5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дагестанские кланы консолидируются уже в; священной; войне против варягов

Содержание

«Дагестанские кланы консолидируются уже в «священной» войне против варягов»

«Idel.Реалии» писали о том, как видят местные жители ситуацию с распространением коронавирусной инфекции. Как отмечалось собеседниками, положение в республике сложное. Это признали и власти в центре, которые решили проверить дагестанский Минздрав, а также направить в республику группу специалистов и техники для масштабной дезинфекции. Некоторые из опрошенных «Idel.Реалии» тогда резко высказались о тандеме «Здунов-Васильев». На сей раз мы поговорили с общественником и журналистом из Дагестана Рашидом Гаруновым.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

—​ Как вы оцениваете ситуацию в Дагестане с распространением коронавирусной инфекции? Как соотносятся официальные данные с вашим личным восприятием ситуации?

— Официальные данные, если умножить на 20, думаю, картина будет более-менее реальная.

Согласно данным Роспотребнадзора России, на 21 мая 2020 в Республике Дагестан зафиксировано 3 746 подтвержденных случаев заражения коронавирусом Covid-19. 41 человек скончался. Полное излечение от вируса на сегодня зафиксировано у 2 489 человек. Уровень летальности составляет: 1.09%.

Коронавирус в Дагестане: «Здунов — вообще ноль, потерялся!»

—​ Вы проживаете в Хасавюрте. Предыдущий наш собеседник из этого города рассказала, что чуть ли не в каждой семье есть больные и врачи просто не успевают оказывать помощь всем. Она также отметила, что приходится покупать лекарства, которых достать можно в соседних республиках. На ваш взгляд, все так?

— Больных много, но утвердительно сказать, что чуть ли в каждой семье есть зараженные — это слишком. Многие болеют или переболели в легкой форме, занимаясь самолечением или вовсе не лечась.

Лекарства ищут везде, в местных аптеках всё подорожало (говорят, сейчас проверяют аптеки и цены начали нормализоваться).

Коронавирус или пневмония: игры со статистикой в российских регионах

О том, что официальные данные по больным занижены говорят многие жители Дагестана. Президент футбольного клуба «Анжи» Осман Кадиев в интервью изданию SPORT24 также указывал на это. При этом он добавил:

«Видимо, у нас в Дагестане руководители не соответствуют своим должностям. Может, думают варяги, что чем больше этих дагестанцев умрет, тем лучше: меньше критиковать будут. Сколько мы можем это терпеть?»

После признания факта смерти большого количества врачей и других медработников в республике, из Москвы дагестанских властей начали критиковать СМИ, а федеральные власти заговорили о проверках в дагестанском Минздраве. Сложилось ощущение, что в целом создаваемый удовлетворительный информационный фон по стране был нарушен резко контрастирующими сообщениями из Дагестана. В чем вы видите причину этого? В Дагестане сильно гражданское общество или случаев заболевания настолько много, что невозможно было скрыть информацию?

— Действительно много и случаев заболевания, но власти почему-то начали делить их на больных коронавирусом и больных пневмонией. Больше заболевших и умерших среди больных пневмонией, но они как бы не имели отношение к пандемии. Хотя на самом деле сами врачи признавали, что осложнение коронавируса приводит к пневмонии. Дело тут еще в том, что статистику больных Covid-19 и больных пневмонией ведут разные организации — Роспетребнадзор и Минздрав.

Слишком бросалась в глаза разница между официальной статистикой и тем, что происходит на самом деле. Общественники и все неравнодушные начали бить тревогу, писать в Москву, подключились заинтересованные политические клановые группы. Гражданское общество (отдельные граждане, блогеры, общественники, журналисты) проявили себя с лучшей стороны на фоне растерявшихся чиновников. Положением воспользовались политические и клановые группы.

«Кто это такой? У нас три миллиона дагестанцев!» Реакция соцсетей на Артёма Здунова

Как сообщает дагестанская газета «Черновик», супруга муфтия Дагестана Айна Гамзатова раскритиковала главу Дагестана Владимира Васильева, обвинив его в перекладывании ответсвенности за ситуацию с заболевшими коронавирусом на Муфтият республики.​

«Вы пытаетесь переложить всю ответственность на Муфтият и сказать, что люди заболели в Республике от того, что посетили пятничный намаз, в начале периода самоизоляции. Сколько же можно повторять одно и то же? Представляете, только одну центральную мечеть в обычное время посещают 15 000 прихожан. В ту пятницу в мечети не было даже тысячи человек», — цитирует Гамзатову издание.​

Ранее, 18 мая, во время совещания Владимир Васильев заявил «не сразу, но нам удалось убедить людей отказаться от массовых молитв, пятничных молитв в том числе». «Это шло не сразу, последовательно», — подчеркнул региональный глава. Обращаясь к президенту Владимиру Путину, он также сказал: «Сегодня, и очень хорошо, Владимир Владимирович, что в нашем разговоре присутствует Ахмад-хаджи (муфтий Дагестана — примечание редакции), наш муфтий, есть о чём подумать и, самое главное, сделать выводы».

3 апреля, Владимир Васильев, рассказывая на телеканале «Россия 1» о мерах, предпринимаемых для борьбы с коронавирусом, поблагодарил муфтия Дагестана за своевременное заявление о том, чтобы верующие молились дома и не собирались в мечетях, добавив при этом, что, несмотря на это в джума-мечети Махачкалы в пятницу собралось около тысячи мусульман, а в Кизилюрте — около трёх тысяч верующих. Васильев даже пригрозил тем, кто, по его словам, «это допустил» и обратился напрямую к мусульманам: «Но и вы тоже возьмите на себя ответственность. Зачем вы приходите в мечеть. Вы лучше меня знаете, что мечеть — это тот коврик, где вы можете молиться. Уже сказал муфтий. Зачем вы это делаете? Да, те, кто это допустил, понесут уголовную ответственность. Если кто-то умрёт и будет доказана связь. Но зачем до этого доводить?», —​ приводит его слова издание «Кавказский узел».

Поволжье наступает на Северный Кавказ: промахи Москвы, чиновники и юг федерации

—​ В сети можно до сих пор встретить людей из Дагестана, которые отрицают коронавирус. Как вы считаете, почему такие люди до сих пор есть, если подтвержденных случаев много, не говоря уже о тех, кто не тестировался, но имеет типичные симптомы?

— Действительно, есть такие, кто отрицает эту болезнь, но их намного меньше, чем было в апреле.

Как известно, в Дагестане ведущие посты занимают люди, которых Москва направила из центра, Татарстана и других регионов. В этой связи среди населения слышны упрёки, что ситуация в республике не усугубилась бы, если бы руководили субъектом местные?

— В Дагестане, действительно, и больных много, но есть и политические силы, которые хотят воспользоваться ситуацией для смены власти варягов.

—​ Следует ли ожидать того, что местные кланы используют проколы «варягов», чтобы мобилизовать население против них?

— Местные кланы консолидируются уже в «священной» войне против варягов.

С этим тезисом коррелируют и заявления экс-советника главы Дагестана (при Рамазане Абдулатипове) Деньги Халидова.

По словам Халидова, создан Дагестанский общественный комитет «Солидарность и Свобода», который объединяет более 10 общественных организаций. Как отмечает экс-чиновник, еще несколько общественных структур, в том числе из Москвы, планируют вступить в него.

«Причина — сложная ситуация в республике. Дуэт «Васильев-Здунов» явно не справляется, и пора им «собирать манатки», — пишет Халидов.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

рамазан алпаут

Журналист «Idel.Реалии». Пишет о Поволжье сквозь призму федеральной и международной повестки, освещает межрегиональные связи субъектов ПФО с другими регионами России. Один из ведущих видеопроекта «Реальные люди 2.0».

«Призыв османского султана к священной войне не получил отклика в рядах российских мусульман»

Татарский Истамбул: часть 2

Несмотря на сильное турецкое влияние на рубеже XIX-XX веков, татары по-прежнему оставались верны своему Отечеству. Многие из них за свои подвиги были удостоены высоких наград и отмечены в российской прессе. Тем не менее некоторые татары стали весьма заметными фигурами в Турции. Историк и колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова в продолжение к предыдущей авторской колонке рассказывает о взаимоотношениях мусульман России с Османской империей.

Отход от османизма

Близкое знакомство с европейской культурой в османском варианте побуждало некоторых татар изучить эти материалы на языке оригинала или хотя бы на русском языке. Да и активная издательская деятельность, в том числе периодическая печать на татарском языке, развернувшаяся в годы революции 1905-1907 годов открыла новые каналы культурного обмена.

Консервативная часть татарского общества давно уже критиковала османское влияние, ведь для них духовные идеалы были связаны с Бухарой и Самаркандом. «Туркам мало собственного падения, они заражают своим безбожием весь мусульманский мир. Подражание иностранцам, их обычаям, новый взгляд на женщин, которые будто могут бросать покрывало и ходить куда угодно и с кем угодно, — все это идет из Турции. Картины, портреты, фотографии, словом, все запрещенное хадисами прежде всего появилось в Турции и лишь потом перешло к нам», — писали авторы оренбургского журнала «Дин вэ магишат» в 1913 году.

Читать еще:  Ватикан категорически против создания греко-католических структур в России

Гаяз Исхаки, еще недавно писавший на жуткой смеси татарского с османизмами и в просветительской манере, начинает публиковать рассказы и повести на народном языке. Фото gdb.rferl.org

Впрочем, и у молодого поколения татар умеренные оценки сменили прежний восторг перед Османской империей. Но это было связано не с возвратом к кадимистской культуре бухарского образца, а с ростом внимания к достижениям европейской цивилизации уже в русском варианте. На этом фоне заметно поблекли недавние авторитеты. В 1910-е годы молодежь уже не особо жаловала первый татарский детектив с мелодраматическими элементами — роман Загира Бигиева «Тысячи, или Красавица Хадича», опубликованный в 1887 году. Считали, что его произведение — это «сплошное подражание турецким и французским плохоньким романам», далекое от татарской жизни. Забыли и про Мусу Акъегета. А Гаяз Исхаки, еще недавно писавший на жуткой смеси татарского с османизмами и в просветительской манере, начинает публиковать рассказы и повести на народном языке, с особым вниманием к деталям татарского быта, черпая новые сюжеты из реальной жизни. «Немало было шакирдов, которые, как обезьяны, разговаривали между собой по-турецки, а также других дурачков в фесках… — отмечал Габдулла Тукай. — Но время таких комедий было и прошло».

Татарская национальная пресса уделяла много внимания Османской империи. Некоторые газеты («Вакыт» в Оренбурге, «Юлдуз» в Казани, «Идель» в Астрахани) имели своих собственных корреспондентов в Турции (Ф. Карими, Г. Камал, Г. Исхаки). Они сравнивали жизнь «старших братьев» с татарским бытом.

«С одной стороны, ваши письма разрушили у татар все иллюзии о Турции, с другой — вы сделали Стамбул для Казани близким и знакомым», — писал автору «Стамбульских писем» Фатиху Карими другой писатель Галимджан Ибрагимов в 1913 году.

«Женский вопрос»: татары либеральнее турков

Во время Балканской войны 1912-1913 годов в качестве сестер милосердия в Турции работали российские студентки Гульсум Камалова (из Чистополя), Марьям Якупова (Ташкент), Марьям Паташева (Ростов). Интервью и фотографии этих девушек были опубликованы во многих татарских периодических изданиях. Девушки делились своими впечатлениями о турецком обществе, рассказывали о работе в госпитале.

В «женском вопросе» поволжские мусульмане, действительно, были гораздо либеральнее единоверцев-турок. «Одиннадцать мусульманок, следуя почину госпожи Разые ханым Кутлуяровой-Сулеймановой, изучают в Санкт-Петербурге медицину, опередив в этом отношении своих турецких, египетских и индийских единоверок», — писал И. Гаспринский еще в 1903 году.

Касимовская татарка Разыя Кутлуярова стала первой женщиной-врачом не только среди татарок, но, очевидно, среди всех мусульманок. В 1914 году газета «Кояш» сообщала о том, что османские турки обсуждают вопрос о приглашении на должность руководителей мэктэбов татарок из России. «Еще в начале взоры турок были направлены на Европу, а сейчас на татар», — заключал автор заметки.

Начавшаяся вскоре Первая мировая война вновь сделала актуальным вопрос о турецко-татарских взаимоотношениях. На фото islamreview.ru присяга молодых солдат (магометан), 1914 г.

На войне — против турок

О том, что у казанских татар поменялось отношение к Османской империи, в 1914 году отмечал предводитель казанского дворянства А. Боратынский. По его мнению, это было связано с поражением Турции в Балканской войне, татары осознали истинные причины этого явления — распад ислама и движение младотурок. До этого Османская империя многими мусульманами воспринималась как своеобразный гарант их прав. Со временем эти убеждения стали менее популярными.

Начавшаяся вскоре Первая мировая война вновь сделала актуальным вопрос о турецко-татарских взаимоотношениях. Да и у жандармских органов, с 1908 года занятых поисками мифического панисламизма среди татар, открылось второе дыхание: поиски «внутреннего врага» были в самом разгаре.

Правда, призыв османского султана к священной войне не получил отклика в рядах российских мусульман. А попытки участников Тройственного союза сколотить из татарских военнопленных мусульманские боевые отряды потерпели крах. Но в России все же запретили на всякий случай «Красную Звезду», предложенную общественными деятелями в качестве аналога «Красного Креста». Хотя простые мусульмане отказывались участвовать в благотворительных сборах и покупать флажки с крестами, гораздо охотнее откликались на звезду.

Еще сложнее приходилось татарским солдатам на фронте. Как только они пытались разговаривать между собой на родном языке, однополчане нередко обзывали их турками и запрещали говорить на татарском. Любопытно, что у этих солдат из крестьянско-мещанской массы на самом деле было мало общего с единоверцами, настоящими турками. Многие солдаты-татары попросту не могли понять турецкую речь, когда пытались заговорить с турецкими военнопленными. И это неудивительно, османизмами и арабизмами пестрела речь татарского духовенства и интеллигенции — представителей преимущественно городской культуры. Язык крестьянства был немного другим, менее засоренным иностранными словами. А попавшие в османский плен татары в экстремальных ситуациях (при расстреле российских военнопленных) спасались громким чтением сур из Корана.

Эмигранты Юсуф Акчура и Садри Максуди стояли у истоков государственной идеологии Ататюрка, были его советниками. Фото handvorec.ru (И. Гаспринский и Ю. Акчура. Гурзуф, 1908 г.)

Отсутствие протурецких взглядов некоторые солдаты подтверждали героическими поступками в боях. Например, рядовой Гильмутдин Гильманов с Кавказского фронта за ожесточенную борьбу с солдатами османской армии в 1917 году получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней. После этого он был произведен в унтер-офицеры и стал героем публикации в петербургском журнале «Нива». На Кавказском фронте пропала без вести талантливая художница Хадича Акчурина, представительница известной фамилии промышленников из Симбирской губернии. Она ушла на фронт в качестве сестры милосердия.

Военными имамами на Кавказском фронте служили татарские муллы Науман Терегулов (награжден императором орденами св. Станислава 3-й ст., св. Анны 3-й ст.), Гимади Байгильдеев (родной брат писателя Шарифа Камала).

Несмотря на то, что татар порой упрекали в панисламизме (кстати, этим грешат и некоторые современные историки), в менее ярком проявлении патриотических чувств, они оставались российскими мусульманами, преданными Отечеству, готовые кровью и жизнью защищать интересы собственной страны. Патриотизм татар проявлялся, в первую очередь, в том героизме, который они демонстрировали на полях сражений.

Европейская культура в османском варианте, распространившаяся среди татар со второй половине XIX века, уже после Первой мировой войны вернулась на берега Босфора и Анатолию в лице некоторых татарских интеллектуалов. Эмигранты Юсуф Акчура и Садри Максуди стояли у истоков государственной идеологии Мустафы Кемаля Ататюрка, были его советниками. Свой вклад татары внесли и в развитие гуманитарных наук. Сын татарского сельского муллы Акдес Нигматуллин (Акдес Нигмет Курат) считается классиком турецкой исторической науки. Масштабы его научных изысканий, европейская фундаментальность и внимание к источникам поражают и сегодняшних исследователей.

Справка

Габдрафикова Лилия Рамилевна – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX – начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России кон. XIX – нач. XX в., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

Джихад: 6 фактов о священной войне

Сегодня все СМИ разрываются паническими возгласами о терактах, поведении ИГИЛ, по нескольку раз на дню предрекают войну со всем исламским миром. Дошло до того, что женщин, носящих традиционную паранджу, люди обходят широким полукругом. А такие слова, как «Слава Аллаху», и «джихад» стали синонимами слова «терроризм». Но на самом деле изначально слово «джихад» несёт в себе положительный смысл и отчасти говорит о созидании… Давайте разберемся, что же такое джихад.

Напоминаем, что ИГИЛ, оно же «Исламское государство», оно же «Исламское государство Ирака и Леванта», признано террористической международной организацией и её деятельность запрещена в России — прим.редакции

Слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие». Это одно из базовых понятий в исламе. Некоторые мусульманские богословы даже считают джихад шестым столпом ислама, наряду с пятью остальными. Коран предписывает каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать на этом пути свои средства и силы.

1. Джихад в Коране

Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, — это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.

Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.

2. Виды джихада

Джихад сердца — это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца — это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.

Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка. Джихад языка — это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.

Третий уровень — это джихад руки, когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать — это джихад руки.

Читать еще:  В Казани появилась новая церковь

Самый последний уровень — это джихад меча. Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять насилие. Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.

Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.

3. Джихад в истории

В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять — даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.

Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, вторжение монголо-татар в Средние века. Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.

Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.

4. Субъект и объект джихада

Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад — вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».

Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права — консенсус всех исламских богословов.

Ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов.

В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию. В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что «да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться». Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей. А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.

Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против Швейцарии. Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом — войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.

Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.

5. Что есть джихад для верующего мусульманина?

Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.

В случае же с вооруженным джихадом существует очень много различных ограничений, в том числе в каком месте этот джихад объявлен, против кого и так далее. На этот счет есть разные мнения. Например, в истории России, когда имам Шамиль вел свою борьбу, часть дагестанских богословов того времени выступили против его подхода и не признавали объявление джихада против Российской империи, а часть поддерживала его. Впоследствии имам Шамиль прекратил ведение джихада, призвав и других своих последователей прекратить его.

6. Разночтения в интерпретации

Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения вооруженного джихада. Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.

Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.

01.04.2003 Федеральный президент Германии Йоханнес Рау (Johannes Rau) выступил с острой критикой политики президента США Джорджа Буша в отношении Ирака. Когда Буш говорит о «божественной миссии», которая подвигла его на эту войну, он пребывает в «грандиозном заблуждении», сказал Рау в понедельник вечером в интервью немецкой телекомпании n-tv.

20.05.2003 «Нойе рур-цайтунг»: Йоханнес Рау произнес уже не одну хорошую, достойную внимания речь, например, об отношении к иностранцам или об опасностях и возможностях генных технологий. Однако в памяти от этих выступлений почти ничего не остается. Это объясняется, конечно же, не содержанием речей, а перенасыщенностью нашего общества информацией.

  • Дата 21.06.2003
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/3lpm

Также по теме

Народ КНДР готов к «священной войне» против южнокорейского режима

Сегодня, 6 марта, ИТАР-ТАСС сообщило о том, что по всей территории КНДР проходят митинги, на которых демонстранты требуют от властей своей страны «наказать» руководство Южной Кореи за оскорбления достоинства правительства и народа народной республики.

В понедельник такие митинги состоялись в провинциях Пхенан-Намдо и Хванхэ-Намдо. Выступавшие на них представители вооруженных сил, партийных и народных комитетов отмечали, что армия и народ «ждут приказа, чтобы смести с южнокорейской земли группу предателей во главе с предателем Ли Мен Баком (президент Республики Корея), порочащих честь руководства КНДР«.

На митингах прозвучали призывы «сокрушить группу Ли Мен Бака» и «обеспечить надежную защиту Центрального комитета Трудовой партии Кореи во главе с дорогим и уважаемым Ким Чен Ыном«.

На массовом митинге в Пхеньяне молодежь дала клятву «вступить в ряды Корейской народной армии (КНА), чтобы принять участие в «священной войне» против южнокорейского режима, который «осмелился оскорбить честь высшего руководства КНДР».

На состоявшейся в Пхеньяне пресс-конференции заместитель начальника политического управления Государственного комитета обороны генерал-майор Гвак Чхоль Хи пояснил, что полицейские, солдаты и офицеры южнокорейской марионеточной армии развешивали на казармах и других военных объектах, в том числе в городе Инчоне, плакаты и лозунги оскорбительного для лидеров КНДР содержания.

Кроме того, они использовали во время боевых стрельб в качестве мишеней государственный флаг народной республики и портреты ее руководителей. Такие действия «переполнили чашу терпения» бойцов КНА, сказал он. Генерал отметил также, что основной причиной напряженной обстановки на Корейском полуострове является «политика конфронтации, которую проводит Сеул в отношении соотечественников на Севере».

Джихад: 6 фактов о священной войне

Подборка тяжелого оружия. Пулеметы

Опыт Пуэрто-Рико: шестимесячное выживание без электричества

Сегодня все СМИ разрываются паническими возгласами о терактах, поведении ИГИЛ, по нескольку раз на дню предрекают войну со всем исламским миром. Дошло до того, что женщин, носящих традиционную паранджу, люди обходят широким полукругом. А такие слова, как «Слава Аллаху», и «джихад» стали синонимами слова «терроризм». Но на самом деле изначально слово «джихад» несёт в себе положительный смысл и отчасти говорит о созидании… Давайте разберемся, что же такое джихад.

Напоминаем, что ИГИЛ, оно же «Исламское государство», оно же «Исламское государство Ирака и Леванта», признано террористической международной организацией и её деятельность запрещена в России — прим.редакции

Слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие». Это одно из базовых понятий в исламе. Некоторые мусульманские богословы даже считают джихад шестым столпом ислама, наряду с пятью остальными. Коран предписывает каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать на этом пути свои средства и силы.

Читать еще:  РПЦ надеется на справедливое решение суда по делу о выставке "Осторожно: религия!"

1. Джихад в Коране

Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, — это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.

Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.

2. Виды джихада

Джихад сердца — это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца — это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.

Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка. Джихад языка — это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.

Третий уровень — это джихад руки, когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать — это джихад руки.

Самый последний уровень — это джихад меча. Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять насилие. Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.

Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.

3. Джихад в истории

В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять — даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.

Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, вторжение монголо-татар в Средние века. Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.

Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.

4. Субъект и объект джихада

Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад — вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».

Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права — консенсус всех исламских богословов.

Ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов.

В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию. В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что «да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться». Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей. А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.

Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против Швейцарии. Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом — войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.

Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.

5. Что есть джихад для верующего мусульманина?

Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.

В случае же с вооруженным джихадом существует очень много различных ограничений, в том числе в каком месте этот джихад объявлен, против кого и так далее. На этот счет есть разные мнения. Например, в истории России, когда имам Шамиль вел свою борьбу, часть дагестанских богословов того времени выступили против его подхода и не признавали объявление джихада против Российской империи, а часть поддерживала его. Впоследствии имам Шамиль прекратил ведение джихада, призвав и других своих последователей прекратить его.

6. Разночтения в интерпретации

Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения вооруженного джихада. Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.

Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства — это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.

История Джихада

Афганистан

Со времён Первой англо-афганской войны (1838-42), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации [14] .

Россия и СССР

В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859) [15] [16] .

Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году [17] [18] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector