6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь Константина и Елены (Вологда)

В храме Константина и Елены установлен первый ряд иконостаса

Первоначальный деревянный клетский храм был посвящён Дмитрию Прилуцкому и ещё в XVII веке церковь называлась Дмитрия Прилуцкого в Кобылине улице [5] .

Как считается, первый храм был возведён в 1503 году на месте сретения (встречи) несохранившейся надгробной иконы Дмитрия Прилуцкого, которая возвращалась из победного похода Ивана III на татар. Известно, что в XVI веке, в районе церкви начиналась дорога на Кострому и Москву, где и могла произойти встреча [6] . По другой точке зрения, в поход Ивана Грозного на Казань бралась житийная икона Дмитрия Прилуцкого из Спасского собора Прилуцкого монастыря.

Около 1690 года на месте деревянного здания церкви построена каменная церковь, существующая сейчас [7] . Высказывалось также предположение, что именно к этому храму относится упоминание о постройке ярославскими мастерами храма Дмитрия Прилуцкого в Вологде в 1653 году (а не к церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке) [8] . Церковь была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а придел нижнего храма — в честь Дмитрия Прилуцкого.

В память события, которое стало причиной основания церкви, каждый год 3 июня служилась литургия в Кафедральном соборе и церкви Константина и Елены, а затем совершался крестный ход из города в Спасо-Прилуцкий монастырь [9] . Священником церкви в 1898—1911 годы служил вологодский писатель и краевед о. Сергий (Непеин) [10] :

К Цареконстантиновскому храму приходят с хоругвями и св. иконами от ближайших храмов, и общий крестный ход направляется в собор, соединяясь в пути с другими крестными ходами. Отсюда, уже с участием Преосвященного Владыки, крестный ход направляется к водопроводу, на Архангельскую улицу и за город к Прилуцкому монастырю. Стройное шествие при участии городского общества хоругвеносцев в красивых костюмах, со множеством хоругвей, сопровождаемое толпами народа, очень красиво со стороны.

— Священник С. Непеин. Вологда прежде и теперь. Типография Знаменского и Цветова. 1906 г. [11] .

Вплоть до начала XX века церковь находилась на окраине города. Искусствовед Г. К. Лукомский в 1907 году так описывает её местоположение в своём путеводителе по архитектурным достопримечательностям Вологды:

Цареконстантиновская церковь, находящаяся на краю города среди обширного пространства, занятого капустными огородами и лужайками сочной травы, окружёнными серыми низенькими заборами, прелестно выделяется в свою очередь белым стройным силуэтом на фоне убогих низеньких домиков [1] .

Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, в нём размещались учреждения культуры и трикотажная фабрика [12] [13] .

Интерьер церкви был обезображен и разграблен, внутри находился склад хозяйственного магазина [14] .

В 1997 году храм был возвращён церкви, было начато его восстановление. В 1998 году возобновились регулярные богослужения в нижней церкви, с 2008 года снова действует и верхняя. Возрождена традиция крестных ходов. 10 апреля 2008 года на колокольню подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 кг, привезённых из Тутаева [12] .

Архитектура

Каменный двухэтажный пятиглавый храм Константина и Елены — великолепный образец того декоративного узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века.

Силуэт храма со ступенчатым нарастающим к центру ритмом масс привлекает внимание своей оригинальностью и изящностью пропорций. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-входом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников. Третий ярус кокошников находится в основании каждого из пяти барабанов.

Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошное крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразных столбах, на них — более поздний ампирный купол, увенчанный небольшой главой с крестом.

Общую живописность храма еще более усиливает стройная шатровая колокольня, примыкающая к северо-западному углу его паперти. Она построена одновременно с самим храмом и состоит из трех ярусов в виде равных по диаметру восьмериков. Верхний восьмерик является открытым ярусом звона, образованным арками с килевидными завершениями и простенками, украшенными тройными полуколонками. Колокольню завершает легкий шатер с окнами-слухами и маленькой главкой.

В храме существовало три престола: в верхнем, холодном храме — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем, на южной стороне — во имя преподобного Димитрия Прилуцкого (освящен в память о существовавшей здесь деревянной церкви Дмитрия Прилуцкого), на северной стороне — во имя семи эфесских отроков.

Порядок расположения икон. Иконостас в церкви и дома.

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии.

Иконостас — алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый «праздничный» ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус – иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери», находится икона «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Читать еще:  В Антарктиде впервые отпраздновали православную Пасху

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта» («Знамение»), или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица».

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

Домашний иконостас .

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни — в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие — иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Е сли сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера — фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .

Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике — киоте — он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Рубрики:Жилище, дом, комфорт, мебель, декор, интерьер
Р е л и г и я, вера, молитвы, иконы

Метки: религия православие вера иконостас иконы храм порядок иерархия

Процитировано 231 раз
Понравилось: 13 пользователям

Благочиние

  • Cтатьи о христианстве и не только
  • Иконы
  • История

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса

Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Читать еще:  Чудотворную икону `Знамение` доставят в Тобольск

Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса

Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Заслуги святой Елены

Константин всегда хотел отыскать Крест, на котором был распят Христос. Для этого он отправил свою мать, царицу Елену, на Святую Землю. Ее сопровождали священнослужители, в числе которых был сам Патриарх. Поиски Креста были похожи на сказание. На Голгофе было найдено три креста, но который из них Христов? Для того чтобы это определить, они решили возложить все три креста по очереди на покойника, которого несли на захоронение в то время.

Процессия остановилась, после прикладывания к покойнику одного из крестов, мертвец воскрес! Тогда Патриарх стал высоко поднимать Животворящий Крест Христов, а все люди кричали: «Господи помилуй!». Так был установлен церковный праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня (празднуется 27 сентября).

За эту заслугу Церковь причислила царицу Елену к чину равноапостольных святых. Вручив святыню Патриарху, святая взяла часть Креста для того, чтобы принести ее в дар своему сыну, Константину. Устроив после богатую трапезу для бедных, Елена вернулась домой, где вскоре предала свою душу Богу.

Восстановление храма

Один из старинных российских городов – Вологда. Храм Константина и Елены сейчас украшает областной центр и открыт по прямому предназначению. Но для этого его пришлось долго реставрировать.

До начала двадцатого века церковь стояла на городской окраине. Закрыт храм был еще в 1930 г. А его помещения использовались под культурные учреждения и трикотажную фабрику. Интерьер не сохранился, был разграблен. В одном из помещений находился склад.

Читать еще:  Minfin. Com. Ua: Курс рубля будет в зависимости от темпов производства готовой продукции

В 1997 г., после того, как храм был возвращен церкви, началось его восстановление. И уже в 1998 г. возобновились богослужения. Сначала в нижней церкви, а с 2008 г. работает и верхняя. Были возрождены крестные ходы. А колокольня обрела 8 новых колоколов, которые были привезены из Тутаева.

История появления и развития

На древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошным строением. Она протягивается по направлению от северной к южной храмовой стене, тем самым отделяя алтарь от основного помещения. В составе иконостаса может быть от одного до семи рядов православных икон. Наиболее часто встречаются пятиярусные варианты.

Появился иконостас с целью ограждения комнаты с алтарем основного храмового помещения, своеобразного разделения между двумя началами — земным и священным божественным. История гласит, что самые первые своеобразные парапеты появились в далеком четвертом столетии.

Когда христианство получило легальный статус, в церковь стало приходить множество новых верующих, степень воцерковлевания которых оставалась недостаточно высокой. Именно поэтому в целях предотвратить вероятное непочтительное отношение было решено оградить жертвенник и престол путем установления специальной препятствующей перегородки.

Изначальные алтарные преграды по своему внешнему виду напоминали заборчики незначительной высоты или колонный ряд. В его верхней части нередко устанавливался брус поперечной формы, который назывался архитравом и был увенчан крестом. Поскольку такое ограждение было не очень высоким, роспись алтарных апсид не исчезала из поля зрения верующих. Во время чтения молитв они могли легко наблюдать за алтарной комнатой.

Позже крест заменили иконами. Первоначальное расположение икон выглядело приблизительно таким образом — в центре иконографическое изображение Праздника Благовещения Богородицы, по бокам — изображения Христа Спасителя и Божией Матери, а далее, по бокам от них — икона святого, почитаемого в местности расположения храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, в честь которого данный храм был назван). Многоярусный иконостас классического вида впервые появился в Православной Русской Церкви.

Изначально эти сооружения представляли собой копию византийских образцов и состояли из двух или трех ярусов.

Согласно сохранившимся документальным сведениям, иконостас, насчитывавший четыре яруса, датируется первой половиной пятнадцатого столетия. Он был установлен в Успенском Соборе в городе Владимире, а его росписью занимались знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в лик святых. К завершению пятнадцатого века иконостасы подобного вида и строения получили повсеместное распространение. Пятый ряд в иконостасе впервые возник во второй половине шестнадцатого столетия. С седьмого столетия количество ярусов увеличилось еще на два яруса.

Архитектура

Храм Константина и Елены принадлежит к ряду храмов, построенных в Вологде во второй половине XVII века под влиянием московской архитектуры русского узорочья — это двух- и четырёхстолпные, на подклете, пятиглавые храмы с колокольнями, с тёплой храмом на первом этаже и двухсветным холодным храмом на втором. Таковы храмы Иоанна Златоуста (1664 год), храм Николы во Владычной слободе (1669 год), церковь Андрея Первозванного во Фрязинове (1670 год), храм Николая на Горе «Золотые Кресты» у Ленивой площадки (начало XVIII века) и другие [15] . Такой архитектурный тип храма был популярен не только в Москве, но и в Ярославле и других городах. В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас. Храм Константина и Елены — единственный сохранившийся представитель этой эпохи в Вологде. Остальные наиболее типичные памятники (Вознесенский храм, Спасо-Всеградский собор) уничтожены в конце 1920-х годов [16] .

Общая композиция храма, расписной перспективный портал верхней церкви, крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой, также как и детали внешнего декора — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни — типичные для узорочья чертами архитектуры. Ампирный купол над крыльцом — позднейшая перестройка [1] [16] . По композиции фасадов церковь не имеет прямых аналогий среди вологодских храмов, что позволяет предполагать, что она построена приезжими мастерами, тогда как большая часть остальных, по-видимому, возведена местными [17] .

Основной кубический объём храма Константина и Елены поставлен на подклет. Фасады трёхчастные, членящиеся пилястрами в виде строенных полуколонок-дудочек. Оконные проёмы обрамлены наличниками с фронтонами в виде килевидных кокошников. С восточной стороны вперёд выдаётся прямоугольная в плане апсида верхнего храма, и ещё далее две полукруглые апсиды нижнего. С западной стороны имеется пристройка-паперть, к которой ведёт крыльцо с лестницей-всходом. Четырёхгранная апсида верхнего храма и паперть примерно равны по объёму, что делает силуэт храма симметричным. К северо-западному углу паперти примыкает колокольня.

Верх основного куба убран двумя ярусами кокошников, перекрытыми общей кровлей. Третий ярус кокошников находится в основании каждого из пяти барабанов.

Святыни

  • Икона с частицей мощей святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого),
  • Икона с частицей мощей св. мч. Татианы,
  • Икона с частицей мощей прп.Феодосия Тотемского,
  • Икона с частицей плата, освященного на мощах святителя Спиридона Тримифунтского.

Древние иконы и иконостас

В верхнем храме имелся пятиярусный иконостас с тонкими резными досками (вероятно, современными храму) в верхних ярусах и позднейшего происхождения барочными колонками в нижних. В советское время иконы из закрытого храма были перенесены в Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ВГИАХМЗ).

Иконостас храма, созданный в XVII веке, включил несколько икон предшествующего деревянного храма, в частности, образ Спаса в силах XV века, который, как считается, изначально служил средником деисусного чина, а в новом иконостасе был помещён в местный ряд.

В притворе перед входом в верхний храм находилась икона Зосимы и Савватия 1709 года работы вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова с видом Соловецкого монастыря. Образцом для неё послужила гравюра с изображением монастыря, выполненная в 1699 году Василием Андреевым.

Из нижнего храма происходит икона Николая Чудотворца первой половины XV века, вероятно написанная местным мастером, находящимся под влиянием новгородской школы, а также усвоившем некоторые приёмы ростовских иконописцев.

Спас в силах. Икона 2-й половины XV века.

Святитель Николай Чудотворец. Икона 1-й половины XV века.

Святые Зосима и Савватий Соловецкие. Икона работы Ивана Григорьева Маркова, 1709 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector