0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успенский собор в Смоленске

Содержание

Успенский собор в Смоленске. 7 фактов о самом парящем храме России

Высота Успенского собора 69 м. Да, не самый высокий собор в России. Для сравнения: высота храма Христа Спасителя в Москве — 103 м, Александро-Невского собора в Нижнем Новгороде — 87 м, Троицкого собора в Пскове — 78 м. Но ни один из этих храмов не возвышается над городом так, как возвышается Свято-Успенский собор над Смоленском. С какой бы стороны вы ни въезжали в город, вы увидите парящий над Смоленском бело-бирюзовый храм. Незабываемое зрелище!

Сегодня в рубрике «7 фактов» я расскажу вам об этом соборе.

7 фактов об Успенском соборе в Смоленске

1. Стоит на Успенском холме

Смоленск — город даже не на семи холмах, как принято считать, а почти на двух десятках гор и холмов. Вот такой здесь рельеф! Феномен парящего собора трудно объяснить — и гора не самая высокая в городе, и собор не самый утончённый.

Считается, что именно на этом месте в старину располагался кремль, резиденция смоленских князей.

2. Это второй Успенский собор на Соборной горе

Первый храм заложил здесь в 1101 году Владимир Мономах. Это был первый каменный храм в Смоленске. Простоял он до начала XVII века и был взорван поляками во время осады города. 20 месяцев осады, штурм, оставшиеся в живых защитники города прячутся в Успенском соборе, который войска Сигизмунда III подрывают. В соборе хранился порох, шансов на спасение не было. Собор обрушился. Поляки соорудили на этом месте костёл.

3. Успенский собор строился 100 лет — с 1677 по 1772 гг.

Строили долго и с «приключениями». Сначала думали-решали, каким ему быть. Взяли за образец храм в Александровской слободе. Затем в результате ошибок в строительстве рухнула восточная стена. Опять возникла пауза в строительстве. Тот факт, что собор строили три архитектора, говорит сам за себя. И никогда бы не быть собору построенным, если бы его строительство не поддерживали деньгами государство и общественность.

4 . Стиль собора — украинское барокко

Достраивал собор киевский архитектор А.И. Шедель. Именно он придал собору те декоративные черты, которые мы видим.

В России соборы в стиле украинского барокко можно пересчитать по пальцам — Воскресенский собор в станице Старочеркасская в Ростовской области, храм Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Узкое в Москве, Троицкий собор и Петропавловская церковь Троицкого монастыря в Тюмени и ещё несколько. Но, разумеется, чтобы познакомиться со стилем глубже, надо ехать в Киев, на Черниговщину и другие регионы Украины.

5. Собор под божьим покровительством

Величественный и многострадальный собор пережил много нелегких времён, но уцелел. Учитывая его расположение — на западных рубежах отечества, — он мог бы уже не раз быть разрушен. Но даже враги понимали, что такую жемчужину уничтожать нельзя.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. Наполеон приставил к собору охрану. И его приказ выполнялся столь ответственно, что последнего часового сняли уже русские солдаты, освободившие Смоленск 5 ноября.

Храм святого преподобномученика Афанасия Брестского, г. Минск

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на «канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун — четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на «канун», надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их.»

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

Читать еще:  Алексий II возглавит богослужение в Успенском соборе Московского Кремля

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный (имя)».

Сорокоуст о упокоении

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за «свечной ящик» или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -«усиленное моление» ). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия — это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст. ). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт. )

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи — в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название «Радоница», когда православные христиане спешат приветствовать радостным «Христос Воскресе!» усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их — это не христианский обычай.

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется «Канон молебный при разлучении душ от тела», или «отходной». После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют «Святый Боже». При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным — это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Читать еще:  В Чечне открылся Центр исламской медицины

Сорокоуст о упокоении

Покойного закрывают покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется «Вечная память». После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают — это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида — это не самое главное.

Для христианина важнее подать записки о здравии или о упокоении с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.

Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в «свечной ящик», откуда их можно взять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора — это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «IС ХC NI КА» («Иисус Христос побеждает»). Просфора (греч. — приношение ) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному. Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

Как правильно заказать заупокойную панихиду по новопреставленному

В первый год после кончины рекомендуется заказывать служения в церкви за душу умершего. Рекомендуется не просто писать имена поминаемых людей, а самим быть на церковном обряде. В этом случае церковная молитва будет иметь еще большую силу. Родственники смогут получить духовную силу, чтобы пережить потерю родного человека:

  1. Чтобы по усопшему родственнику была проведена панихида, необходимо прийти в церковь и подойти к свечному прилавку. Там нужно будет на специальном листе бумаги перечислить имена умерших родственников.
  2. Одновременно с подачей записки принято нести продукты, которые складывают на специальный столик. Считается, что эта еда предназначена для усопших, чтобы им было что поесть на том свете. Как только будут прочтены все молитвы, еда освящается и раздается прихожанам церкви. Приносить рекомендуется такие продукты, которые имеют долгий срок хранения.

В начале службы в руки берут свечи и зажигают их. Пламя свечи означает веру человека в чистое и светлое будущее.

Как только служба заканчивается, свечи тушат. Верующие делают это в знак того, что жизнь каждого человека на земле в скором времени так же потухнет.

Петропавловская церковь

Самая старая церковь Смоленска возведена в середине 12 века, предположительно в 1146 году. Поначалу была домовой церковью князя, а в 1168 году стала приходской. Представляет собой яркий образец архитектуры домонгольских времен: четырехстолпный одноглавый храм, построенный из плинфы – особого плиточного кирпича. В его строгих пропорциях и линиях, в довольно плоском куполе угадывается византийское влияние, которое особенно контрастирует со стоящей по соседству церковью Святой Варвары, построенной в 18 веке.

До появления Успенского Собора церковь Петра и Павла была главным православным храмом Смоленска. Правда, во время польского владычества в ней устраивали католический костел. В 1812 году была разграблена французами, в 1935 году закрыта советскими властями, во время ВОВ сильно разрушена, восстановлена в 60-х годах прошлого века.

Когда совершаются панихиды

Панихиды совершают до погребения умершего. на 3-й, 9-й, 40-й день после смерти. в дату годовщины смерти. Такие службы проходят перед кануном – столом, где расположены распятие и подсвечники.

Первый и второй день после кончины душа, сопровождаемая Ангелом, путешествует по тем местам, которые связаны с её воспоминаниями. Душа, привязанная к телесной жизни будет находиться возле тела, бродить неподалёку своего покинутого жилища.

Молитвы родственников и панихиды в церкви помогут облегчить участь души умершего.

Читать еще:  Современный друидизм

День третий

По прошествии двух дней, душа предстаёт пред Господом для поклонения. В честь трёхдневного Воскресения Иисуса Христа и Святой Троицы, на третий день после кончины, в храме совершается поминание души усопшего.

Последующие шесть дней душа, сопровождаемая Ангелом, путешествует по райским обителям.

День девятый

Православная церковь молится в этот день о водворении со святыми новопреставленной души вместе с девятью ангельскими чинами, которые взывают к Богу о её помиловании.

На десятый день, в сопровождении Ангела, душа отправляется в ад, где созерцает мучения не раскаявшихся грешников.

Сороковой день

В это день душа третий раз предстаёт пред Господом. Решается её участь – она отправится в место, которого достойна по земным делам своим. На сороковой день после кончины в храме заказывают заупокойные службы о прощении грехов умершего и водворении новопреставленной души в райских обителях.

Годовщина

Поминовение умерших в дату смерти по истечении года, в церковной традиции связано с годовым кругом — самым большим литургическим циклом, по завершении которого повторяются все не переходящие праздники.

Радоница от слова «радость»

Через девять дней после Пасхи, православные христиане посещают могилы родственников, чтобы с ними разделить Пасхальную радость. В этот день в православных церквях проходят службы и панихиды.

Поминальные субботы

Родительские (вселенские) субботы – специальные дни поминания умерших, принявших христианскую кончину и тех, кто умер внезапной смертью, без отпевания. С днём празднования Пасхи связаны даты поминальных суббот:

  • Мясопустная отмечается за восемь дней до Пасхального поста.
  • Троицкая – в канун Троицы, на девятый день после праздника Вознесение.
  • Дмитриевская — суббота перед днём великомученика Дмитрия Солунского.

Поминовение усопших на Литургии

Перед началом церковной службы прихожане подают записки об усопших православных христианах. Вверху записки изображают православный крест, озаглавливают записку: «Об упокоении», разборчиво пишут в родительном падеже имена усопших в церковно-славянском прочтении (например: Иоанн, Мария, Сергий). Количество имён не ограничено, но длинные записки затруднительны для прочтения, следует подавать вместо одной несколько записок.

Процесс отпевания

Гроб с телом в храм вносится в открытом виде, на челе покойного повязан погребальный венчик, в руки вкладывается Распятие и текст молитвы. Внутри храма гроб ставится на подставку лицом к алтарю, около него устанавливаются подсвечники с зажженными свечами. Крышка гроба остается в притворе или у двери в храм. Во время богослужения гроб остается открытым, если это возможно по эстетическим соображениям.

При отпевании, как и во время крещения, священник облачен в белое одеяние. В процессе богослужения он произносит многие песнопения, в которых вкратце описывается вся человеческая судьба от прародителей Адама и Евы. Символическим смыслом этих песнопений являются греховная сущность человека и безразмерная милость Господня, который прощает человеку все его прегрешения.

В конце службы звучит разрешительная молитва, ею священнослужитель просит Господа освободить (разрешить) усопшего от его грехов. После нее происходит прощание с умершим. Все близкие, пришедшие на отпевание, с зажженными свечами подходят к умершему, просят у него прощения и прикладываются к погребальному венчику и иконке.

Если священник не сопровождает процессию до могилы, то после прощания родственников он посыпает землей погребальное покрывало усопшего, символически предавая его земле. Затем гроб закрывается крышкой и выносится из храма. При вынесении (как и при внесении) звенят церковные колокола.

Православный календарь

Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V).

Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Прп. Петра Галатийского (IX).

Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Фомина исп. (1997).

Корсунской иконы Божией Матери.

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Флп., 244 зач., III, 1–8. Лк., 31 зач., VII, 17–30. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Лк., 51 зач., X, 16–21.

Дмитриевская родительская суббота

В православном календаре эта последняя в году поминальная дата приходится на субботу перед днём памяти великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября по новому стилю). Согласно литературным источникам, князь Дмитрий Донской, вернувшийся с победой в Куликовской битве, установил такой поминальный день, посетив с молитвой и благодарностью Троице-Сергиеву лавру.

Дата Дмитриевской родительской субботы переходящая. В 2019 году она совпала с официально установленным Днём памяти 2 ноября и с католическим Днём всех усопших верных. Молитвы за упокой умерших возносились в храмах обеих христианских конфессий.

В 2020 году Дмитриевская суббота будет отмечаться 7 ноября, в 2021 году — 6 ноября.

Венки и корзины из живых цветов

Чётное количество цветов – христианский обычай

Дарят ли цветы на годовщину смерти? Их не дарят, а приносят на кладбище и ставят в вазу с водой. Количество цветов должно быть чётным. Такой обычай берёт свои корни из истории Древней Руси, когда парное количество означало завершенность, в данном случае – земной жизни.

С цветами связаны и другие приметы, например — возлагать на могилу только 2 цветка. Первый – в дар нашему Господу, второй – в знак благодарности Ангелу-Хранителю за то, что в течение всей жизни оберегал человека.

Приносить на могилу можно живые цветы, или небольшие траурные веночки. Чаще всего могилы украшают искусственными букетиками, потому что они долго сохраняют форму и цвет.

Многие на могилах делают клумбу из многолетних цветов, которые особенно любил покойный. Часто сажают трогательные фиалки, которые долго будут украшать могилку.

На могилку ребенка высаживают цветы, которые стелются сплошным ковром. Подойдут фиалки, любисток, флокс, барвинок малый, стелющиеся можжевельники. Из белых цветов делают букетики и возлагают на могилку.

На могилу дочери чаще всего возлагают белые лилии – символ материнской любви и светлой памяти.

На могилу матери приносят хризантемы. Растения светло-розового – неяркого, спокойного цвета передают нежные дочерние или сыновние чувства. Такой оттенок цветов уместен в букете для матери, сестры, дочери, бабушки.

На могилу отца подбирают строгие, сдержанные композиции. Гортензии, герберы, астры укажут на уважение к умершему отцу или любому дорогому вам мужчине. В благодарность приносят ирисы, бордовые розы, гвоздики разных оттенков.

Читайте также
Что означает 40 дней после смерти человека: правила и традиции
Здравствуйте! Смерть близкого человека, особенно если она произошла неожиданно, повергает родственников в состояние ступора. Многие не знают, какие проводить обряды после смерти, что означает 40 дней…

Уважаемые друзья, теперь вы знаете, что делать на годовщину смерти, значит не будете теряться, а правильно выполнять все церковные каноны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector