0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главный Иконостас Храма Христа Спасителя

Содержание

Главный Иконостас Храма Христа Спасителя

К оглавлению — храмы Москвы

Если мы войдем в Храм Христа Спасителя через западные двери, то увидим, прежде всего, алтарь с иконостасом.

Главный иконостас Храма — это восьмигранная часовня из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора, сложнейшей резьбой по камню.

В работе использован каррарский мрамор из Италии, отечественные камни лабрадорит, красный гранит, порфир, яшма.

Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, суживающимся кверху и заканчивающимся главой, напоминающей одну из глав Покровского собора. Огромное внутреннее пространство под куполом Храма как бы символически олицетворяет Красную площадь — центр Москвы и России, хранимой Христом Спасителем.

Иконостас состоит из четырех ярусов, предназначенных для размещения икон. Внутри находится престол. Свод иконостаса-часовни возвышается над третьим, а бронзовый позолоченный шатер — над четвертым ярусом. С лицевой его стороны имеется пролет для Царских врат. Высота уникального иконостаса составляет вместе с шатром 26,6 м. Он выше шестиэтажного дома.

На Царских вратах начертаны священные изображения в шести иконах:

1. «Благовещение Пресвятой Богородицы» в двух иконах: на правой стороне — «Пресвятая Дева», на левой — «Архангел Гавриил».

2. Четыре Евангелиста в двух иконах: по два Евангелиста на каждой иконе. Эти иконы Т.А. фон Нефа (автор воссоздания СВ. Филатов).

3. Две иконы: Спасителя и Божией Матери (маленькие иконы, укрепленные над иконами Евангелистов). Иконы К.А. Горбунова (автор воссоздания В.А. Агейченко).

По бокам Царских врат, на бронзовых столбах, четыре иконы Святителей Митрополитов Московских: налево Св. Петр и Иона, направо Св. Алексий и Филипп. Иконы исполнены академиком К.А. Горбуновым (автор воссоздания В.А. Агейченко).

Нижний ярус

Направо от Царских врат образ Господа Вседержителя, налево — образ Пресвятой Богородицы (Рождество Христово). Исполнил профессор Т.А. фон Неф.

Северные и южные двери

На северной двери изображен Св. архидиакон Лаврентий в диаконском облачении, правая рука его с орарем простерта к народу в тот момент, когда Святой произносит слова: «Станем добре. »

На южной двери — Первомученик Стефан в диаконском облачении, в правой руке — кадило, в левой — камень, символ его страданий. Исполнил художник Е.С. Сорокин. Автор воссоздания СВ. Филатов.

Второй ярус

Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников (14 икон).

Направо от царских врат: Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение Господне.

Налево от царских врат: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного креста, Святая Троица (Явление Аврааму), Сошествие Святого Духа на Апостолов.

Иконы второго яруса частично исполнены профессором Т.А. фон Нефом, частично профессором Е.С. Сорокиным, одна икона написана профессором ФА. Бронниковым; иконы Т.А. фон Нефа, как неоконченные, приводились в исполнение и исправлялись академиками И.К. Макаровым и М.Н. Васильевым.

Над северными и южными диаконскими дверями помещены следующие иконы, обращенные в церковь: — над южными дверями икона с тремя Святыми: Праведная Елизавета, царица Александра, Мария Магдалина; — над северными дверями икона с тремя Святыми: Николай Чудотворец, Александр Невский, князь Владимир, просветитель России.

Иконы исполнены Е.С. Сорокиным.

По обеим сторонам этих икон в 4 малых образах помещены поясные изображения Святых — на северной стороне: Св. Феврония, Св. Зосима Соловецкий;

— на южной стороне: Св. Косьма Бессребренник, Св. Великомученик Пантелеймон.

Исполнил художник Е. С. Сорокин.

Над северными и южными диаконскими дверями со стороны алтаря помещены следующие иконы:

— над северными дверями икона с тремя Митрополитами Киевскими и всея Руси: Св. Петр, Св. Алексий, Св. Иона;

— над южными дверями икона с тремя Святыми: Св. Филипп Митрополит Московский, Св. Сергий Чудотворец Радонежский, Св. Димитрий Митрополит Ростовский. Исполнены художником Е.С. Сорокиным.

По обеим сторонам этих икон внутри Алтаря поясные изображения:

— на северной стороне: Св. Филарет Милостивый, Св. Иннокентий епископ Иркутский;

— Св. Пров, Св. Мученица Минодорд.

Исполнил художник Е.С. Сорокин.

Третий ярус

Третий ярус представляет Новозаветную Церковь (20 икон).

В середине над Царскими вратами Христос Спаситель воскресший, в червленом хитоне, в сильном сиянии; правой рукой благословляет, а левой поддерживает крест.

От иконы Спасителя направо: Божия Матерь, стоящая с легко преклоненною к Нему главою и со сложенными на груди руками, Ангел, держащий в правой руке белый круглый камень с именем ХС, Апостол Петр, Апостол Иаков, Апостол Филипп, Апостол Матфей, Апостол Иаков Алфеев, Апостол Фаддей.

От иконы Спасителя налево: Иоанн Предтеча, Ангел, держащий в руках камень с именем ХС, Апостол Андрей, Апостол Иоанн, Апостол Варфоломей, Апостол Фома, Апостол Симон, Апостол Павел.

В том же ярусе со стороны алтаря обращены к Горнему месту три иконы: в середине — Нерукотворный

Образ Спасителя, по бокам — два Ангела, обращенные к Образу Спасителя в молитвенном положении. Все иконы третьего яруса были исполнены профессором Т.А. фон Нефом.

Четвертый ярус

Четвертый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков Ветхозаветной Церкви (16 икон): Знамение Божией Матери, Праотец Авель, Авраам с хартией «Погубиши ли Праведнаго с нечестивым», Праотец Иаков с хартией «Благословляй тя Благословен», Аарон с посохом в руках, наверху которого расцветшая роза, Царь Иезекия с хартией «Защищу о граде сем», Пророк Исайя с хартией «Се Дева во чреве приимет», Пророк Малахия с хартией «Воссияет вам, боящимся имени Моего, солнце правды», изображение Софии Премудрости Божией, Праотец Адам, Праотец Ной с изображением ковчега в руке и хартией «Сей упокоит нас от дел наших», Праотец Исаак с хартией «Благословятся о семении твоем вси языцы», Пророк Моисей со скрижалями и хартией «Господь Един вождаше их», царь Давид с гуслями и хартией «Первенца положу Его, высоко паче царей земных», Пророк Илия с хартией «Ревнуя поревновах по Господе», Пророк Даниил с хартией «Помажется Святый Святых».

Все иконы четвертого яруса исполнены академиком П.С. Шильцовым; при сопоставлении этих икон с остальными оказалось необходимым эти иконы переписать, что было выполнено академиком К.А. Горбуновым.

Все иконы центрального иконостаса воссозданы коллективом художников Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

На некотором расстоянии от Царских врат возвышается солея, поднимающаяся на семь ступеней выше пола Храма и отделенная от середины его решеткой.

Но и это еще не все вот отрывок из статьи:
Оператор Димитрий С., снимающий замечательные фильмы по православной тематике, работая как-то в закрытом Храме Христа Спасителя, обратил внимание на группу туристов из Израиля, которых почему-то допустили в храм во внеслужебное время.

Группа состояла из 30-35 человек, среди которых, судя по характерной одежде, были раввины. Вопрос появления группы туристов во внеурочное время не обсуждается — это внутренний режим храма. Обратило на себя внимание другое обстоятельство.

Читать еще:  Мусульмане в Петербурге открыли свою клинику

Группа, не задерживаясь долго в других приделах храма, собралась кучно недалеко от солеи, насколько это позволяли храмовые ограждения. Развернувшись спиной к алтарю и указывая друг другу на что-то под куполом, гости стали оживленно обсуждать увиденное. Было понятно, что они заранее знали, где искать то, что так их взволновало. После этого группа быстро удалилась. Было очевидно, что их не интересовали сюжеты Св. Писания, столь блестяще выполненные современными мастерами. Что же тогда привлекло внимание наших гостей? Заинтересовавшись такой своеобразной и странной реакцией группы на внутреннее убранство храма, Димитрий стал искать предмет их восторга.

И вот в объективе камеры при сильном увеличении он увидел странное начертание на западной стороне плафона главного купола. Начертание, необычное для православного храма, — слово, написанное на иврите. Оно было как бы затушевано, так что разглядеть его обычным посетителям, а тем более верующим, практически невозможно. К тому же, чтобы его прочесть, необходимо повернуться спиной к алтарю, что православному человеку недопустимо (!).

Свод купола Храма Христа Спасителя.

Стрелка сверху указывает на расположение начертания. Что же оно обозначало? С этой загадкой оператор и обратился к нам. Начались поиски ответа.

Нам пришлось обратиться за разъяснениями к богословам, которые сами были озадачены столь неожиданным открытием. Непонятным было расположение слов на церковнославянском языке СВЯТЪ, СВЯТЪ, СВЯТЪ, которые относятся, судя по фото 2, не к изображенной, как и положено, на восточной стороне плафона новозаветной Троице — Господу Саваофу, Иисусу Христу и Святому Духу, а исключительно к этому загадочному чужеземному слову, в их поле находящемуся — к нему они обращены и развернуты. Специалисты перевели это слово как «Элохим», т. е. боги во множественном числе.

Начертание на иврите

Возникает вопрос. На Божественной литургии мы каждый день поем: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Нашей молитве не соответствует начертание на главном куполе — там мы читаем свят, свят, свят — кто? К тому же это прямое отрицание первозаповеди «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов (элохим) перед лицом Моим». Безусловно, проблема требует специального рассмотрения, вопрос о причинах расписывания центрального купола главного храма воинской доблести и памяти всех погибших за Отечество воинов словом на иврите (вряд ли даже самые просвещенные из них смогли бы его прочесть), тем более что читать его приходится, стоя спиной к престолу, освященному в честь Рождества Христова.

В православных храмах никогда ничего не писалось на иврите, так что для православного человека, эта надпись непонятна и чужда.
Статья полностью здесь http://malech.narod.ru/fakt30.html

2. Гвоздь от Креста Господня

Гвоздь от Креста Господня также был передан в Храм Христа Спасителя в 2008 году.

Он хранится в алтаре в отдельном ковчежце и вместе с Ризой Господней выносится на богослужения только в дни Великого поста.

Храм Христа Спасителя

Это главный Кафедральный собор России, второй по величине православный собор в мире (после собора святого Саввы в Белграде) и первый по высоте. Вообще храм Христа Спасителя можно назвать «храмом четырех монархов»: задуман при одном императоре, начат при другом, закончен при третьем и освящен при четвертом; а при новых властителях и вовсе разрушен.

Первый храм Христа Спасителя строили в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. В 1814 году прошел международный конкурс на проект церкви. Победил проект 27-летнего художника и лютеранина Карла Витберга.

В конкурсе участвовали Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди. Но только Витбергу удалось угадать желание императора Александра I создать храм, одушевленный религиозной идеей, и заставить камни говорить. Замысел архитектора был настолько гениальным, что граничил с безумием.

По сравнению с современным храм Витберга предполагался в 3 раза больше и включал пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн и пирамиду из трофейных пушек, памятники монархам и видным полководцам. Разместить церковь планировали на Воробьевых горах. А средства на строительство выделили огромные — 16 миллионов рублей от казны и народные пожертвования.

12 октября 1817 года заложили первый камень будущего храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Поначалу строительство шло бойко, но скоро темпы снизились. В итоге за 7 лет не удалось завершить даже нулевой цикл, а деньги уходили неизвестно куда (уже позже комиссия насчитала 1 миллион рублей растрат).

Были большие сложности с материалами: камень для строительства храма везли из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского на баржах по Москве-реке. Чтобы поднять уровень воды, построили плотину. Но во время работ засорили камнями поля, и владелец села Яковлев подал на Витберга в суд. Как известно, беда не приходит одна: по пути в Москву затонули баржи.

Пришедший к власти Николай I в 1825 году остановил строительство. Официальной версией стала недостаточная надежность почвы. Одновременно с этим началось судебное разбирательство — Витберг и руководители строительства были признаны виновными в растратах. В 1835 году архитектора сослали в Вятку, а его имущество конфисковали. Идеи Витберга с пирамидой и памятниками полководцам так и не были воплощены. Даже свезенные в Москву трофейные пушки остались лежать возле стен Арсенала.

Новый конкурс на строительство храма Христа Спасителя проводить не стали: в 1831 году Николай I лично определил архитектором Константина Тона. После истории с Витбергом важно было строить не гениально, а экономно. А Тон много раз получал премии за сокращение издержек.

Новое место для церкви Николай I выбрал лично — поближе к Кремлю. Для этого пришлось снести располагавшийся там Алексеевский женский монастырь и перевести монахинь в Сокольники. Работы шли 44 года, не останавливаясь ни на день, а на создание внутреннего убранства ушло 20 лет. Константин Андреевич Тон почти 50 лет провел в трудах по строительству главного храма России. Он умер, не дожив совсем немного до его освящения.

Церковь расписывали В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский. Скульптурные горельефы изготовили П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и другие именитые скульпторы. Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородино, Малоярославце. На стенах появился пантеон Святых заступников Руси — Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, Георгий Победоносец. Были среди горельефов и образы Богоматери — Смоленской, Владимирской, Иверской.

А в стенах нижней части храма Христа Спасителя поместили 177 мраморных плит, где были описаны все прошедшие сражения, перечислены состав войск, имена командования, убитых, раненных и награжденных. На стенах церкви можно было даже прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Новый храм получился огромным! Внутри могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Высота храма составила 103 метра, а диаметр главного купола — почти 30 метров. На колокольнях находилось 14 колоколов. Самый большой из них весил 1 654 пуда. А во время богослужения в храме могло находиться 7 200 человек.

В 1880 году у церкви появилось официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. А к 1881 завершили работы по устройству набережной и площади вокруг храма. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Но освещению церкви помешала гибель императора Александра II от рук террористов.

Освятили храм Христа Спасителя уже при Александре III. И новая церковь сразу стала центром многих культурных событий. Например еще за год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя впервые исполнили Увертюру Чайковского «1812 год».

Но современники церковь воспринимали неоднозначно. Тарас Шевченко сравнивал его с «толстой купчихой в золотом повойнике», Александр Чаянов — с тульским самоваром, Александр Герцен — с «пятиглавыми судками с луковками вместо пробок».

В январе 1918 года государство прекратило финансировать церкви. А 2 июня 1931 появилось распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Москвичи роптали, называя новый Дворец «чернильницей», но открыто против решения властей не выступали.

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.

Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион —
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут —
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!

Читать еще:  Шииты Ирака впервые свободно отмечают "День Гадир"

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков — это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Идея Дворца Советов возникла из-за того, что в Москве не было подходящего помещения для сбора представителей Союзных республик. Объявили конкурс, на который представили 160 проектов.

Среди авторов были Ле Корбюзье, Гропиус, Мендельсон. А победил проект Бориса Иофана в любимом Сталиным классическом «большом стиле». Дворец высотой 415 метров должен был стать самым высоким зданием мира, а венчала бы его грандиозная статуя Ленина. Один только указательный перст вождя вытягивался вперед на 6 метров, а длина ступни достигала четырнадцати! Проект был монументальным во всем: огромные залы, лифты, поднимающие на смотровую площадку на ладони Ленина, гигантский паркинг, куда могли разместиться даже самолеты. А для устройства смотровой площадки создали специальный «институт правой руки».

По иронии судьбы местом для Дворца Совета выбрали холм над Москвой-рекой, где стоял храм Христа Спасителя.

Здание храма разбирали несколько месяцев, но церковь не поддавалась. Тогда решили взрывать. 5 декабря 1931 года грянуло 2 взрыва — после первого храм устоял. Все это происходило на глазах у жившего рядом Ильи Ильфа. Он вспоминал, что мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

На разбор обломков ушло почти 1,5 года. Но материал не пропал даром: колокола и кровлю куполов переплавили для отливки скульптур на станции метро «Площадь Революции», плиты с именами героев 1812 года пустили на отделку Института органической химии АН СССР, устройство лестницы Третьяковской галереи и облицовку станций Охотный ряд» и «Кропоткинская». Лишь отдельные фрагменты убранства перенесли в музеи (например, часть горельефов попала в Музей архитектуры — их и сегодня можно увидеть в северной стене Донского монастыря). Оставшийся мрамор покрошили на посыпку дорожек в парках.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и подготовленные уже металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей.

Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать, а после войны о Дворце Советов практически забыли. Из грандиозного проекта возвели лишь одноименную станция метро (сейчас — «Кропоткинская») и заправку на Волхонке.

В 1960 году на месте храма появился открытый бассейн «Москва». Острословы шутили: Был храм, потом хлам, а теперь срам . За спортивным объектом закрепилась дурная слава: там периодически тонули люди — якобы действовала группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. Также соседством с бассейном была недовольна администрация Музея имени Пушкина, так как зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Но это не помешало бассейну проработать более 30 лет.

В конце 1980-х появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. А 5 декабря 1990 года установили «закладной» камень, и в 1994 началось строительство.

Материалов для воссоздания храма было достаточно: много подлинных фрагментов спрятали в подвалах старого здания МГУ, а в архивах НКВД хранились фотографии и обмеры здания, сделанные перед разрушением.

Автор проекта воссоздания храма Денисов вскоре отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Это отступление от первоисточника вызвало много споров. Расписывали интерьеры также рекомендованные Церетели художники. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золоченую кровлю заменили на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма изготовили из полимерного материала. Все это сделали, чтобы избежать разрушения декора на храме, как уже было с мраморным и гипсовым убранством первой церкви.

Но эксперты говорили, что если раньше храм можно было читать как книгу, то сейчас ее страницы в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то вырвали.

Но все же история Отечественной войны 1812 года в архитектурном убранстве храма прослеживается четко: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты, вышедшие во время войны. Далее в хронологическом порядке описаны все сражения. Напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812 года. По южной и западной стороне расположены описания сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира. Восстановлена и галерея воинской славы — 177 мраморных досок с именами героев 1812 года.

Зураб Церетели участвовал в конкурсах на изготовление барельефов и на изготовление крестов. В обоих случаях он победил. При этом декоративное убранство не только эстетически и исторически проработано, но и продумано с инженерной точки зрения. Так, массивные двери храма доступны для открытия даже пожилому человеку (нужна сила, чтобы сдвинуть груз весом всего лишь 1,5 кг), а раньше для открытия дверей требовались усилия нескольких служек.

Внутренние росписи доверили Церетели после того, как Илья Глазунов в беседе с мэром отметил, что неправильно, если художники, которые раньше рисовали Ленина, будут рисовать Христа. Претендентов, которые не рисовали вождей, оказалось немного.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя завершили. Но в отличие от исторического предшественника, сооружение стало двухуровневым, с храмом Спасо-Преображения на цокольном этаже.

Считается, что таким образом удалось избежать проклятья игуменьи Алексеевского монастыря.От старого храма практически ничего не уцелело: после разрушения церкви новая власть попыталась искоренить всю память о нем. Но чудесным образом сохранились 6 больших картин художника Верещагина и написанная на цинковой плите икона «Нерукотворный Образ Спасителя» художника Сорокина.

Перед тем как взорвать храм, митрополита Александра Введенского вызвал Луначарский, и разрешил взять из церкви что-то на память. Митрополит взял именно эту икону. Она долго хранилась в его семье. А во время воссоздания храма Христа Спасителя, потомки Введенского обнаружили в старых вещах хорошо упакованный сверток. Так нашли образ Спасителя. Сейчас икона расположена в Преображенской церкви храма Христа Спасителя.

Нынешний храм Христа Спасителя почти не отличается от предыдущего. В плане он выглядит как равносторонний крест шириной около 85 метров. Высота собора с главным куполом и крестом — 103 метра. Роспись внутри занимает около 22 000 м 2 , и почти половина позолочена.

В храме также работает автомойка и патриарший музей церковного искусства. В зале Церковных соборов проводят конференции и концерты. А под куполом действует смотровая площадка, откуда открывается интересный вид на Москву.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов — включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, — один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался — на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте — уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но — абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение — Дворец советов — поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров — в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

«Нехорошее» место под храмом Христа Спасителя

По народным поверьям, в праздник Ивана Купалы вода может «дружить» с огнем, а их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые зажигались в ночь на Купалу. В купальскую, самую короткую ночь в году оживают обитатели Нави. Пропадает грань между духами и людьми. В наш мир приходят ведуны и ведуньи, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные и лешие.

Считается, что Иван Купала — это Иоанн Креститель, который проводил обряд крещения с помощью купания своих последователей в реке. Но некоторые этнографы утверждают, что Купала — это более позднее имя древней славянской богини Марены (Мары). Образ Марены связывается со смертью, отсюда и сезонные аграрные обряды — в честь умирания и воскресения природы.

Читать еще:  В Казани открылась выставка рукописей татарского богослова и просветителя

Примечательна судьба места, о котором далее пойдет речь и которое вполне заслужило название проклятого. Оно известно тем, что здесь испокон веков строились храмы, но у всех была недолгая и печальная судьба. Все эти объекты «нехорошее место» словно сбрасывало с себя, стремясь остаться свободным от догм пришлой веры.

По завершении наполеоновского нашествия 1812 года Россия не могла не возблагодарить Всевышнего за заступничество в критический период истории страны.

12 октября 1817 года, через пять лет после ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Однако вскоре у строителей возникли проблемы. После смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы.

Десятого апреля 1832 года император утвердил новый проект храма, разработанный архитектором Константином Тоном. Император учредил особую комиссию по постройке нового храма и лично избрал место для него — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля.

Тамошний Алексеевский монастырь — памятник XVII века — и церковь Всех Святых по его повелению были разрушены, монастырь в 1836 году перевели в Красное Село.

Свято-Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя. Картина Карла Рабуса, 1838 г.

Рекламное видео:

Вот что пишет И. М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«… Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, она приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили. Ее отказ покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: «Стоять здесь ничего не будет!»

Строительство началось только в 1839 году и продолжалось почти 44 года. Освящение состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года в присутствии уже Александра III, незадолго до того взошедшего на престол. По этому случаю была даже учреждена государственная награда — памятная медаль «В память освящения храма Христа Спасителя». Ею награждались лица, связанные со строительством.

В храме Христа Спасителя была впервые исполнена увертюра «1812 год» Петра Чайковского. Здесь был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: пятьсот лет со дня преставления Сергия Радонежского, сто лет со дня окончания Отечественной войны 1812 года, трехсотлетие дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Гоголю.

Торжественное открытие памятника Александру III в 1912 году (разрушен в 1918 году). Военный парад принимает император Николай II

А главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник победы в Отечественной войне 1812 года.

С января 1918 года финансирование церквей государством было прекращено. А13 июля 1931 года на заседании ВЦИК СССР было принято решение: «Местом для Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания. Однако разобрать его до основания не удалось и 5 декабря 1931 года на Кропоткинской площади прогремел. мощный взрыв. После первого взрыва храм устоял, и через некоторое время раздался второй.

По воспоминаниям потрясенных свидетелей, от мощных взрывов содрогнулись не только близстоящие здания, но и находящиеся на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Однако помпезный Дворец Советов, строительство которого было начато в 1937 году, так и не достроили: помешала война. Металлоконструкции, заложенные в гигантский фундамент, пошли на возведение мостов и противотанковых ежей, а котлован стали быстро заполнять грунтовые воды. С 1960 по 1994 год на месте разрушенного храма размещался бассейн «Москва».

Открытый бассейн «Москва», сооруженный на месте храма Христа Спасителя

После того как у бывшего советского народа сменились ориентиры, началось строительство нового собора на том же месте. К 1999 году оно было завершено.

И хотя храм Христа Спасителя является центральным собором не только столицы, но и всей России, отношение у россиян к нему неоднозначное: некоторые называют его новоделом и утверждают, что там «неблагоприятная энергетика». Вспоминают порой и о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря.

И мало кто знает, что святилище Купалы-Марены, духа магии и смерти, располагалось именно на месте бывшей Кропоткинской площади.

Из книги: «Самые жуткие и мистические места на планете и тайны их жителей». С. Реутов

Храм Христа Спасителя в Москве — архитектура

Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока — около 37 метров, высота барабана — 28 метров, высота купола с крестом — 35 метров. Общая высота сооружения — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров. Толщина стен — до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери — всего двенадцать — были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Кресты над Брестом

Раннее утро восемнадцатого июня 2007 года в Бресте выдалось чудесное. После крестного хода и чтения акафиста прошло несколько минут, как Православный люд увидел на небе крест из облаков, народ воздевал руки к верху, кто молился, кто радовался Чуду и показывал остальным, дети кричали: «Мама, там крест!».

А между тем ликовало и само небо от совершившегося торжества. На нем появились три креста, как бы некая невидимая рука нарисовала их белым цветом на голубом своде небосвода. Два затем исчезли, а третий еще долгое время удивлял верующих. Многие старались сфотографировать его и сохранить небесное чудо себе на память.

Pussy Riot рассказали о смысле своей акции в храме Христа Спасителя

Первой была допрошена Самуцевич. Она рассказала, что текст песни «Богородица, Путина прогони» является критикой властей.

Вслед за ней на вопросы отвечала Алехина. По ее словам, акцию Pussy Riot неправильно поняли, а из самих девушек сделали козлов отпущения. Алехина добавила, что участницы панк-группы придерживаются разных политических взглядов, однако их объединяет неприятие тоталитаризма. Выступление в храме Христа Спасителя, подчеркнула девушка, было продиктовано политическими идеями, а из уголовного дела политическую составляющую полностью убрали.

Кроме того, Алехина рассказала, что сотрудники центра «Э» шантажировали ее ребенком.

Третьей выступила Надежда Толоконникова. Она также заявила, что выступление в храме Христа Спасителя было политическим искусством, и обратила внимание на то, что это признается специалистами. Толоконникова подчеркнула, что при вынесении приговора нельзя не учитывать политические мотивы акции. Девушка рассказала, что группа Pussy Riot образовалась именно после того, как Владимир Путин объявил о своем намерении вновь стать президентом.

Толоконниковой, в отличие от Алехиной и Самуцевич, задавали вопросы не только их адвокаты, но и защита потерпевшей стороны. Адвокат Лариса Павлова поинтересовалась у девушки, что именно она делала в храме, какие слова при этом произносила и знает ли она, где находятся остальные участницы группы. «Нет, конечно, я же в тюрьме«, — ответила Толоконникова.

Все три девушки признали, что они участвовали в «панк-молебне» в храме Христа Спасителя, однако свою вину во вменяемом им преступлении — хулиганство, совершенное по мотивам религиозной ненависти (часть 2 статьи 213 УК РФ) — признавать отказались.

Рассмотрение дела Pussy Riot по существу началось 30 июля. С тех пор были допрошены потерпевшие, свидетели обвинения и защиты (при этом большинство свидетелей защиты судья Марина Сырова вызывать отказалась), а также изучены доказательства вины обвиняемых. Судье Сыровой семь раз заявлялся отвод, однако она каждый раз отказывалась удовлетворять заявление.

Фото: ИТАР-ТАСС.

Последние ссылки по теме «Дело Pussy Riot «:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector