0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Католический священник выбирает между саном и свадьбой

Католический священник выбирает между саном и свадьбой

Целибат — обет безбрачия. У протестантов его вообще нет. У православных обет дают только монахи и высшие иерархи, а приходские батюшки продолжают свой род. И только у католиков целибат обязателен для всего клироса.

Целибат — обет безбрачия. У протестантов его вообще нет. У православных обет дают только монахи и высшие иерархи, а приходские батюшки продолжают свой род. И только у католиков целибат обязателен для всего клироса.

В Германии продолжается дискуссия об оправданности целибата — обета безбрачия. У католиков целибат обязателен для всего клироса. В теории. На практике ни для кого не секрет, что многие католические священнослужители живут со своими «экономками» или состоят в иных связях, а церковь и прихожане закрывают на это глаза. Другие не хотят жить по лжи. Они официально женятся, хотя знают, что это приведет к отречению от сана.

«И мы подумали: почему бы и нет?»

Йоханнес Венделер (Johannes Wendeler) 7 лет проработал приходским священником. До 36 лет соблюдал обет безбрачия. А потом познакомился с женщиной, которая впоследствии стала его супругой. Жена Йоханнеса Венделера Лидия Пьехотта (Lydia Piechotta) по профессии физиотерапевт. Йоханнес пришел к ней на прием после того, как сломал руку в автомобильной аварии. А потом поехали они как-то вместе на экскурсию в город Ксантен. И вот тут-то искра пробежала и они решили: а почему бы и нет?

Целый год они встречались тайком, прятались от людей. Потом положение стало невыносимым. Ну, например, для каждого человека, когда он счастлив, естественно — поделиться радостью с другими людьми, с друзьями. Но нет, им приходилось прятать счастливую улыбку. Даже пойти вместе погулять было нельзя: тут же досужие кумушки начинали распускать сплетни.

Бесчестный человек

Набрался Йоханнес Венделер духа, да и отправился с покаянием к архиепископу, кельнскому кардиналу Йоахиму Майсснеру (Joachim Kardinal Meissner). Повинную голову и меч не сечет. На деле вышло даже хуже, чем он себе представлял. Архиепископ его не пощадил. Он даже сказал, что надо бы и будущую жену против Йоханнеса предостеречь, он, мол, доказал, что не может слово держать, что он человек бесчестный.

Рукоположение в сан

В тот же день Йоханнеса Венделера лишили сана. Его история далеко не редкость. В мире сегодня около полумиллиона католических священнослужителей. И около 100 тысяч лишились сана и приходов — большинство из-за нарушений обета безбрачия. В Германии есть даже объединение бывших католических священников и их жен. Его председатель Клаус Шиффген (Claus Schiffgen) и сам был католическим священником. Но устал кривить душой. Он считает, что безбрачие не делает человека лучше, не улучшает его жизнь и его дух. Напротив, это мучение.

Подарки судьбы нельзя выбрасывать

А для Йоханнеса Венделера лишение сана стало жестоким ударом. Ведь служение было для него не профессией, а призванием. Зато закончилась недостойная игра в прятки, постоянные угрызения совести. Его жена утешает, повторяет, что ведь они друг друга не искали, но все равно нашли. У каждого была своя жизнь, свои интересы, и все равно они встретились. И раз уж Бог или судьба послали им такой подарок, то нельзя же от него отказываться, выбрасывать его — вот это был бы настоящий грех.

Автор: Моника Диттрих / Александр Варкентин
Редактор: Андрей Кобяков

Архив

Помогал бездомным, рассказывал о чудесах

Церемония беатификации (причисления к лику блаженных) состоялась в итальянском городке Ассизи — на родине святых Франциска Ассизского и Клары Ассизской.

«Карло только что был причислен к лику блаженных, но уже стал всемирным феноменом, — отметил на церемонии католический священник и миссионер из Камбоджи отец Уилл Конкер. — Его делает таким необычным тот факт, что он был самым обычным человеком. Мы говорим людям, что парень, за которым вы должны следовать, был очень похож на вас».

На первый взгляд Карло действительно мало чем отличался от своих сверстников: носил джинсы и кроссовки, любил играть с собакой, гонять мяч с друзьями и свою PlayStation (правда, отводил видеоиграм не больше одного часа в неделю). Его родители не были набожными, зато Карло с 7 лет ежедневно ходил на мессы и причащался раз в неделю.

«Он хотел войти в каждую церковь, мимо которой мы шли», — вспоминала Антония Сальцано, мама Карло. К 11 годам мальчик уже преподавал катехизис детям помладше.

Антония рассказывала, как сын на свои деньги покупал спальные мешки для бездомных, многих бродяг знал по именам. Мальчик работал волонтером в столовой в Милане, а по вечерам разносил бездомным еду и горячие напитки. Он мог по пути в школу остановиться, чтобы расспросить человека о его проблемах. Молился за грешников, защищал детей, особенно детей-инвалидов, которых травили в школе.

Епископ Агостино Валлини приветствует мать и отца Карло Акутиса во время церемонии беатификации в Ассизи, Италия, 10 октября 2020 года

В 9 лет Карло увлекся программированием — сам взялся за учебники, изучил графический дизайн. Юный компьютерный гений развивал сайты местных религиозных организаций и разработал веб-сайт с полным списком и описанием всех евхаристических чудес, то есть создал виртуальный каталог необъяснимых наукой явлений, связанных с евхаристией (причастием).

«Карло был лучом света в темных закоулках интернета», — говорила журналистам Антония. По ее словам, некоторые почитатели сына называют его «инфлюэнсером бога».

Впрочем, для того чтобы стать блаженным, одной праведной жизни мало — нужны свидетельства чудес. А чудеса были. Рассказывали, что после похорон Акутиса одна женщина якобы смогла излечиться от рака, другая забеременеть, хотя считалась бесплодной. В 2013 году в Бразилии в честь Карло состоялся молебен, на котором присутствовал шестилетний мальчик с расщепленной поджелудочной железой. Известно, что ребенок помолился и прикоснулся к фрагменту футболки Карло, а через три дня врачи констатировали: аномалия исчезла. Специальная комиссия признала это чудом, и спустя 14 лет Акутиса причислили к лику блаженных.

Однажды, обращаясь к молодежи, папа Франциск процитировал фразу Карло «все мы рождаемся оригиналами, но многие из нас умирают фотокопиями», добавив: «Не позволяйте этому случиться с вами!».

Совместные браки католиков

Католический обряд венчания отличается торжественностью, святостью, поскольку он совершается только один раз и навсегда. Жених и невеста должны поклясться друг другу в верности, пообещать поддерживать супруга в любых жизненных ситуациях. Будущие муж и жена заключают своеобразный договор с церковью, что они будут вместе навсегда.

Как правило, этот условный договор не может быть расторгнут ни при каких обстоятельствах. Согласно католическому обряду, именно отец ведет невесту к алтарю. Он передает свою дочь в надежные руки жениха, чтобы тот заботился о ней.

Нужно обратить внимание, что существует несколько шагов, предшествующих заключению брака между католиком и католиком:

  • в первую очередь пара, которая собирается заключить брак, должна связаться со своим священником. Необходимо запланировать разговор со священнослужителем за полгода до предполагаемой даты свадьбы. Это позволит иметь время, необходимое для разрешения различных споров и конфликтных ситуаций;
  • обязательно следует встретиться со священником, чтобы определиться с датой свадьбы и временем бракосочетания. После выполнения всей исходной бумажной работы для католической церемонии бракосочетания, рекомендуется запланировать прохождение теста на веру и готовность, а также зарегистрироваться перед вступлением в брак на прохождение курсов или семинара;
  • далее рекомендуется удостовериться в том, что жених и невеста имеют право на католическую свадебную церемонию. Церковь требует, чтобы хотя бы один из вступающих в брак был представителем католической веры;
  • обязательно следует предоставить свидетельство о браке и всю сопутствующую документацию, в том числе и различные добрачные формы о крещении, подтверждение сертификатов и всевозможных распоряжений или разрешений. Дополнительно при необходимости следует получить копии заявлений об аннулировании документа или свидетельство о смерти предыдущего супруга;
  • также следует попросить у своего священника копию «Обряда Брака», а также справочник для планирования богослужебных чтений;
  • далее требуется испытать собственную веру для готовности к католическому браку перед священнослужителем. Последний будет основываться на личных оценках устных и письменных ответов со стороны жениха и невесты. Так как брак в католической церкви — это священное таинство, то священник должен убедиться в том, что вы являетесь верующим человеком. Это обязательное условие, предшествующее браку. Если у священнослужителя возникнут сомнения относительно веры конкретного человека, то он может не допустить его к браку;
  • далее жениху и невесте следует пройти устный или письменный тест на совместимость, если священник попросит их об этом. Это помогает служителю церкви и подтверждает решение конкретной пары вступить в брачный союз;
  • будущие муж и жена могут выбрать и посетить одну из утвержденных приходских консультативных программ до вступления в брак, также известных, как предсвадебные программы. Они могут быть в виде отдыха на выходные дни или двухчасовых семинаров. Последние охватывают временной промежуток до нескольких недель. Утвержденная добрачная консультативная программа охватывает такие темы, как роль молитвы и веры, а также финансов и планирования семьи. По завершении курса обучения пара получает соответствующий сертификат о венчании священником;
  • далее рекомендуется проконсультироваться со своим священником после выполнения всех требований. Ему необходимо сообщить о собственных литургических чтениях и выборе музыки для предстоящей церемонии. Священнослужитель также сообщит, что жених и невеста обязательно должны исповедаться перед принятием собственных обетов.
Читать еще:  Выставка икон, изъятых на таможне, открылась в Луцке

В некоторых случаях детали процесса венчания в католической церкви могут существенно отличаться. Священник имеет право отказаться от любых требований, которые основаны на индивидуальных условиях. Например, пары, которые овдовели, не нуждаются в дополнительном добрачном консультировании.

Также стоит учитывать такой момент: если жених и невеста принадлежат к разным католическим церквям, то следует посоветоваться со священнослужителем о последующих действиях. Дополнительно следует обратиться в мэрию или ратушу, чтобы получить соответствующее разрешение на заключение брака.

Женщины священники в католицизме

В католической церкви также среди священников не найти женских лиц. Есть специальная энциклика, то есть документ от Папы Римского, посвященный вопросу значения пола человека для возможности его ординации (возведения в духовный сан).

Согласно этому письменному посланию, к священническому рукоположению можно допускать только мужчин.

Но ссылаясь на святость и авторитет Пресвятой Богородицы, в энциклике подчеркивается отсутствие во всей этой ситуации дискриминации, как таковой.

Люди различных полов играют разные роли в жизни и миссии Церкви, и следует толковать это не как дискриминацию, а как следование замыслу Божиему.

Целибат в современном христианстве

Целибат священников был узаконен на Западе в эпоху папы Григория Великого (590—604), а на Востоке — Трулльским собором (692), но утвердился де факто только к XII веку (в папство Григория VII).

В Католической Церкви

Обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан, начиная с диаконского.

Безбрачию духовенства посвящен отдельный пункт (п. 16) декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis».

Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры. Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своём святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду.

Однако безбрачие приличествует священству по многим соображениям. Ведь миссия священника целиком посвящена служению новому человечеству, которое Христос, Победитель смерти, пробуждает в этом мире Своим Духом и которое имеет свой источник «ни от крови, ни от хотения плоти, и ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). Соблюдая девственность или безбрачие ради Царства Небесного, Пресвитеры посвящают себя Христу в новом и возвышенном качестве, легче с нераздельным сердцем следуют Ему, свободнее посвящают себя в Нём и через Него на служение Богу и людям, успешнее служат Его Царству и делу благодатного нового рождения и таким образом оказываются способнее к принятию более широкого отцовства во Христе. Этим они свидетельствуют перед людьми, что хотят безраздельно посвятить себя порученному им служению, то есть обручать верных Единому Мужу и представить их Христу чистой девой, напоминая о таинственном брачном союзе, который основан Богом и в грядущие сроки явится во всей полноте — о том союзе, в силу которого Церковь имеет Единого Жениха: Христа. Наконец, они становятся живым знамением грядущего мира, уже присутствующего через веру и любовь, в котором чада воскресения не будут ни жениться, ни выходить замуж.

Этими соображениями, основанными на тайне Христа и Его посланничества, безбрачие, которое прежде лишь рекомендовалось священникам, было впоследствии в Латинской Церкви предписано законом всем, кого возводят в священный сан. Сей Святейший Собор вновь одобряет и подтверждает это законодательство в отношении предназначаемых к Пресвитерату. Уповая на Дух, он верит, что дар безбрачия, столь подобающий священству Нового Завета, щедро даруется Отцом, если те, кто участвует в священстве Христа через таинство рукоположения, а также вся Церковь в целом, будут смиренно и настойчиво просить об этом. Священный Собор призывает также всех Пресвитеров, которые свободно и добровольно, уповая на благодать Божию, приняли святое безбрачие по примеру Христа, к тому, чтобы, всей душой и всем сердцем держась этого состояния и верно в нём пребывая, они признавали его преславным даром, который был дан им Отцом и так явно превозносится Господом, а также памятовать о великих тайнах, знаменуемых и осуществляемых в нём. И чем более в современном мире совершенное воздержание считается многим людьми невозможным, тем с бо́льшим смирением и постоянством Пресвитеры вместе с Церковью будут испрашивать благодать верности, в которой никогда не отказывается просящим о ней, употребляя одновременно сверхъестественные и естественные средства, имеющиеся в распоряжении у всех. Они должны прежде всего следовать тем аскетическим правилам, которые утверждены опытом Церкви и не менее необходимы в современном мире. Итак, сей Святейший Собор призывает не только священников, но и всех верных дорожить этим драгоценным даром безбрачия священников и просить Бога, чтобы Он всегда изобильно наделял этим даром Свою Церковь.

Читать еще:  В Москве состоялся первый церковный суд

В латинском обряде Римско-Католической Церкви целибат распространяется на епископов и священников, а также большинство диаконов. В малые чины (ordines minores) теоретически могли посвящаться женатые мужчины, или же клирики, посвященные в них, могли жениться, но поскольку на протяжении многих веков эти степени церковнослужения рассматривались лишь как ступени к священству, на практике этого не происходило. Обещание жить в целибате клирики приносили при посвящении в сан субдиакона.

Папа Павел VI упразднил малые чины (они сохранились только у традиционалистов), заменив их служениями аколита и чтеца, не связанными со статусом клирика. Он также вновь ввёл исчезнувший в Средневековье институт постоянных диаконов (т. е. диаконов, не собирающихся становиться священниками), в числе которых могут быть женатые мужчины старше 25 лет (во многих странах этот возраст увеличен местным церковным законодательством).

В виде исключения в Католической Церкви рукополагаются в священный сан женатые мужчины, обратившиеся из англиканства и других ветвей протестантизма, где они выполняли роль клириков, пасторов и т. п. (Католическая Церковь не признаёт действительности их священства, однако они могут принять рукоположение).

Обязательность целибата в настоящий момент — предмет активных дискуссий. В США и в Западной Европе некоторые католики склоняются к одобрению отмены обязательного целибата для «белого» (немонашествующего) духовенства латинского обряда. Папа Иоанн Павел II решительно высказывался против проведения реформы.

В протестантизме

Англикане и практически все протестанты отдают предпочтение женатым священникам.

На христианском Востоке

В православии, как и в восточно-католических церквях, брак допускается, если его заключение предшествует посвящению в дьяконский и священнический сан. Но всё же кандидатов в епископы избирают исключительно из числа монашествующих или безбрачных священников.

Один из них — как раз умерший селянин, 68-летний житель Ковалевки, который пересекался со священником на похоронах в начале марта.

«Муж никого не заразил, у него пневмония»

Всего на Тернопольщине — шесть официально подтвержденных случаев заражения коронавирусом (всего на Украине — более ста. Четверо — у жителей Монастырисского района, один — у вернувшегося из Австрии тернопольского стоматолога и один — у жителя Залещиков.

Местные власти утверждают, что еще 19 марта коронавирус диагностировали у 57-летнего Олега Винницкого, священника церкви Пресвятого Сердца Христового Украинской греко-католической церкви, который сейчас находится в отделении реанимации инфекционной больницы. В храме и в пятиэтажке на улице Бандеры, где живет священник с семьей, провели дезинфекцию.

Как рассказал «Стране» глава местной райадминистрации Роман Краснюк, все соседи и прихожане священника сейчас на карантине, его семью проверили и тесты показали, что у них нет коронавируса.

Супруга батюшки в беседе со «Страной» открестилась от диагноза «коронавирус» у Винницкого. «Нам не дают никаких подтверждений, что у мужа коронавирус, лечат пневмонию, он в больнице. Ему сделали тест, сказали, что в понедельник-вторник придет результат из Киева, но до сих пор нам не известно ничего, подтвердилось ли. Никого Олег не заразил, утечка инфекции вовсе не у нас, а в другом районе — на Монастырищине. У нас в Залещиках — ни одного больного. Умер житель Ковалевки, а не наш прихожан. Мы, его семья, все пятеро (я, дочка, зять и двое внуков) — в самоизоляции, все, слава Богу, здоровы, анализы у всех нас взяли и все хорошие», — рассказала «Стране» Татьяна Винницкая.

Священник, по словам прихожан, активный — посещал с лекциями клубы и школы.

Был на похоронах коллеги вместе с больным коронавирусом

Тем временем среди прихожан Винницкого — паника, люди боятся, что успели заразиться во время общения со священником. И есть несколько версий, где он мог заразиться.

По одной из них, священник ездил отдыхать в Египет, где мог подцепить заразу (жена священника не прокомментировала нам эту информацию). По другой, он мог заразиться во время похорон от прихожанки из другого села, которая вернулась из Франции и присутствовала на обряде. Жительница села Швейково Ольга действительно сейчас в реанимации районной больницы в Монастырисске с пневмонией — в селе, правда, говорят, что у нее обнаружили не коронавирус, а грипп А (птичий).

68-летний мужчина из Ковалевки Монастырисского района попал в больницу за два дня до смерти, он жил сам и долго не обращался к медикам.

«9 марта он был на похоронах знакомого священника родом из Швейкова на Монастырищине, но который служил в Залещецком районе. На похоронах присутствовали еще с дюжину священников и селян — как из Монастырищины, так и из Залещиков. После этого снова собрались, чтобы отслужить девятый день по покойному, а потом были поминки в Ковалевке. Так вот на похоронах и поминках были и священник Винницкий, и та пани Ольга из Швейкова, которая вернулась из Франции в конце февраля, когда еще не было карантина. Всего несколько десятков человек. Так что вполне возможно, что и священник, и мужчина из Ковалевки могли заразиться от нее. Сейчас и на Монастырищине, и в Залещиках много простуженных, может, у них и коронавирус, пока неясно», — рассказал нам источник в Тернопольской обладминистрации.

По словам источника, в область уже вернулось несколько тысяч гастарбайтеров. «И они не остаются дома, а идут в гости и церкви, в Чорткове был скандал, когда группа заробитчан (гастарбайтеров — прим. ред.) пошла в ресторан. Проследить сложно, хотя людей просят сообщать на горячую линию о соседях, которые вернулись из-за границы. Возможно, придется вводить на Тернопольщине режим ЧП», — говорит сотрудник ОГА.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как живут рядом православные, католики, протестанты и атеисты

Работать в Казани намного легче и интереснее, чем в Омске, потому что в многоконфессиональном обществе отношения между представителями разных религий проще. В Омске не было открытости и была настороженность по отношению к католикам, единственные, с кем там было просто общаться, — это протестанты. Они чувствуют себя еще более изолированными, поэтому сами жаждут какого-то диалога. Здесь мы иногда приглашаем православные хоры на рождественский концерт. Было время, когда у нас выступали служители Раифского монастыря. Иногда и нас приглашают православные — например в Духов день, когда в церкви играют народную музыку.

Мне не обидно, когда меня не приглашают на официальные мероприятия, куда обычно ходят главы мусульманского и православного приходов. Если меня будут везде звать, у меня не останется времени на прямые обязанности; мусульман и православных больше, поэтому они могут позволить себе кого-то отправить на событие и разделить работу между оставшимися. Но вообще мы в Казани на отношение властей к конфессии не жалуемся.

Конечно, сложности тоже бывают — люди разные, и с плохим отношением можно столкнуться где угодно. Есть экстремисты, которые негативно относятся ко всему, что не входит в их веру. Есть агрессивные атеисты, но если один атеист относится к верующему человеку плохо, не стоит обобщать и судить группу людей только по одному человеку. Когда верующий человек пытается жить по-христиански в среде неверующих, он рано или поздно столкнется с непониманием, и это нормально — просто у него и у его окружения разное мировоззрение.

Я думаю, знание другой культуры помогает ценить свою собственную. За годы жизни в Италии я увидел много общего между российской и европейской культурами. Понятно, что в эпоху глобализации нюансы стираются, но, на мой взгляд, если многообразие станет однообразием, это будет большая потеря для общества. Жить с людьми, которые от тебя отличаются, намного увлекательнее: они знают то, чего не знаешь ты, а ты обогащаешь их элементами своей культуры. Иногда обмен происходит неожиданно: на Западе, к примеру, очень ценят русскую культуру, и я стал читать Солженицына по совету европейцев, с которыми вместе учился в Италии.

Читать еще:  Смерть та любов: рецепт безсмертя

Елеосвящение (соборование)

Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.

«Что касается елеосвящения, или соборования, то в Католической церкви по-прежнему сохраняется традиция, связанная с таинством, которое совершается перед смертью. То есть соборование совершают над пожилыми людьми, находящимися у порога земной жизни. В православной традиции такого суждения нет, в соборовании может участвовать любой взрослый человек, но не младенец. В нашей традиции соборование проходит во время Великого поста и в Петров пост», — говорит Постернак.

Шесть отличий православных от католиков

Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет назад, этого было достаточно для описания своей веры (а за одно и для смертного приговора себе и своей семье). Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже со времен императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же на самом деле был их учитель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в настоящие раны, которые не залечены до сих пор. Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад. А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Однако, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая крупная из всех. Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.

Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы. Невольно в наш век, когда трендом является равенство, любовь и прочее, люди задумываются: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они другие?». Уверяю вас, на этот вопрос ответит далеко не каждый. В этой статье я помогу вам найти основные отличия и выстроить в своей голове единую систему.

Герб государства Ватикан

Отличие первое: кто главный в Церкви?

Спросите это у любого православного, и он ответит: Иисус Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, помимо Спасителя, существует и видимый заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Римский Папа. Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и абсолютную власть над всей Церковью. Затем, со своей проповедью он пришел в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть своим преемникам и ученикам – епископам Рима.

Официальный титул папы римского звучит так:

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

Конечно, это учение никогда не было именно таким. Оно постепенно развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось. Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в итоге, к конфликту с епископами востока.

Отличие второе: непогрешимость римского епископа

Официально этот догмат был принят в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Согласно ему у римского епископа есть особый дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может сказать ересь или ошибиться. Однако, неофициально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца XI века. Что в этом плохого, спросите вы? Любой человек может ошибаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже. Не может человек не ошибаться из-за своей человеческой природы. Что касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может ошибаться во избежание расколов и споров.

Католический священник

Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства

Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Конечно, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много столетий прежде чем Рим смог окончательно побороть женатое духовенство. Зачем? Это зародилось еще в «православный период» Римской Церкви. Однако, с полной решимостью данным вопросом занялся Папа Григорий VII в конце XI века. Это был Папа, который проводил жесткие общецерковные реформы. Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православие не приемлет этот подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.

Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии

Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако, в своем почитании они зашли слишком далеко. Согласно учению РКЦ Богородица не была подвержена первородному греху, то есть, другими словами, она не испытывала искушений грехом вообще.

В Катехизисе РКЦ сказано, что…

«…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха»

Таким образом, природа Марии уже не тождественна нашей. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богородица обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу и принял Бог через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос был рожден от обычной по природе женщины и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы исцелить ее.

Католический храм

Отличие пятое: учение о Чистилище

Оно возникло еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова. Окончательно сформировался в XIII – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых»

Это учение противоречит учению Православной Церкви, согласно которому душа человека после частного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была запечатлена: Ад или Рай. Никакого специфического учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.

Отличие шестое: молитвенный экстаз

Есть, как вы поняли, и практические отличия в духовной жизни. Католическая Церковь считает приемлемым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих. Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, ведущим верующего к прелести или к сумасшествию. Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.

Все это – только вершина айсберга. Различий масса. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть свойственна нам. Мы должны уметь строить добрососедские отношения с любым человеком. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен ясно понимать, почему он именно православный и в чем суть и отличие его веры от других. В противном случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути одинаковы. Впрочем, это то же самое, что откровенное равнодушие, которое назвать хорошим явлением, я думаю, нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector