2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старец Наум

Содержание

Старец Наум

С древних времен на Руси слагались сказания о силе и мудрости старцев. Люди со всех уголков России на протяжении многих веков едут к старцам за советом и благословением. Старцами Православная Церковь называет высокодуховных священнослужителей.

По преданиям мудростью и даром прозорливости старцев награждает Господь наш Иисус Христос.

Отец Наум — один из самых известных старцев конца XX — начала XXI века. Свое признание архимандрит получил благодаря дару предвиденья и готовности помочь всем страждущим. Духовные чада отца Наума стали насельниками большинства существующих монастырей.

Очередь к келье старца в приемные дни (старец принимал с понедельника по воскресенье) доходила до 500 человек. И каждому из вопрошающих отец Наум давал то, что было необходимо.

Археологу — отец передал библейские карты, женщине, которая испытывала финансовую нужду — предсказал крупный выигрыш в лотерею (пророчество осуществилось в этот же день), молодым парам — благословение на венчание (в СССР получить благословение на венчание было крайне сложно).

Помимо приемов старец активно вел корреспонденцию, где помогал советом и наставлением людям, которые не имели возможности попасть в Троице-Сергиеву лавру.

История храма

Проект собора был выполнен в мастерской «АС-про» города Сочи, которой руководит архитектор Федор Афуксениди. Он построен в неовизантийском стиле конца IXX — начала XX веков. Его архитектура напоминает раннехристианские храмы Константинополя. Образцом послужил собор иконы Божьей Матери «Милующая» в Санкт-Петербурге.

Возведение и основание

История возведения Спасского храма в Сочи началась в 2005 году, когда патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство в Имеретинской долине приюта во имя Иоанна Крестителя.

В него входят четыре корпуса:

  1. Благовещенский, где находится домовая церковь в честь Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, трапезная и музей христианства.
  2. Четырехэтажный корпус для сестер милосердия, ухаживающих за престарелыми людьми, проживающими в приюте. Здесь же расположен храм святителя Спиридона Тримифунтского.
  3. Строение с часовней святых мучеников Киприана и Иустинии, комнатами для медицинского персонала, охраны и хозработников.
  4. Корпус для священников с двумя церквями — святого Иоанна, пророка, Предтечи и Крестителя Господня и святого пророка Божия Илии.

Когда в 2007 году стало известно, что в Сочи будут проводиться Олимпийские игры, в Имеретинской низменности началось строительство Олимпийского парка. Поскольку приют Иоанна Предтечи расположен недалеко от въезда в парк и рядом с вокзалом, в 2012 было решено придать комплексу завершенность и построить храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

Во время строительства дороги к олимпийским объектам рабочие наткнулись на развалины древнего византийского храма. Археологи из РАН датировали руины VIII — IX вв. Камень из священных развалин был заложен в фундамент Спасской церкви 29 августа 2012 года митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.

Уже через год, несмотря на то, что внутренняя отделка не была окончательно завершена, здесь проходили первые службы. Освящение храма было совершено перед Олимпийскими играми в феврале 2014 года.

Историческая судьба

Несмотря на юный возраст, приход Нерукотворного Образа Христа Спасителя имеет яркую историю. Во время открытия храма на Рождественском богослужении 7 января 2014 года присутствовал президент РФ Владимир Путин. Он преподнес в дар храму икону Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Первая запись в книге почетных гостей принадлежит президенту.

Чин великого освящения храма 3 февраля 2014 года совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. 5 февраля в соборе совершил молебен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На богослужении присутствовали олимпийцы России, Молдовы, Украины и Беларуси.

Современное положение

Настоятель Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя — архимандрит Флавиан (Осколков).

Олимпийский храм сегодня — это один важных центров духовной религиозной жизни Краснодарского края. Здесь проходят ежедневные богослужения, которые посещают местные жители и гости города. Работает воскресная школа. Занятия в школе начинаются в день начала церковного года — 14 сентября. Заканчиваются в день памяти создателей славянской письменности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — 24 мая.

Сочинский храм выполняет роль культурного центра. В конференц-зале, который находится в нижнем этаже, проводятся богословские конференции, съезды, концерты православной музыки и тематические кинофестивали.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме ведется активная миссионерская работа среди молодежи. В многонациональном Сочи много молодежных ансамблей: грузинских, армянских, греческих, славянских, казачьих. Время от времени их приглашают выступить в храме.

Храм Образа Христа Спасителя имеет такие современные нововведения, которые в церковном обиходе встречаются редко. Здесь есть лифт, электронный звонарь на 50 звонов, система вентиляции, встроенная в пол крестильная купель, оригинальная подсветка.

Православные святые с именем Матфей

Даты указаны по новому стилю.

  • Матфей (Гусев), мч. 8 февраля, 18 января
  • Матфей (Соловьев), мч. 8 февраля, 13 октября
  • Матфей (Левий) , сщмч.13 июля, 29 ноября (бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева)
  • Матфей (Померанцев), сщмч., архим 8 февраля, 27 августа
  • Матфей (Алоин), сщмч., иерей 8 февраля, 25 ноября
  • Матфей (Рябцев), сщмч., иерей 8 февраля
  • Матфей (Вознесенский), сщмч., иерей 8 февраля, 1 июня
  • Матфей (Александров), сщмч., иерей 8 февраля, 15 декабря
  • Матфей, сщмч., иеродиакон, инок, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля, 25 августа
  • Матфей (Крицук), сщмч., прот. 8 февраля
  • Матфей (Казарин), сщмч., протодиакон 8 февраля, 12 ноября
  • Матфей Печерский, Прозорливый 11 октября, 18 октября
  • Матфей Эфиопский см.: Фулвиан (в крещении Матфей) Эфиопский, епископ, князь 29 ноября

Значение и почитание святого в православии

Евангелие от Матфея датируется 41 годом от Р. Х. Апостол написал ее по просьбе иудеев-христиан из Палестины на арамейском наречии. Содержание первой Новозаветной части Библии ориентировано на палестинских евреев. Матфей акцентирует внимание верующих на связь Иисуса Христа с ветхозаветными пророками, предрекавшими пришествие Мессии из колена Авраамова. Евангелие апостол начинает с родословной Иисуса. Затем он повествует о Божественной сущности Христа, о воплощенном в человеке Сыне Божьем.

В последних главах Матфей рассказывает об отречении народа израильского от своего Царя, его казни и воскрешении. Более других евангелистов Матфей уделил внимание проповедям Иисуса Христа, беседам и напутствиям ученикам. По преданию, святой апостол скончался около 60 года от Р. Х. День памяти – 29 ноября и 13 июля по григорианскому календарю. Мощи святого с X века хранятся в кафедральном соборе города Салерно (Италия).

Храм Христа Спасителя

Кафедральный собор Русской православной церкви с трагической историей – один из символов нашей страны. Идея его основания зародилась после победы над французами в 1812 году. Он должен был продолжить традиции возведения обетных храмов на Руси и стать данью памяти погибшим в сражениях воинам. Возведение монументального сооружения заняло без малого полвека и завершилось в 1881 году. В период сталинского режима собор взорвали, а на его месте планировали постройку Дворца Советов. Но реализации этого проекта помешала война. В 1960-ом на месте разрушенного храма открыли плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. И только в 1999 году возрожденный собор был вновь открыт для посещения.

Тайны и чудо Гроба Господня

«На днях Интернет взорвала сенсация: впервые за полтысячелетия вскрыли гробницу Христа. Заголовки были интригующие, хотя не ясно: что надеются найти археологи — ведь не Христа же?»

Равиль, здравствуйте! Давайте разбираться вместе.

Крестная смерть и погребение

О гробнице Иисуса сообщают все четыре Евангелия. Вот осужденный на смерть через распятие Иисус несет свой крест на Голгофу — «Лобное место», туда, где, наводя ужас на всех проходящих, в жутких муках заканчивали жизнь казненные. Черепа несчастных, оголявшиеся из земли, и дали название зловещему месту. Известно, что страдания Христа на кресте длились около 6 часов, что удивило Пилата: обычно мучения распятых тянулись несколько дней, пока не наступала смерть — чаще от асфиксии (удушья), хотя стражники, стремясь поскорее освободиться, ускоряли казнь, перебивая распятому голени. Казненный терял точку опоры и задыхался — мгновенно. В этот раз, когда римский сотник перебивал мечом голени двум еще живым разбойникам, распятым рядом с Христом, Спаситель был уже мертв. Богословы, опираясь на опыт медиков, делают вывод: у Христа не выдержало сердце. Не выдержало страданий? «Отче! — молился Распятый на Кресте за тех, кто Его распинал, — прости им, ибо не ведают, что творят!» Евангелист Иоанн, свидетель распятия, стоявший при кресте, так описывает последние минуты Иисуса: «сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух».

Читать еще:  Митрополит Кирилл отслужил литургию для православной общины Индонезии

Вот что говорится о дальнейшем в Евангелии от Матфея. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале». Евангелисты сообщают о том, что пришедшие к гробнице в воскресенье, то есть через три дня после погребения, никого там не нашли — Христос воскрес. И это, Равиль, и есть главная сенсация всех времен и народов.

Как нашли гробницу Христа

По свидетельству святого Кирилла Иерусалимского, первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по РХ римский император Тит разрушает Иерусалим. И язычники, заселившие город, делают все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с Иисусом. Так нарочно был изменен вид Голгофы. Историк IV в. Евсевий сообщает, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что территорию полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) застраивал заново, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти место погребения было непросто.

Обретение его произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел крест, на котором был распят Христос, — Крест Господень, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина — царица Елена. Изыскания увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней — именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и «Лобное место», где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Голгофой и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски». Но как определить, какой из трех найденных крестов Крест Господень? Помогло чудо: как сообщает историк VI в. Феофан Византийский, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что и послужило доказательством того, что это и есть крест, на котором был распят Иисус. Найдя и Голгофу, и Крест Господень, и гробницу Христа, царица Елена, как сообщает историк V в. Сократ Схоластик, «предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом». Так был построен храм Гроба Господня. Сегодня это огромный архитектурный комплекс, накрывающий собой в том числе и Голгофу, и Кувуклию (дословно с греческого «покой, опочивальня») — часовню в центре храма, возведенную именно над пещерой Гроба.

Пожары, землетрясения, набеги врагов и паломники

Гроб Господень — это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное ложе (200-80 см, высота от пола 60 см) по еврейскому обычаю ногами на восток, то есть ко входу, головой на запад. Первая часовня — Кувуклия, накрывающая пещеру Гробницы Христа, возведенная по велению царицы Елены в 335 г., была полностью разрушена мусульманами в 1009 г. Вторично Кувуклию отстроил в 1042-1048 гг. византийский император Константин Мономах, в XII в. ее обновили крестоносцы. Русский игумен Даниил так описывал в XII в. Гроб Господень: «Это маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами». В 1555 г. Кувуклию перестроили, а в 1808 г. ее уничтожил пожар. Восстановленная в 1810 г., она опять пострадала — уже от землетрясения 1927 г., и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Как ни странно, ущерб святыне нанесли и многочисленные паломники, стремившиеся отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, ложе закрыли плитой белого мрамора. Нынешняя плита была положена в 1555 г., именно ее 26 октября вскрыли археологи.

Под прицелом видеокамер

В 2015-м иерусалимский Патриарх, с согласия глав двух других общин, предложил национальному техническому университету Афин изучить Кувуклию. Реставрация была согласована в марте 2016 г., и ведется она под присмотром 7 видеокамер. 26 октября археологи сняли плиту с Гроба Господня, установленную в 1555 г. Под плитой обнаружили слой каменных обломков, а под ним другую мраморную плиту — с вырезанным на поверхности крестом. Предполагают, что вторая плита была положена во время Крестовых походов. К изумлению археологов, само погребальное ложе, найденное под второй плитой, оказалось нетронутым. И это при том, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в 1009 г. Археологи подняли вторую плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать. «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого. Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время», — говорит археолог Фредрик Хиберт. Реставрационные работы планируют завершить весной 2017 г., до праздника Пасхи: ведь именно в Кувуклии над Гробом Господним каждый год происходит чудо — схождение Благодатного огня. И для миллионов верующих это и есть доказательство подлинности святыни.

Храм Христа Спасителя

Это главный Кафедральный собор России, второй по величине православный собор в мире (после собора святого Саввы в Белграде) и первый по высоте. Вообще храм Христа Спасителя можно назвать «храмом четырех монархов»: задуман при одном императоре, начат при другом, закончен при третьем и освящен при четвертом; а при новых властителях и вовсе разрушен.

Первый храм Христа Спасителя строили в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. В 1814 году прошел международный конкурс на проект церкви. Победил проект 27-летнего художника и лютеранина Карла Витберга.

В конкурсе участвовали Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди. Но только Витбергу удалось угадать желание императора Александра I создать храм, одушевленный религиозной идеей, и заставить камни говорить. Замысел архитектора был настолько гениальным, что граничил с безумием.

По сравнению с современным храм Витберга предполагался в 3 раза больше и включал пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн и пирамиду из трофейных пушек, памятники монархам и видным полководцам. Разместить церковь планировали на Воробьевых горах. А средства на строительство выделили огромные — 16 миллионов рублей от казны и народные пожертвования.

12 октября 1817 года заложили первый камень будущего храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Поначалу строительство шло бойко, но скоро темпы снизились. В итоге за 7 лет не удалось завершить даже нулевой цикл, а деньги уходили неизвестно куда (уже позже комиссия насчитала 1 миллион рублей растрат).

Были большие сложности с материалами: камень для строительства храма везли из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского на баржах по Москве-реке. Чтобы поднять уровень воды, построили плотину. Но во время работ засорили камнями поля, и владелец села Яковлев подал на Витберга в суд. Как известно, беда не приходит одна: по пути в Москву затонули баржи.

Пришедший к власти Николай I в 1825 году остановил строительство. Официальной версией стала недостаточная надежность почвы. Одновременно с этим началось судебное разбирательство — Витберг и руководители строительства были признаны виновными в растратах. В 1835 году архитектора сослали в Вятку, а его имущество конфисковали. Идеи Витберга с пирамидой и памятниками полководцам так и не были воплощены. Даже свезенные в Москву трофейные пушки остались лежать возле стен Арсенала.

Новый конкурс на строительство храма Христа Спасителя проводить не стали: в 1831 году Николай I лично определил архитектором Константина Тона. После истории с Витбергом важно было строить не гениально, а экономно. А Тон много раз получал премии за сокращение издержек.

Новое место для церкви Николай I выбрал лично — поближе к Кремлю. Для этого пришлось снести располагавшийся там Алексеевский женский монастырь и перевести монахинь в Сокольники. Работы шли 44 года, не останавливаясь ни на день, а на создание внутреннего убранства ушло 20 лет. Константин Андреевич Тон почти 50 лет провел в трудах по строительству главного храма России. Он умер, не дожив совсем немного до его освящения.

Читать еще:  9% жителей США убеждены, что у Бога есть руки, ноги, голова и прочие части тела

Церковь расписывали В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский. Скульптурные горельефы изготовили П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и другие именитые скульпторы. Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородино, Малоярославце. На стенах появился пантеон Святых заступников Руси — Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, Георгий Победоносец. Были среди горельефов и образы Богоматери — Смоленской, Владимирской, Иверской.

А в стенах нижней части храма Христа Спасителя поместили 177 мраморных плит, где были описаны все прошедшие сражения, перечислены состав войск, имена командования, убитых, раненных и награжденных. На стенах церкви можно было даже прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Новый храм получился огромным! Внутри могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Высота храма составила 103 метра, а диаметр главного купола — почти 30 метров. На колокольнях находилось 14 колоколов. Самый большой из них весил 1 654 пуда. А во время богослужения в храме могло находиться 7 200 человек.

В 1880 году у церкви появилось официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. А к 1881 завершили работы по устройству набережной и площади вокруг храма. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Но освещению церкви помешала гибель императора Александра II от рук террористов.

Освятили храм Христа Спасителя уже при Александре III. И новая церковь сразу стала центром многих культурных событий. Например еще за год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя впервые исполнили Увертюру Чайковского «1812 год».

Но современники церковь воспринимали неоднозначно. Тарас Шевченко сравнивал его с «толстой купчихой в золотом повойнике», Александр Чаянов — с тульским самоваром, Александр Герцен — с «пятиглавыми судками с луковками вместо пробок».

В январе 1918 года государство прекратило финансировать церкви. А 2 июня 1931 появилось распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Москвичи роптали, называя новый Дворец «чернильницей», но открыто против решения властей не выступали.

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.

Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион —
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут —
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков — это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Идея Дворца Советов возникла из-за того, что в Москве не было подходящего помещения для сбора представителей Союзных республик. Объявили конкурс, на который представили 160 проектов.

Среди авторов были Ле Корбюзье, Гропиус, Мендельсон. А победил проект Бориса Иофана в любимом Сталиным классическом «большом стиле». Дворец высотой 415 метров должен был стать самым высоким зданием мира, а венчала бы его грандиозная статуя Ленина. Один только указательный перст вождя вытягивался вперед на 6 метров, а длина ступни достигала четырнадцати! Проект был монументальным во всем: огромные залы, лифты, поднимающие на смотровую площадку на ладони Ленина, гигантский паркинг, куда могли разместиться даже самолеты. А для устройства смотровой площадки создали специальный «институт правой руки».

По иронии судьбы местом для Дворца Совета выбрали холм над Москвой-рекой, где стоял храм Христа Спасителя.

Здание храма разбирали несколько месяцев, но церковь не поддавалась. Тогда решили взрывать. 5 декабря 1931 года грянуло 2 взрыва — после первого храм устоял. Все это происходило на глазах у жившего рядом Ильи Ильфа. Он вспоминал, что мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

На разбор обломков ушло почти 1,5 года. Но материал не пропал даром: колокола и кровлю куполов переплавили для отливки скульптур на станции метро «Площадь Революции», плиты с именами героев 1812 года пустили на отделку Института органической химии АН СССР, устройство лестницы Третьяковской галереи и облицовку станций Охотный ряд» и «Кропоткинская». Лишь отдельные фрагменты убранства перенесли в музеи (например, часть горельефов попала в Музей архитектуры — их и сегодня можно увидеть в северной стене Донского монастыря). Оставшийся мрамор покрошили на посыпку дорожек в парках.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и подготовленные уже металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей.

Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать, а после войны о Дворце Советов практически забыли. Из грандиозного проекта возвели лишь одноименную станция метро (сейчас — «Кропоткинская») и заправку на Волхонке.

В 1960 году на месте храма появился открытый бассейн «Москва». Острословы шутили: Был храм, потом хлам, а теперь срам . За спортивным объектом закрепилась дурная слава: там периодически тонули люди — якобы действовала группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. Также соседством с бассейном была недовольна администрация Музея имени Пушкина, так как зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Но это не помешало бассейну проработать более 30 лет.

В конце 1980-х появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. А 5 декабря 1990 года установили «закладной» камень, и в 1994 началось строительство.

Материалов для воссоздания храма было достаточно: много подлинных фрагментов спрятали в подвалах старого здания МГУ, а в архивах НКВД хранились фотографии и обмеры здания, сделанные перед разрушением.

Автор проекта воссоздания храма Денисов вскоре отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Это отступление от первоисточника вызвало много споров. Расписывали интерьеры также рекомендованные Церетели художники. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золоченую кровлю заменили на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма изготовили из полимерного материала. Все это сделали, чтобы избежать разрушения декора на храме, как уже было с мраморным и гипсовым убранством первой церкви.

Но эксперты говорили, что если раньше храм можно было читать как книгу, то сейчас ее страницы в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то вырвали.

Но все же история Отечественной войны 1812 года в архитектурном убранстве храма прослеживается четко: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты, вышедшие во время войны. Далее в хронологическом порядке описаны все сражения. Напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812 года. По южной и западной стороне расположены описания сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира. Восстановлена и галерея воинской славы — 177 мраморных досок с именами героев 1812 года.

Зураб Церетели участвовал в конкурсах на изготовление барельефов и на изготовление крестов. В обоих случаях он победил. При этом декоративное убранство не только эстетически и исторически проработано, но и продумано с инженерной точки зрения. Так, массивные двери храма доступны для открытия даже пожилому человеку (нужна сила, чтобы сдвинуть груз весом всего лишь 1,5 кг), а раньше для открытия дверей требовались усилия нескольких служек.

Внутренние росписи доверили Церетели после того, как Илья Глазунов в беседе с мэром отметил, что неправильно, если художники, которые раньше рисовали Ленина, будут рисовать Христа. Претендентов, которые не рисовали вождей, оказалось немного.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя завершили. Но в отличие от исторического предшественника, сооружение стало двухуровневым, с храмом Спасо-Преображения на цокольном этаже.

Считается, что таким образом удалось избежать проклятья игуменьи Алексеевского монастыря.От старого храма практически ничего не уцелело: после разрушения церкви новая власть попыталась искоренить всю память о нем. Но чудесным образом сохранились 6 больших картин художника Верещагина и написанная на цинковой плите икона «Нерукотворный Образ Спасителя» художника Сорокина.

Перед тем как взорвать храм, митрополита Александра Введенского вызвал Луначарский, и разрешил взять из церкви что-то на память. Митрополит взял именно эту икону. Она долго хранилась в его семье. А во время воссоздания храма Христа Спасителя, потомки Введенского обнаружили в старых вещах хорошо упакованный сверток. Так нашли образ Спасителя. Сейчас икона расположена в Преображенской церкви храма Христа Спасителя.

Читать еще:  В Великорецкий крестный ход отправилось около 30 тыс. человек

Нынешний храм Христа Спасителя почти не отличается от предыдущего. В плане он выглядит как равносторонний крест шириной около 85 метров. Высота собора с главным куполом и крестом — 103 метра. Роспись внутри занимает около 22 000 м 2 , и почти половина позолочена.

В храме также работает автомойка и патриарший музей церковного искусства. В зале Церковных соборов проводят конференции и концерты. А под куполом действует смотровая площадка, откуда открывается интересный вид на Москву.

filaretuos

Друзья и враги

Апостол Иаков Алфеев (день памяти 22 октября)

Святой апостол Иаков происходил из галилейского города Капернаума. Он был сыном Алфея и братом святого апостола и евангелиста Матфея, бывшего прежде мытарем. Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное учение, Иаков, услышав его, сам последовал за Господом. Господь причислил его, как достойного, к лику 12 апостолов.

Ни у одного евангелиста имя Иакова Алфеева больше в евангелие не упоминается , а потому о его жизни мы практически ни чего не знаем. Кроме того среди 12 учеников Христа, имя Иаков носили три апостола, плюс был ещё один апостол Иаков из числа 70. А потому в некоторых источниках происходит такая колоссальная путаница эпизодов жизни четырёх апостолов Иаковов, что порой трудно понять о ком вообще это написано.

По преданиям можно только сказать, что апостол Иаков приняв с другими апостолами дар Святого Духа в день Пятидесятницы, пошел с проповедью слова Божия к язычникам. Ревностно наставлял он заблудших на путь спасения. Как огонь попаляющий и пожирающий, была божественная ревность, объявшая святого апостола Иакова. Он неустрашимо обличал безбожие, сокрушал идолов, разорял идольские капища. Вдохновенно проповедовал он учение Христово, исцелял недужных и бесноватых и творил различные чудеса. Множество неверных обратил он ко Христу. Его ревностными апостольскими трудами слово Божие быстро распространялось и укреплялось в тех странах, где он проповедовал.

Святой Иаков получил от новообращенных наименование «божественного семени», потому что, посевая в сердцах людских слово Божие, он насаждал веру и взращивал благочестие. Главными местами его проповеднических трудов были города Газа и Елевферополь с их окрестностями. Обойдя многие страны и усердно сея везде семя слова Божия, святой апостол пришел в Египет, в тамошний город Острацын, лежавший на берегу моря, на границе с Палестиной. Здесь он проповедовал имя Христово. Озлобленные язычники схватили святого Иакова и пригвоздили ко кресту. Так, страдальчески, отошел он из этой жизни в Жизнь Вечную. День его преставления, 22 октября, Святая Церковь посвящает празднованию его памяти.

Мощи апостола Иакова Алфеева находятся в Риме в католическом храме 12 апостолов. В этом же храме пребывают мощи апостолов Филиппа , Апостола от 70-и Иакова, Апостола Иакова браат Господня (часть мощей), мучеников Мариана Диакона, Диоросия, Евтропия, Хрисанфа и Дария, мощи святых мучениц Евгении и Клавдии; «Греческая» икона Божией Матери .

Эта церковь первоначально была посвящена св. Иакову Алфеев и св. Филиппу (позднее всем 12 апостолам) и служила церковью знатной римской династии семьи Колонна . Возможно построена в 560 году при папе Пелагии I по случаю освобождения Рима от остготов и победой над арианской ересью. Справа от главного алтаря – могилы графа Жиро де Каприе и кардинала Раффаэле Риарио, вероятно, работы самого Микеланджело. А рядом с первой часовней находится рака, в которой хранится сердце Марии Клементины Собеской, внучки польского короля Яна III Собеского (е е могила расположена в Соборе Святого Петра ). В храме находится могила Папы Клемента XIV в неоклассическом стиле .

Однако в Риме находятся не целые мощи святого апостола Иакова Алфеева. Частица мощей святого апостола покоится в Бари, в церкви святого Николая. А его глава пребывает в Винеции в соборе святого апостола и евангелиста Марка ,

Частица мощей от главы святого апостола так же находится на Афоне в греческом православном монастыре Эсфигмен.

Это один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках. Монастырь освещён в честь Вознесения Господня.

Судьба этого монастыря очень многострадальна. В начале 1960-х годов, когда Римский папа встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это монахи монастыря Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме.

С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).

архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью « Православие или смерть ». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него».

Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) Раскольниками , что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.

В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.

В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь . В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.

Кроме главы апостола Иакова Алфеева в обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.

Официальная церемония награждения состоится 16 декабря в Страсбурге.

Экс-кандидат в президенты объясняет детям переезд в Литву «коронавирусом»: уехали, чтобы не заболеть.

Правила написания комментариев

Уважаемые читатели!

На сайте действует премодерация. Это значит, что ваш комментарий будет опубликован только после проверки его модератором. Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:

  • ненормативной лексики
  • личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей форума или иных лиц
  • ссылок на определенные страницы в интернете
  • рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
  • призывы к насилию

Администрация сайта оставляет за собой право не публиковать комментарии без объяснения причин.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев. Мнение автора комментария может не совпадать с мнением редакции.

Храм, который не взорвали

Увы, ни личное участие императора в закладке храма, ни его покровительство не помогли Карлу Витбергу, который 24 декабря 1817 года принял православие и стал Александром, довести свое начинание до конца. С одной стороны, сказалась его полная неопытность в строительном деле: по свидетельствам современников, наивного архитектора подрядчики надували как только могли. С другой стороны, уже в процессе строительства выяснилось, что место для него выбрано хоть и красивое, но неподходящее: грунты здесь не могли выдержать такое массивное строение. Все это вкупе со скорой смертью императора Александра I, откровенно покровительствовавшего Александру Витбергу, и воцарением Николая I, который оставался довольно равнодушным к его проекту, привели к приостановке строительства, а затем и окончательному прекращению.

Одновременно было заведено следствие по фактам растраты казенных сумм, отпущенных на строительство храма, которое закончилось для Александра Витберга трагически. Он, человек, который сам и инициировал расследование еще в конце 1824 года, через десять лет был назван растратчиком, приговорен к ссылке и отправился в Вятку — нищим, поскольку его имущество ушло с торгов в возмещение растраченных денег, и униженным. И не увидел (возможно, к счастью), как закладная доска и камни храма Христа Спасителя сначала перекочевали с Воробьевых гор в Успенский собор Кремля, а затем легли в фундамент нового храма, заложенного в 1838 году на Волхонке. Не увидел Александр Витберг и окончания строительства этого храма: архитектор умер в 1855 году в полной безвестности, а храм Христа Спасителя, возведенный по проекту Константина Тона, был торжественно освящен 26 мая (7 июня) 1883 года.

Вид на Москву с Воробьевых гор. Литография по рисунку Огюста Кадоля из книги «Виды Москвы», 1825 год

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector