0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установлен день памяти Всех святых воинов

Содержание

День памяти православных воинов

Сегодня мы также вспоминаем графа Э.И.Коновницына

Сегодня Святая Церковь вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Сегодня, 11 сентября , мы вспоминаем всех православных воинов . В 1769 г., во время войны России с Турцией и Польшей было принято решение в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи совершать поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. В столице Российской Империи в этот день принято было служить заупокойную литургию в Петропавловском соборе. Другие дни сугубого поминовения воинов: Димитриевская родительская суббота (суббота накануне дня памяти Вмч. Димитрия Солунского) и 9 мая.

В этот день мы также вспоминаем одного из лидеров Союза Русского Народа графа Эммануила Ивановича Коновницына , скончавшегося в 1915 г. Он родился 11 июня 1859 г. в Харькове, и был внуком героя Отечественной войны 1812 года, воспитателя Императора Николая I графа П.П.Коновницына, день памяти которого мы отмечали вчера. В 1869 г. Коновницын окончил Михайловское артиллерийское училище, служил в Московском военном округе. В 1872 г. вышел в отставку в чине подпоручика, поселился в родовом имении Кярово Гдовского уезда и занялся сельским хозяйством. Основал в имении ремесленную школу на 100 детей, которую содержал на собственные средства. Избирался почетным мировым судьей, уездным предводителем дворянства и председателем уездного земского собрания. Много потрудился на ниве народного просвещения, будучи председателем уездного училищного совета.

Член Русского Собрания с первых лет его существования. Один из основателей Союза Русского Народа (СРН), в 1906-09 гг. председатель Петербургского Столичного совета СРН, член Главного Совета СРН. Имея крупное состояние, много жертвовал на нужды Союза. В 1909 г. по поручению Главного Совета граф пытался обжаловать в Сенате указ П.А.Столыпина, разрешавший евреям, перебравшимся на место жительства вне черты оседлости, оставаться там, если они успели приобрести дом. В конце 1909 г. избран товарищем председателя Главного Совета СРН, как утверждали его противники, для того, чтобы устранить председателя и основателя Союза А.И.Дубровина, с которым имел натянутые отношения. Личный конфликт между Дубровиным и графом Коновницыным действительно был нервом нестроений и раскола в Союзе. Отстранив Дубровина, 9 апреля 1909 г. Коновницын вступил в исполнение обязанностей председателя Главного Совета СРН. Был и.о. председателя Главного Совета до ноября 1912 г., когда руководителем Союза был избран депутат Госдумы Н.Е.Марков, а Коновницын стал почетным председателем Союза. Скончался после тяжелой продолжительной болезни. В одном из некрологов было сказано: «Смерть графа Э.И. Коновницына в настоящую тяжелую пору жизни нашего Отечества, когда опять поднимает голову революционная гидра, тяжелая утрата для Союза Русского Народа».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

9 мая — День поминовения усопших воинов в 2022 году

Поминовение усопших воинов в 2022 году будет праздноваться, как и в другие годы, 9 мая. Наша земля славится многими героями, отдавшими свою жизнь на поле брани во благо своего народа. Усопшие воины воплотили в своем мирском пути то, что называется «отдать жизнь за други своя». И в мирное время воины погибали во время гражданской службы, защищая порой совершенно незнакомых им людей. Церковь почитает память тех, кто настолько возлюбил ближнего, что перед лицом смертельной опасности принял решение принять удар на себя. Подробнее о предпосылках дня поминовения Вы сможете узнать в статье!

Поминовение усопших воинов в 2022 году — 9 мая

Поминовение усопших воинов в 2022 году — 9 мая

Поминовение усопших воинов в 2023 году — 9 мая

Поминовение усопших воинов в 2024 году — 9 мая

Поминовение усопших воинов в 2025 году — 9 мая

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 4 декабря 1994 года, следуя традиции, установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.

В День Победы во всех православных храмах России совершается поминовение воинов, «за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны». Церковь особо чтит воинов, погибших за Родину. Как говорится в Евангелии, «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

В день начала войны 22 июня 1941 года первым обратился к согражданам глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий, благословив на защиту Отечества. Вклад Церкви состоял не только в молитве, которая как никогда была нужна, но и в сборе средств на оборону. Именно на деньги прихожан православных храмов была сформирована танковая колонна имени Дмитрия Донского. Духовенство разделило с народом все тяготы войны.

Читайте также:

История празднования дня Поминовения усопших воинов, традиции и молитва

В православии воины, отдавшие свою жизнь за Родину, особо почитаемы. Традиция совершать молитвы за солдат появилась еще со времен Куликовской битвы. День поминовения усопших воинов выпадает на 9 мая, а до Великой Отечественной войны обряд проводился в Дмитриевскую субботу. Чтобы почтить память защитников Отечества, не обязательно идти в церковь, это можно сделать и дома, прочитав определенные молитвы.

Что представляет собой праздник Поминовения усопших воинов

С давних времен последняя суббота октября у православных христиан считалась днем поминовения усопших воинов. До того момента, как ее официально включили в церковный календарь, в Древней Руси в этот день вспоминали умерших родителей. Праздник этот был установлен князем Дмитрием Донским, отчего и получил название Дмитриевской субботы.

В этот день принято посещать могилы усопших родственников, которые отдали свою жизнь, защищая Родину, а также умерших родителей. После великой битвы и победы русских войск на Куликовом поле князь Дмитрий отправился на молебен в Троице-Сергиеву лавру, где игуменом на тот момент был Сергий Радонежский. Вместе с монашеской братией он возносил молитвы и прошения о благополучном завершении сражения с Мамаем. Сергий Радонежский также совершал заупокойные богослужения по погибшим в том бою воинам, и именно поэтому с тех пор в православии выделили специальный день, когда вспоминают всех усопших защитников Отечества.

От Вселенской родительской субботы Дмитриевская отличается тем, что в этот день особенный акцент делается именно на упокоившихся воинах.

История установления традиции

С приходом к власти коммунистов многие церкви были закрыты, а такая должность, как капеллан, вообще упразднена. Однако воины в тяжелые минуты всегда обращались за помощью к Богу и тайно посещали немногочисленные действующие храмы, чтобы попросить защиты и охраны.

Когда началась Великая Отечественная война, многие священники и просто истинно верующие христиане были призваны в ряды Красной армии и там своим примером и стойкостью духа поддерживали бойцов. В тяжелых ситуациях они читали Библию и молитвы вместе с солдатами.

26 июня, спустя несколько дней после вторжения гитлеровцев, в Богоявленском соборе столицы состоялся молебен, который читал митрополит Сергий, о даровании победы в войне. С этого дня во многих церквях страны стали проводиться такие богослужения, на которых священник и прихожане взывали к Господу о защите и даровании победы. Немецкое командование, как могло, пресекало подобные службы и отбирало у людей послание, написанное митрополитом Сергием.

По окончании Великой Отечественной войны днем поминовения воинов сделали 9 мая, в честь праздника победы над фашистской Германией. Примечательно, что в 1945 году эта дата совпала с Пасхальным праздником, что еще больше усилило радость людей, особенно тех, кто считал себя верующими. Этот праздник стал одним из самых почитаемых у наших соотечественников, независимо от возраста. Именно 9 мая был подписан документ о капитуляции Германии, и все воины смогли вернуться назад домой. Их встречали как настоящих героев, целыми городами.

Однако не всем посчастливилось дожить до майского праздника, тысячи солдат погибли в бою с оккупантами, и в их честь Русской Православной церковью было принято решение ввести в календарь специальный праздник, когда проходит служба об усопших воинах.

Также Архиерейским собором Русской Православной церкви было принято решение проводить службу в честь всех мученически погибших людей в Великой Отечественной войне.

Таким образом, 9 мая стало третьим днем в церковном календаре, который посвящен защитникам Отечества. Также богослужение, посвященное поминовению усопших воинов, проводится в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

9 мая во всех православных храмах проводится Божественная литургия, на которой произносятся особые прошения о воинах, а по ее окончании читается благодарственный молебен Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.

Текст молитвы во время панихиды в храме

Малая заупокойная ектения

Священник: Паки и паки миром Господу помолимся.

Читать еще:  Молитвенное помещение московских кришнаитов должно быть скромным, считают в Москве

Лик: Господи помилуй.

Священник: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих , (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Лик: Господи помилуй.

Священник: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Лик: Господи помилуй.

Священник: Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим.

Лик: Подай Господи.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи помилуй.

Священник глаголет молитву тайно: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру твоему даровавый, сам Господи упокой души усопших рабов Твоих, (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне; отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное или словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог прости, яко несть человек иже жив будет, и не согрешит; Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Возглас: Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих, (имярек), Христе Боже наш; и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Православные традиции в этот день

В день поминовения воинов молятся не только за погибших, но и оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. По традиции, в этот день не стоит посещать увеселительных заведений, необходимо провести его в молитвах и воспоминаниях о героях, благодаря которым удалось выиграть страшную войну. Если в семье в живых остался кто-то из участников или очевидцев тех событий, стоит уделить им особое внимание и выказать благодарность за мирное небо над головой. В том случае, если они живут отдельно, необходимо после окончания службы в храме посетить их и провести с ними этот день.

Если близких родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, нет, необходимо с самого утра отправиться на богослужение в церковь, а по его окончании посетить могилы близких. Даже если это не родственники, а просто знакомые или соседи, стоит выделить время и, при необходимости, убрать их могилы за день до праздника, поставить живые цветы, воздав почести за совершенный героизм.

Не всегда в день поминовения усопших воинов есть возможность отправиться в православный храм, в этом случае можно помолиться дома перед иконой Иисуса Христа и мысленно поблагодарить защитников Отечества. Делать это лучше с самого утра, перед приемом пищи, уединившись в комнате, чтобы никто не мешал.

В этот праздничный день существует также традиция посещать дома престарелых, чтобы навестить живущих там ветеранов, которые остались без семьи. Многие христиане покупают угощения и небольшие сувениры для бывших участников Великой Отечественной, чтобы как-то порадовать и отблагодарить их за совершенный подвиг.

Необходимо помнить, что, хотя победу дарует Господь, воины, выполняющие свой долг перед Родиной, являются орудием в его руках, и достойны уважения и почтения даже после смерти.

День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных

29.08.1769 (11.09). – Установлен День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных

День памяти православных воинов

В Русской Православной Церкви начало особенного поминовения православных воинов было положено в XIV столетии. Московский и Великий Владимирский Князь Димитрий Иванович Донской отправился после победы на Куликовом поле в Московскую обитель Живоначальной Троицы к преподобному Сергию Радонежскому, игумену этой обители. Битва на Куликовом поле совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы, сопровождалась большими потерями с обеих сторон, именно за эту битву князь Димитрий Ростовский получил прозвище Донской.

Св. Сергий Радонежский благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем. Горельеф Храма Христа Спасителя

Историки до сих пор спорят о числе погибших в Куликовской битве: по разным оценкам, на поле брани остались от ста десяти до трехсот шестидесяти тысяч русских воинов. Два инока Московской обители Александр Пересвет и Ослябя пали на поле Куликовской битвы. Среди погибших был ближний боярин князя Димитрия Михаил, прозванный Бренком. Согласно летописным сведениям, они перед битвой обменялись доспехами: Бренк одел великокняжеские, а сам князь надел одежду и доспехи простого ратника. Таким способом святой Димитрий ответил тем своим боярам, которые предлагали ему переждать битву в тылу войска. Как сообщается в Житии святого князя, им руководило горячее желание пострадать за Христа. Однако Господь судил восприять мученический венец в тот день не князю, а его боярину. Князь Димитрий был обнаружен после битвы весь израненный, но живой.

После битвы, прибыв в обитель, Дмитрий Донской воздал молитвенное благодарение Господу и от всего сердца благодарил преподобного Сергия и всю братию обители за молитвы о победе русского воинства в битве с ханом Мамаем. Совершив в обители поминовение убиенных воинов, Дмитрий Донской, по благословению преподобного игумена Сергия, повелел служить заупокойные панихиды за всех убиенных на Куликовом поле воинов, и предложил творить поминовение павших воинов ежегодно в Димитриевскую субботу (субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 26 октября на ст. ст.).

Позже, в 1769 г., во время войны России с Турцией и Польшей было установлено отдельно совершать поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных, 29 августа по церковному календарю, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Как говорится в Чине поминовения, «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот свой за веру и отечество».

В Санкт-Петербурге в сей день в Петропавловском соборе служилась заупокойная литургия по случаю кануна памяти Императоров: Александра I, Александра II, Александра III.

Почему же именно этот день русский православный народ выбрал днем поминовения своих убиенных воинов? На эту тему приводим ниже присланные нам размышления кинорежиссера В.П. Виноградова с нашим комментарием. – МВН.

Радость страдания за истину – огромная сила

Редкий православный храм в России не имеет иконы Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Святого, особенно любимого русским верующим народом.

Уже в смиренной позе ног святого Иоанна передана иконописцем вся суть этого образа. Это совершеннейший образ того, что звучит в Церкви Христовой по всей вселенной всякий день: «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»!

За что же русский народ страдает более любого другого народа на земле? Ответ на этот вопрос находим как раз в тропаре Святому Иоанну Предтечи: «За истину пострадав, радуяся».

За какой уж такой подвиг пострадал Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн? – усмехнется нынешний «постхристианин»-западник. Всего лишь за слова «не должно тебе иметь ее женой»? Да, стоило ли пророку всемiрного покаяния так «мелочиться»? Своим «не должно тебе иметь ее женой» Святой Пророк на все века научил, что нет маленькой лжи, что самое маленькое поддакивание лжи, самое незначительное непротивление злу особенно в переходный, решающий час приводит к несоразмерной, казалось бы, по масштабам трагедии.

Вот эта радость страдания за истину, свойственная русскому народу и обращающая кажущиеся земные поражения – в небесные победы, и не дает покоя врагам Христа, вызывая к России постоянный гнев. За Истину до сих пор страдает русский народ! А совсем не по байкам о дураках и дорогах, или из-за загадочной русской души, потому что, видите ли, ведем себя не так, как другие народы. Да, вся-то загадочность русской души и сводится, только лишь к радости страдания за истину.

Но, вот как раз радостное страдание за истину и не под силу принять ни Западу, крепко и навсегда отступившему от Христа, ни западникам в России. И тогда они выносят приговор русскому сердцу: «Или прекратите эту нелепую свою радость, или, извините, мы вас будем немножко убивать. Мы готовимся к приходу антихриста и нам, служителям сатаны, только радостного страдания за Истину еще не хватало».

Хотя русский народ уже давно и не стоит за Истину в той степени, как стояли за Истину его отцы, но, нося их гены кротости и смирения, в любой момент он может обратиться и укрепиться, вернув себе сердца отцов. Вот о чем хорошо осведомлен враг рода человеческого. И потому он не позволяет забывать об этом своим служкам. И те неутомимо подкапывают вот уже 1000 лет русский корень, чтобы выкорчевать его напрочь и, тем самым, истребить даже память о нем.

Но этот прессинг вражий никак не должен смущать русских людей. Потому что, как Предтечево славное Усекновение, смотрение бысть некое божественное, так и наше страдание, усекновение главы русского народа, что совершалось прежде всего отрублением главы Самодержавия, закрепленное гонениями советчиков и продолжающееся свершаться сегодня еще более страшным усекновением – растлением человеческих душ, гонением на сам Дух Веры. Все это должно оцениваться нами, как страдание, устроенное по смотрению Божию для вразумления народа. Как и святой славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн за Истину пострадал, радуяся, так и те русские люди, которые и сегодня в числе Малого русского Христова стада продолжают страдать за Истину, должны в подражание ему радоваться столь высокому своему служению Господу.

Но чем же, все-таки, вызвана эта радость страдания за Истину? А вот тем, что, когда кроткий и смиренный русский человек, обретает в своем сердце Христа, то он уже не боится ничьего меча, занесенного над его головой. Радость страдания за истину легко превозмогает всякий страх, – что всегда придавало и Русской Армии столь огромную силу. И вот веру Святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна должна была явить Святая Русь. Именно, таким образом она и сказала свое слово мiру. («Россия скажет свое слово мiру» – Ф.М. Достоевский).

Как и Иоанн Креститель, сказав: «негоже», говорила и продолжает говорить Святая Русь свое «негоже»: и ереси жидовствующих преподобным Иосифом Волоцким, и советчине анафематствовавшим ее Святейшим Патриархом Тихоном, и дивным явлением Новомучеников и Исповедников российских.

А еще русский народ образом склоненного пред мечем Предтечи Господнего Иоанна выразил именно сущность Господа Иисуса Христа, Который ради нас стал немощным, Который отложил Свое могущество, умалил Себя, став рядом с нами, разделив наше страдание.

Эта икона как раз и являет собою образ Предтечи Христа распятого, указуя верующим русским людям и Путь, и Истину, и Жизнь. Готовность к жертве! – вот что изобразил русский народ иконой усекновения главы Иоанна Крестителя.

Читать еще:  Блаженнейший Митрополит Онуфрий посетил Запорожье

Готовность русского народа к такой же жертве, которую он осуществил через своих Новомучеников и Исповедников в начале ХХ века, сказав мiру свое слово. Так, эта икона и стала прообразом Новомучеников и Исповедников Российских, ведомых Государем Николаем II. Таким увидел себя народ Святой Руси. Таким, своим, увидел русский народ и своего Государя Николая II. Такого, своего, он его и полюбил.

Но как раз за это его смиренное состояние возненавидели Государя Николая II враги Христовы – и прежде всего так называемая, интеллигенция. «Слабый, нерешительный, трусливый, мягкотелый» – это все отсюда. Но слаб ли, нерешителен ли, труслив ли, мягок ли Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн? Даже у Зинаиды Гиппиус, автора крылатой фразы: «Прогнившая воля Николая сделала нас всех рабами», наверное, не повернулся бы язык назвать Крестителя Господня слабым. И если таков же точно и Государь Николай II, то слаб ли, нерешителен ли, труслив ли он, а, Зинаида? А разве не таков образ Новомучеников и Исповедников российских, добровольно ради Правды Христовой пошедших на смерть?

А все дело в том, что дух нынешнего безбожного времени кротость и смирение почитает за слабость, за нерешительность, за трусливость, за мягкотелость. Вот откуда: «слаб, нерешителен, труслив, мягкотел Государь Николай II» в глазах современников, пораженных духом гордыни, самомнения, духом страха перед ложно принимаемой ими силой.

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, в совершеннейшем доверии к Богу, склонивший свою голову для меча, есть образ русского народа, воплотившегося в Новомучениках и Исповедниках российских, сказавших в начале ХХ века то слово мiру, которое предсказал Ф.М. Достоевский в веке ХIХ-м.

(Статья уважаемого Вадима Петровича опубликована тут с некоторой редакторской правкой РИ. Изменены неудачные места, в которых страдание выглядит смыслом и целью жизни христианина, согласно общей такой философии автора (подробнее здесь). Размышления его применимы к стоянию христианина в Истине в противостоянии силам зла, даже до смерти, как отказ от сохранения своей жизни ценою отступничества. В этом смысле это относится и к воинству. Однако страдание – не самоцель для христианина, тем более в миссию христолюбивого русского воинства добровольное склонение голов перед врагом не входит, у воинства другая профессиональная задача: сопротивление злу с оружием в руках для защиты от страданий своего народа, благополучия Отечества и наших святынь. Личное самопожертвование «за други своя» связано с этой миссией, но это не самоцель для воина и тем более для армии. Ведь Церковь всегда молится о победе и сохранении нашей армии, а не о ее «радостном» самозаклании. И память о павших воинах мы чтим за их жертвенную защиту добра, а не за их стремление к страданию с непротивлением злу. – МВН)

Как отпраздновать День памяти Иоанна Крестителя и поминовения павших воинов?

11 сентября в один день отмечается сразу три важных события для православных верующих. Во-первых, это день памяти святого Иоанна Крестителя. По преданию, в этот день он принял мученическую смерть в темнице царя Ирода. Во-вторых, с XVIII века 11 сентября стало, по повелению императрицы Екатерины Великой, днем поминовения всех православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. Такое решение было принято в 1769 году во время войны России с Турцией.

А в наше время было принято решение отмечать 11 сентября еще и государственный праздник – День воинской славы России. День этот был выбран потому, что в 1790 году во время следующей русско-турецкой войны русская эскадра под командованием Федора Ушакова одержала историческую победу над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

В этот день в храмах служат особые поминальные молебны об упокоении всех солдат, павших в боях за свою страну. А православные верующие поминают в молитвах наших покойных дедушек и бабушек, которые воевали или просто служили в армии. Иоанну Крестителю молятся также о здравии и благополучии всех воинов, которые служат в армии в наши дни. По церковному уставу в этот день полагается соблюдать строгий пост.

За что на самом деле лишился головы пророк?

Пророк Иоанн Креститель – самый чтимый святой после Девы Марии. О том, как он был обезглавлен за свою проповедь, рассказывают евангелисты Матфей и Марк. Но чтобы понять, за что на самом деле его лишили жизни, надо знать исторический контекст и понимать, что он угрожал власти книжников и фарисеев. Из-за его колоссального авторитета те могли потерять свое место духовных лидеров, свое влияние и народное уважение.

После того, как пророк и Передтеча Господень совершил Крещение Иисуса Христа в водах Иордана, он продолжал свою проповедь и призывал народ к покаянию. Среди прочего, он прилюдно обличил правителя Галилеи Ирода Антипу в том, что тот греховно сожительствует с Иродиадой – женой своего брата. За это обвинение Иоанн был схвачен и брошен в темницу.

Иродиада, люто ненавидевшая Крестителя, скоро добилась его казни. Она подговорила свою прекрасную дочь Саломею потребовать голову Крестителя в награду за знаменитый танец семи покрывал, который та исполняла перед правителем и его гостями. По преданию, Ирод был ошеломлен кровожадной просьбой юной Саломеи, но отступать от своего слова не стал. Ведь восхищенный искусством танцовщицы и возбужденный откровенным танцем, он уже прилюдно пообещал ей в награду все, что она пожелает.

«Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи для современного сознания предстает, наверное, не очень обычным, – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Как можно праздновать позорную казнь, гибель человека, которого просто зарубили в темнице? Ведь Иоанн Креститель – по слову Христа, самый великий пророк из пророков Ветхого Завета. Он возвестил пришествие Избавителя, Мессии, Сына Божия, фактически возвестил новую эру на земле, Новый Завет».

Он пользовался громадным почитанием в народе, до него более двухсот лет крупных пророков в Израиле не было. Все были в ожидании, даже думали, не Христос ли он. Когда его об этом спросили, он ответил, что он не Христос, что он не может даже назвать себя пророком. Но он голос, который говорит в людской пустыне: приготовьтесь, сейчас идет тот, кого все ждут, тот, у кого я не достоин даже развязать ремень на сандалиях».

И вот этот человек, пользовавшийся громадным уважением, почтением народа, был отвержен законоучителями, книжниками, фарисеями, то есть духовными лидерами народа, которые не стали принимать от него крещение.

«Иоанн Креститель потому и Креститель, что он призвал народ в знак своей полной греховности погрузиться в воду с головой, чего никогда не делали иудеи, – говорит Александр Копировский. – Так делали с язычниками, если они приходили и принимали иудейскую веру, оставляя прежнее поклонение многим языческим богам. Тогда они крестились, то есть буквально по славянскому переводу этого слова – были погружены в воду с головой (по-славянски, например, «крестися корабль» значит «корабль потонул»). Это было, действительно, знаком смерти для старой жизни и восстанием из воды уже в новом бытии, в этом был прообраз и христианского крещения».

«Иоанн Креститель, который возвестил и открыл народу Христа, был заточен в темницу, как бы сейчас сказали, по бытовому, уголовному делу – он оскорбил царское величество правдой. Но и тогда царь все равно не переставал его уважать и трепетать, и даже слушал его. Он признавал правду его речей: просто он не мог поступить по этой правде. Может быть, все со временем разрешилось бы благополучно, но конец жизни пророка в иудейском мире практически всегда был трагичным. Сердца и головы людей плохо вмещали Божественную истину».

И в данном случае произошло все, казалось бы, из-за примитивной женской зависти. Иродиада решила отомстить: ей, конечно, очень хотелось быть царицей, хоть и незаконной.

И она нашла повод, когда царю очень угодила ее дочь от первого брака, и в этом легком пьяном угаре царь сказал девочке: «Что хочешь, проси». Предполагали, что она может попросить наряды, золото, что-то еще. «Все тебе дам», «много дам».

Девочка решила спросить у мамы, что ей просить. Мать сказала: «Голову Иоанна Крестителя на блюде». И вот царь, сделав один шаг в сторону от закона, от справедливости, от правды, посадив Иоанна Крестителя в тюрьму, сделал второй, роковой шаг. Он вдруг решил выступить поборником собственного слова, что раз он сказал, то он так и сделает, и Предтеча был казнен.

Пророка убили, и голову женщина получила на блюде. Казалось бы, это верх ее торжества, но это оказалась вершиной торжества Иоанна Крестителя. Он продолжил линию смерти пророков, убитых за слово Божие, его смерть была прообразом смерти Христа, также казненного из-за зависти, из-за духовной ненависти, по духовному противлению, по дьявольской злобе, рассказывает Копировский.

Почему Иоанн Креститель стал образом воина?

​​​​​Как объяснил корреспонденту «МИР 24» профессор Копировский, в христианстве воин – это не тот, кто убивает врага, а тот, кто отдает свою жизнь, защищая истину. Причем, не свою относительную правду, и даже не правду своего народа или своей страны, а абсолютную, Божественную истину. Иоанн Креститель – смиренный аскет, подчинивший свое тело духу. Тем не менее, он смело, как настоящий воин, выступил против сильнейшего.

Настоящий воин не тогда герой, когда он побеждает равного, а когда он мужественно противостоит сильнейшему и побеждает, просто отдавая свою жизнь, но не отступив ни на шаг.

Однако, по словам профессора, поводом к тому, чтобы прославить Предтечу как небесного покровителя православного воинства, послужило событие, в общем-то, не очень значительное и в некотором смысле даже случайное.

Во второй половине XVIII века – 1769 году – во время очередной войны России и Турции кому-то из церковных иерархов пришло в голову, что нужно попросить помощи у Иоанна Предтечи. И царица Екатерина II, достаточно прохладно и спокойно относившаяся к вопросам веры, решила поддержать это начинание и подписала царский указ, по которому русские воины призывались к молитвам святому Иоанну Предтече в день усекновения его главы.

Вот эта парадоксальность решения, что молиться надо не воину-победителю (в Ветхом Завете есть такие святые, которые все время побеждали). Но обратились к образу Иоанна Крестителя, и увидели его как воина. И быть может, через эту историческую случайность открылась какая-то очень глубокая правда об образе Иоанна Предтечи – что настоящий христианин воинствует, восставая за правду даже против сильнейшего, даже ценой своей жизни, говорит Копировский.

«Было бы очень хорошо, если бы наши современные воины почитали все-таки в первую очередь тех, кто, как Иоанн Креститель, духовно противоборствовал неизмеримо сильнейшему и побеждал тем, что не отступал и являл Божью правду».

«Иногда мне кажется, что мы в истории христианства слишком увлекаемся образами победоносцев. Нам важно не забывать, что и Георгий Победоносец – тоже мученик», – говорит профессор Копировский.

Читать еще:  Мусульман подстрахуют: наличие свинины в мясной продукции можно будет быстро выявить

По его словам, этот святой прославился победой над духовным змеем прежде, нежели ему создали образ змееборца, освободителя города. Он так же, как Иоанн Предтеча, вынес поругания, пытки и был в конце концов усечен мечом. Но впоследствии православные начали почитать прежде всего образы победителей: Александр Невский, Дмитрий Донской, потом канонизация в 2001 году Федора Ушакова – флотоводца, не проигравшего ни одного сражения.

«Это какая-то другая тенденция, другая линия, как мне кажется, не такая глубокая, как связанная с образом Иоанна Крестителя. Поэтому было бы очень хорошо, если бы наши современные воинства по крайней мере в лучших своих представителях, в тех, кто задумывается о смысле жизни, о смысле защиты страны, о смысле боя за правду, чтобы они почитали все-таки в первую очередь тех, кто, как Иоанн Креститель, духовно противоборствовал неизмеримо сильнейшему и побеждал тем, что не отступал и являл Божью правду», – добавляет профессор.

Поминовение усопших воинов — 9 мая 2020 года

Воины, усопшие во время войн, были людьми, которые отдали свою жизнь за близких, родных, свободу своей страны. В 15 главе евангелиста Иоанна написано, что тот, кто душу свою отдаст за близких людей, тот исполнит волю Божью, ибо Иисус пошел на жертву ради человечества. Поминовение усопших воинов — традиция православной церкви, чтущей с любовью воинов, которые исполнили свой сыновний долг перед Родиной-матерью.

Возникновение традиции

В День Победы во всех православных церквях проводятся поминовения усопших воинов и мучеников, которые не вернулись с полей битв во второй Отечественной войне. Русское воинство постоянно получало укрепление духа через молитвы и иконы святых, которые оберегали их в тяжелое время лишений и боевых действий.

Вера, Отечество и народ были и есть святыми ценностями для русского воина, и, несмотря на гонения церкви, в годы войны русский патриархат во главе с митрополитом Сергием разделял все тяготы военных лет.

В церквях не только проводились богослужения, но и собирались средства и вещи в помощь воинам, сражавшимся на поле битвы. Танковая колонна имени Дмитрия Донского была сформирована на пожертвования, сделанные христианами в православных храмах.

Поминовение усопших в 2020 году будет проходить так же, как проходило в 2019 году, и будет проходить в 2021.

Установление традиции поминовения усопших 9 мая

В 1994 году, 4 декабря, Архиерейским собором Русской Православной Церкви была установлена традиция служить 9 мая поминовение всех павших в боях за Родину, народ и веру, а также всех замученных в концлагерях, умерших в плену.

Во время панихиды в храмах читается молитва.

Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылавши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овому же на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.

Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое.

Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч.

Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением.

Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачеством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их.

Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братии и сестер, плачущих о своих присных, — и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи!

Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена) воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.

Православная церковь во время войн никогда не оставляла свой народ, помогая ему утешением, молитвами и материальной помощью.

При раскопках могил воинов археологи не раз находили крестики и написанный от руки 90 Псалом, вложенный в комсомольский или партийный билет. Безусловно, в то время никто не афишировал помощи Бога. Однако, между воющими ходили легенды о том, как Библия спасла от пули, а те, кто уходил со словами «Боже, сохрани», всегда возвращались.

Читайте о поминовении усопших:

Случайные совпадения или Божьи проведения

  • 22 июня 1941 года в первый день начала Второй Отечественной войны, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, в православных храмах звучали богослужения в честь всех святых, почивающих в земле Руси.
  • Контрнаступления советских войск под Москвой началось 6 декабря, когда церковь отмечает день памяти Александра Невского.
  • В день почитания апостолов Петра и Павла, 12 июля в 1943 году войска русской армии пошли в наступление под Курском. Была выиграна битва на Курской дуге.
  • 4 ноября весь православный мир почитает Казанскую икону Богородицы. Именно в этот день в 1943 году был освобожден Киев.
  • Воскресение Господне в 1945 году выпало на 6 мая, в этот же день русская православная церковь поминает Георгия Победоносца. В 1945 году в этот день практически закончилась война. 9 мая было официальное подписание договора о капитуляции немцев.
  • В День Святой Троицы 24 июня Москва принимала первый парад Победы.

Ныне, когда прошло более 70 лет, как и раньше, благодарные потомки в молитвах поминают усопших во время войн и молятся за упокой их душ.

Роль Русской Церкви в Отечественной войне

Православная церковь во время войны принимала самое активной участие моральной, физической и духовной поддержке воинов и граждан, которые остались как в оккупации, так и в тылу.

Несмотря на то что в 40-е годы коммунисты запретили богослужения, многие священники были расстреляны или сосланы в Сибирь, в военное время Люди потянулись к Богу за помощью и правящая верхушка промолчала.

Митрополит Сергий собственноручно на машинке напечатал воззвание к священникам и пастве и распространил между людьми, передав пророческое послание о том, что победа будет за русскими. С этого времени уничтожение православия было приостановлено, священники возвращались из ссылок, прихожане потянулись в храмы. По разрешению Сталина был проведен Собор, на котором был избран Патриарх, им стал митрополит Сергий.

Батюшки служили не только в храмах, но и на передовой, с оружием и крестом в руках. Старшина Советской армии Лобачев, награжденный множеством орденов и медалей, окончивший войну в Праге, на самом деле был священником, будущим архимандритом Леонидом.

В звании майор закончил войну Извеков, который в будущем будет выбран Патриархом Московским и всея Руси. Православные знают его, как преподобный Пимен.

Многие воины, пережив ужасы войны, давали обет Богу и впоследствии становились священниками, посвящая жизнь Творцу.

Митрополит Калининский и Кашинский Алексий в войну был пулеметчиком. Диаконом в Киевском храме всю жизнь прослужил Крамаренко, кавалер орденов Славы трех ступеней. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Важно! При поминовении воинов священнослужители с особым почитают о святом Луке, который в войну был священником и хирургом.

Помощь православных верующих

  • служили в госпиталях;
  • помогали ухаживать за ранеными;
  • утешали тех молитвой и теплотой души;
  • ободряли инвалидов.

Семьи воинов, воюющих на фронте, были под особой опекой православной церкви. В храмах постоянно собирались посылки для детей-сирот.

Во время великой беды народ и церковь были едины. В дни празднования дня Победы нельзя не помянуть тихого молитвенника иеросхимонаха Серафима Вырицкого, который много часов проводил в молитвах за русский народ. Прося у Бога победу.

Важно! Людская память не забывает об усопших военных, которые пали в борьбе за свободу России. В этом сила Святой Руси и ее непобедимость.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector