0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ислам в Сибири

Историки связывают проникновение в Сибирский улус ислама после того, как Узбек-ханом была предпринята религиозная реформа, в результате которой в 1312 году Ислам стал государственной религией Золотой Орды. Ученые утверждают, что датой начала распространения в Сибири ислама следует считать 1394-1395 годы, когда среди язычников начали появляться первые мусульманские миссионеры с целью проповедования истинной веры.

В дальнейшем с конца пятнадцатого по начало шестнадцатого века распространение религии ислама связывают с политикой Мухаммада Шейбани-хана, а также этому способствовали контакты с Ногайской ордой и Казанским ханством. Когда же Казанское ханство было разгромлено в 1552 году, хан Кучум пригласил казанских мулл в Сибирское ханство, чтобы они распространяли в нем ислам среди сибирских татар, поскольку до этого татары Сибири были мало затронуты мусульманским влиянием. В 1570-х года, по наиболее распространенному мнению ученых, Кучум ввел Ислам в качестве официальной религии в Сибирском ханстве. Сибирское ханство во время правления Кучума имело значительную часть племен, которые восприняли новую религию – это были тюркоязычные племена, но основная часть населения Сибирского ханства проповедовали шаманизм в качестве традиционной религии.

Исламская религия и культура оказали сильное влияние на духовную жизнь татар Сибири, что положило начало поворотному моменту в жизни местного населения: для мусульманской общины открылись новые пути, и ислам сыграл значительную роль для укрепления государства татар Сибири и способствовал тому, что местное население постепенно отказалось от архаической религии тенгрианства.

О необходимости изучения ислама

Почти всю жизнь я посвятил изучению ислама — практически любая моя деятельность связана с этой религией. Все началось с бакалаврской работы об истории мусульман на Урале, которые являются второй по численности конфессиональной группой на этой территории. Занимаясь научной деятельностью, я хотел убрать имеющийся в СМИ негатив, связанный с исламом, напомнить о красоте этой цивилизации и выдающихся ее представителях.

Да, сегодня в регион приезжает немало мигрантов из стран Центральной Азии, и у многих сложилось впечатление, что ислам — «религия приезжих». Но это не так. Просто надо понять, что они не «понаехали», а живут здесь уже сотни лет.

Мигрантофобия имеет тенденцию перерастать в исламофобию. Именно этой нетерпимостью к мусульманам пользуются различные террористические организации, одна из целей которых — рассорить людей по религиозному признаку.

Наука для меня уже давно перешла в просветительскую работу — вместе с коллегами из Центра этноконфессиональных исследований я читаю лекции и участвую в организации конференций, направленных на профилактику экстремизма и противодействие идеологии терроризма. Это работа проводится как среди мусульман, так и среди чиновников и самых разных категорий жителей нашего региона.

Ислам на Урале: история и современность

В г. Екатеринбурге 14 ноября 2018 года проходит II межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Ислам на Урале: история, современность, вызовы».

Конференция проходит в Доме офицеров Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 27).

На конференции планируется обсудить следующий круг вопросов:
  • История и современное состояние ислама на Среднем Урале
  • Перспективные направления развития государственно-исламских отношений в России и на Среднем Урале
  • Межконфессиональный диалог и социальное служение с участием мусульманского сообщества (уммы)
  • Развитие институтов традиционного ислама:халяль-индустрия, вакф (отчуждаемое имущество в целях социального служения) и др.
  • Роль мусульманского сообщества (уммы) в противодействии экстремизму и идеологии терроризма

В Конференции примут участие известные специалисты в области исламоведения, теологии, религиоведения и других областей научного знания из разных регионов России и стран ближнего зарубежья,имамы и председатели местных мусульманских религиозных организаций регионов Поволжья, Урала и Сибири, руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенныхна территории Свердловской области, представители Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Главного управления Министерства внутренних дел Россиипо Свердловской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Свердловской области.

Читать еще:  Число лютеран мира составляет почти 66 миллионов человек

Время работы конференции с 10.00 до 16.00, регистрация участников с 09.00.

Для участия в конференции до 5 ноября 2018 года необходимо представить:

– Заявку с указанием Ф.И.О., места работы и должности, ученой степени и звания, темы доклада, электронной почты, номера мобильного телефона (Приложение 1).

Тексты докладов объемом до 0,25 печатных листов (до 10 000 знаков). Материалы конференции будут опубликованы после научно-практического форума и размещены в РИНЦ. Правила оформления докладов прилагаются (Приложение 2).Возможно заочное участие и публикация материалов. Оргкомитет оставляет за собой право не принимать к рассмотрениюзаявки и материалы, оформленные не по стандарту и не соответствующие тематике конференции.

Рабочий язык конференции: русский.
Участие в Конференции бесплатное.

Участники конференции будут обеспечены необходимым техническим сопровождением выступлений. Заказ, приобретение проездных билетов в Екатеринбург и обратно обеспечиваются направляющими организациями.

Заявки и тексты докладов принимаются по адресу:

– Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Тверитина, д. 38, корп. 2, оф. 3 Уральская ассоциация «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма».

Координаторы конференции:

Старостин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент

тел.: +7 9122642338

Айдар Ильдусович Мухаматнуров,управляющий делами ЦРО «Региональное Духовное управление мусульман Свердловской области в составе Центрального Духовного управления мусульман России»

Кто такой Мухаммад?

Это простой человек, который вел благочестивый образ жизни. Он проживал в городе Мекка, который расположен на Аравийском полуострове.

Мальчик был сиротой. Его родители Абдаллах и Амина умерли, когда он был совсем мал. Воспитанием занимался дед — Абд аль Мутталиба. Когда ребенок подрос, то за его воспитание взялись другие мужчины семьи. Больше всего и дядя — Абу Талеба.

Мухаммад по-своему веровал в то, что Бог един. Парень был честным, очень справедливым, решительным, всегда приходил на помощь людям.

Когда мужчине исполнилось 40 лет, то к нему явился ангел божий с провидением. Он сказал, что Мухаммад теперь будет посланником к людям от Бога. Мужчина воспринял эту весть с удивлением и очень переживал, что не достоин такой чести.

Заключение

Хотя современный ислам стал синонимом терроризма, джихада и немотивированной жестокости, раньше приверженцы этой религии брали в руки меч для защиты, а не для нападения. Богатейшее культурное наследие, произведения зодчих, писателей, поэтов-исламистов, вдохновленных своими верованиями, позволяют увидеть в исламе красоту и силу.

Вобрав в себя основные черты буддизма, иудаизма, христианства, ислам является процветающей монотеистической религией.

Первые адепты

Когда распадаются старые связи, а новые ещё не созданы, люди теряют себя. Кто-то весело и бездумно прожигает жизнь, кто-то погружается в пучину отчаяния, чувствуя себя ненужным на этом сумасшедшем празднике.

В такое время, время разброда и шатаний, пришёл со своей проповедью Христос. В такое же время, шесть веков спустя, на улицы Мекки вышел Мухаммад. Неграмотному бывшему погонщику удалось сделать невероятное. Строки Корана оказывали потрясающее действие на тех, кто слышал их. Сказывались не только смысл, но и сама магия звучания арабского языка. Именно в священной книге он достиг по-настоящему волшебной выразительности. Чтение Корана вслух оказывает глубокое воздействие даже на тех, кто не знает арабского. Что же говорить о тех, для кого этот язык родной!

Уже в первые годы своей проповеди Мухаммад привлёк множество новообращённых. Это были молодые, ещё не ставшие циниками и прагматиками мужчины, женщины, рабы, малоимущие. Все эти группы находились на социальном дне тогдашнего общества и остро чувствовали всю его несправедливость. Но оказалось, что недовольных существующим положением гораздо больше, чем кажется: они встречались даже среди внешне благополучных людей. Лишь только верхушка — наиболее знатные и богатые люди Мекки были настроены резко против проповедей Пророка — ведь они ставили под сомнение то положение дел, которое устраивало «лучших людей». Однако, пока Мухаммад не переходил определённые границы, у них не было повода объявить на него гонения.

Мусульманство в России

В отличие от Западной Европы, Россия практически никогда не была втянута в религиозные конфликты. Но печальные события последних десятилетий требуют учета особенностей жизни представителей разных конфессий.

В России насчитывается 30 млн. мусульман, что составляет около 20% от общего населения. И рост продолжается. Наблюдается увеличение численности мусульман в Осетии, где ведущей религией всегда было христианство. В 2016 году число мусульман превысило 15%. Статистика мусульман в России (по регионам):

Читать еще:  Хамид Карзай попросил пакистанских улемов пожалеть Афганистан

Цифры приведены без учета мусульман, приезжающих на заработки в Россию из ближнего зарубежья.

К счастью разногласий у граждан РФ на религиозной почве практически не бывает. Недоразумения, связанные с исполнением мусульманами ритуала жертвоприношения в праздник Рамазан или споры о ношении девушками хиджаба, разрешаются на бытовом уровне. А присутствие в стране большого количества мусульман из ближнего зарубежья пока поддается контролю со стороны властных структур и национальных диаспор, которые следят за тем, как живут их земляки. Важны два других вопроса:

  1. Мусульмане в армии уже сегодня составляют почти 1/3 личного состава. Статистика мусульман показывает, что цифра будет увеличиваться. Но если верующий христианин может посетить церковь, часовню, пообщаться со священнослужителем, то военнослужащий мусульманин такой возможности лишен.
  2. Все чаще СМИ сообщают об активизации деятельности некоторой части мусульманства (печально известные ваххабиты), направленной на привлечение российской молодежи для выполнения известных задач. Отсюда порой и рождается ответ на вопрос, почему у многих людей понятие террорист и мусульманин является звеньями одной цепи.

Предварительное расписание рейсов на ноябрь 2020 года

Путешественников сразу предупредили о том, что число рейсов будет строго ограничено. По сербскому направлению полеты будут совершаться дважды в неделю, причем авиасообщение наладят только из российской столицы до Белграда.

Ровно на такое же количество вылетов могут рассчитывать все те, кто собирался полететь на Кубу, причем тут стартовая точка — Москва — остается идентичной, а вот конечные отличаются. Здесь есть 2 варианта:

  • Санта-Клара;
  • Кайо-Коко.

В случае с японским маршрутом, отпускники могут рассчитывать на 3 рейса в неделю, причем один из них будет осуществляться не из Москвы, а из Владивостока.

Изначально в страну Восходящего солнца авиарейсы исполняли две компании — S7 и отечественный гигант авиационных пассажирских перевозок «Аэрофлот». В S7 сообщили, что уже готовы восстановить следование по пути Владивосток-Токио.

Чтобы добавить в список сразу 3 страны, властям пришлось подождать, пока они станут соответствовать ряду критериев. Во всех перечисленных случаях число инфицированных составляло меньше 40 граждан на 100 тыс. населения. Показатель по суточному приросту оставался относительно скромным, даже не достигая 1%. В рамках предельно допустимой нормы сохранялся и показатель по распространению коронавируса — он тоже был меньше единицы.

Станет ли Россия мусульманской страной?

Мусульмане молятся в Москве во время Курбан-байрама (Ид аль-Адха), праздника, отмечающего окончание хаджа в Мекку.

Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане » , – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.

Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.

В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.

Сомнительный прогноз

Вид с воздуха на молитву вокруг Московской соборной мечети во время Курбан-байрама.

«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей. У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы » .

Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно » . С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.

«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит », – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.

Читать еще:  Как поднять свой первый капитал в онлайн казино Вулкан?

С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских » .

Откуда пришли мусульмане?

«Взятие Казани Иваном Грозным», картина Григория Угрюмова.

Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.

Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.

Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками. Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг. Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.

От войны к принятию

Мужчина молится в мечети Аль-Марджани, Казань.

В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.

«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей » , – пишет «Кавказский узел » . Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.

В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины. Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.

Разрозненные и умеренные

Молитва у мечети Кул-Шариф (Казань) во время Ураза-байрама, праздника, посвященного окончанию поста в священный месяц Рамадан.

В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров. Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.

Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.

«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь » , – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе » : отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.

В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого » подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector