0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Казахстане собираются запретить паранджу

Запрет на ношение паранджи в Казахстане вызовет крайне негативную реакцию на Востоке — эксперт

Религиовед Артур Артемьев рассказывает о том, почему запрещать паранджу и никаб — это не самая лучшая идея, а также почему его, как атеитста, не стоит ни от кого защищать.

В данный момент в разработке находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений», который будет предусматривать запрет на ношение в общественных местах одежды, препятствующих распознаванию лица, а это значит, что под запрет попадают никаб и паранджа. Также в законопроекте прописан пункт о защите прав атеистов. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz пообщался с казахстанским религиоведом, доктором философских наук, профессором Артуром АРТЕМЬЕВЫМ, дабы разобраться в надобности данных поправок.

— В Казахстане не так уж и часто можно встретить человека в никабе или парандже. Неужели проблема стоит так остро, что эти одеяния стоит запрещать?

— Я считаю, что запрещать ничего не надо, тем более, когда это касается личных вкусов того или иного человека или его желания особо себя выделить, особенно, если это не вызывает у общественности негативного отношения.

В данном случае, конечно, ни никаб, ни паранджа никак не ассоциируются с казахстанскими традициями. Всё это привнесено из арабских стран. Мы пока ещё не являемся арабской страной и надеюсь, что никогда ею не будем и сохраним свою суверенность, свои национальные и духовные традиции. Поэтому надо просто разъяснять людям, что это не соответствует нашим традициям.

Но в то же время если человек приехал из какой-то арабской страны и это соответствует его традициям, то какое мы имеем моральное право срывать с него эти одеяния? В Казахстане мусульманки никогда не носили хиджаб и паранджу — религиовед

Поэтому, я думаю, что законодательно такие вещи не делаются. В этом отношении очень прав наш Президент, когда он говорит о том, что это не соответствует нашей традиции и надо разъяснять эти наши традиции.

— Не кажется ли вам, что после такого запрета экстремистов будет намного сложнее идентифицировать и они будут сливаться с обычными гражданами?

— Я не думаю, что люди, носящие паранджу, обязательно должны быть экстремистами. Нельзя подходить так к вопросу. Экстремизм — это совершенно другое. Как например во Франции, французы мусульманского происхождения ходят в обычной повседневной одежде, при галстуках, но при этом он может исповедовать радикальный ислам. Поэтому в борьбе с экстремизмом это ни в коей мере не может быть использовано.

Читать еще:  В Москве пройдут мероприятия, посвященные Международному дню аль-Кудс

— Не думаете ли вы, что подобный запрет может попросту задеть миролюбивых мусульман и кроме этого не изменить ничего?

— Это вызовет колоссально негативное отношение не только среди мусульман, проживающих у нас, но также и проживающих на Востоке и на Западе, зачем нам это? А мы все-таки себя позиционируем себя страной, которая хочет дружить и с Западом и с Востоком.

— Будет ли от этого запрета реальная польза?

— Наши люди очень слабо подкованы в религиозном плане. Нам действительно надо серьезно заняться религиоведческим воспитанием среди всего населения. После этого многие вопросы отпадут сами собой.

— В данном законопроекте отмечен пункт о «защите прав атеистов». В некоторых странах такого понятия как «права атеистов» вообще нет, с чем связано то, что у нас подобный пункт все-таки появится?

— В первую очередь это связано с тем, что понятие «атеизм» стало чуть ли не ругательным словом. К тому же я сам являюсь убежденным атеистом, посему мне это знакомо. Самое страшное – это фанатизм

— Действительно ли в Казахстане имеет место ущемление прав атеистов? Нуждаются ли они в защите?

— Лично я, как атеист, не нуждаюсь в чьей-то защите. Если кто-то нуждается, то пусть открыто выскажутся об этом. Лично меня никто не притесняет. Я свободно высказываю свою точку зрения, с которой часто очень не соглашаются, но это моя точка зрения. Конечно, бывают ответные высказывания от невежественных людей, но я выше этого. Поэтому я не совсем понимаю зачем меня защищать и от кого меня защищать.

Но есть идея о том, чтобы создать общество атеистов, дабы мы могли свободно обсуждать и решать какие-либо проблемы самостоятельно.

— Не думаете, что если есть защита прав атеистов, то по такому же принципу стоит вводить и закон о защите прав верующих?

— Обязательно надо вводить защиту прав верующих, потому что нападки на верующих с самых разных сторон случаются постоянно. Совершенно немыслимые судебные процессы происходят, которые потом выливаются в международные скандалы. Нужен обязательно закон о защите прав верующих. И защиту прав верующих стоит вменить Министерству по делам религии и гражданского общества, вот тогда это будет правильно.

Никто не собирается запрещать хиджаб — религиовед Асылбек Избаиров

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Профильное министерство разработало проект поправок в закон о религиозных объединениях и религиозной деятельности. Некоторые изменения, предлагаемые данным документом, вызвали бурные обсуждения в обществе. Что предлагается изменить в религиозной сфере и не противоречат ли эти нормы нашим традиционным религиозным устоям, об этом в интервью корреспонденту МИА «Казинформ рассказал профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Гумилева Асылбек Избаиров.

Читать еще:  Ровно год назад был избран митрополит Кирилл

— Чем вызвана необходимость разработки данного законопроекта и не вызовет ли он, на Ваш взгляд, возмущения в обществе?

— Изменения, в первую очередь, связаны с требованием времени. В настоящее время у нас в стране актуальным является религиозный фактор, но следует отметить, что религиозная ситуация сложна во всем мире, не только у нас в стране.

Не надо приватно понимать содержание законопроекта, наши сограждане должны быть толерантными и отзывчивыми друг к другу. Не нужно попытки государства навести порядок в религиозной сфере ошибочно понимать, как легализованную охоту на ведьм. В нашей стране действует свобода совести, и чувства верующих защищены государством в виде соответствующих нормативных актов.

Сегодня по миру идет активизация насильственного экстремизма, я думаю, смысл изменений — это попытка отгородиться от этого негативного явления.

Если не ошибаюсь, в рамках данного законопроекта вносятся свыше 53 изменений и дополнений в порядка 12 законодательных актов, что является комплексной и систематизированной работой. Недавно сам Президент подчеркнул: «Мы должны решать проблемы в религиозной сфере посредством взвешенной и системной работы, а не превращать эту деятельность в охоту на ведьм». По моему мнению, посредством такой системной, структурной работы мы способны бороться с проблемами экстремизма.

— А что конкретно предлагается в этом законопроекте разрешить или запретить?

— Одним из главных в обществе является вопрос ношения религиозной одежды. В данном вопросе главное — различие между хиджабом и никабом. Можно распознать лицо женщины в хиджабе. В нем можно и фотографироваться, в целом никто не собирается запрещать ношение хиджаба.

Запрет невозможен, в силу того, что у нас светская, демократичная страна. А запрет на ношение в общественных местах никаба, паранджи и другой религиозной одежды в целях распознавания лица сам себя оправдывает.

Итак, есть несколько основных параметров, которые должны быть отрегулированы Министерством по делам религий и гражданского общества РК совместно с ДУМК, а именно: женский платок с открытым лицом и длина бороды согласно ханафитского мазхаба, которая не длинней кулака.

— Можно более конкретно остановиться на данном вопросе

— Нужно более подробно рассказать о хиджабе. Потому что журналисты путают хиджаб с паранджей и своими заголовками в материалах вводят в заблуждение миллионы своих читателей.

Женский платок с закрытым лицом — это никаб, он же паранджа. Паранджа действительно является чуждой нам, и ее запрет не вызовет особого недовольства у мусульман Казахстана, который выбрал свой, ханафитский путь развития в исламе.

Женский платок с открытым лицом — это традиционная мусульманская одежда «хиджаб» с открытым лицом, который мы привыкли видеть на мусульманках.

Нашим согражданам просто нужно запомнить простую истину: хиджаб — это не никоим образом не паранджа!

Читать еще:  В Чеченской Республике откроют исламское радио

— А что Вы можете сказать о бороде, которую носят представители тех или иных религиозных течений?

— По поводу бороды, ее, скорее, попросят подстричь, а не сбрить, чтобы привести все это в соответствие с требованиями ханафитского мазхаба. Согласитесь, вместо огромной и неопрятной бороды будет аккуратная борода. Разве это не является мудрым решением?

Тем более на дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников пророка Мухаммада — Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Абидин.

Поэтому я уверен, что мусульмане Казахстана воспримут эти решения положительно.

Согласитесь, вместо анонсируемого нашими некоторыми СМИ, якобы полного запрета религиозной жизни, мы получаем как раз полный комплект толерантного оптимума: борода, брюки и хиджабы — остаются на своих местах, то есть никто их не запрещает! Наш Елбасы еще раз доказал, что в Казахстане нет места исламофобии, а есть здоровое желание навести порядок в разношерстном сообществе наших верующих.

К примеру, даже сами маленькие дети, играющие на детских площадках, пугаются людей, окутанных в черное одеяние. Вообще никаб является видом арабской одежды и противоречит нашим национальным и традиционным идентификационным отличиям. Казашки никогда не покрывались в черное.

В этой связи в целях безопасности запрет на данный вид одежды является целесообразным, так как, к примеру, среди террористических организаций на территории Сирии и других стран существует практика сокрытия под паранджой совершенно иных лиц. Кто знает, возможно, под этой одеждой скрывается даже мужчина?! Возможно и потенциальный террорист, недавно прибывший из Сирии.

Например, в городе Банну (Bannu) на северо-западе Пакистана, как сообщает Associated Press, минимум 15 человек были убиты и еще 22 ранены: одетый в паранджу террорист-смертник взорвал бомбу

— Вы хотите сказать, что эти изменения никак не противоречат нашим религиозным устоям?

— Не нужно придавать этому религиозный оттенок, так как это является закономерным инструментом правовых взаимоотношений, направленных на решение существующих проблем. Следует строго следить за тем, чтобы религия не превратилась в политический фактор.

Однако нужно также обратить внимание на то, что в нашей стране после принятия законы начинают хромать на этапах реализации и исполнения. В этот период механизм может дать и обратный эффект по причине безграмотных руководителей, чьими ошибками всегда готовы воспользоваться заинтересованные группы лиц. Поэтому следует подходить осторожно и тщательно к выполнению данной работы. Информационно-разъяснительная работа должна вестись на основе доведения до населения положений законопроекта и недавно принятой концепции в сфере религии.

Еще много вопросов, требующих разрешения в обществе. Я верю, что мы, не усугубляя проблемы, придем к общественному консенсусу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector