0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шиитский праздник в Ираке перерос в массовые беспорядки

Содержание

1-я дивизия ВС Ирака 5 октября начала контртеррористическую операцию в районе Сакар к востоку от Ар-Рутбы. Был уничтожен пикап, ликвидировано шесть боевиков.

5 октября в Эль-Фаллудже прогремел взрыв — заминированный мотоцикл сдетонировал возле позиций Федеральной полиции. Ответственность на себя взяли боевики «Исламского государства» 1 *.

ISIS has claimed responsibility for yesterday’s motorcycle bombing in the Iraqi city of Fallujah, allegedly targeting Iraqi Federal Police personnel.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

(Река Тигр близ Байджи)

Большая часть Ирака лежит в плодородной Месопотамской низменности, образованной текущими параллельно друг другу реками Тигр и Евфрат. С запада эту равнину окаймляет Сирийская пустыня, с юга — пустыня Захра-эль-Батн. На севере начинаются пики Армянского нагорья, а на востоке высится сплошная стена хребта Загрос.

У Ирака есть небольшой выход к морю в месте слияния Тигра и Евфрата в единую реку Шатт-эль-Араб и впадения её в Персидский залив. Соседями Ирака являются Иран, Турция, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия и Кувейт.

В этнокультурном плане в Ираке можно выделить три региона, существование которых оказывает огромное влияние на всю его историю.

(Этнорелигиозные области Ирака)

Шиитский Юг. Самый густонаселённый район страны, включающий все территории к югу от Багдада. Здесь находятся священные города шиитов Наджаф и Кербела, хлебные житницы Насирия и Дивания, а также крупнейший морской порт Басра.

Суннитский треугольник. Обширный регион в центральной и северной части страны, населённый суннитскими арабскими племенами. Самыми большими городами являются Мосул, Тикрит, Самарра, Фаллуджа и Рамади. Здесь находится большая часть запасов нефти Ирака.

Курдистан. Горный регион на севере и северо-западе. Населён ираноязычными курдами, которые с 1930 годов борются за независимость. Это самая безопасная область страны. Столица Курдистана — Эрбиль, также из крупных городов здесь расположены Киркук, Сулеймания и Дахук.

Людей больше, грамотных меньше

Во времена Саддама Хусейна Ирак проводил ак­тив­ную со­ци­аль­ную по­ли­ти­ку. Упор делал­ся на раз­ви­тие здра­во­охра­не­ния и сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, строи­тель­ст­во жи­лья. К концу 1980-х годов 87% ирак­цев снаб­жа­лись чис­той пить­е­вой во­дой, 93% име­ли дос­туп к медицинскому об­слу­жи­ва­нию, 100% иракских де­тей по­се­ща­ли на­чаль­ную и около 60% — сред­нюю шко­лу. Гра­мот­ность на­се­ле­ния воз­рос­ла с 15% в 1958 году до 90% в 1990 году.

За последние 15 лет почти все эти показатели упали. По последним данным, обеспеченность питьевой водой в Ираке составляет 82,1%, начальную школу посещают 92,3% детей, а среднюю — около 50%, также снизилось и количество учениц. Грамотность среди населения также упала до 79,75%.

Девочки играют с мячом на школьном дворе в Мосуле. Фото: Reuters

А вот со здравоохранением ситуация улучшилась. Доступ к медицинскому обслуживанию, по заявлению иракского правительства, имеют 100% жителей страны.

Но население Ирака неуклонно растет. В 1990 году в Ираке жило 17,46 млн, в 2003-м — 25,62 млн, в 2017-м — уже 38,2 млн человек. При этом стоит учитывать, что из-за конфликта миллионы людей покинули Ирак, пополнив в том числе ряды беженцев, движущихся на запад. Лишь в начале 2018 года число вернувшихся домой превысило число вынужденных переселенцев: 3,2 млн против 2,6 млн.

Шииты и сунниты: опасность большой войны от Сирии до Пакистана

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

К. филос. наук, советник директора РИСИ, специалист по Азии и Ближнему Востоку, эксперт РСМД

В связи с событиями на Ближнем Востоке сегодня многие говорят об исходе беженцев и о терроризме как об общих бедах. Но есть еще один аспект, который упоминается реже: сирийский конфликт, не являющийся религиозным по своей сути, нередко провоцирует вражду на религиозной почве.

В связи с событиями на Ближнем Востоке сегодня многие говорят об исходе беженцев и о терроризме как об общих бедах. Но есть еще один аспект, который упоминается реже: сирийский конфликт, не являющийся религиозным по своей сути, нередко провоцирует вражду на религиозной почве.

О том, что из Сирии бегут многие христиане, говорил 22 января 2014 года в Швейцарии министр иностранных дел России Сергей Лавров, открывая международную конференцию по Сирии. Еще одна фраза из его выступления, наверняка, привлекла внимание не только специалистов: «Все более опасные масштабы в преломлении сирийского кризиса принимают противоречия внутри ислама, которым нельзя позволить возобладать».

От войны в Сирии выигрывают экстремисты

Речь идет, в первую очередь, о противоречиях между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами. Раскол в исламе возник почти четырнадцать веков назад, сразу же после смерти пророка Мухаммада. В истории были периоды стабильности, когда различные общины в тех или иных государствах мирно уживались друг с другом, но периодически случались и конфликты. И сейчас на Ближнем и Среднем Востоке мы наблюдаем очередной всплеск напряженности.

Хотя, на мой взгляд, о масштабной войне между шиитами и суннитами речи пока не идет, эта угроза резко возрастет, если международные посредники не смогут остановить разрушительные процессы в Сирии.

В отличие от многих других стран (Тунис, Египет, Ливия), мозаичная с точки зрения религиозного и национального состава Сирия при резкой и кардинальной смене режима окажет гораздо более ощутимое влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке.

Но и продолжение войны в Сирии, как это происходит сейчас, тоже не сулит ничего хорошего. Чем дольше люди воюют, тем ожесточеннее они становятся, тем больше с обеих сторон радикалов, а они воспринимают ситуацию упрощенно. Некоторые противники Асада, например, считают, что более сорока лет у власти в Сирии находится шиитское меньшинство, за которым сегодня стоит шиитский Иран, а противостоит ему суннитское большинство, опирающееся на поддержку арабских суннитских монархий.

Этот тезис примитивен и отражает лишь малую часть общей картины. Но если в самом начале сирийский конфликт не носил религиозного характера, то сегодня можно привести немало примеров гибели людей в Сирии только из-за «иной» религиозной принадлежности.

Для европейцев здесь уместно провести параллели с религиозными войнами средневековья. Сегодня мало кому из католиков придет в голову убить протестанта только потому, что он иначе мыслит и молится. Но в XVI веке дело доходило и до массовой резни, вспомним трагедию Варфоломеевской ночи.

Опасность заключается еще и в том, что обостряющиеся противоречия уже не ограничиваются сирийской территорией. Вслед за Сирией жертвами религиозного конфликта становятся, учитывая географическую близость, состав населения и политическую нестабильность, соседние Ирак и Ливан, которые уже давно сталкиваются с подобными проблемами. Но религиозный вопрос актуален не только для этих государств и затрагивает не только регион Ближнего Востока.

Шииты и сунниты – соседи и даже родственники

В отличие от других стран мозаичная с точки зрения религиозного и национального состава Сирия при резкой и кардинальной смене режима окажет гораздо более ощутимое влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке.

Мусульмане-шииты составляют, по разным оценкам, 10–15% от всей численности мусульман, т.е. являются меньшинством [1]. Нет сомнений в том, что и в будущем сунниты будут составлять большинство в мусульманской общине, насчитывающей почти 1,5 млрд человек.

Тем не менее, в четырех государствах – Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне – сложилось шиитское большинство (60% и более). В частности, в 34-миллионном Ираке мусульман-шиитов насчитывается примерно 60%, в то время как мусульман-суннитов, по разным данным, – от 20% до 30%. При этом еще недавно в Ираке шииты были оттеснены от власти.

Шииты проживают также в Саудовской Аравии, Сирии, Йемене, Ливане, Турции, Афганистане, Таджикистане [2]. В Пакистане шиитов от 13% до 20%, но при численности населения около 190 млн человек получается большая община.

Нередко разные общины селятся в соседних селах или кварталах, и при конфликтах такая близость представляет большую опасность. Места преимущественного расселения суннитов или шиитов выделить можно, но не везде. Встречаются смешанные браки, когда отец – суннит, а мать – шиитка, или наоборот. Однако родственные связи не всегда спасают от религиозной вражды.

Кто наверняка попадет в рай?

Нынешний всплеск враждебности между шиитами и суннитами не является чем-то необычным, хотя и имеет свои особенности. Шииты и сунниты враждовали и раньше, что подтверждается самой историей возникновения разногласий в мусульманской общине. Представление об этом необходимо для понимания процессов, происходящих сегодня в исламе.

Как отмечают некоторые исследователи, мусульманская традиция «возводится к высказыванию пророка Мухаммада о том, что община мусульман распадется на 73 секты, из которых лишь одна попадет в рай».

Главный раскол в мусульманской общине произошел после смерти пророка Мухаммада – он умер летом 632 г. в Медине в возрасте 62 лет. Мужского потомства пророк после себя не оставил, концепции верховной власти тоже, и споры о преемнике приобрели острый характер.

Часть общины настаивала на том, чтобы власть перешла к родственнику пророка, а именно к его двоюродному брату и зятю Али (он был женат на дочери пророка Фатиме). Сторонники такого порядка не согласились с избранием халифом (преемником) пророка его сподвижника Абу Бакра и объединились в отдельную «группу». Слово «приверженцы» или «группа» на устаревшем арабском звучит как «шиа», отсюда – «шииты».

В то же время многие первые мусульмане изучали и фиксировали изречения и поступки пророка, а также всех четырех праведных халифов, начиная с Абу Бакра. По-арабски «образец», «пример», «путь» – это «сунна». Отсюда и пошло название «сунниты». В отличие от суннитов, шииты почитали после пророка не халифов, а только Али и его род по мужской линии.

Экстремисты есть и среди суннитов, и среди шиитов. Вылазки радикалов, участившиеся в последние годы на Ближнем Востоке, подталкивают к активным действиям их единоверцев и в других регионах.

И сам Али, и его сыновья были убиты. Во взаимной вражде погибли и другие последователи пророка – как шииты, так и сунниты.

Шииты и сунниты по-разному молятся, хотя внешне это почти незаметно. Есть между ними различия в трактовках и представлениях об истории ислама, о судьбах мира. В обычной жизни такие различия не должны приводить к смертельной обиде, но все меняется при обострении борьбы за власть, деньги и природные богатства.

Среди упоминаемых исследователями различий между суннитами и шиитами есть, на наш взгляд, и надуманные. Так, некоторые политологи утверждают, что мусульмане-сунниты более лояльны своим правительствам, нежели мусульмане-шииты. Отмечается также, что суннитские имамы якобы более «терпимо относятся к авторитарным и несправедливым правителям» из опасений, что «общество низвергнется в бездну хаоса и анархии». А шиитский ислам будто бы, «напротив, преподносит себя как силу сопротивления, стоящую на страже справедливости и равенства» [3].

Возможно, подобные утверждения продиктованы опытом иранской революции 1979 г. Однако события, происходящие в арабском мире с 2011 г., в том числе свержение режимов в суннитских странах, свидетельствуют скорее о том, что граждане рано или поздно заявляют о своих правах и устремлениях, независимо от конфессиональной принадлежности.

Кто придумал «шиитскую ось»

Ключевым шиитским государством является Иран, большая часть 80-миллионного населения которого исповедует шиизм.

В последние годы нередко говорят о том, что усилиями Ирана, стремящегося к лидерству, в регионе была создана «шиитская ось» («шиитская дуга», «шиитский полумесяц»). Сторонники такой версии говорят, что эту ось образуют Иран, а также Ирак с прорвавшимися к власти шиитами, еще Сирия с ее алавитской верхушкой (алавиты близки шиитам) и Ливан с шиитской организацией «Хизбалла».

И все же говорить о «шиитской дуге» можно лишь с большой долей условности. И отнюдь не Иран обеспечил прорыв к власти в Ираке шиитского большинства. Главные усилия по свержению в 2003 г. режима Саддама Хусейна и его Партии арабского социалистического возрождения (Баас) были предприняты США и их союзниками. После падения Саддама осторожные надежды на возможность налаживания отношений с Ираком возлагало и еврейское государство Израиль.

Читать еще:  В православных храмах планета совершали молебен о мире на Святой Земле

Однако стабильность не наступила. В Ираке, как теперь и в Сирии, и в Ливане, все чаще случаются драматические инциденты, подобные тем, что годами ранее происходили в Пакистане и Афганистане, – осквернение святынь, взрывы, убийства, похищения людей.

Религиозная вражда как следствие нестабильности

По нашим наблюдениям, отношения между общинами в религиозных обществах ухудшаются на фоне разного рода беспорядков, независимо от того, чем они вызваны.

Так, в Афганистане и Пакистане уже многие годы акты насилия совершаются не только против шиитов или суннитов, но и в отношении представителей других религиозных течений, например, христиан и суфиев (приверженцы мистического направления в исламе). Причем это не связано с событиями «арабской весны». Причины кроются в общей нестабильности, наступившей здесь гораздо раньше, чем в более спокойных при авторитарных правителях арабских странах.

Столкновения между шиитами и суннитами из-за событий на Ближнем Востоке все чаще происходят в эмигрантских общинах Европы, США и даже Австралии.

Практика также показывает, что сначала экстремисты уничтожают иноверцев, а затем не щадят и единоверцев, исповедующих другие убеждения. Сегодня на Востоке осложнилось положение и умеренных деятелей, выступающих за снижение степени религиозности в общественной жизни.

В числе примеров – убийство известной пакистанской женщины-политика Беназир Бхутто в декабре 2007 г. В беседах с автором Б. Бхутто незадолго до своей гибели говорила, что получала угрозы. Автору также довелось общаться в пакистанском городе Лахор с губернатором Пенджаба Салманом Тасиром за несколько недель до его гибели 4 января 2011 г. Он тоже говорил об угрозе религиозного экстремизма (губернатора застрелил охранник, оказавшийся радикалом).

Экстремисты есть и среди суннитов, и среди шиитов. Вылазки радикалов, участившиеся в последние годы на Ближнем Востоке, подталкивают к активным действиям их единоверцев и в других регионах. События принимают характер мести, и круг насилия становится бесконечным.

Столкновения между шиитами и суннитами из-за событий на Ближнем Востоке все чаще происходят в эмигрантских общинах Европы, США и даже Австралии. В западных СМИ есть множество сообщений о поджогах эмигрантами магазинов шиитских торговцев, о драках шиитов и суннитов в мечети и т.п.

Характерный пример – 12 марта 2012 г. в Брюсселе была подожжена шиитская мечеть, в результате чего погиб имам. Преступник, суннит из Марокко, заявил, что не хотел никого убивать, а хотел только обратить внимание на неправильную, с его точки зрения, политику правительства Сирии, которую он объяснял влиянием шиитов (1, 2).

Уфимские тезисы Путина – ответ России на новую угрозу

Все это актуально и для России, где, по разным данным, проживает 15-20 млн мусульман, не считая нелегальных мигрантов. Примерно 3 млн из них составляют мусульмане-шииты. Любые серьезные противоречия между мусульманами – это угроза и для нашей страны, тем более что война в Сирии подливает все больше масла в постоянно тлеющий огонь межконфессиональных противоречий.

В связи с этим представляется абсолютно правильной равноудаленная позиция, которую президент Владимир Путин обозначил в интервью телеканалу «Россия сегодня» : «Нам не хочется погружаться во внутриисламские конфликты, принимать участие в выяснении отношений между суннитами и шиитами, алавитами и так далее. Мы с равным уважением относимся ко всем».

В то же время российским органам власти необходимо держать под контролем ситуацию в общинах и деятельность иностранных духовных авторитетов. Не менее важен и вопрос о том, где получают религиозное образование молодые мусульмане.

22 октября 2013 г. на встрече в Уфе с муфтиями духовных управлений мусульман России В. Путин говорил о необходимости «воссоздания собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и … будет признана большинством мусульманских ученых мира».

Эта речь, которую многие называют «уфимскими тезисами Путина», свидетельствует об убежденности президента в том, что ислам может и должен играть позитивную роль в развитии России. Понимание, как этому способствовать, уже есть, осталось только реализовать это на практике.

Вместе с тем не стоит забывать, что мирное сосуществование всех национальностей и религиозных общин в 22-миллионной Сирии, где ситуация сегодня наиболее острая, – это вопрос глобальной безопасности. Российское посредничество в разрешении этого конфликта и далее будет не только востребованным, но и необходимым.

1. Миркасымов Б.З. Шииты в Ираке и других государствах Ближнего Востока: Как шиитский фактор влияет на политику стран региона и ведущих мировых держав // Азия и Африка сегодня. 2007. № 11. С. 42–49.

2. Куршаков В.Ю. Шиитский фактор во внешней политике Ирана // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 11. C. 27.

3. Кумарасвами П.Р. «Арабская весна» и неуловимая пятая модель // Россия в глобальной политике. 2013. Т. 11. № 3. Май/июнь. C. 124.

4. Белокреницкий В. Россия и исламский мир: анализ политико-демографических перспектив // Материалы международной исламоведческой научной конференции. Москва, РГГУ, декабрь 2007. М., 2009. С. 245–250.

Издержки исключительности: как США упустили сближение Ирака с Россией и Ираном

19 мая в Ираке подвели итоги первых парламентских выборов, состоявшихся после разгрома ИГИЛ.

Большинство голосов набрали представители шиитских антиамериканских политических движений. Опрошенные RT эксперты полагают, что результатом прихода к власти в Багдаде новых сил будет укрепление в регионе позиций России и Ирана. При этом влияние Москвы и Тегерана будет возрастать, несмотря на противодействие США.

19 мая в Ираке подвели окончательные итоги парламентских выборов. Результаты опубликовала Высшая независимая избирательная комиссия. Напомним, что голосование состоялось 12 мая, явка составила 44,5%. Всего в стране обладают правом голоса 24,5 млн граждан. На депутатские должности в 329-местном парламенте претендовали свыше семи тысяч кандидатов, из которых более двух тысяч — женщины. В выборах приняли участие 320 партий и движений.

До свержения Саддама Хусейна в 2003 году в Ираке главенствовала фактически одна политическая сила — Партия арабского социалистического возрождения (БААС), которая сейчас находится под запретом.

Политическая система Ирака находится в стадии становления — в стране действуют сотни небольших партий и движений, как представляющих интересы отдельных конфессиональных и этнических групп, так и выступающих с сугубо светских позиций.

Ирак — федеративная парламентская республика, в основу которой положен принцип консенсуса трёх общин: арабо-суннитской, арабо-шиитской и курдской. Согласно Конституции 2005 года, в основе всех принимаемых в стране законов лежит ислам — нормативные акты не могут противоречить предписаниям религии.

Следует также отметить, что первые выборы, состоявшиеся после свержения режима Саддама Хусейна, суннитская часть общества большей частью проигнорировала. В результате практически все места в парламенте оказались заняты арабами-шиитами и курдами. Сегодня сунниты принимают участие в выборах. Так, одним из видных представителей блока «Наср» стал экс-министр обороны, представитель суннитской общины Халед аль-Обейди.


Плакат с изображением Муктады ас-Садра, Ирак. 19 мая 2018 года

Самый лучший результат по итогам голосования в Совете представителей Ирака оказался у коалиции «Саирун» («Идущие вперед»), возглавляемой шиитским политиком и проповедником Муктадой ас-Садром — блок получил 54 мандата.

Второе место заняла коалиция «Фатх»(«Победа») во главе с командиром шиитской военизированной организации «Бадр», бывшим министром транспорта Хади аль-Амири — теперь коалиция располагает 47 депутатскими мандатами.

Третьим по популярности стал блок «Наср» («Коалиция победы») действующего премьер-министра страны шиита Хейдара аль-Абади.

Четвёртое место — у коалиции «Государство закона», также возглавляемой шиитом Нури аль-Малики — политик занимал премьерское кресло с 2006 по 2014 год.

Ещё до публикации окончательных результатов голосования прошедшие в парламент политические силы приступили к переговорам о создании коалиции. Как сообщил ранее Муктада ас-Садр, переговоры о создании многопартийного блока ведутся, в частности, с движением «Хиктам» под руководством Аммара Хакима и партией экс-премьера Ирака Айяда Алави.

Муктада ас-Садр заявил накануне, что новое правительство станет правительством «технократов», нацеленных на отстаивание иракских интересов по всем направлениям.

По информации местных СМИ, интерес к процессу создания правящей коалиции проявили Вашингтон и Тегеран.

Пламенное прошлое

При этом выборы изначально планировалось провести осенью 2017 года, но тогда было принято решение перенести голосование до окончательной победы над ИГИЛ*.

В декабре правительство республики объявило о полном разгроме террористической группировки на территории страны.

Главы лидировавших на выборах блоков «Саирун» и «Фатх» командовали отрядами «Аль-Хашд аш-Шааби» — шиитской военной коалиции, принимавшей активное участие в борьбе с ИГИЛ.

Эксперты отмечают, что Иран оказывал значительную поддержку «Аль-Хашд аш-Шааби» после молниеносного вторжения ИГИЛ в Ирак. Муктада ас-Садр, выходец из семьи известных шиитских богословов, имеет за плечами богатый политический и военный опыт.

Именно он является основателем «Армии Махди» — шиитской военизированной организации, оказавшей серьёзное сопротивление коалиционным войскам, вторгшимся в 2003 году в Ирак. Вооружённые столкновения с американскими силами продолжались вплоть до 2008 года.

При этом Муктада ас-Садр выступает за то, чтобы курс Ирака не зависел ни от Вашингтона, ни от Тегерана. По мнению экспертов, политик намерен отстаивать равноудалённый и сбалансированный внешнеполитический курс. В прошлом году он даже побывал с визитом в Саудовской Аравии, где встретился с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом.


Муктада ас-Садр

Не меньшей известностью в регионе пользуется и Хади аль-Амири — возглавляемая им коалиция получила второе место на выборах. В прошлом он успел принять участие в ирано-иракской войне на стороне исламской республики. «Если я и могу чем-то гордиться, так это участием в сопротивлении режиму Саддама Хусейна», — заявлял Амири в интервью российским СМИ.

Он занимает пост генсека Организации Бадра — вооружённого крыла шиитской партии «Высший исламский совет Ирака». Целью этой организации, основанной на территории Ирана в 1982 году, была борьба с режимом Саддама Хусейна. Во время вторжения в Ирак ИГИЛ Бадра принимала активное участие в борьбе с радикальными исламистами.

Рост шиитского влияния

В октябре прошлого года Хади аль-Амири заявил, что потеснить террористов в Ираке удалось благодаря иранской, а не американской помощи, добавив, что именно американское присутствие в регионе стало причиной роста террористической угрозы на Ближнем Востоке.

Ранее, в мае 2017 года, Хади аль-Амери сообщил на своей страничке в Facebook, что Ирак не позволит американским силам взять под контроль границу с САР, отметив, что контроль на сирийской границе должен осуществляться по согласованию с официальным Дамаском.

Для США, по мнению экспертов, подобные планы иракской стороны могли стать достаточно болезненным ударом. Напомним, что за контроль иракско-сирийского участка границы в районе населённого пункта Эт-Танф летом 2017 года развернулась жесткая конкуренция между проиранскими и американскими силами.

Задача Вашингтона — не допустить, чтобы Иран выстроил так называемую «шиитскую дугу» на территории Ирака, Сирии и Ливана.


Шиитские бойцы из армии Махди, 12 сентября 2014

Следует отметить, что, хотя в годы борьбы с режимом Саддама Хусейна США сотрудничали с шиитскими силами, эти союзнические отношения очень быстро дали трещину.

В политическом отношении шиитская община Ирака неоднородна, но даже среди наиболее умеренных сил наметилась общая тенденция на сближение с Ираном, что не устраивает Вашингтон. Американские аналитики ранее констатировали, что свержение Саддама Хусейна открыло новую эру во взаимоотношениях Ирака и Ирана.

«На шиитов Ирака очень сильное влияние оказывал и будет оказывать Иран, хотя говорить о его полном доминировании всё равно не приходится. Но можно сказать, что после выборов иранское влияние укрепилось ещё больше», — отметила в интервью RT старший научный сотрудник Центра Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Фёдорова.

Тем не менее, по словам эксперта, сейчас влияние США в Ираке тоже сильно — речь идёт о договорённостях о стратегическом союзничестве и военно-техническом сотрудничестве, которые остаются в силе.

«Новое правительство Ирака будет вынуждено балансировать между внешними игроками так же, как и их предшественники. Благодаря этому балансированию Ирак сохраняет свою независимость», — подчеркнула Фёдорова.

О росте влияния Ирана на Ирак после выборов рассказал в интервью RT старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

«Влияние Ирана усиливается на фоне последних событий в регионе, — отметил эксперт. — Как пример: действия израильских властей против палестинских демонстрантов вызывают резкую реакцию мусульманского населения.

То, что Иран наиболее последовательно критикует действия США и Израиля, прибавляет ему и его сторонникам политические очки, в то время как центр суннитского мира — Саудовская Аравия — подвергается критике за сотрудничество с Вашингтоном и даже с Израилем».

По словам эксперта, в совокупности можно говорить о серьёзном росте шиитского влияния в регионе, в то время как сунниты сдают позиции. Результаты выборов в Ираке, а также в Ливане, где недавно много голосов набрала «Хезболла», — политические проявления этой тенденции.

«Это, как и результаты выборов в Ираке, стало возможно после разгрома ИГИЛ, которое является радикальным суннитским движением. В целом, уничтожение группировки способствует дальнейшему подъёму политического шиизма, это тенденция», — пояснил Долгов.

Шанс для Москвы

Вместе с тем Багдад начал заново выстраивать отношения с Москвой. В 2012 году премьер-министр Ирака (в то время этот пост занимал шиит Нури аль-Малики) договорился в ходе официального визита в Москву о поставках в республику российских вооружений. Отвечая на недовольство американской стороны, политик заявил, что Ирак не советуется с кем-либо по таким вопросам.

Читать еще:  София Киевская превратится в рождественский вертеп

«Наша внешняя политика состоит в том, чтобы исходить из своих интересов», — подчеркнул Нури аль-Малики.

Также России и Ираку удалось договориться о разработке российской компанией «Лукойл» крупного нефтяного месторождения «Западная Курна — 2». И это далеко не единственные совместные российско-иракские проекты, начатые за последние годы.

«Россия заинтересована в финансовом, инвестиционном взаимодействии с Ираком, это очень важно. Ирак в будущем может стать ещё одним союзником России в регионе. Правда, пока наши компании опасаются интенсивно выходить на иракский рынок, хотя Багдад не возражает против этого», — пояснила Ирина Фёдорова.


25 июля 2017. Президент РФ Владимир Путин и вице-президент Ирака Нури аль-Малики (справа) во время встречи, Алексей Даничев / РИА Новости

Похожей точки зрения придерживается и Борис Долгов. По прогнозу эксперта, новое правительство Ирака продолжит лояльные отношения с Россией и будет развивать сотрудничество, в частности в военно-технической сфере, — эта тенденция ясно просматривается.

«И для Москвы это тоже шанс для того, чтобы укрепить свои отношения с Багдадом», — добавил Долгов.

Говоря о причинах, которые не позволили Вашингтону вовремя заметить и затормозить как сближение Багдада с Тегераном, так и рост российско-иракского сотрудничества, эксперты обращают внимание на общие особенности американской внешней политики.

«Дело в том, что Вашингтон пребывает в уверенности по поводу „первенства“ Америки, американские власти полагают, что могут не обращать внимание на каких-то оппонентов в арабо-мусульманском мире.

В США считают, что располагают возможностью подавить в случае необходимости любые оппозиционные им движения. Эта самоуверенность довлеет над международной политикой США», — подвёл итог Долгов.

Надежда Алексеева

* запрещенная в РФ террористическая организация

Климат в Иране и Ираке

В центральной и восточной части Ирана климат сухой, сопровождается высокой температурой. Осадки выпадают очень редко, температура зимой превышает 39 градусов по Цельсию. Вблизи Каспийского моря и северной части страны преобладает субтропический климат. Здесь зимой температура не превышает 0 градусов, летом достигает отметки 30 градусов.

Ирак имеет континентальный климат. На юге он тропический, на севере субтропический. Здесь очень засушливое лето и прохладная зима с большим количеством осадков. Средняя погода зимой варьируется от 7 до 12 градусов, летом может иногда достигать 50 градусов.

Современное положение дел в мусульманском мире

Существующие противоречия между двумя религиозными течениями настолько глубоко укоренились в исламском мире, что продолжают до сих пор оказывать влияние на внутриполитические процессы и внешнюю политику государств на Ближнем Востоке.

И это при том, что на долю мусульман, исповедующих шиизм, приходится всего 10-15% от общего числа верующих, для которых Аллах является единым Богом. Сунниты, наоборот, составляют подавляющее большинство – 1,550 млн. человек. Такое огромное количественное преимущество не дает суннитам право первого голоса в мусульманском мире. Отсюда и постоянно возникающие противоречие и конфликты, возникающие между исламскими государствами.

Карта распространения Ислама

Проблема в том, что шииты в основном составляющие население таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн окружены поясом государств, где государственной религией является суннизм. Исторически так сложилось, что современные границы государств этого огромного региона не являются четкой этнической границей для народов. В процессе мирового устройства на территории других стран Ближнего и Среднего Востока сформировались анклавы, в которых проживает население исповедующее шиизм. Сегодня шииты проживают в Саудовской Аравии, в Турции, в Йемене и на территории Афганистана. Немало шиитов проживает на территории современной Сирии, раздираемой гражданским конфликтом.

Основная сложность заключается в том, что все шииты из Сирии или из Йемена, из Саудовской Аравии или из Турции, считают своими духовными наставниками имамов. Если сунниты имамов считают просто духовными наставниками, то шииты почитают имама наравне с Пророком. По их мнению, глава шиитов – это лицо, которое обязательно состоит в родстве с легендарным халифом Али. Как в наши дни можно проследить родословную имама – вопрос, однако в шиизме на это делается особый акцент. Шииты считают, что появление каждого последующего правителя и духовного главы общины предначертано свыше. Авторитет имама непререкаемый, а его мнение становится для шиитов непреложной истиной. Это соответственно приводит к проявлениям двоевластия на тех территориях, где проживают шииты. Номинально шииты подчиняются законам того государства, в котором проживают, однако в общественно-политических вопросах и в вопросах веры для шиитов на первом месте стоит мнение имама.

На этой почве у мусульман отсутствует единство. Весь мусульманский мир условно разделен на сферы влияния, где правят не главы государств, а духовные лидеры.

Огромную роль у шиитов имамы играют в управлении государством. Теперь в их компетенции не только вопросы религиозного толка, но и управление светской жизнью шиитской общины. Эта особенность наиболее ярко проявилась в Иране, где имам, он же аятолла, является не только духовным лидером, но и выполняет порой негласные функции государственного лидера. В Иране долгое время шах сочетал в себе светскую и духовную власть. После исламской революции в Иране утвердилась светская власть во главе с Президентом Республики, однако негласным главной государства остается аятолла — он же глава шиитов. Его мнение и речи являются для всех шиитов непреложными, независимо от того где они проживают, в Иране или в Йемене, в Афганистане или в Саудовской Аравии.

Появление шиитов

В последние годы правления Османа появились первые предвестники нового раскольничества, за вероотступниками лжепророками появилась первая секта — шиизм. Это были 30-е годы хиджры (650-е годы н.э.), примерно через 20 лет, после смерти Пророка Мухаммада, мир ему.

Группа людей, преимущественно из нового поколения подросших и новообращенных мусульман, не прошедших закалку пророческого воспитания, стали возвеличивать сподвижника и зятя пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Али. Али был двоюродным братом Пророка (мир ему) и женат на его дочери Фатиме, которую часто называют «любимой дочерью Пророка и матерью его любимых внуков Хасана и Хусейна. Очевидно, этот факт тоже сыграл немаловажную роль в преувеличении статуса Али больше, чем на то претендовал он сам и имел в обществе.

Первым, кто стал говорить о величии Али стал некий Абдулла ибн Саба из числа йеменских евреев, принявших Ислам. Он был обычным мусульманином, не отличающимся от других новых мусульман арабов, евреев, эфиопов и иных, кроме как однажды, вслух стал говорить об Али вещи, не имеющие места ни в Коране, ни в хадисах Пророка, мир ему, и о которых не знали сподвижники и вообще мусульмане. В частности, неофит говорил, что у каждого пророка был душеприказчик, и что таковым у Мухаммада был Али, и что Али не погрешим, что власть должна принадлежать Али и так далее. Об этом свидетельствуют шиитские ученые в своих книгах. И тогда вокруг него стали стала собираться группа неофитов и молодежи.

Так продолжалось до смуты, организованной этой группой, в результате которой был убит Третий Праведный Халиф зять Пророка, мир ему, его сподвижник и любимец Осман Зин-Нуреин Обладатель двух Светил, получивший такое прозвище за то, что был женат на двух дочерях пророка (мир ему).

Старшие сподвижники обратились к Али взять на себя бремя халифата. После уговоров он согласился и был провозглашен Четвертым Праведным Халифом. Это обстоятельство еще более подстегнуло группу раскольников к чрезмерному возвеличиванию Али, и тот же Абдулла ибн Саба объявил о «божественности Али». Его группа подхватили эти слова.

Услышав об этом Али, приказал схватить их и привести к нему. И когда привели он приказал вырыть яму и обратился к тем людям и сказал, что, если не отрекутся от своих слов, не покаются, он сожжет их в этой яме. Эти люди были удивлены и сказали, что им сообщили, что он Али сам признает свою божественность. И когда Али объяснил им что это куфр, неверие, что он не мог сказать такое великое преступление перед Аллахом, и одна часть этой группы покаялась и вернулась в Ислам и Халиф Али освободил их. Другая часть упорствовала на своем, и были сожжены в той яме самим Али. А третья группа затаилась, они вслух объявили покаяние, но между собой сказали, что огнем наказывает только Аллах, и что Али наказал людей огнем, значит он …

После этих событий, из жизни Уммы на долгие годы исчезло шиитское раскольничество.

Так продолжалось пока был жив Али, потом после его шахады его сын Хасан признал Муавия халифом, и пока тот после своей смерти не назначил своим преемником-халифом своего сына Язида.

Все сподвижники признали такое решение исходя их соображений сохранения стабильности, кроме 2-х: Абдулла ибн Зубеир (внук Абу Бакра) и Хусеин ибн Али (внук Пророка, мир ему).

И именно тут явилась вторая волна шиизма. Жители Иракского города Куфа написали письмо Хусеину сыну Али, что они тоже отказываются признавать власть Язида сына Муавия и готовы присягнуть ему и приглашали его для этого в Ирак. Хусейн поверил им и выехал в Ирак…

История закончилась предательством Хусейна новоявленными шиитами и мученической смертью внука Пророка. Однако эта тема отдельного разговора, и я в надежде что у нас будет еще возможность подробно изучить историю тех времен, возвращаюсь к заданной теме нашего разговора.

Шииты и вся правда о них. Часть I

После развала СССР и падения безбожной коммунистической державы во многих республиках бывшего Союза и самой России началось возрождение религии и возвращение утерянного исламского наследия. Но на волне этого движения, прикрываясь исламскими лозунгами, проявились многие «исламские» секты. В частности, через «культурный обмен» в рамках дипломатических отношений с посольствами Ирана началось активное насаждение шиитской идеологии. Многие мусульмане скажут: «Они ведь такие же мусульмане, как и мы; разница между нами лежит не в вероубеждении, а в понимании некоторых постановлений Шариата». Но за этими словами кроется не что иное, как незнание шиитской доктрины, и, чтобы прояснить эту ситуацию, мною была написана эта статья.

Стоит оговориться, что всё нижесказанное касается лишь грамотных шиитов, которые прекрасно осознают основы своей «религии», как их проповедники и «учёные». Но таковых меньшинство. Большая часть приверженцев шиитского толка неграмотны и лишь следуют сатанинским проповедям агитаторов. В связи с этим их нельзя обвинять в неверии до тех пор, пока они открыто не начнут пропагандировать свои убеждения, выводящие человека из Ислама. И пусть каждый разумный мусульманин, следующий Корану и Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), прочитав это, развеет свои сомнения относительно тех, кто сейчас пытается под прикрытием Ислама пробраться в мечети России и принести с собой смуту и ложь на Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников.

Нашей темой будет повествование о шиитах «исна ашарийя», то есть имамитах. Мы затронем следующие темы: «Общее ознакомление с шиитами», «Самые известные личности у шиитов и их труды», «Отношение шиитов к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение)», «Вероубеждение шиитов, связанных со Всевышним Аллахом», «Вероубеждение шиитов в Священном Коране», «Отношение шиитов к временным бракам», «Преступления шиитов и их отношение к суннитам в истории», «Высказывания и постановления исламских учёных относительно шиитов (имамитов).

Шииты имамиты или исна аш’ария – это группа, у которой множество названий – если мы скажем о них «рафидиты», то это те, кто отвергают (рафада) первых двух праведных халифов – Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) и Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) , поносят и оскорбляют большинство сподвижников. Если мы скажем о них «шиа» (группа), то это та группа, которая относит себя только к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) . Если мы скажем о них «исна ашарийя», то это по причине их убеждения относительно двенадцати имамов, последний из которых – Мухаммад ибн Хасан Аль-Аскари – был якобы вознесён на небо. И если мы скажем о них «имамия», то это по причине того, что они сделали веру в имамов одним из столпов Ислама.

Перейдём теперь к самым знаменитым личностям шиитов: это конечно, двенадцать имамов, о которых шииты наговорили разные выдумки и ложь.

Читать еще:  Епископальная церковь в США впервые посвятила в духовный сан женщину-лесбиянку

Али ибн Аби Талиб, четвёртый праведный халиф, двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение). Был убит в Куфе хариджитом Абдуррахманом ибн Мульджимом.

Хасан ибн Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), или Абу Мухаммад, называемый «Муджтаба».

Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), или Абу Абдулла, названный «Шахидом», каковым он и является на самом деле.

Али ибн Хусейн ибн Абу Талиб, или Абу Мухаммад, названный «Саджжад» или «Зейн Аль-Абидин».

Мухаммад ибн Али ибн Хусейн, или Абу Джафар, названный ими «Бакыр».

Джафар ибн Мухаммад ибн Али или Абу Абдулла, названный «Ас-Садик».

Муса ибн Джафар Ас-Садик или Абу Ибрахим, названный «Казым».

Али ибн Муса ибн Джафар Ас-Садик или Абу Хасан, названный «Рида».

Мухаммад ибн Али ибн Муса или Абу Джафар, названный «Таки» или «Джавад».

Али ибн Мухаммад ибн Али или Абу Хасан, названный «Накий» или «Хади».

Хасан ибн Али ибн Мухаммад или Абу Мухаммад, названный «Закий» или «Аскари».

Мухаммад ибн Хасан Аль-Аскари или Абу Касым, названный «Махди» или «Худжжатуль-Каим Аль-Мунтазир». По утверждению шиитов, он родился в 256-м году Хиджры, а в 260-м он впервые был вознесён на небо, после чего, уже в 329-м году, он вошёл в подземный ход в доме своего отца и до сих пор не появился.

Другие известные личности у имамитов

Абдулла ибн Саба Аль-Яхуди – первый основатель шиитских вероубеждений, еврей из Йемена, названный также ибн Савда (сын чёрной) по той причине, что его мать была абиссинкой. Этот иудей принял Ислам лишь с одной целью – разрушить его изнутри. Он был первый, кто сказал о том, что Коран – всего лишь девятая часть откровений, а всё остальное знание у Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Он был первым, кто приписал Аллаху человеческие свойства – как, например, забывчивость (да пребудет на нём проклятие Аллаха). Он первым заявил, что Али (да будет доволен им Аллах) – Аллах на земле, за что и был казнён повелителем правоверных Али ибн Абу Талибом (да будет доволен им Аллах) вместе с семьюдесятью своими адептами. Он был также главным заговорщиком против Усмана Ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) , спланировавшим его убийство.

Али ибн Ибрахим Аль-Куми или Абу Хасан. Сгинул в 307-м году по Хиджре. Прославился тем, что составил тафсир Корана под названием «Тафсиру Кум», в котором этот враг Аллаха упомянул об искажениях в Коране. У него также много других произведений: книги по истории, по таухиду и ширку, по достоинствам повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Мухаммад ибн Яйкуб Аль-Кулейни или Абу Джафар. Сгинул в 328-м году по Хиджре. Составитель книги «Аль-Кафи», в которой он упомянул о том, что в Коран были внесены изменения (этой теме были посвящены 22 страницы в первой и второй частях книги).

Аль-Хадж Мирза Хусейн Мухаммад Ан-Нури Ат-Тафаси. Сгинул в Наджафе в 1320-м году по Хиджре. Написал отдельную книгу об искажениях Корана, в которой этот еретик сказал об изменениях, дополнениях и убранных аятах Корана. Эта книга была издана в Иране в 1289-м году по Хиджре.

Аятулла Имам Ат-Тои. Составитель книги «Танкыхуль-макаль фи усули арриджаль» по опорочиванию сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Эта книга была издана в Иране в 1342-м году Хиджры.

Теперь ознакомимся с их главным «учёным» современности

Аятолла Аль-Хомейни. Его имя Рухулла Мустафа Ахмад Аль-Мусави Аль-Кумейи. Его дед Ахмад переселился из Индии в Иран в 1885 году. Хомейни родился в 1320-м году по Хиджре в деревне Хумейн, неподалёку от города Кум. Его отец был убит спустя год после его рождения, а в подростковом возрасте он лишился матери и после этого находился на воспитании старшего брата. Написал несколько книг, среди которых «Кашфуль-асрар», где на странице 116 он писал: «Поистине, поступки Умара (ибн Хаттаба) u указывают на его явный куфр, безбожие и противоречие аятам Корана». Правда, какие именно поступки, Хомейни решил не конкретизировать.

Также среди его произведений – книга «Хукукуль-исламия», в которой на странице 13 сказано: «Изучение имамов равняется изучению Корана, и мы должны помнить об этой обязанности». Сгинул Хомейни в 1989-м году, в возрасте 89 лет. Его последователи положили останки Хомейни в стеклянный саркофаг, установив его на самой большой площади в Тегеране, где сейчас происходит постоянный таваф вокруг его могилы. Позднее постановили возвести над его могилой самый высокий купол в Иране, отделанный золотом, на постройку которого затрачено 7 миллиардов долларов – и это в стране, в которой свыше 5 миллионов человек проживают за чертой бедности.

Имамиты – о сподвижниках Пророка (мир ему и благословение)

Теперь давайте посмотрим, что утверждают имамиты относительно сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Но вначале скажем несколько слов об их достоинствах. Это самые лучшие люди после пророков, этих людей выбрал Аллах в спутники своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и это те, кто удостоился похвалы Аллаха в Коране, кому был обещан Рай ещё при их жизни. Те люди, которые пожертвовали своими душами и имуществом ради Аллаха, проливали свою кровь на пути Ислама, а после смерти Пророка (мир ему и благословение) распространили Ислам далеко за пределы Аравийского полуострова, сделав это главной целью своей жизни. Это были те люди, для которых Пророк (мир ему и благословение) делал дуа: «О Аллах, я прошу Тебя заботиться о моих сподвижниках, чтобы их не коснулся вред. Тот, кто полюбит их, того полюблю я, а того, кто возненавидит их, постигнет моя ненависть; тот, кто враждует с ними, враждует со мной, а тот, кто враждует со мной, враждует с Аллахом, а враждующего с самим Аллахом Он сможет уничтожить когда захочет».

Но шииты были единственными, кто заявил о том, что сподвижники вышли из Ислама после смерти Пророка (мир ему и благословение). Ат-Тустури, один из учёных-имамитов, сказал в своей книге «Ихкакуль-хакк»: «Когда пришёл Муса u к иудеям, они последовали за ним, но и вышли из религии ещё при его жизни, остался лишь Харун u. Точно так же пришёл Мухаммад (мир ему и благословение) и привёл в религию Аллаха множество людей, но они тоже вышли из Ислама уже после смерти Пророка (мир ему и благословение)». Аль-Кулейни и Аййяши в своём тафсире и Аль-Маджлиси в «Бихар-аль-анвар» привели ложь на Мухаммада ибн Али (да будет доволен им Аллах) , как будто он сказал: «Все вышли из религии после смерти Пророка (мир ему и благословение), кроме трёх человек».

Мы приведём ниже несколько их высказываний о сподвижниках Пророка (мир ему и благословение), чтобы вы поняли размеры той лжи и клеветы, составленной имамитами.

Айша (да будет доволен ею Аллах) – мать правоверных и любимица Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которая находилась с ним вплоть до его смерти. Имам Аль-Бухари привёл хадис: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: “Кто из людей для тебя любимее всего?”, на что он ответил: “Айша”». Это та женщина, что стоит выше наших матерей, так как она была любимицей Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и матерью правоверных. Но что думают о ней шииты? Они твёрдо убеждены в её куфре и в том, что она будет гореть в Аду, назвав её даже в некоторых своих книгах «шайтана». Имам Баййяды в книге «Сиратуль-мустаким» и Аййяши и Аль-Маджлиси и Бахрани в книге «Бурхан» привели клевету на Джафара Ас-Садика (да будет доволен им Аллах), якобы сказавшего в толковании аята: «Не будьте таковы, как та, которая расстроила свою пряжу после того, как укрепила её на нитки» (16; 92): «Здесь имеется в виду Айша (да будет доволен ею Аллах), вышедшая из Ислама после того, как приняла его». Имамиты убеждены, что для Айши (да будет доволен ею Аллах) будут отдельные врата Ада. Аййяши писал в своём тафсире (2 том, стр. 243), наведя ложь на Джафара Ас-Садика (да будет доволен им Аллах): «Поистине, у Огня есть семь врат, и шестые из них для «Аскара». «Аскар» – это намёк на мать правоверных Айшу (да будет доволен ею Аллах). Аль-Маджлиси в «Бихар-аль-анвар» писал: «“Аскаром” назывался тот верблюд, на котором Айша (да будет доволен ею Аллах) обычно ездила».

Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) и Умар Аль-Фарук (да будет доволен им Аллах). Это лучшие сподвижники Пророка (мир ему и благословение). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был вечным спутником Пророка (мир ему и благословение) во всех его поездках и делах, спасителем Пророка (мир ему и благословение) в саду, когда его чуть было не задушил один из язычников. Первый мужчина, поверивший в миссию Пророка (мир ему и благословение) в то время, когда люди обвинили его во лжи. «Поистине Аллах послал меня к вам, но вы не поверили мне, кроме Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который помог мне всем, что у него было», – этот хадис привёл имам аль-Бухари.

Умар Аль-Фарук (да будет доволен им Аллах) – лучший из сподвижников после Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чей Ислам укрепил мусульман. Его правление было ознаменовано открытиями новых земель и падением Сасанидского Ирана. Но что же думают про них имамиты? Оказывается, они считают обязательством проклинать Умара (да будет доволен им Аллах) и Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Ими были сочинены проклятья и ругательства специально для этих великих сподвижников. Одно из этих произведений называется «Санамуль-курайш», в котором перечисляются немыслимые проклятия в адрес этих сподвижников и их дочерей – Хафсы, дочери Умара (да будет доволен им Аллах), и Айши, дочери Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Текст этого произведения вы можете найти в книге «Бихар-аль-анвар», том 85, стр. 260, раздел 33. Но имамиты не просто написали это произведение с проклятьями на сподвижников, они также заботятся о том, чтобы понимание этого дуа не затрудняло шиитов, для чего они написали более десяти комментариев и толкований для этого произведения – причём это можно найти в книгах всех вышеперечисленных «учёных». Но и это не всё – они придумали, что тому, кто прочитает это дуа один раз, запишется семьдесят тысяч благих дел и простится столько же грехов, и он поднимется на столько же степеней перед Аллахом, и ему будет отвечено на семьдесят миллионов просьб. Об этом сказано в их книге «Дыяус-салихин», стр. 513. А также сказано, что проклинающему Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) утром не запишется ни один грех вплоть до вечера. А тот, кто проклянёт их обоих вечером, не получит ни одного греха вплоть до утра.

Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) – третий праведный халиф, самый лучший из сподвижников после Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и Умара (да будет доволен им Аллах). Сподвижник, за которого Пророк (мир ему и благословение) отдал двух своих дочерей. «Как можно не стесняться того человека, которого стесняются ангелы?» – этот хадис привёл имам Муслим. Пророк (мир ему и благословение) обрадовал Усмана (да будет доволен им Аллах) вестью о Рае три раза.

Но шииты считают иначе. Во-первых, полагают, что Усман (да будет доволен им Аллах) – один из мунафиков (лицемеров), который принял Ислам лишь для показухи перед людьми. Ниматулла Аль-Джазаири писал в книге «Анвар аннуамания» (том 1, стр. 81): «Усман (да будет доволен им Аллах) был одним из тех, кто лицемерно объявил о своём принятии Ислама».

Шейх Аль-Кирки в книге «Нафахатуль-ляхуд» написал: «Поистине тот, кто не находит в своём сердце ненависть к Усману (да будет доволен им Аллах) и не убеждён в его куфре, – враг Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), не верующий в то, что было ниспослано от Аллаха».

Во-вторых, убеждение имамитов в том, что Усмана (да будет доволен им Аллах) заботили только его физиологические потребности. Аль-Кулейни в книге «Аль-кафи» наговаривает ложь на Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), якобы сказавшего: «Двое человек (Абу Бакр и Умар) опередили третьего (Усмана), чья забота была лишь в удовлетворении половых и пищевых потребностей. Горе ему! Намного лучше для него было бы, если бы отрубили ему руки и голову».

Продолжение следует.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector