1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Буряты: вероисповедание, храмы и монастыри

Буряты: вероисповедание, храмы и монастыри. Шаманизм, буддизм и православие в Бурятии

Культура и вероисповедание бурят представляют собой синтез восточных и европейских традиций. На территории Республики Бурятия можно встретить и православные монастыри, и буддийские храмы, а также побывать на шаманских ритуалах. Буряты – колоритный народ с интересной историей, которая развивалась на берегу величественного Байкала. О религии и традициях бурятского народа пойдет речь в нашей статье.

Как вести себя в дацане

Иволгинский дацан — не музей, а действующий монастырь. Войдя в него, следует соблюдать несколько несложных правил. Некоторые из них привычны для русских людей, некоторые — совсем необычны. Внутри квадрата стен не курите, не сорите, и не сквернословьте. Женщинам желательно не входить в излишне коротких юбках. В храмах фотографировать нельзя, зато снаружи — сколько угодно. Внутри храмов надо снять головные уборы, снять с плеч сумки и рюкзаки, взять их в руки или оставить у входа. К изображениям Будды и различных святых нельзя поворачиваться спиной или указывать на них пальцем. Находясь в храмах во время молитв, не следует скрещивать руки или ноги.

Чаще всего буддийские храмы — это комплекс из нескольких зданий, всегда пусть за небольшим, но заборчиком с воротами. Центральные ворота, большие и красивые, расположены напротив входа в храм, но здесь ходят редко, потому что эти ворота используются только во время больших праздников. Любые ворота — будь то вход на территорию буддийского монастыря или в храм, делятся на три части — центральную и две боковых. Нам с вами в левую дверь. В эту самую минуту мы просто вспоминаем, как ходит солнце — по часовой стрелке.

Сразу после входа в дацан следует совершить символический круг по тропинке вокруг границы монастыря, с внутренней его стороны. Да и прочие перемещения вокруг чего-либо надо совершать только по часовой стрелке — как бы по кругу солнца. Итак, войдя в ворота, поворачивайте налево, и идите вдоль стены, пока не вернётесь обратно к воротам.

На этом пути вам встретятся десятки хурдэ — молитвенных мельниц (барабанов). На них нанесены иероглифы, а внутри находятся свитки с молитвами. Поворачивая барабан (обязательно по часовой стрелке), вы как бы читаете эти молитвы (мантры). Считается, что сколько раз вы повернули барабан, столько раз и помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот — это сто миллионов вознесенных молитв.

Сэкономить время на чтении мантр можно не только с помощью барабана. Годится и освященный ламой лоскут с вашим именем и текстом молитвы. Называется он химморин. Когда ветер колеблет его на ветке — это равносильно тому, что вы читаете мантру. Вывешивание флажков иногда считают шаманским ритуалом. Однако сам Будда давал наставление по Сутре, называемой «Белозонтичная Тара», в которой говорится: «Те, кто эту Сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или на ткань, а затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». То есть, если установить на вершине дерева или горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты, то у вас всегда будет удача, и все препятствия на пути исчезнут!

«33» и миллион цветов

Высота изображения Будды на скале Баян-Хонгор ровно 33 метра. И это не случайная цифра. В буддизме число «33» имеет сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле, так называемый Траястримша («Мир 33 богов» или «Собрание 33 богов»), который находится на вершине горы Сумеру.

Интересно, что буддийские святыни обычно возводят лицом на юг. Это касается и храмов, и ступ, и статуй. Но в Хоринском районе Будда смотрит на запад. Как рассказал Тензин-лама, это было сделано осознанно.

— Мы хотели немного отойти от традиции и сделать так, чтобы взор Будды был направлен в сторону Москвы и других больших российских городов. В такое непростое время это было просто необходимо сделать для блага всей страны, — объяснил священнослужитель.

В сентябре 2016 года Еше Лодой Ринпоче провел ритуал освящения изображения Будды Шакьямуни. На церемонию приехали тысячи людей – не только из Бурятии, но и из других регионов России. Тогда же было сделано и первое подношение – фрукты и миллион цветов.

— Во все времена возведение статуй Будд, ступ, дацанов считалось благотворным делом. В местах, где они появляются, все приходит в гармонию, — сообщил тогда Тензин-лама. — В природе прекращаются катаклизмы, в отношения людей приходит взаимопонимание, они меньше болеют и умирают от несчастных случаев, все живое обретает мир и покой.

Модератор: unnamed

Сакральные и «темные» места Бурятии

Сообщение Elant » 01 дек 2013, 11:24

ГЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ МЕСТА БУРЯТ

1. Буха Нойон Баабай – гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона, земного божества – покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты, составляющие эту этно- территориальную группу.

2. Байтог – гора возле села Байтог Эхирит-Булагатского района Иркутской области на границе расселения представителей племенных союзов эхиритов и булагатов. Впервые упоминается в исследованиях Матвея Хангалова как крупнейшее сакральное место эхиритов в 19 веке. В 1987 году на Байтоге в рамках процесса возрождения шаманских традиций бурят местными шаманами был проведен первый общеэхиритский тайлаган (шаманистский общественный ритуал).

3. Ухыр Манхай – гора возле поселка Усть-Ордынский Иркутской области в сторону улуса Идыга. В настоящее время известно как главное сакральное место булагатов, где проводятся общие для этой этнической группы тайлаганы. Наряду с Байтогом – реально действующий крупнейший общественный культ, собирающий большое количество верующих – приверженцев древней добуддийской религии бурят.

4. Мыс Бурхан , или скала Шаманка (оригинальное название не сохранилось) – сакральное место в районе поселка Малый Хужир Иркутской области на южной оконечности острова Ольхон на Байкале на берегу Малого моря. Находится в зоне расселения эхиритов. На этом месте проводились общественные молебны, связанные с поклонением «владыке Байкала». В последнее время Мыс Бурхан становится общебурятским культом, где устраиваются шаманские и буддистские ритуалы. Сегодня сюда приезжают шаманы и ламы из Улан- Удэ, Аги и Монголии.

Читать еще:  В Россию доставлен огонь из базилики Рождества Христова в Вифлееме

5. Буха-шулуун («Камень- бык») – священный камень, находящийся в долине реки Баргузин между селами Уро и Суво Баргузинского района Бурятии. Шаманское сакральное место, главное у баргузинских бурят – потомков эхиритов, переселившихся туда с острова Ольхон и западного побережья Байкала. Связано со скотоводческим культом бурят. По значимости соперничает у баргузинских бурят с буддистским обоо в местности Барагхан.

6. Бурин-хан – гора на границе Джидинского и Селенгинского районов Бурятии. Первоначально – это культ племени сартулов, расселенных на территории Западной Монголии (Забханский аймак) в верховьях реки Селенга. Распространялся в Бурятии одновременно с появлением здесь представителей сартульской этнической группы, перенесших сюда этот «кочующий» культ. На сегодняшний день в одном только Джидинском районе известно пять географических объектов и сакральных мест с названием Бурин-хан.

7. Хумунхан – гора возле села Мурочи Кяхтинского района Бурятии. Сакральное место для представителей племени цонголов.

8. Даян Дээрхэ – гора возле села Санага Закаменского района Бурятии. Сакральное место, на котором первоначально отправлялся монгольского происхождения культ поклонения грозному божеству Даян-тэнгри в образе всадника-воина. Ученые-этнологи связывают этот культ с деятельностью Чингис-хана.

9. Алханай – гора в таежной зоне в трех километрах от села Алханай Дульдургинского района Забайкальского края. Крупнейшее сакральное место у хоринских бурят. Наряду с буддийской статуей «Сандаловый Будда», находящейся в Эгитуйском дацане, претендует на главный религиозный символ бурят, принадлежащих к этнической группе хори.

Точное количество сакральных мест так называемой «этнической Бурятии» сегодня не сможет назвать никто. Раньше у бурят почиталось также множество мелких локальных эжинов , т.н. «хозяев местности», покровителей природных объектов местного значения — каждая местность в границах родового кочевья или улуса, каждая гора или какой-либо другой природный объект имел своего «хозяина» — эжина.

Покровителем Улан-Удэ считается Бухэ Батор , один из тринадцати богов Байкала. Место поклонения божеству — камень на одной из вершин скальных останцев расположенных у берега реки Селенга перед горой Спящий Лев (Омулевка).

Сакральных мест в Бурятии много, они есть в каждом рай­оне. Духи родной земли могут помочь нам, защитят нас от бед, даруют нашей земле пло­дородие, но нужно помнить, что осквернив святое место, можно запросто сделать его «опасным». Аномальная зона – это условное название. Все зави­сит от самого человека. Нужно очень уважительно относиться к природе, к своей малой родине, к местным божествам. Если ты будешь негативно относиться к природе, то можешь за это поплатиться, — уверены ученые-религиоведы.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА БАЙКАЛЕ

Особо почитается хозяин Байкала – Бухэ Хара Нойон, его еще иногда называют Се­дой Байкал, но это не совсем верно. Чтобы не навлечь на се­бя гнев Хозяина Байкала, нельзя стирать белье в священном озере, мыть машины, плевать в него, также запрещается брать воду после захода солнца, чтобы не потревожить Бухэ Хара Нойо­на. За непочтение к себе хозяин озера может жестоко покарать. Все хорошо помнят, что после погружения подводных батискафов «Мир» по Бурятии и Иркутской области прошла серия зем­летрясений. Верующие связывают это с тем, что побеспокоили духа озера.

Источники — Информ-Полис, Центральная газета. Материал подготовлен совместно с ИМБиТ СО РАН.

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

Ее появление позволит защитить культовые объекты от разрушения

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН в течение шести лет ведет работу над составлением и описанием карты сакральных мест монголоязычного мира. Сегодня мы представляем карту с самыми крупными природными культовыми объектами общебурят­ского значения

КАРТА ДОЛЖНА ЗАЩИТИТЬ СВЯТЫЕ МЕСТА

Анекдот о том, что глава ЮКОСа Ходорковский оказался на нарах после того, как самые сильные бурятские шаманы провели совместный обряд в защиту сакральных мест в Тункинском, Закаменском и других районах Бурятии, попавших под угрозу исчезновения из-за планов строительства там нефтяной трубы в Китай, до сих пор популярен в среде ученых-религиеведов.

Шутки шутками, но именно в 2002 году активизировалась работа ученых над составлением карты сакральных мест Бурятии, которую финансировал Российский фонд фундаментальных исследований.

— Эту работу наши ученые Матвей Хангалов и Цыбен Жамцарано начали еще в XIX веке, — рассказал заместитель директора ИМБиТ СО РАН, доктор исторических наук Сергей Данилов. — Позже над картой работали советские исследователи Ксения Герасимова, Тарас Михайлов, Регби Пубаев, Михаил Брянский. В последние годы грант Российского фонда фундаментальных исследований вела Сурун-Ханда Сыртыпова, но участвовали в нем ученые и других специальностей — этнологи и археологи.

— Серьезный практический смысл работа над картой сакральных мест приобрела из-за посягательств на них при строительстве промышленных объектов, — говорит участник исследовательского проекта, научный сотрудник ИМБиТ археолог Николай Именохоев. — Это началось в связи с проектами проведения по территории Бурятии нефтепровода и газопровода. Впервые эта проблема возникла в Тункинском районе, где мы должны были законодательно оградить сакральные места бурят от разрушения. На основе карты сакральных мест и должен был быть разработан проект охранных зон, который строители должны учитывать при размещении своих объектов на территории республики.

Сегодня угроза со стороны нефтяных компаний обошла стороной территорию республики, однако схожие проблемы могут возникнуть при реализации проектов «газификации Бурятии» компанией «Газпром», разработки нескольких крупных бурятских месторождений «полезных ископаемых» и строительства инфраструктурных объектов, в том числе и в районе Байкала. По словам Николая Именохоева, на участках туристско-рекреационной зоны в районе озера Котокель, поселков Горячинск, Гремячинск и бухты Безымянная «святых мест» бурят нет. Ввиду того, что исторически бурятское население там не проживало. Но возле Энхалука и Кудары (район дельты Селенги) уже имело место нарушение правил строительства в охранной зоне.

— Местные жители и власти в селе Дулан были в шоке, когда при строительстве дороги «срезали» местное обоо, — рассказал «ИП» об акте «строительного вандализма» Николай Именохоев. — Перед строительством дороги проект охранных зон, в котором территория обоо определена как неприкосновенная территория, был разработан нашей археологической лабораторией. Было заключение, что проект строительства дороги нужно изменить. Сдвинуть ось дороги в этом месте всего на полтора-два метра. От строителей тогда официально пришла бумага, что проект изменен. Но в итоге дорогу построили так, как было предусмотрено в начальном проекте, то есть по территории обоо.

САКРАЛЬНАЯ БУРЯТИЯ

Сегодня работа исследовательской группы Сурун-Ханды Сыртыповой прекращена, однако эстафету принял кандидат исторических наук Баир Нанзатов. Сегодня сотрудник отдела истории и этнологии ИМБиТ продолжает эти исследования по гранту Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Культурное наследие народов Центральной Азии: опыт визуальных реконструкций».

— Ухыр Манхай и Байтог — это два культовых места, на которых реально проводятся самые многочисленные тайлаганы, — рассказывает ученый-этнолог Баир Нанзатов. — В прошлом году на Байтоге в Эхирит-Булагатском районе «брызгали» более 400 человек, жертвенных баранов я насчитал 17—18. Это без доли опоздавших участников тайлагана. Лошадь была одна, а делили ее на 800 частей, и еще не хватило тем, кто на гору не поднимался, но на свой пай имел право. Это реальный культ, который сохранился от той исконной религии монголов, которая была во времена Чингис-хана и Тэб-Тэнгри.

Читать еще:  Лютеранская церковь Швеции лишилась за четыре года двухсот тысяч верующих

Точное количество сакральных мест так называемой «этнической Бурятии» сегодня не сможет назвать никто. Раньше у бурят почиталось также множество мелких локальных эжинов, т.н. «хозяев местности», покровителей природных объектов местного значения — каждая местность в границах родового кочевья или улуса (поселения), каждая гора или какой-либо другой природный объект имел своего «хозяина»- эжина.

— Главные культовые места сохранились в любом случае, — считает Баир Нанзатов. — Другое дело, что у каждого племени есть свои сакральные места, где они проводят свои обряды, которые являются сугубо локальными. То есть только для одного племени или даже рода.

Кроме буддистских и шаманских мест, «Информ Полис» совместно с учеными будет наносить на карту «Святой Бурятии» охранные зоны культовых мест эвенков, сойотов, объекты христианского культурного наследия православных, старообрядцев и протестантов и рассказывать об этом читателям.

ГЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ МЕСТА БУРЯТИИ

  1. Буха Нойон Баабай – гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона, земного божества – покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты, составляющие эту этно-территориальную группу.
  2. Байтог – гора возле села Байтог Эхирит-Булагатского района Иркутской области на границе расселения представителей племенных союзов эхиритов и булагатов. Впервые упоминается в исследованиях Матвея Хангалова как крупнейшее сакральное место эхиритов в 19 веке. В 1987 году на Байтоге в рамках процесса возрождения шаманских традиций бурят местными шаманами был проведен первый общеэхиритский тайлаган (шаманистский общественный ритуал).
  3. Ухыр Манхай – гора возле поселка Усть-Ордынский Иркутской области в сторону улуса Идыга. В настоящее время известно как главное сакральное место булагатов, где проводятся общие для этой этнической группы тайлаганы. Наряду с Байтогом – реально действующий крупнейший общественный культ, собирающий большое количество верующих – приверженцев древней добуддийской религии бурят.
  4. Мыс Бурхан, или скала Шаманка (оригинальное название не сохранилось) – сакральное место в районе поселка Малый Хужир Иркутской области на южной оконечности острова Ольхон на Байкале на берегу Малого моря. Находится в зоне расселения эхиритов. На этом месте проводились общественные молебны, связанные с поклонением «владыке Байкала». В последнее время Мыс Бурхан становится общебурятским культом, где устраиваются шаманские и буддистские ритуалы. Сегодня сюда приезжают шаманы и ламы из Улан-Удэ, Аги и Монголии.
  5. Буха-шулуун («Камень-бык») – священный камень, находящийся в долине реки Баргузин между селами Уро и Суво Баргузинского района Бурятии. Шаманское сакральное место, главное у баргузинских бурят – потомков эхиритов, переселившихся туда с острова Ольхон и западного побережья Байкала. Связано со скотоводческим культом бурят. По значимости соперничает у баргузинских бурят с буддистским обоо в местности Барагхан.
  6. Бурин-хан – гора на границе Джидинского и Селенгинского районов Бурятии. Первоначально – это культ племени сартулов, расселенных на территории Западной Монголии (Забханский аймак) в верховьях реки Селенга. Распространялся в Бурятии одновременно с появлением здесь представителей сартульской этнической группы, перенесших сюда этот «кочующий» культ. На сегодняшний день в одном только Джидинском районе известно пять географических объектов и сакральных мест с названием Бурин-хан.
  7. Хумунхан – гора возле села Мурочи Кяхтинского района Бурятии. Сакральное место для представителей племени цонголов. В настоящее время в значительной степени ассимилирован буддизмом.
  8. Даян Дээрхэ – гора возле села Санага Закаменского района Бурятии. Сакральное место, на котором первоначально отправлялся монгольского происхождения культ поклонения грозному божеству Даян-тэнгри в образе всадника-воина. Ученые-этнологи связывают этот культ с деятельностью Чингис-хана. Сегодня также подвержен влиянию буддизма.
  9. Алханай – гора в таежной зоне в трех километрах от села Алханай Дульдургинского района Забайкальского края. Крупнейшее сакральное место у хоринских бурят. Полностью ассимилировано буддизмом. Наряду с буддийской статуей Зандан Жуу («Сандаловый Будда»), находящейся в Эгитуйском дацане, претендует на главный религиозный символ бурят, принадлежащих к этнической группе хори.

Материал подготовлен совместно с Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Тело хамбо-ламы Итигэлова — объект поклонения для последователей буддизма

В дацане Иволгинска покоится тело умершего хамбо-ламы Итигэлова. Находится оно в одноименном дворце — дугане, реконструированном в конце 2000-х годов по старым фотоснимкам. Первоначально дуган возводился в 1906 году на территории дацана, расположенном в урочище Янгажин, и в его строительстве участвовал сам хамбо-лама. Однако в 1954 году обе постройки были уничтожены.

Почему же тело буддистского иерарха стало объектом поклонения для верующих и привлекает к себе внимание ученых со всего мира? Дело в том, что в 1927 году 75-летний Итигелов обратился с просьбой к монахам из Янгажина прочитать для него молитву, слова которой произносились только по случаю смерти. Просьба о прочтении «hуга Намши», или «Благопожелания умирающему» ввела иноков в полную растерянность.

Дворец Хамбо-ламы Итигэлова‎

Но когда Итигэлов, сан которого сравним с православным митрополитом, начал читать молитву самостоятельно, ламы все-таки поддержали его. По окончании молитвы лама не подавал признаков жизни, поэтому он, согласно завещанию, в позе лотоса был посажен в бумхан — саркофаг, сделанный из кедра, и похоронен в Эбилгэ – на территории нынешнего Иволгинска.

В 1955 г. монахи во главе с ламой Лубсан-Нимы Дармаевым подняли бумхан, как того требовал Итигэлов в своем завещании. Убедившись в отличной сохранности тела покойного, лама Дармаев провел над ним положенные обряды, переодел его и опять поместил в саркофаг. Спустя 18 лет над телом были проведены такие же манипуляции.

Храм Зеленой Тары‎

Осенью 2002 года другим ламой — Дамбой Аюшеевым и монахами дацана саркофаг был открыт вновь, теперь уже при участии криминалистов и других светских лиц. Удивительно, но и в третий раз тело Итигэлова не имело признаков гниения и высыхания. После проведения всех необходимых обрядов его перевезли в Иволгинский дацан и поместили в отдельный дворец. Так ламы исполнили перед усопшим свой долг.

В том же 2002 году эксперты взяли на изучение биологические материалы Итигэлова — ногти, волосы и кусочки эпидермиса. Проведя ряд исследований, ученые установили соответствие белковых фракций умершего фракциям живого человеческого организма. До сих пор ученые не могут найти объяснения этому феномену, а толпы паломников и туристов съезжаются в Иволгинский дацан, дабы лично поклониться сохранившемуся телу.

Баргузинская долина

Между Икатским и Баргузинским горными хребтами на расстояние более 200 км восточного побережья Байкала протянулась живописная долина, где совершенно нет дорог, а местность представлена различными природными зонами.

Читать еще:  Современные окна Schuco

Участки высокогорной тундры плавно переходят в пустынные участки, а те в свою очередь гармонично сменяются таежными зарослями. В долине находится более 10 мест, где из земли бьют целебные термальные источники.

В 1916 году на территории долины был основан Баргузинский заповедник, старейший на территории России. Место знаменито и тем, что древние легенды гласят, что на его территории находится могила Чингисхана.

Иволгинский монастырь

Этот дацан был основан в 1947 году в 40 км от Улан-Удэ. Он служил резиденцией Духовного управления буддистов России. В дацане находится священная статуя Будды и трон далай-ламы XIV. Каждый год в храме проводятся крупные хуралы. В начале весны празднуется Новый год по восточному календарю, а летом – праздник Майдари.

Иволгинский храм знаменит тем, что там хранится нетленное тело ламы Итигэлова. По легенде, в 1927 году лама завещал своим ученикам осмотреть его тело через 75 лет, затем сел в медитацию и ушел в нирвану. Его похоронили в той же позе в кедровом кубе. Согласно завещанию в 2002 году куб был открыт, а тело осмотрено. Оно было в неизменном состоянии. Были проведены соответствующие обряды и ритуальные действия, а нетленное тело ламы Итигэлова перенесено в Иволгинский дацан.

Священные места Бурятии Выполнила: Ветлугина Настя

остров Ольхон Самый большой остров среди бескрайнего Байкала, Ольхон — мир контрастов. Над ним всегда ярко светит солнце, пусть даже где-то поблизости гремят грозы и идут дожди. Ольхон окружен пятой частью пресных вод планеты, но стоит немного отойти от берега, и вы вряд ли найдете даже слабенький ручеек. Потому и назван остров так: « Ольхан » на языке коренных жителей, бурят, значит «сухой». Неторопливая плавность степных сопок Ольхона внезапно обрывается отвесными утесами в Байкал и незаметно сменяется сибирской тайгой и горными вершинами на севере и северо-востоке острова.

Иволгинский Дацан Иволгинский дацан « Хамбын Хурэ » (также тиб . « Гандан Даши Чойнхорлин »; бур. Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид — «монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости») — Резиденция Пандито Хамбо ламы — Главы Буддийской традиционной Сангхи России, центр буддизма России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга.

Храм на лысой горе В начале 2000 года в городе Улан-Удэ, столице Республики Бурятия, был создан центр » Ринпоче Багша «. С благословения Его Святейшества Далай Ламы XIV центр основал досточтимый Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV) – тулку , святой перерожденец, человек, осознанно родившийся и посвящающий свою жизнь помощи всем живым существам. Предназначение центра « Ринпоче Багша » это сохранение, развитие и распространение буддизма классической традиции Гелуг . То есть последовательное и осознанное просвещение всех, кто чувствует свою историческую, национальную, духовную близость с буддизмом. Понимание законов мироздания и методов достижения настоящего счастья и благополучия всеми живыми существами, заложенное в Учении Будды, происходит постепенно. Задача центра – помощь всем, идущим по этому пути.

Сандаловый Будда – Зандан Жуу , Эгитуйский дацан, Еравнинский район. Статуя в буддизме – это живой представитель божества, в данном случае, самого Будды. Почитая его статую или изображение, мы получаем благословление лично от него. Сандаловый Будда или по-бурятски Зандан Жуу считается прижизненным изображением Будды. По легенде могущественный царь загадочной страны Уддияна по имени Прасенаджит обратился к ученикам Будды с просьбой увидеть самого Учителя и создать его статую. Будда на тот момент находился в небесах Тридцати Трех Богов, даруя там учение. Маудгальяна , его ученик, обладал сверхъестественными способностями, и поэтому без труда перенес скульпторов в мир божеств. Вернувшись, они создали из сандалового дерева в натуральную величину статую Будды. Говорят, что когда Будда возвратился в мир людей, эта статуя ожила, и, сделав 6 шагов, поклонилась ему. Великий Учитель предсказал, что статуя через столетия окажется далеко на севере, где произойдет расцвет буддизма.

Нетленное Тело XII Даши Доржо Этигэлова , Иволгинский дацан В 2002 году весь мир облетела информация о Нетленном теле бурятского ламы. После 75 лет нахождения в земле тело Этигэлова сохранилось. Хамбо Лама поставил науку в тупик, которая не способна объяснить его феномен. Он смог достичь высшего духовного уровня, благодаря которому контролирует свое тело. Вернувшись к потомкам, он знаменовал новый веху в истории российского буддизма – его подлинное возрождение. Тысячи верующих приезжают в дни больших буддийских праздников в современный центр буддизма в России – Иволгинский дацан для поклонения Этигэлэй Хамбо . Многие из них считают, что, обращаясь ему с мольбой о разрешении трудностей, помощи и благословления, Этигэлэй Хамбо , действительно, помогает им.

Проявление богини Янжимы , село Ярикто , Баргузинский район Янжима – это покровительница мудрости, ремеслам, плодородию, искусства, матерей и детей. На санскрите ее имя звучит как Сарасвати . По преданию, изначально Янжима пришла в наш мир, чтобы даровать знания, помогающие рассеять тьму неведения. Во время поисков священных реликвий экспедицией лам в Баргузинской долине Пандито Хамбо Лама XXIV Дамба Аюшеев вошел в медитацию и увидел, что недалеко от него на скале проявился лик божества. Это была богиня Янжима . До этого никто ее здесь не видел.

Великая ступа, Джарун Хашор Чоддэн Лхахан Великая ступа способна исполнить молитвы верующих. По своим особенностям она подобна Драгоценности, исполняющей Желания. Паломники, совершающие обход ступы, простирания, независимо от вероисповедания получают огромную пользу. Камни уложены так, чтобы принести безграничную радость людям. Великая Ступа Джарун Хашор Чоддэн Лхахан – олицетворение Разума всех Будд и Бодхисатв трех времен и десяти сторон, несвойственное космическое тело Будд ( Дхармакая ), выражение милосердия ко всем живым существам .

Шаман-камень, одна из 9 святынь Центральной Азии Ольхон – это обитель хранителей озера Байкал. А Шаман-камень или Мыс Бурхан – дворец владыки острова Ольхон – Хан- Хото Баабай , спустившийся с небес на землю. Это сакральное место внешне похоже на волшебный дворец. Гора сложена из кристаллического известняка – мрамора, обладает большой силой и энергией. В скале есть пещера, в начале XX века в период распространения буддизма среди западных бурят там был установлен буддийский алтарь. Говорят, рядом со скалой в роще хоронили больших шаманов. Со священным местом связано множество табу. Одним из основных, нельзя подходить к нему, заходить в пещеру, все это особенно касается женщин (возникают трудности родить ребенка) и маленьких детей. Лучше всего остановиться у столбов на склоне и не спускаться по тропе к самой к скале, чтобы избежать неожиданных бед и проблем в жизни. Хотя к скале идут многие туристы, не взирая на ограничения, шаманы считают, что поступать так крайне нежелательно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector