0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церкви вернули новгородский храм XV века

Содержание

Воскресенская слобода

Воскресенская слобода – единственная из исторических слобод Великого Новгорода, сохранившая свой ландшафт и название до наших дней. Благодаря тому что, территория бывшей слободы расположена на очень узком участке между затапливаемыми в паводки землями в стороне от основных городских маршрутов, природный облик слободы за несколько веков практически не изменился. В XIX веке слобода была застроена частными деревянными домами.

Своим названием Воскресенская слобода обязана одноименному монастырю, находившемуся на ее территории, по крайней мере, с XII века. Первое упоминание Воскресенского монастыря на озере Мячино в летописях относится к 1136 году, когда в монастыре сгорела деревянная Воскресенская церковь. Монастырь относится к старым новгородским обителям, построенным в домонгольскую эпоху. Обычно, подобные монастыри считались богатыми, владели обширными землями и обладали значительным влиянием. Территория же Воскресенского монастыря была сильно ограничена его местоположением.

Церковь уверения Фомы в светлый праздник Воскресения Христова

Одной из сохранившихся до наших дней монастырских построек является церковь Воскресения. Первый каменный храм был построен в 1196 году на месте сгоревшей деревянной церкви. К XV веку старая каменная церковь обветшала, в 1463 – 1464 гг. была разобрана и выстроена заново. Во время шведского нашествия монастырь был разорен и пустовал 15 лет. В 1626 году церковь отремонтировали и освятили.

В XVIII веке церковь Воскресения основательно перестроили, ее исторический облик был утрачен. Барабан, арки и своды были разобраны и возведены по-новому, устроена простая четырехскатная кровля, декор фасадов был частично срублен. Такая переделка связана с тем, что к середине XVIII века Воскресенский монастырь обеднел и был упразднен. В 1763 г. церковь Воскресения переведена в разряд приходских. В годы Великой Отечественной войны использовалась как огневая точка, в результате чего сильно пострадала, как и многие другие новгородские памятники.

Церковь четырехстолпная, трехапсидная, квадратная в плане, одноглавая с подцерковьем. Фасады расчленены лопатками на три неравные части. Во втором и третьем ярусах оконных проемов нет. Во втором ярусе центральной трети имеется дверной проем XV века с полуциркульным завершением. К порталу в древности примыкало крыльцо, которое на сегодняшний день полностью утрачено, так как во время войны при устройстве блиндажа грунт на этом месте был перекопан. На стенах и столбах на уровне пола XIV века обнаружены остатки фресок.

В 1960 г. обрушился центральный свод церкви вместе с барабаном и главой. Рухнула крыша, а стены зияли большими вертикальными трещинами. В срочном порядке реставраторами под руководством Л.Е. Красноречьева была проведена консервация, которая приостановила дальнейшие разрушения. В ходе работ удалось раскрыть детали храма XV века, в частности элементы богатого декора фасада, однако ввиду недостаточного объема финансирования, была сделана лишь простая кровля, а контуры главы и барабана обозначили металлическим каркасом.

Церковь Иоанна Милостивого

Еще одной сохранившейся до наших дней монастырской постройкой является церковь Иоанна Милостивого. Каменный храм был возведен в 1422 г., перестраивался в XVII и в XVIII вв.

Церковь Иоанна Милостивого небольшая, одноапсидная, бесстолпная, квадратная в плане постройка с двухпролетной звонницей на западной стене. В древности с севера примыкала пристройка, которая была решена как одностолпная палата. Центральное помещение церкви перекрыто высоким сомкнутым сводом с распалубками, апсида — полукуполом. В древности с запада церковь имела каменные хоры.

В ходе реставрационных работ 1962 – 1963 гг. церкви постарались вернуть облик XVII века. Были сохранены отдельные детали позднего времени и раскрыты выявленные формы XV века.

Сегодня Воскресенская слобода остается, пожалуй, одним из немногих районов, буквально дышащих живой историей города. Сохранившийся ландшафт местности, отсутствие многоэтажной застройки, старые улицы буквально переносят путешественника на несколько веков назад. Законсервированные и частично отреставрированные монастырские церкви позволяют увидеть историю новгородской архитектуры. Пережив пожары и реставрации, войны и нашествия, опустошения и разорения, восстановления и перестройки древние стены стоят, сохраняя следы прошлого в каждом своем камне.

Как добраться

Воскресенская слобода расположена примерно в 900 метрах к югу от Кремля за валом Окольного города и ручьем Осоковец. Следует двигаться по улице Троицкой по направлению из центра города. Пройдя мимо Белой (Алексеевской) башни следует свернуть налево в сторону Гребного канала и реки Волхов. На некоторых картах Воскресенская слобода отмечена, как улица Обороны.

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

+ материалы для распечатки и инфографика

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Читать еще:  Предстоятель принял в своей резиденции школьников из Славянска

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Отзыв: Экскурсия «Православные храмы Великого Новгорода» (Россия, Новгородская область) — Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал

Приехав в город Великий Новгород, мы задались целью посетить максимальное количество достопримечательностей. Думаю, что наше желание вполне понятно и объяснимо. К сожалению экскурсионная программа, предлагаемая городским музеем нас не очень устраивала, а пресловутая «Красная изба» и вовсе повернулась к лесу передом, за попытку узнать хоть какие-то подробности про экскурсии.
Помня завет Остапа Ибрагимовича — «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих!», мы дружно с двух планшетов, бросились во всемирную паутину и .
Составили свою индивидуальную экскурсионную программу!
С одной из этих экскурсий я Вас уже знакомил, настала очередь второй. Объекты, о которых я расскажу посещались несколько в иной последовательности, но мне так

удобнее рассказывать о них.

Начнем наш тур с территории Детинца, на которой расположен самый древний каменный храм домонгольского периода — Софийский собор или вернее собор Софии Премудрости Божией.
Под побелкой храма видна каменная кладка XI века.

Построен в середине XI века, т. е. за 750 лет до наполеоновского нашествия!

Инициатором постройки каменного храма, взамен сгоревшего, был новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого и княгини Ирины( Ингигерды). Освящен епископом Лукой Жидятой. Подумать только. Одни имена чего стоят.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Подобные Софийские соборы были построены в Киеве и Полоцке.

Я совершенно не могу понять, почему запрещают фотосъемку в одних храмах и разрешают в других.
Приходится «браконьерить», ведь невозможно не оставвить на память частицу этой неземной красоты!
Украдкой, без впышки.
Жаль, что ни одна фотография не передает всей красоты внутреннего убранства храма!

Храм хранит много святынь и мощей, некоторые новгородские князья упокоены в храме.
Не смог запечатлеть огромный Алексеевский крест необычайной красоты. Древние новгородцы украшали им паруса своих ладей!
Внутри храма меня обуяли чувства, которые я однажды испытал в храмах египетского Луксора.
Соприкосновение с ВЕЧНОСТЬЮ!
Только с теплой, родной, уютной, русской, а не с жаркой иноземной.

Интересное ощущение чувствовать себя букашкой, посреди мрачновато-торжественного великолепия икон, фресок, свечей и иконостасов! А еще запах ладана и чего — то еще.
Тихий голос священника ведущего проповедь.
Мурашки бегут по спине. Храм все-таки давит на психику своим величием!

Я понимаю отчего священнослужители имели власть над паствой, в таких храмах поверишь во что угодно, человек начинает понимать свою ничтожность перед Вселенной! Гнетущее, но торжественно — возвышенное чувство!
Воздух плотный, хоть ножем режь, только от того, что к стенам храма прикаласись исторические личности России на протяжении ТЫСЯЧИ лет!
Тут отчетливо понимаешь, что означают слова » Намоленное место»!

Читать еще:  Крест установлен на храме Пантелеймона Целителя в Харькове

Внешняя архитектура собора грандиозна! На мой взгляд Софийский Собор, один из главнейших храмов России!

Следующий объект колокольня .
Величие и красота.
Можно только представить какой перезвон раздается по округе на Пасху, или набат в тяжкое время!

Евфимиевская часозвоня — колокольня Сергиевской церкви.
А ведь как красиво и витиевато названа башня с часами.
В Великом Новгороде вообще много уникальных названий, они для нас странно звучат, но такие милые и понятные .
Мне до сих пор кажется, что такую же колокольню я уже встречал, но не могу вспомнить где.
Может кто поможет?

Рядом с колокольней(звонницей) распложен еще один православный храм — церковь Входа Господня в Иерусалим. Построена в год русской победы при Кунерсдорфе. Разобрана в 30-годы, одно из немногих зданий не пострадавших в ВОВ.
Мне здание напоминает дом культуры в райцентре.

К кремлевской стене притулилась небольшая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Она была надвратной церковью и пристроена к деревянной башне Детинца посадником Семеном Климовичем, по нынешним временам МЭРОМ города.
За свою историю храм был даже тюремным .
Обратите внимание на Алексеевские кресты. Они еще не раз встретятся нам на других храмах.

Храмы в того исторического периода напоминают крепостные форты с бойницами.
А толщине стен позавидует любая средневековая крепость!

Самой милой и любимой, для нас стала церковь Андрея Стратилата!
Когда-то в ХII веке, церковь была всего лишь приделом к храму Бориса и Глеба, пожары и войны сделали его самостоятельой церковью.
Маленький, уютный немного покосившийся от векового груза, он как древний старец присел отдохнуть посреди поля.
Нам он чем-то напоминает уставшего гусляра, добывающего себе на пропитание пением сказаний о земле русской!

Из храмов правобережной части Великого Новгорода, кроме храмов Детинца, мы осмотрели церковь Власия на Волосовой улице.
Здесь в единственном в мире храме сохранились фрески, написанные рукой самого Феофана Грека. Храм назван в честь святого Власия Севастийского.

Храм настолько душевный, что уходить от него не хочется!
Он не настолько помпезен, как Софийский собор, но просто манит к себе.

Храм Великомученника Пантелеймона.
Церковь Пантелеймона, именуется в Новгороде Николо-Кочановской или Николы Кочанова по имени Новгородского святого.
На фоне древних храмов, этот удивил и огорчил своей неухоженностью, хотя он действующий. Его сейчас восстанавливать начали.

Большинство храмов Великого Новгорода расположены на Торговой стороне города.
Начнем с Воротной башни и колокольни Никольского собора.

Храмы торговой стороны непохожи один на другой, каждый новгородский князь хотел увековечить свое имя и возводил свой храм. Торговые люди тоже не отставали!
Никольский собор или Николо — Дворищенский собор, по возрасту уступает только Софийскому собору. Заложен на Ярославм Дворище( от того и Дворищенский) князем Мстиславом Владимировичем.
Год закладки храма (1113), совпадает с годом основания новгородской вечевой республики.

Я себе представить до сих пор не могу, что прикасался к стенам храма, с 900-летней историей. Если бы он начал рассказ всего, что видел, возможно и историю пришлось писать заново.

Церковь апостола Филиппа и святителя Николая Чудотворца.
Построена московскими и новгородскими купцами в XVI веке.

Церковь Жен Мироносиц.
Начало XVI века, строил купец Иван Сырков, родоначальник крупнейшей фамилии московских купцов.
Частые пожары регулярно уничтожали храмы торговой стороны, на месте одних храмов возводились другие. Эта церковь одна из таких, она построена на месте сгоревшего собора XIVвека.
Умиляют крылечки, башенки, колоколенки.
Как в сказке!

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу
Крестово-купольный, шестистолпный, трехапсидный храм с одним куполом.
Церковь посвящалась новгородцам, погибшим у Жданой горы в неудачном походе в Суздальскую землю.
Страшное было время, сплошные междуусобицы. Русские убивали русских. Страшно!

Церковь Ивана на опоках на Петрятине дворе.
XII век, заложена князем Всеволодом Мстиславичем, старшим внуком киевского князя Владимира.

Церковь Иоанна Предтечи на опоках.
Заложена также Всеволодом Мстиславичем, была передана Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших воском и мёдом

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.
Являлась главным храмом купцов древнего Новгорода.
Названа в честь покровительницы новгородского купечества. А еще, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.
Она просто великолепна!
Мне трудно понять отчего, но неоштукатуренные и непобеленные храмы, мне кажутся теплее и проще, хотя белые торжественнее.

На левом берегу Волхова недалеко друг от друга находятся два собора, добраться до них далековато, зато они отлично видны в бинокль от здания городского театра!

Церковь Бориса и Глеба в Плотниках.

Церковь Никиты Новгородского.
Храм расположен при впадении реки Питьбы в Волхов, в живописной роще .

Церковь Дмитрия Салунского.
Храм XIV века.

Колокольня без перестроек с XVI века!

Несколько храмов мы посетили с автобусной экскурсией.
Это церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
Храм был построен жителями Ильинской улицы на свои сбережения.XIV век.
Храм неописуемой красоты!

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери.
Построен после нашествия Наполеона, действовал до 30-х годов прошлого века.

Сейчас сильно обветшал.

Церковь Федора Стратилата на Ширкове улице.
Церковь представляет собой квадратную в плане, четырехстолпную, двухэтажную, крестовокупольную постройку с пятью главами, тремя апсидами и четырехскатным покрытием. Это не мои познания древнерусской архитектуры, описание привел для специалистов. При написании отзыва узнал много нового из истории, архитектуры, религии, градостроительства.

А вот мимо церкви Петра и Павла в Кожевиках автобус проскакивает мимо и мы специально на другой день ходили к этому милому древнему храму. Он тоже попал в наши любимчики!
Построена церковь на средства ремесленников-кожевников, на месте пострадавшей от пожара деревянной XIII века.

Это одноглавый четырёхстолпный новгородский храм, построен в самом начале XV века.

Церковь Симеона Богоприимца.
Это последний построенный храм независимого Новгорода.

Церковь Покрова Богородицы Зверева монастыря.

Рядом с церковью похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель И. М. Муравьёв-Апостол.

Тайком заснял иконостас.

Церковь Покрова Зверина монастыря 1399 года вплотную прислонилась к одноименной церкви.
Монастырь был построен на земле, рядом с которой произрастал «Зверинец», так тогда называли княжеский заповедник, в котором охотились только новгородские князья и их личные гости.

Колокольня Зверина монастыря.
На видео можно послушать полуденный перезвон! Колоколенка небольшая, внутри ее святой источник.

Конечно же мы не обошли все храмы Великого Новгорода, но большинство увидели и посетили. У храмов разное состояние, некоторые нуждаются в срочном ремонте, а значит деньгах!
Великий Новгород, это не Москва, где храмы реставрируют намного быстрее, но ведь Русь пошла именно отсюда.
Святыни надо беречь!
Мне трудно передать то чувство, которое возникло в нас от этой экскурсии.
Гордость, радость, восхищение мастерством архитекторов и строителей, счастье от соприкосновение с русской историей!

Настоятельно рекомендую посетить Великий Новгород и его великолепные древние храмы!
Такая экскурсия будет интересна и полезна молодым и старым туристам!

Софийский Собор в Великом Новгороде: про древние графити и старинные ворота

Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.

Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великий новгород софийский собор фото

На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.

Читать еще:  Архиепископ Парижский сдержанно воспринял фильм Гибсона "Страсти Христовы"

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Граффити на стенах

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

Фрески, которым 900 лет

Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).

Один из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось

От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.

Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.

Чудотворные Иконы

В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.

Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.

Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».

икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»

Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.

Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.

София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.

Мощи святых

По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.

В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.

Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.

В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.

С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Интересные факты о храме

Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.

Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.

Когда лучше приходить и когда в храм не попасть

График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.

Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

  • В Великий пост свет в храме не зажигается.
  • Поток посетителей меньше по будням с утра.
  • Посещаемость высокая.
  • В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.
  • Фотографировать внутри храма запрещено.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector