3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культ, ересь, секта; в чем разница? И как не попасть в сети

Культ, ересь, секта — в чем разница? И как не попасть в сети

Есть термины, значение которых со временем существенно исказилось, как в христианском, так и в светском обществе. Что такое культ, ересь и секта? Есть ли о них упоминания в Библии? Какое значение они имели изначально? И, самое главное, как отличить истинное библейское учение от ложного?

Ересь

Слова «ересь» и «еретик» есть в Библии и употребляются в довольно разных смыслах.

В древнегреческом языке от глагола hairein («брать») произошли прилагательное hairetos («способный выбирать») и существительное hairesis(«акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения «выбор», «направление», «философская или религиозная школа, секта». В иудейской культуре так называли религиозные или политические партии — например фарисеев и саддукеев (Деян. 5:17; 15:5; 26:5).

Иудеи называли христианство «ересью» (Деян.24:14), видимо, желая сказать, что христиане – это секта, находящаяся под Божьим осуждением. Изначально это понятие носило вполне нейтральный, описательный характер.

Но апостол Павел называл «ересями», то есть «разделениями», группировки, возникшие внутри коринфской церкви (1Кор.11:19). Иногда Павел описывает таким образом разделения между истинными и ложными верующими, а в других случаях он видит в этих разделениях лишь прискорбное проявление греховных раздоров между христианами, и не считает никого из участников таких группировок погибшими. Однако в других своих посланиях Павел называл «ереси» или разделения в числе дел плоти (Гал.5:20) и писал, что «еретик» — человек, создающий разделения в церкви, — развратился и самоосужден (Тит.3:10,11). Наконец, Павел пишет о губительных «ересях» в смысле учений, которые отрицают Господа Христа (2Пет.2:1).

Однако для христиан, которые верят в уникальность и абсолютную истинность учения Христа, любой выбор, любое отклонение является гибельной ошибкой. Следуя примеру апостолов, ранняя Церковь стала использовать этот термин для обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности тому или иному неортодоксальному учению, в отличие от термина «схизма» (раскол), который подразумевал обособление от Церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету.

Некоторые современные источники толкуют ересь как «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению». Таким образом, ересь — это новое учение, возникшее в рамках Церкви, но противоречащее ее традиционному богословию.

В нынешних протестантских кругах понятие «ересь» оказалось незаслуженно забыто. И на то есть вполне объективные причины. Поскольку в большинстве современных церквей (в особенности т. н. «свободных» или «внеденоминационных») границы вероучения весьма размыты, а исповедание веры подчас сводится к набору общих формул, четкая граница между ересью и ортодоксией стирается, и определение ереси зачастую основано на личных предубеждениях пастора или проповедника. Те же самые проблемы можно наблюдать и в некоторых деноминациях — доктринальное единство настолько ослабло, что две церкви, входящие в одну и ту же конфессию или ассоциацию, могут на деле расходиться во взглядах на довольно серьезные вопросы.

Секта

Ни один термин, обозначающий неортодоксальную христианскую группу, не оброс в нашей культуре таким количеством предрассудков и негативных ассоциаций, как слово «секта». Большинство сразу представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с похищением детей и кровавыми жертвоприношениями. Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.

В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял.

Происхождение слова «секта» (лат. secta — «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — от глагола sequi («следовать за кем-либо)… Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали.

Культ

С понятием «культ» в американском обществе связаны такие же эмоциональные проблемы, какие окружают понятие «секты» в Европе. Однако первоначальный смысл слова «культ» гораздо более нейтрален и никак не ассоциируется с еретическими учениями.

Понятие «культ» происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»). Слово «культ» естественным образом обозначает некую религиозную группу людей, но это общее значение слишком широко для стоящей перед нами практической задачи.

Благодаря этой особенности, термин «культ» имеет особенно много толкований. Практически каждый исследователь изобретает свой собственный вариант определения. К настоящему моменту это слово стало настолько многозначным, что известные американские апологеты были вынуждены сделать такое признание: «Учитывая тот факт, что в настоящее время не существует общепринятого определения культа, наилучшим решением будет всякий раз, когда кто-то говорит о культах, задавать один простой вопрос: «А что именно вы имеете в виду под «культом»?» Возможно, вы не согласитесь с тем смыслом, который ваш собеседник вкладывает в этот термин, но, по крайней мере, вы будете знать, какова его отправная точка.

Кроме того, вам стоит задавать этот вопрос себе, прежде чем назвать какую-либо группу культом. Возможно, не такая уж плохая идея — всякий раз начинать с объяснения того, что именно вы имеете в виду под «культом», чтобы избежать любого возможного непонимания. Лучше подстраховаться. Иначе вы будете рассуждать о культах, а ваши слушатели будут понимать вам совершенно неверным образом».

Каким образом появился этот термин? Считается, что его ввел в употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч. Позже, в 1932 году, понятие «культ» приобрело тот смысл, в котором оно наиболее часто используется сегодня, когда американский социолог Говард Бекер приклеил ярлык «культов»к мелким и недолговечным группам — он подчеркивал частный, личностный характер убеждений членов этих групп и аморфность их организационной структуры. Толкование Бекера было принято с энтузиамом, в результате чего социологи начали употреблять этот термин вне всякой связи с оригиналом; скорее, под «культом» стали понимать группу, убеждения и обычаи которой расходятся с позицией религиозной или светской ортодоксии, и которая отличается очень неопределенной организационной структурой.

В 1938 году американский христианин Ян Карел Ван-Баален впервые использовал слово культ в конкретном значении «псевдохристианское движение».

Несмотря на трудности с поиском точного определения «культа», этот термин все же остается наиболее предпочтительным для описания псевдохристианских групп. В отличие от термина «секта», практически все определения культа учитывают не только социологический, но и богословский аспект проблемы (убеждения людей). В отличие от термина «ересь», понятие «культ» достаточно широко, чтобы включать в себя и лжеучения, возникшие за пределами исторического христианского сообщества.

Признаки культа

Психологический подход

Согласно определению д-ра Майкла Лангоуни (исполнительный директор Фонда американской семьи, AFF), культом следует называть группу, которая…

  • проявляет чрезмерную привязанность к некоему человеку, идее или вещи;
  • использует программу изменения мышления для того, чтобы убедить, контролировать и социализировать своих членов (т.е. ввести их в круг характерных для группы внутренних взаимоотношений, убеждений, ценностей и обычаев);
  • систематически порождает в членах состояние психологической зависимости;
  • эксплуатирует членов с целью достижения поставленных руководством задач;
  • наносит вред членам, их семьям и обществу.

Социологический подход

Согласно определению социолога Брайана Уилсона, культ имеет следующие особенности:

  • Экзотическое происхождение;
  • Непривычный стиль жизни;
  • Высокая степень вовлеченности членов в жизнь группы;
  • Харизматический лидер;
  • Преимущественно молодые последователи;
  • Необычность, привлекающая общественное внимание;
  • Международная активность;
  • Время возникновения — последние десятилетия.

Богословский подход

  • Внебиблейский источник авторитета;
  • Отрицание оправдания благодатью;
  • Принижение роли и величия Христа;
  • Восприятие группы как единственного канала спасения;
  • Представление о центральной роли группы в событиях последних времен.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Рекомендуем Смотреть все

«Дело христианина молиться»: 20 цитат известных христиан о молитве

Shares Во время Своего земного служения Иисус уделял молитве много времени. Насколько серьезно мы относимся к ней сегодня? На что способна молитва? Почему важно

Тоталитарные секты зомбируют людей так же, как те, кто готовят «шахидок»

Насколько опасны секты для человека и общества, кто в первую очередь рискует быть вовлеченным в орбиту их деятельности? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» отвечает директор государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, доктор медицинских наук Татьяна Дмитриева.

— В чем опасность тоталитарных сект для психического здоровья человека?

— Тоталитарные секты используют свою методологию — как управлять людьми, как на них воздействовать, а этим вопросом, как известно, зачастую занимаются не только из добрых побуждений. Сектанты привлекают очень многих с проблемами в психике, с комплексами, стараясь этих людей себе подчинить. Такое агрессивное начало приводит к разрушению личности другого человека.

— Приходилось ли специалистам Вашего Центра сталкиваться с людьми, пострадавшими от сектантов?

— К нам обращались те, кто потерял, по сути, из-за этих организаций самых близких людей. Допустим, была абсолютно благополучная семья, но произошли какие-то неурядицы, которые сделали человека немного более уязвимым и внушаемым, и человек впал в орбиту интересов секты. А тот, кто пережил стресс, не всегда востребован в семье со своими личными проблемами. И вдруг появляется добрый слушатель, который подскажет и как тебе поступать, и как жить стоит, и ради чего вообще стоит жить, и постепенно за приятной беседой все дальше продвигаются эти отношения, и человека, по сути, вытаскивают из семьи, доказывают, что семья вообще не нужна, не нужна квартира, дача, другая собственность. Причем нередко в поле внимания сект оказываются не люди с малым достатком, невысоким социальным положением, а именно те, которые состоялись, которым есть что терять.

Читать еще:  Православие - это часть российской культуры, убежден президент

Мы неоднократно видели случаи, когда, допустим, хорошая мать и жена все бросала, все, что у нее ценного было, уносила из дому и становилась преданным адептом секты, считая, что всю свою жизнь она должна посвятить чужим людям и что раньше она все делала не так. То есть, по сути, человека зомбируют, и он начинает отрабатывать уже другую линию жизни.

Кто еще входит в такую группу риска?

— Аналогичные случаи происходят и со студентами, и с начинающими бизнесменами, с людьми, у которых, может быть, не все удачно складывается в начале взрослой жизни, была какая-то несчастная любовь. И опять-таки это люди из семьи благополучной, состоятельной. Они тоже оказываются под влиянием секты, которая их из семьи уводит, но не просто так, а имея в виду коммерческую составляющую. А за юношами уже и родители, и бабушки, и дедушки оказываются постепенно втянуты во все эти проблемы, так что в итоге страдает сразу несколько поколений.

Таких пострадавших за эти годы в поле нашего зрения было немало. Поэтому когда кто-то начинает говорить о сектах, что они такие хорошие, что у них есть методики психологической реабилитации, лечения, омоложения — все это внешне смотрится вроде бы достойно, прилично и даже где-то интересно, но мы, психиатры, за этим видим то, что следует уже на втором и третьем этапе такого взаимодействия и кончается уничтожением, растворением личности.

— Насколько опасно это растворение для общества?

— Чтобы это понять, достаточно вспомнить о так называемых «шахидках», которых также предварительно зомбируют и отправляют на самоубийство. Многие адепты сект — те же самые зомби. К сожалению, сами потерпевшие как правило не чувствуют себя пострадавшими, потому что они действительно становятся другими людьми, с другими интересами и как бы перемещаются в другую жизнь, на другую планету. Им уже неинтересны ни дети, ни мужья, ни жены — все, что было прежде, лишнее для этих людей, они находят какое-то свое счастье совсем в ином.

При этом человек остается гол как сокол, живет в каких-то общежитиях, выполняет как раб какие-то поручения, он подчинен кому-то сильному и счастлив этим — ему не нужно думать, заботиться, зарабатывать деньги — он все отдает и доволен, что им управляют так, как считают нужным. Это, конечно, страшно, а потерпевшей в итоге остается семья, которая часто таким образом теряет своего близкого человека.

Насколько эффективно, по Вашему мнению, государство может противостоять распространению сект?

— Во многих странах отдельные тоталитарные секты запрещены, но при этом они действуют под другими юридическими вывесками, маскируясь под правозащитные, благотворительные и другие общественные организации нерелигиозного характера. Следует признать, что сектанты зачастую действуют психологически очень выверенно, например, когда ведут миссионерскую работу в поликлиниках, куда люди приходят как раз в надежде на помощь. А так как очень многие действительно страдают от нехватки внимания, то сектанты, по сути, ловят их души. Тут важно заметить, что бороться с сектами должны не психиатры и не журналисты, а спецслужбы, тем более что в конечном итоге многие секты создают прямую угрозу для безопасности государства.

10 самых опасных сект в мире (10 фото)

10. Ho-no-Hana («учение цветка»).

Японская необуддистская секта. Основана в 1987 году. «Учитель» Хоген Фукунага якобы наделен магическими способностями и может читать прошлое и будущее людей по их ногам. Верхушка секты занималась вымогательством: предсказывая рак или другие смертельные заболевания, она заставляла людей участвовать в специальных очистительных мероприятиях, которые стоили $900 за сеанс. После обвинения в мошенничестве Фукунага был привлечен к суду, заплатив по приговору штраф около $1 миллиона. Секта продолжает вербовать приверженцев под другим именем: Yorokobi Kazoku no Wa.

9. Секта Raeliano. Раэлианцы.

Секта Raeliano возникла во Франции в 70-х годах прошлого века. Основатель — Клод Ворильон (Claude Volilhon), более известный как Раэль, бывший спортивный обозреватель, заявил, что в 13 декабря 1973 года в кратере потухшего вулкана в центре Франции встретился с инопланетянами, один из которых назвал себя Богом (Elohim, одно из слов, в Торе обозначающих Бога).

Elohim сказал ему, что жизнь на Земле создали инопланетяне с помощью генной инженерии, в том числе клонирования. Раэль привлекает в свою секту людей, обещая им вечную жизнь, секретом которой он, якобы, обладает.

«Учитель» проповедует сексуальную свободу.

Одна из последовательниц «церкви» появилась в 2003 году в СМИ с заявлением о том, что является первым в мире клоном. Сенсация вскоре была опровергнута учеными.

8. Секта, в России именующая себя «Церковь Христа», «Церковь Завета», «Часовня на Голгофе», «Древо жизни», «Русская христианская церковь». В других странах известна под названием «Церковь Тела Христова» или «Слово жизни».

Согласно учению этого движения, истинный христианин обязательно должен преуспевать, процветать в земной жизни, что рассматривается как подтверждение его спасения. Как свидетельство того, что он в достаточной мере овладел законами, действующими в духовном мире, и теперь может требовать от Бога все, что пожелает и получить требуемое. Так, как Бог, по мнению сектантов, просто не имеет права отказать человеку, имеющему «твердую веру».

Местные организации оказывают друг другу поддержку, обмениваются «пасторами», помогают недавно возникшим отделениям. Каждое «богослужение» начинается с «прославления» Христа, которое осуществляется посредством многократного повторения какой-либо одной несложной фразы типа «Я славлю тебя, Христос» под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки.

Адепты секты находятся в информационном вакууме, так как телевидение, радио и пресса якобы несут бесовской заряд. Многие из них оставляют своих родителей, так как формируется установка на то, что не принявший учение секты родитель — также орудие в руках дьявола.

Адепты регулярно отчисляют на содержание местной общины и ее руководства десятину (десятая часть доходов). Кроме того, предусмотрены другие многочисленные «текущие» сборы, призванные в значительной мере облегчить для рядовых членов секты бремя распоряжения собственными деньгами.

Практикуется проведение массовых «религиозных» собраний с исцелениями, которые иногда организуются на стадионах, чем напоминают аналогичные мероприятия целителей и экстрасенсов. Лечение традиционными методами отвергается, что нередко приводит к гибели людей.

7. «Орден Храма Солнца» .

Некоторые СМИ, например, газета «Совершенно секретно» указывают на ее деятельность на территории России.

Основана в 1984 году неонацистом, бельгийцем Люка Журе. Учение «Ордена Храма Солнца», ведущее свое происхождение от мистического ордена тамплиеров и некоторых групп розенкрейцеров, представляет собой смесь астрологии, алхимии, мистики, йоги и кабалистики.

Согласно учению секты, Земля неотвратимо приближается к апокалипсису, при этом смерть не существует, являясь не более, чем иллюзией. Адепты верят, что в потусторонней жизни их ждет возрождение.

22 декабря 1995 года во Французских Альпах, недалеко от Гренобля, на лесной просеке, произошло массовое ритуальное самосожжение 16-ти адептов «Ордена Храма Солнца», в том числе одной девочки и двух мальчиков от 2-х до 6-ти лет. Один из детей был ребенком местного полицейского. Некоторые из жертв были убиты выстрелами в голову, а затем преданы огню.

6. Секта Бхагавана Шри Раджниша (Ошо).

Раджниш глубоко презирал человечество и не считал нужным скрывать своих устремлений; может быть, даже более, чем в историях других сект, тут с неприкрытым цинизмом выставлены на поверхность причины, двигавшие новоявленным гуру, — алчность, похоть, тщеславие и жажда власти.

Стоит добавить, что культ Раджниша трудно отнести даже к псевдоиндуистским новообразованиям — это абсолютно “авторское произведение”, действующее в ареале движения “Ньюэйдж”.

В 1966 г. Раджниш оставил университет и начал проповедовать собственное учение, представлявшее собой парадоксальную смесь из огрызков джайнизма, тантризма, дзен-буддизма, даосизма, суфизма, хасидизма, ницшеанства, психоанализа, популярных “психо-духовных” терапий и учений Кришнамурти и Гурджиева.

Не имея посвящения ни в одну из мистических традиций, он все перетолковывал по-своему, приспосабливая к собственным нуждам. Главный постулат “единственной религии” Раджниша можно выразить, перефразируя известное святоотеческое высказывание: “Люби Бога и делай, что хочешь”.

Особенное распространение секта получила в США. Предположительно именно он в 1984 году отравил сотни человек в Далласе, при помощи бактерии сальмонелла.

После депортации из США Раджниш попытался остановиться в какой-либо стране, где имелись его последователи, но 21 страна или запретила ему въезд, или выслала его без всяких особых объяснений (как, например, Греция).

Сейчас в мире насчитывается около 200 медитационных центров Ошо. На территории бывшего Советского Союза существуют центры Ошо в Санкт-Петербурге, Воронеже (действует с 1996-го года под названием “Тантра Йога”), Одессе, Краснодаре, Минске, Тбилиси, Риге и в Москве, где, кроме центра “Ошо Раджниш”, действует еще и центр “Восточный дом”, созданный россиянином Игорем.

В начале 90-х годов он прошел курс обучения в Пуне и вернулся оттуда саньясином Свами Ананд Тошаном.

4. Секта Мэнсона.

Маньяк, возомнивший себя пророком, объявил войну между черной и белой расами. Чарльз Мэнсон был обвинен в 1969 году в нескольких убийствах, в том числе супруги режиссера Романа Полански актрисы Шэрон Тейт. По приговору суда он должен был быть казнен в газовой камере, но в 1977 году верховный суд Калифорнии признал смертную казнь неконституционной, поэтому ее заменили на пожизненное заключение. В прошлом году ему было отказано в досрочном освобождении.

3. Секта «Врата рая» (Heaven’s Gate).

В 1997 году Эпплуайту удалось уговорить 39 последователей своей секты покончить жизнь самоубийством, по причине неизбежного столкновения Земли с кометой Хейла-Боппа.

Он пообещал своим адептам, что они покинут свои земные тела и отправятся в путешествие на космическом корабле. Члены секты одевались в капюшоны и перчатки, чтобы даже случайно не соприкасаться друг с другом и не воспылать греховными желаниями, подчинялись тысячам правил, усиленно штудировали Библию.

Были у них и периоды, когда общаться друг с другом можно было только письменно. Семью надлежало забыть раз и навсегда. Каждый имел «наблюдающего партнера» и, в свою очередь, тоже наблюдал за кем-то.

После того, как интернет cтал широко доступен, в нем появился соответствующий сайт секты под названием «Врата Рая».

Готовясь к суициду, они пили лимонный сок, тем самым ритуально очищая свои тела. Они также верили в то, что их массовое самоубийство поспособствует популярности интернета (многие члены секты работали веб-дизайнерами).

Тела 39 человек были найдены 26 марта 1997 года на их вилле на ранчо Санта-Фе (недалеко от Сан-Диего, Калифорния). 18 мужчин и 21 женщина усыпили себя фенобарбиталом, смешанным с пудингом или фруктовым желе.

Все это было запито водкой; потом они натянули себе на головы пластиковые мешки с таким расчетом, чтобы задохнуться во сне. Лица и верхняя часть тел «монахов» (так они называли себя) были аккуратно накрыты квадратным фиолетовым покрывалом.

Читать еще:  Московские индусы встретили весну, осыпав друг друга красками

Все 39 человек были одеты одинаково — в черные рубашки, черные брюки и черные кроссовки.

2. «Аум Синрике».

Секта образована в Японии, отдельные группы действуют и в России, хотя во многих странах ее деятельность запрещена. Учение Аум Синрике, якобы основанное на текстах буддизма, по сути сочетает в себе извращенное понимание воззрений буддизма и йоги. Сёко Асахара — руководитель секты несколько раз приезжал в Россию и встречался с политическими и религиозными деятелями. Аум Синрике подготовила нескольких терактов в Японии, в том числе в токийском метро, в результате которого погибли 12 человек.

Cуд признал Асахару (настоящее имя которого Тидзуо Мацумото) виновным по 13 из 17 обвинений и в 2004 приговорил его к смертной казни. Однако по японским законам не сообщается, когда приговор будет приведен в исполнение.

Преступления «Аум Синрикио» вызвали шок во всем мире, однако японским властям не удалось объявить апокалиптическую секту вне закона. В настоящее время она сменила название на «Алеф» и наряду с отколовшейся от нее сектой «Круг света» продолжает существовать под гласным надзором спецслужб. По официальным данным, в рядах этих религиозных объединений состоят более 6 тыс человек.

1. «Храм Народов»

Секта образована в Гайане и признана самой страшной в мире. 18 ноября 1978 года в джунглях Гайаны около 1000 граждан США покончили жизнь самоубийством. Секту создал некий проповедник Джим Джонс — он добивался беспрекословного подчинения угрозами, избиениями и оскорблениями. Как вспоминали очевидцы, его проповеди походили скорее на политические митинги. Во время одной службы, Джонс обернулся к американскому флагу, висевшему у него за спиной, погрозил ему кулаком и сказал: «О, погоди, нация фанатиков, расистов, империалистов и куклуксклановцев! Придет твой час расплаты за совершенные злодейства!»

Джонс строил «кооперативный социализм» в отдельно взятом поселке. Свою коммуну в официальных документах они называли «Сельскохозяйственный и медицинский кооператив «Храм народов». Одна из улиц поселка носила имя Ленина, а утром в качестве побудки над Джонстауном из динамиков звучал гимн Советского Союза. До сих пор о причине смерти жителей поселка нет достоверных данных. По некоторым источникам, при попытке разогнать кооператив, все его жители приняли цианистый калий. Однако «Независимая газета» в 1998 году писала о том, что это было массовое убийство, организованное спецслужбами США.

Ордена и общины

Наша церковь принадлежит к ордену «Общество Воплощенного Слова». Служить Богу можно по-разному, и ордена — это как распределение верующих по профориентации. Кто-то занимается воспитанием молодых людей, кто-то ухаживает за больными, кто-то посвящает свое время исключительно молитве. При этом монахи, которые занимаются активной деятельностью, тоже посвящают время молитве, а те, которые только молятся, могут помочь больному, так что одна специализация не исключает другой полностью. Но единение с Богом при помощи молитвы считается высшим призванием человека, поэтому «молитвенные» ордена особо почитаемы.

У казанского прихода есть сайт — два-три человека из числа прихожан пишут статьи на добровольной основе. Страницу во «ВКонтакте» кое-как веду я, хотя мне очень сложно из-за недостатка времени. Помогают люди, которые записывают мои воскресные проповеди, расшифровывают и выкладывают в интернет. Хозяйственная часть тоже поддерживается прихожанами — добровольцы помогают с уборкой территории собора, мелким ремонтом. Также в приходе есть монахини — они поддерживают порядок и готовят богослужения. Еще есть хор и органист. При каждом католическом приходе работают советы, так что я не решаю церковные дела единолично. Представители общины обсуждают, какие мероприятия проводить и как делить обязанности, на общих собраниях.

Большинство наших прихожан — люди, которые приехали из регионов России, где проживали поляки, немцы и литовцы. Есть те, кто пришел к католичеству в сознательном возрасте, — для таких я провожу курсы подготовки, которые называются катехизацией и длятся примерно год. Там я рассказываю об основах католической веры: что такое церковь, о чем говорило священное писание, какие бывают таинства, молитвы, божьи заповеди. Но и после этого останавливаться в религиозном образовании не стоит. Для дальнейшего просвещения паствы есть проповеди — их смысл в том, чтобы восстановить в памяти людей забытые моменты, освежать и углублять существующие знания.

Бывает, к нам обращаются поздно: например умирающий человек, который ни разу в жизни не причащался. Или приходят родственники, которые просят провести обряд похорон, хотя, пока человек был жив, он не ходил в храм. Я думаю, это не очень правильно. Прихожан мы хороним на обычных кладбищах. Раньше на Арском была католическая часть, рядом с нашей часовней, но потом эту землю забрали.

Что такое деноминация и конфессия? Сколько ветвей существует в христианстве?

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (греч. typos — отпечаток, форма, образец) — разновидности религиозных общностей со специфическими способами организации и управления.ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ различны в разных религиях; религиоведы выделяют следующие: церковь, конфессию, деноминацию, секту, культ и др.

Церковь (греч. kyrios — господин, Господь; oikia — дом, семья, род; букв. — Божий Дом, Дом Господень; в Новом Завете этому термину соответствует греч. ekklesia — собрание, сход; отсюда Экклезиаст — «проповедующий в собрании») — первоначально в христианстве: евхаристическое собрание христиан, «собранных во имя Его»; поместная община верующих во Христа.

Конфессия (лат., букв. — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.

Термин получил распространение в период Реформации , когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания .

В настоящее время конфессией обычно называют определенное направление (группу направлений) в рамках той или иной религии (например, христианства ).

Деноминация (лат. denominatio — наименование, изменение имени, «выход из имени») — термин, употребляемый в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда просто как синоним терминов «вероисповедание» и «конфессия».

Термин «Деноминация» восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения.

В христианском контексте слово «деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры».

Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин «культ» — англ. cult, от лат. cultus) — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям.

Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру.

Секты обычно отличаются харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной и принятыми в организации нравственными и поведенческими нормами.

Часто секты создают собственную субкультуру отличающую ее носителей от остальных людей.

Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.

В литературе термин «секта» часто без достаточных оснований применяется к другим ТИПАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ на том лишь основании, что они противопоставляют себя наиболее массовой церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т.п.).

Христианство у своих истоков, по своей вселенской сущности, не было сектой, хотя и воспринималось современниками как секта иудаизма .

Первыми сектантскими группами внутри христианства были ревнители закона Моисеева, утверждавшие, что спасение по вере во Христа без обрезания и соблюдения этого закона невозможно (с ними Павел дискутирует в Послании к Галатам), а также гностики-дуалисты (следы полемики с ними можно увидеть в Послании к Колоссянам).

Позднее, после разделения церкви на православную и католическую , каждая из ветвей порождала свои секты: катары, петробрузиане — у католиков; стригольники, хлысты, старообрядческие «толки» у православных.

С появлением протестантизма (возникшего как движение за возвращение католической церкви к Библии ) появились секты протестантского происхождения.

В то же время лютеране , реформаты , баптисты , методисты и другие протестантские конфессии в дореволюционном православном понимании рассматривались не как секты, а как «инославные вероисповедания» наряду с католиками.

Эти конфессии также порождали новые вероисповедные группы и секты (пиетисты, штундисты, «малеванцы» и т.д.).

И в настоящее время существуют многочисленные культы католического («старокатолики», лефевристы), православного («Богородичный центр», «Истинно-православная церковь» и др.) и протестантского происхождения ( мормоны , «Свидетели Иеговы» , «Новоапостольская церковь», «чистые баптисты», пятидесятники-«единственники» , «мурашковцы» и т.д.).

Помогал бездомным, рассказывал о чудесах

Церемония беатификации (причисления к лику блаженных) состоялась в итальянском городке Ассизи — на родине святых Франциска Ассизского и Клары Ассизской.

«Карло только что был причислен к лику блаженных, но уже стал всемирным феноменом, — отметил на церемонии католический священник и миссионер из Камбоджи отец Уилл Конкер. — Его делает таким необычным тот факт, что он был самым обычным человеком. Мы говорим людям, что парень, за которым вы должны следовать, был очень похож на вас».

На первый взгляд Карло действительно мало чем отличался от своих сверстников: носил джинсы и кроссовки, любил играть с собакой, гонять мяч с друзьями и свою PlayStation (правда, отводил видеоиграм не больше одного часа в неделю). Его родители не были набожными, зато Карло с 7 лет ежедневно ходил на мессы и причащался раз в неделю.

«Он хотел войти в каждую церковь, мимо которой мы шли», — вспоминала Антония Сальцано, мама Карло. К 11 годам мальчик уже преподавал катехизис детям помладше.

Антония рассказывала, как сын на свои деньги покупал спальные мешки для бездомных, многих бродяг знал по именам. Мальчик работал волонтером в столовой в Милане, а по вечерам разносил бездомным еду и горячие напитки. Он мог по пути в школу остановиться, чтобы расспросить человека о его проблемах. Молился за грешников, защищал детей, особенно детей-инвалидов, которых травили в школе.

Епископ Агостино Валлини приветствует мать и отца Карло Акутиса во время церемонии беатификации в Ассизи, Италия, 10 октября 2020 года

В 9 лет Карло увлекся программированием — сам взялся за учебники, изучил графический дизайн. Юный компьютерный гений развивал сайты местных религиозных организаций и разработал веб-сайт с полным списком и описанием всех евхаристических чудес, то есть создал виртуальный каталог необъяснимых наукой явлений, связанных с евхаристией (причастием).

«Карло был лучом света в темных закоулках интернета», — говорила журналистам Антония. По ее словам, некоторые почитатели сына называют его «инфлюэнсером бога».

Читать еще:  В РПЦ призвали блоггеров к корректности и ответственности

Впрочем, для того чтобы стать блаженным, одной праведной жизни мало — нужны свидетельства чудес. А чудеса были. Рассказывали, что после похорон Акутиса одна женщина якобы смогла излечиться от рака, другая забеременеть, хотя считалась бесплодной. В 2013 году в Бразилии в честь Карло состоялся молебен, на котором присутствовал шестилетний мальчик с расщепленной поджелудочной железой. Известно, что ребенок помолился и прикоснулся к фрагменту футболки Карло, а через три дня врачи констатировали: аномалия исчезла. Специальная комиссия признала это чудом, и спустя 14 лет Акутиса причислили к лику блаженных.

Однажды, обращаясь к молодежи, папа Франциск процитировал фразу Карло «все мы рождаемся оригиналами, но многие из нас умирают фотокопиями», добавив: «Не позволяйте этому случиться с вами!».

Беатификация

  • Беатификацию инициирует, как правило, епархия, на территории которой похоронен праведник. Она же начинает сбор материалов о его жизни, включающие документы, подтверждающие его святость и исключительные добродетели, его сочинения и информацию о посмертных чудесах, совершившихся по его заступничеству.
  • Как правило, такими чудесами являются случаи необъяснимого с медицинской точки зрения исцеления. Для причисления к лику блаженных достаточно установить один такой случай (это условие необязательно при беатификации мученика за веру).
  • Это так называемая формальная процедура. Существует еще эквивалентная беатификация, которая осуществляется, когда культ данного лица уже существует. В этом случае требуются доказательства того, что его почитают не менее ста лет.
  • Для проверки всех сведений создается специальный трибунал, который заслушивает показания как сторонников беатификации, так и противников. Выдвижение доводов против беатификации кандидата позволяет избежать несвоевременных и поспешных решений.
  • Затем собранные документы поступают в Римскую епархию, где их рассматривает уже другая комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Эта комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или хотя бы логического объяснения. Затем дело рассматривает ватиканская Конгрегация по делам святых (преемник Конгрегации обрядов). Окончательное решение о причислении мученика или праведника к лику блаженных принимает папа, после чего устраивается торжественная месса.
  • Процесс беатификации начинается не ранее, чем через пять лет после кончины подвижника. Однако папа своим решением может сократить этот срок или отменить его (как в случае с матерью Терезой и папой Иоанном Павлом II).
  • Почитание блаженных не является обязательным для всей церкви и обычно носит местный характер (в некоторых епархиях или в одной церковной области).

czeslaw_list

Liepš być bahatym i zdarovym, čym biednym i chvorym

Понятие конфессия, секта, ересь


Современная религия — это многоконфессиональный комплекс, набор множества религиозных вероучений (до 5000 различных религий и культов). Сегодня церквями называют обычно широкие объединения — отдельные конфессии и их административные структуры.

Понятие «Конфессия»

Конфессия (лат. confessio — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии.

Термин «Конфессия» используется в качестве синонима слова «Деноминация» (от лат. denominátio — «переименование», наименование, изменение имени, «выход из имени») восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения. Термин получил распространение в период Реформации, когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания. Реформация церкви в 16 веке Мартином Лютером и его последователями Джон Кальвин и Джон Нокс, лишь породила различные христианские деноминации. Реформаторы не поняли главного; о невозможности совокупления церкви с миром — системой государства, равно и с любой организацией.

В религиоведении термин «Деноминация» употребляется для обозначения религиозных объединений, а иногда как синоним терминов «вероисповедание». Часто деноминацией религиоведы называют особый, промежуточный тип религиозной организации, которая, в зависимости от характера образования и тенденций эволюции, соединяет в себе черты церкви и секты. Слово «Деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры».

В каждой из крупнейших религий мира есть свои конфессии, отличающиеся друг от друга.

Христианские конфессии согласно хронологии их возникновения:

Со второй половины предыдущего столетия получило распрострнение вне конфессиональных христиан, разделяющие две сферы: Церковь и государство. Вне конфессиональные христиане не и меют деном и нац и и в смысле орган и зац и и и в ней иерархию , которая управляет поместным и общ и нам и. Вне конфессиональные христиане проповедуют церковь не как организация, а как — собрание созванных на равных в Теле Христа (Мф.16:18), духовная субстанция, живой организм Тела Христа и творение Триединого Бога. Где каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Хр и стом, который является ее Главой. Читать больше → Внеконфессиональное христианство — Основные положения вероучения .

Понятие «Секта»

Се́кта (лат. sectaшкола, учение, от лат. sequorследую) — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящего ему. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение, организованную традицию — свою практику, своего основателя и особое учение, отличные от господствующей церкви или идеологии.

Термин «секта» вызывает у людей слишком негативную эмоциональную реакцию, хотя научное определение «секты» применимо к вполне христианским группам, отколовшимся от традиционных для данной страны конфессий. В самом слове «секта», большинство людей представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с кровавыми жертвоприношениями и зомбированием адептов «сект». Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.

В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял. Этимологически с этим понятием не было связано никаких уничижительных коннотаций.

Этимология слова «секта» (лат. secta — «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — от глагола sequi («следовать за кем-либо). Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали.

Изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп. Например, ранняя христианская Церковь, обособленная в языческом мире от традиционных античных религий и противопоставляющая себя им, подпадала под все признаки секты, почему именно так и именовалась. Более того, ранние христиане не стыдились этого эпитета. Они, в общении с язычниками, прямо называли свое религиозное общество сектой, поскольку пользовались общепринятой терминологией и не видели в этом слове отрицательного содержания. Известный христианский апологет Тертуллиан писал в своей «Апологии»: «когда истина наша становится очевидной для каждого, тогда неверие, изобличаемое всем добрым, что известно о НАШЕЙ СЕКТЕ, утверждает, что она уж во всяком случае, не Богом учреждена, но есть скорее какой то особенный вид философских школ»

Понятие секты изменилось для христиан только тогда, когда церкви христианского вероучения стали доминирующими в обществе и ее учение превратилось в культурообразующую идеологию. Для христиан сектами стали исключительно обособленные от Церкви группы и течения. Т.е. отрицательное содержание термин получил исключительно в силу того, что возникшие внутри христианства секты стали противопоставлять себя общепринятому учению о церкви.

« Тоталитарная секта » и история его возникновения:

« Тоталитарная секта» — организация на религиозной основе, зачастую существующая в форме общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности, представляющая опасность для жизни и здоровья . В большинстве стран критика религиозных меньшинств зачастую заключалась в том, что они объявлялись «культами» и «сектами». Оба термина используются почти взаимозаменямо, причём «секта» (фр. secte, нем. sekte, итал. setta) имеет более негативную окраску.

С таким явлением как « Тоталитарная секта» столкнулись США, а затем страны Западной Европы в 1960-е годы. В начале к ним относились настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним улучшилось. Большинство из них социально адаптировались и вписались в современное общество, заполняя незанятые традиционными церквями ниши.

В России религиозные меньшинства были всегда. Они зарождались на российской почве или в результате усилий иностранных миссионеров. В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых религиозных организаций и групп.

Понятие « Ересь»

Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

С точки зрения теологии, ересь — это «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению».

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным, где слово «ересь» имеет значение «чепуха», «бессмыслица» — например, в выражении «нести ересь».

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин.14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет.2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал.5:20).

С точки зрения ортодоксального христианства, следующие учения традиционно рассматриваются как еретические:

Паразитирование секты

По словам президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александра Дворкина, секта может паразитировать на буддизме, на исламе, на психологии.

Говоря о пастaфарианстве (Церковь Летающего Макаронного Монстра — пародия на религию), Дворкин назвал ошибкой обращать чрезмерное внимание на сторонников этого течения.

«Это приколисты и провокаторы. Их никто не зарегистрирует, как религиозную группу. У нас религиозная группа может уведомить о своем существовании, но это не значит, что они получат регистрацию. Пастaфарианство — это грубый стеб и провокация. Чем больше их игнорировать, чем лучше. Они всячески нарываются на внимание властей», — пояснил он.

В то же время Дворкин обратил внимание, что если кого и запрещать, то это должны быть саентологи.

«Это типичнейшая тоталитарная секта. Тысячи погубленных судеб, разрушенных жизней. Это одна из наиболее влиятельных сект мира. Госдеп лоббирует их интересы во всех странах мира. Во Франции несколько лет назад готовился самый мощный процесс по саентологии. И не закрыли их», — рассказал он.

Он отметил, что сектантов нужно штрафовать на большие суммы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector