0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мекка, мечеть аль-Харам Байтуллах: ее роль в жизни каждого правоверного

Содержание

Вполне понятно, почему так важен для верующих сам город Мекка. Мечеть аль-Харам, расположенная в нем, считается главной. Почему? Это станет понятно, если почитать Коран. Из него мы узнаем, что в 38 году седьмого века основал Адам вокруг аль-Хаджар аль-Асвад (переводится как камень Прощения) первую мечеть. В тот момент еще белым был тот камень, и блестел он на солнце. Ниспослал его сам Господь в знак прощения и принятия раскаяния от Адама и Евы.

Воды потопа сломали строение, но на месте разрушенного фундамента Авраам (отец) и Исмаил (сын) снова восстановили молельный дом в середине шестнадцатого века. Место строительства указал сам архангел Гавриил.

Чтобы позвать всех поклониться Каабе, Авраам (в Коране Ибрахим) поднялся, благодаря божественному чуду, вверх к облакам и сказал следующее: «Люди! Велено всем вам ходить в древний храм, дабы поклониться!» И откликались на его призыв: «Пред Тобой, Господи, пред Тобой!».

Сегодня каждый год миллионы правоверных принимает город Мекка. Мечеть аль-Харам распахивает свои ворота, и верующие обходят семь раз Каабу с теми же словами, что изначально произносили на призыв Ибрахима.

Оживление мечетей

Оживление мечетей

Все дела оцениваются только по намерениям — Шейх Усеймин

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Лечение преждевременного семяизвержения

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Кто имеет право давать фатуа по глобальным вопросам ?

О том, кто является ученым в Исламе ?

Что является доказательством в Исламе ?

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

О величии и достоинствах знания и ученых

Ученые и их положение в Исламе

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах наделил мечети особым статусом в Исламе и подчеркнул их почётное положение, назвав «домами Аллаха». Он похвалил людей, которые прославляют Его в этих домах утром и вечером и пообещал им большую награду в день последнего Отчёта. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им лучшим, чем то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (Коран, 24: 36-38).

Аллах провозгласил, что люди, которые оживляют мечети, проводят в них свои молитвы и любят их посещать, являются истинно верующими и следуют верным путём. Он сказал:«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Коран, 9: 17).

Также Аллах объявил о своей угрозе тем, кто мешает людям посещать мечети, препятствует совершению в них молитвы и поминанию имени Аллаха или, еще хуже, сносит их и делает непригодными для использования. Всевышний Аллах сказал:«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (Коран, 2: 114).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) побуждал возводить мечети и нёс радостную весть о награде тем, кто возводит дома Аллаха:«Кто построит мечеть, стремясь к Лику Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю»[1] .

«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю»[2].

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, совершив переселение из Мекки, то первым, что он сделал, было возведение мечети. Это говорит о великой значимости мечетей и их особом статусе в Исламе. Мечети – это дома Аллаха, обители Его ангелов, места, куда нисходит Его божественная милость, где совершаются посвящённые Ему обряды поклонения и где встречаются друг с другом Его верующие рабы Аллаха.

Мечети не должны строиться ради того, чтобы кого-то удивлять, быть украшением улиц, они не должны становиться достопримечательностями, музеями и объектами чьей-то гордости и бахвальства. Мечети возводятся для того, чтобы проводить в них молитву и поминать Всевышнего Аллаха, они не должны быть закрытыми большую часть времени, подобно банковским сейфам. Мечети строятся, дабы из них возносились молитвы и слова поминания, чтобы распространялся из них свет поклонения и постоянно стекались к ним делегации мусульман, гостей Милостивого Аллаха. Молитва, совершённая в мечети, даёт людям возможность собрать на чаше добрых дел множество хороших поступков и очистить душу от грехов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда кто-либо идёт в мечеть для совершения коллективной молитвы, то один шаг стирает грех, а за другой записывается доброе дело, так происходит по пути туда и обратно»[3].

Мусульманин, пребывающий в мечети в ожидании наступления времени намаза, подобен воину, несущему караул (рибат[4]) на пути Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не указать ли вам на дело, которым Аллах стирает грехи и возвышает степени добродетели?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Качественное совершение омовения (тахарат), большое количество шагов на пути к мечетям, ожидание наступления молитвы после завершения предыдущей[5] – все это есть рибат, это рибат, это рибат»[6].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Обрадуй тех, кто постоянно ходит в мечети в темноте[7], что в день Воскресения им будет дан совершенный свет»[8].

Если человек привыкает к посещению мечети, что становится для него обычной жизненной практикой, то о подобном говорится как о признаке его Веры (Имана). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если увидите мужчину, постоянно приходящего в мечеть, то засвидетельствуйте о его Вере (Иман), ведь Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день»[9].

Когда человек пребывает в мечети, ожидая наступления молитвы, он получает за это ожидание такую же награду, как за саму молитву и всё это время ангелы просят у Аллаха для него прощения и милости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Каждый из вас пребывает в намазе до тех пор, пока намаз удерживает его [в мечети], и ничто не препятствует ему вернуться к семье кроме намаза»[10].

«Каждый из вас пребывает в намазе, пока намаз удерживает его [в мечети]. И ангелы говорят: «О Аллах, прости его. О Аллах, даруй ему свою милость». Это продолжается до тех пор, пока человек не покинет место своей молитвы или не испортит своё омовение (тахарат)»[11] .

Несмотря на то, что заблаговременный приход в мечеть и ожидание времени наступления молитвы содержат в себе столько блага, многие люди приходят в мечеть поздно. Некоторые выходят из дома, когда в мечети уже начинается намаз, пропуская начало молитвы или большую её часть. Они жалеют посвятить часть своего времени мечетям, но их небрежность по отношению к домам Аллаха оборачивается для них большой потерей. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что некоторые люди постоянно опаздывают в мечеть, он сказал:«Если люди будут опаздывать [на намаз], то в конце концов Аллах сделает их отставшими»[12].

Если человек всё время опаздывает на намаз, это говорит о том, что он ленится её совершать, а это, в свою очередь, является качеством лицемеров, о которых Всевышний Аллах сказал:«Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

Читать еще:  Ефрем Сирин. Гимны о Рае (1:13–15)

«И намаз они совершают лениво» (Коран, 9: 54).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почетного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Не следует человеку вставать на молитву лениво, намаз надо читать с довольством, с большим желанием и искренней радостью, ведь молящийся беседует с Аллахом. Воистину, Аллах перед молящимся, прощает его, принимает его молитвы, если тот просит о чём-то. Затем Ибн Аббас прочитал: «…Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

Аллах (Свят Он и Возвышен) велел мусульманам отправляться в мечеть, когда они слышат призыв на молитву, и оставлять торговлю. Аллах сказал:«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали»(Коран, 62: 9).

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:«Всевышний Аллах говорит, что услады и прикрасы мирской жизни, покупки и торговля, работа и сделки не отвлекают этих людей (верующих) от поминания их Господа, Того, кто создал их, дал им средства к существованию, одарил своими милостями. Они знают: то, что находится у Аллаха, лучше и полезнее того, что находится в их руках, ведь то, что у них – исчезнет, а то, что у Аллаха – вечно».

Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) увидел людей, которые торговали на рынке, затем, когда был произнесён азан (призыв на обязательную молитву), они оставили свою лавку и отправились в мечеть. Ибн Масуд сказал: «Это те, о ком Аллах упомянул в своей Книге: «…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37). То же самое сообщается со слов Абдуллы ибн Умара (да будет им доволен Аллах). Когда он увидел, что некоторые люди, торгующие на рынке, услышав призыв на намаз, закрыли свои магазины и отправились в мечеть, то сказал: «Именно в их честь был ниспослан аят: «мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха». Матар аль-Варрак говорил: «Такими были праведные предшественники, они покупали и продавали, но если кто-либо из них слышал призыв на намаз, а в руках его были весы, он сразу же опускал весы и отправлялся совершать молитву».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал приходить на пятничный намаз пораньше. Сообщается в сборнике имама Ахмада, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Кто омоет голову и тело в день Джум’а[13], выйдет пораньше и застанет начало проповеди, пойдёт пешком, не садясь верхом, приблизится к имаму, будет слушать, не отвлекаясь, то за каждый свой шаг он получит награду, словно соблюдал пост и молился на протяжении целого года»[14].

Ибн Касир сказал: «Этот хадис имеет много путей передачи, в разных версиях его также привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан). Но большинство людей пренебрегают этой великой наградой, оставляют её и приходят на пятничный намаз лишь тогда, когда уже произносят икаму[15], а некоторые даже упускают часть намаза, пропуская пятничную проповедь, хотя она призвана быть для них наставлением, назиданием, уроком и предупреждением».

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Особенностью пятничного собрания является то, что на нём произносится проповедь, в которой говорят слова восхваления Аллаха, свидетельство Единобожия и пророчества, напоминание людям о великих событиях, связанных с Исламом, и предостережение их, дабы страшились они Его кары и праведного отмщения. Проповедь велит им то, что приближает их к Аллаху и Его Раю, и запрещает им то, что приближает их к Его гневу и Аду. Это и есть смысл проповеди и собрания».

Когда человек приходит в мечеть для проведения пятничной молитвы, то ему следует внимательно слушать проповедь, так как именно в этом и заключается суть данного собрания. Если же прихожанин не слушает, то противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не получает пользы от данного собрания, а это, в свою очередь, делает сердце чёрствым, отворачивающимся от поминания Аллаха, обрастающим пеленой невежества и беспечности.

Просите у Аллаха благополучия. Бойтесь Его и остерегайтесь скверных позывов своей души, ведь Он сказал в священном Коране:«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток.

Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников».

Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 63: 9-11).

Автор: Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
«аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя »
Перевод:
Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция:
М. Каримов

Мечеть Пророка

Официальное название здания «Масджид ан-Набави», что в переводе с арабского означает «Мечеть Пророка». Построена в период с 571 по 632 год от Рождества Христова, как раз тогда, когда жил пророк Мухаммед (отсюда, собственно, и ее название).

Масджид ан-Набави – одна из крупнейших ныне действующих мечетей в Саудовской Аравии (провинция Эль-Мадина). Ее вместимость – 600 тысяч человек. Во время службы на ее территории размещается около 1 миллиона верующих.

Первая из трех святынь и ее достоинства

Запретная мечеть в Мекке является одной из трех самых главных мечетей мусульманского мира, помимо Мечети Пророка ﷺ (Масджид Аль-Набави), которая находится в Медине, и Отдаленной мечети Аль-Акса, которая находится в Иерусалиме. Все они имеют свое важное значение для всех верующих и являются святынями Ислама, которые почитаются мусульманами всего мира.

О достоинстве этих святынь упоминается в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ: «Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче (1000) молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т.е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам (500) обычным молитвам» (Аль-Бай­ха­ки).

Также Масджид аль-Харам является Домом, куда должен по Исламу совершить поломничество каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни, при условии, что у него будет такая возможность. Паломничество — хадж является основой религии и пятым столпом Ислама. «Не следует отправляться в путь, если целью поездки не является посещение Запретной мечети (Мечеть Аль-Харам в Мекке), моей мечети (Мечеть Пророка, расположенная в Медине) и Отдаленной мечети (Мечеть Аль-Акса, расположенная в Иерусалиме)», то есть совершать зираат, как часть поклонения Всевышнему Аллаху, можно совершить только в три святыни Ислама.

Краткая вводная:
Г. Красноярск. Мне 33, у меня беременная жена и 2е детей.

История по существу:
Работодатель на регулярной основе проводит тестирование работников на предмет заражения Covid-19. На этой неделе 08.10(четверг) у меня берут мазок, и 9.10(пятница) я узнаю что результат положительный и на работу мне идти не нужно.
Утром этого же дня, знатно прихуев от получнного рещультата звоню на горячуюю линию по ковиду, автоинформатор приветствует, говорит что вы позвонили в министерство здравохранения красноярского края далее соединение с оператором который говорит мне что они больше не регистрируют заболевших и нужно звонить в роспотребнадзор, дают номер и откланиваются.
Следом звоню в РПН, после 20 минут ожидания соединяют с оператором который говорит что они тоже не занимаются ковидными и их регистрацией, звоните в «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». Знатно подгорев от этого футбола звоню туда. Без результатов. Либо сбрасывают либо не берут. С «божьей» помощью нашел номер смежного отдела данной организации которая к ковиду не имеет никакого отношения, позвонил им, объяснил ситуацию дали еще 2 номера которых нет их сайте.
Ура, дозвонился куда нужно, объяснил ситуацию, сказал фио, на что получил ответ что от лаборатории они информацию еще не получили а значит не меня ни мою семью зарегистрировать не могут, сказали ждите, мы с вами свяжемся.
Про звонки в поликлинику особо рассказывать нечего, позвонил нас записали сказали ждите врача.

Читать еще:  Московские индусы встретили весну, осыпав друг друга красками

Финал:
Сегодня суббота, 10.10, звонка ни от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», ни врачей от детской и взрослой поликлиники не было(не смотря что у беременных должны сразу же взять тест). Звоню снова на горячую линию по ковиду объясняю ситуацию и получаю следующее: ждите, сегодня уже ни кто не придет и не позвонит, все будет в понедельник. На мой вопрос можем ли мы в таком случае не соблюдать режим изоляции оператор сказал что можем и оснований держать нас дома у них нет.

Ps: конечно же мы ни куда не пойдем, но вся ситуация это какой то абсурд. Лечение назначат в лучшем случае только на 5 день после анализа.

Кто в этом виноват?

Европейцы, которым, особенно немцам, прочно внушили комплекс вины за преступления прошлого, с этим почти смирились. А вот у австралийцев и новозеландцев, периферии западного мира, где в большей степени сохранились старые нормы и ценности, этого нет. У них только недавно начали создавать этот комплекс. Что ныне живущие австралийцы и новозеландцы несут, дескать, ответственность за притеснения австралоидов и маори – коренного населения этих мест, в прошлом, действительно, едва не истребленного белыми, которые и друг к другу проявляли в соответствии с нравами того времени большую жестокость.

Зато теперь потомки коренных жителей живут припеваючи, с удовольствием играя роль «жертв» и требуя всевозможных привилегий. Они их и получают. Белым же навязывают полный пересмотр истории, в новой версии которой они играют роль злодеев, хотя всё, что бы создано в этих, сделавшихся ныне столь привлекательными странах, это плоды их трудов – пота и крови. А вот маори, например, были тогда людоедами, да и сегодня они составляют непропорционально большой процент обитателей новозеландских тюрем.

А тут ещё приехали мусульмане, принципиально не желающие интегрироваться, с презрением взирающие на местную культуру и традиции, радикальная часть которых рассматривает принявшие их страны как территорию, которую требуется завоевать для ислама. При этом сплошь и рядом правящие либералы и левые не желают этого видеть. Поскольку это не укладывается в их идеологию. Зато практикуется моральный террор и навешивание ярлыков – на белых традиционалистов и модернистов.

В этих условиях у обычных новозеландцев и австралийцев, возмущенных тем, что им приходится подстраиваться под вновь прибывших, что власти упорно гнут свою линию, несмотря на крах «политкорректности» в Европе, возникает желание самим начать решать возникшую проблему. Отсюда и берутся брейвики с таррантами. Если бы совестливые и порядочные западные люди, видя то, что происходит, не зарывали голову в песок в страхе, что на них навесят ярлыки «расистов», «нацистов» и «исламофобов», появление таких изуверов было бы просто невозможным.

Версия № 1. Влюбленный нефтяной магнат

Иллюстрация: научно-проектная документация ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»

Один из первых снимков строящейся мечети. Около 1905−1906 гг.

Мусульманский храм на левом берегу Терека — подарок состоятельного бакинского нефтепромышленника Муртазы Мухтарова любимой жене, осетинке Лизе Тугановой. По крайней мере, такова версия историков и краеведов.

Первый камень будущей мечети заложили в 1902 году. К тому времени в многонациональном и многоконфессиональном Владикавказе уже были кирха, множество православных и католических храмов и шиитская мечеть. Мусульмане-сунниты — в основном купцы-азербайджанцы, служившие в Осетии татары и часть осетин — тоже хотели иметь свой молитвенный дом. Они обратились в городскую администрацию, чтобы та выделила им место для строительства.

Место выбирали долго, рассказывает научный сотрудник института истории и археологии Северной Осетии, кандидат исторических наук Феликс Киреев.

— Водопровода не было — мечеть должна была стоять около воды, чтобы прихожане имели возможность перед молитвой ходить на омовение к реке, — объясняет он. — Поэтому строить решили у берега. Берега в то время не отличались благоустройством. В основном у Терека находились бани и мельницы.

Подходящий район, наконец, нашли, и началось строительство. Но собранных денег не хватало, и мусульмане Осетии решили обратиться к известному меценату, нефтяному промышленнику — азербайджанцу Муртазе Мухтарову.

Что происходит с уголовным делом против имама «Ярдяма»

Защита имама московской мечети «Ярдям» Махмуда Велитова, обвиняемого в оправдании терроризма, обжаловала его домашний арест. Для Москвы это беспрецедентное дело сразу по нескольким причинам: речь идет о единственной автономно существующей мечети города, и уголовные дела по «террористическим статьям» никогда еще не возбуждались в отношении столь высокопоставленных столичных религиозных деятелей. «Ъ» разобрался в том, что стоит за уголовным делом имама Велитова.

«Давления такого уровня тут раньше не было»

Попрошайки рассаживаются вдоль улицы Хачатуряна в Отрадном уже в 10:00 пятницы. На главную молитву в мечеть «Ярдям» всегда приходит много народа, заполняющего весь внутренний двор мечети и ее главный зал,— есть у кого просить милостыню. С утра 15 июля у входа в мечеть уже дежурят несколько машин полиции, омоновский автобус и группа оперативников в штатском. Двое патрульных в форме стоят на входе, проверяя металлодетекторами сумки и рюкзаки верующих. Бдительность полиции неслучайна. Прошел слух, что несколько исламских активистов планируют сразу после пятничной молитвы начать сбор подписей в защиту имама Махмуда Велитова, на прошлой неделе ставшего фигурантом уголовного дела об оправдании терроризма.

Как имаму напомнили о проповеди трехлетней давности

Для Москвы дело имама Велитова, находящегося под домашним арестом, уникально. Обвинения руководителей религиозных учреждений по «террористическим» статьям привычнее видеть на Северном Кавказе, чем в столице. По данным следствия, уголовно наказуемые высказывания он допустил в нескольких интервью, записанных на видео, и во время проповеди. Правда, все это произошло еще в 2013 году, отмечает его адвокат Дагир Хасавов, и три года уголовное дело расследовалось в отношении «неустановленного лица». Трудно представить, что следователям понадобилось три года, чтобы понять, кто запечатлен на видео: имам Велитов хорошо известен в мусульманской общине Москвы. Руководитель программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги Алексей Малашенко говорит, что в деле имама переплелись интриги внутри мусульманской общины столицы и взятый государством курс на ужесточение борьбы с терроризмом, «попытки унифицировать ислам, оказывая давление на тех, кто отклоняется от официального курса, как Велитов, в столице случались всегда, но давления такого уровня тут раньше не было».

«Похоже, Велитова решили взять в оборот»

Имам Махмуд Велитов относится к старой школе имамов: он оканчивал легендарное медресе Мири-Араб в Бухаре, как и президент Чеченской Республики (2003-2004) Ахмат Кадыров, муфтий Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. В мусульманском сообществе столицы о нем отзываются как об опытном и уважаемом богослове. В списке именитых выпускников авторитетного медресе он стал первым потенциальным экстремистом. Фабула уголовного дела звучит так: в 2013 году на Youtube появилось интервью Велитова, посвященное убийству исламского активиста и члена признанной в РФ террористической партии «Хизб ут-Тахрир» Абдуллы Гаппаева, в котором Велитов и допустил высказывания, заинтересовавшие следствие. Адвокат Дагир Хасавов добавляет: «Еще в деле фигурирует проповедь имама, в которой он тоже отзывается о Гаппаеве. Но не как о члене какой-то партии, а просто как о мусульманине». По его словам, перед молитвой кто-то из прихожан передал имаму записку с просьбой помянуть убитого, что тот и сделал.

Как четверо крымчан агитировали за «Хизб ут–Тахрир аль–Ислами»

Вопрос о Гаппаеве для того злосчастного видеоинтервью имаму Велитову в 2013 году задал исламский активист и друг убитого Гаппаева Али Чаринский. Правоохранительные органы его самого тоже связывают с «Хизб ут-Тахриром», но в полноценные юридические претензии это пока не оформилось. Али Чаринский довольно активно участвует в общественной жизни мусульман. Например, он в 2015 году стал заявителем митинга в Москве против карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных в журнале Charlie Hebdo. Митинг запретили, поэтому аналогичный митинг состоялся в итоге Грозном, а господин Чаринский продолжил в социальных сетях освещать случаи нарушения прав мусульман. Никто не знал, что записанное им интервью в итоге выйдет всем боком.

Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги говорит, что дело против имама может вырасти в историю с разоблачением целой московской ячейки «Хизб ут-Тахрира». Крупные уголовные дела в отношении членов этой запрещенной организации в последнее время не редкость. Как отмечали авторы доклада о применении антиэкстремистского законодательства из центра «Сова», в 2015 году приговоры им становились все суровее — в среднем члены запрещенной организации получали около десяти лет. В прошлом году было вынесено пять приговоров в отношении 15 человек в Уфе, Самаре, Челябинске и Дагестане. «Московским силовикам тоже нужно показывать, что они работают, особенно в свете ужесточения антитеррористического законодательства, того же «пакета Озерова—Яровой». Я считаю, что Велитова этим интервью крупно подставили, теперь сделав частью этой борьбы», — считает Алексей Малашенко. В окружении самого имама Велитова так и говорят: «Очень похоже, что люди из этой организации решили взять Велитова в оборот. У него два инсульта было, он человек довольно резкий и искренний».

Читать еще:  Мобильная политическая стратегия VirCities научит поляков и русских управлять политикой

Как были арестованы активисты «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в Челябинске

О мечети «Ярдям» стоит сказать, что это единственная московская мечеть, построенная в новейшие времена без какого-либо участия государства. Мечеть на Поклонной горе в 1995-1997 годах строили по совместной инициативе московских властей и Духовного управления мусульман европейской части России. Мечеть «Ярдям» возводили по инициативе и на деньги исламского мецената Ряшита Баязитова. Владелец строительных фирм Баязитов всегда был важной фигурой в татарском сообществе. Построив в 1996 году «Ярдям», он сам стал председателем одноименного религиозного объединения, которое управляло мечетью. При этом оно было включено в состав Духовного управления мусульман Сибири (Омского муфтията). Как объясняет знакомый Баязитова, это было связано с тем, что предприниматель поддерживал плотные связи именно с этим муфтиятом, строил в Сибири мечети, а религиозное законодательство позволяет религиозной общине иметь любое подчинение вне зависимости от региона. «Это позволяло соблюдать относительную независимость от главных столичных религиозных организаций вроде Духовного управления мусульман (ДУМ РФ; создано в 2014 году на базе Духовного управления мусульман европейской части России.— «Ъ» )»,— говорит собеседник «Ъ». С годами «Ярдям» и вовсе вышла из подчинения каких-либо религиозных объединений, став полностью независимой. Как объясняет глава центра «Сова» Александр Верховский, законы этого не запрещают даже после недавних изменений в части законодательства о миссионерской деятельности. «Достаточно того, что это официально зарегистрированная религиозная структура, она не обязана подчиняться каким-то крупным объединениям»,— говорит он. В итоге мечеть «Ярдям» много лет оставалась единственной автономной мечетью в Москве, где у населения вообще сложное отношение к мечетям.

«Мечеть неоднократно вызывала вопросы»

Претензии к «Ярдям» у силовиков и «официального» духовенства копились давно. Сразу после задержания имама Велитова имам Московской соборной мечети (юрисдикция ДУМ РФ) Ильдар Аляутдинов заявил, что «Ярдям» существует обособленно, а порядки в ней не всегда соответствуют нормам ислама. На это адвокат Велитова Дагир Хасавов уже заявил «Ъ», что планирует подать к Аляутдинову иск о защите чести и деловой репутации подзащитного. Тем не менее об автономной мечети в Отрадном часто рассказывают, что в ее дворе периодически можно было слышать речи некоторых прихожан, призывавших к радикальным действиям. Первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов подтверждает: «Мечеть неоднократно вызывала вопросы. В новостях мелькало, что на ее территории звучали небогоугодные призывы, которые не пресекались. Нужен иной порядок ответственности и подготовки имамов для защиты от экстремистов, которые пока не находят должного отпора от проповедников».

Столице не хватает героев, мечетей и штрафов

«Мечеть не может нести ответственность за то, что происходит за ее стенами,— считает председатель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов.— Угроза, что туда придут вербовщики, существует всегда».

На пятничной молитве 15 июля проверить радикальность прихожан «Ярдям» сложно. Проповедь имама, вынужденно замещающего арестованного Велитова, сводится к необходимости быть терпимым ко всем. Махмуд Велитов через адвоката передал сторонникам, что от сбора подписей в его защиту лучше обойтись. Когда в толпе появляется автор злосчастного интервью с имамом Али Чаринский, оперативники тут же устремляются к нему. Они считают, что идея со сбором подписей принадлежит именно ему. Исламский активист в серой майке и кроссовках New Balance пытается отмахиваться от оперативников: «Какие провокации? Вы больше провокаций сами устраиваете». Потом он признается: с таким повышенным вниманием сотрудников МВД он сталкивается впервые, хотя ему и прежде приходилось бывать на опросах в полиции. Он уже знает, что на допросах Велитова активно расспрашивали о нем и о связях с «Хизб ут-Тахриром».

Все опрошенные «Ъ» эксперты и религиозные деятели сходятся в одном: уголовное дело в отношении имама Велитова, дойдет оно до суда или нет, уже точно положит конец аномальной для столицы автономии мечети в Отрадном. «Я думаю, что и уголовное дело против имама во многом связано с внутренними процессами в религиозных учреждениях. Сейчас в Москве не может существовать автономной мечети, она должна быть включена в официальную иерархию»,— говорит исламовед Малашенко. Источники в самой мечети только так и объясняют уголовное дело в отношении Махмуда Велитова. «Это все обычная попытка забрать и переподчинить мечеть»,— говорит сотрудник мечети, попросивший не указывать его имени. С наибольшей вероятностью «Ярдям» придется влиться в состав умеренного и «официального» ДУМ. Первый зампред ДУМ Мухетдинов на вопрос «Ъ» о том, будет ли мечеть включена в состав управления, отвечает уклончиво. «Было бы верно, чтобы мечеть в столице входила в состав ДУМ РФ. Мы видим, что творится в Ницце, в Париже. Когда в таком мегаполисе, как Москва, существует мечеть, которая не координируется с властями, это не может не вызывать беспокойства как у правительства Москвы, так и у силовых ведомств»,— рассуждает он. Вполне возможно, добавляет господин Мухетдинов, что в ближайшее время в правительстве Москвы будет принято решение о передаче мечети в управление одной из официальных религиозных структур.

Когда пятничная молитва в «Ярдям» 15 июля заканчивается, прихожане, наспех собрав молельные коврики, идут к выходу. За воротами мечети оперативники в штатском продолжают обсуждать теракт в Ницце и напряженно всматриваются в лица всех, кто выходит им навстречу. Сотрудник пресс-службы мечети, услышав, как Али Чаринский с друзьями обсуждают перспективы защиты имама, берет его под руку. «Не надо, пожалуйста, ничего обсуждать в мечети»,— торопливо говорит он, пока тащит исламского активиста к выходу.

Муфтий проклял тех, кто это сделает. Исламовед — о том, что будет, если снесут мечеть рядом с телебашней

На официальном сайте Совета муфтиев России появилась публикация о конфликтной ситуации вокруг мечети на улице Степана Разина в Екатеринбурге. Сооружение является культовым для группы мусульман, принадлежащих религиозной организации «Нур-Усман». С 2007 г. сюда приходят молиться верующие, однако в 2017-м мечеть оказалась под угрозой.

В размещенной на сайте Совета муфтиев статье говорится, что с религиозной и морально-этической точки зрения требовать от мусульман снести мечеть — глубоко неправильно.

Наиль Шаймарданов, и.о. председателя общины:

По мнению исламоведа Романа Силантьева, разместив на своем сайте эти слова, муфтии тем самым «прокляли» своего начальника — председателя Совета муфтиев России Гайнутдина.

Роман Силантьев, исламовед:

— 11 сентября 2011 г. с одобрения муфтия Гайнутдина была снесена соборная мечеть в Москве, расположенная в здании, построенном еще в 1904 г. Вместо нее возвели другую соборную мечеть. Однако еще когда строительство нового здания только обсуждалось, Гайнутдин уверял, что старое трогать не будут. Получается, разрушив здание мечети, Гайнудтин тем самым навлек на себя проклятие. Теперь же его подопечные, апеллируя к этой строчке Корана, отказываются сносить ничего не значащее строение в центре Екатеринбурга.

По мнению Силантьева, снос мечети на ул. Степана Разина вряд ли приведет к большим возмущениям среди мусульман. «Эти люди не ориентированы на какие-то митинги и протесты», — поясняет исламовед.

Роман Силантьев:

В Новом Уренгое снесли мечеть той же юрисдикции, что и «Нур-Усман», — и сразу стало легче, снизилась угроза, отмечает исламовед.

Напомним, участок, на котором расположена мечеть, вот-вот должен превратиться в строительную площадку, на которой в 2018 г. УГМК начнет возводить большую ледовую арену. Это совместный проект металлургов и правительства Свердловской области. Именно областные власти передали металлургической компании участок вместе с расположенными на нем постройками как долю в капитале акционерного общества «Ледовая арена». После того как земля вошла в капитал акционерного общества, встал вопрос о сносе мечети.

Отметим, что культовым временное здание неподалеку от телебашни стало случайно. В исламе, в отличие от христианства, нет единоначалия, поэтому взгляды по многим ключевым вопросам у различных течений отличаются принципиально. В 2000-е гг. у властей зародилась идея собрать все мусульманские объединения, представленные в Екатеринбурге, под одну крышу. В 2007 г. губернатор Эдуард Россель заложил первый камень в основание будущей соборной мечети в районе улиц Декабристов — Чапаева. На собранные средства вырыли котлован и вкопали сваи, а потом работы над проектом приостановили. Мусульмане своими силами достроили прорабскую до мечети, куда и поселилась организация «Нур-Усман».

Теперь свердловское Мингосимущество требует снести постройку как незаконную. Чиновников МУГИСО поддержал суд: еще в мае 2017 г. 17-й Арбитражный апелляционный суд постановил разобрать сооружение. Мусульмане, стремясь отстоять свою святыню, обратились с Верховный суд.

Мусульмане пытаются остановить снос мечети у телебашни. Окончательное решение будет приниматься в Москве

При этом в общине «Нур-Усман» заявили, что юридически не имеют отношения к постройке, а значит, и не могут выполнить требование суда о сносе мечети.

Наиль Шаймарданов:

Общине недавно предложили под мечеть другой участок — в районе ЦПКиО им. Маяковского. Мусульмане обрадовались (2,5 га не в центре города, по их словам, больше подходят для массового празднования Курбан-байрама и Ураза-байрама) и даже подготовили проектные документы, но МУГИСО не позволило передать землю, так как якобы на этот участок не дает разрешения городская администрация.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector