимо сосредоточиться, приготовиться к принятию в дом души своея Великого Гостя.

Святое Причащение предваряется Таинством Покаяния. Многие из нас совсем не умеют каяться, и даже в оправдание себе говорят: «Не умею каяться!» А разве тебе не известны заповеди Господа? Большинству известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах, мыслях, чувствах? Только надо потрудиться дома, сосредоточиться, оглянуться на свою жизнь, на себя: так ли я живу, как велит Господь?

Общая исповедь – это напоминание общих грехов. Если по причине многолюдства и прочих обстоятельств нет возможности индивидуальной исповеди в храме, то дома, пред лицом Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя: как я веду себя с ближними дома, с сотрудниками на работе, на улице, в храме, в магазине, в поезде, в автобусе. Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими, и соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придет осуждать тех, кто кается долго и причащается часто. Не до того будет.

Господи, помоги нам научиться каяться!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector