7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем подвиг и помощь первоверховных апостолов?

Православная Жизнь

Новомученики о подвиге первоверховных апостолов Петра и Павла.

Святого может лучше всего прославить святой. Так как они одним Духом жили и одному Богу служили. Вот и мы в праздник святых апостолов Петра и Павла обратимся к нашим ближайшим святым – к новомученикам и исповедникам и их устами прославим первоверховных апостолов.

Сщмч. Иоанн Восторгов называл апостола Петра «пылкий и решительный, способный на быстрый порыв и столько же на быструю реакции», а ап. Павла «твердый и настойчивый Павел».

«Возлюбленные братия, сегодня праздник великих. Сегодня праздник величайших в Христовой Церкви. Радуйтесь! – говорил в этот день сщмч. Григорий (Лебедев), — Их охрана очень надежна. У них не ключи города, а ключи Царства Небесного. Не ворота они отпирают – они открывают небо. Они поддерживают не только ваши дома – они укрепляют ваши души. Радуйтесь же со святым Петром! Он не только утверждение города. Он – утверждение Церкви…Радуйтесь со святым Павлом! Он не только учитель города. Он – учитель вселенной. Его слово обходит не только дома и храмы – оно звучит над всем миром».

Пламенные апостолы по замечанию сщмч. Фаддея (Успенского) «одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упасти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «утвердил братию», рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников (Деян. 15:7, 11). Другой, будучи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе, прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную».

Не своей только силой, а силой Божией подвизались апостолы. «Прежде всего, продолжает сщмч. Григорий, — Вспомните: кто был Петр и откуда призван Павел? Из вас, из простых людей, из немощных. Петр – бедный рыбак, Павел – ремесленник. Какими сокровищами они обладали? Петр имел лодку да сети, Павел – сапожный нож да кусок кожи, а они уловили всю вселенную. Ловец рыб стал ловцом людей, а кто владел сапожным ножом, тот ножом проповеди стал перекраивать человеческие души. Рыбак и ремесленник стали властителями вселенной!».

Апостолы – пример для подражания нам. Их жизнь и вера полны благодати, вдохновиться и воодушевиться можно взирая на них. Вот послушаем, как вдохновенно о них говорит Крымский светильник сщисп. Лука (Воино-Ясенецкий): «Глубочайшую веру показал нам Апостол Петр, когда вышел из лодки и пошел к Идущему по волнам моря Иисусу Христу.

Пойдем же и мы так же бесстрашно к Сыну Божию, не сомневаясь в том, что Он и нас поддержит во всех трудностях пути, как поддержал начавшего утопать Петра.

В Саду Гефсиманском пламенно любивший Христа Петр не побоялся извлечь меч и ударить одного из рабов архиерейских.

Вспомним об этом, если посмеют пред нами заушать и оскорблять Спасителя нашего, и смелыми и гневными словами обличим врагов Христовых.

Научимся у великого Апостола каяться в грехах наших так страстно и неотступно, как каялся он до смерти своей в своем тяжком грехе троекратного отречения от Христа.

…обратим свой духовный взор на…блаженного Павла.

Крестная смерть Господа Иисуса Христа, Крест, облитый кровью Спасителя мира, потряс его до такой безмерной степени, что весь мир потерял для него всякий интерес. Он чувствовал себя как бы распятым вместе со Христом и говорил: «…крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

Любовь к Господу Иисусу Христу так всецело владела им, что он говорил: «…никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6, 17). Не знаем, действительно ли на руках и ногах его так подлинно изобразились язвы Спасителя…но если и не было у него подлинных кровавых отпечатков, то не сомневаемся в том, что он крайне болезненно чувствовал язвы и раны Христовы.

Будем же и мы вместе с блаженным Павлом глубоко сознавать и чувствовать ужас Креста Христова. Да не пройдет ни один день нашей жизни без воспоминания о Кресте Христовом и без осенения себя им».

Обличают нас новомученики, что не знаем и не хотим знать мы духа апостольского, не хотим знать их наставлений, которые сохранила для нас Библия. Вот ревность епископа-мученика Фаддея (Успенского):

«Оба оставили последующим церквам…свои писания, полные назиданий, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых (1Пет. 4, 12). Другой раскрывает неисчерпаемое богатство «премудрости и ведения», заключенное во Христе для всех народов (Кол. 2:3; Еф. 3:8)».

Но мы не хотим знать Писания, не хотим «слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного откровения (Мф. 16, 17), какую имел называемый камнем Симон Петр». Оскудевает любовь христианская между людьми и народами, потому что «совсем забыли о Павле, которого «уста были всегда отверсты и сердце расширено» (2Кор. 6, 11), чтобы нежною любовью объять всех».

Нам необходимо запомнить слова новомученика: «Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на «двенадцати основаниях», которые суть «двенадцать апостолов» Христовых (Откр. 21, 14; Еф. 2, 20)».
Благословен читающий и исполняющий заветы первоверховных апостолов. «Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых первоверховных апостолов всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любви к Богу, если только захотим мы в них искать поддержки для себя. А читая чаще писания их, мы всегда будем находить в них обильную пищу для ума, для размышлений и духовных созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скорби порядка жизни в мире сем, достигнем даже как бы пророческого прозрения в будущие судьбы Церкви Христовой, доколе она стоит на земле, доколе еще слышится в мире «вещание сих апостолов и хранятся глаголы их»».

Новомученики напоминают нам о немощах апостолов. Их немощи покрывались благодатью. В этом правда духовной жизни – искать не своей силы и мудрости, а Божией помощи и благодати. Этим мы породнимся с апостолами.

Вот говорит, сщмч. Григорий Лебедев:

«Напомнить ли вам об их немощах? Петр, призванный и обласканный Господом, Петр, видевший небо открытым, какое малодушие он проявляет? Пришла опасность, и он трижды отрекается…

Павел? Он изнывает от немощей. Его мучили «жало в плоть, ангел сатаны. » (2Кор.12:7). Бог возложил ему на плечи величайшую задачу – покорить мир. .. Кругом были препятствия, одни скорби и жизненная теснота до смерти. Где взять силы перенести все бедствия, скорби, бичи, цепи, потопление, темницы, суды, козни? Откуда взять силы противостоять толпе, чужим, домашним, лжебратии? … Сил не хватало, человеческих сил; изнемогала душа, человеческая душа. Апостол припадал к Богу и просил…

Ответьте теперь: разве не дорог вам св.Петр? Разве не близок св.Павел? Вы малодушествуете. Вы забываете Христа – Петр отрекался. Вы теряете настроение и готовы жаловаться – Павел изнывал. Вы в недостатках – Павел в наготе. Вы боитесь врагов – Павел терпел и от своих. Вы в опасностях – Павел в бедствиях. Вы в скорби – Павел при смерти.

Ну, разве вы не близкие, разве не родные? Та же бедственная жизнь, то же угнетение немощи. Вот и будьте с ними всегда!»

Святитель Лука Крымский приводит два факта из житий святых апостолов, которые должны стать для нас поддержкой в нашем духовном пути.

«…к чему хочу привлечь Ваше внимание, – это безмерные благость и милость Божии, это те легкость и милосердие Божие, которые были явлены к великому Апостолу Петру, трижды отрекшемуся от своего Божественного Учителя во дворе Понтия Пилата, и забвение и прощение злобы и ненависти юного Савла ко всем уверовавшим во Христа.

Да будет это и для нас драгоценным примером, да живем и мы надеждой на прощение грехов наших, если всем сердцем возлюбим Христа – Бога.

А молитвы первоверховных Апостолов Петра и Павла да помогут нам в этом и да укрепят нашу веру в Господа нашего Иисуса Христа с Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом».

Бог воздвиг перед нашими глазами великих светильников добра и правды. Они наши ходатаи и помощники. Апостол Павел сказал, что любовь «никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8), а апостол Петр обещал христианам заботиться о них и после смерти (2Петр. 1:14–15). Будем припадать к ним в молитвах и подражать вере их.

Почему апостолы Петр и Павел — первоверховные?

У Иисуса Христа было много апостолов (учеников). Из них «главными» — то есть первоверховными, называют Петра и Павла, хотя один из них вообще никогда не видел Спасителя. Разбираемся, в чем состоит «главенство» этих апостолов и почему именно они стоят на особом месте среди своих собратьев по проповеди.

Первоверховные — это как?

Первоверховные — самые значимые и почитаемые, особенно послужившие для распространения христианства. Это не значит, что остальные апостолы менее значимы или что Петр и Павел ими управляли. В книге Деяний апостолов о подвиге и проповедях Петра и Павла написано больше всего. Поэтому, почитая всех апостолов, Церковь называет их первоверховными. При этом ни у кого из апостолов не было абсолютной власти — все важные вопросы решались сообща на соборах. Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая образ отвергшего Христа и покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего.

Кто такой апостол Петр?

Апостол Петр — простой рыбак, которого позвал за Христом его брат апостол Андрей Первозванный. Именно Петр первым назвал Иисуса Христа Богом: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Апостол Петр проповедовал там и там, оставил после себя два послания (входят в книги Библии). Апостола убили в Риме в 67 году — его распяли на кресте вниз головой.

Кто такой апостол Павел?

Апостол никогда не видел Иисуса Христа и был призван для проповеди уже после Его Вознесения. Павел — иудейский ученый богослов, который ненавидел и преследовал христиан. Резкая перемена в его вере случилась по дороге в Дамаск, где он должен был в очередной раз судить христиан. Ему явился Господь (Деян. 9:1-20) и с этого момента апостол настолько в Него уверовал, что стал его ревностным проповедником и оставил 14 посланий (писем) с наставлениями о вере, которые входят в книги Библии. Павла убили в Риме в 67 году — ему отрубили голову.

Кем были остальные апостолы?

Это разные люди, избранные Христом и посланные им в мир для проповеди о Царствии Божьем и устроения Церкви. Многие из них после призвания практически все время находились вместе со своим Учителем. После Вознесения Христа они отправились проповедовать Евангелие и все кроме Иоанна Богослова были убиты за веру и проповедь христианства, которое долгое время считалось незаконным в Римской империи. Праздник всех апостолов (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов) празднуется сразу после Петра и Павла — 13 июля.

Читать еще:  В Ираке шииты отмечают Арбаин

Подробнее о том, кто были апостолы и как не запутаться в их именах читайте в наших материалах:

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел: день памяти

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел – два столпа веры, два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор.

Когда чтят память святых первоверховных апостолов Петра и Павла?

12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петров пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.

Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).

История апостолов Петра и Павла

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).

Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1:14-15). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х.

Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви.

Святые апостолы Петр и Павел: чему нас может научить их жизнь

12 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых апостолов Петра и Павла – двух удивительных проповедников Евангелия, ставших символами первого века христианской Церкви, двух людей, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, двух людей, слишком разных по своему происхождению и характеру, но объединенных единой верой во Христа и любовью к Нему.

Апостолы Петр и Павел. Икона кисти архимандрита Зинона (Теодора)

Святой апостол Петр был родом из небольшой иудейской провинции Галилея и вместе со своим отцом Ионой и братом Андреем зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Именно во время своей обычной работы на берегах солнечного Тивериадского озера он впервые услышал тот призыв, который отозвался в его сердце и, ворвавшись в его жизнь, полностью изменил ее. К нему обратился Христос Спаситель, призывая его вместе с братом на подвиг служения Богу и людям. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры.

Апостол Петр. Фрагмент иконы. Византия. VI век

С этой поры он неотлучно следует за Спасителем мира, слушает Его наставления, поучения, исполняет Его поручения, вместе с другими учениками Христа отправляясь в города и села, проповедуя о Христе, исцеляя болящих и помогая всем ищущим найти свой путь, свою дорогую к вечной Истине. Ему вместе с Иаковом и Иоанном было дано пережить явление великой славы Божией на горе Фавор, когда лик его Учителя и наставника осиял нетварный Божественный свет, когда Господь показал своим ученикам свою Божественнную славу настолько, насколько они смогли ее воспринять. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Он становиться свидетелем позорного предательского поцелуя Иуды и надругательства над Христом. И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Но Петр, в отличие от предателя Иуды, сумел найти в себе силы покаяться – и воскресший Господь принял его покаяние, как и ныне принимает покаяние каждого, желающего исправить свою жизнь и отвернуться от греха.

После преславного вознесения Господня святой апостол Петр отправляется на проповедь о Христе, несмотря на всевозможные скорби и трудности, которые он претерпевал в миссионерских трудах. Его письма и послания в первенствующей Церкви в первые годы развития христианства обладали непререкаемым авторитетом. Он завершил свою проповедь мученической смертью – во время правления императора Нерона был распят на кресте, причем его последней волей было весьма необычная просьба. Не считая себя достойным умереть так же, как и Его учитель, апостол попросил палачей распять его вниз головой и так завершил свой подвиг, предав душу в руки своего Бога и Учителя.

Апостол Павел. Мозаика. Италия. XII век

Святой апостол Павел родился в богатом и знаменитом городе Тарсе и хоть и происходил из иудейской семьи, но уже при рождении получил права римского гражданства, которое в то время давало обладателю огромные привилегии. Воспитанный в строгости следования ветхозаветному обрядовому закону, он получил блестящее образование в столице Иудеи – Иерусалиме в школе знаменитого мудреца и книжника Гамалиила. Во время земной жизни Христа Спасителя Савл, как тогда звали Павла, был еще очень мал и, конечно, не мог видеть Господа. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству. Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди. С момента призвания Савл, в чудесном свете увидевший Христа и услышавший его Божественный голос, становится ревностным проповедником христианства. Он неоднократно предпринимает миссионерские путешествия, возвещая истину о Христе воскресшем, оставляет в наследство Церкви четырнадцать Посланий, в которых содержатся как высокие вероучительные истины, так и ответы на практические вопросы. Свою проповедь апостол Павел закончил мученическим подвигом – он был усечен мечом в Риме во времена правления Нерона.

Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Италия. V век

А на следующий день после праздника первоверховных апостолов мы будем вспоминать всех двенадцать учеников Христовых. Для многих людей, живущих в современном, далеком от христианских идеалов мире, может показаться непонятным, почему так много внимания Церковь уделяет прославлению апостолов, почему так значим для каждого живущего в XX веке подвиг нескольких неученых людей рубежа I века, почему мы должны их прославлять и молиться.

Но если мы более внимательно рассмотрим суть их подвига, то осознаем, насколько велик и важен плод, возросший из малого семени такой, казалось бы, слабой, тихой, но могущественной и властной апостольской проповеди. Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника? Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике? Почему римские патриции, блиставшие изяществом и роскошью, и нищие и презираемые всеми рабы, богатые матроны и жестокие легионеры, утонченные греческие философы и полудикие варварские племена, повинуясь власти Слова, принимали учение, до этого казавшееся таким непонятным и абсурдным, и начинали именоваться дотоле неведомым именем – христиане.

Читать еще:  Идолы, труд и первая любовь

Во-первых, тут сыграла роль их бесконечная уверенность в проповедуемых и возвещаемых истинах. Они действительно видели воплощенную Божию Любовь, они вправду стали свидетелями Воскресения из мертвых и не могли не возвещать эту радостную и благую весть, весть об избавлении всех людей через Воскресение Христово от власти греха, проклятия и смерти.

Во-вторых, слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. И античная среда не устояла, созерцая среди разврата, обмана, лжи и ненависти их чистую, нравственную жизнь. Задыхающийся от смрада греха языческий мир искал святости и нашел ее, обрел эту святость в христианстве, видя чистое и безгрешное житие его проповедников.

Апостолы Петр и Павел. Донце ритуального сосуда. Стекло, золото. Римская империя. IV век

В-третьих, и этот пункт, наверное, самый главный, святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Сила их проповеди заключалась не в убедительности риторики, не в софистических философских изысках, а в откровении Божественной силы, в наполняющем их проповедь дыхании Благого Утешителя Святого Духа. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог. И сердца людей, сотворенных по образу и подобию Божию, слышали это божественное веяние, которым дышали богодухновенные слова апостольской проповеди, и отзывались на него. Отблеск небесного света, горевший в глазах апостолов, зажигал человеческие души – и многие, оставляя безрассудную привязанность ко греху, стремились к святости, к осуществлению в своей собственной жизни христианских идеалов, пытались исполнять заповеди Божии, приближались ко Христу.

Если бы не эта благодатная помощь, то не смогли бы несколько необразованных галилейских бедняков завоевать для своего Распятого Учителя весь мир, не смогли бы некогда прятавшиеся от страха перед злобой и завистью иудейской старшины апостолы с таким бесстрашием обличать могущественных вельмож и всесильных правителей, призывать к покаянию грешников, исцелять немощных и дарить здоровье больным, наставлять и утешать свою многочисленную паству. Господь всегда помогал апостолам, и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас.

В чем подвиг и помощь первоверховных апостолов?

Новомученики о подвиге первоверховных апостолов Петра и Павла.

Святого может лучше всего прославить святой. Так как они одним Духом жили и одному Богу служили. Вот и мы в праздник святых апостолов Петра и Павла обратимся к нашим ближайшим святым – к новомученикам и исповедникам и их устами прославим первоверховных апостолов.

Сщмч. Иоанн Восторгов называл апостола Петра «пылкий и решительный, способный на быстрый порыв и столько же на быструю реакции», а ап. Павла «твердый и настойчивый Павел».

«Возлюбленные братия, сегодня праздник великих. Сегодня праздник величайших в Христовой Церкви. Радуйтесь! – говорил в этот день сщмч. Григорий (Лебедев), — Их охрана очень надежна. У них не ключи города, а ключи Царства Небесного. Не ворота они отпирают – они открывают небо. Они поддерживают не только ваши дома – они укрепляют ваши души. Радуйтесь же со святым Петром! Он не только утверждение города. Он – утверждение Церкви…Радуйтесь со святым Павлом! Он не только учитель города. Он – учитель вселенной. Его слово обходит не только дома и храмы – оно звучит над всем миром».

Пламенные апостолы по замечанию сщмч. Фаддея (Успенского) «одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упасти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «утвердил братию», рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников (Деян. 15:7, 11). Другой, будучи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе, прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную».

Не своей только силой, а силой Божией подвизались апостолы. «Прежде всего, продолжает сщмч. Григорий, — Вспомните: кто был Петр и откуда призван Павел? Из вас, из простых людей, из немощных… Петр – бедный рыбак, Павел – ремесленник. Какими сокровищами они обладали? Петр имел лодку да сети, Павел – сапожный нож да кусок кожи, а они уловили всю вселенную. Ловец рыб стал ловцом людей, а кто владел сапожным ножом, тот ножом проповеди стал перекраивать человеческие души. Рыбак и ремесленник стали властителями вселенной!».

Апостолы – пример для подражания нам. Их жизнь и вера полны благодати, вдохновиться и воодушевиться можно взирая на них. Вот послушаем, как вдохновенно о них говорит Крымский светильник сщисп. Лука (Воино-Ясенецкий): «Глубочайшую веру показал нам Апостол Петр, когда вышел из лодки и пошел к Идущему по волнам моря Иисусу Христу.

Пойдем же и мы так же бесстрашно к Сыну Божию, не сомневаясь в том, что Он и нас поддержит во всех трудностях пути, как поддержал начавшего утопать Петра.

В Саду Гефсиманском пламенно любивший Христа Петр не побоялся извлечь меч и ударить одного из рабов архиерейских.

Вспомним об этом, если посмеют пред нами заушать и оскорблять Спасителя нашего, и смелыми и гневными словами обличим врагов Христовых.

Научимся у великого Апостола каяться в грехах наших так страстно и неотступно, как каялся он до смерти своей в своем тяжком грехе троекратного отречения от Христа.

…обратим свой духовный взор на…блаженного Павла…

Крестная смерть Господа Иисуса Христа, Крест, облитый кровью Спасителя мира, потряс его до такой безмерной степени, что весь мир потерял для него всякий интерес. Он чувствовал себя как бы распятым вместе со Христом и говорил: «…крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

Любовь к Господу Иисусу Христу так всецело владела им, что он говорил: «…никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6, 17). Не знаем, действительно ли на руках и ногах его так подлинно изобразились язвы Спасителя…но если и не было у него подлинных кровавых отпечатков, то не сомневаемся в том, что он крайне болезненно чувствовал язвы и раны Христовы.

Будем же и мы вместе с блаженным Павлом глубоко сознавать и чувствовать ужас Креста Христова. Да не пройдет ни один день нашей жизни без воспоминания о Кресте Христовом и без осенения себя им».

Обличают нас новомученики, что не знаем и не хотим знать мы духа апостольского, не хотим знать их наставлений, которые сохранила для нас Библия. Вот ревность епископа-мученика Фаддея (Успенского):

«Оба оставили последующим церквам…свои писания, полные назиданий, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых (1Пет. 4, 12). Другой раскрывает неисчерпаемое богатство «премудрости и ведения», заключенное во Христе для всех народов (Кол. 2:3; Еф. 3:8)».

Но мы не хотим знать Писания, не хотим «слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного откровения (Мф. 16, 17), какую имел называемый камнем Симон Петр». Оскудевает любовь христианская между людьми и народами, потому что «совсем забыли о Павле, которого «уста были всегда отверсты и сердце расширено» (2Кор. 6, 11), чтобы нежною любовью объять всех».

Нам необходимо запомнить слова новомученика: «Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на «двенадцати основаниях», которые суть «двенадцать апостолов» Христовых (Откр. 21, 14; Еф. 2, 20)».
Благословен читающий и исполняющий заветы первоверховных апостолов. «Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых первоверховных апостолов всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любви к Богу, если только захотим мы в них искать поддержки для себя. А читая чаще писания их, мы всегда будем находить в них обильную пищу для ума, для размышлений и духовных созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скорби порядка жизни в мире сем, достигнем даже как бы пророческого прозрения в будущие судьбы Церкви Христовой, доколе она стоит на земле, доколе еще слышится в мире «вещание сих апостолов и хранятся глаголы их»».

Новомученики напоминают нам о немощах апостолов. Их немощи покрывались благодатью. В этом правда духовной жизни – искать не своей силы и мудрости, а Божией помощи и благодати. Этим мы породнимся с апостолами.

Вот говорит, сщмч. Григорий Лебедев:

«Напомнить ли вам об их немощах? Петр, призванный и обласканный Господом, Петр, видевший небо открытым, какое малодушие он проявляет? Пришла опасность, и он трижды отрекается…

Павел? Он изнывает от немощей. Его мучили «жало в плоть, ангел сатаны…» (2Кор.12:7). Бог возложил ему на плечи величайшую задачу – покорить мир. .. Кругом были препятствия, одни скорби и жизненная теснота до смерти… Где взять силы перенести все бедствия, скорби, бичи, цепи, потопление, темницы, суды, козни? Откуда взять силы противостоять толпе, чужим, домашним, лжебратии? … Сил не хватало, человеческих сил; изнемогала душа, человеческая душа… Апостол припадал к Богу и просил…

Ответьте теперь: разве не дорог вам св.Петр? Разве не близок св.Павел? Вы малодушествуете. Вы забываете Христа – Петр отрекался. Вы теряете настроение и готовы жаловаться – Павел изнывал. Вы в недостатках – Павел в наготе. Вы боитесь врагов – Павел терпел и от своих. Вы в опасностях – Павел в бедствиях. Вы в скорби – Павел при смерти.

Ну, разве вы не близкие, разве не родные? Та же бедственная жизнь, то же угнетение немощи. Вот и будьте с ними всегда!»

Святитель Лука Крымский приводит два факта из житий святых апостолов, которые должны стать для нас поддержкой в нашем духовном пути.

«…к чему хочу привлечь Ваше внимание, – это безмерные благость и милость Божии, это те легкость и милосердие Божие, которые были явлены к великому Апостолу Петру, трижды отрекшемуся от своего Божественного Учителя во дворе Понтия Пилата, и забвение и прощение злобы и ненависти юного Савла ко всем уверовавшим во Христа.

Да будет это и для нас драгоценным примером, да живем и мы надеждой на прощение грехов наших, если всем сердцем возлюбим Христа – Бога.

А молитвы первоверховных Апостолов Петра и Павла да помогут нам в этом и да укрепят нашу веру в Господа нашего Иисуса Христа с Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом».

Бог воздвиг перед нашими глазами великих светильников добра и правды. Они наши ходатаи и помощники. Апостол Павел сказал, что любовь «никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8), а апостол Петр обещал христианам заботиться о них и после смерти (2Петр. 1:14–15). Будем припадать к ним в молитвах и подражать вере их.

12 апостолов, краткий вариант

12 учеников были собраны Иисусом в ближайший круг последователей -апостолов.

1. Апостол Андрей

Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу
Андрей родился в Капернауме, имел прекрасную родословную. Жил в семье своего брата, Симона Петра. Когда последующие гонения заставили апостолов покинуть Иерусалим, Андрей прошел через Армению, Малую Азию и Македонию. Он был схвачен и распят в Патрах, в Ахайе.

2. Апостол Симон (Пётр)

Симона привел к Иисусу старший братАндрей. При этой встрече Иисус нарек его Петром, что значит: «камень»:»На этом камне я воздвигну церковь свою.» Петр мучительно страдал от нерешительности, мог бросаться из одной крайности в другую. Он трижды опрометчиво отрекся от Учителя, но потом пришел в себя и, под благожелательным и чутким руководством Андрея, первым вернулся к рыболовным сетям, пока остальные апостолы мешкали, пытаясь выяснить, что произойдет после распятия.
Покинув Иерусалим, Петр много путешествовал, посетил все церкви от Вавилона до Коринфа.
Ирод Агриппа I заточил Петра в темницу в Иерусалиме, однако Петр был чудесным образом вызволен из темницы ангелом.
Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там он был распят вниз головой.

Читать еще:  3 мужских поступка от пророка Моисея

3. Апостол Иаков Заведеев

Иаков являлся старшим из двух сыновей Зеведея, рыбака из Галилеи, и Саломеи, сестры Девы Марии, и приходился Иисусу двоюродным братом.
Согласно преданию, после казни Иисуса он проповедовал в Испании, в Галисии. Ему удалось обратить в свою веру только девять человек.
Первым из апостолов принял мученическую смерть от меча Ирода Агриппы. Ирод Агриппа боялся Иакова больше, чем всех других апостолов. Он действительно нередко бывал спокойным и молчаливым, но становился храбрым и решительным, когда задевали и оспаривали его убеждения.
После смерти тело его было отправлено лодкой без паруса в Падрон.
В начале 9 века императору франков Карлу Великому привиделся сон: усыпанный звездами путь, постирающийся через всю Францию и Испанию. Он повел свое войско под хоругвью святого Иакова через Пиренеи. Реконкиста закончился полной победой. Через некоторое время были найдены останки святого и торжественно перезахоронены в местечке Кампостела, где и воздвигли собор Святого Иакова.

4. Иоанн Заведеев

был тесно связан с Иисусом и его семьей. Когда двенадцать апостолов трапезничали, он обычно сидел по правую руку от Иисуса. Иоанн вместе с Петром и Иаковым являлся одним из трех личных помощников Иисуса.
Он был рядом с Иисусом вплоть до его последнего земного часа и преданно исполнил свой долг по отношению к его матери. Несколько раз Иоанн попадал в тюрьму и был сослан на остров Патмос, где находился четыре года. Если бы не тактичность и благоразумие Иоанна, он наверняка был бы казнен, как и его более откровенный брат Иаков. Представая перед мировыми судьями, Иоанн и брат Иисуса, Иаков, с годами научились мудрому примирительному тону. Они обнаружили, что «кроткий ответ смиряет гнев».
Находясь во временной ссылке на Патмосе, Иоанн написал Книгу Откровения.

5. Апостол Филипп

Филипп прибыл в Иераполь Фригийский (античный город Хиераполис современной Турции) вместе с апостолом Варфоломеем. Один их храмов города был посвящен змеям: в нем обитала огромная ехидна. Силой молитвы он умертвил ее и исцелил укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа и Варфоломея и распять. В это время началось землетрясение и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Видя происходившее, народ стал требовать снятия с креста апостолов. Варфоломей, снятый с креста, был еще жив, Филипп скончался на кресте.

6. Варфоломей (Нафанаил)

Нафанаил был приведен к Иисусу его другом Филиппом. Он был компаньоном Филиппа в нескольких коммерческих предприятиях и направлялся вместе с ним к Иоанну Крестителю, когда они повстречали Иисуса.
Младший ребенок из семи детей, он не был женат и являлся единственной опорой престарелых и немощных родителей, вместе с которыми он жил в Кане. Иуда Искариот были наиболее образованными из двенадцати апостолов. Ранее Нафанаил собирался стать купцом.

7. Апостол Матфей Левий

Матфей был потомственным сборщиком налоговых пошлин в Капернауме (мытарь) и имел возможность помогать товарищам, беря деньги из своей кассы.
То, что он, мытарь, был принят апостолами, наполняло его чувством гордости.
Позднее этот человек, высоко ценя всепрощение Иисуса, начал записывать Его слова. Эти записи легли в основу Евангелия от Матфея.
Матфей был убит о фракийском городе Лисимахии.

8.Апостол Фома*
Юноше, которого звали Иуда, дали прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец». По одной из версий, он был внешне похож на Иисуса Христа, за что его и назвали Дидимом («близнецом»). Один из моментов евангельской истории связан с именем этого апостола — так называемое «уверение Фомы». Он не поверил в рассказы о воскресении Иисуса, пока собственными глазами не увидел раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа и
в последующие времена стал известен как «Фома неверующий». Однако его товарищи-апостолы вряд ли считали его неисправимым скептиком. Действительно, он обладал логическим и скептическим складом ума, но его отважная преданность не позволяла близко знавшим его людям считать Фому банальным скептиком.

Когда Фома присоединился к апостолам, ему было двадцать девять лет. Он был женат и имел четырех детей. Поначалу он работал плотником и каменщиком, но впоследствии стал рыбаком и поселился в Тарихее, находившейся на западном берегу Иордана у того места, где он вытекает из Галилейского моря. Фома был известным человеком в своем небольшом селе. Он был мало образован, но обладал острым и логическим умом и являлся сыном прекрасных родителей, живших в Тивериаде. Из всех апостолов только Фома обладал действительно аналитическим складом ума. Он был настоящим ученым апостольской группы.

Апостол ФОМА не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) был заключен в темницу, претерпел пытки, и был пронзен пятью копьями.
Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

*Aналогом имени Фома является имя Томаш, распространенное в Польше и Чехии.
В Германии есть Томаскирхе в Лейпциге. Есть храмы Фомы в Испании и т.д.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) был заключен в темницу, претерпел пытки, и был пронзен пятью копьями.
Современные исследователи предполагают, что именно Фома Канский, а не ошибочно отождествлённый с ним Апостол Фома, был основателем христианства в Индии. Фома Канский или Кнай Томман — торговец из Эдессы (ныне Шанлыурфа) на территории современной Турции.Фома Канский по указанию Патриарха Антиохийского отправился на трёх больших кораблях вместе с 72 христианскими семьями в Индию и в 345 году пристал к малабарскому берегу, где основал христианскую общину.

9, 10. Иаков и Иуда Алфеевы,
которых также называли Фаддеем и Леввеем, сыновья Алфея, братья-близнецы, были рыбаками и жили неподалеку от Хересы. Андрей поручил им следить за порядком. Они являлись главными блюстителями порядка во время проповедей и, фактически, широко использовались апостолами в качестве слуг и посыльных. Они помогали Филиппу со снабжением, относили деньги семьям вместо Нафанаила и всегда были готовы помочь любому из апостолов.
Апостол Иаков Алфеев проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине был распят на кресте.

11.Апостол Симон Кананит,
прозвище его, Кананит, указывает на происхождение из Каны, что недалеко от Назарета в сторону Тивериады, имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф. 10, 3), евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22) происходил из Каны Галилейской, был сыном Иосифа, по плоти сводным братом Иисуса Христа.
Первое чудо, которое сотворил Иисус, — претворение воды в вино, произошло на свадьбе, в доме Симона (по церковному преданию, женихом на свадьбе и был Симон Кананит). Он был беден, и уже к середине праздника на столах закончилось вино. Тогда Иисус, по просьбе матери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Иисуса и, все оставив, последовал за Ним.
Симон получил наименование «зилота», то есть ревнителя.
Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой.
Погребён в городе Никопсии, местоположение которого вызывает споры. Согласно наиболее распространённой теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой — он находился на месте нынешнего посёлка Новомихайловского в Краснодарском крае. Впоследствии (в XIX веке) на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружён Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Есть и другая версия деятельности и гибели Симона Канонита: он прибыл в Александрию и, поднявшись к верховьям Нила, проник в глубинные районы Африки. Так он трудился, пока не превратился в немощного старика. Он умер и был похоронен в сердце Африки.

12. Апостол Иуда Искариот —
двенадцатый апостол, был избран Нафанаилом. Он родился в Кериоте — небольшом городке в южной Иудее. Родители Иуды были саддукеями, и когда их сын примкнул к ученикам Иоанна Крестителя, они отреклись от него.
Иуда был казначеем Иисуса и апостолов. Среди 12 апостолов был еще один апостол, известный под именем Иуды и который, возможно, звался еще и Фаддеем.
. На тайной вечере Иуда Искариот слышит слова своего учителя: «один из вас предаст меня». Один же из учеников сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту в знак того, что это сделает именно Иуда Искариот. Сам Иисус не мог открыться стражникам, это должен был сделать кто-то другой. После слов Христа «что делаешь, делай скорее» Иуда вышел. В Гефсиманском саду, приблизившись к Иисусу, Иуда поцеловал его. Иисус спросил: «Друг, для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Место Иуды Искариота в кругу двенадцати апостолов было по жребию передано Матфею.

P.S. Апостол Павел не знал Иисуса и не был в числе 12-ти апостолов,но несмотря на это, он является одним из самых почитаемых (первоверховных) апостолов христианства.
Ни один из апостолов не оставил столько писаний, как Павел.

Жители Листры, куда Павел со спутником своим Варнавою пришли для проповеди христианства, при виде чуда ( Павел исцелил хромого) приняло Павла и Варнаву за языческих богов, назвав Варнаву Зевсом, а Павла Эрмием (греческий Гермес), потому что он начальствовал в слове. Жители этого города, хотели было даже принести жертву апостолам, если бы последние не убедили их оставить это безумное намерение.
В этом же городе (Листра) «…когда апостолы смело проповедовали … побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». Павел вновь посетил Листру, когда в этом городе была организована церковь, «…был там некоторый ученик, именем Тимофей… его пожелал Павел взять с собой…» (кн. Деяния 16:1-3). Тимофей стал преданным учеником, к нему адресованы два послания апостола Павла.

«Начальствовал в слове», то есть слово ап. Павла было вдохновенным, суммирующем на более высоком уровне мнения высказывавшихся, его слово становилось решающим, и это было ощутимо заметно.

2006 — 2009
Фото: 2015

Источники:
Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия Труд и издание архимандрита Никифора, М., 1991
Интернет-сайты

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector