0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГДЕ КЛАД

Самым распространенным со старины до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. Изготовляются из различных металлов и видов сплавов, золотые, серебряные, из меди, латуни, есть современные выполненные из алюминия.

Цена обычных рядовых крестов 10-15 века в среднем около 500 рублей плюс минус в зависимости от сохранности находки. Для 16-17 веков средний ценник около 300 рублей и 18-20 в районе 10 рублей. Есть, конечно, и редкие кресты, цена на которых может сильно варьироваться. Например, обычный крест лепесток, выполненный из золота, может, стоит от 15000-30000 рублей. Далее приведены фото самых распространенных крестов.

Нательный крестик

Еще маленькими детьми каждый из нас проходил обряд крещения, и после этого многие люди носят нательный крестик, который не только указывает на принадлежность к христианской вере, но и помогает защищать человека от нечисти и бед.

Священнослужители считают, что нательный крестик всегда должен быть с верующим человеком. Но только нельзя носить чужой крестик, а также надевать его поверх одежды. Существуют и запреты, но часть из них являются суевериями, на которые, может быть, и не следует обращать внимание, а вот к другим, наоборот, нужно прислушаться и исполнять их. Иногда человек замечает, что крестик потемнел, и многие считают это плохой приметой. Но церковь такое суеверие отвергает.

Грабёж Византийской империи: как в Европе оказались реликвии Иисуса Христа

«Дело, начавшееся во тьме тайн и воровства, теперь признано на свету и освящено». (Хроники Венеции)

18 апреля 1204

Варяжская Гвардия уходила из Константинополя. По условиям сдачи ей позволили уйти или служить вновь, уходили почти все гвардейцы. А римляне, что отсиживались вместо боя, получали теперь сполна. Мигранты и чернь вылезли из нор. И вместе с крестоносцами ломали дома греков в надежде урвать кусок. Тысячи безжизненных тел лежали на улицах.

Аристократия. Политики, купцы, художники и поэты. Брели за варягами с младенцами и пожитками на плечах. В центре колонны беженцев женщины и девочки. Лица измазаны грязью, но бродящие вокруг солдаты вглядывались внимательно.

Под вой родных они хватали женщин и волокли в подворотню. Раздевали мужчин, детей и стариков. Нет ли чего ценного под одеждой?

Треск раздираемых церквей и похотливый гогот поднялись над Константинополем. Великое наследие Древнего Рима умирало в аду. У крестоносцев был год, чтобы подготовиться к этому. Дворцы, церкви, монастыри и дома знати помечены особыми метками. И 3 дня дано на грабеж их.

Клятва

Но лидеры Четвертого крестового похода не собирались превращать День Великого Обогащения в День Великой Бойни. Это против Христа, против планов основать на Босфоре империю крестоносцев. Зачем грабить себя? Накануне финального штурма герцоги дали клятву дожу Дандоло и маркграфу Бонифацию, а потом такую же клятву взяли со своих вассалов.

Получить лишь свою долю. Не убивать и не насиловать христиан. Не громить церкви. Лучшие рыцари обязались патрулировать Константинополь, предотвращать преступления и охранять склады выделенные для сбора трофеев. Но эту клятву сразу и предали.

Хуже всего пришлось античному наследию, что спасли первые императоры Византии. В погибших городах Греции и Рима.

Дикие европейцы не знали античности, понимание бесценности его придет в эпоху Возрождения через сотни лет. А сейчас они разбивали и переплавляли статуи и барельефы. Жгли античные книги в печах вместо дров.

Большая бронзовая статуя Геракла, созданная легендарным Лисиппом, придворным скульптором Александра Македонского превратилась в бесформенный желтый кусок. Пеплом стали бесценные рукописи Александрийской библиотеки Египта. Сколько погибло еще так?

Читать еще:  Муфтий Таджуддин публично отказывается от критики муфтия Гайнутдина

Грабёж

Пока франки предавались дикой оргии, венецианцы взялись за дело с энергией профессиональных воров. Собирая лучшие сокровища, христианские реликвии и античные чудеса, они грузили их на огромные дромоны и везли в Венецию.

Четыре бронзовых коня Лисиппа с ипподрома Константина Великого, украсили фасад итальянского собора Святого Марка.

Все богатства и деньги Венеции в последующие столетия основаны на тотальном грабеже греков. Венецианское стекло появилось благодаря византийским стеклодувам, вывезенным под конвоем. Сам собор Святого Марка и его фрески – это украденные технологии и ремесла Византии. А еще святые мощи, драгоценности без числа и первые христианские книги.

Другими ворами стали те, кто сам проповедует христианские заповеди. Католические епископы и монахи. В отличие от неграмотных бойцов они знали истинную ценность всех этих рук, ног, ларцов и предметов. Епископы врывались в православные церкви и дворцы. И приставляя христианам клинки к горлу, требовали всё что есть.

Как торговцы на ярмарке они с триумфом ездили по европейским дорогам, одаривая католические монастыри. Одаривая чужим, со сладковатым запахом пролитой крови. Так во Франции, Германии, Англии, Италии появились артефакты христианства. Которых там никогда не было.

Мощи Первых Апостолов, Терновый Венец Христа, одежда Иисуса и Богородицы, предплечье и голова Иоанна Крестителя, фрагменты Истинного Креста и посох Моисея. Это лишь вершина бесстыдно украденного. И Вы не найдете в церковных книгах и музеях Европы слов об этом преступлении, когда будет искать источник получения христианского артефакта.

Лишь скромное – «обретенное благодаря Господу нашему».

А франки продолжали веселиться на крови и трупах. В одну из ночей они ворвались в великий храм Святой Софии и посадили голую проститутку на алтарь. Выкинули мощи святых из серебряных чаш, чтобы напиться из них. Жгли бесценные иконы и кресты, чтобы согреться в мраморных сводах.

Общая сумма награбленного в Константинополе свыше 900 000 марок серебром. В 2 раза больше долга Византии..

Тихомир Новгородский обернулся и прощально посмотрел на горящий Константинополь. Этот город отобрал его жизнь, в огне пожаров погибла семья мангалбита Варяжской Гвардии. Сотник резко развернулся и пришпорил коня. Впереди ждала Русь. Наемники возвращались домой.

Через 600 лет Карамзин с удивлением обнаружит в Новгородской первой летописи обветшалый лист рассказа — «О взятьи богохранимого Царяграда». Воспоминания русского гвардейца, защищавшего Последний Рим.

История иконы

Старейшая из известных Иверских икон Божией Матери (возводимая народным преданием к апостольским временам) — рассказал «360» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, искусствовед Александр Копировский — хранится на Афоне и никогда его не покидала.

В последующее время с нее написали множество списков — то есть различных вариантов оригинала. Один из них, специально созданный в XVII веке афонским монахом для России, хранится в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве.

«Иверская икона Богоматери, которую недавно украли из Валдайского монастыря, — также один из почитаемых списков с древнего образа. Икона небольшого размера, она написана уже в России в XVIII веке и покрыта окладом. Есть ли у нее собственная история, сказать трудно. Но она очень почитается верующими на Валдае и во всей России. Радостно, что эта святыня вернулась в монастырь», — добавил Копировский.

Такие раритеты, как Иверская икона Божией Матери и другие святыни даже позднего времени — петровской, елизаветинской, александровской эпох, — подчеркнул профессор, давно приобрели музейное значение. «Эта икона, несомненно, является большой культурной и художественной ценностью. Но главное, конечно, — ее духовное значение. И тот факт, что она возвращена церкви, повторяю, очень радует», — сказал Копировский.

На сайте Православной энциклопедии указывается, что ранее в Успенском соборе находилась другая икона Иверской Богоматери, которая в 1704 году чуть было не сгорела при пожаре. Где она сейчас — неизвестно. А находящаяся в монастыре реликвия ранее хранилась в валдайской церкви апостолов Петра и Павла. В открытых источниках упоминается, что с 1950 по 1980-е годы хранилась в Петровской церкви — единственном в советское время действовавшем храме района. Драгоценный оклад для нее в 2006 году изготовили мастера из Златоуста.

Читать еще:  Игровые автоматы Вулкан 24 с бонусами

Жителей Валаама выселяют

Монастырь появился на острове Валаам в средние века. Однако старинные реликвии практически не сохранились, так как монастырь находился на приграничных территориях, и его неоднократно разрушали. Самые древние реликвии датируются XVI-XVII веками.

Большая часть сокровищ появилась в период расцвета монастыря — в XIX веке. В то время это был большой и богатый монастырь. В начале XX века в нем проживало около 400 монахов и тысяча трудников. Это был четвертый по величине монастырь России.

Монастырь принимал дары от купцов и других богатых людей, которые просили помолиться о здоровье своих близких. Принимались и благодарственные дары.

Императоры тоже посещали Валаамский монастырь и делали щедрые подарки. Например, в 1858 году на Валааме побывал император Александр II с семьей.

Императорская семья передала в дар парчовый покров, две серебряные лампады и украшенные бриллиантами четки из морского жемчуга с золотым крестом.

Более ранним царским подарком являются позолоченный ковш для причастия из серебра с позолотой. Его в 1752 году подарила монастырю дочь Петра Великого императрица Елизавета.

Во времена царской России северная часть Ладоги и Валаамский монастырь находились на территории Великого Княжества Финляндского. Они остались частью Финляндии после того, как в России произошла революция и Финляндия стала независимой. Связь с Русской Православной церковью прервалась, и Валаам стал частью Финляндской Православной церкви.

Во время начавшейся в ноябре 1939 года Зимней войны Финляндия потеряла Карелию. Финны ушли с этой территории, и монахи Валаама стали беженцами.

Зимняя война закончилась 13 марта 1940 года. Несколько дней спустя последние монахи покинули Валаам.

Рассказывают, что перед уходом отец Симфориан поднялся на колокольню главного собора и ударил в самый большой колокол монастыря 12 раз.

Сокровища монастыря были перевезены в Финляндию в три этапа в 1939-1940-х годах. Наиболее ценные вещи увезли еще до начала войны.

В марте 1940 года 40 армейских грузовиков прибыли для того, чтобы забрать монастырские ценности. К счастью, Ладога была скована льдом, что облегчило перевозку.

Церковные реликвии сначала перевезли на поезде в Центральную Финляндию в город Суолахти, а летом 1940 года — в Куопио. Оттуда все ценности были вывезены на кораблях в усадьбу Папинниеми в местности Хейнявеси, где позже появился Ново-Валаамский монастырь.

Часть сокровищ Валаама была продана, часть — подарена новым православным церквям или молельным домам, которые активно строили по всей Финляндии после окончания войны. На территории Советского Союза осталось 90% всех православных церквей Финляндии.

Оставшиеся ценности можно увидеть в Ново-Валаамском монастыре и в Музее православной церкви Финляндии в Куопио. В музее находится серебряная позолоченная рака с мощами основателей монастыря. В Новом Валааме работает постоянная выставка, посвященная истории монастыря, на которой представлены различные святыни.

Часть сокровищ Валаама используется и сейчас. Это относится и к подаренному Александром I кресту с бриллиантами: служители церкви пользуются им во время больших православных праздников.

«Надо сказать, что мы пользуемся им редко. Он находится под охраной, если можно так выразиться. Получить его оттуда довольно трудно».

На выставке истории монастыря представлена копия креста с бриллиантами.

Хотят ли русские действительно заполучить эти сокровища обратно? Архимандриту Сергию известен лишь один случай, когда о сокровищах спрашивали официально.

«Примерно 15 лет назад нынешний настоятель Валаамского монастыря на Ладоге вежливо спросил, могут ли они купить старинные предметы».

Согласие на это не дали, ведь монастырь не может принимать такое решение самостоятельно. Хозяином этих ценностей в первую очередь является Финляндская Православная церковь.

Сергий знает, что в 1990-х гиды рассказывали туристам на ладожском Валааме, что Финляндия разграбила монастырь.

«Больше так не говорят. У нас хорошие отношения. Настоятель ладожского Валаама приезжал к нам прошлым летом».

Когда Валаам на Ладожском озере опустел после Зимней войны, здания монастыря пришли в полное запустение. Антирелигиозный Советский Союз не интересовало, сохранятся ли реликвии православной церкви.

Читать еще:  Мусульмане всего мира отмечают праздник жертвоприношения

Только после распада Советского Союза ладожский Валаам начали приводить в порядок. Именно тогда все стали интересоваться старинными церковными реликвиями. Но сейчас, по словам архимандрита Сергия, ситуация совсем иная. В России у монастыря есть богатые покровители, на деньги которых его отреставрировали, а вместо утраченного появилось много нового и ценного.

Значение иерусалимского креста паломника

Паломнический крест сегодня имеет несколько трактовок:

  1. Для Иерусалима равносторонний символ с четырьмя маленькими крестиками означает раны Христовы, полученные во время распятия.
  2. Православие видит в нем Спасителя и Его учеников. Так, центральная, самая большая фигура – это Иисус Христос, а по бокам находятся четыре Апостола, написавшие Евангелие.
  3. Четырехугольный крест паломника отождествляет гвозди, вынутые из тела Христа после Его смерти.

В России иерусалимский крест изображался на обложке Святого Писания, бывшего главной святыней Московского храма Спасителя. Здесь он означал четыре главные книги, которыми описывается все земное бытие Спасителя.

В России иерусалимский крест изображался на обложке Святого Писания

Представители РПЦ не отрицают существование Вифлеемского креста, однако не ставят его в один ряд с традиционным православным символом. По этой же причине они не рекомендуют носить его на теле. Будучи в Иерусалиме, можно купить реликвию, однако дома ее лучше хранить у иконостаса, рядом с другими иконами. Таким образом он будет играть роль домашнего оберега и напоминать о паломничестве к святым местам.

Дополнительные перекладины

Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола

Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.

Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.

Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).

Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.

Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании

Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».

Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».

Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.

Дмитрий Марченко

Примечание:

1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector