0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

30 мая в Улан-Удэ открылся Всероссийский форум; Сообщество, на который приехала большая делегация Общественной палаты России

30 мая в Улан-Удэ открылся Всероссийский форум «Сообщество», на который приехала большая делегация Общественной палаты России

Вчера часть группы побывала на экскурсии в Иволгинском дацане, во время экскурсии гости узнали об истории российского буддизма, сделали гороо (обход дацана по кругу) и поклонились Пандито Хамбо Ламе Этигэлову.

Сегодня вместе с членом Общественной палаты РФ от Бурятии Баиром Бальжировым Баир Гвибалович Бальжиров на встрече с действующим главой буддистов России Дамбой Аюшеевым Дамба Аюшеев побывали секретарь ОП РФ Валерий Фадеев, заместитель секретаря ОП РФ Александр Точенов, заместитель руководителя аппарата ОП РФ Валерий Чирков, председатель Комиссии по экологии ОП РФ Альбина Дударева, зам. генерального директора ТАСС Андрей Соколов, начальник отдела ТАСС Буянто Биликтуев. Группу также сопровождал руководитель администрации главы и правительства Республики Бурятия Баир Цыренов.

Нас сопровождал студент Буддийского университета Валерий.

Первое здание дацана, построенное в 1946 году.

Также как якутам был разрешен национальный праздник Ысыах, в 1945 году Сталин разрешил построить буддийский дацан.

Здание, где хранится отросток дерева под которым Будда обрел просветление.

Сту́па (субурга́н, санскр. स्तूप, stūpa IAST, «макушка, куча земли, камней, земляной холм»[1], тиб. чортен, монг. суварга(н), бур. субарга(н)) — буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания[1]. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.

Первоначально представляла собой реликварий, затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события[1]. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей[2].

Тара (санскр. तारा [tārā] IAST, тиб. སྒྲོལ་མ་ [Drolma] «Спасительница») — одна из главных бодхисаттв (идам, просветлённых существ) буддизма. Она родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась Тара, ставшая его женой.

В иконографии существует 21 форма Тары, среди них основными принято считать следующие:

Белая Тара Зелёная Тара Красная Тара ( тиб. [sgrol-ma dmar-po] [Долма Марпо] «Красная Освободительница») [1]. Её воплощением является Курукулла Желтая Тара ( санскр. [Васундхара] или [Васучара] «Хранительница Сокровищ»; тиб. [Долма Сермо] «Жёлтая Освободительница») [2] Голубая Тара — её воплощением является Экаджати

прошёл XVIII турнир Агинского Бурятского округа Забайкальского края по вольной борьбе «Кубок памяти Цыренова Бадмы Цыреновича»

25 ноября в Агинском прошёл XVIII турнир Агинского Бурятского округа Забайкальского края по вольной борьбе «Кубок памяти Цыренова Бадмы Цыреновича».

Сборная Могойтуйского района стала в общекомандном зачете второй. По результатам встреч могойтуйские спортсмены уступили всего один балл – Агинскому району, тем самым подтвердив командную силу духа, бойцовский характер и стремление в достижении новых высот.

Каждый из спортсменов района показал красивую схватку на ковре. Обладателем специального приза «За самую красивую схватку» стал — Номогоев Тимур (Могойтуйский район).

«Лучшим тренером по вольной борьбе Забайкальского края» признан тренер-преподаватель Могойтуйской детско-юношеской спортивной школы Дугаржап Жаргалов. Престижная премия была учреждена в 2014 году сенаторами от Забайкальского края — заместителем председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Президентом Федерации спортивной борьбы Забайкальского края Баиром Баясхалановичем Жамсуевым и Степаном Михайловичем Жиряковым.

Традиционно, одним из главных спонсоров Кубка выступил ветеран борьбы, предприниматель Владимир Жалсараев. Все чемпионы – юноши получили спортивные сумки «Bosco». Команде Могойтуйского района был вручен сертификат на 60 тыс.рублей.

Оргкомитет Могойтуйского района выражает слова благодарности всем, кто внес свою лепту в общую победу: тренерам и спортсменам, спонсорам и болельщикам, всем землякам за поддержку и положительные эмоции.

19 турнир пройдет на Могойтуйской земле в 2019 году.

Кубок посвящен памяти видного государственного и политического деятеля Аги 1960-70-ых годов, депутата Верховного Совета СССР трех созывов, председателя Агинского окружного исполнительного комитета Бадмы Цыреновича Цыренова и является одним из самых зрелищных и захватывающих соревнований, где на ковре встречаются лучшие борцы Агинского округа.

Скульптор и архитектор Санжи-Цыбик Цыбиков_фото daily03.ru

27 апреля в музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова (Национальный музей РБ) открылась выставка «Суута багшын соло. Гимн великому учителю» к 140-летию выдающегося ламы-философа Янгажинского дацана, скульптора и архитектора Санжи-Цыбик Цыбикова (1877 — 1934) и его школы буддийской скульптуры.

В экспозиции представлена полная коллекция работ самого мастера и учеников его школы. Впервые экспонируются документы, фотографии, проекты сумэ, дуганов Янгажинского дацана конца XIX – начала ХХ веков.

«Дацанское искусство»

В советское время в Бурятии «дацанское искусство» было закрытой темой. Большая часть дацанов была уничтожена, а вместе с ними и произведения буддийского искусства. Многие предметы культа были вывезены за пределы Бурятии, часть утрачена. Буддийская коллекция музея собрана из разрушенных дацанов в 30-е годы ХХ века. Основная часть буддийских скульптур вывезена из Янгажинского дацана.

Впервые буддийские произведения искусства из Бурятии экспонировались в Москве в 1970 году на выставке «Буддийское искусство Бурятии Х VIII – начала ХХ вв.». Затем выставка открылась в Улан-Удэ, после этого началось изучение буддийских коллекций, научная атрибуция предметов. Музейными сотрудниками – хранителями Ж.Ж. Жабоном и Н.Б. Бадлаевой была собрана информация о бурятских мастерах.

В 1963 году была опубликована совместная статья знатока-краеведа Г.Л. Ленхобоева и буддолога К.М. Герасимовой «Материалы о народных умельцах Оронгоя». В статье впервые упоминается имя скульптора, архитектора, руководителя строительными работами ламы Янгажинского дацана Санжи-Цыбик Цыбикова.

Читать еще:  Богатые мусульмане смогут совмещать хадж в Мекку с дегустацией шоколада и спа-массажем

Расцвет бурятского культового искусства приходится на конец XIX – начало ХХ вв. Образцами этого блестящего периода бурятской иконографической культуры являются скульптурные произведения «Уран дархана» С-Ц. Цыбикова и его учеников. Лама -философ по образованию, художник C анжи-Цыбик Цыбиков прожил недолгую, но яркую жизнь.

Магическое действие

С-Ц. Цыбиков был родом из улуса Очир-Булаг, что недалеко от села Верхняя Иволга. Был хувараком Янгажинского дацана, где завершил учебу в цаннит-дацане (философский факультет), получил звание гэбши, а затем габжа, то есть был философом, имел самое высокое звание, которое можно было получить в бурятских дацанах.

Затем он стал заниматься художественной резьбой, скульптурой и строительным делом. Вокруг себя собрал народных умельцев, мастеровых, которые впоследствии составили его знаменитую школу.

В общее дацанское обучение входили занятия по теории искусств, иконографии, канонам, поэтому мастер разбирался в канонах буддийского искусства, сам мог произвести расчеты и прочертить схемы изображения тех или иных божеств. Он знал модули – меры, основывающиеся на размерах ладоней и пальцев (ангулах), и, главное, обучал этому своих учеников.

Выполнять изображения божеств являлось магическим действом. Без духовного посвящения его нельзя было выполнить, надо было иметь как бы «допуск» к изображению священных образов. Иконописью и скульптурой могли заниматься только люди из ламского сословия, посвященные в особый ритуал.

Многие художники пользовались готовыми руководствами, так называемыми «тик», на тибетском языке – тик-за-чан-дел, а на монгольском – tigei nom , с точными расчетами и схемами изображения разных классов божеств (системы аштатала, даштатала), восходящие к древнеиндийским трактатам по иконометрии, а также к традициям Калачакра- и Самвара-тантры. Кроме этого, существовали готовые трафареты-образцы, прориси божеств. Не все мастера владели тибетским языком, да и сложно было разобраться в чертежных схемах и расчетах. Поэтому большая часть народных мастеров копировали готовые образцы под руководством опытных лам-зурашинов. Работы, не отвечающие требованиям канона, уничтожались, так как предполагалось, что они могут навредить не только художнику и заказчику, но и всему дацанскому приходу.

Главными помощниками-скульпторами выдающегося мастера были Гарма Ленхобоев, братья Даши и Мунко Санжиевы, Жимба Жамбаин, Даба Жамсаранов и др. Всего в школе насчитывалось около 30-ти мастеров. В полном составе школа собиралась во время выполнения большого заказа или сооружения монументальных скульптур.

C -Ц. Цыбиков был человеком высокого роста, аскетического вида, по характеру спокойным и сдержанным, немногословным, неприхотливым в быту, но очень требовательным в творчестве. Современники отмечали его душевную щедрость, доброту, уважительное отношение к людям. В семье племянницы Норбо Гармаевны Энкеевой сохранилась его единственная фотография, где он сидит с ламами и прихожанами Янгажинского дацана.

Творения мастера

Главным творением мастера можно считать скульптурный ансамбль Янгажинского дацана конца Х I Х – начала ХХ века. Этот дацан считается уникальным, так как весь монастырский комплекс с девятью храмами-дуганами, с интерьерами и внешним декором, скульптурными и живописными произведениями был построен и оформлен мастерами янгажинского прихода, в народе известными как «оронгойские», по названию местности.

Наиболее известной из скульптурных работ мастера и почти легендарной считается колоссальная статуя Будды Грядущего Майдари. Для изготовления этой статуи из кедрового урочища близ Иволги везли деревья на 20-ти подводах.

Буддийские скульптуры внутри изготавливали полыми, чтобы потом заполнить эту пустоту, превратить статую в магическую реальность. Поклоняясь божеству, верующий видел не только внешнюю оболочку, но и внутреннюю культовую суть. Множество ритуальных текстов, даров, шелковых шарфов-хадаков, зерен, благовонных трав, полудрагоценных камней было вложено внутрь скульптуры Майдари. Статуя была раскрашена минеральными красками, позолочена, затем была освящена и превратилась в святыню всего прихода, в воплощение Будды Грядущего. Верующие, обращаясь к нему, вступали в прямой контакт с божеством и могли просить его о покровительстве и помощи. Сохранилась фотография этого монумента, имевшего 16-метровую высоту и стоявшего в специальном храме – Майдарин сумэ. Голова Майдари находилась на уровне 3-го этажа этого сумэ. Религия и философия позволили буддийским художникам создать образ, полный необычайной одухотворенности и жизненной силы.

Восстановление утраченного

За свою недолгую жизнь мастер успел сделать многое, его творческая активность была феноменальной. Он работал не только для Янгажинского дацана, но и для Хамбын Хурэ (Тамчинского, или Гусиноозерского дацана), по заказу которого он создал великолепную композицию Деважина (Западный рай – «чистую землю» Будды Амитабхи).

Время пощадило один из уникальных скульптурных комплексов – объемную мандалу Дхьяни-Будды Сарвавид (Всеведущего) Вайрочаны (санскр.), или Гунриг (бур.), выполненную в дереве мастерами во главе с С-Ц. Цыбиковым для сумэ Гунриг Янгажинского дацана. Мандала Будды Вайрочаны считается одной из древнейших мандал индийского происхождения и относится к классу йога-тантр. Известно, что обитель этого божества – страна Акаништха (санскр.) считается высшей и наиболее совершенной из миров. О значимости и популярности этого культа в бурятском буддизме говорит то, что в 23 дацанах дореволюционной Бурятии имелись сумэ Гунриг. Прижизненное поклонение божествам мандалы дает спасение душе умершего от плохих перерождений, может изменить неблагоприятную карму и дать возможность перерождения в райских «чистых землях» в разных сторонах космического пространства.

В музей-комплекс мандалы Гунриг попал в неполном составе, из 37 фигурок сохранилось 35, сильно поврежденных, с утратами фрагментов, атрибутов. Сохранилась танка Янгажинского дацана «Мистический цикл 37 божеств мандалы Гунриг», что указывает на распространенность этого ритуала в дацанах. К нему имелись специальные тексты ритуалов – сокшоды.

В начале 80-х годов ХХ века фигуры мандалы были отреставрированы реставратором из Государственного Эрмитажа (г. Ленинград) М.Н. Лебель. Комплекс атрибутирован при консультации Хамбо-ламы Ж. Эрдынеева, созданы фотоальбом и макет реконструкции этого памятника, тибетологом Д. Дашиевым был сделан перевод обрядовой тантры Сарвавид татхагаты из тибетских текстов.

В 1998 году в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова открылась выставка «Буддийское искусство», где впервые в большом количестве стали экспонироваться авторские работы С-Ц. Цыбикова и учеников его школы. Почти полностью был выставлен комплекс мандалы Гунриг, затем триада Будд долголетия: Белая Тара, Аюша и Зугдэр Намжилма, фигура грозного защитника веры Жамсарана с редким иконографическим изображением его горной обители – Жамсаранай орон.

Читать еще:  США: епископалы-консерваторы создали альтернативную церковную структуру

Триада Будд долголетия является не только единым иконографическим комплексом, но единым и по стилю исполнения, и по той духовной наполненности и силе, которая объединяет эти фигуры в общий ансамбль. Особое внимание привлекает образ Будды Аюши (Амитаюс – санскр.), выполненный по самым высоким требованиям иконографических канонов, представляющий высший эталон мастерства художника. По силе художественного обобщения, по технике и пластике изображения красоты именно мужского божества, по выразительности черт лица узнается особый стиль художника-философа.

По воспоминаниям современников, в центральном храме дацана находилась посмертная скульптура ширээтэ (настоятеля) дацана Лубсан-Ниндага Банзаракцаева, который с 1880-го по 1902 годы возглавлял дацан и внес неоценимый вклад в его развитие. Его называли «Бурхан-лама» и очень уважали. Скульптура была выполнена С-Ц. Цыбиковым.

Особо почитаемыми в северном буддизме были образы учителей – знатоков и распространителей Учения. Наиболее чтимым из них был образ Чже Цзонхавы (1357 — 1419), великого религиозного деятеля буддизма Тибета, создавшего школу «Ге-луг-па» («идущие по пути добродетели»). Культы самого Цзонхавы и триады «Цзонхава с учениками Жалсап-чже и Хайдап-чже» были широко распространенны в Бурятии.

В музейной коллекции из Янгажинского дацана имеется несколько образов Цзонхавы и группы «Цзонхава с учениками». Наиболее ранней работой С-Ц. Цыбикова считается скульптурный портрет Цзонхавы из дерева, с тонкой проработкой деталей и изысканной орнаментальной росписью.

Великолепная триада «Зонхава с Жалсаб-жи и Хайдаб-жи (бур)», по сведениям Книги поступлений, принадлежала Хамбо Ламе Даши-Доржо Итэгэлову (1852 — 1927). По стилевым особенностям эти скульптуры близки к работам самого мастера С-Ц. Цыбикова. Можно смело предположить, что мастер выполнил скульптуры по особому заказу Хамбо Ламы или в дар своему учителю.

К авторским работам мастера можно отнести фигуры богини милосердия Белой Тары, Бодхисаттвы беспредельного сострадания Четырехликого Авалокитешвары, Будды Грядущего Майтрейи, Будды созерцания Вайрочаны, которые близки по технике исполнения, пластическому рисунку, пропорциональности форм и по той одухотворенности и возвышенности образов, характерных для его творений.

Самым плодовитым периодом творчества художника были 10 — 20-е годы ХХ века, когда он становится зрелым мастером и блестящим скульптором, когда созданная им школа мастеровых становится известной далеко за пределами своего края.

Мастера его школы, кроме резьбы по дереву, владели техникой папье-маше, сложной по технологии. Вырезанную из дерева скульптуру оклеивали тканью, сверху наносили слой бумаги, измельченной и перемешанной с растительным клеем, а затем обмазывали глиной с клеевым связующим, изготовленным из отвара корней некоторых растений. Такая смешанная техника давала возможность художнику делать более тонкую проработку мелких деталей и отдельных фрагментов. В одном произведении могли использоваться разнообразные материалы и техники: для атрибутов, деталей украшений использовалась глина, смешанная с мелом, мелким песком или древесной пылью, а для хрупких деталей использовали жесть, прочеканенную медь или серебро.

В скульптурных работах его учеников сильна фольклорная традиция: в изображениях популярных богов долголетия, богатства, покровителей домашнего очага заметны черты сказочных бурятских баторов.

Трагичные 30-е годы

Трагическим был последний период жизни С-Ц. Цыбикова. Мрачные события 30-х годов ХХ века, периода репрессий, коснулись и его. Он уже не был в дацане, в основном жил в улусе Очир Булак, работал в коммуне «Улан Туя» в качестве плотника, столяра, кузнеца, изготавливал обычную бытовую утварь. Известно, что он получал заказы от сельсовета и Краеведческого музея, в фондах которого сохранились скульптурный портрет В.И. Ленина, небольшие скульптурные изображения генерал-губернатора, градоначальника и нойона.

В 1931 году ночью его увезли в тюрьму города Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ), где он просидел с другими ламами один месяц. Как рассказывают очевидцы, С-Ц. Цыбиков постоянно молчал, ни с кем не общался. В конце концов он остался в камере один, все остальные ламы были расстреляны. Документы Цыбикова исчезли, его вынуждены были отпустить домой. В 1934 году мастер ушел из жизни.

По верованию буддистов считается, что самое благоприятное перерождение – в мире людей, самой лучшей профессией – профессия художника и скульптора, ибо они творят лики и образы богов.

Светлана Бардалеева, заслуженный работник культуры Республики Бурятия

Последние годы жизни

Существует версия, что причиной, по которой Итигэлову в 1917 году пришлось покинуть свой руководящий пост, стала болезнь.

Однако, согласно сохранившимся свидетельствам, он предвидел приход советской власти, предстоящие репрессии, гонения, разрушения, с которыми придется столкнуться последователям Будды и принял решение, отказавшись от поста, начать подготовку к своему предстоящему возрождению, продолжая просто служить в монастыре.

Достигнув 75 лет, Пандита Хамбо Лама XII Даши Доржо Итигэлов в день полной луны в июне 1927 года собрал учеников и, предварительно оставив им указания, погрузился в самадхи и достиг нирваны.

Буддизм распространен среди этнических бурят

Решая какую религию исповедуют буряты, необходимо помнить, что на территории современной Бурятии с конца XVI века начала распространяться одна из тибетских школ буддизма под названием гелугпа (бур. шара шажан — жёлтая вера).

Это распространение шло среди этнических бурят. Считается, что в 1741 году буддизм был признан одной из официальных религий в России. Примерно тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь — Тамчинский дацан.

Русско-бурятская школа. Конец XIX века. Появление в Бурятии буддизма дало толчек к развитию бурятского языка и культуры. Фото: upload.wikimedia.org

При распространении буддизма на территории современной Бурятии активизировались процессы распространения письменности, развитие науки, литературы, искусства и зодчества.

Со второй половины XIX начинается период бурного расцвета бурятского буддизма. Широко практиковалась тибетская медицина. В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 ламами.

Читать еще:  Главные раввины Израиля высказались против абортов

В 1918 году вышел декрет, отделивший церковь от государства. В Бурятии действие закона началось с 1925 года. В результате начались гонения на буддизм и иные религии. Из сорока семи действующих дацанов и дуганов в начале века практически ничего не сохранилось.

1864 высокообразованных учёных-лам были отправлены в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, сотни расстреляны. К концу 1930-х годов бурятская буддийская община перестала существовать.

Иволгинский дацан — центр буддизма в России. Дуган Зелёной Тары. Большинство бурят — буддисты. Фото: upload.wikimedia.org

В годы Великой Отечественной войны политика советских властей по отношению к буддизму в республике значительно смягчилась. С 1946 года были заново открыты 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области.

Окончательно возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 1980-х годов. В наше время буддисты составляют 20% населения Бурятии. Власти республики поддерживают деятельность буддистских общин, считая её одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят.

Буддизм

Жители западного побережья Байкала оставались приверженцами этого вероисповедания, буряты же, жившие на восточном берегу, обратились к буддизму под влиянием соседей-монголов.

В XVII веке из Тибета через Монголию в Бурятию проникает ламаизм – одна из форм буддизма. Как следует из названия, в этом религиозном направлении большая роль уделяется ламам. Они почитались как учителя и проводники на пути к просветлению. Для этой новой для бурят религии характерна особая пышность церемоний. Обряды проводятся по строгим правилам. Ярким примером является ритуал цам-хурал. Этот театрализованный обряд богослужения включал исполнение священных танцев и показ пантомим.

Преданность шаманизму среди бурят была настолько велика, что даже в ламаизм они привнесли такие атрибуты древнего верования, как одухотворение природных сил и почитание духов-хранителей рода (эжинов). Вместе с буддизмом в Бурятию приходит культура Тибета и Монголии. В Забайкалье прибыло более 100 тибетских и монгольских лам, начали открываться дацаны (буддийские монастыри). При дацанах функционировали школы, издавались книги, развивалось прикладное искусство. А также они были своеобразными университетами, которые готовили будущих священнослужителей.

1741 год считается поворотным в истории становления буддизма как вероисповедания бурят. Императрица Екатерина Петровна подписала указ, признававший ламаизм одной из официальных религий на территории России. Официально был утвержден штат из 150 лам, который освобождался от уплаты налогов. А дацаны становились центром развития тибетской философии, медицины и литературы в Бурятии.

На протяжении почти двух столетий ламаизм активно развивался, обретая все больше последователей. После революции 1917 года, когда к власти пришли большевики, начался период упадка буддийской традиции бурят. Дацаны были закрыты и разрушены, а ламы репрессированы. Только в 1990-х годах началось возрождение буддизма. Было построено 10 новых дацанов. Однако еще в 1947 году недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ был основан Иволгинский дацан, и снова заработал Агинский.

Сейчас Республика Бурятия является центром буддизма в России. В Эгитуйском дацане находится статуя Будды, сделанная из сандалового дерева. Для нее даже было построено помещение, в котором поддерживается определенный микроклимат.

Католицизм

Католическая община в Бурятии начала складываться в XIX в. из сосланных на поселение участников польских восстаний, а также квалифицированных рабочих, прибывших из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. 31 августа 1999 г. в г. Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход «Святейшего Сердца Иисуса Христа», который входит в структуру централизованной религиозной организации Римско-католической епархии Святого Иосифа в г. Иркутске, и, начиная с 2002 года, началось строительство католического храма.

Сегодня число постоянных прихожан католического храма составляет около 100 человек, это представители разных национальностей: немцы, поляки, литовцы, армяне, русские, буряты разных возрастных и социальных групп. Настоятелем храма является Адам Романюк.

Как добраться до Иволгинского дацана?

Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.

Общественный транспорт

От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.

По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.

Личный автомобиль

На машине из Улан-Удэ до Иволгинского дацана можно доехать по трассе А-340 (раньше она называлась А-165) — «Кяхтинский тракт». Дорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский районы. Маршрут следования примерно такой: Улан-Удэ — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Верхняя Иволга.

Пещера Городовой Утес

На живописном правом берегу реки Чикой много тысячелетий назад образовалась красавица-пещера, а свое наименование она получила из-за того, что находится у подножия высокой горы Городовой Утес.

Созданный самой природой-архитектором необычный арочный вход в удивительную пещеру расположен на уровне 200 м от поверхности реки, а рядом с пещерой есть две чуть меньше размерами. На карте Российской империи гора с пещерой появилась в XIX столетия, а название свое получила из-за находящегося на ней казачьего дозора.
На стенах, потолке и сводах у входа пещеры были обнаружены наскальные рисунки, выполненные красной охрой древними художниками бронзового века.

Как видим, в Бурятии представлены разнообразные виды достопримечательностей, от красивейших природных заповедников до уникальных рукотворных памятников архитектуры. Самые красивые достопримечательности Бурятии по праву считаются национальным достоянием не только республики, но и России, и давно стали гордостью бурятского народа.

В заключение отметим, что бурятский регион, уютно раскинувшийся вдоль восточного побережья Байкала, имеет огромный туристический и рекреационный потенциал, и просто надо с умом использовать это богатство.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector