0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Белграде выступили в защиту христиан

Православная Жизнь

Глава правозащитной организации Диогенис Валаванидис заявил об угрозах православным Украины, Косово, стран христианского Востока.

О вызовах мировому христианству, верующим и их святыням рассказал президент основанного в 2015 году Центра защиты христианской идентичности Диогенис Валаванидис. Его выступление состоялось 9 июля 2021 года в Народном музее Белграда, сообщает politika.rs.

Докладчик перечислил крупнейшие проблемы, с которыми столкнулось современное христианство: c физической угрозой христианам, их храмам и монастырям, дехристианизацией Европы и других частей мира, а также с вызовом институту семьи, как основной ячейке христианского общества.

В качестве примера силового давления на христиан Валаванидис указал на положение сербов в Косово и Метохии, в отношении которых албанские власти края проводят политику насильственного переименования и присвоения сербских святынь. В частности премьер-министр непризнанного Косово Альбин Курти недавно заявил, что православные храмы в Косово и Метохии являются частью истории Албании. «Такие идеи и усилия по «албанизации» сербского православного духовного наследия слышны от тех, кто сжег 135 святынь Сербской Православной Церкви», – отметил докладчик,

Он подчеркнул, что христиане преследуются в Сирии, Ираке, Египте, Нигерии, Армении. Атаки на храмы зафиксированы в европейских городах – Вене, Ницце и Лионе. Различные международные организации ежегодно фиксируют в своих отчетах от 3 000 до 4 500 нападений на христиан или их святыни. Упомянул Валаванидис и о гонениях на православных Украины.

По его словам, многочисленные международные организации, такие как ЮНЕСКО или Комиссия США по международной религиозной свободе бездействуют, когда речь заходит о защите христианства. Ни у одной из них не нашел отклика протест Центра против прошлогоднего превращения президентом Турции собора Святой Софии в мечеть. Поддержка пришла лишь из Русской Православной Церкви, которую Валаванидис назвал «одной из важнейших опор Православия и христианства в целом».

Что же касается процесса дехристианизации Европы, как отметил докладчик, то о нем можно судить по последним событиям в Венгрии. После того как там приняли закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, на государство ополчились половина стран Евросоюза.

По словам Валаванидиса, в таких обстоятельствах защита христианской идентичности должна стать одной из важнейших задач всех христианских Церквей. Им необходимо «просыпаться и поднимать своих членов на защиту веры». Сегодня время не для разделения, а для диалога и совместной работы по защите прав верующих, подчеркнул докладчик.

«Нас не интересует и не устрашает сила и мощь врага, который нам противостоит, нас интересует только величие и значение святыни, которую мы защищаем – Церкви Христовой», – резюмировал Диогенис Валаванидис.

С русскими деньгами. В Белграде подходит к концу православная стройка века

Храм Святого Саввы в Белграде, задуманный в XIX веке как символ сопротивления османам, превратился в знаковый объект нового сербского национализма, опирающегося на православные связи с Москвой и российскую поддержку Сербии в ее мучительных попытках «не отдать Косово». Ожидается, что в этом году белградская стройка века наконец победно завершится.

Самый большой православный храм на Балканах, собор Святого Саввы, посвященный памяти средневекового мученика и первого архиепископа Сербской православной церкви, строят в Белграде уже почти столетие. В последние годы эта стройка на столичном холме Врачар, на том самом месте, где, согласно легенде, в конце XVI века османы сожгли мощи святого Саввы, проводится и за счёт значительных российских пожертвований.

В конце марта 2019 года компания «Газпромнефть» и Сербская православная церковь подписали соглашение о финансировании работ по оформлении алтарной части собора. Стоимость контракта – 6 миллионов евро. «Газпром» во второй раз за три года предоставляет значительную сумму на постройку православного храма: в 2016 году российская компания пожертвовала около 4 миллионов евро на работы над центральным элементом купола – мозаичным панно «Вознесение Христово». Вслед за русскими деньгами пришли и российские художники: панно совместно изготавливали около 70 художников из России и Сербии. Руководителем работ по художественному убранству храма стал академик Российской академии художеств Николай Мухин, руководивший в 1990-е годы росписью самого большого православного храма России, собора Христа Спасителя в Москве.

Соглашение между “Газпромом” и Сербской православной церковью было подписано 23 марта, за день до двадцатой годовщины начала вооруженной операции НАТО против Югославии. «Благодаря двум президентам, Александру Вучичу и Владимиру Путину, мы становимся свидетелями исторического процесса завершения работ в храме Святого Саввы”, – ​сказал при подписании соглашения секретарь президента Сербии Никола Селакович.

На церемонии присутствовали сербский министр, отвечающий за инновации и технологическое развитие, Ненад Попович, который подписал в январе этого года договор с “Росатомом” о сотрудничестве в области мирного атома, и популярный в России актер Милош Бикович, снявшийся в фильме “Балканский рубеж”, героизирующем участие российских десантников в косовском конфликте. Среди московских гостей, присутствовавших при подписании соглашения, был замечен советник председателя Государственной думы по международным гуманитарным вопросам Евгений Примаков-младший, внук бывшего премьер-министра России, отменившего в день начала бомбардировок НАТО Югославии государственный визит в США – Примаков-старший тогда в знак протеста развернул над Атлантическим океаном правительственный самолет.

Гибридное кино. Россия тратит миллионы на фильмы про Косово

«Соглашение между Сербской православной церковью и «Газпромом» – историческое событие, венчающее наше совместное историческое прошлое”, – сказал патриарх Сербский Ириней при подписании документа и добавил, что основы этого соглашения были заложены во время визита Владимира Путина в Сербию 17 января 2019 года. Во время этой поездки на площади перед храмом состоялся праздничный митинг в честь президента России. Организатор праздника, малоизвестная организация «Центр по развитию Белграда», возникшая незадолго до визита Путина и исчезнувшая сразу после этой поездки, тогда заявляла, что к гражданам с трибуны обратятся президенты двух стран. Этого, впрочем, не случилось: программой визита речи у храма не были предусмотрены.

Дорогой гость Сербии. Путин крепит дружбу с балканским союзником

Путин в день визита вместе со своим сербским коллегой Вучичем посетил белградский храм, чтобы ознакомиться с ходом строительства и полюбоваться свежими церковными росписями. Одной из многочисленных видеокамер на короткий миг удалось снять президента Сербии, вполголоса попросившего патриарха уговорить Путина, чтобы тот «обратился к народу хотя бы с парой слов». В итоге сербским сторонникам Путина, большую часть которых привезли на автобусах из провинциальных городов (за пару литров молока, суточные и под угрозами увольнения с работы в случае отказа) всё же удалось услышать российского президента. Он подошел к микрофону и попытался на сербском языке сказать: “Спасибо за дружбу”.

Истории постройки двух важнейших православных храмов в Москве и Белграде, на расстоянии в две тысячи километров, похожи друг на друга. Оба воздвигнуты в честь победы над захватчиками – над Французской и Османской империями, оба считаются важнейшими символами православия. Указ о создании собора “во имя Христа Спасителя» подписан Александром I вскоре после победы над наполеоновскими войсками. Храм был воздвигнут «в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших». Собор был освящён в 1883-м, но взорван в 1931 году по приказу Иосифа Сталина. Новый храм на месте старого, на Волхонке, не без трудностей с финансированием, был воссоздан в 90-е годы прошлого века. Этот собор, высотой в 103 метра и площадью в 8 тысяч квадратных метров – самый большой в православной мире.

Святой Савва – младший сын царя Стефана Немани, основоположника рода Неманичей, положившего в XII веке, как считается, начало сербской государственности. Святой Савва, сыгравший важную роль в просвещении сербского народа, памятен ещё и из-за своей политической деятельности: благодаря его дипломатическим усилиям сербская православная церковь в XIII веке получила автокефалию.​

Собор Святого Саввы, с аллюзией на константинопольский храм Святой Софии, спроектировали в конце XIX века, когда Сербия уже была независимой от Османской империи, однако дело подвигалось медленно. Строительство развернулось только в монархической Югославии, в 1935 году, затем было остановлено из-за начала Второй мировой войны, прекращено коммунистами Иосипа Броз Тито и возобновлено только в середине 1980-х. Высотой в 79 метров, этот собор площадью 7600 квадратных метров является самым большим православным храмом на Балканах. Интересно, что первоначальные чертежи белградского храма утверждали в императорском Петербурге, и не без политических тонкостей: оба собора, белградский и московский, способны вместить примерно по 10 тысяч прихожан, но сербский православный крест выше русского не поднимется.

Читать еще:  Представители России и Украины участвовали в открытии храма на Киевском вокзале Москвы

В 1990-е годы, в вихре сопровождавших развал Югославии вооружённых конфликтов, на строительной площадке перед храмом Святого Саввы начали проводить церковные службы. Напротив собора расположена Государственная клиническая больница, пациенты которой могли наблюдать за молебнами. «В 1992-м стояла очень жаркая, душная весна. На крышу больницы днём и ночью прилетали вертолёты с ранеными из Хорватии и Боснии, – рассказала Радио Свобода белграчанка Славица Ранчич. – Я тогда тоже лечилась в этой клинике; почти каждый день люди собрались на площади. Молитв не было слышно, это мне казалось: эти службы – единственное, что помогало нам чувствовать себя спокойнее».

По данным расследования Международного трибунала по бывшей Югославии, после вооружённых конфликтов 1998–1999 годов в Косове были полностью или частично разрушены около 80 православных церквей и монастырей (из общего числа в 210). В одном из интервью в 2000 году архитектор белградского храма Бранко Пешич заявил: «Давайте одержим самую большую нашу победу! Давайте выполним обещание, данное сербским народом себе самому. Давайте построим наконец церковь на том месте, где 400 лет назад по приказу Синана-паши сожгли мощи святого, желая уничтожить святыню сербского народа. Этот храм – доказательство того, что нас никто не может победить. А если мы его не построим, это будет означать победу Синана-паши, наших старых и новых врагов».

Однако средств на сооружение храма у Сербии хронически не хватало. В 2000 году, после свержения режима Милошевича, новые власти призвали государственных и частных инвесторов профинансировать проект. Благодаря пожертвованиям предпринимателей и граждан к концу 2004 года удалось закончить строительство здания и купола храма. Тогда же австрийская компания «Гроссмайер» поставила на белградскую строительную площадку 49 церковных колоколов. Критики оказались недовольны тем, что колокола отлиты в католической Австрии, считая, что это противоречит канонам православия. Обнаружились и акустические проблемы: когда колокола звонят, их не слышат даже те, кто стоит неподалёку от храма. Главный архитектор храма Никола Обрадович сообщил Радио Свобода, что колокола в итоге удалось починить и что теперь их слышно каждый час. Ежедневно в полдень колокола вызванивают гимн Святому Савве.

Судя по заявлениям крупнейших сербских политиков и представителей церкви, символика возведения храма в последние годы меняется – она становится всё менее национальной и всё больше внешнеполитической. «Храм станет символом братства и дружбы между Россией и Сербией», – заявляют теперь и патриарх Ириней, и президент Александр Вучич. Предшественник Вучича на посту главы государства, Томислав Николич, заявлял то же самое, принимая в 2016 году первое щедрое пожертвование от «Газпрома». В этом году Сербская православная церковь получила ещё и дотацию от правительства Сербии в 10 миллионов евро. Всех этих средств, как ожидается, должно хватить на «окончательное окончание» белградской стройки века. «Все ещё не посчитана совокупная стоимость храма», – отметил архитектор Обрадович. Он сообщил, что это из-за частых смен государственной системы и валют в XX веке стоимость проекта трудно определить: «Этим сейчас занимаются историки и экономисты, и я надеюсь, что у нас эти данные скоро появятся».

Ожидается, что храм Святого Саввы будет полностью сдан в эксплуатацию в этом году. Через 85 лет после того, как был заложен первый камень его фундамента.

Танец смерти на улицах Белграда

10 октября в столице Сербии Белграде прошел так называемый «Парад гордости», собравший около тысячи человек. Его инициаторами на протяжении нескольких лет выступали различные организации лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Активную поддержку проведению этого мероприятия оказали различные международные представители и эмиссары.

Предыдущие попытки провести такие мероприятия заканчивались физической расправой над его участниками, столкновениями с полицией и уличными беспорядками или просто заранее отменялись представителями МВД. Так произошло и в этот раз: в результате столкновений пострадали более ста полицейских. Протестующие, которых собралось более шести тысяч, громили витрины и поджигали автомобили. Нападению подверглась также резиденция правящей Демократической партии.

«Парад гордости» охраняли более пяти тысяч полицейских.

На заборе частного дома написано : » Какое правительство, такой и парад».

Противников гей-парада было в несколько раз больше, чем его участников.

В результате столкновений пострадало более ста полицейских.

За несколько дней до этого события член Священного Синода Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий дал свой комментарий по поводу происходящего на страницах журнала «Печат». Портал «Православие.ру» публикует интервью на русском языке:

– Какова позиция Православной Церкви по вопросу гомосексуализма?

– Гомосексуализм или «мужеложство» (старославянское слово), библейски названный «содомия», «содомский грех», представлял для Церкви испокон веков, и сегодня представляет, один из смертных и смертоносных человеческих грехов. Согласно Моисеевой книге Бытие (Быт. 19, 1-29), этот грех был причиной того, что Бог стер серой и огнем города Содом и Гоморру, находившиеся на месте, где сейчас расположено Мертвое море, в котором не могут жить живые существа (археологи утверждают, что в нем действительно находятся останки неких древних городов). Для библейского и церковного самосознания, и вообще религиозного сознания (помимо христианства это особенно относится к иудаизму и исламу), мужеложство представляет собой:

а) осквернение и злоупотребление самой человеческой природой и ее Богом данных сил,

б) насилие над моральным порядком вещей,

в) смотря глубже, это осознанный или неосознанный порыв человека к самоуничтожению.

а) Человек – существо по природе наделенное телесными и душевными силами. В его природе заложено стремление к обществу, общению с другими, без кого он не может достичь полноты своего бытия. Все, чем является человек и что имеет, способ которым он устанавливает единство с другими людьми, с природой в которой рождается и живет, осуществляет свое назначение и смысл только тогда, когда употребляется на правильный и здоровый способ (образ действия) и когда достигает единства согласно Богом данному и Богом установленному порядку вещей.

То, что существенно для всех психофизических сил и дарований человека, существенно и для общности полов, мужского и женского. Благодаря таинству любви двое становятся одним существом. Свойство настоящей любви – рождать и даровать новое качество жизни. Благословение заложенное в мужскую и женскую природу есть сотворение новой жизни, рождение и умножение и наполнение земли и обладание ей (см. Быт. 1, 28). Попрание такового устроения человеческой природы уничтожает и сам смысл человеческого существования и его вечного призвания. Любовь дана человеку, чтобы рождать, чтобы перерождаться. При этом, всякое рождение есть рождение для Вечности, а не для смерти и небытия. Сведение любви к бессловесной похоти, «похоти плоти» и «похоти очей», а таковым является разжигание плоти мужчины на мужчину, и женщины на женщину, представляет собой лишение смысла великой и всерождающей тайны любви мужчины к женщине и женщины к мужчине. «Древо не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Может ли бесплодная любовь быть истинной любовью? А именно таковой является любовь мужеложская, гей-лесбиянская, не наследующая и способная наследовать Царствия Божьего, именно потому что безжизненна и бесплодна (ср. 1 Кор. 6, 9).

б) Любовь, которая есть сам Бог, и которая дана человеку, чтобы через нее познавать Бога и осуществлять полноту своего небо-земного бытия, становится злоупотреблением, из-за бытийного помрачения ума и сердца, источником содомского мрака и ослепления. Гомосексуализм, таким образом, в понимании и опыте Церкви становится источником насилия над здоровым и моральным порядком вещей. Количество рожденных с гормональными нарушениями (гермафродиты и т.п.) невелико. Тот факт, что в наше время число людей с половыми отклонениями (мужеложники и лесбиянки) ежедневно увеличивается, является показателем того, что речь идет о других факторах способствующих странности и полному отклонению. За этим всегда скрывался и скрывается кризис морали и кризис глубинного смысла жизни. Об этом свидетельствуют все прошлые цивилизации и наша современная. Появление таких феноменов всегда было предуведомлением гибели цивилизации. Такие помраченные и ослепленные человеческие поколения Бог, согласно проницательному апостолу народов Павлу, «предал постыдным страстям» (см. Рим. 1, 26).

Читать еще:  Православные вспоминают преподобного Феодосия Тотемского

в) В остальном, организация так называемого «парада гордости», впервые в мировой истории, исключительно на территории находящейся на вершине развития евро-американской цивилизации, не является ли предзнаменованием ее гибели? Интересно бы было посмотреть психологически и антропологически, что скрывается за самим названием «Парад гордости». Не скрывается ли, в действительности, за этим словесным триумфом и хвастливостью общественного демарша «гей-парадистов» внутреннее страдание, отчаяние и печаль участников парада, не клоунский крик из-за потерянного морального и духовного равновесия, и бытийная нестабильность? Здоровая и истинная любовь никогда не имела и не будет иметь потребности для такого внешнего хвастовства, навязывания и эффектов. Подсознательное понимание того, что этого бесплодный эрос ведет к смерти и уничтожению, что его природа самоубийственная и извращена, не принуждает ли гей-парадистов к бегству от себя, бегству от края пропасти над которой они пляшут танец смерти? Такая любовь представляет собой наркоз, самый опасный вид наркотиков. Нельзя никогда упускать из виду вечный образ Содома и Гоморы: эти города и жившие в них люди уничтожены, сгорели в сере и огне, именно потому, что превратили естественное употребление мужского и женского в противоестественное (ср. Рим. 1, 26). Конец их – Мертвое море.

Имеют ли мужчины и женщины такой ориентации на это право? Несомненно имеют. Но давно было сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно». Свобода есть неотъемлемое право человека. Но точно также неотъемлемое право Церкви Божией в том, чтобы напоминать и указать им, что они на краю пропасти, что ложный, нездоровый образ человеческой жизни, существования и поведения, является свободным но он не созидает, а разрушает и конечно уничтожает человека и человеческое достоинство. Как и напомнить о том, что проводимые в Европе и мире гей-парады представляют собой насилие над подавляющем большинством мужчин и женщин другой ориентации, пропагандой своей идеологии и образа жизни недопустимым образом. Они дышат духом обольстительного тоталитаризма, манипулирования, в первую очередь, детьми и молодежью.

– Считаете ли Вы что запланированный гей-парад должен пройти на улицах Белграда и если нет, то означает ли это, что вы направите открытое обращение государственным органам, чтобы они предотвратили проведение упомянутой манифестации?

– Из выше приведенных причин мы считаем, что гей-парад на улицах Белграда и любых других улицах, представляет собой насилие и как таковой недопустим. Отсюда, это пусть и будет воспринято как обращение в первую очередь самим участникам гей-парада, чтобы они прекратили свою насильственную пропаганду, которая подвергает опасности их самих и вызывает других на аналогичное насилие. Это одновременно и призыв к государственным органам, чтобы они направили эти группировки на поиск каких-то других путей для осуществления своих, по их ощущениям, подверженных дискриминации прав.

Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые остро против проведения этой манифестации?

– Что посоветовать молодым людям, которые чувствуют, что таким насилием им нанесен вред и моральное оскорбление? Во всяком случае, Церковь никогда не призывала, ни сейчас не призывает на насилие против кого бы то ни было, и против этих групп, осознанно выбирающих вместо пути жизни путь моральной и духовной смерти. В то же время, молодых людей никто не может лишить права ненасильственным и мирным путем выразить свой протест в защиту своей собственной свободы и моральной целостности, во имя непреходящих человеческих ценностей.

– Свидетельствует ли информация о том, что болгарский митрополит недавно наградил высшей церковной наградой представителя государственной власти, воспротивившегося проведению гей-парада, а в Москве гей-парад на протяжении нескольких лет запрещен мэром, о том, что к этому вопросу можно относиться и по-другому?

– Несомненно, поступок болгарского митрополита и многолетнее предотвращение гей-парада в Москве свидетельствуют о возможности иного отношения к этому искусственно и с расчетом навязанному западными центрами идеологических сил вопросом. Интересно было бы узнать: почему организаторы и финансисты этих гей-актерских представлений и театральных водевилей, не пытаются это устроить в исламских странах Востока?

– Какова позиция Церкви к многочисленным злоупотреблениям христианскими символами, при анонсировании гей парада, оскорбляющим религиозные чувства?

– Злоупотребление христианскими символами на гей парадах заметно (употребление крестов и другое). И это один из признаков того, что под видом борьбы за свои «права меньшинств», происходит перманентное насилие над большинством людей и над общечеловеческими моральными и духовными ценностями. Оскорбление и осквернение самого святого для христиан, представляет собой в меньшей или большей степени борьбу против христианства и христианской веры, как и против общерелигиозных ценностей на которых человечество и человек строил свое коллективное историческое сознание и существование на протяжении веков.

Россия нашла момент не присоединиться

Движение обсудило проблемы свои и всего мира

В Белграде во вторник завершился двухдневный форум, посвященный 60-летию Движения неприсоединения (ДН). В нем впервые участвовала и Россия, получившая недавно статус наблюдателя в ДН. И хотя принципы движения предполагают отказ от его использования для решения собственных внешне- или внутриполитических проблем, многие участники воспользовались трибуной форума, чтобы заняться именно этим. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

По единодушному мнению экспертов, Сергей Лавров был на форуме главным гостем президента Сербии Александра Вучича

Фото: Пресс-служба МИД России

По единодушному мнению экспертов, Сергей Лавров был на форуме главным гостем президента Сербии Александра Вучича

Фото: Пресс-служба МИД России

О наболевшем

Белградский форум организовала Сербия, имеющая в ДН статус наблюдателя, но открыл его по видеосвязи президент Азербайджана Ильхам Алиев, чья страна сейчас председательствует в движении. Он же высказал и ключевую идею, которая затем повторялась во многих выступлениях: «Принципы неприсоединения живы и поныне, и, если бы их приняли все страны, войн бы сегодня не было».

Упомянул глава Азербайджана и о многолетней головной боли своей страны — карабахской проблеме. Раскритиковал соседнюю Армению, обвинив ее в том числе в «этнических чистках», поблагодарил членов ДН за поддержку и заявил, что карабахский конфликт «остался в прошлом». Заодно Ильхам Алиев выразил движению благодарность за единогласное решение продлить на год срок председательства Азербайджана — до 2023 года.

Не преминул воспользоваться высокой трибуной для разговора о наболевшем и президент Сербии Александр Вучич. Назвав ДН «символом свободолюбивой части мира, которая готова бороться за независимость, свободу и суверенитет», он поведал, что «Сербия знает, как тяжела эта борьба», ибо сама ведет «мучительную борьбу за сохранение суверенитета и территориальной целостности Косово и Метохии». После чего сербский лидер успокоил собравшихся и мировое сообщество: Белград готов к компромиссному решению. А в завершение заверил всех, что, «несмотря на оказываемое давление, Сербия никогда не повернется спиной к друзьям».

Правда, спустя час сербскому президенту волей организаторов пришлось нарушить этот принцип: в ходе коллективного фотографирования прямо за спиной господина Вучича оказался глава МИД РФ Сергей Лавров.

Едва ли не самый большой резонанс, во всяком случае в регионе, вызвало выступление сербского члена Президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Милорада Додика. Неожиданным стало уже само его появление на форуме. Ранее было объявлено, что Президиум БиГ (коллективный президент страны) решил не участвовать в мероприятии из-за недавнего инцидента на границе с Сербией, где был арестован бывший боснийский полицейский начальник. Хотя перед господином Додиком стояла табличка «Член Президиума БиГ», он сразу предупредил, что говорит от имени Республики Сербской. «Босния и Герцеговина находится под протекторатом США и членов ЕС, которые навязывают нам свою волю,— объявил он.— Синонимом протектората является незаконный высокий представитель мирового сообщества в нашей стране».

Реплик или обсуждения выступлений форум не предусматривал.

Российский дебют

Впрочем, Белградский форум оказался примечателен прежде всего тем, что на нем состоялся дебют России в Движении неприсоединения, после того как она нынешним летом получила там статус наблюдателя. Главе российской дипломатии Сергею Лаврову организаторы предоставили право выступить первым среди прибывших на форум министров иностранных дел, сразу после лидеров государств и руководителей ООН.

Как прошел многоцелевой визит Сергея Лаврова в Белград

Глава МИД РФ начал с того, что зачитал приветствие президента России Владимира Путина, который убежден, что «позитивный потенциал движения особенно востребован» на фоне «все более турбулентной обстановки в мире». Сергей Лавров дал оценку ситуации в мире от имени не только России, но и ДН: «Россия, как и члены Движения неприсоединения, считает деструктивными и опасными попытки подменить ооноцентричную архитектуру неинклюзивными концепциями наподобие так называемого порядка, основанного на правилах, которые, по сути, базируются на двойных стандартах и рискуют вернуть нас в эпоху неоколониальной блоковой политики и разделительных линий».

Читать еще:  Сегодня христиане вспоминают события Тайной Вечери

По оценкам балканских экспертов, глава российского МИДа был, по сути, представлен на форуме как «главный гость президента Сербии».

«Мероприятие в Белграде, очевидно, было задумано как возможность для России позиционировать себя при помощи Сербии в Движении неприсоединения,— заявил “Ъ” хорватский внешнеполитический эксперт Владо Вурушич из издания Jutarnji list.— Еще одна цель Александра Вучича — снизить роль ЕС в сербско-косовском урегулировании и перенести его в ООН, где Белград рассчитывает на помощь России».

Этот тезис разделяет и белградский внешнеполитический эксперт Бошко Якшич. «Сергею Лаврову приготовили красную дорожку, чтобы он воспользовался неуспехом недавнего саммита ЕС—Балканы и послал Белграду сигнал: не волнуйтесь, альтернатива есть,— говорит эксперт.— Сербию приблизят к Москве двумя каналами: поддержкой по Косово и российским газом».

Любопытно, что 11 октября, в день открытия в Белграде форума Движения неприсоединения, в Сербии стартовали совместные летно-тактические учения BARS 2021, которые проводят сербская армия и воздушно-космические силы РФ. Аббревиатура учений так же красноречива: «Братство авиации России и Сербии».

Майдан на Балканах? За что выступают протестующие в Сербии

Автор фото, Getty Images

Протесты в Сербии не утихают уже шестую неделю подряд

В Белграде в среду прошла очередная массовая акция протеста. Люди призывают власти расследовать прошлогоднее убийство оппонента правящей партии Сербии Оливера Ивановича.

При этом митинги не утихают в Сербии уже шестую неделю. Оппозиция требует проведения честных выборов, отставки чиновников и руководителей национального телевидения, а также появления независимых СМИ.

Президент Сербии Александр Вучич заявил, что не будет «кланяться оппозиции» и прогибаться под ее требования, даже если на улицы выйдет пять миллионов человек.

При этом он отметил, что готов провести внеочередные выборы в любой момент.

Что происходит?

В среду демонстранты решили воздержаться от политических лозунгов и просто почтить память убитого политика. Спустя год после смерти Ивановича, его убийцы до сих пор не найдены.

Власти заверяют, что виновные обязательно будут найдены и наказаны. Однако расследование дела, по сути, зашло в тупик.

При этом мнения членов семьи погибшего разделились.

Жена Оливера Ивановича приняла участие в памятных мероприятиях вместе с представителями властей Сербии. А его брат, напротив, присоединился к акциям оппозиции.

Вечернее шествие в Белграде организовала студенческая группа «Против диктатуры», которая до этого в течение шести недель организовывала акции оппозиции.

Первая акция протеста прошла в Белграде 8 декабря. Поводом стало нападение на основателя оппозиционной коалиции «Союз за Сербию» Борко Стефановича.

« Нападение на Борко — это атака на любого, кто мыслит свободно и иначе, чем нынешнее правительство. Призывы Вучича и его СМИ к линчеванию объявили открытый сезон [охоты] на всех нас. Нападение на Борко стало прямым следствием жуткой атмосферы, в которой мы все вынуждены жить «, — написал в «Твиттере» б ывший мэр Белграда Драган Джилас .

В конце ноября неизвестные в масках избили Стефановича и двух его соратников бейсбольными битами и металлическими прутьями.

На следующий день избитый Стефанович показал окровавленную рубашку, в которой он был в момент нападения, и пообещал бороться за то, чтобы Сербия не оставалась страной кровавых рубашек и страной, в которой проливается кровь инакомыслящих.

Автор фото, Savez ZA Srbiju

На следующий день после нападения Стефанович показал свою окровавленную рубашку

Через два дня после нападения на политика полиция арестовала двоих подозреваемых. Президент страны тут же заявил, что государство немедленно отреагировало и выполнило свою работу.

«Союз за Сербию» — это альянс из 30 различных оппозиционных партий и организаций — осудил нападение на своих членов, заявив, что оно стало следствием агрессивной политики президента страны Вучича, направленной против его политических оппонентов.

Чего хотят демонстранты?

Во время митингов протестующие скандируют «Вучич — вор», «Нет измене» и «Защитим конституцию», а также требуют разобраться с коррупцией.

Оппозиционеры утверждают, что Вучич установил в Сербии автократический режим, контролирует работу основных СМИ и запрещает им давать трибуну критикам. Сам президент эти обвинения отвергает.

Субботние протесты в Сербии

Массовые акции протеста теперь проходят не только в Белграде, но и в ряде других крупных городов Сербии.

«Нам нужны честные выборы. Пусть вернут нам наше независимое телевидение! Нам не нужны брошюры об успехах правительства вместо газет», — сказала Би-би-си одна из участниц акции протеста в Белграде в прошлую субботу.

Собравшиеся также требуют расследовать участившиеся случаи нападения на независимых журналистов — например, обстоятельства нападения на журналиста Милана Йовановича, который расследовал коррупционные схемы и мафиозные группировки.

12 декабря неизвестные обстреляли и подожгли дом Йовановича в пригороде Белграда.

В Белграде прошла встреча Председателя ИППО Сергея Степашина со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем

Во встрече также участвовали чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в России Славенко Терзич, сенатор Анатолий Лисицын, действительный член ИППО, руководитель программы «Александр Невский» Александр Рогожин и настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий (Тарасьев).

Встреча проходила в дни проведения 60-й международной книжной выставки-ярмарки в Белграде, на которой накануне Сергей Степашин дал старт Году русской литературы в Сербии. Сергей Степашин поделился своими впечатлениями и вместе с Послом Сербии в России пригласил Его Святейшество принять участие в презентации книги Славенко Терзича «Старая Сербия. Драма одной цивилизации». (модератором выступает член Совета ИППО, член Президиума Межсоборного присутствия РПЦ Наталья Нарочницкая). Патриарх Ириней с благодарностью принял это приглашение.

Председатель ИППО в ходе беседы отметил, что наши народы являются наследниками единой славянской духовной и культурной традиции. Далее Сергей Степашин рассказал Патриарху об истории и современной многогранной деятельности Императорского Православного Палестинского Общества, и прежде всего на Ближнем Востоке.

Патриарх Сербский Ириней только что вернулся из Афин, где принимал участие в крупной международной конференции, на которой были рассмотрены вопросы, связанные с ухудшающимся положением христиан в регионе. Патриарх Сербский поддержал гуманитарные проекты и инициативы ИППО в ближневосточном регионе, который давно нуждается в мире. В ходе обмена мнениями Патриарх Сербский отметил, что русские и сербские народы – это единокровные народы. Мы были и будем оставаться двумя братскими народами, отметил Патриарх.

Крепкие узы связывают Россию и Сербию со времен святителя Саввы Сербского, чей монашеский постриг был совершен в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. По словам Патриарха Иринея, многие хотели бы отделить Сербию от России, но никто не сможет это сделать. Хотя кому-то и хотелось бы это сделать.

Патриарх Сербский поддержал предложение российской стороны о проведении Дней Сербии на Урале. С такой идеей выступил действительный член ИППО Александр Рогожин.

Со своей стороны Сергей Степашин пригласил Патриарха Иринея при возможности посетить Центр ИППО в Москве.

Стороны договорились о дальнейших встречах и контактах как в России, так и в Сербии.

Из биографии Патриарха Сербского Иринея

Родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, после чего окончил гимназию в Чачаке.

Окончил духовную семинарию в Призрене, а затем богословский факультет Белградского университета. По окончании университета служил в армии. По завершении военной службы был назначен преподавателем в Призренскую семинарию.

Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом.

Продолжил обучение в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета.

В 1969 году назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем был назначен ректором Призренской семинарии.

В 1974 году избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 года.

С 1975 года — епископ Нишский.

22 января 2010 г., на заседании Архиерейского Собора в Белграде в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом Сербской Православной Церкви, избран на Сербский Патриарший престол.

23 января 2010 г. в белградском кафедральном соборе Святых Архангелов состоялась первая интронизация 45-го Патриарха Сербского Иринея.

Церемония официальной интронизации состоялась 3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово).

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий.

Патриаршая резиденция находится в Белграде.

Образование: Призренская духовная семинария. Богословский факультет Белградского университета.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector