3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уголь, или новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Содержание

Уголь,или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Сюжет фильма «Остров»

На Севере России, в холодной глубинке у Белого моря, на незаселенном острове, находится маленький монастырь. Более 30 лет в нем живет и служит Богу отец Анатолий. Бог наградил его особым даром — прозорливостью. Монах знает, что в будущем ждет людей, которые к нему обращаются. Также по молитвам инока Бог исцеляет от болезней. Можно вполне назвать отца Анатолия старцем. И к этому старцу приезжают люди с разных уголков страны.

Отец Анатолий помогает им, но делает это не совсем обычно. Чтобы не возгордиться, монах притворяется келейником того самого старца, к которому все едут. Поэтому не говорит прибывшему к нему человеку все напрямую, а якобы идет совещаться со старцем.

Фильм «Остров» подробно показывает чудеса, которыми наполнена жизнь отца Анатолия. Старец отговаривает девушку, пришедшую за «благословением на аборт», от греха детоубийства. Страдающей вдове он дает надежду: ее муж не погиб на войне, а попал в плен и пребывает во Франции. Вместе с мальчиком Ваней на костылях и его мамой он молится о здравии. И чудо — Ваня начинает ходить сам. Бесноватую дочку адмирала он избавляет от тяжелой духовной болезни.

Очень аккуратно отец Анатолий обличает и братию монастыря. Фильм «Остров» подробно раскрывает характеры еще двух монахов, подвизающихся в обители.

Один инок, отец Иов, страшно завидует старцу Анатолию и его дару помогать людям. Как бы не старался монах Иов, Его молитву не принимает Господь. Вместо того, чтобы прямо указать на зависть и злобу брата, старец Анатолий спрашивает его: за что Каин убил Авеля?

Настоятель обители, отец Филарет, очень светлый и кроткий монах. Его сердце наполнено любовью и благодарностью. Но есть в нем один грех: игумен привязан к двум вещам: удобным кожаным сапогам (благословение владыки) и мягкому одеялу, купленному во время поездки в Грецию.

Во время пожара частично сгорела келья настоятеля, поэтому он временно переселился к отцу Анатолию. И старец решил избавиться от двух «бесов», мучающих отца Филарета. С легкой подачи юродивого Анатолия сапоги оказываются в топке, а одеяло — в море. Кроткий отец Филарет после такой выходки от искреннего сердца благодарит старца за облегчение.

Но в то время, пока никто не видит, монах Анатолий со слезами просит Бога о покаянии. В чем же каяться этому иноку? Фильм «Остров» начинается с истории убийства — молодой кочегар стреляет в адмирала. Оказывается, этот молодой кочегар — будущий старец. В 1942 году он якобы застрелил человека. А произошло это так. На судно с углем напали немцы. В лодке были только кочегар Анатолий и адмирал Тихон. Анатолий очень боялся смерти. Тогда в обмен на жизнь немцы предложили ему застрелить Тихона. В состоянии аффекта парень нажал на курок.

И с этим грузом на душе монах проживает более 30 лет, пока перед смертью не узнает, что адмирал Тихон выжил после выстрела и простил Анатолия за малодушие.

Старец знает о своей кончине. Он заблаговременно заказывает гроб, одевается в белую длинную рубашку и просит монаха Иова звонить в колокола — извещать о смерти отца Анатолия. Со словами покаяния он отходит ко Господу.

Остров как предчувствие

В «Острове» режиссер Лунгин снова встретился с Петром Мамоновым, который пятнадцать лет назад сыграл саксофониста Лешу в лунгинском «Такси-блюзе». На этот раз Мамонов тоже сыграл нонконформиста, вот только герой его диссидентствует в месте и так внесистемном – в северном православном монастыре, в советские семидесятые. Это чудотворный старец Анатолий, который, работая истопником в монастырской котельной, исцеляет страждущих и замаливает собственный грех, совершенный во время войны.

Кроме Мамонова в монашеские рясы облачились двое других известных актеров: Дмитрий Дюжев и Виктор Сухоруков, и в отличие от лидера «Звуков Му» их поначалу с трудом можно узнать под скуфейками и бородами. Из этой троицы натуральнее всех смотрится, конечно же, Мамонов – кричит выпью, изгоняет бесов, заговаривает гниющие кости. Человеку, который во времена «Такси-блюза» пел со сцены «Я уволился с работы, потому что я устал», а в последние годы ставит в театре представления про мышей и мальчика Кая и живет на положении затворника в подмосковной деревне, больше других пристало играть блаженного истопника. Он равно убедителен и когда задумчиво валяется во мху, пожевывая морошку, и в разгар неуемного кликушества, и когда, забравшись на колокольню, орет во всю ивановскую: «Я так слаб душою, / Телом также слаб, / И страстей преступных / Я греховный раб».

При таком-то солисте Дюжеву и Сухорукову выпадают роли пристяжных, и они с достоинством кутаются в рясы, время от времени срываясь в чистой воды комедию. Дюжеву досталась роль келаря Иова, который печется исключительно о монастырском хозяйстве, а на неудобного отшельника пишет доносы игумену: «Братия ропщет! Старец Анатолий с мирянами чай пьет! С сахаром!» Сухоруков играет как раз этого самого игумена Филарета, умильного старичка с редкой бороденкой, подверженного невинным слабостям (уж больно привязан к собственному стеганому одеялу). Каждый из этих героев старается как-то по-своему образумить истопника Анатолия, а тот знай себе скоморошествует с приезжающими паломниками да ездит на соседний безлюдный остров, где молится какому-то своему Христу.

Интересные факты о фильме «Остров»

Фильм снимали в поселке Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Специально для съемок один из домов перестроили под церковь и освятили.

Главные роли в киноленте сыграли Петр Мамонов (старец Анатолий), Виктор Сухоруков (отец Филарет), Дмитрий Дюжев (монах Иов).

Отец Анатолий — собирательный персонаж. Но некоторые его поступки позаимствованы из жития оптинских старцев, Севастьяна Карагандинского и даже Николая (Гурьянова), но более всего — от юродивого Феофила Киевского. Святой Феофил также страдал от придирок брата Иова за что и спросил его о ненависти Каина к Авелю. Диалог между старцем и отцом Филаретом списан с жития киевского юродивого. Кончина отца Анатолия в фильме «Остров» в точности напоминает житие юродивого Феофила.

Автором песни «Господи, помилуй, Господи, прости», которую под колокольный звон исполняет монах Анатолий, является старец Николай Гурьянов.

Режиссера и актеров консультировали настоящие монахи, чтобы не допустить каких-то фактических нелепостей.

Кинократия: «Остров» Павла Лунгина

В целом, сюжет фильма и по своей структуре, и по манере изложения напоминает жития святых, да и сам главный герой отец Анатолий (Петр Мамонов) — идеальное воплощение настоящего старца-отшельника, идущего своей тернистой тропой к Богу. Монологи и фразы персонажа Мамонова — это набор цитат из Священного Писания, из текстов псалмов и агиографических жизнеописаний. Основные черты его героя совпадают с исконно русской юродивой святостью. Тут и эффектные зрелищные поступки (кукареканье на колокольне или сжигание сапог и одеяла настоятеля), и предвиденье будущего и настоящего, завуалированное странными поступками и нарочитым лицедейством: кидание головешек в игумена, разыгранный по ролям рассказ о судьбе мужа в Париже, пренебрежение церковными службами и таинствами, отказ от исповеди и причастия перед смертью, сцена изгнания беса. По отдельности все эти черты можно найти в целом ряде древнерусских житий: преподобного Исаакия из Киево-Печерского патерика, отчасти Феодосия Печерского и Сергия Радонежского. Однако, иррациональное подвижничество отца Анатолия в «Острове» кажется все-таки сознательным и продуманным поведенческим сценарием — недаром настоятель монастыря отец Филарет (Виктор Сухоруков) называет его «проказником», тем самым намекая на игровой характер поведения героя. Другой обитатель островного монастыря отец Иов (Дмитрий Дюжев) вообще обвиняет старца Анатолия в гордыне и греховном чувстве избранничества по отношению к другим монахам. Все противоречия и конфликты сводятся на нет чудом смерти главного героя: так по-простому смиренно он переодевается в белые одежды, ложится в гроб и, сотворив последнюю покаянную молитву, отходит в мир иной.

Сюжет фильма «Остров» (написанный Дмитрием Соболевым, талантливым учеником знаменитого сценариста Юрия Арабова) построен на мотиве покаяния главного героя, уже 30 лет и 3 года переживающего свою вину из-за убийства боевого товарища в годы войны. Кстати, такая незавуалированная числовая отсылка к возрасту Христа очень хорошо вплетена в довольно аскетичную повествовательную ткань фильма. Фабула «Острова» чрезвычайно проста, даже примитивна: как и в сказке, события тут нанизываются на основной стержень судьбы главного героя, а чудеса, творимые отцом Анатолием, следуют одно за другим. Кульминация картины отнесена на самый конец, когда катарсис наступает со смертью героя. Зритель прекрасно понимает, что отца Анатолия ждет вечная жизнь, потому бурные эмоции, испытываемые в финале ленты, можно смело назвать светлыми слезами очищения (как, впрочем, и подобает эффекту от настоящего катарсиса по Аристотелю). В этом смысле минималистичный, даже местами архаичный сценарий фильма приковывает зрительское внимание до самых последних кадров.

Читать еще:  Участники велопробега Киев-Почаев прибыли в Почаевскую Лавру

Фильм снят в поселке Рабочеостровск в Карелии на побережье Белого моря

Архаична и визуальная составляющая фильма — пейзажи русского Севера как нельзя лучше подчеркивают сказочность всего происходящего в картине. Неспешно подтачивающее огромные валуны, суровое Северное море стальным отблеском перекрашивает пейзаж и главного героя в черно-серые оттенки. Его некогда величественная фигура со временем обрела те же черты, что и гигантские камни на берегу моря. Согбенность главного героя воспринимается более органично, чем молодцеватая статность отца Иова или фигура сытого благодушного отца Филарета, пришедшего как в скит в котельную, где обитает главный герой, прихватив в собой привезенное с Афона теплое одеяло и подаренные архиерейские сапоги. Отец Анатолий как губка пропускает через себя грехи окружающих, будь то своих братьев по монастырю, или приехавших из разных мест искателей чуда (исцеление ребенка, тоска по любимым, наставление сомневающимся). Окончательно принявший и казалось бы искупивший грехи, герой Мамонова так и не нашел ответ на главный вопрос своей жизни.

Поворотным моментом, а заодно и последним чудом, совершенным героем, стало избавление молодой девушки (Виктория Исакова) от засевшего беса. Поводом для кульминации фильма по задумке сценариста Дмитрия Соболева и режиссера Павла Лунгина стал традиционный драматический прием «бог из машины» (deus ex machina) — отцом избавленной от бесов девушки оказывается тот самый боевой товарищ, который чудом спасся после злополучного выстрела 33 года назад. Как бы в ответ на чаяния и мольбы главного героя, Бог наконец посылает ему избавление: теперь уже адмирал, Тихон Петрович (Юрий Кузнецов) прощает отца Анатолия, снимая с него тяжелое бремя греха. Так чудо происходит в жизни самого героя, который теперь может умереть спокойно.

В 2006 году фильм победил в 6 номинациях премий «Ника» и «Золотой орел»

Пожалуй, ключевым фактором успеха этой картины, стала невероятно искренняя и правдивая игра Петра Мамонова, в герое которого во многом воплощаются личные качества актера и музыканта. Его собственная судьба очень похожа на сюжетную канву «Острова»: преодолев жизненные трудности, достигнув своего личного «дна», Мамонов неожиданно из поэта и рок-н-ролльщика спустя 10 лет перевоплощается практически в святого юродивого. Его театрализация поведения в жизни с легкостью воспроизводится на экране, а зрители порой не могут понять, смеется ли Мамонов или пытается сообщить что-то важное. Во время вручения главной награды русского кино — приза «Ника», Мамонов, появившись в простом сельском образе перед рафинированной богемной публикой, произнес необычную речь, словно пролог к собственным выступлениям или монологам из фильма «Остров».

Консультировал фильм монах Косма, насельник одного из монастырей Москвы

Фильм «Остров» был первым в череде картин на религиозные сюжеты, наряду с лентой Владимира Хотиненко «Поп» или недавно вышедшего «Монаха и беса» Николая Досталя. К слову сказать, сценаристом последней картины выступил мэтр отечественного сценарного мастерства Юрий Арабов, косвенно имевший отношение и к «Острову» Лунгина. Если сравнить две эти картины, то, несмотря на схожесть сюжета и образов главных героев, персонаж Мамонова несомненно более трагичен, возвышен и философски-абстрактен, в то время как юродивый насмешник Иван (Иван-дурак из русских сказок) в исполнении Тимофея Трибунцева нарочито гротескный, по-гоголевски комичный, но точно в такой же степени может служить примером истинно русской невероятной святости.

Фрагмент фильма «Остров»

Цитаты из фильма:

— А что это ты делаешь, отец Анатолий? — Читаю книгу грехов человеческих. Сейчас дочитаю, в печку её, и нет греха. — Ты что это творишь, окаянный?! — Собираюсь вторую страницу читать. — Какая же это страница, когда это сапоги мои? — И второго нет. Всё! Ты что, не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то и умещается?

— Добродетели? В моей-то добродетели смердят перед Господом, воняют — прямо чувствую как воняют. — Ну вот и чувствуй, а через это и спасешься.

«Одно не пойму. За что мне все это? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде за мои грехи удавить меня мало, а меня тут чуть не святым сделали. А какой я святой? Мира нет в душе».

— Отец Анатолий, а умирать то не страшно? — Умирать… умирать не страшно… Страшно будет перед Богом стоять… Грехи давят.

Фильм «Остров» и его духовные уроки

  1. Настоящие старцы скрывают свои духовные дарования, чтобы не впасть в гордыню.
  2. Бог всемилостив, он готов простить даже самые тяжелые грехи, если человек кается от всей души.
  3. Не стоит обличать брата, если он ведет себя непонятно. Только Богу известно, что у этого человека на душе.
  4. Молящийся с верою и дерзновением получает просимое.
  5. Если обидел брата, сразу же попроси у него прощение. Если нет возможности, моли Бога о прощении.
  6. Человек создан для вечной жизни, поэтому не стоит привязываться к материальному.
  7. Умирать не страшно. Страшно предстать пред Богом во смраде грехов.

Предлагаем вам посмотреть фильм «Остров» или хотя бы его самые яркие моменты:

Уголь, ли Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Многие из вас смотрели фильм Павла Лунгина «Остров» (2006), некоторые пересматривали. Что-то брало за душу, чего-то не понимали, что-то открывали для себя. А о чем этот фильм? Чтобы ответить на этот вопрос, я постараюсь сосредоточиться только на одном образе — образе угля в картине. Возможно, он и расскажет о главном.

Послушание отца Анатолия (Пётр Мамонов) в фильме «Остров» — работа истопником в котельной монастыря. Он кочегар, и в этом нет случайности.

Кочегарка отца Анатолия, его постоянно перепачканное сажей лицо, гора угля, тележка, на которой он изо дня в день возит этот уголь, сначала выдалбливая его из большой кучи на берегу, — всё это занимает значительную часть фильма.

Еще в самом начале отец Иов (Дмитрий Дюжев) предлагает герою уйти из котельной, в которую уже назначен послушник. И что же? Отец Анатолий протестует, просит, уговаривает оставить его на этом послушании — и остается. Ему надо быть здесь, надо! Он понимает свою работу именно на этом месте и не отступится от нее до своей кончины.

Он не боится запачкаться, потому что уже запачкан, и эта грязь гораздо хуже угольной сажи.

Уголь в фильме, если хотите, — это и средство выжигания, обличения дурного. Так, кочегарка стала толчком для духовного роста настоятеля Филарета (Виктор Сухоруков). А как вам вымазанная сажей дверная ручка, предназначенная именно для монаха Иова?!

И всё в фильме вертится вокруг отца Анатолия и его котельной. Здесь он разговаривает с людьми, здесь просит прощения у отца Иова и Тихона (Юрий Кузнецов) перед смертью, и на этой же куче угля, которая, заметьте, меньше к концу фильма (читай: жизни) не становится, отец Анатолий ложится в гроб и умирает в надежде на милость Божию. Да и сам гроб, в который сразу и ложится отец Анатолий, ставится отцом Иовом не рядом с углем (!), а на него (!), кривовато, кое-как.

— Отец Анатолий, а умирать-то не страшно? — спрашивает Иов старца.

— Умирать. Умирать не страшно. Страшно будет перед Богом стоять. Грехи давят.

В любую погоду отец Анатолий идет со своей тележкой по деревянному настилу к высыпанному углю, выдалбливает его (да, его нужно именно выдолбить!), наполняет тележку и привозит ее в котельную. Каждый день идет работа в кочегарке и внутри — тяжелая, и кажется, что нескончаемая.

Темы угля и огня в сюжете «Острова» родственны. Вторая поддержана ситуацией пожара в келье настоятеля монастыря Филарета, который потом отправляется к отцу Анатолию, еще не понимая его добровольного выбора — работы истопником.

Так ли страшен был пожар в келье, если лицо Филарета оказалось в той же угольной саже?!

— Добродетели во мне мало, а грехов много, — говорит он со слезами на глазах, сидя рядом с отцом Анатолием. Черный уголь явил себя и здесь и стал началом настоящего пожара.

Вот и аналогия. Подобно тому, как христианин «выкорчевывает» собственные грехи и сжигает их молитвой, покаянием, Причащением (вспомним слова из Последования ко Святому Причащению: «Содетелю, да не опалиши мя приобщением. Огнь бо еси, недостойныя попаляя. Но убо очисти мя от всякия скверны»), отец Анатолий выдалбливает тяжелый черный уголь и сжигает его в печи котла.

А гора угля все такая же. И остается только упование на милость Божию

Молитва и покаяние, покаяние и молитва за себя и всех страждущих — великое делание труженика Христова. А гора угля так и остается горой. И руки черны, и лицо в саже, и нет покоя в душе. И остается только упование на милость Божию.

Только не думайте, что в фильме нет света. Он там, где есть покаяние. Свет в прозорливости отца Анатолия, в его несомненной помощи всем приходящим к нему за советом и утешением, в «воскресении» и благодарении Тихона за свою исцеленную дочь и в синеве безоблачного неба, на фоне которого отец Иов несет огромный, почти неподъемный крест отца Анатолия. Идет с трудом, пошатываясь, но не падая.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Читать еще:  В России выросли продажи ортопедических матрасов

Православная Жизнь

Многие из вас смотрели фильм Павла Лунгина «Остров» (2006), некоторые пересматривали. Что-то брало за душу, чего-то не понимали, что-то открывали для себя. А о чем этот фильм? Чтобы ответить на этот вопрос, я постараюсь сосредоточиться только на одном образе – образе угля в картине. Возможно, он и расскажет о главном.

Послушание отца Анатолия (Пётр Мамонов) в фильме «Остров» – работа истопником в котельной монастыря. Он кочегар, и в этом нет случайности.

Кочегарка отца Анатолия, его постоянно перепачканное сажей лицо, гора угля, тележка, на которой он изо дня в день возит этот уголь, сначала выдалбливая его из большой кучи на берегу, – всё это занимает значительную часть фильма.

Еще в самом начале отец Иов (Дмитрий Дюжев) предлагает герою уйти из котельной, в которую уже назначен послушник. И что же? Отец Анатолий протестует, просит, уговаривает оставить его на этом послушании – и остается. Ему надо быть здесь, надо! Он понимает свою работу именно на этом месте и не отступится от нее до своей кончины.

Он не боится запачкаться, потому что уже запачкан, и эта грязь гораздо хуже угольной сажи.

Уголь в фильме, если хотите, – это и средство выжигания, обличения дурного. Так, кочегарка стала толчком для духовного роста настоятеля Филарета (Виктор Сухоруков). А как вам вымазанная сажей дверная ручка, предназначенная именно для монаха Иова?!

И всё в фильме вертится вокруг отца Анатолия и его котельной. Здесь он разговаривает с людьми, здесь просит прощения у отца Иова и Тихона (Юрий Кузнецов) перед смертью, и на этой же куче угля, которая, заметьте, меньше к концу фильма (читай: жизни) не становится, отец Анатолий ложится в гроб и умирает в надежде на милость Божию. Да и сам гроб, в который сразу и ложится отец Анатолий, ставится отцом Иовом не рядом с углем (!), а на него (!), кривовато, кое-как.

– Отец Анатолий, а умирать-то не страшно? – спрашивает Иов старца.

– Умирать. Умирать не страшно… Страшно будет перед Богом стоять… Грехи давят.

В любую погоду отец Анатолий идет со своей тележкой по деревянному настилу к высыпанному углю, выдалбливает его (да, его нужно именно выдолбить!), наполняет тележку и привозит ее в котельную. Каждый день идет работа в кочегарке и внутри – тяжелая, и кажется, что нескончаемая.

Темы угля и огня в сюжете «Острова» родственны. Вторая поддержана ситуацией пожара в келье настоятеля монастыря Филарета, который потом отправляется к отцу Анатолию, еще не понимая его добровольного выбора – работы истопником.

Так ли страшен был пожар в келье, если лицо Филарета оказалось в той же угольной саже?!

– Добродетели во мне мало, а грехов много, – говорит он со слезами на глазах, сидя рядом с отцом Анатолием. Черный уголь явил себя и здесь и стал началом настоящего пожара.

Вот и аналогия. Подобно тому, как христианин «выкорчевывает» собственные грехи и сжигает их молитвой, покаянием, Причащением (вспомним слова из Последования ко Святому Причащению: «Содетелю, да не опалиши мя приобщением. Огнь бо еси, недостойныя попаляя. Но убо очисти мя от всякия скверны»), отец Анатолий выдалбливает тяжелый черный уголь и сжигает его в печи котла.

Молитва и покаяние, покаяние и молитва за себя и всех страждущих – великое делание труженика Христова. А гора угля так и остается горой… И руки черны, и лицо в саже, и нет покоя в душе… И остается только упование на милость Божию.

Только не думайте, что в фильме нет света. Он там, где есть покаяние. Свет в прозорливости отца Анатолия, в его несомненной помощи всем приходящим к нему за советом и утешением, в «воскресении» и благодарении Тихона за свою исцеленную дочь и в синеве безоблачного неба, на фоне которого отец Иов несет огромный, почти неподъемный крест отца Анатолия. Идет с трудом, пошатываясь, но не падая.

Уголь,или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Молитва и покаяние, покаяние и молитва за себя и всех страждущих – великое делание труженика Христова. А гора угля так и остается горой… И остается только упование на милость Божию.

Читайте также

  • 19:00

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Документальные новости

VIP-тусовка

Новини України

Путешествия

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я. самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Вашем городе можно самостоятельно через форму.

Топ 10 новостей последнего часа

  • В Госдепе ожидают новых переговоров с Россией по вопросу диппредставительств
  • В Белом доме назвали конструктивными переговоры Нуланд в России
  • В Калининградской области приостановят оказание плановой медицинской помощи из-за COVID-19
  • Сергей Рябков и Виктория Нуланд обсудили на встрече в том числе ситуацию в Афганистане
  • Суд в Киеве отправил Медведчука под домашний арест до 7 декабря по делу об импорте угля
  • Daily Express извинилась за статью о «краже РФ формулы вакцины от коронавируса»
  • Нуланд назвала конструктивными встречи с коллегами в МИД России
  • МВД РФ: Ксении Собчак вручили повестку о явке в полицию для дачи показаний по ДТП в Сочи
  • МВД и ФСБ дадут право блокировать денежные переводы без суда на 10 дней
  • Ректора «Шанинки» задержали по делу о хищении более 21 млн рублей

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

Довибори в Раду. ЦВК скасувала реєстрацію 3 «двійників» кандидатів в округах №184 та №197

Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Остров 2006 — найди прощение в себе

Павел Лунгин – один из ведущих кинорежиссеров России. В 2006 году на экраны вышел главный хит в карьере режиссера «Остров». Он поразил зрителей своей глубиной и философичностью. Скрытый смысл фильма Остров заставил многих зрителей пересмотреть свои приоритеты в жизни.

Историческая справка

В 1990-е годы отечественный кинематограф переживал не лучшие времена. Режиссеры были лишены финансирования и были вынуждены создавать фильмы, что называется, «на коленке». Но на творчестве Лунгина кризис не сказался. Режиссер снял целый ряд кинокартин, по итогу попавших на международные кинофестивали.

На его счету такие хиты, как:

  • Такси-блюз
  • Свадьба
  • Олигарх

Но наиболее впечатляющими получились работы Павла Лунгина образца «нулевых». «Остров» — из их числа.

Описание истории

Предлагаем кратко вспомнить сюжет фильма Остров. Действия переносятся в годы Великой Отечественной войны. Вся страна пребывает в упадке. Тихон и кочегар – два лучших друга. В столь непростое время мужчины служат на угольной барже. Но однажды их судно было замечено немцами. Тихона и кочегара берут в плен. И если Тихон не демонстрирует перед вражескими солдатами страха, то кочегар сразу же начинает умолять о пощаде. Немцы пользуются трусостью кочегара и предлагают ему спастись. Для этого кочегар должен собственноручно застрелить Тихона. Кочегар соглашается.

Читать еще:  Война с храмами в СССР: краткая летопись. Ч. 3

Проходит 35 лет. Кочегар постарел и взял имя Анатолий. В годы войны его спасли монахи. С тех пор Анатолий посвящает жизнь служению Богу. Никто не подозревает о его темном прошлом. Для местных он давно стал мудрым старцем, к которому всегда можно обратиться за помощью. Но если прихожане видят в Анатолии целителя, то монахи считают «коллегу» юродивым нарушителем церковного порядка. Анатолий не молится в храме, ведет себя вызывающе и нарушает общественный порядок. Между старцем и монахом Ивом образуется конфликт.

Концовка и скрытый смысл

Чем же закончился фильм Остров? К Анатолию приезжает видный адмирал со своей дочерью. Мужчина просит старца помочь в спасении души девочки. В просящем Анатолий узнает Тихона. Оказалось, что мужчина не умер от выстрела на барже, а лишь получил ранение. Тихон сообщает Анатолю, что не держит на него зла и давно простил. Теперь старик может умереть со спокойной душой.

Несмотря на кажущуюся простоту, смысл фильма Остров лежит не на поверхности. Перед нами философская притча о поиске прощения через служение Богу. Но Анатолий своим примером доказывает, что найти Бога можно и без показных молитв в храме. Для этого ему не требуются церковные наряды, кресты и комфорт. Он ходит в обносках, измазывается сажей и живет в котельной. В отличие от настоятеля и монаха Ива, Анатолий не зависит от материальных ценностей. При этом к своим «врагам» главный герой проявляет любовь, пусть и делает это неординарным для монахов способом. Своим примером Анатолий меняет людей вокруг себя.

Но в первую очередь Павел Лунгин создает историю о прощении. Перед нами человек, который раскаивается в совершенном грехе даже спустя десятилетия. Отец Анатолий, который помог стольким людям, не способен обрести покой даже в старости. Он регулярно уплывает от церковников на удаленный остров, где молится о прощении в полном одиночестве. И лишь после прощения со стороны Тихона Анатоль обретает покой. Главный герой умирает. И хоронят его по просьбе в обычном ящике из котельной.

Интересно! Примечательно, что роль грешника и святого в одном лице сыграл известный рок-бунтарь Петр Мамонов. Актеру удалось воплотить на экране неоднозначный образ монаха, который, как и сам Мамонов, не привык жить по уставу. Но все эксцентричные поступки старца Анатолия искренни и направлены исключительно на то, чтобы помочь прихожанам. Честность и неподкупность превратили его в целителя, к которому приезжают люди со всей страны.

Второстепенные роли блистательно исполнили:

  • Виктор Сухоруков
  • Дмитрий Дюжев
  • Юрий Кузнецов

Павел Лунгин снял свой лучший фильм, превзойти который уже не смог. Даже историческая драма «Царь» уступает «Острову» как по форме, так и по содержанию. Здесь сошлись все факторы: опыт режиссер, харизма и талант актер, глубина сюжета и поэтичность природных локаций удаленного остова.

«Остров» Павла Лунгина глазами священников

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Опасный и искусительный ход

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия:

Религиозная тема звучит в нашем кинематографе очень слабо, а церковная вообще не звучит. Пожалуй, только два российских художественных фильма заслуживают в этом смысле серьезного разговора. Это “Мусульманин” Владимира Хотиненко (1995 год), и “Свадьба” Павла Лунгина (2000 год). В “Свадьбе” представитель Церкви, попав на свадебное торжество, выполняет, по сути, все те функции, которые в сознании современного общества призвана выполнять Церковь: он удовлетворяет весьма неразвитые духовные потребности нашего общества, очень хорошо строит отношения со спонсорами и с начальством. Но когда этот священник, следуя стихии всеобщего веселья, становится наконец самим собой, он снимает с себя подрясник, берет в руки гармошку и начинает вместе со своей матушкой горланить похабные песни. То есть священнослужитель предстает перед нами как ряженый, хотя на самом деле это каноничный, благодатный священник. Конечно, это не значит, что все духовенство у нас такое, хотя есть, безусловно, и такие священники. Но в сознании нашего общества священник предстает именно таким, и фильм Лунгина очень ярко это показывает, создает убедительный образ. Поэтому, когда я услышал, что Лунгин снял фильм, в котором церковная тема является доминирующей и дается в другом ракурсе, нельзя было этим не заинтересоваться.

Лично у меня фильм оставил глубокое, но в то же время очень двойственное впечатление. Очень сильно показана военная линия в самом начале картины. Мы видим, что любая война – это, прежде всего, стихия, в которой происходит испытание человека. И воюют не немецкие и советские солдаты, а конкретные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации. В этих условиях любой эпизод может определить всю человеческую судьбу, что и происходит с главным героем. И вот после военной сцены мы переносимся в семидесятые годы, где перед нами возникает полуразрушенный монастырь. Состояние развала и опустошенности в нем ярко подчеркнуто. Это наша страна, наша душа, в которой нет места вере в Бога. Но может ли быть в стране, пережившей страшную войну и годы гонений, благолепная Церковь, благолепная религиозность с блеском риз, колокольным звоном и запахом ладана? Главный герой фильма являет нам образ совсем другой Церкви.

Я член Синодальной комиссии по канонизации, и я очень устал от того, что в народе высшим типом святости зачастую считается юродство. В своеобразном “народном рейтинге” святых именно юродивые занимают первое место! Даже мученики, отдавшие жизнь за Христа, на этом фоне отходят на второй план. Однако юродство главного героя фильма, монаха Анатолия, не совсем обычное. Перед нами – кающийся грешник, который идет к Богу церковным путем, но не тем, которым, строя храмы и золотя купола, пытаются идти сегодня многие. Образ кающегося предстает перед нами на фоне реального развала, который происходит в стране, и на фоне других монахов, которые этой разрухи как бы не замечают. И ведь действительно, занимаясь сегодня церковной работой, многие из нас делают вид, будто не было церковного Апокалипсиса XX века. А главный герой, монах Анатолий, как раз олицетворяет другую духовную жизнь, убедительную для жителя России, страны, которая столько пережила.

Но роли оппонентов Анатолия – игумена и иеромонаха – выглядят провальными на фоне образа юродивого старца.

Почему же в “Свадьбе” у Лунгина получился жуткий и в то же время убедительный священник, а в “Острове” лучше всех смотрится юродивый монах Анатолий, и столь неприглядно показаны другие насельники обители? Главный герой постоянно эпатирует официальную Церковь, но у меня возникает вопрос: а что может предложить он сам? Иными словами, этот фильм очень легко может вызвать у зрителя ощущение, что некое индивидуальное, харизматическое христианство намного выше традиционной церковности. Безусловно, такой путь свойственен некоторым святым в разные времена, но предлагать его через кинематограф как единственный образец, достойный подражания – значит покушаться на устои. И я считаю, что это – очень опасный и искусительный ход режиссера. У нас и так слишком многие готовы бежать за первым попавшимся Грабовым только из-за того, что священник на приходе пьет водку. А большинство современных юродивых – это, к сожалению, не Анатолии, а Григории Распутины!

Набор ярких чудес

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»:

После просмотра “Острова” у меня осталось ощущение китча. Что ожидают сейчас от Церкви люди, которые еще не пришли в нее и не живут церковной жизнью? Они ожидают ярких чудес, изгнания бесов и других знамений, целый набор которых мы и видим в фильме. Христос здесь как-то не подразумевается.

Не Его ищут в монастыре те, кто туда приезжает, и не Его открывает им старец Анатолий. Так же можно было бы приезжать к экстрасенсу. Меня как священника настораживает такой православный монастырь. В то же время мне показался интересным образ старца Анатолия. Он показан не благостным светящимся преподобным (пусть даже и юродствующим), а очень реальным, в чем-то страстным, внутренне не успокоенным, колючим человеком. И в то же время творит чудеса. Возможно ли такое?

Чтобы не возникло иллюзии

Священник Констанин Слепинин:

Главный герой фильма сострадает людям, которые приходят к нему, остро чувствует их горе и стремится помочь им своей молитвой. Но когда по этой молитве совершается чудо, он настаивает на том, чтобы исцелённые приступали к исповеди и Причастию. Это очень важный момент, который меня порадовал; Анатолий не “заменяет собой Христа”, а направляет страждущих ко Христу, к Евхаристии.

Большое упущение авторов фильма – то, что не показаны какие-то вехи духовного роста главного героя. Только что это был трясущийся от страха матрос, стреляющий в своего капитана, и буквально тут же мы видим человека незаурядных духовных дарований, чудотворца. У зрителя может возникнуть иллюзия, что такое превращение может произойти очень просто, как бы само по себе. А ведь этому должны были предшествовать годы тяжкого аскетического труда.

Для меня загадка, каким образом этот фильм будет восприниматься широкой аудиторией. Такое количество молитв, церковнославянских выражений, которое звучит с экрана – для нашего кинематографа неслыханно. Православному зрителю не составит труда понимать церковнославянскую речь, а вот человеку неподготовленному может быть очень трудно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector