0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тщеславие: найдет чем хвалиться

Содержание

Леденец похвалы и пустота тщеславия

Хвастовство

— Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?
— Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое самодовольство в нём сидит!

На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: «Говорю это во славу Божию». Рассказывает-рассказывает… «Говорю это во славу Божию». Я аккуратно замечаю: «Может, немного и твоей славы тут есть?» «Да нет же, — отвечает, — всё во славу Божию…» Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях «во славу Божию», хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.

Во всяком случае, человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным. Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и «отсидеть» ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней. Потом он всем говорил: «Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней». Но разве так приходит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, — больше бы благодати получил.

— Геронда, апостол Павел говорит. «Хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?
— Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает благодарность Богу.

Человекоугодие

— Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду.
— Что за обиду?
— Да вот думаю: «Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?»
— Когда человек делает что-то со смирением и любовью и не находит понимания, то, естественно, может почувствовать обиду, хотя это и неправильно (по крайней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства). Но, когда человек требует от других признания, это уже хуже. Это проявление эгоизма, ощущения своей правоты, человекоугодия.

Насколько возможно, действуй со смирением. Делай то, что делаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоугодия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает похвалы от людей, а трудится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в будущей дарует блага рая.

— Геронда, а может к любочестию примешиваться человекоугодие?
— Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие — любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что черпать воду дырявым ведром. Но если человек осознает, что любое дело, которое делается из человекоугодия, пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие.

— А я вот не могу различить, где в моих поступках любочестие, а где человекоугодие.
— Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину, а человекоугодие приносит в душу беспокойство и смущение.

— Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в искушения из-за того, что моё сердце не принадлежит всецело Богу.

— Да, частью его владеет человекоугодие. Постарайся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без удержаний в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только заметишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай.

Если будешь подвизаться таким «добрым подвигом» (1Тим. 6,12), то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое «я». Тогда всё пойдёт как надо и не будет у тебя искушений ни внешних, ни внутренних, а будешь ты наслаждаться внутренним миром.

— Геронда, меня огорчает мой застой в духовной жизни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд.

— Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят избавиться от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того чтобы стать ближе к Богу или чтобы казаться лучше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься приходить в церковь раньше других. А почему? Для того чтобы не опаздывать на службу, потому что так правильно или чтобы приходить первой и получать похвалы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу, а не людям «Если бы я хотел нравиться людям, — говорил апостол Павел, — то не был бы рабом Христовым» (Ср. Галл.1.10).

— Геронда, я всегда боюсь, как бы ни пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно перед Богом Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий?
— Нужно трезвение. В любом действии, даже в самом малом, в центре должен быть Бог. Обрати всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет занят размышлениями о том, как Ему угодить, как нравиться Богу, а не о том, как нравиться людям. Это тебе поможет освободиться от тяжёлых оков человекоугодия, которые являются для тебя препятствием к более высокой жизни. И когда ты станешь радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом.

Леденец похвалы

— Геронда, я услышала похвалу и…
— Ну и что? Нас что должно волновать? Как другие к нам относятся или как к нам относится Христос? Другие будут для нас движущей силой или Христос?

Ты серьёзный человек, так не веди себя легкомысленно. Меня часто, в том числе и люди важные, хвалят, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя и отбрасываю их похвалы подальше. И ты тоже, лишь услышишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Это вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавтра над нами будут смеяться тангалашки? Человек, который радуется, когда другие его хвалят, обманывается бесами.

Если человек повреждён, то есть заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, «мирские» или «духовные» (относящиеся к телу или к душе), вредны. Поэтому лучше просто так других не хвалить. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, он может погибнуть.

Похвала как наркотик. Например, человек, который начинает произносить в храме проповеди, может после первого раза спросить других, удалась ли проповедь, на что ему следует обратить внимание, чтобы не причинить вреда слушателям. Другой человек, чтобы его ободрить, может сказать: «Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание». Но потом склонный к гордости проповедник может дойти до того, что будет спрашивать мнение других только, чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: «Да, хорошая была проповедь», — он обрадуется. «Вот как меня хвалят», — будет думать он и надмеваться. Но если ему скажут: «Плохая проповедь», начнёт переживать. Видите, как тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека? Сначала человек спрашивает с добрым расположением, чтобы понять, в чём он должен исправиться. А потом начинает спрашивать мнение других, чтобы услышать похвалу, которая доставляет ему радость!

Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетворения, когда вас хвалят, и расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте, что это состояние мирское. И волнение ваше мирское и радость мирская. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: «Это у тебя плохо получилось», потому что этим ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его хорошо. Но опять же будет считать, что не он сделал его, а Бог. «Что я один мог бы сделать? — говорит такой человек. Если бы Бог мне не помогал, я бы делал одни несуразности». У такого человека правильное устроение.

— Геронда, как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково, и когда нас хвалят, и когда ругают?
— Если возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение.

Тщеславие

— Геронда, почему я ощущаю внутри пустоту?
— Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту — плод тщеславия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце обновлённого человека. К сожалению, часто люди духовной жизни часто стремятся приобрести добродетель, но ещё хотят иметь и что-то, что питало бы их гордость, — общественное признание, привилегии и т. д. Так у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Нет полноты, нет сердечной радости. И чем больше в них растёт тщеславие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают.

— Геронда, отчего происходит тяжесть, которую я испытываю в своём делании?
— Не подвизаешься со смирением. Тот, кто подвизается со смирением, не встречает трудностей в своём делании. Но когда у человека есть духовные устремления, сопровождаемые тщеславием, тогда в душе возникает тяжесть.

Остальные страсти не так сильно препятствуют нам в духовном восхождении, если мы смиренно призываем милость Божию. Но когда тангалашка нас уловляет тщеславием, то завязывает нам глаза и принуждает идти за собой по узкой и опасной тропинке, тогда-то мы и ощущаем в душе тяжесть, потому что находимся в области действия тангалашкиных сил.

Духовная жизнь не то, что мирская. В мирской жизни, чтобы, например, какое-либо предприятие имело успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить эти, как там, буклеты, постараться сделать так, чтобы о тебе узнали. Но в духовной жизни «предприятие» будет успешным, только если человек возненавидит мирскую славу.

— Геронда, как отогнать тщеславные помыслы?
— Радуйся вещам противоположным тем, к которым стремятся мирские люди. Только, имея устремления противоположные мирским, можно действовать в области духа. Хочешь, чтобы тебя любили — радуйся, когда на тебя не обращают внимания. Хочешь почётное место — садись на скамейку. Ищешь похвал — возлюби уничижение, дабы ощутить любовь уничиженного Иисуса.

Ищешь славы — стремись к бесчестию, чтобы ощутить славу Божию. И когда ощутишь славу Божию, тогда почувствуешь себя счастливым и будешь иметь в себе радость, большую радостей всего мира.

Старец Паисий Святогорец «Страсти и добродетели. Слова. Том V»

Тщеславие: найдет чем хвалиться

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Древнегреческое слово «тщеславие» – κενοδοξία (kenodoxia) – весьма значащее. Интересно, что его вторая часть та же самая, что и в слове Православие – ρθοδοξία (orthodoxia). То есть, и там и там вторая часть – это слово δόξα (doxa), которое переводится как «мнение», «представление», «слава». Только если Православие – это «правильное мнение» или «правильная слава», то тщеславие дословно с древнегреческого переводится как слава пустая, бесплодная или напрасная. Потому что прилагательное κενς (kenos) именно так на русский язык и переводится – «пустой», «бесплодный», «тщетный», «напрасный».

Таким образом, русское слово «тщеславие» очень похоже по своему словесному составу на греческое. Однако в последнем есть смысловые нюансы, которые в русском аналоге неслышны, или слышны не так отчетливо. А именно, благодаря греческому слову мы видим, что в силу своей пустоты (κενς – пустой) тщеславие может наполняться и использовать для человеческого самовозношения что угодно, даже самые превосходные качества и поступки. Поэтому отцы Церкви считали его тонким, многообразным и изменчивым грехом, с которым крайне трудно справиться. Его повседневное и убийственное коварство в том и состоит, что оно все может обратить себе на пользу и предать обратный смысл любым добродетелям. Ведь «тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» («Лествица»).

Иоанн Кассиан Римлянин писал, что дух тщеславия настолько разновидный, изменчивый и тонкий, что даже если человек обладает острым духовным зрением, то ему не то что трудно предостеречься от тщеславия, но порой даже его рассмотреть и узнать, заметить в себе. В своем поучении «О борьбе с восемью главными страстями» он сравнивает страсть тщеславия с луком или чесноком: снял с луковицы один покров, а за ним другой, и так до бесконечности.

Таким образом, получается, даже исходя из звучания древнегреческого слова, что тщеславиться можно чем угодно, любыми добрыми делами (которые тогда служат скорее к погибели, чем ко спасению): помощью нуждающимся и делами милосердия, постом, мудростью, верою, даже своим смирением – незаметно для себя превращая его в свою противоположность: «Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают… Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань, и когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною.

Читать еще:  Депутат латвийского сейма перевел на латышский язык Коран

Тщеславие – «начало и предтеча гордости (Иоанн Лествичник) потому, что представляет собой любовь к своей славе, к хвалам в свой адрес. Хвалиться можно, например, собственными дарованиями и талантами, своими природными способностями – остроумием, хорошей памятью, хорошим воспитанием и т.д. Другое дело, что это все-таки получено нами без особого труда с нашей стороны. По большому счету это дар свыше, и собственной заслуги в этом нет. Даже своими добрыми делами хвалиться не стоит, потому что они бесполезны без спасения, а оно может быть только от Бога. Поэтому и говорил апостол Павел, что хвалящийся пусть хвалится только Господом: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 26-30).

Часть 11. Тщеславие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.

А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ. Мне приходилось общаться с профессиональными спортсменами, почти каждая ночь для них – пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит – значит, он уже умер». А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!

Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа. Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие – это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

Старец Паисий Афонский рассказывал: «В одном монастыре Греции был обычай: за трудную работу давать братиям немного денег. Монахи хотели потрудиться побольше, а полученные деньги раздать бедным. Так делали все. Только один монах поступал по-другому. Никто никогда не видел, чтобы он подал милостыню хотя бы одному бедняку. И его прозвали Жадиной. Проходили годы. Все оставалось по-прежнему. “Вот скупердяй!” – думали другие монахи. Но вот пришло время перейти монаху, прозванному Жадиной, в жизнь иную, и он умер. Когда в окрестных селениях узнали про его смерть, в монастырь стали стекаться все жители, чтобы попрощаться с умершим. Они оплакивали его и сожалели о его смерти. А братия удивлялась. “Что сделал вам доброго этот человек, если вы так оплакиваете его?” – спросили они. Один крестьянин сказал: “Он спас меня!”. А другой добавил: “И меня!”. Оказывается, монах, которого прозвали Жадиной, копил деньги и покупал волов самым бедным крестьянам, чтобы они могли пахать землю и их дети не сидели бы без хлеба. Так он спасал их от голода и бедности. Как же были удивлены все те, кто считал монаха жадиной!».

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Читать еще:  В Москве совершили панихиду по жертвам терактов 11 сентября

Что такое тщеславие: опасные последствия и выгоды поведения, как избавиться от качества

Существует качество, которое часто путают со снобизмом, высокомерием, ощущением собственного превосходства. Речь идет о тщеславии. Это негативное качество личности. А вы знали о том, что многие люди, наоборот, стремятся развить в себе эту черту? Интересно, для чего они это делают?

  1. Что такое тщеславие
  2. Тщеславие и гордыня — в чем разница
  3. Различия между честолюбием и тщеславием
  4. Отношение к тщеславию в религии
  5. Кто такой тщеславный человек
  6. Почему люди становятся тщеславными
  7. Примеры тщеславия из жизни
  8. Когда тщеславие полезно
  9. Как уберечься от чужих нападок
  10. К чему приводит тщеславие
  11. Как избавиться от тщеславия
  12. Практики и упражнения

Что такое тщеславие

О значении слова тщеславие говорят толковые словари. Особенно удачно описывает определение словарь Даля.

Тщеславие – это черта характера человека. Она выражается в том, что человек постоянно ищет славы, признания, похвалы. Тщеславный человек делает добрые поступки лишь для того, чтобы заслужить почет у окружающих.

Тщеславие и гордыня — в чем разница

Гордыня – это качество личности, его повышенная самонадеянность, необоснованная вера в себя. Гордый человек считает, что может всего добиться сам, без помощи других людей и Высших Сил. Такой человек не склонен благодарить других.

Тщеславием называется один из способов обмануть себя, сделать из ничтожества величие. В запущенных стадиях это переходит в манию величия, звездную болезнь или паранойю самодовольства.

Если обратиться к православной вере, то тщеславие считается несколько меньшим грехом, нежели гордыня. Тщеславный человек еще не осознает пагубности своих действий. Гордый же намеренно считает себя лучше других, занимается возвеличиванием.

Различия между честолюбием и тщеславием

Честолюбием называется стремление человека быть успешнее конкурентов, получать самые высокие результаты. В разумных количествах это качество необходимо каждому человеку. Кстати, у тактичного и вежливого человека честолюбие практически незаметно. Ему удается не вести себя тщеславно, заносчиво.

Тщеславным людям же важно постоянно хвастаться перед другими. А чем является предмет хвастовства, не столь важно.

То есть, честолюбие и тщеславие, в какой-то степени, являются противоположными качествами.

Давайте для наглядности изучим проявления каждого из качеств.

КачествоПример из жизни
ТщеславиеЧеловек, ради популярности в социальных сетях, издевается над людьми и животными, унижает стариков, насмехается над слабыми
ЧестолюбиеСтудент лучше всех сдает экзамены, чтобы оказаться на первой строчке рейтингов успеваемости
ГордыняЧеловек дает всем советы, хотя его никто не спрашивает, критикует окружающих

Отношение к тщеславию в религии

Если человек тщеславен, то это осуждается в любой религии. Это состояние трактуется как высокомерие, пренебрежительное отношение к окружающим людям.

Грех этого качества состоит в том, что человек может остановиться в своем развитии. Он будет думать, что уже достиг идеала, а религиозные ценности призывают постоянно работать над собой.

Приглашаем посмотреть видео о тщеславии, с примерами и толкованием из Библии и жизни.

Кто такой тщеславный человек

Любому человеку хочется, чтобы его заслуги и достижения признавались в обществе. Это одна из базовых потребностей. Прилежный студент хорошо учится ради саморазвития, а не тщеславия.

Тщеславный человек обладает следующим набором характеристик:

  1. Любит льстить, сам часто заискивает перед людьми, чтобы получить от них определенную выгоду.
  2. Негативно реагируют на критику и замечания, даже если собеседник полностью обосновывает их и выражается тактично.
  3. Ведет себя очень ярко и эмоционально, чтобы всегда находиться в центре всеобщего внимания.
  4. Постоянно критикует людей, которые оступились, промахнулись или совершили ошибку.
  5. Рассказывает о собственных делах и достижениях много, обстоятельно. Складывается впечатление, что ему важнее говорить, нежели делать.
  6. Совершает добрые дела не по зову сердца или душевному порыву. Тщеславному важно, чтобы люли увидели, какой он хороший, лишний раз похвалили его.
  7. Ставит себя в диалоге на порядок выше собеседника, не обращает внимания на его мнение.
  8. Стремится выглядеть выгодно в глазах окружающих.
  9. Уверен, что окружающие обязаны уважать и почитать его, даже если он ничего для этого не сделал.
  10. На практике своими действиями практически не приносит никакой пользы обществу.

Почему люди становятся тщеславными

Говоря о тщеславии, психологи пришли к выводу, что качество часто закладывается в детстве. Как раз в тот момент, когда формируется человеческая самооценка. Часто этому способствуют сами родители, излишне перехваливая собственного ребенка.

Другие причины формирования тщеславия:

  1. У человека возникает внутренний конфликт. Он начинает буквально выдавать желаемое за действительное, убеждать окружающих и себя, что он лучше, талантливее, успешнее, чем есть н самом деле.
  2. Человек недоволен собой, поэтому находится в поисках сильных сторон собственной личности. Тратя на этом слишком много времени, он поддерживает ложный образ себя в глазах окружающих людей.
  3. Родители или учителя относились к ребенку неуважительно. Он вырастает и становится тщеславным, чтобы компенсировать признание и внимание, которых ему не хватало в детстве.
  4. Качество проявляет и недооцененный ранее человек, успехи которого, наконец, заметили окружающие.
  5. Человека травили в школе, он подвергался буллингу. Когда он становится взрослым, то ему присуще тщеславие. Он считает себя этаким гадким утенком, который расцвел в прекрасного лебедя.
  6. Воспитание в атмосфере вседозволенности, безотказности.

Примеры тщеславия из жизни

Жизнь богата на события, и примеры тщеславия в ней можно встретить куда чаще, чем это может показаться на первый взгляд:

  1. Парень всем рассказывает, что отлично танцует спортивные танцы, очень успешен в этой стезе. На самом же деле он знает только базовые, примитивные движения, просто любит похвалу и лесть.
  2. Офисный сотрудник похваляется перед коллегами, что он к своим 25 годам имеет машину, квартиру и загородный участок, а они являются лузерами, так как снимают квартиры и ездят на общественном транспорте. Вот только блага, которыми человек так похваляется, достались ему в наследство от родителей.
  3. Человек, уже давно закончивший школу, продолжает всем приводить себя в пример, хвастаться собственными хорошими оценками и грамотами за участие в региональных олимпиадах.
  4. Женщина поссорилась с мужем, так как он не заметил ее новую прическу и не сказал ей нужного количества комплиментов.
  5. Ребенку очень хотелось заслужить похвалу родителей, поэтому он начал выдумывать истории о добрых делах, которые он якобы совершил (перевел бабушку через дорогу, помог девочке найти потерявшегося котенка, подсказал дорогу заблудившемуся прохожему). Родители не могут проверить подлинность его слов, поэтому верят ребенку, хвалят его. В итоге он решает регулярно выдумывать добрые дела, чтобы заслужить одобрение родителей.
  6. Бизнесмен хотел произвести впечатление на своих друзей, решил купить лучшую яхту. Он так увлекся, что потратил на корабль весь свой капитал. В итоге, бизнес пришел в упадок.

А какие примеры тщеславия из собственного жизненного опыта знаете вы? Может тщеславие проявляли вы или ваши друзья. Поделитесь в комментариях.

Когда тщеславие полезно

У любого аспекта или явления есть положительные и отрицательные черты. Несомненно, у тщеславия гораздо больше отрицательных сторон, нежели положительных, но иногда оно помогает человеку.

Например, именно тщеславие является механизмом запуска начинаний человека, его самосовершенствования (рост по карьерной лестнице, учеба в престижном вузе, высокооплачиваемая работа). Появляются энергия и азарт на свершения.

Часто именно тщеславие помогает человеку добиться широкого успеха и признания. Самый яркий пример этому – звезды шоу-бизнеса.

А как вы считаете, тщеславие может помочь в жизни? Или оно только мешает? Приведите свои примеры под статьей в комментариях.

Как уберечься от чужих нападок

Тщеславный человек часто испытывает непонимание со стороны окружающих людей, а над некоторыми откровенно посмеиваются и подшучивают коллеги, друзья. Способы защититься от таких людей разнообразны.

Для начала, стоит понять, в чем особенности тщеславного человека, для чего он так действует. Если его поведение задевает, можно попробовать следующее:

  1. Ограничить свое общение с горделивым человеком в пользу других людей.
  2. Понимать, что такие люди не способны на эмпатию, сводят все разговоры лишь к собственным достижениям.
  3. Не обращаться к тщеславному человеку за моральной поддержкой.
  4. Выстраивать свою самооценку на основании внутренних факторов, а не на словах самовлюбленных людей.
  5. Не позволять такому человеку манипулировать чем бы то ни было.
  6. Игнорировать его откровенные нападки и ложь.
  7. Если нужно высказать тщеславному человеку критику, то делать это тактично.

К тщеславному человеку стоит проявить сочувствие, ведь часто такое состояние развивается из-за серьезных проблем в детстве, неверного воспитания и примера.

К чему приводит тщеславие

Тщеславная жизнь может закончиться разочарованиями, промахами, потерями. Если человек постоянно выдумывает причины для хвастовства или делает добрые дела лишь для получения похвалы, от него могут отвернуться люди.

Постепенно это приводит к одиночеству, тяжким мыслям, депрессивным состояниям.

Также о любителе похвастаться могут начать распускать нехорошие слухи, что тоже негативно скажется на его социальных отношениях.

Как избавиться от тщеславия

Как не быть тщеславным:

  1. Поменьше говорить о себе любимом и своих достижениях, особенно, если люди об этом не спрашивали. Если собеседник все же поинтересовался этим, то стараться отвечать на вопрос максимально лаконично.
  2. Не высказывать свое мнение по любому поводу, отказаться от привычки критиковать.
  3. Если очень трудно совладать с собой, то на первых порах стоит говорить поменьше.
  4. Отказаться от привычки хвастаться и делать рекламу самому себе.
  5. Вести себя в отношении людей нейтрально, не высказывать резкой критики, даже если чье-то поведение раздражает.
  6. Постараться воспринимать адекватно критику от других людей.
  7. Регулярно обдумывать происходящее, размышлять о своем поведении и его мотивах.

Стоит придерживаться такого поведения хотя бы пару недель, и можно будет почувствовать, как излишнее тщеславие постепенно уходит из жизни.

Практики и упражнения

Любое качество приносит и пользу. Мы рекомендуем завести дневник и написать, какие положительные результаты принесло вам тщеславие. Ругать и стыдить себя, пользу не принесет — это не наш метод.

Наш метод — осознанность. Теперь вы понимаете плюсы и минусы тщеславия, и какой урон нанесло оно вам и окружающим. Вы с нейтральной позиции видите все выгоды.

Самое время осознанно выбрать более экологичный и созидающий путь развития. Для этого выполняйте упражнения и каждый вечер анализируйте все что сделано в дневнике. Алгоритм:

  • Опишите проявления своего тщеславия. Это нужно, чтоб увидеть с чем работать.
  • Напишите план, какие действия будете выполнять и как бороться.
  • Каждый вечер пишите: что выполнили, что не получилось, и что вы можете сделать еще.

Если регулярно выполнять упражнения и записывать их результаты в дневник, то прогресс будет:

  1. Упражнение «Изучаем других». Тщеславному человеку стоит почитать о людях, которые достигли в жизни и карьере значительных высот. Можно изучить как они отдыхают, проводят время, одеваются. В конце прочтения важно задать себе вопрос – а почему этот человек добился желаемого, я – нет? Что я делаю не так, и что можно исправить?
  2. «Слушать других». Тщеславие заставляет говорить о себе, но мешает слушать других. Обращайте внимание в разговоре на собеседника, задавайте ему вопросы, заинтересуйтесь оппонентом.
  3. Методика «Работа с недостатками». Нужно взять чистый лист бумаги и написать на нем подробнейший список собственных недостатков. Время от времени пересматривать его. Это будет напоминать человеку, что никто не идеален, а также станет для него мотивацией бороться с несовершенствами характера.
  4. Упражнение «Критика самого себя». Периодически нужно делать себе замечания в любой форме (устно, письменно, записывать на диктофон). Важно лишь быть честным с самим собой и оставить поблажки.
  5. Участие в волонтерских программах. Волонтер – это такой человек, который оказывает помощь безвозмездно. Ему не платят за это деньги или не награждают любым другим материальным способом. Стоит принять участие в таком движении. Например, навестить больных или помочь приюту для бездомных животных.

Тщеславие – это скорее отрицательное качество, нежели положительное. Но все хорошо в меру. Не забывайте делать репосты статьи, делиться своим мнением, писать комментарии. Любая точка зрения должна быть услышана. Мы с радостью ее обсудим.

Сохраняйте статью в закладки, чтоб вы могли снова и снова возвращаться к упражнениям и практикам. Постоянство и дисциплина — это огромная сила.

The Jizn

Почему нельзя хвалиться тем, чего еще нет. Научный взгляд

Почему нельзя хвалиться тем, чего еще нет? Многим такой вопрос покажется несерьезным. Каждый из нас был в ситуации, когда в голове рождается замечательная идея, зажигающая изнутри. Идея, которую хочется обязательно претворить в реальность своими силами. Конечный результат привлекателен для нас, преград не видно – берись и делай! Желание бывает настолько жгучим, что сразу возникает стремление […]

Почему нельзя хвалиться тем, чего еще нет? Многим такой вопрос покажется несерьезным. Каждый из нас был в ситуации, когда в голове рождается замечательная идея, зажигающая изнутри. Идея, которую хочется обязательно претворить в реальность своими силами. Конечный результат привлекателен для нас, преград не видно – берись и делай! Желание бывает настолько жгучим, что сразу возникает стремление поделиться этой мыслью с окружающими. Нам хочется рассказать о своих планах и обрисовать задуманное во всех подробностях друзьям и знакомым. Нам интересно увидеть реакцию людей, но здесь таится самая распространённая ошибка, которую люди допускают снова и снова – тщеславие.

Тщеславие может принимать самые различные облики.

Оно может маскироваться в форме желания услышать мнение окружающих о вашей задумке. Иногда тщеславие прячется за маской поиска советов и идей касательно реализации желаемой цели. Тщеславие многообразно в своих проявлениях и люди, дающие ему волю, спотыкаются на ровном месте. Как говорится в народе: «Тёплая водица не держится в одном месте». Самая распространённая форма тщеславия – это хвастовство в кредит. Вы хвалитесь незавершёнными делами и очень велика вероятность того, что цель так и не будет достигнута.

Вспомните ситуации, когда вы рассказывали о своих планах друзьям, а затем не выполняли обещания. Вы либо начинали что-то делать, но в итоге пропадал интерес, либо вообще не приступали к тому, о чем так живописно рассказывали окружающим. В результате мы, скорее всего, виним себя за то, что распространились о своих планах, а воз и ныне там. Сколько замечательных идей так и остались всего лишь идеями! А причиной этому является банальное человеческое тщеславие.

Данная статья призвана объяснить внутренние процессы, происходящие в человеке, который хвалится в кредит. Она даст вам исчерпывающие объяснения и рекомендации относительно того, как доводить задуманное дело до победного конца. Вы осознаете причины, ставшие преградой вашей мотивации и поймёте, почему интерес к замечательной идее «внезапно» погас.

Особенности работы мозга

Однажды учёные, изучавшие работу головного мозга, сделали поразительное открытие: мозг практически не различает физические движения от воображаемых. Когда человек думает, как выполнить движение, его моторная кора активизируется, как если бы он и в самом деле двигался! Это можно легко продемонстрировать с помощью соответствующей аппаратуры. Если мы приседаем или же визуализируем этот процесс, не осуществляя реальных физических действий, электроэнцефалограмма мозга показывает активность одних и тех же зон. Тот же эффект наблюдается, когда человек «прокручивает» в голове музыку, которую слышал ранее. Несмотря на то, что в данный момент он находится в полной тишине, аппаратура показывает активность зон мозга, ответственных за реальное прослушивание музыки.

Спортивные тренеры раньше других поняли, что отчетливо представлять и делать – это почти одно и то же. То есть, если вы играете в футбол, то можете значительно улучшить свои движения, просто включив в тренировки технику визуализации. Не секрет, что профессиональные спортсмены, претендующие на золото, проводят много времени, отчётливо представляя каждое своё движение.

Вывод первый: Мозг не видит разницы, хвалится человек уже завершённым делом или делом, которое еще не завершено.

К чему это приводит? Когда к нам приходит идея, мозг воспринимает её как незавершённую и человек чувствует желание достичь её. Если у нас нет фотоаппарата, который мы хотим купить, для мозга это является неоспоримым фактом. Фотоаппарата нет. Мы не держим его в руках, мы не фотографируем. Нам нужно хорошенько поработать в этом месяце, чтобы заработать денег. Но что происходит, когда мы рассказываем друзьям о своём намерении приобрести конкретный фотоаппарат, конкретной модели? Мозг автоматически начинает визуализировать то, как мы приходим в магазин и покупаем его. Или же мы начинаем представлять, что фотоаппарат у нас уже есть.

Читать еще:  Мы постимся, чтобы быть счастливыми

Мы хвастаемся фотоаппаратом, будто он уже имеется в наличии. Мозг воспринимает это буквально. Если хвалимся – значит есть. А если фотоаппарат приобретён, то зачем напрягаться и зарабатывать на него деньги? Если вы рассказываете друзьям, что собираетесь написать компьютерную игру, будьте уверены, что мозг воспринимает, будто игра уже готова. Зачем напрягаться и программировать, если игра завершена? Мозг не видит смысла в мотивировании человека.

Сразу хочу оговориться. Есть большая разница между визуализацией конечной цели и визуализацией цели в момент тщеславия. В первом случае вы программируете сознание и подсознание на выполнение поставленной задачи и даёте чёткую картину пункта назначения. Во втором случае вы делитесь уже свершившимся фактом с друзьями – именно так воспринимает это наш мозг. Намеренно визуализировать конечную цель необходимо для того, чтобы действительно её достичь. Кто не знает конечной точки движения, тот никогда её не достигнет.

Энергия тщеславия — мощная природная сила. Используйте её!

Допустим, у вас возникла идея нового бизнеса. Будь то открытие необычного книжного магазина или создание интересного Интернет-проекта. Что угодно. Как только мы подумали о конечной цели, сразу же возникает особая эмоция – желание воплотить идею в реальность. В рамках данной статьи, для упрощения, назовём эту эмоцию особым видом энергии — энергией мотивации.

Энергия мотивации выделяется ресурсами организма по запросу. Как только нам захотелось достичь цели, появляется необходимое количество энергии для её воплощения. Чтобы добиться желаемого результата, нам необходимо использовать все сто процентов выделенной энергии, не меньше.

В данном случае, эмоция желания завершить дело, и есть та самая мотивация. Это топливо, которым организм наполнил наши баки, чтобы мы доехали до пункта назначения. Топливо, необходимое для конкретных физических и умственных действий. Но как мы распоряжаемся им? Желание достичь цели, порою, бывает насколько жгучим, что мы непременно хотим поделиться с окружающими. Мы хотим увидеть удивление и восхищение в глазах тех, с кем делимся. Мы спешим поскорее рассказать о своих планах. И что в результате? Мимолётное удовлетворение. Как часто вам удаётся возвыситься в глазах друзей, рассказав им о том, чего еще не существует? Вряд ли вас кто-то похвалит.

Итак, изначально у нас есть 100% необходимой энергии мотивации. Мы пришли к другу Пете и рассказали о том, что собираемся открыть необычный Интернет-магазин. Отнимите 10% от выделенного топлива. Теперь вы пришли к товарищу Васе и описали ему во всех подробностях свою идею. Отнимите еще 10%, а лучше все 20%. Затем вы рассказали коллегам по работе, что свободное время собираетесь посвятить новой задумке. Вычтите еще 20%. Рассказали подруге Маше? Снова сделайте соответствующие вычисления. Сколько процентов топлива мотивации осталось в итоге? 30? 5? -60?

Дело в том, что нам нужны все 100%! Мы не доедем до конечного пункта, у нас не хватит бензина. Но что если вы уже потратили половину выделенного топлива? Вы чувствуете потерю интереса. Вы остановились на полпути. Теперь либо вы откажетесь от цели, либо будете ждать, и накапливать топливо снова. Печально, учитывая тот факт, что вы уже рассказали знакомым о своём желании обязательно закончить этот треклятый Интернет-магазин.

Вывод второй: Используйте желание похвастаться для достижения цели.

Стисните зубы и наберите в рот воды! Пускай желание похвастаться толкает вас вперёд! Именно оно движет нас к достижению, подливая масла в огонь. Вы желаете, чтобы окружающие поскорее увидели ваш шедевр, поэтому начинаете делать всё возможное, чтобы это действительно произошло быстрее. Молчите как партизаны во время второй мировой. Это ваши козыри. Перестаньте расплёскивать понапрасну бесценное топливо. Общайтесь с друзьями, как ни в чем не бывало, будто вам не о чем им рассказывать. Собственно, по сути, так оно и есть!

Таким образом, мы убиваем два зайца. Во-первых, мы не растрачиваем понапрасну энергию мотивации, а во-вторых, даже если мы и остановимся на полпути, об этом никто не узнает.

Обратите внимание, по-настоящему плодотворные люди не делятся своими планами. Они удивляют нас, когда показывают конечный результат. Мы чувствуем уважение к тем, кто несколько месяцев молча делал шедевр. Всё верно. Такие люди действительно заслуживают уважения и вызывают восхищение. А они, в свою очередь, добиваются превосходных результатов лишь потому, что не поддаются желанию разбазаривать собственную мотивацию.

Подведём итоги:

1. Мозг не чувствует разницы делитесь вы реальными достижениями или же своими планами на будущее. Когда вы рассказываете о конечной цели, мозг автоматически ставит галочку «цель достигнута». Доказано учёными, проверено электроникой.

2. Не путайте намеренную визуализацию конечной цели и автоматическую визуализацию, которая возникает, когда вы делитесь планами на будущее.

Это две разные вещи. Намеренную визуализацию можно и нужно использовать в повседневной жизни. Она даёт команды нашему подсознанию, а оно, в свою очередь, обязательно находит пути для реализации задуманного.

3. Когда мы ставим перед собою цель, нам даётся необходимое количество топлива для её достижения. Топливо это насколько мощно, что стремиться реализовать себя любым доступным способом. Не позволяйте ему реализоваться только лишь в разговорах с окружающими.

На этом всё, дорогие друзья. Спасибо за уделённое внимание. Надеюсь, эта статья внесла кое-какую ясность в то, чем является тщеславие и как использовать эту мощную силу на своё благо. Желаю вам успеха в достижении самых сокровенных желаний!

Тщеславие это желание произвести впечатление на окружающих или высокомерие

Личностный рост начинается с желания произвести хорошее впечатление на окружающих, заслужить признание в обществе. Но тщеславие это не мотивация для саморазвития, а ложное удовлетворение от своего превосходства. Отличить естественную конкуренцию от самодовольства может психология.

Что такое тщеславие

Яркие примеры тщеславия можно находятся детских сказках, классических литературных произведениях, Библии и других священных текстах. Проявления этого качества характера выражены у политических лидеров, звезд эстрады, киноактеров.

Чтобы представить себе высокомерного человека нужно вспомнить сказочных персонажей и реальных личностей:

  • злая мачеха Белоснежки, готовая на все, чтобы устранить конкурентов на звание «Самая прекрасная»;
  • Люцифер — безгрешный сын утренней звезды, возомнивший себя равным Богу;
  • Хлестаков из «Ревизора»;
  • Наполеон Бонапарт;
  • Адольф Гитлер.

Гордость и самолюбие в обществе прощают политическим лидерам, актерам, музыкантам, фотомоделям. Знаменитости – ориентир для обычного человека, а значит, они лучше других, имеют право на превосходство.
Психология дает несколько развернутых объяснений, что такое тщеславие:

  • Это тяга человека к признанию, похвале, славе. Он хочет быть в центре внимания, чтобы о нем говорили, ему завидовали. Нередко ощущение своего величия идет в разрез логике, индивид думает, что все его действия оправданы.
  • Это поиск доказательств собственного превосходства над другими. Вместо личностного роста и развития, человек выбирает самообман. Он унижает других, чтобы в своих глазах выглядеть красивее, сильнее, умнее.

Причины завышенной самооценки связаны с нерешенными в детстве психическими проблемами. Из-за переизбытка или нехватки родительской любви и внимания у ребенка складывается неадекватная самооценка (завышенная или заниженная). Завышенная самооценка вынуждает человека агрессивно реагировать на критику, искать лесть и похвалу, принижать чужие достоинства, сравнивать себя с другими людьми. Заниженная самооценка связана с унижением и самокритикой, из-за чего развивается комплекс неполноценности.

Неуверенность в себе побуждает человека искать одобрение у окружающих, ожидать от людей комплиментов, положительных отзывов.

Признаки

В психологии можно найти следующие признаки высокомерия:

  1. Зависимость от общественного мнения.
  2. Чрезмерная болтливость для привлечения повышенного внимания к себе.
  3. Привязанность к лести.
  4. Зависть к более красивым, умным и успешным людям.
  5. Переоценка своих сил, личностных качеств.
  6. Хвастовство.
  7. Высокие требования к своим родным, друзьям, приятелям, коллегам. Тщеславный человек желает повышенного внимания, постоянной похвалы, лести, не переносит критику.
  8. Эксцентричное поведение. Индивид выставляет свои чувства и мысли напоказ, в неуместной форме, чтобы привлечь всеобщее внимание.
  9. Совершение добрых дел ради признания. Когда высокомерный человек совершает благие дела, он мечтает, чтобы о его деятельности узнали в социуме. Например, подает нищему милостыню и снимает об этом ролик для ютуба.
  10. Зависимость от лайков в социальных сетях. Чтобы сделать необычные снимки, люди рискуют жизнью, срываются с большой высоты в пропасть, попадают под поезд.

Распознать тщеславие у ребенка сложнее, чем у взрослого. Малыши нуждаются в признании и одобрении своих родителей, поэтому любят показать им свои достижения. Если маленький мальчик или девочка хочет привлечь внимание взрослых, это нормально. Другое дело, когда ребенок агрессивно воспринимает критику, болезненно реагирует на любые замечания взрослых.

Чем опасно тщеславие

Тщеславие – это опасное качество характера, которое разрушает семейные, дружеские и деловые отношения. Высокомерные люди постоянно ссорятся с окружающими, часто прекращают общение даже с близкими родственниками.

Надменная женщина долго не может выйти замуж, отталкивает мужчин своим презрительным отношением. В семье она проявляет эгоизм, конфликтность, неуступчивость, обидчивость, жадность. Заносчивая жена предъявляет к своему мужу бесконечные претензии и требования, регулярно на него обижается и гневается.

Надменный мужчина подавляет свою жену и детей, игнорирует их интересы. Он выбирает для себя тихую, слабовольную спутницу жизни, которая согласится пожертвовать своими желаниями ради любимого мужа. Детям сложно ужиться с амбициозным отцом, в результате непримиримых противоречий они могут сбежать из дома, начать раннюю самостоятельную жизнь.

При построении карьеры надменность — серьезный барьер. Амбициозный работник остро реагирует на критику, не признает собственных ошибок, грубит коллегам и руководству. Яркий пример – высокомерный продавец, с презрением смотрящий на покупателей, которые пришли в магазин за дешевым товаром.

Психологи обсуждают проблемы, связанные с надменностью:

  • неадекватная самооценка;
  • межличностные конфликты;
  • разочарование в жизни (из-за завышенных ожиданий и требований к другим людям);
  • отсутствие личных достижений (у высокомерного человека нет мотивации к саморазвитию);
  • прекращение духовного развития.

Единственная сфера, где тщеславие может принести пользу – шоу-бизнес.

Чем тщеславие отличается от гордости

Тщеславие – это не гордость, хотя между этими двумя качествами много общего. В словаре гордость определяют как чувство радости, довольства, превосходства, рожденные в результате своих достижений. Гордиться можно не только самим собой, но и своими детьми, родителями, супругами, друзьями, коллегами, страной, нацией. Поэтому, гордость — это более широкое и позитивное чувство.

Параметры, по которым можно отличить гордость от тщеславия:

  • Удовлетворение от реальных достижений. В случае надменности человек чувствует себя важным необоснованно, приписывает качества которых нет в настоящей жизни.
  • Сопереживание близким людям. Тщеславный индивид признает личные заслуги, горделивый – может оценить достоинства родственников, друзей и партнеров.

Горделивый человек не конфликтует с другими людьми, но выделяет собственную личность с помощью положительных качеств, достоинств, достижений.

Почему тщеславие плохо

В психологии нет понятия «плохо» или «хорошо». Но тщеславный человек сталкивается со следующими проблемами:

  1. Маятник «высокомерие-унижение». Человеческому уму свойственно двойственное восприятие. Чувство собственной важности и чрезмерная гордость периодически сменяются унижением.
  2. Эгоизм. Надменная личность думает о личном благополучии, не приносит пользу обществу.
  3. Необъективность. Опьяненный манией величия человек не видит своих недостатков, агрессивно реагирует на конструктивную критику. Он игнорирует свои промахи, не знает, в каком направлении работать над собой.
  4. Семейные конфликты. Амбициозные мужчины и женщины испытывают сложности в общении с противоположным полом, отталкивают партнеров своим надменным характером. В семье такие личности конфликтуют со своим супругом и детьми, ссорятся с родственниками.
  5. Одиночество. Высокомерие разрушает дружбу, приятельские и деловые отношения. Рано или поздно, тщеславный индивид разрушает свои отношения с окружающими и остается в одиночестве.

Тщеславие – это всегда разочарование, ведь опьяненный манией величия, индивид теряет связь с реальностью. Со временем гордец увидит свои недостатки, поймет, что его достоинства были сильно преувеличены, и будет сокрушаться по этому поводу.

Вопросы-ответы

Особенности высокомерного поведения активно обсуждаются на форумах. Психологам задают много вопросов о тщеславии и его проявлениях в человеческой жизни. Самые частые из них:

Гордыня, высокомерие, тщеславие – это все лечится унижением

Унижение – обратная сторона тщеславия. Униженный человек чувствует себя ничтожным, никчемным, неполноценным. Ему сложно общаться с друзьями и коллегами на равных, кажется, будто они превосходят его во многих качествах, таких как красота, ум, одаренность.

Но человеческая психика не выдерживает длительный стресс, время от времени индивид ищет способы чтобы снять свое психологическое напряжение. Методы разрядки бывают разными:

  • Агрессия к слабым. Униженная личность причиняет психическую или даже физическую боль другим (тем, кто младше, слабее, беззащитнее). Например, работник выслушивает агрессивную критику руководителя, дома кричит на жену, она ругает ребенка, а мальчик гоняет кота.
  • Эксцентричное поведение. Чтобы возвыситься в своих глазах, униженный человек привлекает к себе внимание, заслуживает одобрение, восхищение других людей. Положительных эмоций хватает ненадолго, вслед за эйфорией наступает самобичевание, самоуничижение. Такие эмоциональные качели расшатывают психику, углубляют психологические травмы, внутренний раскол.
  • Борьба за место под солнцем. Униженная личность стремится доказать превосходство, восстановить собственную значимость, повысить самооценку. Для этого она с ожесточением участвует в конкурсах, соревнованиях, «выгрызает» выгодные контракты у своих конкурентов. Став богатым, успешным или знаменитым, индивид хвастается достижениями перед окружающими, доказывает собственное превосходство.

Хотя высокомерие и унижение связаны друг с другом, одно из этих качеств не является антидотом другого.

Откуда у многих людей необоснованное чувство важности

Основания для завышенной самооценки формируются в раннем детстве и подростковом возрасте. Нередко амбициозная личность складывается в среде друзей, учителей, тренеров.

Основные причины тщеславия:

  1. Детская психологическая травма, связанная с унижением. Родители систематически критиковали ребенка, не признавали его достижений, сводили на нет все его усилия. Став взрослым, человек стремится заслужить всеобщее признание, похвалу, лестью, чтобы компенсировать комплекс неполноценности.
  2. Конфликты в школе. Ученик, над которым издевались одноклассники, вырастает высокомерным, горделивым, надменным. Это его «маски», своеобразный защитный механизм, от жестокого неприветливого мира.
  3. Атмосфера эгоизма. Когда главой семьи становится малыш, родители потакают всем его прихотям, удовлетворяют желания и капризы. Ребенок умело манипулирует взрослыми, становится балованным, требовательным, гордым, надменным.
  4. Тщеславие – это протест, в ответ на недооцененность со стороны другого пола. Например, девочка в подростковом возрасте не отличалась красотой, была «гадким утенком», над которым смеялись мальчики. Повзрослев и став привлекательной, она мстит мужчинам, проявляя по отношению к ним надменность, высокомерие.
  5. Компенсация дефектов. Комплекс неполноценности побуждает индивида к интенсивному саморазвитию. Так некрасивый мальчик становится всемирным гением, чтобы повысить собственную самооценку, восполнить нехватку одних качеств другими.

Есть еще много причин тщеславия, кроме перечисленных выше. Чтобы их найти, нужна длительная работа психолога, контакт с подсознанием пациента.

Как избавиться от тщеславия

Универсальной таблетки от тщеславия не существует. Но психология дает несколько методов, с помощью которых можно избавиться от мании величия:

  • Меньше говорить о себе, высказывать собственное мнение только когда об этом просят окружающие.
  • Восхищаться достижениями других людей.
  • Хладнокровно выслушивать летные слова и чрезмерную похвалу.
  • Заниматься саморазвитием (тогда не останется времени для гордости от собственных достижений).
  • Перестать сравнивать себя с другими.

Если с остервенением начать бороться с тщеславием, можно прийти к другой крайности – самоуничижению. Не стоит придавать большое значение собственным недостаткам, усиленно с ними бороться. Отстраненное наблюдение за самим собой со стороны – лучшее лекарство от любых психологических проблем и комплексов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector