0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Украинские греко-католические епископы комментируют визит кардинала Каспера в Москву

Содержание

Сегодня на Западе, многие католики уходят в оппозицию к официальному Ватикану. Редакция “Духовного Сопротивления” постаралась разобраться в этой ситуации. Что вызывает разочарование у правоверных католиков в политике Ватикана? Какие идеи ими движут? Что по их мнению не так с Римским Папой?

С этой целью мы обратились к представителям Украинскаой Правоверной Греко-католической Церкви известной так же как Византийский Католический Патриархат

Епископы-секретари Византийского Католического Патриархата — Мефодий и Тимофей, любезно согласились дать интервью, специально для портала “Духовное Сопротивление”

Расскажите немного о себе.

Патриарх Илия родился вблизи центра Кирилло-Мефодиевской миссии (Велеград), где потом был похоронен и св. Мефодий. В молодости он был рукоположен в сан римско-католического священника (1972). В восточный монашеский орден вступил в 1991 году. Степень доктора богословия получил в Праге, преподавал догматику на Богословском факультете в Словакии. Мы двое были рукоположены на священников уже как монахи восточного обряда (греко-католики). Один из нас изучал богословие в Чехии и затем в Варшаве, а докторантуру окончил в Праге. Второй учился в Словакии, потом в Праге, а в Риме получил лиценциат по каноническому праву. Как монахи, мы обновили монастырь в историческом месте, в Сазаве, где жил пустыннической жизнью св. Прокоп (XI век). Святой Прокоп, как преемник восточной Кирилло-Мефодиевской традиции, основал здесь монастырь. Когда в Чехии наступила сильная латинизация, его ученики в 1096 году были изгнаны на восток. За короткое время мы также отошли из Сазавы на восток – в Украину.

Как Вы пришли к вере?

Мы родились в бывшей Чехословакии, где большинство населения было католиками. Католическую веру мы унаследовали от своих родителей. Но эта унаследованная вера в детстве была формальной, имперсональной.

Почему именно католическая вера стала Вашим мировоззрением?

Как мы уже сказали, мы выросли в католической среде. Но вера в Христа стала для нас чем-то большим, чем просто мировоззрением – она означает для нас личное отношение к Богу. Наша жизненная программа – это подражание Христу. Мы такие католики, какими были святые Кирилл и Мефодий.

Почему Вы отделились от Ватикана?

Это была борьба против ересей. Сперва мы указали на ереси кардинала Гузара. Чтобы мочь эффективно бороться с ересями, мы, будучи монахами, приняли епископское рукоположение. Официально мы отделились от отступнической структуры Ватикана только 1.05.2011г. Непосредственная причина заключалась в том, что папа Бенедикт XVI провозгласил папу-еретика Иоанна Павла II блаженным. Этой незаконной беатификацией он официально перевел католиков под власть ересей и наметил им новую программу – противоречащую Писанию и Священному Преданию.

Ватикан – отделился от правоверного учения

Является ли Ваш разрыв с Ватиканом расколом?

Расколом есть то, что сделал Ватикан – отделился от правоверного учения, которое существовало почти 2000 лет. Мы остались верны Кирилло-Мефодиевской вере. Мы не следовали за Ватиканом на новой широкой дороге ересей и синкретизма с язычеством. Итак, если говорить о расколе, его совершил Ватикан.

Как Ваше отделение от Ватикана согласуется с догматом «о непогрешимости Римского Папы»?

Когда папа упадет в ересь, то он отлучен от Церкви. Тогда свою должность занимает незаконно и уже не является действительным папой. Это правило применяется также в Православной Церкви. Еретик уже не является действительным патриархом. В Православной Церкви не было дано догмата о непогрешимости патриарха, но фактически обычные люди считают его непогрешимым еще больше, чем католики папу.

Если Римский Папа может ошибаться, то тогда, может быть, правы православные, которые еще 1000 лет назад разорвали отношения с Римской Церковью?

Отделение Восточной Церкви от Рима состоялось в 1054 г. Догмат о папской непогрешимости был провозглашен только в 1871г. Но однозначно можем утверждать: попытка объединить Православную Церковь с отступническим Ватиканом сегодня стала бы духовным самоубийством Православной Церкви.

Православная Церковь находится под властью еретика Кирилла

Почему ваша организация называется «Византийский Патриархат»? Не проще ли Вам было присоединиться к Православию?

Что касается нашего названия «Патриархат», то речь не идет о Патриархате с точки зрения юрисдикционных полномочий над епископами, священниками и верующими. Патриархат является пророческим «гласом вопиющего в пустыне».

Что касается названия «Византийский», оно указывает на связь с византийской миссией, которую первыми среди славян провели св. Кирилл и Мефодий.

Византийский Патриархат служит не только Западной, но и Православной Церкви. Он указывает на здоровые корни веры, которые защищали святые. С другой стороны, указывает на ереси , в которые впали наивысшие церковные иерархи. Также призывает их к обращению, а если они остаются в ереси, провозглашает на них анафемы . Спрашиваем: Кто сегодня должен проводить это пророческое служение в Церкви? Это болезненная операция, без которой организм не может быть излечен.

Патриархат также провозгласил анафему на II Ватиканский Собор за то, что он продвинул ереси синкретизма с язычеством. В то же время он посмертно экскомуниковал папу Иоанна XXIII, который под девизом аджорнаменто (приспособление к миру) дал на Соборе еретическим теологам возможность начать саморазрушающий процесс в Западной Церкви.

На вопрос, не проще ли нам было присоединиться к Православию, отвечаем: Какой бы это имело смысл? Православная Церковь находится под властью еретика Кирилла. Сегодня это означало б для нас перейти вместе с Кириллом под отступнический Ватикан. А это было бы дорогой назад и предательством!

Какова роль современного Ватикана в процессе глобализации и нео-империалистической экспансии Запада (агрессия в отношении Ирака, Сербии, Ливии, Сирии и т.д.)?

У нас нет конкретной информации о том, как Ватикан сотрудничал в этой экспансии в указанных странах. Но знаем одно: нынешний Ватикан поддерживает глобализацию Нового Мирового Порядка ! Все видят, как папа Франциск продвигает исламизацию Европы. Это полностью соответствует линии «глобализации и нео-империалистической экспансии Запада».

Как Вы считаете, навязчивая пропаганда порока, насаждаемая на Западе, является следствием того социально-политического строя, который известен под названием «капитализм»?

Во главе этого строя, который сегодня называется НМП, стоят мировые банкиры, которые, по сути, сосредоточили капитал в своих руках и через финансы манипулируют правительствами государств и руководителями церковных организаций. Их не интересует экономика, но моральное разложение человечества путем продвижения гомосексуализма, гендера, ювенальной юстиции, наркомании, сект, псевдокультуры – декадентской музыки, которая вымывает мозги. В конечном итоге они стремятся к редукции (холокосту) человечества к одному т.н. золотому миллиарду. За этой идеологией стоит сатана – лжец и убийца (Ин. 8,44). Россия должна иметь более сильную идеологию, за которой будет стоять Христос, Который есть Истина и Жизнь (Ин. 14,6).

Ватикан поддерживает глобализацию Нового Мирового Порядка

Римский Папа и его предшественники стояли на страже капитализма, известно, что католик не имеет права быть членом компартии, а как Вы смотрите на вопрос социальной справедливости? Имеет ли, на Ваш взгляд, католик право бороться с несправедливостью этого мира, не только молитвой, но и на политическом поприще?

Что касается коммунистической партии, в настоящее время она имеет более моральные принципы, чем папа Франциск. Коммунисты точно не целовали б ноги транссексуалам. В прошлом, из-за того, что коммунизм продвигал атеизм, папство, а также Православная Церковь, были к нему в оппозиции. Сегодня настала другая ситуация.

Что касается социальной справедливости, то в настоящее время ею злоупотребляют к совершению величайших преступлений – похищению детей у любящих родителей (ювенальная юстиция), реализация исламизации Европы.

Католик и православный должен бороться на политическом поприще, но одновременно и в молитвах, чтобы получить свет и вдохновение от Бога, потому что на самом деле речь идет о духовной борьбе, которая проникает в политику, культуру, средства массовой информации, систему образования. Сегодня России нужны, прежде всего, святые . Ими должны быть не только монахи или священники, но и политические лидеры – такие, как св. Владимир .

За что на Западе так не любят Россию?

Западные глобалисты, которые распространяют негативное общественное мнение, не любят Россию, в частности, президента Путина, потому что он (пожалуй, как единственный политик) открыто выступил против НМП. Но люди, которые знают подлую политику НМП, наоборот, любят Россию и президента Путина. Примером может служить президент Чехии, чешские альтернативные масс-медиа и патриотические круги, которые борются против западной деструкции и добиваются выхода из НАТО и ЕС.

Каковы цели недавней встречи папы и патриарха Кирилла, на Ваш взгляд?


По сути, в этой встрече мы видим начало глобализации Церкви и постепенный переход к антихристовой религии Нью Эйдж.

Эта встреча имеет и свой позитив в том, что Кирилл разоблачил себя. Сегодня каждому православному должно уже быть ясно, что Кирилл имеет того же духа апостасии, что и Ватикан.

Епископ Лонгин вместе со своей епархией отделился от патриарха Кирилла именно из-за совместной декларации из 30 пунктов. Он назвал ее 30 иудиными сребрениками.

Как Вы относитесь к недавнему высказыванию Патриарха Кирилла о «ереси человекопоклонства»?

Он выразил истину, этим введет в замешательство противников и получит симпатии, но на самом деле скрыто реализует то, против чего на словах выступает.

В чем, по Вашему, заключается «грех экуменизма»? Разве это плохо, когда христиане разных конфессий ищут пути взаимопонимания в вопросах веры?


Сегодня через экуменизм христиане не ищут взаимопонимания в вопросах веры. Речь идет о взаимопонимании и единстве в ересях . Проводить экуменизм с отступническим Ватиканом означает попасть под власть ереси, потерять спасительную веру и предать Христа.

Какова, по вашему мнению, может быть роль России в контексте современных мировых процессов?

Самым большим современным мировым процессом является глобализация, продвигаемая США. За ней стоит идеология НМП. Россия является надеждой всемирной альтернативы, которая избежит этой системы саморазрушения. Но для этого она должна вернуться к своим здоровым духовным корням, которые укрепляют моральные ценности человека, семьи и общества. По сути, речь идет о внутреннем обновлении христианства. Обновление христианства связано с обновлением патриотизма и через внутреннюю миссию оно должно отразиться в политике, образовании, культуре и средствах массовой информации по всей России.

Кто, на Ваш взгляд, виноват в братоубийственной войне, которая сейчас идет на Украине?

Главным виновником является дух смерти, который согласно американским технологиям инициирует государственные перевороты и братоубийственные войны. В Украине он воспользовался церковным авторитетом еретического кардинала Гузара и епископа Гудзяка (оба являются гражданами США). Гузар основал масонскую инициативную группу «1 декабря» (2011) с программой т.н. изменения правил игры в государстве. Это т.н. изменение было «успешно» реализовано через Майдан. Епископ Гудзяк, президент и основатель Украинского Католического Университета (УКУ), был главным оратором Майдана и его организатором в социальных сетях. УКУ является секретным центром надгосударственной организации масонов. Без этих двух церковных иерархов Майдан бы не удался. Вероятно, этим двум «украинским героям» Ватикан поставит памятник и провозгласит их святыми.

Этими днями Гузар утверждает, что нынешнее правительство недостаточно быстро проводит изменения, запрограммированные Америкой, а потому косвенно побуждает к свержению этого правительства и президента . Гузар сказал: «Россию не победим военным путем, но идеологически». Средством достижения этого, как и в Украине, должна стать официальная церковная структура (в России – православная), которая сегодня уже также находится в единстве с Ватиканом.

Кирилл имеет того же духа апостасии, что и Ватикан

Чего лично Вы ждете от России? Какова ее историческая миссия, на Ваш взгляд?

Прежде всего, мы ожидаем духовного обращения. Мы сами готовы внести свой вклад в это, проводя недельные курсы, которые ведут к личному отношению ко Христу, к Пресвятой Богородице, к Святому Духу и предоставляют образовательную информацию о лживом язычестве, оккультизме и нынешнем тренде НМП. В этих недельных курсах мы также даем указания, как внести новый образ жизни в христианскую семью. Мы готовы провести этот курс для групп искренних священников. Но патриарх Кирилл, конечно же, этого им не позволит. Возможно, мы могли бы начать проводить эти недельные курсы для политических лидеров, сотрудников СМИ, преподавателей университетов, студентов, сотрудников министерств, ключевых должностных лиц в системе правосудия и для других лиц, влияющих на общественную жизнь. Без этого курса, плодом которого есть личное обращение, христианская идеология России вряд ли сможет быть сильной оппозицией НМП.

Читать еще:  Установлена точная дата начала распространения ислама на Урале

Снова напоминаем, что России сегодня больше всего нужны святые – во всех сферах общественной жизни.

Чего бы Вы пожелали читателям нашего портала?

Не сдавайтесь в борьбе за поиск истины и ее распространение, даже ценой пожертвования собственной жизни. Сегодня от каждого русского гражданина зависит то, чтобы истина, после упорной борьбы, наконец победила . Тогда через Россию может прийти спасение человечества от катастрофы, которую готовит НМП.

Папа Римский продолжает приватизацию РПЦ: новая встреча Папы и Патриарха

Антон Скрипунов. Историческая встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, которая прошла 12 февраля прошлого года в Гаване, породила множество сценариев дальнейшего развития православно-католического диалога. РИА Новости вместе с экспертами попыталось ответить на основные вопросы, выяснив, возможна ли повторная встреча на уровне глав церквей, какой может быть ее повестка и может ли ее приблизить ситуация на Донбассе.

Почему встреча стала исторической?

До 12 февраля 2016 года глава автокефальной Русской православной церкви (РПЦ) ни разу не встречался с папой Римским. Независимый статус Русская церковь де-факто приобрела в 1448 году, когда без согласования с Константинопольской церковью-матерью избрала рязанского епископа Иону митрополитом Киевским и всея Руси (хотя фактически глава церкви находился в Москве).

Причиной такого волюнтаризма стал результат Ферраро-Флорентийского собора, который прошел десятилетием ранее. На нем в 1439 году Римско-католическая (РКЦ) и православные церкви приняли унию. Подпись под документом поставил, в том числе, и митрополит Киевский Исидор; он вполне мог встречаться с папой Евгением IV. Однако в Московском княжестве унию не приняли, а иерарха свергли.

Константинополь признал русскую автокефалию на соборе в Москве в 1589 году. Там же учредили на Руси патриаршество.

И лишь спустя почти пять столетий в Гаване патриарх Кирилл — 16-й предстоятель Русской церкви — встретился с папой Франциском, 266-м понтификом. По итогам их двухчасовой беседы была принята совместная декларация, в которой отражено мнение глав РПЦ и РКЦ по самым разным вопросам — от насущных общественно-политических проблем (положения христиан на Ближнем Востоке и ситуации на Украине) до вопросаов сохранения христианского вероучения в современном мире.

В Гаване пересеклись маршруты поездок глав церквей в Латинскую Америку: папа направлялся в Мексику, а патриарх, помимо Кубы, посетил ряд стран Южной Америки и, впервые в истории, совершил поездку в Антарктиду.

Патриарх и папа достигли намеченных целей?

«Местные христиане разных конфессий, в том числе представители церквей дохалкидонской традиции (признающих только три из семи вселенских собора – ред.), отмечали, что они восприняли встречу в Гаване как знак надежды, придавший импульс их взаимодействию на местном и межрегиональном уровне», — так охарактеризовал последствия беседы религиозных лидеров глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Кроме того, в рамках культурного сотрудничества церквей было реализовано несколько совместных проектов. Одним из них стала выставка «Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана» в московской Третьяковской галерее. Эту экспозицию посетил президент РФ Владимир Путин.

Возможна ли повторная встреча?

Практически сразу после переговоров патриарх Кирилл заявил о возможности новой беседы с понтификом.

«Мы не договаривались ни о каких встречах. Но поскольку первая встреча произошла, то может быть и вторая, и третья», — отметил он.

Однако в дальнейшем представители церквей достаточно уклончиво отвечали на аналогичные вопросы. Они заявляли, что сначала нужно оценить результаты исторического события на Кубе.

По данным Московского патриархата, СМИ на 90 % положительно отреагировали на переговоры глав церквей. Однако в православном мире далеко не все восприняли ее в таком ключе. РПЦ даже пришлось выступить со специальным заявлением, где разъяснялось, что бедственное положение христиан в мире, особенно на Ближнем Востоке, послужило поводом для встречи. А богословских вопросов стороны не касались.

Главное, что сейчас пытаются делать представители церквей — не навредить, считает ответственный секретарь Католической энциклопедии, религиовед Алексей Юдин. Он отметил, что в Русской церкви «довольно много, в том числе и в епископате, противников сближения с католической церковью», поэтому церкви не ставят больших совместных задач.

«Я бы трактовал встречу, как единоличную инициативу патриарха. Он всех обошел на этом вираже — поставил архиереев перед фактом и сделал свое дело», — полагает религиовед.

Диалог между церквами идет давно. Эксперт привел один из его механизмов — это смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и православной церквами, которая обсуждает различные вопросы сосуществования церквей. По мнению Юдина, данный механизм зашел в тупик в 2000-е годы. Причина в том, что постановка той или иной проблемы на уровне православно-католического диалога «сразу вызывает цепную реакцию в православном мире».

«Накопился колоссальный балласт (проблем), который должна была разрешить вот эта ожидаемая встреча. Она произошла, прорыв сделан. Теперь нужно перезагрузить механизмы работы, или же создать новые. То есть, патриарх и папа встретились, показали миру, что они вполне способны общаться, сделали совместное заявление. Все, это зеленый свет», — подчеркнул Юдин.

Что может сподвигнуть глав церквей встретиться вновь?

В подписанном главами церквей документе говорится, что православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования. Речь шла об Украине.

Летом прошлого года глава украинских униатов архиепископ Святослав Шевчук участников Всеукраинского крестного хода мира, любви и молитвы за Украину с «живым щитом из гражданских лиц», предупредив, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского патриархата на Украине». Ранее Шевчук раскритиковал встречу папы и патриарха.

В ответ в РПЦ пояснили, что такое заявление негативно сказывается на диалоге с католической церковью. Они обратили внимание Ватикана на эту проблему.

«Упомянутые заявления архиепископа Святослава Шевчука вновь породили проблему в межцерковных отношениях», — комментировал ситуацию секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан Игумнов.

Все это произошло на фоне гражданского конфликта на Украине, в котором Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) (а вместе с ней и Русская церковь) и Ватикан заняли примирительную позицию. Более того, УПЦ и РПЦ активно помогают пострадавшим от противостояния.

Показательным стало освобождение в декабре прошлого года украинского пленного Тараса Колодия, захваченного 21 января 2015 года во время боев за аэропорт Донецка. Глава УПЦ митрополит Онуфрий обратился к патриарху Кириллу с просьбой о содействии. Фактически церкви подтвердили свою готовность и способность примирить враждующие стороны на Украине.

В том же месяце Луганскую народную республику (ЛНР) посетил апостольский нунций (посол Ватикана) на Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти. Он заявил, что папа Франциск «обязательно найдет возможность, чтобы приехать сюда и проведать людей», однако для этого нужно приглашение всех сторон.

Религиовед Алексей Юдин считает, что, скорее всего, папа приедет не с государственным или апостольским — к своей пастве — визитом, а с миротворческим.

«Это именно пастырский визит доброй воли. (…) Он хочет приехать к страдающим людям и поддержать их, не в пользу той или иной стороны», — отметил эксперт.

Недавний пример визита такого формата — посещение понтификом лагеря беженцев на греческом острове Лесбос весной 2016 года. Юдин также отметил миротворческий вклад понтифика в примирение Аргентины и Великобритании во время Фолклендской войны 1982 года, а также вклад папы Иоанна XIII в урегулирование Карибского кризиса, который, впрочем «остался за кадром».

В связи с этим можно предположить, что темой еще одной возможной встречи патриарха и папы станет ситуация на Украине. Однако церковный историк Владислав Петрушко это исключает.

«Мне кажется, если встреча и будет повторно, то не в связи с украинской повесткой. На мой взгляд, папа очень осторожно относится к событиям на Украине. С одной стороны, видимо, есть понимание, что произошело на Майдане и после него. Это не вписывается, мягко говоря, в шкалу ценностей нынешнего папы Римского, и он, судя по всему, достаточно трезво на это смотрит», — полагает историк.

С другой стороны, папа Франциск «не хочет обижать» украинских униатов, которые находятся в его юрисдикции. Петрушко предположил, что иерархи Украинской греко-католической церкви во время своих визитов в Рим пытались радикализовать позицию папы по Украине, однако их попытки не увенчались успехом, что подтверждает визит нунция в ЛНР.

«Наверное, папа будет стараться дистанцироваться от всего, что связано с Украиной. У меня такое впечатление, что он выступает за мир, но пытается высказываться таким образом, чтобы никто не воспринял его поддерживающим ту или иную сторону», — полагает эксперт.

Может ли папа Римский приехать на территорию, относящуюся к юрисдикции РПЦ?

Представители католической церкви не исключают, что папа Римский может посетить одну из стран, где немало последователей Русской православной церкви. Например, уже много лет ведутся разговоры о возможном приезде понтифика в Белоруссию, где две трети граждан исповедуют православие, относясь к Белорусскому экзархату РПЦ.

Глава Конференции католических епископов Белоруссии архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич полагает, что Минск, известный в мире, по его словам, как «место переговоров конфликтующих на Украине сторон», вполне может стать местом встречи патриарха Кирилла и папы Франциска.

«Я думаю, эта встреча была бы миротворческой, посвященной урегулированию конфликтов не только на Украине, но в других горячих точках. Уверен, что единый голос папы и патриарха был бы очень важен для умиротворения противоборствующих сторон», — сказал он РИА Новости.

Тадеуш Кондрусевич заверил, что белорусские католики — более 15 % населения — молятся о том, чтобы папа посетил их страну. По его словам, встреча в Гаване «сделала общественный климат для этого визита более благоприятным». А новый апостольский нунций в Белоруссии архиепископ Габор Пинтер официально заявил, что подготовка визита папы является приоритетом его служения и предметом консультаций с правительством государства.

«Если папа Франциск приедет в Белоруссию, то он приедет прежде всего как пастырь, чтобы посетить местных католиков. Но программы его визитов всегда включают встречи и с представителями власти, и с духовными лидерами», — подчеркнул предстоятель белорусских католиков.

Религиовед Алексей Юдин отмечает, что Кондрусевич имеет «колоссальный опыт взаимодействия с православной церковью». Он еще в 1991 году был назначен апостольским администратором для католиков европейской части России.

«Поэтому в плане взаимоотношений с Русской православной церковью этот визит не может вызвать никаких проблем», – считает эксперт.

«У греко-католиков зреет идея уйти от Ватикана к Варфоломею». Как нарастающий конфликт между Папой Римским и УГКЦ может привести к новому церковному расколу в Украине

Накануне встречи «нормандской четверки» важное заявление по Украине сделал папа римский Франциск I.

Глава католической церкви одобрил попытки Киева и Москвы примириться и дать особый статус Донбассу.

Отвечая на вопросы журналистов на тему восстановления мира на Земле на борту самолета по пути в Рим из Японии, где он побывал с апостольским визитом, Франциск поставил в пример переговоры между Россией и Украиной.

«Все, что можно сделать, чтобы остановить производство оружия, остановить войны, стимулировать переговоры, с помощью посредников, всегда нужно делать, и это дает результаты. Например, в случае Украины и России речь шла не об оружии, а об обмене пленными, и переговоры оказались результативными. На Донбассе планируется особый государственный режим. Начались и ведутся переговоры. Это положительный шаг», — заявил папа, которого цитирует официальное издание Ватикана Vatican News.

Эти заявления уже вызвали резкую реакцию в Украине среди националистов и сторонников «партии войны». Впрочем, и у тех и у других уже давние счеты к Франциску, в поведении которого они все больше видят «зраду» и «сговор с Москвой».

Как это скажется на отношениях с Папой Римским Украинской греко-католической церковью (она подчиняется Ватикану) — выясняла «Страна».

Встретился с Путиным, отказал Порошенко

Прежде всего, нужно сказать, что это уже далеко не первые примирительные заявления Франциска о конфликте на Донбассе.

В начале июля 2019 года, Франциск принял у себя в Ватикане Владимира Путина. О чем они говорили, подробностей не сообщили. Известно лишь, что главными темами переговоров стали конфликты в Сирии и в Украине.

На следующий день после рандеву с Путиным папа встречался с высшим руководством Украинской греко-католической церкви, которая добивается от Ватикана статуса патриархата. Такой порядок приема — сначала Путин, потом лидеры УГКЦ — эксперты считают сам по себе красноречивым.

Папа Франциск со времен Майдана трижды принимал Путина. Фото: пресс-служба Ватикана

При этом Франциск, по информации «Страны», недавно отказал в аудиенции Петру Порошенко. Экс-гарант, по данным наших источников в религиозных кругах, приезжал в Рим в сентябре и хотел обговорить с понтификом вопросы поддержки слияния УГКЦ и ПЦУ.

Но папский престол отказал Порошенко в личном общении с Франциском, заявив, что он уже не является главой государства и поэтому не имеет преимуществ для визитов к главе Ватикана.

«На ситуацию не смог повлиять и Святослав Шевчук, глава УГКЦ, который лично просил за Порошенко», — говорит источник.

«Ватикан не хочет вмешиваться в тему церковного раскола в Украине, который явно не способствует миру между Украиной и Россией и завершению войны на Донбассе. Наоборот, Ватикан пытается найти понимание с Русской православной церковью», — добавляет источник.

«Униатство — не путь к миру»

Четыре года назад Франциск встретился с главой РПЦ Кириллом на Кубе — тогда главы двух крупнейших христианских церквей встретились впервые за несколько веков.

Переговоры Ватикана и Москвы о начале диалога духовных лидеров начались около двадцати лет назад. Впервые встретившись, Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл троекратно расцеловались. «Наконец-то», — сказал папа по-испански. «Приветствую вас как истинного собрата моего», — ответил патриарх.

После двухчасового общения с глазу на глаз Франциск и Кирилл подписали совместную резолюцию, в которой говорилось и об Украине.

Об украинском конфликте в итоговом документе говорилось обтекаемо, как о «противостоянии, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис». Два религиозных лидера призвали к миру «все стороны конфликта».

Также говорилось о необходимости преодоления раскола среди православных верующих Украины «на основе существующих канонических норм» и о примирении там, где существуют трения между греко-католиками и православными, но униатство (униаты — еще одно название греко-католиков — Ред.), сказано в документе, не путь к восстановлению единства церкви.

Читать еще:  Во всех храмах Кольского полуострова совершат панихиды по погибшим морякам

Шевчук тогда разочарованно заявил: «Многие чувствуют себя преданными Ватиканом, и я, конечно, понимаю эти чувства».

По сути уже тогда было осуждено создание ПЦУ, которая родилась в этом году перед выборами под эгидой Порошенко и после получения томоса от Константинопольского патриарха Варфоломея.

Религиовед Остап Федышин считает, что христианские лидеры двух крупнейших церквей будут пытаться если не сблизиться, то не ссориться на фоне угроз исламского терроризма и войны в Сирии и Ираке, чтобы защитить свою паству от гонений на Ближнем Востоке.

«Конечно, Ватикан будет сдержан в вопросе поддержке «раскольнической» ПЦУ, чтобы не обострять отношения Запада с Москвой», — говорит эксперт.

«За сколько Путин купил Папу?»

Естественно, что и посление заявления Папы Римского по Донбассу были восприняты в контексте все той же «зрады».

«Когда люди вмешиваются в дела, в которых мало что смыслят, получается стихийное бедствие. Папа римский Франциск, чтобы уйти от вопросы о создании энциклики о ненасилии, рассказал, что вся проблема Украины и России — в обмене пленными, а на Донбассе уже формируется новый режим. Воистину, некоторым лучше молиться, чем вещать. Надеюсь, МИД Украины составит по этому поводу свою энциклику — в виде ноты протеста», — написала Соколовская.

В среде же греко-католиков на Западной Украине, Франциска многие уже окончательно записали в «агенты Кремля».

«Когда Путин, перед Майданом, о чем-то доверительно беседовал с Папой, а Папа промолчал весь Майдан — меня уже тогда это насторожило», — делится львовский блогер Юрий Сытник.

«Не совсем понимаю логику Святого престола. Одно дело, когда на сторону Путина становятся купленные им же европолитики. Другое дело, когда якобы ради экуменизма папа встречается с Путиным, делает заявления о мире между Украиной и Россией и особом статусе Донбаса, или поддерживает контакты с Кириллом. Неужели в Ватикане не понимают, что это только легитимизирует московский режим? И это все после преследования греко-католиков в Крыму», — негодует Роман Скаврон, прихожанин церкви УГКЦ во Львове.

«Вместо того, чтобы осудить Путина за войну в Украине и тысячи невинных жертв, папа Франциск по сути призвал Украину к капитуляции. За сколько Путин его купил, чтобы он сдал Украину? А ведь мы, греко-католики, всегда считали его духовным лидером и защитником Украины», — возмущается Галина Федун, которая также является греко-католичкой.

Бунт греко-католиков

Однако это недовольство лишь вершина айсберга все более сложных отношений Папы Франциска с подчиненной ему Украинской греко-католической церковью.

Греко-католики уже давно добиваются от Папы получения статуса патриархии, который имеют ряд восточнокатолических церквей (например, маронитская католическая церковь в Ливане или же коптская католическая церковь в Египте). Это увеличит их вес и самостоятельность.

Так, кандидатов в епископы будут избирать и утверждать без согласия Ватикана. Также главу церкви будут выбирать украинские епискомы и он будет сразу вступать в свои полномочия, без утверждения Папой.

Однако, переговорный процесс по этому поводу в последнее время фактически заморожен.

«Среди греко-католиков распространено мнение, что Франциск слишком тесно сошелся с Путиным и РПЦ на почве общей нелюбви к американцам и потому не хочет делать каких-то шагов, которые будут раздражать Россию, — сказал «Стране» источник в УГКЦ. — Поэтому и тормозится вопрос с патриархией и даже вопрос о беатификации (причисление к лику блаженных, что является этапом, предваряющем канонизацию — Ред.) митрополита Шептицкого также не решается. Не говоря уже о более сложных вещах вроде объединения с ПЦУ».

По словам источника, в УГКЦ растет недовольство политикой Франциска.

«Наиболее горячие головы вообще предлагают самовольно объединиться с ПЦУ и уйти от Рима к Вселенскому патриарху Варфоломею, если Франциск будет продолжать свою политику. Но это такой крайний вариант, который даже обсуждать боятся. Ведь понятно, что тогда будет новый раскол. На этот раз — уже внутри греко-католиков. Но то, что отношения между УГКЦ и Ватиканом сейчас стали напряженными — это факт», — говорит греко-католик.

filaretuos

Друзья и враги

Католические Церкви в Польше

Когда мы говорим о религии в Польше, то все подразумеваем Католическую Церковь.

Католической Церкви в Польше уже более 1000 лет. Количество верующих 33,4 миллиона, но богослужения в воскресные дни посещает 40%.

В Польше 135 католических епископов, 30.481 священник и 10.201 приход.

Примасом Католической Церкви в Польше является Войцех Третий, (он же Войцех Поляк).

Здесь требуется пояснить, кто такой ПРИМАС.
Примас — титул архиепископа Гнезненского , имеющий почётное верховенство относительно других польских архиепископов. Титул введен в 1417 году решением Констанцского собора. В 1821 —1946 годах резиденцией польского примаса был город Познань, а в 1946 —1992 годах — Варшава. В 2009 года с избранием примасом Генрика Мушинского резиденцией польского примаса снова стал город Гнезно. Так как именно город Гнезно был первой столицей Польши и сегодня остаётся духовной столицей Польши.

Примас Войцех Поляк принадлежит Римско-Католической Церкви, родом он из города Иновроцлав и 19 декабря отметил своё 51 летие. В 25 лет был рукоположен в сан священника, в 39 лет уже был епископом, а с мая 2014 года стал 85м примасом Польши.

Второй духовный человек католической Польши, это Председатель Конференции Епископов. Им является Римско-Католический 66 летний епископ Станислав Гандецкий.

Доктор богословия из местечка Стшельно. Рукоположен во священники в 24 года. Исследователь Библии. Учился в Риме, служил и жил в одно время в Иерусалиме. В 43 года рукоположен во Вспомогательного епископа города Гнезно. В 2002 году был назначен архиепископом, а потом и митрополитом города Познань. Консультант Папской комиссии по религиозным отношениям с евреями.


Здание Секретариата Польских католических Епископов в Познани

Однако не все мы знаем, что в Польше несколько католических направлений. В частности, католическая Церковь в Польше вовсе не едина, а представлена шестью различными ветвями и при этом две ветви польских католиков не признают верховную власть Ватикана и самого Папу Римского .

Римско-Католическая Церковь Польши .

Это конечно крупнейшая из всех католических Церквей Польши и представляет основу всего Католицизма в Польше.

Католическая Церковь Польши Византийско-Славянского Обряда .

Эту Церковь ещё называют НЕОУНИАТСКАЯ .

Численность верующих составляет несколько тысяч человек. Имеется 11 приходов и монастырь на Юге Польши с духовным центром в городе Пшемысль . Церковь имеет своё правление и признаёт главенство Папы Римского.

Украинская Греко-Католическая Церковь Польши .

Духовный польский центр, город Пшемысль. Возглавляет Церковь архиепископы Ян Мартыняк и Владимир Ющак.

Крупные центры «униатов» в Польше, это Краков, Пшемысль, Санок, Венгожево, Ольштын, Эльблонг, Вроцлав, Зелена-Гура, Кошалин и Слупск.

Богослужения проходят по Византийскому обряду. Находятся в подчинении Ватикану и Папе римскому.

Армянская Католическая Церковь Польши .

Очень незначительная Католическая Церковь в Польше, которую посещают армяне-католики признающие верховное главенство Ватикана и Папы Римского. Всего в мире насчитывается у этой Церкви 566 тысяч человек в 100 приходах, 15 епископов, 92 священника.

Польская Католическая Церковь .
Она же Старокатолическая Церковь Польши .

У Старокатолической Церкви Польши имеются среди прихожан 21.000 приверженцев. Существует в Польше Церковь с 1951 года.

Внешне месса и обряды ни чем не отличаются от Римско-Католической Церкви за исключением того, что у старокатоликов имеются два вида исповеди, личная и общая.

Польская Старокатолическая Церковь НЕ ПРИЗНАЁТ Ватикан и Папу Римского.

В Польше насчитывается таковых 81 приход и 111 священников, а так же три епископа. Главные центры Варшава, Вроцлав, Краков и Ченстохова.

С 1995 года главой Старокатолической Польской Церковью является 76 летний епископ Варшавский, Виктор Высочанский. Рукоположенный в священство в 24 года, а в 56 лет рукоположен во епископа Варшавского.
Награждён двумя государственными орденами президента Польши, за Возраждение духовности в Польше.

Польская Национальная Католическая Церковь.

В Польской национальной католической церкви действует пять епархий и 126 приходов. Численность верующих составляет около 25 тысяч человек по всему миру.

Католические священники этой церкви не соблюдают безбрачие и имеют семьи. Не подчиняются Ватикану и не признают Папу Римского. Главные Центры Польша и США.

С 2010 года Церковь возглавляет епископ Aнтоний Миковский.

Правила поста в Украинской Греко-Католической Церкви

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • Электронная почта

Святой Великий пост, который называют также Четыредесятницей, это одна из древнейших и самых священных традиций христианской религии. Помимо него, в Церкви существует еще несколько обязательных постов.

Пост в практике Церкви существует с самого начала. Но с течением времени каждая из конфессий установила свою практику поста. Однако следует помнить, что основная цель поста — духовная, то есть, прежде всего, нужно поститься от греха, злых наклонностей. В дни поста необходимо воздерживаться от злых дел, мыслей, слов, хранить чистоту духа, внутренний мир и радость. Воздержание от греха намного важнее чем воздержание от пищи, хотя это также необходимо и помогает бороться с грехом, упражняться в духовном росте, совершенствоваться в духовной жизни. Нам нужно помнить и выполнять и то, и другое.

Поскольку в течение двух последних десятилетий Синод Епископов УГКЦ не рассматривал вопрос правил поста подробно, а лишь ограничился подтверждением предыдущих правил, которые имеют общий характер, то на сегодняшний день эти правила остаются сложными для однозначного определения. Прежде всего, в вопросах, как должно поститься в «середине» отдельных периодов постов (несколько недельных). Иерархия УГКЦ в 1966 г., принимая, а патриарх Иосиф провозглашая постановления о посте, внесли определенные коррективы в усную традицию нашей Церкви. В начале своего Послания и провозглашения этих постановлений, тогдашний глава УГКЦ описывает точную практику постов в нашей традиции. Впоследствии перечисляет изменения, вносимые в нее. Учитывая это, не следует считать, что предыдущие практики полностью отменены, и введены новые. Эти новые (с 1966 г.) постановления следует отнести к предыдущим, меняя в них то, что изменила иерархия УГКЦ.

В частности, если речь идет о длительных постах, то изменения касались только первых дней, а также первой и последней недели. Все остальное в этих периодах следует оставить так как было (с некоторыми модификациями относительно молитв при потреблении мясных блюд). На это указывает и тот факт, что патриарх Иосиф в начале своего документа четко указывает и описывает подробную практику поста в предыдущих веках и годах. В частности спорным и неоднозначным остается вопрос первой и последней недели Великого Поста. В постановлениях 1966 года четко указано изменение: только первый и последний день следует удерживаться от молочных и мясных продуктов. Зато предыдущая, древняя практика предписывала воздержаться от упомянутых продуктов всю первую и последнюю недели. Однако идя в направлении изменений, которые отметила и ввела иерархия УГКЦ в 1966 г., следует принять практику, записанную в постановлениях 1966 г., то есть в первую и последнюю неделю Великого Поста строгий пост соблюдается лишь в первый день поста и в Страстную пятницу.

Поэтому, если сопоставить решения и постановления греко-католической иерархии на протяжении нескольких последних веков и приспособить их к правилам 1966 года, то актуальная и обязательная практика поста в УГКЦ должна выглядеть следующим образом.

Все пятницы года обязателен пост на продукты и блюда с мясом (кроме загальниц).

Филипповка (с 28 ноября по 6 января): удерживаться от употребления продуктов и блюд с мясом (только). А именно: в первый и последний день, а также во все понедельники, среды и пятницы этого поста. В остальные дни разрешено принимать все виды продуктов и блюд. Исключением является Новый год (31 декабря — 1 января), когда, согласно распоряжению Епископов УГКЦ, разрешается употреблять все виды продуктов и блюд и вообще не обязательны к соблюдению правила постного дня (танцы, празднования и т.д.). В вечер Рождества порядок поста такой же, как и в вечер Богоявления.

Вечер Богоявления (18 января): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. Однако следует уменьшить количество еды, то есть в течение дня есть меньше, чем обычно. В предписаниях относительно поста глава УГКЦ Мирослав Иван Любачивский дал следующее объяснение этому: «. довольствоваться двукратной едой в сытости, с дополнительными скромными подкреплениями . ». Хотя постановление 1966 г. позволяло только однократный прием пищу досыта. Однако, поскольку Синод Епископов УГКЦ в 2008 г. указал на подтверждение постановлений 1966 г., поэтому следует практиковать так, как указано в этой (1966 г.) редакции.

Великий Пост (каждый год в разный период, нужно смотреть церковный календарь): в первый день поста и в Страстную Пятницу — строгий пост, то есть необходимо воздерживаться от употребления продуктов и блюд, содержащих мясо, молочную основу, а также яиц. В другие недели поста по понедельникам, средам и пятницам следует воздерживаться от продуктов и блюд, содержащих мясо; подобно этому и в страстную субботу. В остальные дни (вторник, четверг, субботу, воскресенье) разрешено все виды продуктов и блюд. Поощряется (но не обязательно), чтобы в первую и последнюю неделю поста вообще (во все дни, кроме воскресенья) воздерживаться от продуктов и блюд, содержащих мясо, а в среду и пятницу — также от блюд из молокопродуктов.

Петровка (каждый год в разный период, нужно смотреть церковный календарь): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом, а именно в первый и последний день, а также во все понедельники, среды и пятницы поста. В остальные дни разрешено принимать все виды продуктов и блюд.

Успенский (с 14 по 27 августа): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. А именно: в первый и последний день, а также во все понедельники, среды и пятницы поста. В другие дни разрешено принимать все виды продуктов и блюд. Исключением является только День Независимости (24 августа), когда, согласно распоряжению Епископов УГКЦ, разрешается употреблять все виды продуктов и блюд и вообще правила постного дня не обязательны (т.е. танцы, празднования и т.д. дозволяются).

Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. Однако следует уменьшить количество еды, то есть в течение дня есть меньше, чем обычно.

Воздвижение Креста Господня (27 сентября): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. Однако уменьшить количество еды, то есть в течение дня есть меньше, чем обычно.

Пост обязателен для членов Украинской Греко-Католической Церкви возрастом от 14 лет и до 60-летия. В постные дни обязательно также воздержание от участия в громких забавах, танцах и подобных мероприятиях.

Освобождаются от любого поста:

  • больные, которым нужно полноценное питание;
  • лица после операции;
  • матери во времени беременности, родов и до окончания кормления грудью;
  • путешественники;
  • люди, которые работают на тяжелых производствах;
  • кто питается в общественных столовых или в гостях и не имеет возможности выбора пищи;
  • ученики и студенты в период подготовки и сдачи экзаменов или сессии (когда организм нуждается в полноценном питании).
Читать еще:  В Боснии и Герцеговине ежедневно является Богоматерь на облаке

Нет обязанности поститься (загальница), если на постный день выпадет праздник, который чтит Господа или Богородицу (но не святого). В отдельных случаях освобождать от обязанности поститься может местный иерарх (епархиальный епископ, протосинкел, синкел), священник, или исповедник, на основании приведенной просителем причины.

Приведенная здесь практика установлена епископами УГКЦ только как минимум, обязывающий верующих. Верующие поощряются к практике древних способов поста — более строгих, чем эти. Хотя при выборе особо строгого поста необходимо посоветоваться со священником, чтобы подойти к этому вопросу разумно и без ущерба для физического и духовного здоровья.

Не нарушает поста приготовление пищи на основе смальца, животного жира в целом. Например, когда готовим пищу: жарим, заправляем, добавляем. Также не нарушает поста потребление пищи с добавлением мяса: когда борщ, суп или другое блюдо приготовлены с мясом, при условии употребления только той части блюда, которая без мяса.

Что касается прослушивания музыки или развлекательных программ, посещения сауны или бани, а также участия в различных рекреационных и развлекательных мероприятиях, то следует взвешенно рассматривать каждый конкретный случай. Обще принимая запрет взимания и участия в громких забавах (танцах) включает в себя и запрет громкого прослушивания музыки, и т.д. Отсюда следует, что запрещено лишь громко ее слушать, поэтому можно слушать ее в наушниках, тихо в комнате (не громко). Однако следует учитывать, чтобы музыка не звучала постоянно, поскольку в Пост следует ограничить себя и в этом удовольствии. Также нужно помнить, что музыка в этом случае (и вообще в целом) должна нести гармонию, позитив, быть полезной.

Примечание: данная публикация не имеет официального характера и не может восприниматься как документ, или официальное учительство Церкви. Материал составлен исключительно на основе обработки официальных документов УГКЦ и отражает понимание данных постановлений о посте автором публикации. Представленные правила полностью соответствуют актуально обязывающим постановлениям иерархии УГКЦ. Предостережение, как уже было отмечено, могут лишь вызвать правила поста для первой и последней недели Великого Поста.

По материалам Стрийской епархии УГКЦ

Распятие, установленное в честь Папы Римского Иоанна Павла II, рухнуло с пьедестала и насмерть придавило паломника

Незадолго до церемонии канонизации Иоанна Павла II в Италии случилась трагедия: в итальянском регионе Брешиа распятие, установленное в честь Папы Римского Иоанна Павла II, рухнуло с пьедестала и насмерть придавило паломника. Трагедия произошла во время торжественного мероприятия, посвященного канонизации покойного Папы Римского Иоанна Павла II.

Тридцатиметровый монумент был установлен в честь посещения понтификом города Брешиа в сентябре 1998 года. Он представляет собой изогнутый деревянный крест, на верху которого находится 600-килограммовое распятие. Погибший юноша — 21-летний итальянец Марко Гусмини.

Парень во время инцидента сидел на скамейке и беседовал с приходским священником. Но, будучи инвалидом, он не смог убежать. Из-за случившейся трагедии все дальнейшие торжества по этому поводу были отменены.

После государственного переворота 1918 года враги России оживились. Англосаксы решили, что «России больше нет», великую империю можно разобрать на части и успешно «утилизировать». Граничащие с Россией страны решили взять реванш за прошлые обиды и поживиться территорией. А Ватикан, увидев, что новая власть большевиков ненавидит православную церковь, замыслил совершить то, чего не удавалось сделать на протяжении тысячи лет, — занять её место.

Кто владеет информацией — владеет миром

Идея продвинуться на Восток и вытеснить с континента православие возникла сразу, едва латиняне откололись от ортодоксов в IX веке. Власть и деньги — вот что значили для Ватикана новые территории. Известно, что в XIII веке католические монахи как минимум дважды снаряжали экспедиции, чтобы «крестить Сибирь». И только кровожадность и непримиримость к чужакам местных народов хранили таёжный край от латинян.

В XV веке стараниями агентов Ватикана пала Византия. Нашёптывания иезуитов об исключительности окраинных народов не прошли даром: сначала произошёл «марш суверенитетов», а позже ослабленную империю уничтожили турки. В XVII веке папа Григорий XV велел организовать конгрегацию «Пропаганда веры», одним из подразделений которой стал отдел по делам восточных церквей.

Папа Григорий XV. Фото © Wikipedia

Главным делом конгрегации стали пропаганда католичества и борьба с противниками Ватикана — с другими христианскими церквями и государствами, которые не приемлют папство. Основными направлениями стали Россия, Кавказ и Восток. Цель была глобальной — с помощью шпионажа держать контроль над всем миром. Все документы, которые удавалось добыть шпионам-иезуитам, хранились в секретном архиве Ватикана. А все исторические книги, философские трактаты, рукописи и свитки поступали в ватиканскую библиотеку.

Католикам удалось создать уникальную шпионскую организацию. Из каждой страны, где были католики (Индия и Персия, Южная Америка и Африка, Китай и Австралия), информация ручейками стекалась к папе. И вскоре авторитет Ватикана вырос настолько, что он начал оказывать влияние на политику стран, планировал подрывные акции в отношении других церквей и отдельных монархов, свергал неугодных лидеров и приводил к власти своих марионеток.

Конгрегация «Пропаганда веры» стала штабом, где разрабатывались операции по внедрению в Московское государство и РПЦ. Известно, что шпионы Ватикана были при дворе царя Алексея Михайловича, а однажды шпион католиков Паисий Лигарид едва не занял патриарший престол.

Атаки на Россию не прекращались до XIX века, но вплоть до падения династии Романовых страна была защищена законами, строго ограничивающими деятельность латинян на её территории. Поэтому нет ничего удивительного, что Священный альянс — так со временем стали называть секретную службу Ватикана — не без удовольствия принял весть о расстреле царской семьи и сразу предпринял очередную попытку захвата территории.

Фото © ТАСС / Ватиканская жандармерия

Ватикан не просто поддерживал отношения с большевиками, но и наряду с Германией выдавал кредиты: в 1922 году был выделен кредит в 10,5 миллиона долларов, что по современному курсу равняется примерно 200–250 миллионам долларов, а затем выдал ещё примерно 80–90 миллионов долларов. Согласитесь, неплохая поддержка для государства, где рушат храмы и убивают священников, в том числе и католических.

Почему Ватикан запретил книгу о славянах и грозил её автору смертью

Одновременно с первым кредитом в Красную Россию выехало 30 папских агентов. Они рассыпались по стране, собирая информацию для престола. Дипломаты Ватикана с переговорами вышли на Ленина. Однако ситуация оптимизма не внушала. В 1923 году католический епископ Ян Цепляк был приговорён к заключению на десять лет, а епископа Константина Будкевича расстреляли. Католические приходы закрывались. К 1924 году в Красной России на свободе остался один католический епископ — падре Церр в Тирасполе.

Ян Цепляк и Константин Будкевич. Фото © Wikipedia

В декабре 1924 года папа Пий XI публично осудил большевиков, однако тайные переговоры продолжились. Католики решили, что сумеют додавить большевиков и те признают их церковь. В ход шло всё: угрозы экономической блокады и дипломатическое давление, но ничего не помогало.

Тогда было решено пойти другим путём и создать на территории СССР подпольную сеть священников — агентов Ватикана. Лидером подполья решили сделать священника ордена ассумпционистов Эжена Невё, который жил в России 20 лет и тоже верил, что настал момент истины.

— Вплоть до отречения Николая II двери России были закрыты на семь замков для католического апостолата, — писал он. — Паспортная система и целый арсенал драконовских правил, соблюдение которых было поставлено под надзор полиции, делали практически невозможной деятельность. Сейчас эти двери должны открыться.

Почему славяне жили в Скандинавии до викингов и при чём здесь древние арии

Чтобы Невё мог возглавить католиков, в Россию выехал французский епископ — иезуит Мишель д’Эрбиньи. Он действовал под прикрытием германского посла графа Ульриха фон Брокдорф-Ранцау. В Москве он подпольно встретился с Невё и в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези рукоположил его в епископы.

Мишель д’Эрбиньи. Фото © Wikipedia

После чего д’Эрбиньи совершил поездку в Ленинград, Одессу и Киев, в ходе которой встретился и рукоположил в епископы ещё трёх агентов папы, а затем вернулся в Москву и устроил собрание «подпольщиков». В задачу д’Эрбиньи входило не только создание подполья. Он горел идеей «спасти от большевиков» главные сокровища России: книги, реликвии и иконы. Операция по вывозу из СССР ценностей религиозного и исторического характера была названа Librorum — «Книги».

Разумеется, поездки не остались незамеченными ОГПУ. Пока д’Эрбиньи плёл сеть подпольных агентов, ОГПУ распутывало её и вскоре стало задерживать её членов, начиная с рядовых священников. Вскоре д’Эрбиньи объявили персоной нон грата и выдворили из страны в Финляндию.

Епископ Энже Невё остался в СССР главой новой подпольной организации. Несмотря на то что ОГПУ знало о нём всё, его так и не арестовали, поскольку он был гражданином Франции. А д’Эрбиньи вернулся в Ватикан, где возглавил созданный в 1929 году спецотдел Russicum, в котором готовили шпионов для СССР. Агенты отдела должны были говорить по-русски без акцента, знать быт СССР, историю страны, её обычаи. При невозможности въезда агентов собирались забрасывать самолётом: на последнем этапе подготовки два польских офицера учили шпионов Ватикана прыгать с парашютом.

Информацию о происходящем в СССР Невё отправлял д’Эрбиньи каждые две недели. Эти данные в Ватикане считали важными и щекотливыми — в СССР шли активные аресты. Когда стало ясно, что организация на грани провала, Невё поступил приказ начать операцию Librorum.

Поначалу её масштабы были невелики, но епископ Невё оказался старательным, а русская интеллигенция, на руках у которой имелись ценные книги, — слишком голодной. В руки агентов Ватикана быстро стали попадать настоящие бриллианты — инкунабулы, редкие издания старинных книг.

Фото © ТАСС / Христофоров Валерий

Уже через несколько недель предприятие стало масштабным. Католические священники и монахи по всему СССР с рук скупали за бесценок уникальные рукописи и манускрипты, редчайшие иконы и христианские реликвии, предметы церковной утвари.

Деятельность «подпольщиков» по вывозу из СССР культурных и религиозных ценностей длилась несколько лет. Ручеёк из ценностей стекался в Москву, откуда через итальянское посольство переправлялся в Рим — прямиком в Папский институт восточных исследований, где предметы каталогизировали и навсегда скрывали в подвалах Ватикана. Не очень-то по-христиански — грабить соседа, попавшего в беду, но, видимо, агенты Ватикана считали, что делают нужное дело.

Известно, что через дипломатический канал было вывезено около тысячи редчайших первопечатных изданий, две тысячи икон, самые древние из которых датировались XIII веком, уникальные алтарные кресты XV века, украшенные драгоценными камнями. Было вывезено (по сути — украдено) более трёх тысяч предметов церковной утвари: кадила, чаши для причастия, наперсные кресты, кресты-мощевики и иконы святых.

Фото © ТАСС / Мошков Николай

Любопытно, что ОГПУ знало о деятельности Невё и даже было в курсе, что штаб-квартира «подпольщиков» расположена напротив церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, но ничего не делало — кредиты Ватикана были важнее летописей и трактатов. Тем более что историю большевики хотели написать свою и сами. Ни история страны, ни история православия или славян их не интересовала.

Ватикан лишился своего агента Невё только в 1936 году. Епископ выехал из СССР, чтобы подлечить здоровье на Ривьере, но назад его не пустили. Операция Librorum была прервана, однако шпионская деятельность Ватикана не остановлена и по сей день. Во время войны католики предпочли сотрудничать с нацистами, а в 1949 году папа Пий XII выпустил Декрет против коммунизма и запретил католикам состоять в левых организациях.

Епископ — Видимый источник и фундамент единства местной церкви

Каждый из апостолов вышел из Иерусалима, чтобы распространить слово Божье путем основания местных церквей, возглавленных ими. Точно так же и епископ сегодня является видимым источником единства в своей епархии, в его местной церкви. Он несет ответственность за духовную и, в определенной степени, за физическую заботу о тех, кто принадлежит к его епархии — прежде всего о христианах, но также и обо всех, кто живет в ней. Епископ правит своей епархией, как частью вселенской церкви.

Затянувшиеся итоги

Папа Пий XI считался сторонником Муссолини. Несколько раз он даже назвал диктатора «посланцем Провидения», «охраняемым Богом». Будущий диктатор еще в 1922 году приветствовал избрание кардинала Акилле Ратти на папский престол — став римским епископом и главой самой многочисленной деноминации христианства, Пий XI не забыл о тогдашней поддержке. Ему не раз приходилось идти против мнения большинства паствы, защищая Муссолини и его чернорубашечников. Многие католики симпатизировали левым, а кровавые расправы над политическими противниками фашистов вызывали протест тех самых «простых итальянцев».

Ватикан во всех случаях сохранял радикальную «антибольшевистскую» линию. Достаточно упомянуть, что папа фактически обрек на изгнание лидера католической народной партии Луиджи Стурцо, который оставался непримиримым противником фашизма. Народная партия, опиравшаяся на церковные приходы, долго оставалась в оппозиции к режиму дуче. Случалось, что Ватикан одергивал своих верных прихожан, наставляя их на путь лояльности по отношению к фашистскому государству. А Стурцо в конце концов оказался в вынужденной эмиграции. Он критиковал Латеранский пакт, потому что не верил в искренность Муссолини. Изгнанник был убежден, что властолюбивый дуче заманивает католиков в ловушку. Нашлись критики соглашений и среди фашистов, но, следуя партийной дисциплине, они смирились с решением вождя.

Лидер католической народной партии Луиджи Стурцо

Советский Союз, как и итальянские левые, реагировал на соглашения категорично: католическая церковь объединилась с чернорубашечниками, чтобы противостоять волне протеста итальянских трудящихся. В такой постановке вопроса был резон. Вскоре после Латеранских соглашений Муссолини удалось укрепить свою власть, надолго исключив из политической жизни потенциальных соперников.

Современная Италия мало чем напоминает муссолиниевскую. Да и католицизм за последние полвека, после Второго Ватиканского собора, изменился сильнее, чем за несколько предшествующих столетий. Но соглашения, подписанные 90 лет назад, до сих пор остаются основой взаимоотношений итальянского государства и Ватикана. После войны парламентские комиссии не раз ломали головы над пересмотром пунктов, но система устояла. Только статус «государственной религии» в 1984 году упразднили, а еще раньше — в 1969-м — депутаты узаконили разводы, что тоже было нарушением условий Конкордата.

Но в основном Латеранские соглашения действуют и в наше время. И государство Ватикан по-прежнему существует. А значит их подписание имело отношение не только к переменчивой политической конъюнктуре. Хотя многие страницы своей истории времен Муссолини современный Ватикан наверняка предпочел бы стереть.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector