0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем сила Креста Господня?

Главный знак нашей веры: тайна и сила креста

Прообразы и история креста

Крест — свидетельство абсолютной и совершенной Божьей любви. Бог пришел в мир и умер за человека страшной и мучительной смертью. В Римской империи казнь через распятие на кресте была настолько ужасной, что применялась только к бунтовщикам и рабам. И ставший человеком Бог принял именно такую смерть. И теперь для нас Крест является уже не оружием смерти, но знаком победы Христа над смертью.

Ветхий Завет дает нам прообразы спасительного Креста Господня. Прежде всего они содержатся в книге Исход, повествующей о выходе из страны рабства и смерти. На всенощном бдении праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня звучат паремии — ветхозаветные чтения.

Книга Исход рассказывает, как однажды на пути из рабства в Землю Обетованную народ оказался у источника с горькой водой. Люди роптали: «Что же мы будем пить?» Тогда Моисей, по велению Божьему, вложил в воду дерево — и сладка стала вода. Для нас это чудо явилось прообразом Креста, уничтожающего горечь смерти.

Канон на утрене праздника говорит о переходе через Красное море: «Крест начертав Моисей впрямо жезлом Чермное пресече… написав непобедимое оружие» — то есть знаком креста Моисей разделил море так, что сквозь него прошел народ. Исход из египетского рабства был прообразом Пасхи — избавления от рабства греху и вечной погибели.

На литургии в Неделю перед Воздвижением в евангельском чтении мы слышим загадочные слова Господа, сказанные Им о Себе: Как Моисей вознес змея в пустыни, так должен вознесен быть Сын Человеческий, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И опять это ссылка на событие, произошедшее во время странствований в пустыне. Как-то раз люди подверглись укусам ядовитых змей, и Моисей воздвиг, то есть поднял, на древке изображение змея: те, кто смотрел на него, исцелялись. Тогда исцеление получали взирающие на медного змея, не имеющего в себе яда, — теперь избавление от грехов получают обращающиеся к Тому, в Ком нет греха, — Христу Спасителю.

Прообразы Ветхого Завета нашли исполнение в Новом Завете. Через воплощение и крестную смерть Господь даровал нам спасение и открыл полноту богопознания. Сам Троичный Бог явил Себя в тайне Креста как Отец, посылающий в мир Сына, как восходящий на Крест Сын и как Дух Святой, оживотворивший снятое с Креста тело.

В 312 году император Константин перед битвой с превосходящим войском противника видел в небесах явление сияющего креста и слышал: «Сим победишь». Константин возложил надежду на крест, украсил им знамена и щиты воинов и так победил, став первым императором-христианином. А его мать, святая Елена, отправилась в Иерусалим, где обрела Крест, на котором страдал и умер Христос Бог. Обращение императора ко Христу имело огромное значение для истории мира. Мир, сотворенный Богом, изначально был добр, но через грех он стал таким, каков есть.

Тогда Сам Бог пришел в ушедший от Него мир. Когда Он родился человеком, для Него не нашлось иного места, кроме вертепа — пещеры для домашних животных. Когда же Он вышел на проповедь, то говорил о Себе: Сын Человеческий не имеет места, где преклонить голову, а в итоге мир греха определил Ему место на Кресте.

Но мир, грешный и несовершенный, изгнавший Бога на Голгофу, может измениться и преобразиться, прийти к Богу. И со времен Константина все люди ответственны за то, чтобы приводить мир к Богу. А начинается преображение мира с человека. Господь ждет обращения человека, и Он, невместимый в целом мире, может пребывать с нами, с каждым из нас: Вот стою у двери (имеется в виду, конечно, дверь сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему.

Символика Креста

Крест Христов выражает все учение о Боге, Его любви и нашем спасении. Крест бывает четырехконечным, шестиконечным, восьмиконечным — именно такой крест стал отличительным знаком Православной Церкви. Верхняя перекладина восьмиконечного креста обозначает прибитую дощечку, на которой на трех языках — еврейском, греческом и латыни — было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (иногда ее передают в сокращении ИНЦI). Нижняя перекладина, восходящая слева направо, означает подножие и символизирует переход от смерти к жизни.

На кресте может быть монограмма ІС ХС, слово НИКА — означающее победу Христа над смертью и миром греха, надписи: «Царь Славы» и «Сын Божий», утверждающие, что всегда, и в момент казни, Господь был Царем мироздания — истинным Богом.

Также на кресте может изображаться копье, ему сопутствует буква «к», и трость с губкой, ее сопровождает буква «т». Копьем воин пронзил тело Спасителя, чтобы удостовериться в Его смерти, а до этого один из солдат, услышав от Христа: «Жажду», поднес на копье губку к Его устам, — на Кресте Бессмертный и, следовательно, Бесстрастный, то есть не подверженный страданиям, Бог стал человеком и принял всю боль человеческих страданий.

Внизу горы Голгофы (ее обозначают буквами «ГГ») изображается пещера с черепом — голова Адама («ГА») и кости, знак смерти, — место погребения первого человека, оживотворить которого Своей Кровью, пролитой на Кресте, пришел Господь.

Также у подножия креста может быть сокращенное свидетельство о возвращении через крестную смерть возможности богообщения — четыре буквы «М.Л.Р. Б.» означают то, что место лобное стало («бысть») раем.

Если молясь перед иконой мы обращаемся к тому, кого она являет: Спасителю, Его Пречистой Матери, святым, то, предстоя Кресту, мы обращаемся к Его силе: «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждения» (стихира на стиховне). Сила Креста — это благодать и сила Господа, даровавшего нам Крест как действенное средство победы над грехом.

И раз крест — символ Христа Бога, раз знаку креста сопутствует особая сила, то, значит, возлагая на себя крестное знамение, человек вводит себя в общение со Христом.

В древности существовали различные виды крестного знамения (и сейчас иным образом совершают крестное знамение в Католической, Армянской, Сирийской Церквах, у старообрядцев).

Осеняя себя крестным знамением, мы обозначаем, что принадлежим Христу и искуплены для вечности Его Жертвой. Три сложенных пальца правой руки — большой, указательный и средний — являют число Троичного Бога, соединенные вместе безымянный и мизинец обозначают две природы в Господе Иисусе Христе — Божественную и человеческую. Таким образом, в том, как мы осеняем себя знаком креста, отобразились два самых главных догмата: о Троице и двух природах в Иисусе Христе. Движение руки с головы вниз соответствует схождению Бога на землю, освящению помыслов и всей жизни. Движение руки справа налево означает наше освящение правдой Божьей. Сохранившееся в некоторых древних Церквах возложение креста слева направо может символически прочитываться как движение ко Христу.

Прославлению Креста посвящаются среда и пятница, постные дни, ведь Крест связан с подвигом. Двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня основан на событиях обретения Креста в Иерусалиме в 326 году царицей Еленой. Праздник Происхождение Честных древ Честного и Животворящего Креста (14 августа) связан с обнесением Креста (крестным ходом) по Константинополю в связи с эпидемией болезни.

Также Кресту посвящена третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Особенностью этих дней является вынос креста. В конце утрени крест выносится из алтаря и полагается в центре храма на аналое для поклонения, которое сопровождается пением: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Шесть историй о силе креста

Накануне Крестопоклонной недели Великого поста представляем вниманию читателей портала Православие.Ru подборку из шести произошедших в наше время историй о силе креста и крестного знамения, собранных нашим постоянным автором Марией Сараджишвили.

«Ибо слово о кресте
для погибающих юродство есть,
а для нас спасаемых сила Божия» (1 Кор. 1: 18).

У экстрасенса

— Хочешь, я тобой займусь? — предложила мне как-то знакомая женщина-экстрасенс от большой любви и, учтите, совершенно бесплатно.

— Я уже столько людей вылечила! Могу на расстоянии операции делать.

Я согласилась из интереса. И она начала делать пассы руками в метре от меня. Потом говорит:

Экстрасенс сказала: «На тебе что-то металлическое. Это надо убрать!»

— Я не могу: мне что-то мешает. На тебе что-то металлическое. Это надо убрать.

— На мне часы, булавка и крест.

— Часы с булавкой можно оставить, а крест очень мешает, никакие органы не видны.

Крест снимать я отказалась из-за нелогичности: металл есть металл. Один мешает, другой нет.

Только потом выяснилось, почему «очень мешает». Через год после экспериментов попалась на глаза статья «Растлевает опиум безверья» игумена Ефрема. И в ней следующие строки:

«Современная молодёжь, лишённая веры, а часто и благодати святого крещения, с помощью зомбирования делается управляемой толпой, которой могут руководить несколько сильных магов-экстрасенсов. Зомбирование, т.е. бесовселение экстрасенсы производят с помощью тайных заклинаний заговоренными вещами и особенными пассами. А крестик им мешает, с ним очень трудно работать, т.к. он привлекает благодать Божию на человека и не даёт демонической силе проникать в тело. Вот почему экстрасенсы всегда просят снять крест».

Записано автором со слов рассказчика

Чёрный пёс

В 1998-м как-то мы шли вдвоём по просёлочной дороге. Вокруг ни души. Вдруг на перекрёстке, видим, летит на нас во весь опор чёрный королевский дог, захлебываясь лаем. Хозяина не видно. Видно, выпустил собаку побегать, а сам сидит где-то в тени. Внутри у меня всё опустилось. Бежать бессмысленно, прятаться негде.

— Не бойся, — сказала мне моя спутница и перекрестила собаку, которая была уже в трёх метрах от нас, — Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Остановись!

Читать еще:  О сохранении мира душевного – преподобный Серафим Саровский

Собака стала как вкопанная и замолчала.

Записано автором со слов рассказчика

Странное вино

— Недавно со мной такая история произошла: если бы кто рассказал, я бы сам не поверил, — говорит мне при встрече один из наших прихожан.

— Ты же знаешь, я одну старушку навещаю время от времени. Это мать моих одноклассников. Оба её сына близнецы умерли несколько лет назад от голода. Оба были неженатые, так что их мать осталась совсем одна. Чтоб самой как-то жить, записала она свою 3-комнатку на соседей, чтобы те за ней смотрели и кормили. Те, конечно, особенно не перетруждаются, но всё же дают какие-то продукты. И, разумеется, ждут не дождутся, когда её похоронят.

Очень им не нравится, что я её проведываю. Знают, что она не одна. Рассказал я как-то всю эту ситуацию моему духовнику. А он говорит: «Будь осторожен, а то они и тебя убьют». Он ведь так просто ничего не говорит. Удивился я, конечно, но как предупреждение это не воспринял.

Я взял бутылку и перекрестил её — и вино поменяло цвет!

Так вот, прихожу я к этой старушке на какой-то церковный праздник. Она достала откуда-то бутылку вина. «Давай, — говорит, — моих ребят помянем». Ну, я, естественно, от вина никогда не отказываюсь. «Давайте», — говорю. И что-то мне эта бутылка не понравилась. Я её взял и перекрестил по всем правилам. И что ты думаешь — вино цвет поменяло! У нас на глазах! Стало каким-то мутно-красным.

— Откуда, — говорю, — у вас эта бутылка?

— Соседи, — отвечает, — давно дали. Всё не было случая открыть.

Что за вино было, мы так и не выяснили, но и пить его тоже не стали. Бережёного Бог бережёт.

Я потом этот случай моему духовнику рассказал. Но он такие вещи воспринимает как само собой разумеющееся: «Хорошо, что перекрестил», — говорит.

Записано автором со слов рассказчика

Мой муж умирал от рака

Рассказывает Лали П.:

— Как-то мне на примере моего мужа Господь показал, насколько важно носить нательный крест.

Мой муж умирал от рака. Я разрывалась между ним и двумя маленькими детьми. Каждую ночь он стонал от болей. Сам мучился, не спал и мне не давал. Днем еле-еле передвигался на костылях.

19 декабря мужу явился святой Николай: «Иоанн, надень свой крест и не снимай»

19 декабря явился ему святой Николай. Заметь: именно в свой день, в полном облачении, на руках поручи, и говорит: «Иоанн, надень свой крест и не снимай».

И еще несколько раз повторил это очень строго.

На утро муж рассказал мне этот то ли сон, то ли видение. Я сразу же ухватилась за эту идею:

— Одень! Непременно, — говорю, — одень!

А он только отмахивается:

— Уф, отстань. Скажешь тоже. Как крест может помочь, когда от обезболивающих толку нет?!

К слову сказать, у нас тогда и денег на лекарства не было. Мы очень нуждались. Он художник, я — безработный медик да дети крохи. Ходила я тогда по разным гуманитарным организациям и просила, кто что подаст. Кое-как перебивались.

Одним словом, еле-еле уговорила его надеть крест. Дело было вечером. Я не помню, как отключилась, — уже какую ночь без сна.

Утром подскочила я спросонья: «Как он, — думаю, — мучился без меня!» Бегом в спальню. Смотрю: сидит он спокойный, радостный.

— Как ты? — спрашиваю.

— Мне хорошо, болей не было.

Через какое-то время он тихо скончался.

Я потом рассказывала этот случай одному священнику. Он усомнился. «Это видение, — говорит, — от темных сил. Они любой облик могут принять». А я с ним не согласна. Ведь «не здоровые имеют нужду во враче, а больные». Святителю Николаю всех жалко — и нас, грешных, со своей гордостью и скептицизмом тем более.

С тех пор я ношу крест мужа, не снимая.

Записано автором со слов рассказчика

«Свидетели»

Многие думают, что стопроцентного атеиста легче обратить на путь истины, чем сектанта. Но эта история является счастливым исключением.

— Сколько я себя помню, меня всегда тянуло к Богообщению, хотя никаких внешних причин для этого не было. — Рассказывает пожилая полная женщина. — Наоборот, в нашей семье даже упоминание имени Божия было под запретом.

— Свидетели Иеговы вошли в мою жизнь случайно. К нам в дом ходила одна женщина с племянницей. Они каким-то образом поняли, что их слова находят отклик в моей душе. Таких людей много в этой секте. Сами отравлены этим лжеучением и других тянут за собой в погибель, свято веруя, что делают богоугодное дело. Хотя могли бы стать лучшими прихожанами нашей Церкви — столько в них искреннего желания послужить Богу.

Думаю, что люди попадают в эту секту, потому что «свидетели» опережают в проповеди православных священников. Хотя именно в Церкви человек рождается духовно.

Стыдно вспомнить, но я раньше ненавидела священников

Сейчас стыдно вспомнить, но я тоже раньше ненавидела священников. Ходила от одной двери к другой и погубила много душ, поведя их за собой по неправильному пути.

Из-за этих грехов моя семья распалась, и многие близкие люди отвернулись от меня. Но Господь послал мне помощь в лице дочери. Отношения у нас обострились. Из-за моей деятельности она редко бывала дома. Свела до минимума наше общение. Каждое утро я находила у нее под подушкой большой крест, что для меня в то время было крайне ужасным.

Вскоре моя дочь попала в автокатастрофу и, находясь на грани жизни и смерти, ей потребовалось переливание крови.

Когда я пришла к операционной, то, к моему удивлению, там, среди родственников, обнаружила своих «духовных сестер». Они категорически потребовали от меня отказаться от переливания, так как «в Библии это запрещено». У меня потемнело в глазах, и я потеряла сознание. В забытьи я услышала голос Божьей Матери: «Спасай свою дочь и носи этот крест!» И я увидела в Ее Пречистых руках тот самый крест, который я каждое утро находила под подушкой у дочери.

Одним словом, мы спаслись. Но на этом все не закончилось. Бывшие «братья и сестры» начали на меня психологически давить. Я колебалась, как поступить. Враг не хотел меня оставить. Тогда моя дочь привела домой своего духовника. На его груди я увидела сияющий крест и вспомнила свое видение.

Я ему поклонилась и попросила благословения.

Записала Манана Туаева
Журнал «Карибче» 07.01.2015

Потолок

Эта история произошла у меня на глазах. Друг попросил меня стать крестным его сына. Я с радостью согласился. Беке было 10 месяцев. Он был такой веселый и спокойный малыш, что его отец говорил: «Кажется, он не чувствует ни холода, ни боли. Настоящий воин у меня растет!»

После крещения накрыли стол. Беку уложили спать. Через какое-то время его мама сказала: «Когда меняла ему одежду, сняла крест, а надеть забыла». Я тут же встал и предложил: «Я крестный — позвольте уж мне на ребенка надеть крест!»

Я очень осторожно надел крестик на крестника. Он тут же проснулся и заплакал — да так, что плач перешел в истерику

Вошел в спальню. Малыш крепко спал. Я очень осторожно надел на него крестик. Бека тут же проснулся и заплакал. На крик прибежала мать. Что только ни делала: то укачивала, то воды давала — никак не могла успокоить. Плач перешел в истерику. Вошел испуганный отец, взял сына на руки, но малыш не успокаивался.

Тогда он вынес его к гостям за столом. Малыш тут же перестал плакать и заулыбался.

— Вот пойми, что он хотел, — удивилась мать.

— Он, сестра, с нами пировать захотел, — пошутил тамада.

Не успел он закончить, как раздался какой-то шум и весь дом вздрогнул. Из спальни вылетело облако пыли. Мы заглянули туда. Точно над кроваткой Беки обвалился потолок. Огромные куски штукатурки горой лежали на его постели и вокруг на полу. Благодать только что надетого креста заставила малыша плакать и тем самым его спасла.

Эльдар Майсурадзе
Газета «Квирис палитра», 14 мая 2007 г.

Мы привыкли, что Крест – символ победы. В чем же сила Распятого?

…Ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та.

Протоиерей Игорь Прекуп. Фото: Станислав Мошков/rus.postimees.ee

О приеме персонификации мы уже говорили в прошлый раз, поэтому повторяться не будем. На что тут важно обратить внимание: бесы прогоняются Крестом не самим по себе, в силу своей конфигурации, якобы образующей определенные энергетические потоки, как об этом бредят некоторые оккультисты, а силою распятого на нем Иисуса Христа.

Мы привыкли к тому, что изображение Распятого – это символ победы, защиты и силы. И да, это так, но важно понять, что этим символом мы не только ограждаемся от бед. Им христиане, в первую очередь, призываются к крестоношению и сораспятию своему Спасителю. Через это сила крестная и становится нашей броней.

Вдумаемся: силоюпропятого… Формально, как и многое другое в христианском благовестии, – это абсурд. В чем беспомощность человека проявляется наглядней, чем в пригвождении к позорному столбу с перекладиной. Какая тут сила?! Наоборот – полное бессилие! Закономерно, что распятый человек в образном сознании древних – это символ не только позора и проклятия, но бессилия и беспомощности. И вот этой трезвой, железобетонной логике мира сего христианство противопоставляет свою парадоксальную логику: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, – обращается апостол Павел к коринфским христианам, – а для нас, спасаемых, – сила Божия. …Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1: 18, 23–25).

Читать еще:  Чи може мирянин бути місіонером?

Уточним, однако, важный нюанс: именно Божие сильнее… Не сами по себе непрактичность, бестактность или глупость, не безволие и слабость возвеличиваются и превозносятся среди христиан. Ах, в самом деле, как подчас одолевает соблазн оправдать этими апостольскими словами свое невежество, тупость, невоспитанность, бесцеремонность, человекоугодие, самоугодие, малодушие, безволие. Но апостолом восхваляется немудрое в житейском отношении, если оно основывается на мудрости Божией, и немощное в том же плане, если основывается на доверии Богу, на предоставлении действовать Его силе, при содействии Ему в меру своих способностей и возможностей. Не лезть со своими «я сам, я сам, я знаю, я умею!», а доверчиво, по-детски, как заметил однажды митр. Антоний Сурожский, позволить Ему водить своей рукой.

Кстати, о сошествии Спасителя в ад. По версии свт. Иоанна Златоуста, Христос полностью разгромил ад, начисто разорил его Своим сошествием: «…Если ты будешь следовать за нами с подобающим спокойствием, мы сможем провести тебя повсюду и показать, где лежит пригвожденная (ко кресту) смерть, где повешен грех, где многочисленные и дивные памятники этой войны, этой битвы. Увидишь там и связанного мучителя, сопровождаемого толпою пленников, и ту твердыню, откуда этот гнусный демон в прежнее время производил всюду свои набеги; увидишь убежища и пещеры разбойника, уже разоренные и открытые, потому что и туда приходил Царь. …Они были темными, пока не сошло туда Солнце правды, не осветило и не сделало ада небом, – потому что где Христос, там и небо». Или, как он говорит в своем Пасхальном слове: «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!»

Этой «чистой победы» Сына Человеческого приобщаются все, кто исповедует Его, пребывая в завете с Ним всей своей жизнью, всеми делами, всеми помыслами. Сораспинаясь Ему в терпении скорбей и хранении себя на путях заповедей Его, мы Ему же совоскресаем еще до Всеобщего Воскресения из мертвых. Мало-помалу, от одной победы над своим «ветхим человеком» к другой, от одного восстания из падения к другому, от познания к познанию, от опыта к опыту, от благодарности к благодарности.

О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

«Честны́й» – тот, кому воздается честь, почитание. «Пречестны́й» – почитаемый исключительно, особенно, наивозвышенно. Это чрезвычайное почитание Креста приобщает жизни вечной, которую нам через Свою крестную смерть и воскресение даровал Господь. Однако заключается оно вовсе не только и не столько в благоговейном ношении нательного крестика и лобзании выносного или напрестольного креста.

Да, каждый крест: вырезанный, отлитый или изображенный жестом – любой таинственно и благодатно связан с Крестом Христовым и является носителем его силы, очищающей и защищающей нас от всякого зла. Выражая благоговение перед символом, адресуем его тому самому единственному Жертвеннику. Поэтому благочестивое обращение со святыней его изображения очень важно, и все же важнее другое.

Крест Христов вполне почитается нами тогда, когда мы со смирением несем свой личный крест. Поскольку Крест Христов – это спасительный Жертвенник, на котором совершено наше Искупление, то сопричастностью Жертве, принесенной Сыном Человеческим, исцеляется каждая искупленная Им душа. А осуществляется эта сопричастность так называемым «несением креста» и «сораспятием Христу».

Причем, что крайне важно понимать, несением постоянным, непрестанным, неопустительным и неослабным. В греческом оригинале Евангелия от Луки (Лк. 9: 23) сказано не только «ἀράτω τὸν σταυρὸν αὐτοῦ» (возьми крест твой), но еще добавлено «καθ’ ἡμέραν» (день за днем, ежедневно), т.е. бери, поднимай его, принимай и неси всегда, постоянно, во всех обстоятельствах, в какой бы роли ты ни оказывался: не по праздникам только, а повседневно; дома, на работе, на улице – всюду и со всеми: наедине с собой, в общении со своими домашними, с коллегами, с прохожими, проезжими и пр., в какой бы социальной роли ты в тот или иной момент ни находился.

И Матерь Божия тут упоминается в первую очередь не только в силу Ее особого почитания, но и потому, что Она – первая, после Своего Сына, крестоносица, которой «оружие прошло душу» (Лк. 2: 35), подающая пример крестоношения и возглавляющая сонм святых крестоносцев – тех чад Божиих по благодати, которые на личном опыте познали, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12: 9), и засвидетельствовали эту истину своей жизнью.

Сила Креста Господня

Проповедь на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Проповедь на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Проповедь иеромонаха Ионы (Кудрякова) на Божественной литургии
27 сентября 2021 г. (Продолжительность 0:04:40 мин, размер 4.4 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня каждый, кто носит на груди христианский крест с распятием Христа, празднует Вознесение Животворящего Креста Господня. Каждый храм наполняется величественными песнопениями, славословящими Крест Христов.

Все творение стало свидетелем двух неизреченных откровений: Боговоплощения – принятия человеческого естества Богом, и восшествия на Крест, чтобы Богочеловеку принять смерть, которая Его не коснется.

Все творение стало свидетелем двух неизреченных откровений: Боговоплощения – принятия человеческого естества Богом, и восшествия на Крест, чтобы Богочеловеку принять смерть, которая Его не коснется

При первом чуде восторжествовала вообще всякая тварь: ангелы, люди, природа. Во время второго миры высших и низших сил поникли, небо и времена суток сбились и затрепетали, ближайшие ученики разбежались. Об этом Сам Господь так сказал: «Прискорбна есть душа Моя даже до смерти» (Мф. 26: 38). Одетый в одежду человеческой плоти, будучи безгрешным, но принявший скорби и страдания грешного человека на Себя даже до смерти – Он Агнец Божий.

Сначала об этом говорил пророк Исаия, а потом Иоанн Предтеча: «Он принял грех мира». Владыка Христос добровольно принес себя в жертву. Принес же Самого Себя по человечеству и Сам принял жертву, как Бог, вместе с Отцом и Духом – к такому определению пришел в середине XIX века Константинопольский собор. Это и произошло на Кресте, поэтому так славно событие сегодня празднуемое.

Крест Господень многие годы был в поругании и лежал в земле. Известные во всей христианской вселенной истории со словами «Сим победишь» живут не только в памяти церковной, но и в наших сердцах. Жизнь императора Константина была освящена светом Креста Господня, с помощью которого он сокрушил войска царя Максенция после видения образа Креста, составленного из звезд. Святая Елена, мать императора, начала поиски Честного Древа Господня в Иерусалиме. Найденные кресты под языческим капищем подтвердили догадку святой Елены, воскрешение девочки определило, какой из них животворящий. Патриарх Иерусалимский Макарий обретенное Древо высоко поднимал над головой и над всем народом, после чего праздник стал называться Вознесением.

Милостивый Пастырь наш и кроткий Агнец Своим величайшим подвигом на Кресте, который до сих пор не может понять множество людей, дал силу благодатную, спасающую в самых трудных обстоятельствах.

Некогда сатана напал на Савву Освященного. Враг в образе льва то набрасывался, то пятился назад, и так много раз. Преподобный сказал: «Если у тебя от Бога есть власть съесть меня, то почему отступаешь? А если нет власти, зачем попросту тратишь время? Силою Христа моего осилю тебя», – и перекрестил врага, который тут же исчез.

Возблагодарим Господа, что ценой Его страданий мы получили неприходящую силу не только того самого Креста, на котором распят Спаситель, но и изображение Креста. За Крестом всегда следует слава. Аминь.

В чем сила Креста Господня?

Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня вобрал в себя три разновременных события истории Животворящего Древа и благодатью Духа Святого, действующего в Церкви, сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную.

Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. Особое правило почитания Креста установлено на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.

73-е правило его гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения».

Только два с половиной века великая святыня Христианства – Крест – был злобой человеческой сокрыт в земле. Но этого малого времени было достаточно Животворящему Кресту, чтобы покорить мир себе и оживотворить его. Славой Распятого исполнились уже все концы вселенной, уже кресты венчали христианские храмы, крестное знамение силой распятого на нем Христа укрепляло человеческую немощь первых христиан, шедших на мучения за веру свою, а Животворящее и Спасительное Древо все еще таилось от взоров людских.

Христианство ширилось и крепло. Даже сильные мира сего задумывались о Божественном происхождении Распятого и Вознесенного на Крест Праведника. Император Константин Великий сподобился со всем своим воинством видеть Божие знамение – светящийся на небе Крест и надпись над ним: «Сим победиши». И знамение Креста дало ему силы побеждать в сражениях.

Церковь к этому времени наполнилась уже многими живыми свидетельствами подвигов крестоношения. Для ее полного торжества, славы и радости не хватало того самого Креста, с которого воссияла победа над смертью. И восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина, предприняла труд по поиску Креста Господня. Дух Святой внушил этой царице (впоследствии названной равноапостольной) приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.

Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.

На вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: «Где предки ваши утаили Крест Христов?» – они указали ей на некоего старого еврея Иуду, который, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: «На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа».

Читать еще:  Календарь веры: праздничные и дни памяти марта

После удаления капища еще долго длились поиски и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам.

Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дщица с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте. Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: «Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности?».

Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни. Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но этого мало. Промыслу Божию угодно было, чтобы слава Креста Господня воссияла и тем, которые не хотели ее признавать, чтобы силою Честного Древа сокрушено было неверие и врагов Креста Господня.

Возвращаясь из дома исцеленной на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада оживотворил умершего.

Весть о совершенном чуде во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. Бесчисленное множество людей желало хотя бы издали увидеть чудесное Древо. Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвигали Честной Крест елико возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Народ же, объятый благоговейным трепетом, восклицал во множестве: «Господи, помилуй!» Сила воздействия Животворящего Древа была столь велика, что иудеи во множестве крестились, в их числе и старец Иуда, указавший место сокрытия Креста Господня. Он получил в крещении имя Кириак и стал милостию Божией епископом Иерусалимским. Впоследствии он сам принял мученический крест в царствование Юлиана Отступника.

Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова. «Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, – говорит в своем слове на Воздвижение святитель Ростовский Димитрий, – ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов».

После обретения Животворящего Креста Господня равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился десять лет и был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день Крест Господень был воздвигнут в храме. В этот день и было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот же день вспоминается еще одно, третье событие, связанное с жизнью Креста Господня. С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов, чудесно сохраняемое Промыслом Божиим. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. Возвращение Креста и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня.

Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя. И по сей день живет Крест, как и Господь Иисус Христос, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. Какой нечеловеческой злобой к сему знамению Христианства были исполнены русские безбожники начала XX века, срывая с храмов кресты, взрывая и сами храмы, делавшиеся часто в виде крестов. Какую злобу и неприятие Креста являют сейчас все отшедшие от Православной Церкви Христовой: протестанты и сектанты, обвиняющие православных в идолопоклонстве и неоязычники, заменяющие Крест Христов своим языческим оккультным знаком. Тем самым те и другие отвергают и сам путь спасения, становятся игрушкой бесов, которые ведут их в погибель.

Крест как главный образ нашего спасения

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В третье воскресенье Великого поста Церковь поклоняется Кресту Господню, на Котором Он был распят ради спасения всех людей. Святыня выносится на середину храма в субботу вечером и пребывает там до пятницы 4-ой седмицы. О важности поклонения Кресту Господню, о понятии духовного креста и о том, всегда ли наши страдания от Бога, «Фоме» рассказал настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский.

Два образа креста

Крест с древних времен соотносился со смертной казнью, причем с одним из самых жестоких ее видов. Распятие на кресте являлось не просто смертным приговором для преступника, эта казнь была позорной, и ей подлежали только рабы. Свободных граждан Рима никогда не распинали на кресте. Это была не просто казнь, но страшнейшее поругание, унижение и наиболее мучительный способ лишения человека жизни. Мы должны помнить об этом и сегодня.

Но мы, люди верующие, понимаем, что Господь Иисус Христос Своей личной волей избрал крестную смерть ради нашего спасения. Особым образом Церковь напоминает нам об этом на Страстной неделе, когда священник после богослужения произносит отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения…», то есть Он идет на вольные страдания. И в этом вольном принятии на Себя крестной муки и смерти, крестного поношения и унижения, заключается спасительная жертва Иисуса Христа по отношению к человеческому роду, Его искупительный подвиг. Это та любовь, которой Бог так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы мир был Им спасен. Поэтому когда мы носим на себе крест, когда крестами мы украшаем храмы, когда ставим крест на могилу христианина, когда мы осеняем себя крестом, все это и есть свидетельство непостижимой Божественной любви.

Своим крестом Господь явил, что Его любовь всегда доходит до конца, и что в Своей любви к человеку Спаситель способен принять то, что совершенно несвойственно Богу – смерть. Ведь Бог – это жизнь и Он чужд смерти. Для Бога смерть также чужда, как чужда тьма для света. Так вот Господь принимает человеческую смерть на Себя для того, чтобы дать человеку Свою жизнь. В этом смысле образ креста является для нас уже не образом казни, не образом орудия смерти, а образом дара жизни, который мы получаем благодаря любви Бога к каждому из нас.

Принять на себя крест

Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью. Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест – это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу. Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).

Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную. И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста.

Бог и наши страдания

Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.

Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог.

Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания – несением креста.

Но не всякое страдание может быть несением креста. В испытаниях человек может отвергать Бога, хулить Его, бунтовать против Бога, ненавидеть и себя, и других, впадать в отчаяние и терять веру. В данном случае, нельзя назвать это несением креста, потому что крест спасает человека, а не губит.

Праздник или трагедия?

Все события, переживаемые нами в Церкви, насыщены самыми разными чувствами и переживаниями, здесь могут быть рядом радостью и скорбь, страх и надежда на воскресение. Как и каждая встреча с Богом для нас – это и суд, и радость встречи, и воскресение, и страшное Второе пришествие.

Вообще, всякое евангельское событие, отраженное в православном богослужении, это встреча с реальностью. Но реальность не может быть однозначной, так как мы в ней пока еще живем, мы ее еще осуществляем. И, с одной стороны, встреча с реальностью для человека – это всегда большое счастье, потому что он встречается с правдой. В тоже время, эта правда не всегда бывает сладкой.

Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector