0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздник Ашура — день поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али

Праздник Ашура — день поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али

В мусульманской традиции есть дни, в которые радость перемешана с трауром. Они рождают в душе верующих особые чувства. Возьмем, к примеру, праздник Ашура. Это великий день для любого мусульманина. Люди собираются вместе, проводят театрализованные мероприятия и вспоминают исторические события, произошедшие много веков назад. С чем связан праздник Ашура, в чем его смысл? Давайте разбираться.

Сунниты в этот день соблюдают добровольный пост в знак благодарности Аллаху за спасение пророка Мусы и сынов Исраила от войск фараона [2] . Сунниты утверждают, что Мухаррам — первый месяц исламского календаря и один из четырёх священных месяцев, о которых Аллах говорит в Коране:

Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах – с богобоязненными.

Внешние видеофайлы
Современное празднование Ашуры шиитской общиной Лондона
Празднование Ашуры в Иране
Персидская Ашура

Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (табут ан-Нух) причалил к суше после перенесённых потрясений от водной стихии, а Муса со своими последователями спасся от преследовавших его фараона и его войск [3] .

В день Ашуры сунниты держат пост, история которого восходит к началу мединского периода жизни пророка Мухаммада [4] . Согласно преданию, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашуры был днём их поста. Когда он узнал, что причиной этого стало спасение пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского фараона, Мухаммад сказал, что мусульмане более достойны следовать традиции пророка Мусы, чем иудеи. После этого он начал поститься и приказал делать это своим сподвижникам [3] . Известно также, что древние арабы в день Ашуры также соблюдали пост. В одном из хадисов также упоминается о том, что сам пророк Мухаммад ещё находясь в Мекке также держал пост в день Ашуры наряду с другими курайшитами [3] .

Пост в день Ашура является желательным, но не обязательным. По мнению Абу Ханифы в самый начальный период исламской истории он мог являться обязательным. Однако обязательность поста в месяце Мухаррам была отменена после того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан [4] . Согласно сунне Пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, пост в день Ашура лучше держать на протяжении 2 дней (9-го и 10-го, либо 10-го и 11-го Мухаррама) [3] .

Праздник и религиозные обряды совершаются в первую декаду месяца, непосредственно день Ашура — это десятый день месяца Мухаррам. Согласно религиозному преданию, в этот день состоялось сотворение мира и произошли другие знаменательные события: рождение Ибрахима (Авраама), спасение от преследования фараона Мусы (Моисея), Адам раскаялся в своем грехе, Иона был освобождён из чрева кита, а ковчег Ноя остановился на горе Арарат [5] . Всеобщая радость выражается в благотворительных делах и поступках, угощении неимущих и детей, посещении страждущих и больных и т. д. У суннитов траур по Хусейну имеет спокойную форму, не отличающуюся от прочих трауров [4] .

Ашура 2019 — день поста и поминовения мучеников в исламе

День Ашура (или Шахсей-вахсей) — один из самых знаменательных дней мусульманского календаря, проходящий в десятый день священного месяца мухаррам

Само название «Ашура» происходит от арабского слова ашара, что означает «десять». В 2019 году по григорианскому календарю он приходится на 9 сентября.

Согласно Корану, на этот день приходится сотворение небес и первого человека на земле. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. А еще в этот день поминают посланников и пророков.

Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты по-разному отмечают десятый день месяца мухаррам.

Сотворение небес

Согласно Корану, на этот день приходятся сотворение небес, земли, ангелов, первого человека — Адама, который являлся и первым пророком. В этот же день Всевышний также принял покаяние Адама.

В День Ашура Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву своего сына Исмаиля, и вознес пророка Ису на небеса.

Этот день является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ной) — Аллах даровал Нуху и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах великого потопа.

Нух и находившиеся с ним во время великого потопа мусульмане ступили на землю в День Ашура.

В День Ашура Аллах даровал спасение и другому своему великому пророку и его общине — пророку Мусе (Моисей), от фараона, правителя Египта.

День Ашура имеет большое историческое значение и для общины пророка Мухаммада. Десятого числа месяца Мухаррам, в четвертом году Хиджры, должно было произойти сражение, называемое Зат Ар-рика, но оно не состоялось, потому что враг убежал с поля боя, бросив имущество и семьи.

Мусульмане считают, что Всевышний оградил своего пророка и его последователей от вреда неверующих.

Соблюдать пост в день Ашура начал еще пророк Мухаммед после переезда из Мекки в Медину в 622 году.

Но, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

Шахсей-вахсей

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али, который в этот день пал смертью шахида — борца за веру.

Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, заключил соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа.

Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, приступил к его осуществлению, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками.

Язид и его 30-ти тысячное войско окружили Хусейна и его сподвижников недалеко от реки Ефрат. Битва, исход которой был предрешен, началась десятого месяца мухаррам. Самому имаму Хусейну нанесли 29 колотых и 27 резаных ран, а потом отрубили голову.

С тех пор шииты первые десять дней месяца оплакивают мученическую смерть Хусейна, соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама.

На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления — траур, поминки, оплакивание и так далее. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая — «шахсей-вахсей»).

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в День Ашуры для них не являются обязательными.

Традиции

В День Ашура, а также в девятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам желательно соблюдать пост и раздавать милостыню.

Согласно одному из хадисов, пост в День Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в День Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд.

Так что, в День Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран и совершают другие богоугодные дела.

Пост соблюдается только до вечера, а с заходом солнца начинается праздничная трапеза. На стол обязательно ставят ашуре — подобие пудинга из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов.

Вообще в этот день нужно приготовить что-нибудь из гороха и сухофруктов, так как эти продукты символизируют изобилие.

Ашуре — главное блюдо первого месяца мусульманского года, в магазинах даже продаются специальные наборы для приготовления этого пудинга. А день Ашура его принято раздавать бедным.

Кроме традиционного ашуре, на стол подают блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Для детей делают сладкие печенья — чареки — и готовят шербет.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

10 ужасающих традиций самоистязания из истории и современности

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Жизнь на столпе

Сирийский святой пятого века Симеон Столпник стал основателем подвижничества, названного столпничеством. Более 40 лет своей жизни он провел, предаваясь молитвам, на вершине 18-метрового столпа, окруженного забором, через который ему время от времени передавали немного еды и воды. На площадке этого столпа он находился, невзирая на зной, холод, дождь, ветер. Слухи о Симеоне разнеслись по всей стране и множество паломников потянулось к этому столпу из самых отдаленных мест. Симеон стал настолько известен, что даже императоры писали ему письма.

2. Ношение власяниц

Власяница — это неудобный, а иногда и болезненный предмет нижнего белья, которую носили для того, чтобы “умерщвлять плоть” и усиливать дух. Первые христиане носили нижние рубашки и набедренные повязки, сшитые с использованием жесткой шерсти козы или ткани, подобной мешковине. Подобная практика особенно была распространена в средневековой Европе среди отшельников, святых и правителей. Карл Великий и Иван Грозный также носили на голое тело рубахи-власяницы.

3. Хлестание кнутами

Бичевание (хлестание кнутами) было обычным явлением во многих древних культурах, а также в некоторых христианских и исламских сектах. На Филиппинах накануне Пасхи десятки добровольцев для искупления грехов подвергаются распятию на вершине холма. Их руки и ноги огромными гвоздями прибивают к деревянным крестам, которые они на своих плечах приносят на этот холм. Вокруг распятых начинается особый ритуал, в ходе которого полураздетые мужчины избивают себя бичами и палками, а женщины с громким воем причитают и молятся.

Читать еще:  Умер духовный лидер ливанских шиитов аятолла Мухаммад Хусейн Фадлалла

Широко известен и религиозный праздник мусульман – Ашура. В этот день шииты устраивают траурные шествия в честь имама Хусейна, внуку пророка Мухаммеда, которые сопровождаются самоистязанием. Мужчины в неистовстве избивают самих себя до синяков и хлещут свои спины плетками или даже цепями с острыми лезвиями. К счастью, некоторые мусульмане предпочитают чествовать пророка, сдавая вместо этого донорскую кровь в больницах.

4. Изменение сознания

Шаманы и оракулы древних времен часто для своих духовных целей использовали священные растения (энтеогены), такие, как цветы дурмана, содержащие алкалоиды атропин и скополамин, и обладающие галлюциногенными и психотропными свойствами. Коренные американцы в своих церемониях традиционно использовали его и, зачастую, в больших дозах, что приводило к различным галлюцинациям, нередко вызывающим панику. Побочными эффектами его применения могли быть слепота, безумие, или длительная и болезненная смерть.

5. Модификация тела

Вместо того, чтобы повышать свой интеллектуальный уровень, некоторые люди предпочитают привлекать к себе внимание путем необычной модификации своего тела. Во времена доисторической японской культуры Дзёмон юношам при переходе в группу взрослых удаляли несколько резцов или клыков. Подобные модификации проводились и с целью отметки социального положения.

Такие события, как брак или утрата близких были отражены в улыбке человека, а не посредством обручального кольца или траурных одеяний. Возвращение моды на модификацию тела связано с возрождением в 1990-х годах татуировки и более экстремальных методов, таких как скарификация, субдермальные импланты, пирсинг, шрамирование и др.

Многие из этих методов использовались еще в древних племенах, а их эволюция привела к появлению новых методик, например, подвешивание на крюках. Сегодня в Соединенных Штатах есть даже церковь Модификации Тела, где используются как древние, так и современные методы.

6. Празднование Тайпусам

Более миллиона человек каждый год собираются на фестиваль Тайпусам под Куала-Лумпуром в честь индуистского бога Муругана, сына господа Шивы. В этот день празднуют получение Муруганом от своей матери копья, с помощью которого впоследствии он победил злого демона. На этом празднике люди носят сандалии с железными гвоздями.

На гвозди накалывают кусочки лайма, которые еще больше раздражают раны, одновременно оказывая и дезинфицирующее действие. Особо отважные прокалывают себе щеки, язык, шею, прикрепляют на свое тело стальные крючки и подвешивают на них разные грузы. Находясь во время этого процесса в состоянии транса, они не чувствуют никакой боли и их раны не кровоточат.

7. Обычай племени Сатере-маве

У индейцев племени Сатере-маве в Бразилии существует очень жестокий обычай посвящения юношей в мужчины. Для этого используют специально изготовленные из листьев перчатки, в которые вплетены усыпленные муравьи-пули. Укусы их считаются самыми болезненными. Когда муравьи приходят в себя, юноша должен надеть эту перчатку и продержать в ней руку в течение 10 минут, не издав при этом ни звука. И эта пытка, считающаяся испытанием выносливости, продолжается несколько раз в течение дня.

8. Самосожжение

Самосожжение буддийского монаха Тхить Куанг Дык остается одним из самых ужасающих примеров самопожертвования в современной истории. Протестуя против притеснения буддистов в южном Вьетнаме правителем Нго Динь Зьема, этот монах вышел на улицы Сайгона, пропитанный бензином, поджег себя и горел до самой смерти, сидя в позе лотоса и не издав при этом ни звука.

Поглощение Китаем Тибета недавно также привело к эпидемии самопожертвований. В 2011 году подожгли себя 12 тибетских активистов, а год спустя – еще 80. Площадь Тяньаньмэнь в Пекине теперь снабжена оборудованием с огнетушителями, чтобы воспрепятствовать новым актам самосожжения.

9. Обрезание

В некоторых древних племенах обряд посвящения в мужчины был связан с болезненными ритуалами, в частности, с обрезанием. Особенно жестоким он был у аборигенов Австралии. Сначала юноше проводили классическое обрезание, а после заживления раны приступали к основной операции – распарывали пенис вдоль мочеточника.

После этого считалось, что юноша стал настоящим мужчиной. Распоротые пенисы у мужчин в состоянии эрекции становились плоскими и широкими, а для того, чтобы помочиться, они были вынуждены садиться на корточки.

10. Самомумификация

Древние монахи-отшельники, живущие в горах Японии, стремились стать “живыми Буддами” посредством мучительных испытаний. Наивысшей точкой этих испытаний стал акт самомумификации. Такой процесс происходил в течение 10 лет, многие монахи пытались это проделать, но получилось мумифицироваться далеко не у всех. Процесс был разделен на три тысячедневных периода. В первом периоде монахи питались только орехами и злаками, пили ледяную воду, падающую с вершин.

После этого их диета состояла только из корней и коры сосны, при этом содержание жира в их организме должно было снизиться почти до нуля. При этом они пили чай на основе токсичного сока, после чего их рвало, и таким образом они избавлялись от избыточной влажности. И их тела, пропитанные ядом, уже не могли быть съедены личинками.

После этого монахов помещали в каменные могилы с выведенными наружу трубками для поступления воздуха и для звонков, сигнализировавших о том, что они еще живы. Когда звонки прекращались, могилы запечатывали, а спустя тысячу дней вновь открывали. Мумифицированные тела, которые не разложились, помещали в храм и поклонялись им, как Будде.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

iEidiseis: Эрдоган наступил на кавказскую мозоль Путина

Азербайджан начал наступление 27 сентября, и при поддержке интенсивного огня артиллерии и высокоточных ударов беспилотников захватил небольшие участки территории. Слабая ПВО Армении не сумела остановить дроны, однако ее сухопутные войска, в составе которых воюют добровольцы и призывники, замедлили продвижение азербайджанских сил.

На некоторых участках фронта армяне выкопали новые траншеи и уничтожили большое количество азербайджанских солдат в пешем строю. Об этом сообщают армянские источники.

Азербайджан, добывающий нефть и газ на Каспийском море, обладает большей огневой мощью. Он использует современные беспилотники и артиллерийские системы, приобретенные в Израиле, Турции и России. Но с начала конфликта прошло уже три недели, а Баку так и не смог реализовать свои преимущества и захватить большие участки территории. Это говорит о том, что предстоит долгая война с большими потерями. Она может перерасти в более масштабный кризис, если в войну втянутся главный партнер Азербайджана и член НАТО Турция, и Россия, у которой с Арменией есть договор о взаимной обороне.

В субботу Армения и Азербайджан объявили о том, что договорились о перемирии при посредстве Франции, чтобы забрать тела погибших и осуществить обмен военнопленными. Но как и после достигнутого неделей ранее при посредничестве России перемирия, боевые действия продолжаются. В нарушении субботнего перемирия стороны обвиняют друг друга.

«Их война против армян — это по сути борьба на истощение, — сказал по поводу азербайджанской кампании военный аналитик из некоммерческой организации Центр военно-морского анализа Майкл Кофман (Michael Kofman). — Она не очень хорошо организована, и в ней отсутствует четкая теория достижения победы».

Не имеющая огневого превосходства Армения бросает в бой призывников и добровольцев. Некоторые из них являются ветеранами войны 1990-х годов, скажем, полковник спецназа в отставке Артур Алексанян. Он рассказал, что когда начались боевые действия, он лежал в больнице после операции. Теперь он командует подразделением добровольцев, находящимся в окопах на севере. Эти люди сдерживают азербайджанское наступление.

Давая интервью в Степанакерте, куда он приехал за средствами радиосвязи, Алексанян рассказал, что уже лет 15 не держал в руках оружия. Он поднял камуфляжную рубашку и показал повязку на животе, которую приходится менять восемь раз в день, а потом постучал костяшками пальцев по искусственному колену. Память о прошлой войне.

Но этот конфликт совершенно не похож на войну 1990-х годов, сказал Алексанян. Тогда основным оружием был автомат Калашникова. На сей раз огонь стрелкового оружия услышишь нечасто. По его словам, из 17 дней на фронте 15 его подразделение провело в окопах, укрываясь от артиллерийского огня, который азербайджанцы иногда открывали каждые 20 минут. Их позиции изрыты воронками, а Азербайджан систематически уничтожает армянские танки и прочую технику, используя современные «дроны-камикадзе», которые кружат над полем боя, выбирая подходящую цель.

«Они такие быстрые, что мы не успеваем их засечь, — сказал Алексанян. — Я не могу сказать, что мы не боимся. Мы все боимся».

Алексанян и другие армянские военнослужащие говорят, что, несмотря на устрашающую огневую мощь Азербайджана, его солдаты во время наступления становятся легкой добычей. Их тела никто не забирает, и на поле боя стоит отвратительный запах разлагающейся плоти.

«Убиваешь одного, а они не разбегаются, — рассказал вернувшийся с фронта солдат Тигран Саакян, надевший под военную куртку светло-коричневый свитер. — Убиваешь второго парня, убиваешь третьего — а они все идут и идут как роботы».

На военной базе в Степанакерте Саакян с товарищами, многим из которых за пятьдесят, ждали благословения военного священника. Дьякон Армянской апостольской церкви Нарек Петросян рассказал, что когда ему звонят родственники солдат и просят рассказать новости с фронта, он старается их обнадежить, даже если ему известно, что их близкие погибли. Эти печальные новости сообщает отдельная группа священников.

«Мы говорим, что это священная война, что мы готовы пожертвовать своими жизнями друг ради друга», — сказал он.

На сегодня погибло 700 армянских военнослужащих, а также большое количество гражданских лиц с обеих сторон.

Азербайджан свои военные потери не сообщает. Однако в субботу власти заявили о том, что во втором азербайджанском городе Гяндже в ходе ночного ракетного удара Армении было убито 14 мирных жителей.

Официальные власти заявляют, что половина населения Нагорного Карабаха покинула свои дома, хотя закон военного времени запрещает мужчинам призывного возраста покидать эту территорию. Среди оставшихся немало женщин, которые хотят быть рядом с мужьями, сыновьями и отцами, воюющими на фронте. Коронавирус занимает далеко не первое место в списке тревог и беспокойств этих людей, хотя международные организации помощи предупреждают, что в переполненных бомбоубежищах инфекция распространяется быстрее.

33-летняя Алена Шахраманян со своими соседями с пятого этажа многоквартирного дома в Шуше три недели назад переселились в подвал с земляным полом. Из куска рифленого пластика они соорудили дверь, а отверстия в бетонных стенах закрыли картоном. Одна женщина заболела. Она говорит, что простыла из-за сквозняка.

Брат Шахраманян, как и ее муж, находится на фронте. Он не отвечает на телефонные звонки. Вчера она вышла наружу постирать белье, но ее напугал летающий в небе беспилотник. Реактивная артиллерия дважды в этом месяце наносила удары по находящемуся рядом храму. Камни мостовой рядом с храмом до сих пор покрыты кровью русского журналиста, получившего тяжелые ранения во время второго удара.

Читать еще:  В столичных храмах молились о моряках крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"

«Нам здесь никто не помогает, — сказала Шахраманян. — Мы предоставлены сами себе».

На военном кладбище в Степанакерте, где покоятся тела солдат, погибших в 1990-е годы, власти убрали забор и начали копать могилы на склоне холма, чтобы хоронить новых погибших. Стоя среди венков из искусственных цветов и простых могил на свежей, только что выкопанной каменистой земле, потерявший брата мужчина скорбно поднимает вверх руки.

«Это новые — наши парни, — плачет он, и голос его срывается. — Что тут скажешь?»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Непрекращающийся кризис

Кризис в экономике Ирака начался задолго до вторжения коалиции во главе с США.

В 1990 году из-за оккупации Кувейта против Ирака были введены международные санкции — эмбарго на продажу нефти и запрет на ввоз и вывоз товаров. Уровень благосостояния страны катастрофически упал, были введены продовольственные карточки (которые, к слову, в Ираке действуют до сих пор). Лишь спустя несколько лет начала действовать схема «Нефть в обмен на продовольствие», благодаря которой Ирак смог продавать нефть, а взамен получал продовольственные товары, которые распределял среди нуждающихся.

Показатель/год1990200420152017
ВВП страны, млрд долларов179,8836,62179,64197,7
ВВП на душу населения, долларов10297,41391,24974,035165,7

Ирак обладает вторыми по величине доказанными запасами нефти в мире. После свержения режима Саддама Хусейна Временная американская администрация позволила прийти на национализированный нефтяной рынок Ирака зарубежным компаниям.

Нет, это не теракт и не пожар. Это огонь и дым вырывается из факельных установок на нефтезаводе на окраине города Киркук. Такие «спецэффекты» можно часто увидеть на иракских НПЗ. 17 ноября 2017 года. Фото: Reuters

Вопреки сложившемуся мнению, в Ираке нефть качают не только американские, но и французские, итальянские, российские и китайские компании. Примечательно, что два китайских концерна, добывающих нефть, используют своих сотрудников — на юге Ирака на нефтяных месторождениях работают около 10 тысяч китайцев.

Сейчас Ирак добывает 4,3 млн баррелей в день, из которых примерно 4 млн идут на экспорт. По данным иракского правительства, нефть обеспечивает 85% поступлений в бюджет страны, по данным ООН — 99%. Но расходы бюджета (82,31 млрд долларов) превышают его доходы (76,84 млрд). За годы войны практически вся промышленность Ирака была разрушена, а сельское хозяйство пришло в упадок. На данный момент страна вынуждена многое ввозить из-за рубежа — от оборудования и техники до мебели и продуктов питания. Простой пример — раньше Ирак был крупнейшим экспортером фиников, теперь — крупнейший импортер.

По мнению главы иракского Министерства планирования Касая Абдель Фаттаха, реконструкция Ирака после многих лет войны и экономических потрясений обойдется в 88,2 миллиарда долларов. При этом внешний долг страны по данным на 1 января 2018 года составляет 73,43 млрд долларов.

Тем не менее, экономические показатели Ирака растут. Страна надеется на приток инвестиций, но инвесторы неохотно идут в страну с одним из самых высоких уровней коррупции и террористической угрозы в мире и где ситуация к тому же осложняется политической нестабильностью.

Святость по наследству? Во что верят шииты

Третий пост о течениях и ересях в исламе. В первых частях я рассказывал об арабских философах и традиционном исламе, закрепившемся в форме суннизма. Шииты — ни то, ни другое: их взгляды одновременно и традиционны, и экстравагантны, насыщены мистикой, но политически взрывоопасны.

От других течений шиитов отличает особое отношение к правителю мусульман – имаму. Они верят, что в личности имама сходятся все знания и все судьбы мира. Это об имамах сказано в Коране: «О вы, которые уверовали! Подчиняйтесь Аллаху, Его Посланнику и обладателям власти среди вас» (сура «ан-Ниса», аят 59). Поэтому первый и главный долг любого мусульманина – повиноваться своему имаму, который обладает полнотой истины и является живым воплощением Бога или, по крайней мере, прямым проводником Его воли.

Что бы ни происходило в мире, во главе мусульманской уммы всегда стоит имам, прямо назначаемый предыдущим имамом и наследующий от него божественную благодать. «Если бы земля находилась без имама хотя бы один день, то она бы погибла», – сказано в шиитском хадисе. Шииты считали, что имама также невозможно выбирать, как нельзя выбирать пророка. Каждый имам так же безгрешен и непогрешим, как пророк Мухаммед. А поскольку он непогрешим, то и непогрешимо указывает на своего преемника.

Для шиита очень важно знать, кто может или не может быть имамом и кто является им в настоящее время. Человек, не знающий, кто его имам, или не повинующийся ему, – неверный. В этом вопросе у шиитов возникало много разногласий.

Все были согласны в том, что имамами могут быть только потомки Пророка и что первым имамом был его зять Али. Пророк, явившийся для того, чтобы успокоить все разногласия и раздоры на земле, не мог не указать на своего предшественника, и он сделал это, указав на Али и косвенным, и явным образом.

Свидетельств этому, на взгляд шиитов, было множество. Когда Пророк, еще не признанный в Мекке, спросил, кто готов присягнуть ему не только имуществом, но и всей душой, только Али дал такую присягу. В другой раз Мухаммед накрыл своей накидкой себя, Фатиму, Али, их сыновей Хасана и Хусейна и назвал их «людьми дома Пророка»: это был явный знак, что во всех пятерых есть божественный свет. В своей последней проповеди Пророк сказал: «Кому я покровитель, тому и Али покровитель», – и т.д. Эти и многие другие доказательства не оставляли у шиитов никаких сомнений в имамате Али.

Но дальше начинались сложности. У Али было три сына: Хасан, Хусейн и Мухаммед, – так к кому из них перешел имамат? А от них – к кому из их сыновей? Ответы могли быть разными, поэтому течения шиитов все время умножались и ветвились по мере того, как увеличивалось число возможных претендентов. Дело осложнялось тем, что некоторые шииты вообще не принимали нового имама, а сохраняли верность кому-нибудь из старых, – например, Мухаммеду аль-Ханафии, – считая, что он не умер, а только «сокрыт» до времени, или умер, но в определенный день воскреснет.

Одной из самых влиятельных ветвей шиизма были заидиты. Зайд ибн Али, основатель этой секты, считал, что имамом может стать любой из потомков Фатимы. Даже если два таких претендента одновременно объявляют свои права на имамат, повиноваться надо им обоим.

Последователи Зайда ибн Али активно боролись за власть и даже смогли создать первое шиитское государство на берегу Каспийского моря, которое было уничтожено тридцать лет спустя. Больше повезло другому эмирату шиитов, основанному примерно в то же время в районе Йемена: он пережил многие исламские династии и существовал до XX века.

Иснаашариты

Но самым главным течением шиизма, его «плотью и костью» были иснаашариты, или «двунадесятники».

Иснаашариты считали, что имамов всего двенадцать (отсюда их название), и все они, начиная с Али, были предсказаны пророком Мухаммедом. Для этого в писании тоже находилось много убедительных свидетельств. В одном из хадисов Посланник Аллаха прямо называл их имена: «О, Джабир, они мои заместители и имамы мусульман после меня. Первым из них является Али ибн Аби Талиб, вторым Хасан, после него Хусайн, Али ибн Хусайн, Мухаммед ибн Али, названный в Торе «Бакиром». После него будет Джафар ибн Мухаммед, Муса ибн Джафар, Али ибн Муса, Мухаммед ибн Али, Али ибн Мухаммед, Хасан ибн Али, затем тот, чье имя и кунья подобны моему имени и кунье».

Иснаашариты пропускали весь Коран и сунну сквозь фильтр своих представлений об имамах и их роли в исламе. Они не признавали ни роли сподвижников Пророка, ни хадисов, дошедших через этих сподвижников: значение имели только сведения, связанные с тем или иным имамом. Али в их глазах был единственным хранителем подлинного свода хадисов, который передал ему сам Пророк и который он, в свою очередь, передал следующим имамам. Вот почему только у них было полное и правильное понимание Корана.

В каноничном списке 12 имамов цепочка духовных лидеров тянется от отца к сыну (за исключением Хусейна – брата Хасана), никогда не прерываясь. Иснаашаритов не смущало, что имами становились даже дети семи-десяти лет. Считалось, что благодать имамата несравненно выше человека и наделяет его божественной мудростью и непогрешимостью независимо от возраста и личных качеств.

Список имамов кончается Мухаммедом ибн Хасаном, который в пятилетнем возрасте «умер», а на самом деле ушел в «малое сокрытие», управляя уммой через своих представителей. Через девяносто лет исчезли и эти представители, и с тех пор – то есть уже больше тысячи лет, – двенадцатый имам находится в «великом сокрытии». Его местонахождение и имя никому не ведомо, но он продолжает тайно руководить мусульманским миром и всей Вселенной, а в нужное время явится миру в качестве аль-Махди – спасителя и мессии.

Разные махди

Идею о пришествии исламского спасителя первым выдвинул Мухтар ибн Аби Убайда, в 7 веке поднявший шиитское восстание в Куфе и погибший в борьбе с суннитами. Считается, что именно он превратил шиизм из политической партии, требовавшей передачи власти потомкам Али, в особую идеологию и веру.

Мухтар провозгласил явление Махди — мессии, грядущего в конце времен, невиданного прежде существа, сверхчеловека, способного управлять всем миром. По его учению, появлению Махди будет предшествовать второе пришествие Иисуса, который объяснит, что спаситель на самом деле не он, а следующий за ним Махди. У Махди будут перстень Соломона и посох Моисея, а Иисус и Илия станут ему служить. После своего пришествия он уничтожит самого Иблиса, а вместе с ним – и грех как таковой.

Учение о Махди подхватили многие секты: мухтариты, кайсаниты, хашимиты, байаниты и др. Все эти течения были похожи друг на друга, различаясь только личностями, в которых воплощались их мессианские ожидания. Глава байанитов утверждал, что именно к нему перешла «божественная частица» от Али, ризамиты приписывали ту же «божественную искру» герою аббасидской революции Абу Муслиму и т.п.

Вера в пришествие Махди оказалась такой популярной, что в конце концов ее усвоили и сунниты, хотя о нем ни слова не говорится в Коране, а хадисы в этом вопросе противоречивы. Но для суннитов она была всего лишь одним из догматов, не имеющем такого апокалиптического значения, как для шиитов.

Читать еще:  Духовный лидер мусульман Таджикистана выступает за диалог конфессий

А есть ли разница?

За исключением вопроса об имамах, идеология шиитов мало чем отличается от суннитской.

Шииты первыми стали говорить, что с молитвой можно обращаться не только к Аллаху, но и к Пророку и имамам, однако со временем это мнение стали разделять и многие сунниты.

И сунниты, и шииты признают барзах – промежуточное состояние между смертью и Судным днем. Собственно говоря, барзах — это могила: в могиле грешник может получать наказание и этим снимать часть своих грехов.

В остальном различия сводятся к ритуалам и обычаям, которые шииты, кроме общепринятых, дополнили множеством собственных: празднованием дня рождения Али, траурными шествиями в честь Хусейна, паломничеством в Кербелу и на могилы других мучеников и т.д.

В отличие от суннитов, у шиитов до сих пор существует временный брак – мута, который можно заключать на определенный срок, от одного дня до 99 лет. На этом основании сунниты часто обвиняют шиитов в том, что они одобряют проституцию.

В наши дни, несмотря на многовековые раздоры, немало мусульман считает, что суннитам и шиитам нечего делить и что они все должны объединиться ради общей цели: торжества ислама. Но политическая практика пока очень далека от таких взглядов.

Амрулькайс — первый царь всех арабов

Амр ибн Адай, из арабской династии Лахмидов, правил в последние три десятилетия третьего века н. э. О нём известно немногое. Он сумел покорить многие племена южного и северного Междуречья и обложить налогами некоторые, уцелевшие после многочисленных войн, месопотамские полисы. Это дало его наследнику не только богатство, но и исключительную военную мощь, которой до этого не обладал никакой арабский владыка.

Повелитель Хирты, его сын Амрулькайс ибн Амр ибн Адай, вёл постоянные войны с соседними племенами все время своего правления — с 300 по 328 годы. Он подчинил себе племена от Дамаска и Антиохии до берегов Тигра. Жители римских городов в Сирии и Палестине и иранских городов в Местопотамии и западном Иране боялись быстрых и опустошительных набегов Амрулькайса. Он разгромил племена Масхжид и Мазидж, так что у него не осталось врагов на севере Аравии. Его войска контролировали и караванные пути, ведущие в Хиджаз и Йемен.

У римлян тоже были свои вассалы-арабы — Гассаниды. Однако, во время завоеваний Амрулькайса, они предпочли действовать под его руководством. Фактически, перейдя на сторону врага.

Военные и экономические интересы требовали от Амрулькайса похода в Южную Аравию, что и было сделано в 320 году. Он овладел важным торговым центром Неджраном, разгромил кочевников-маадеев и подчинил их себе. Тем пришлось заплатить большую контрибуцию.

За какие-то двадцать лет на Ближнем Востоке появился региональный гегемон, независимый от двух великих империй того времени — Рима и Ирана. Остановить Амрулькайса, претендовавшего на полное покорение Месопотамии и западного Ирана, смог лишь персидский царь Шапур II примерно в 317-318 годах. Иранская тяжёлая кавалерия победила арабских всадников, но далась эта победа большой ценой. Сасаниды вынуждены были признать официальный титул Амрулькайса — « Царь всех арабов». Помимо прочего, они согласились на де-факто независимое положение Лахмидов в составе своей империи.

Однако сохранить державу « Царь всех арабов» не смог — он разделил её между своими сыновьями. Слабость государственной власти и доминирование традиций номадов — всё это развалило государство Амрулькайса. Эта военная разрозненность и возрастающая сила Сасанидской империи не дали арабам в IV веке н. э. захватить Иран. Арабы опять перешли к набегам и межплеменной грызне.

Раздробленности и разрозненным набегам пришёл конец, когда все арабские племена Аравийского полуострова объединила новая сила — ‘ title=>ислам. Он был относительно терпим лишь к монотеистическим религиям ( иудаизму или христианству). Исповедовавшие их получали статус « зимми» — « люди договора», и могли сохранять свою авраамическую религию в обмен на уплату налога. Прочие религиозные культы ‘ title=>уничтожались под корень. Если надо — вместе с их носителями.

Впрочем, уже под конец жизни Мухаммеда, таковых в Аравии было очень мало. Новое государство, спаянное мессианской религией, было успешным в войнах, так что теперь все стремились успеть поучаствовать в походах и урвать себе кусок добычи. Материальный стимул облегчал переход в ислам.

Иран казнил спортсмена-оппозиционера. Теперь эту страну не пустят на Олимпиаду?

Иранские власти вчера привели в исполнение смертный приговор в отношении бывшего борца греко-римского и вольного стилей Навида Афкари. За жизнь 27-летнего спортсмена выступал Международный олимпийский комитет, многие знаменитые спортсмены писали письма в его поддержку. Пощадить Афкари просили глава UFC Дана Уайт, а также президент США Дональд Трамп. Но правосудие Ирана осталось непреклонным — Навида умертвили через повешение в городе Шираз. Теперь страну могут ждать серьезные внешнеполитические последствия, в том числе на спортивной арене.

#Iran people will not remain silent in face of #NavidAfkari’s hanging & will rise to protest his unjust execution#UNSC @eu_eeas & all human rights defenders urged to take effective action

Silence amount to green light to & complicity in the continuation of the regime’s crimes pic.twitter.com/Lz4G5J2rfk

Два смертных приговора

Навид Афкари не был великим спортсменом — на его счету лишь несколько медалей национальных чемпионатов и небольших международных турниров по борьбе. Однако его имя стало для оппонентов действующей иранской власти символом репрессий в отношении участников антиправительственных манифестаций двухлетней давности. Летом 2018-го весь Иран охватили волнения против девальвации национальной валюты. Участником одного из таких народных выступлений в городе Казерун и оказался Навид со своими старшими братьями.

Но, по данным следствия, бывший борец не просто протестовал, а под прикрытием беспорядков совершил уголовное преступление — ударил ножом в спину охранника водопроводной компании (по некоторым данным это был внештатный агент правительства). Раненый скончался, и в результате Афкари был арестован за убийство — это произошло еще два года назад. Кроме того, Навиду инкриминированы участие в незаконных демонстрациях, оскорбление верховного лидера Ирана, грабеж и богохульство. Экс-спортсмен проходил по двум уголовным делам, получив в сумме два смертных приговора.

35-летний старший брат Навида Вахид за соучастие осужден более, чем на 50 лет тюрьмы, а еще один брат — 29-летний Хабиб — на 27 лет тюрьмы. В основу всех приговоров было положено личное признание в совершенных преступлениях. Хотя впоследствии все братья заявили, что их признательные показания были получены в результаты пыток во время допросов. Тем не менее, апелляционный суд Ирана оставил приговор в силе. Согласно законам страны, у родственников убитого охранника была возможность помиловать приговоренного к смерти. Однако этого не произошло, и Афкари-младшего повесили, несмотря на призывы к гуманности, звучавшие из-за границы.

The death sentence against Navid Afkari, a 27y/o champion wrestler, has been finalized.
He was arrested for participating in #IranProtests in 2018 & was tortured.
he said he was suffocated, beaten & had alcohol poured into his nose. #StopExecutionsInIran #. _. pic.twitter.com/HY5qDH397X

Усилия не достигли цели

Мать братьев Афкари еще летом этого года записала видео, в котором назвала судебный процесс против ее сыновей «несправедливым и полным лжи». Женщина заявила, что у ее сыновей «совсем не было возможности себя защитить». По ее словам, во время допросов обвиняемым надевали на голову пластиковые пакеты и заливали в ноздри алкоголь. После заявления матери делом братьев занялась международная правозащитная организация Human Rights Watch, устроившая в публичном поле огромный скандал. В заявлении HRW утверждалось, что иранские власти подвергли семью Афкари политическому преследованию, не обеспечили справедливое судебное разбирательство и вынесли приговор в нарушение всех юридических норм.

За борца вступился президент США Дональд Трамп. «Я был бы очень признателен лидерам Ирана, если бы вы сохранили жизнь этому молодому человеку, а не казнили его», — написал американский лидер в Twitter. Впрочем, учитывая всю предыдущую историю иранской политики Трампа, это выступление пошло скорее во вред, чем на пользу. Информационное агентство Ирана Tasnim тут же напомнило, что из-за санкций США в больницах страны во время пандемии умерли сотни людей. «Трамп обеспокоен сохранением жизни убийцы, в то время как подверг опасности здоровье огромного количества ни в чем не повинных иранцев», — написал Tasnim.

Hearing that Iran is looking to execute a great and popular wrestling star, 27-year-old Navid Afkarai, whose sole act was an anti-government demonstration on the streets. They were protesting the «country’s worsening economic situation and inflation».

Международный олимпийский комитет тоже сначала призывал Иран к милосердию, а когда казнь свершилась, выпустил специальное заявление. «Мы шокированы приведением приговора в исполнение, — говорится в открытом письме. — Президент МОК Томас Бах на этой неделе лично обращался к верховному лидеру и президенту Ирана и просил пощадить Навида Афкари, уважая при этом суверенитет страны. Нас глубоко огорчает, что призывы спортсменов со всего мира и вся работа МОК с Национальным олимпийским комитетом Ирана, Объединенным миром борьбы (UWW) и федерацией борьбы Ирана не достигли цели. Наши мысли с семьей и друзьями Навида Афкари».

Отказ от гуманитарных ценностей

Громче всех во время борьбы за жизнь Афкари выступала организация под названием World Players Association — не слишком известная в спортивном мире структура, входящая в пул правозащитных объединений. В частности, она призывала МОК исключить Иран из мирового спортивного сообщества и не пускать на ближайшую Олимпиаду, если казнь станет реальностью. После смерти оппозиционного спортсмена WPA больше не напоминает о коллективных санкциях, но заявление ассоциации крайне недружелюбно в отношении Ирана.

«Единственное преступление Навида заключалось в мирном протесте против режима, — утверждается в заявлении WPA. — Несправедливость приговора в отношении спортсмена вызвала мощный поток выступлений борцов за права человека в спорте. Но, к сожалению, власти Ирана все же лишили жизни Афкари. Навид стал мишенью из-за своей популярности как спортсмена, и был наказан в качестве урока для всех инакомыслящих. Теперь мы должны объединиться ради его памяти, чтобы других не постигла подобная участь. Уверены, что жизнь Навида потеряна не напрасно».

По данным Amnesty International, в прошлом году в Иране казнили не менее 251 человека, что является вторым показателем в мире после Китая. «Ужасающий акт казни спортсмена можно рассматривать только как отказ от гуманитарных ценностей, лежащих в основе спорта», — подчеркивается в заявлении WPA. При этом в самом Иране утверждается, что приговор был справедливым, а Афкари не стоило прикрываться своим спортивным прошлым, которое не имело никого отношения к его проступку — убийству ни в чем не повинного человека во время массовых беспорядков.

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector