1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Просим открыть Кремль на Пасху

К марту 1918 г. вокруг Петрограда сложилась угрожающая военно-политическая обстановка. В этих условиях был разработан секретный план переезда cоветского правительства в Москву. Вечером 11 марта в обстоятельствах строгой конспирации В.И. Ленин вместе с ближайшими соратниками покидает Смольный. и вскоре поезд увозит их в Москву.

Естественным, да пожалуй, и единственным местом размещения правительства мог быть только Московский Кремль. Ленин по приезде в Москву после небольшого отдыха в гостинице «Националь», где ему предстояло прожить несколько дней, вечером 12 марта в сопровождении В.Д. Бонч-Бруевича отправился в Кремль на автомобиле через Троицкие ворота. Ильич проявил неподдельный интерес к кремлевской истории: стены, башни, памятники, площади, храмы, монастыри. Не забудем, что в свои неполные 50 лет у него не было возможности просто побывать в Кремле.

В первые месяцы жизнь новых кремлевских обитателей — чиновников центральных советских учреждений и лиц, их обслуживавших, обустраивалась на фоне казавшейся им анахронизмом — неспешной церковно-религиозной жизни. На тот момент в Кремле продолжали действовать несколько десятков соборов, храмов, монастырей, церковных учреждений. Обычным делом были церковный звон, крестные ходы и процессии, монахи и монашки, озабоченно снующие по своим делам вдоль правительственных учреждений, толпы богомольцев, устремлявшихся на церковные службы. Не забудем про десятки священников и иерархов, которые жили в церковных домах и гостиницах.

Идиллия не могла продолжаться вечно: интересы безопасности правительства и потребности Церкви сталкивались. Со второй половины 1918 г., а особенно после резкого антисоветского послания патриарха Тихона Совнаркому к первой годовщине Октября, меры ограничения церковной жизни в Кремле ужесточаются: церковные люди десятками выселяются, закрывается часть храмов и монастырей, сокращается число разрешений на проведение публичных богослужений, национализируется церковное имущество. В конце концов, у большевиков победило мнение, что в виду сосредоточения в Кремле всех высших учреждений советской власти храмы надо закрыть как культовые здания и превратить их в музеи церковной старины.

Но бороться с главными православными праздниками власти еще не рисковали. Приходилось находить некий ситуативный компромисс со сложившейся традицией. Документы о пасхальных торжествах в Кремле, отложившиеся в фондах РГАСПИ и ГА РФ, рассказывают об этой малоизвестной странице ранней советской истории.

Остаемся дома, потому что забота о ближних — главное в христианстве

Надо сказать, что, несмотря на всю сложность эпидемиологической ситуации, власти проявили лояльность к тем верующим, которые пришли в храмы.

Как удалось выяснить ФАН, в некоторых московских храмах на пасхальную службу пришли десятки прихожан, и священники не могли не пустить их. Тем не менее по состоянию на утро 19 апреля неизвестно о случаях задержания верующих на улицах и наложения на них штрафов за нарушение режима самоизоляции.

18 апреля глава синодального отдела Московской патриархии по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда обратился с завуалированным посланием к полиции проявлять мягкость к тем верующим, кто все же пойдет в храмы. По его словам, он понимает, но не принимает такую позицию верующих, среди которых есть и его хорошие знакомые. Легойда призвал избегать категорических суждений и не называть грехом посещение храмов, несмотря на призыв патриарха Кирилла.

ФАН узнал у нескольких православных верующих, как они встретили Пасху дома и почему приняли такое решение.

«Мы встретили Пасху в семейном кругу, смотрели трансляцию богослужения по телевизору. Я считаю, что это совершенно правильное решение», — рассказал Федеральному агентству новостей известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко.

По его словам, хотя Пасха и имеет очень большое значение для верующих, но в нынешней ситуации идти в храм — значит, подвергать себя и близких опасности.

«На мой взгляд, главное в христианстве — любовь. А она включает и заботу о ближних, и ответственное человеческое поведение», — пояснил собеседник ФАН.

Среди знакомых Лукьяненко много тех, кто расстроен тем, что в Москве принято решение не допускать прихожан в храмы.

«Наверно, в храме радость пасхального праздника была бы более полной. Но вся обстановка такова, что мы все сейчас скованы — и верующие, и неверующие. Ничего тут ужасного нет: мне кажется, отказ от участия в праздничном богослужении надо принимать как определенное испытание. Для кого-то из верующих эта ситуация — возможно, повод смирить гордыню», — предположил писатель.

Он рассказал о своем отношении к идее поставить зажженные свечи у окон в пасхальную ночь.

«Это, конечно, не главное. Дело не во внешних обрядовых вещах, но с другой стороны, возможно, кому-то свет свечи в нашем окне добавили тепла и спокойствия. Но перед сном мы все потушили, дабы не создать пожароопасной ситуации», — заключил собеседник ФАН.

Сжигали «попов»

Плакат художника Михаила Черемных «Пасхальное яичко», 1920Чёткого запрета на празднование Пасхи, надо заметить, не было. Даже на съезде партии большевики замечали, что чересчур грубые методы антирелигиозной борьбы только затрудняют «освобождение масс от предрассудков».

Читать еще:  Библейские образы Марка Шагала увидят москвичи

Прямых препятствий верующим обычно не чинили, но старались создать неприятную психологическую атмосферу. Вместо обычной Пасхи предлагалась альтернативная — «красная», или «комсомольская». Это мероприятие включало митинги, антирелигиозные выступления и даже своеобразные карнавалы с факельным шествием и сжиганием чучела попа. Правда, такие «пасхи» продержались недолго — все это выглядело слишком абсурдно.

Да и сила традиции была велика. Власти предпочитали всё же не усердствовать чрезмерно в насаждении атеизма. Скажем, ещё в 1921 году в Петрограде многие предпочли крестный ход первомайской демонстрации. Люди продолжали употреблять «культовые продукты», к праздникам прибирались в домах, а многие ходили в храмы просто послушать хор.

Православная Пасха

Православные христиане отмечают Пасху по Юлианскому календарю или старому стилю. Этот календарь, принятый в Европе до перехода на Григорианский календарь, введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э., или 708 г. от основания Рима. Православные, как и католики, верят в то, что Иисус воскрес на третий день после распятия, и именно это событие стало главным для человечества. Верующие красят яйца в знак того, что яйцо — символ жизни. Пекут пасхальные куличи, которые вместе с яйцами святят в храме.

Самая веселая традиция — христосоваться яйцами, по очереди ударяя яйцом о яйцо со словами: «Христос Воскрес!». Тот, чье яйцо бьют, должен ответить: «Воистину Воскрес!». Существует поверье: чем больше яиц побить в то время как «свое» останется целым, тем больше будет сопутствовать удача и крепче будет здоровье.

Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом относят в алтарь Плащаницу (полотно с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа).Ее кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

После ритуала отодвигается завеса, находящийся за Царскими вратами (главные врата иконостаса в православном храме, которые ведут в алтарную часть храма и символизируют рай), и батюшка поет стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В полночь священник с прихожанами обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры под колокольный звон. Такой крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, трезвон прекращается и трижды поется: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». Затем произносятся стихи древнего пророчества святого Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…». Утром, после всенощной службы в церкви священник освящает водой принесенную еду в корзинках. После этого можно разговляться праздничными блюдами, отмечая Светлое Христово Воскресение.

Iakov Filimonov/shutterstock

Каждый регион привносит в обычаи что-то свое, но мы постарались рассказать тебе о ключевых, а ты в комментариях можешь рассказать о твоих семейных традициях.

Дата празднования католической Пасхи в 2019 году

Католики и православные верующие кроме того празднует этот важный день, также в разные даты. Так как ещё в XVI столетии появились разные способы ее определения, в связи с введением григорианского календаря. Предложил новый календарь католиком священник Христофор Клавиус, а Папа Римский Григорий XIII принял его, и с 1582 католики пользуются именно григорианским календарем. Православная же церковь нововведение не одобрила и продолжила пользоваться Юлианским календарем.

Григорианский календарь в России был принят только после событий 1918 года. При этом лишь на государственном уровне, церковь по-прежнему использует Юлианский календарь. Пасха у католиков и православных время от времени совпадает , но это происходит крайне редко. Как правило католическая Пасха опережает православную. В 2019 году дата ее празднования приходится на 21 апреля.

Читать еще:  В России началась масленица

5 фактов о Пасхе — история и традиции

Для христиан Пасха – праздник Воскресения Иисуса Христа. Это, пожалуй, наиболее важная дата в религиозном календаре, знаменующая окончание 40-дневного поста, периода воздержания и размышлений. День сулит победу над смертью, новую жизнь и прощение грехов.

Первое упоминание о праздновании Пасхи датируется вторым веком, хотя вполне вероятно, что христиане отмечали Воскресение Христово ещё раньше.

На сегодня в мире существует большое разнообразие традиций, порождённых этим церковным праздником – от ведьминских выпрашиваний «жизнь или кошелёк» в Швеции до сжигания чучела Иуды Искариота в Венесуэле.

Пять интересных фактов о Пасхе:

1. Существует несколько теорий о происхождении названия Пасхи

Paper boat creative / getty images

Существует несколько теорий, объясняющих происхождение самого слова «Пасха». По одной теории, название праздника происходит от еврейского слова «песах», то есть еврейской Пасхи, которая посвящена истории избавления Израиля от египетского рабства. Эта легенда воспринимается прообразом и аналогом освобождения человечества от грехов благодаря страданиям, смерти и воскрешению Иисуса Христа. По православной теории считается, что слово «пасха» берет свое начало от древнегреческого слова «пасхо”, что буквально означает «страдать». Так, идея и смысл праздника сводится к страданиям и смерти Иисуса, которого распяли вскоре после того как он прибыл в Иерусалим, чтобы отпраздновать Песах.

Английский вариант Easter (Пасха) происходит от имени англо-саксонской богини весны и новой жизни Эостра (Eostre).
Некоторые исследователи связывают название праздника с латинской фразой «hebdomada alba», что означает «белая неделя». Согласно традиции, крещение новых христиан проводили на Пасху, а носить при этом следовало белые одежды. Фраза превратилась в «eostarum» на старом верхненемецком языке, став «Ostern» на современном немецком и «Easter» на английском. По-французски «Paques», по-испански «Pascua», а на голландском «Pasen».

2. Пасха всегда была связана с Луной

Mkotera555 / getty

Так как еврейское летоисчисление основано на лунных циклах, Пасха приходится на 14 нисана, 14-й день первого весеннего месяца. Христиане в Малой Азии праздновали воскрешение Христа 16 нисана, помня, что 14 нисана его распяли. Но это означало, что Пасха может выпадать на любой день недели. А христиане на Западе отмечали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана.

В 325 году римский император Константин I собрал епископов со всей империи на Никейском соборе, чтобы разрешить эту и другие дискуссии, бушевавшие в ранней церкви. Совет решил, что Пасху будут отмечать в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

3. Из-за Пасхи мы используем григорианский календарь

Hulton archive / getty

В 16-м веке богословы поняли, что юлианский календарь Римской империи синхронизирован с солнечным годом и Пасха приходилась дальше от весеннего равноденствия. В попытке сократить этот пробел папа Григорий XIII ввел григорианский календарь. Но протестанты в Европе решительно настроились против перемен. Англия приняла григорианский календарь в 1752. В тот день страна «перескочила» на 11 дней вперёд со среды 2 сентября на четверг 14 сентября. Григорианский календарь по сей день сохраняет наибольшую популярность.

Православная церковь не отступает от юлианского календаря, вычисляя даты религиозных праздников. Поэтому в нынешнем году большая часть западного мира отметила Пасху 5 апреля, а православные христиане сделают это 12 апреля.

4. Пилигримы презирали пасхальные торжества

Boston Globe / Getty Images

Христианство в колониях Новой Англии очень отличалось от верований в современной Америке. Пуритане презирали такие религиозные праздники как Пасха и Рождество, утверждая, что они имеют языческие корни и лишены библейского основания. В колонии Массачусетского залива рождественские празднества были вне закона с 1659 по 1681. нарушение этих запретов влекло по тогдашним маркам здоровенный штраф в размере пяти шиллингов.

Некоторые христианские конфессии по-прежнему настороженно относятся к религиозным праздникам. Свидетели Иеговы и другие организации запрещают своим членам отмечать Пасху.

5. Пасхальный заяц и другие традиции

Jaime reina / Getty Images

Христиане во всём мире придумали множество интересных способов, как отметить этот праздник. В Америке Пасха не обходится без пасхального кролика и красочной корзины с яйцами. В Швеции девочки наряжаются в ведьм и ходят от дома к дому, выпрашивая угощения (похоже на Хэллоуин). В некоторых частях Латинской Америки и Греции христиане сжигают чучела Иуды, ученика, который предал Иисуса. Хотя в Венесуэле в прошлом году по этому случаю сожгли чучело президента страны Николаса Мадуро. Бермудские христиане в Страстную пятницу запускают ярких воздушных змеев, что символизирует вознесение Христа на небеса.

В Испании проводят ночные шествия. Процессии организовывают местные религиозные братства. Участники – грешники – несут кресты и религиозные иконы по улицам, разыгрывая пасхальную историю. По многовековой традиции, кающиеся надевают длинные плащи и «capirotes» или высокие остроконечные капюшоны, чтобы соседи не могли распознать личность грешника за маской.

Читать еще:  Православные христиане отмечают праздник Введения Богородицы во храм

Как Пасху отмечали дворяне, крестьяне и церковнослужители и что дарили друг другу на праздник

Пока петербуржцы ходили по пасхальным ярмаркам и балаганам, крестьяне устраивали свои — деревенские гуляния. Там они бились яйцами, окрашенными в красный, — основной пасхальный цвет. И у детей, и у взрослых была популярна сейчас уже забытая, а тогда традиционная игра в катание яиц: огораживалась небольшая территория с выложенными яйцами, под углом ставили желобок и с него катали яйцо игрока — каких яиц коснется яйцо игрока, те он и забирает. В другой вариации яйцо игрока должно было достичь определенной зоны [игрового поля].

Во многих местах у крестьян был обычай христосоваться с мертвецами: после пасхальной службы люди шли на кладбище и, обращаясь к могилам своих родных, говорили: «Христос воскресе!». Предполагалось, что мертвые слышат это пасхальное приветствие и даже могут на него ответить.

Церковнослужители в праздничных гуляниях, как правило, не участвовали: и положение не позволяло, и занятость была большая. Во время Пасхальной недели они могли служить молебны в частных домах, за что их одаривали разными угощениями и деньгами.

Дворяне тоже посещали и церковные службы, и гуляния. При этом на Пасху было принято устраивать званые обеды, а во время Пасхальной недели — делать визиты. Среди пасхальных подарков, которые делали друг другу богатые и знатные люди, особое место занимали «модели» пасхальных яиц, сделанные, как правило, из фарфора.

Продолжением именно этой традиции были яйца, изготавливаемые фирмой Карла Фаберже для императорской семьи при Александре III и Николае II (всего для царской семьи изготовлено 54 экземпляра — прим. «Бумаги»).

История праздника

Праздник Пасхи установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, являющегося центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. Но мало кто знает, что прообразом Пасхи христианской стала ветхозаветная Пасха, которая отмечалась в память исхода еврейского народа из 400-летнего египетского рабства.

Согласно писанию, в ночь, которая должна была стать решающей, все семейство должно было есть заколотого ягненка с пресным хлебом и горькими травами:

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд… И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши». (Исход 12: 11-14)

Этот праздник получил название Песах и стал символом того, что Ангел смерти миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.

В Новом завете название праздника приобрело новое толкование – освобождение от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса. Сын Божий принес себя в жертву и тем самым занял место ветхозаветного пасхального агнца.

После того, как Иисус Христос умер, его тело перенесли в пещеру и завалили вход огромным камнем. Через день туда пришли женщины, чтобы возлить на его тело миро, но увидели, что пещера пуста. На земле лежала только пелена, в которую было завернуто тело Христа. Ангел, который явился в пещере, сказал, что Христос воскрес из мертвых.

Почему католики и православные празднуют в разные дни?

Восточные и западные христиане используют разные календари и разные пасхалии — методики расчета Пасхи — так что она чаще всего выпадает на разные числа. Иногда католики и протестанты отмечают Пасху на месяц раньше православных.

С 1054 года христианская церковь разделилась на католическую и православную, но еще пять веков христиане продолжали встречать Пасху одновременно. Но в 1582 году римский папа повелел перейти на новый календарь — григорианский, а православная церковь продолжила пользоваться юлианским календарем. После этого дата празднования Пасхи у католиков и православных перестала совпадать.

Тем не менее, раз в несколько лет католическая и православная Пасха празднуются в один день. Так происходит, когда православная Пасха смещается после полнолуния, падающего на субботу или воскресенье — пасхалии западных христиан не учитывают этого момента.

В предыдущий раз дата Пасхи совпала в 2017 году — весь христианский мир отмечал ее 16 апреля.

Пасхальная служба в Храме Христа Спасителя. 2018 год. Фото: Reuters

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector