0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Строим произведение искусства»: воссоздаваемый собор Казанской иконы Божией Матери в шаге от открытия

Содержание

На территорию вновь отстраиваемого собора Казанской иконы Божией Матери вход преградил охранник, потребовавший указаний на пропуск «сверху». Когда ситуация была улажена, наш проводник Валерий Косушкин, ас своего дела, художник-реставратор I категории и бригадир мастеров Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — Ред.), выполняющего реставрацию росписей нижнего храма собора, пояснил, что охрана в последнее время действительно усилила бдительность, несмотря на то, что собор еще не открыт и даже не достроен. Это связано с «пронырливостью» туристов.

«Любопытный турист уже так и прорывается! Понимаете?» – констатировал Косушкин.

Посмотреть, действительно, уже есть на что. Во-первых, внешне собор уже готов. нутренние работы. Фасады с установленными в верхней части иконами из смальты, ночная архитектурная подсветка завершены и уже около года привлекают взгляды казанцев и гостей города. С трех сторон храм украшают колонные портики ионического ордера, увенчанные белыми фронтонами. Барабан центрального купола – колонны коринфского ордера.

Во-вторых, близ воссозданного собора завершается благоустройство прилегающей площади, обустроены подъезды к зданию приходской школы (пока не эксплуатируется, в обветшавшем состоянии) и парковка для туристических и паломнических автобусов со стороны улицы Нагорная.

Кроме того, на воссоздаваемой монастырской территории уже разбиты два палисадника. Один у восточного фасада, напротив алтаря – для священнослужителей (архимандрита). В нем установлен поклонный крест в память о захороненных под площадью обители монахинях. Второй – для посетителей и паломников, в котором предусмотрены скамьи для отдыха. Площадь только благоустроенной территории, включая участок вокруг действующего сейчас Крестовоздвиженского храма, – почти 1,7 гектара. Работы выполнил исполком Казани, предварительно выкупив под снос размещавшиеся здесь частные гаражи.

Петропавловский собор Казани (ул. Мусы Джалиля, 21)

В годы царствования Петра I в России были созданы многие замечательные храмы. Петропавловский собор столицы Татарстана — один из ярчайших образцов архитектуры того периода, хотя для регионального зодчества его скорее можно считать исключительным.

Этот собор всегда являлся самым впечатляющим, занимающим почетное место в ожерелье городских храмов. Его посещали все российские императоры (исключение составил лишь Николай II) и, независимо от их вероисповедания, очень многие известные люди, которые посещали Казань. Описания этого уникального сооружения можно найти в произведениях Александра Дюма и Александра Гумбольдта, здесь бывал А. С. Пушкин, а в соборном хоре пел Ф. И. Шаляпин.

Судьба храма в XVIII-XX веках

Новая церковь стала главным храмом для прихода, который располагался рядом с Казанским Богородицким монастырем. В этой части города жили небогатые люди, которые не могли много жертвовать храму, поэтому церковь поддерживала женская православная обитель.

Пожары были бичом всех русских городов. Вплоть до начала XIX столетия Пятницкая церковь неоднократно страдала от огня. Несколько раз она выгорала так сильно, что оставались только голые стены. Прихожанам приходилось каждый раз восстанавливать здание, расписывать интерьеры, покупать богослужебную утварь и иконы.

В 1815 году в Казани произошел большой пожар, после которого Пятницкий храм реконструировали несколько лет. К 1821 году удалось восстановить лишь один придел. Богослужения в главном храме смогли продолжить лишь через 10 лет. Именно тогда церковь заново освятили, и стали называть не Богоявленской, а Рождественской.

Пятницкий придел выгорел так сильно, что в 1855 году его были вынуждены отстроить и освятить заново. Считается, что автором проекта восстановленного храма был Фома Иванович Петонди – русский архитектор, который немало потрудился в Орле и Казани.

История Пятницкой церкви связана со многими известными людьми. С 1877 года до конца своей жизни в 1914 году обязанности старосты храма выполнял потомственный резчик по дереву Михаил Александрович Тюфилин. Талантливый мастер занимался изготовлением и позолотой иконостасов для многих церквей и соборов Казанской епархии. Многие творения Тюфилина были уничтожены временем и людьми, но два красивых иконостаса сохранились. Один находится в Петропавловском соборе города, а другой – в храме Арского кладбища.

После прихода советской власти сторонников патриарха Тихона в России стали притеснять. В разных городах страны были созданы общины так называемых «обновленцев», куда входили верующие лояльные к политике нового государства. Именно с «обновленцами» местные власти заключали договора на аренду культовых зданий.

С 1923 года старинная церковь Параскевы Пятницы тоже была занята «обновленцами». После закрытия Благовещенского собора в Казани кафедральным храмом стала Пятницкая церковь. Власти города разрешили передавать сюда богослужебную утварь, иконы, кресты и мощевики из всех закрытых и разрушенных монастырей и церквей Казанской епархии. Вскоре Пятницкий храм превратился в подобие церковного музея.

В 1930-е годы Советское государство ужесточило политику в отношении любой веры. Во время антирелигиозной кампании пострадали не только православные, но и католики, мусульмане и буддисты. В 1937 году Пятницкую церковь закрыли для верующих и превратили в пересыльную тюрьму. Официально она носила название «Городская тюрьма № 6».

Здесь содержали осужденных, которые после решения суда или заседаний «троек» ждали отправки в лагеря. В Пятницком храме охранники расстреливали людей, которые были приговорены к смертной казни. После исполнения приговора тела закапывали в церкви или рядом с ней. О местной тюрьме сохранились воспоминания журналистки и историка Евгении Соломоновны Гинзбург.

В послевоенные годы Пятницкую церковь забросили. Когда снесли церковную колокольню, бывшее культовое здание окончательно пришло в запустение и упадок. Местные историки и краеведы старались привлечь внимание властей к памятнику архитектуры. Наконец, в 1980-е годы государство нашло деньги на косметический ремонт храма.

В 1993 году здание передали на баланс Министерству культуры Татарстана. В Пятницком храме начали проводить ремонт, чтобы потом организовать в здании музей православных икон. В это время отношение к религии в стране изменилось. Через несколько лет Пятницкую церковь вернули верующим, и началось долгое восстановление святыни. К 2000 году рядом с храмом заново отстроили утраченную колокольню.

При ремонтных работах были сделаны страшные находки. Строители вскрыли массовые захоронения жертв политических репрессий. В церкви и рядом с ней было обнаружено целое кладбище – множество скелетов расстрелянных людей. Сначала несчастных хоронили на большом Самосыровском кладбище, на восточных окраинах города.

В конце 1990-х годов более 400 останков казненных похоронили на территории Пятницкой церкви. Над могилой был установлен мраморный Поминальный крест, а потом на пожертвования верующих над погребением возвели каменную усыпальницу.

Залы Храма всех религий в Казани.

Кроме этого, на территории Храма всех религий в Казани должны были разместиться астрономическая обсерватория, детские школы с различными кружками, центры целительства и реабилитации наркозависимых, сиротский приют и дом престарелых, оперный театр и иконописная школа и многое другое. К сожалению, пока из задуманного в Храме семи религий удалось воплотить в жизнь только Египетский и Католический залы, Чайную комнату и Зал Иисуса Христа, Театральный зал и Картинную галерею. Уже сегодня в здании Храма всех религий в Казани организуются различные выставки, благотворительные мероприятия и концерты. Планируется открыть гончарную и витражные мастерские, а также художественную школу для детей. И сегодня инициативная группа, состоящая из единомышленников автора, пытается воплотить в жизнь идею создания Международного культурного центра, в котором будет работать школа йоги и народные целители.

К сожалению, до завершения строительства Храма всех религий в Казани еще далеко – ведутся внутренние отделочные работы, а присвоить творению архитектора Ильдара Ханова статус архитектурного и культурного наследия можно лишь спустя несколько десятилетий. Дело мастера пытаются продолжить его брат Ильгиз и сестра Флюра Галеева. Они разными способами стараются найти деньги на уплату коммунальных платежей и для выдачи зарплаты рабочим.

Храм всех религий

Храм всех религий – детище архитектора Ильдара Ханова, вдохновившегося на столь непростое дело в странствиях по Тибету и Индии, где он изучал восточное искусство, буддизм, йогу, тибетскую и китайскую медицину.

Возведение храма началось в апреле 1994 года на деревенском огороде Ханова в пригороде Казани. У строительства нет постоянных спонсоров. Все осуществляется на средства Ильдара Ханова и пожертвований людей. Дом казанского художника Ильдара Ханова представляет собой оригинальное здание, объединяющее в комплексе 16 мировых религий, рядом находятся и мечеть, и церковь, и буддийская пагода, и Синагога, строятся купола религий исчезнувших цивилизаций. Богослужения в храме, который должен будет сочетать в себе произведение высокого искусства и культурный центр, проводиться не будут.

По мнению Ильдара Ханова, все мировые религии равновелики. А потому нет смысла их разделять и вести религиозные споры: Бог — внутри каждого из нас.

Координаты: 55.80097000,48.97462500

Действующие церкви и соборы Казани

Список самых известных и популярных храмов города.

1. Благовещенский собор Казанского кремля

В 1552 году по приказу Ивана Грозного был построен деревянный храм, а уже спустя 9 лет началось строительство каменного собора под руководством известных зодчих Бармы и Постника. На протяжении веков храм многократно перестраивался, пережил 8 пожаров. В XX веке собор удалось сохранить благодаря тому, что его передали Госархиву, но многое было разграблено. Некоторые уцелевшие иконы и предметы из ризницы собора стали музейными экспонатами. Комплексная реставрация проводилась в 1995-2005 годах.

Адрес: г. Казань, Кремль, стр. 2

2. Никольский кафедральный собор

Архитектурно-храмовый комплекс из двух церквей, часовни, «падающей» колокольни и нескольких церковно-административных зданий является одной из главных достопримечательностей Казани. Первый деревянный храм на месте нынешнего Никольского собора был построен еще в 1565 году, на его месте в конце XVII века возвели Николо-Низскую и Покровскую церкви. С 1930 года собор был закрыт, а в 1946-м году вновь открыт уже в статусе кафедрального.

Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 5

3. Богоявленский собор

Каменный храм во имя Богоявления Господня вместе с другими зданиями архитектурного комплекса был построен в конце первой половины XVIII века на средства казанских купцов-меценатов. В 1873 году в Богоявленском соборе крестили Ф. Шаляпина. В 1935-м году собор закрыли, а затем стали использовать как склад, в колокольне устроили торговые павильоны и мастерскую. В 1996-1997 годах храм был возвращен верующим. На колокольне, высота которой составляет около 74 метров, в 2016 году была открыта смотровая площадка.

Читать еще:  В Риге открылась выставка, посвященная известному деятелю старообрядчества

Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 78, корпус 1

4. Петропавловский собор

Великолепный образец регионального зодчества, построенный в 1726 году в стиле петровского барокко, стал одним из символов Казани. В XVIII-XIX веках храм много раз горел, постепенно разрушался и ветшал, поэтому в конце XIX века была проведена серьезная реконструкция, благодаря которой удалось сохранить первоначальный облик собора до наших дней. Храм действовал до 1939 года, после закрытия получил статус охраняемого памятника архитектуры, позднее там размещался планетарий. В 1989 году храм вернули верующим. До наших дней сохранился семиярусный иконостас.

Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, 21

5. Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы

Храм ведет свою историю с деревянного храма Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенного в 1566 году. Через 13 лет он сгорел, а каменная Пятницкая церковь на его месте была заложена только в 1726 году. Она также много раз горела и перестраивалась. В 1923-1937 годах храм принадлежал «обновленцам», затем был превращен в тюрьму, где исполнялись смертные приговоры. Тела убитых закапывали прямо на территории церкви. Храм и снесенную в 50-е годы колокольню восстановили в конце 90-х годов.

Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 1, корп. 2

6. Храм святой великомученицы Варвары

Варваринский храм был построен в конце XVIII века, однако в начале XX века его разобрали и построили на его месте новый храм в русском стиле. В нем бывали многие известные писатели – Н. Г. Чернышевский, А. Н. Радищев, В. Г. Короленко. Здесь крестили поэта Н. Заболоцкого, а на клиросе храма пел Ф. Шаляпин. В 30-е годы XX века церковь закрыли и устроили в ней сначала клуб работников трамвайного парка, затем мастерские и кафедру института. Храм был возвращен верующим в 1994 году и отреставрирован в 2000 году.

Адрес: г. Казань, ул. Карла Маркса, 67

7. Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинский храм был построен во второй половине XVII века и долгое время был всего лишь обычным приходским храмом. Его возвышение началось в 1844 году после того, как находившаяся в храме Тихвинская икона Божией Матери была прославлена как чудотворная. К храму потянулись паломники. На собранные средства храм удалось дважды капитально отремонтировать и расширить. В советские годы храм был разорен. С 1990-х годах отдан кряшенской общине.

Адрес: г. Казань, ул. Михаила Худякова, 4

8. Крестовоздвиженская церковь

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был устроен в купольном этаже Крестовоздвиженского корпуса Казанского Богородицкого монастыря. В 1929 году церковь решено было закрыть, а имущество ликвидировать. Долгое время, вплоть до 2005 года, в здании размещался пединститут. В 90-х годах началось постепенное возрождение обители. В 2004 году Крестовоздвиженскую церковь передали обновленному монастырю.

Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 5

9. Храм Серафима Саровского

Строительство храма началось в 2000 году на средства прихожан и спонсоров. Открытие и освящение храма состоялось в январе 2006 года. Рядом с храмом прп. Серафима Саровского возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» и несколько церковно-административных зданий. Все они представляют собой единый комплекс, построенный по проекту казанского архитектора А. А. Спориуса, которому удалось соединить традиционность и многофункциональность.

Адрес: г. Казань, ул. Сафиуллина, 7

10. Церковь святой великомученицы Евдокии

Имя св. Евдокии Идиопольской носит боковой придел храма. Сам он освящен в честь Спаса Нерукотворного, однако с момента постройки в 1735 году храм называют Евдокиевским. Предполагается, что он был построен на деньги, пожертвованные Евдокии Михляевой. Храм представляет собой образец русского барокко. В 1930-е годы храм закрыли и превратили в тюрьму. Возвращение полуразрушенного храма верующим произошло в 1998 году, после чего были проведены реставрационные работы.

Адрес: г. Казань, ул. Федосеевская, 46

11. Храм Сошествия Святого духа

Двухпрестольный храм был построен в Суконной слободе Казани в 1731-35 годах на средства Евдокии Михляевой, чей муж владел суконной мануфактурой. В XIX веке церковь несколько раз перестраивалась. До революции Святодуховский храм имел самый многочисленный приход в Казани – до 4 тысяч человек. В 1931 году храм закрыли и приспособили под клуб, позднее на втором этаже был кукольный театр, а на первом – квартиры. Реконструкция храма проводилась в 2012-2015 годах, после чего он был передан Казанской епархии.

Адрес: г. Казань, ул. Туфана Миннуллина, 21

12. Молодежный Храм Сергия Радонежского

При освящении храма в 2015 году митрополит Казанский и Татарстанский Феофан нарек храм молодежным, поскольку именно там планировалось открыть вторую в городе площадку молодежного православного клуба «Азбука». Храм введет свою историю с 1850 года, когда в здании богадельни, построенной на средства купца В. М. Ложкина, была обустроена домовая церковь. В конце XIX века храм перевели в новый пристроенный корпус. В 1918 году храм был закрыт, а богадельня стала домом престарелых. Реставрация началась в 2014 году.

Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101

13. Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле был построен в 1906-1909 годах путем полной реконструкции молитвенного дома старообрядцев-белокриничников. В 20-е годы XX века святыни храма и церковная утварь были изъяты, а сам храм закрыт. После восстановления в 1997 года Казанско-Вятской епархии РПСЦ началась реставрация Покровского храма, которая длится до сих пор. Предполагается, что после восстановления храму будет присвоен статус кафедрального собора.

Адрес: г. Казань, ул. Старая, 17

14. Храм Александра Невского

Невероятно красивый и необычный в архитектурном плане храм был воздвигнут в микрорайоне Азино в 2015 году, хотя закладка первого камня состоялась еще в 2007 году. Толщина храмовых стен составляет 1,85 метра, а потолок сделан в виде классических сводов без перекрытий, как в древнерусских храмах. Строительство храма велось на частные пожертвования. Храм может вместить около 800 человек. При храме создано приходское общество «Трезвение».

Адрес: г. Казань, ул. Академика Сахарова, 16 Б

15. Храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Храм строился в 2005-2007 годах. на средства генерального директора ЗАО «Банк Заречье» Н. В. Девятых. Освящение храма состоялось 29 сентября 2007 года. Его провел архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Двуглавый шатровый храм с колокольней стал украшением Кировского района. При храме работает воскресная школа, издается приходская газета.

Адрес: г. Казань, ул. Окольная, 1 Б

16. Собор Успения Пресвятой Богородицы

В середине XVI века на территории Зилантова монастыря было построено два деревянных храма – Успения Божией Матери и Всех Святых. Каменный Всехсвятский храм был воздвигнут лишь в конце XVII века. В течение XIX века он многократно перестраивался, а в 1898 году его полностью разобрали и возвели по новому проекту. Именно в таком виде в 1998 году после десятилетий запустения и был восстановлен Всехсвятский храм, только освятили его уже в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Адрес: г. Казань, ул. Московская, 3

17. Архиерейское подворье Кирилла Казанского

Храм на территории Ново-Савиновского района Казани был заложен в 2009 году и освящен в сентябре 2012 года. Строительство финансировалось частными благотворителями, основные средства были выделены «Банком Заречье» и Казанским вертолетным заводом. Подворье включает в себя кирпичный храм во имя свмч. Кирилла и вместительное административно-церковное здание, в котором размещается воскресная школа, библиотека, актовый зал. Расписывали храм художники из Сергиева Посада.

Адрес: г. Казань, ул. Чистопольская, 30

18. Владимирская церковь

Надвратная церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира была построена в 1690 году в стиле московского барокко. Позднейшие перестройки сильно изменили облик храма. В 1918 году Кизический монастырь был закрыт и разорен. В 1930-е годы многие строения были разрушены, в оставшихся расположились склады и гаражи. Восстановление монастыря началось в 2001 году. Наряду с другими строениями обители, Владимирский храм был отреставрирован и возвращен Казанской епархии. Освящение состоялось в 2010 году.

Адрес: г. Казань, ул. Декабристов, 98

19. Храм святителя Варсонофия Казанского

Небольшой одноглавый храм был возведен в 1901 году на территории больницы для слепых. Деньги на строительство пожертвовала Л. А. Кауль в память о своем муже, известном казанском меценате И. И. Алафузове на средства, которые перешли к ней по наследству. Церковь построена по проекту московского архитектора К. М. Быховского и стилизована под древнерусскую архитектуру. В 1918 году храм был закрыт, а все иконы и утварь утрачены. Вторая жизнь храма началась в 2010 году.

Адрес: г. Казань, ул. Толстого, 4/47

20. Храм Сергия Радонежского

Приход нового храма был образован по инициативе православной общины Кировского района в 1999 году. Под строительство был выделен участок с домом XIX века. В 2003 году дом переделали под храм. Примерно в это же время, в 2003-2004 годах, разработали и утвердили проект нового храма. Деньги на строительство пожертвовала гендиректор «Банка Заречье» Н. В. Девятых, благодаря которой в Казани появилось свыше двух десятков новых храмов. Храм был открыт и освящен в честь прп. Сергия Радонежского в 2009 году.

Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101

Мы ЗА восстановление собора в центре Казани!

Мы ЗА восстановление собора в центре Казани! запись закреплена

Закладку собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана возглавит Святейший Патриарх Кирилл.

29 апреля 2016 года в ИА «Татар-информ» в городе Казани состоялась пресс-конференция с участием главы Татарстанской митрополии, приуроченная к предстоящему празднику Пасхи Христовой.
Показать полностью…

Отвечая на вопрос о визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казань, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан сообщил, что 27 апреля в Москве состоялась его встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, на которой, в том числе, обсуждалась тема посещения Его Святейшеством Татарстана.

«Несмотря на очень плотный график, Святейший Патриарх Кирилл отменил некоторые свои поездки в другие регионы России для того, чтобы прибыть 21 июля, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, в град Казань», — сказал митрополит Феофан.

По словам Его Высокопреосвященства, в рамках Первосвятительского визита Святейший Владыка возглавит праздничное богослужение и примет участие в закладке собора над местом явления Казанской иконы Божией Матери.

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Казани станет первым после его Патриаршей интронизации. «Надеемся, что мы в Татарстане не разочаруем Святейшего Патриарха», — отметил владыка Феофан. Он также выразил уверенность, что участие Предстоятеля Русской Церкви в закладке Казанского собора придаст делу воссоздания исторической святыни новый импульс.

Мы ЗА восстановление собора в центре Казани! запись закреплена

Митрополит Феофан: Не исключено, что Казанский собор будет восстановлен на историческом фундаменте.

На пресс-конференции, прошедшей в преддверии праздника Пасхи 29 апреля 2016 года в ИА «Татар-информ», среди тем, поднятых журналистами в беседе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном, был затронут вопрос восстановления Казанского собора.
Показать полностью…

Отвечая на вопрос, как будет формироваться бюджет этой масштабной стройки, митрополит Феофан напомнил, что финансовой стороной занимается Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К настоящему времени Фондом уже восстановлены Болгары и остров-град Свияжск.

На состоявшемся в этот день расширенном заседании Попечительского совета Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана с участием Президента РТ Р.Н. Минниханова многие из участников встречи также выразили готовность оказать финансовую поддержку проекту, заявил владыка Феофан.

Особо митрополит Феофан подчеркнул, что строительство не затронет жилые дома, расположенные близ Казанского собора.

Читать еще:  В пасхальное воскресенье состоялась премьера фильма "Поп"

Храм будет восстановлен в историческом виде, в дальнейшем предполагается реконструировать иконостас и росписи, сообщил владыка Феофан. Важную роль при этом играют не только фотографии и имеющиеся обмеры, но и сохранившийся контур фундамента.

«Не исключена возможность, что собор будет установлен на старый фундамент. Но надо оценить технически, в каком он состоянии», — сказал архипастырь.

Мы ЗА восстановление собора в центре Казани! запись закреплена

Сотрудники Министерства образования Татарстана пожертвовали часть дневного заработка на новый собор

Сотрудники Министерства образования и науки Республики Татарстан пожертвовали часть своего однодневного заработка на воссоздание в столице Татарстана собора в честь Казанской иконы Божией Матери.

С инициативой перечислить средства на строительство православного храма, а также Болгарской исламской академии, выступили сами сотрудники республиканского Минобрнауки, сообщает сайт ведомства.
Показать полностью…

— Строительство храмов всегда считалось благороднейшим делом и общество во все времена принимало в нем активное участие. Сегодня у нас появилась возможность внести свой посильный вклад в возведение стен Болгарской исламской академии и нового собора в честь Казанской иконы Божией Матери, который строится в Казани. Не важно, русский ты или татарин, христианин или мусульманин, ведь все мы живем в республике, где единство народов и уважение вероисповедания других людей — главные ценности, — подчеркнул министр Энгель Фаттахов.

Напомним, что 4 ноября 2015 года Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым был подписан Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».

Возрождение собора получило благословление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В настоящее время в Казанском Богородицком монастыре ведутся археологические работы. 21 июля 2016 года, в День обретения Казанской иконы Божией Матери во граде Казани, планируется закладка памятного камня в основание храма.

Для зачисления благотворительных средств юридических и физических лиц в целях финансирования воссоздания Казанского собора открыт специальный расчетный счет.

НО Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан
«Собор Казанской иконы Божьей Матери»
ИНН/КПП 1655069125/165501001
ПАО «АК БАРС» Банк
Р/Сч 40603810600028000245
к/сч 30101810000000000805
БИК 049205805

Мы ЗА восстановление собора в центре Казани! запись закреплена
Мы ЗА восстановление собора в центре Казани! запись закреплена

Сегодня в Казани в ГТРК «Корстон» прошел II Форум православной общественности. В мероприятии приняли участие Президент РТ Рустам Минниханов, руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров, заместитель Премьер-министра РТ Василь Шайхразиев, заместитель Председателя Государственного Совета РТ Юрий Камалтынов, глава Татарстанской Митрополии РПЦ,
Показать полностью… Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, представители общественных, религиозных организаций, науки, предприятий и бизнес структур.

Делегацию от Набережных Челнов представили: заместитель Главы муниципального образования Флера Андреева, руководитель Аппарата Исполнительного комитета Гульнар Ахметова, Благочинный Закамского округа,Протоиерей Андрей Дубровин и другие представители православного духовенства автограда.

Форум приурочен к 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси. Он призван способствовать решению вопросов государственно-религиозного и межрелигиозного взаимодействия, восстановлению исторических и строительства новых культовых объектов, развитию религиозного образования, православной культуры и социального служения, а также укреплению мира и согласия в Татарстане.

В своем приветственном слове Президент РТ отметил, что межрелигиозный и межнациональный мир и согласие — это неоспоримые ценности и приоритеты, которыми руководствуются в Татарстане. «Мы стремимся повсеместно создавать необходимые условия для реализации религиозных потребностей граждан», — добавил он.

Рустам Минниханов напомнил, что ранее с Митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном он посетил Храм Сошествия Святого Духа, построенный в 1730 гг. и имевший самый большой приход в Казани. Президент Татарстана выразил надежду, что данный объект будет пользоваться популярностью у туристов города, а также поблагодарил всех тех, кто принял участие при восстановлении культового здания, сообщает пресс-служба главы республики.

«Храм был закрыт в начале 30-х годов прошлого века. И вот теперь после 2 лет ремонтно-восстановительных работ он вновь вернулся к жизни, представ во всей своей красе. Более того, при нем открылась православная гимназия. Возрождение храма при поддержке республики — яркий пример нашего конструктивного взаимодействия с Татарстанской митрополией РПЦ», — подчеркнул Рустам Минниханов.

Он добавил, что в РТ всегда поддерживали и поддерживают стремление духовного возрождения старообрядческих организаций. Примером этому является возрождение Покровского кафедрального собора Казанско-Вятской Епархии.

Приоритетное внимание руководством Татарстана уделяется укреплению нравственных ценностей, института семьи и брака. Последовательно реализуется курс на развитие государственно-религиозных отношений, укрепление мира и согласия. Доверительные конструктивные отношения сложилась между руководством республики и представителями всех традиционных религий, подчеркнул Рустам Минниханов: регулярными стали встречи с религиозными лидерами, совместное участие в общественно-значимых мероприятиях.

«С успехом прошёл республиканский этноконфессиональный фестиваль «Мозаика культур», посвящённый Дню республики. Этот яркий культурный форум, собравший около 5 тысяч человек, в полной мере продемонстрировал единство представителей всех национальностей и вероисповеданий. Очень важно, что представители наших традиционных религиозных объединений всегда выступают сообща. Мы убеждены, что этим великим достоянием необходимо дорожить, его нужно бережно сохранять», — уверен Президент РТ.

Рустам Минниханов отметил, что подготовка к нынешнему Форуму православной общественности шла совместно с новым Митрополитом Феофаном, который с учётом своего огромного опыта активно включился в созидательную работу. Президент Татарстана особо подчеркнул, что в деятельности Митрополии учитывается многонациональный и поликонфессиональный характер татарстанского общества, специфика исторического развития республики. По словам Рустама Минниханова, приоритетное значение приобретает реализация совместных проектов по возрождению святынь и развитию духовности. Наиболее яркими примерами этому служит успешное возрождение Древнего Болгара и острова-града Свияжск. Благодаря фонду «Возрождение» ведется большая работа по включению в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО свияжских храмовых комплексов.

4 ноября этого года в День народного единства был подписан указ о воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери и создании Болгарской исламской академии. 21 июля 2016 года планируется закладка памятного камня на месте возрождаемого собора. «Именно здесь была обретена чудотворная Казанская икона Божьей Матери — главная православная святыня Казани. Уверен, что всё духовенство, верующие, культурная и научная общественность примут самое активное участие в богоугодном деле по его возрождению», — отметил Рустам Минниханов.

Он также добавил, что сегодня ведется значительная работа по восстановлению исторических и строительству новых храмов на местах, по их возвращению и передаче верующим. Большое внимание при этом уделяется поддержке новых епархий: Альметьевской во главе с владыкой Мефодием и Чистопольской, где уже приступил к служению владыка Пармен.

Большое значение сегодня приобретают вопросы социального служения, подчеркнул Президент РТ: оказывается помощь Казанской духовной семинарии, поддерживается идея возрождения духовной академии.

Рустам Минниханов заявил, что серьёзными вызовами для Татарстана и всего цивилизованного человечества сегодня являются терроризм и религиозный экстремизм. Большую угрозу таит в себе распространение сектантских учений. «Мы видим в наших традиционных религиозных объединениях главных союзников по противодействию данным явлениям и всегда стараемся опираться на вашу поддержку. Очень важно всему духовенству выступить единым фронтом против этого зла. Разъяснить в своих проповедях пагубность следования чуждым нашего народу идеям и призывам, — считает Президент Татарстана. – Убежден, что общими усилиями мы добьёмся ещё более значительных успехов в деле развития духовности, укрепления межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе».

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни.

Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято с одной стороны как великая милость Божия к русскому народу и с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью.

Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

«Мансур всем обещал сжечь Храм всех религий, и он его сжег»

В понедельник, 10 апреля, от огня пострадал Вселенский храм — архитектурное сооружение в поселке Старое Аракчино, возведение которого было начато еще в 1994 году художником, архитектором, скульптором, целителем и общественным деятелем Ильдаром Хановым. МЧС называет наиболее вероятной версией пожара поджог. Предполагаемый виновник – смотритель храма, который погиб в огне.

Ранним утром, в 4.35, экстренные службы получили сообщение от очевидцев, что в поселке Старое Аракчино горит Храм всех религий. По прибытии первых расчетов полыхала крыша одного из зданий архитектурного комплекса. Пожарным пришлось потратить время на вскрытие закрытых дверей на замках, а после протянуть рукава к Волге через оживленную трассу, воду для тушения забирали с реки. Ради этого примерно на час дорога была перекрыта для движения. Кроме того, работу пожарным усложняло сильное задымление.

В 06.51 открытое горение было ликвидировано. На месте происшествия работали 10 единиц техники. В 6.32 пожарным удалось локализовать возгорание на площади 200 кв. метров. Открытое горение ликвидировано в 6.51. Обрушений конструкций внутри здания удалось избежать — службы ГУ МЧС России по РТ сработали очень оперативно.

— Главная задача, стоявшая перед пожарными, — не допустить открытого огня, в противном случае для Вселенского храма все могло закончиться более серьезными последствиями, — комментирует инцидент Фердинанд Тимурханов, начальник Управления гражданской защиты Исполнительного комитета Казани.

Читать еще:  Медицинские препараты

Наша справка

Храм всех религий (Вселенский храм) представляет собой группу сооружений, состоящую из православной и католической церквей, мечети, буддистского храма, китайской пагоды, синагоги и даже алтарей исчезнувших религий. Автор храма — известный общественный деятель, художник, архитектор и целитель Ильдар Ханов. Идея построить храм появилась в 1994 году после того, как ему, по его словам, во сне явился Иисус. Он начал строительство в родном поселке на участке, где находился его дом. После смерти Ханова в феврале 2013 года храм находился в подвешенном состоянии — у него было пять собственников. С владельцами шли переговоры о переходе объекта в собственность государства. До сегодняшнего дня Вселенским храмом управлял Мансур Зиннатов, который работал с Ильдаром Хановым при его жизни.

В ходе разбора завалов сотрудниками ГУ МЧС России по РТ было обнаружено тело мужчины. Позже удалось установить его личность — им оказался Мансур Зиннатов — бывший прораб строительства храма, близкий соратник архитектора Ильдара Ханова. По словам начальника пресс-службы ГУ МЧС России по РТ Андрея Родыгина, тело обнаружили в 5.40 на втором этаже. Собеседник издания также рассказал, что работать спасателям пришлось в непростых условиях.

— Сложная планировка, многоуровневое здание, которое соединяется между собой галереями. На большой площади пришлось вскрывать кровлю. В 6.51 произошла ликвидация открытого горения. Были задействованы более 50 сотрудников МЧС, экстренные службы, администрация Кировского и Московского районов. Внутри работают дознаватели Госпожнадзора, правоохранительные органы, следственно-оперативная группа МВД, — сообщил Андрей Родыгин.

Мансур Зиннатов

Когда корреспондент и фотограф KazanFirst приехали на место пожара (около 9 часов) к Храму всех религий (находящемуся по адресу город Казань, ул. Старо-Аракчинская, 6а), он уже был потушен. В это время на месте пожара работали порядка пяти пожарных машин, дежурили скорая помощь, полиция. Огнеборцы проливали место возгорания, откуда еще шел пар.

Версии пожара — от криминала до проводки

По словам представителя ведомства, в первые часы рассматривался весь комплекс причин, которые могли привести к пожару.

— Неосторожное обращение с огнем, поджог, может быть вскрытие криминальных проявлений, электротехнические причины. Газ, вроде, не был подведен. Объект в эксплуатацию не сдан. Он же в перманентной стадии строительства всегда, участок под индивидуальное жилищное строительство. Культовым учреждением не является, — сказал он.

Ближе к обеду в пресс-службе ГУ МЧС России по РТ основной версией назвали поджог. По данным ведомства, дознаватели обнаружили на месте несколько очагов, есть следы горючей жидкости.

— Все равно все мы однажды выйдем на пенсию и придем туда [к вере], — рассуждает Фердинанд Тимурханов. — Если это поджог, Бог таких людей не простит. Все мы думаем, что вечно будем жить на этой земле, но, к сожалению, это не так. Все равно за что-то придется отвечать. У меня это в голове не укладывается, тем более произошло в таком месте. На все храмы спасателей не поставишь, поэтому те люди, которые там работают, должны знать пожарную безопасность.

Два клана

Людей, оказавшихся после пожара у Храма всех религий, можно условно разделить на два клана. Одни — друзья Мансура Зиннатова, которые отзываются о нем как о продолжателе дела Ильдара Ханова, и вторая группа — соратники нового владельца храма Ильгиза Ханова. На месте событий ходит сестра Флюра Галеева. В ее собственности — 1/5 храма. Остальные 4/5 доли Ильгиз Ханов выкупил у племянницы в конце прошлого года и официально оформил все необходимые документы.

Обе стороны сходятся в одном — Мансуру был дан срок до 12 апреля, чтобы собрать вещи и выселиться из храма, освободив его для новых хозяев. Друг Мансура, который предпочел не называть своего имени, убежден, что у мужчины в связи с этой ситуацией просто сдали нервы и он сам поджег храм.

— Ситуация должна была разрешиться. Не хватило, видимо, времени, чтобы дипломатия сработала. Просто у человека нервы сдали. Спрашиваете, поджег ли он сам? Да, конечно, никаких сомнений, — рассказывает он KazanFirst.

Ходит на месте пожара и известный бард, один из учредителей фонда Ильдара Ханова Дмитрий Бикчентаев.

Флюра Галеева

— Я сегодня должен был приехать и вывозить Мансура, его вещи. Мы договорились на 11 часов. Но не успел, — вздыхает музыкант.

Сестра Хановых Флюра Галеева вспоминает погибшего не самыми добрыми словами.

— Он бандит, с ним разве можно было договориться? Вчера приходила в храм, вроде бы, все было нормально. Мне нужно было забрать старые фотографии Ильдара, — сбивчиво рассказывает женщина. — Буддистский зал, где хранились все картины Ильдара Ханова, сгорел, — сокрушается женщина, указывая на место, наиболее пострадавшее от пожара. В непосредственной близости от этого места находилась комната, где жил Мансур.

По соседству с Храмом всех религий стоит небольшой домик. Здесь с 1957 года живет слепая соседка Нурзия, которая обитает тут с самого рождения.

— 23 года Мансур здесь жил. Не пил, не курил, — со слезами на глазах вспоминает она. Соседка подтверждает, что Мансура вызывали в следственные органы и дали срок — до 12 апреля выселиться из храма. — Он ходил, очень переживал. Но я ему говорила, чтобы он не расстраивался, ведь родственники есть, на улице не останется. Храм всех религий был Мансуру очень дорог — еще четыре года после смерти Ильдара Ханова он продолжал его строительство.

По словам женщины, последний раз она общалась со смотрителем Храма всех религий накануне пожара.

— Я ему сказала, чтобы он крепился. Ведь был обижен, что отдал 23 года своей жизни этому храму. Но в то же время понимал, что официально не имеет на него прав, тут не прописан, — продолжает она.

Еще один друг погибшего — Андрей — убежден, что идея, которая шла от Ильдара Ханова и которую после его смерти подхватил Мансур, может исчезнуть с новыми хозяевами. В последний раз он общался с ним в конце марта по поводу музея Хановых, который создавался в Храме всех религий, и Андрей привозил сюда вещи, пожертвованные людьми.

— Жалко человека, здесь все было для людей. Проводились концерты, Мансур лично обзванивал всех, приглашал (звонил он и корреспонденту KazanFirst, чтобы пригласить на концерт. — Ред.). И что, бандит такое будет делать? Здание при Мансуре дышало, жило. Он был человек крепкий, но любой может сойти с ума от такого — он рассказывал, что недоброжелатели ходили под окнами и вопрошали, когда он сдохнет, — вспоминает Андрей.

Брат Ханова убежден, что Храм всех религий подожгли

Брат основателя Храма всех религий Ильдара Ханова Ильгиз Ханов, находящийся сейчас в Москве, в телефонном интервью KazanFirst рассказал, что причиной пожара считает поджог.

— Мансур всем обещал сжечь этот дом, и он его сжег, — утверждает Ханов. — Это он все поджег. Причем сгорел буддистский зал, где хранились все картины моего брата — великого художника. Человек, убивший Джона Леннона, хотел прославиться. Мансур уничтожил картины Ильдара последних лет, чтобы прославиться. Для чего тогда брат писал все эти картины? Он хотел прославить татарский народ. Я в возмущении от произошедшего, но поделать ничего не могу.

Ильгиз Ханов призывает провести экспертизу тела погибшего на пожаре и удостовериться, что это действительно Мансур.

— Может быть, это вообще не он, а улетел на Мальдивы со своей красавицей-любовницей, — выдвигает Ильгиз версии. — Если там все-таки Мансур, нельзя говорить, что он пострадал. Он просто получил наказание. Зачем уничтожать картины великого художника? Это какое-то мракобесие.

По словам Ханова, который обладает правами на храм, он пребывает в шоковом состоянии и пока не намерен возвращаться в Казань.

— Я же не могу бороться в одиночку. Посвятить жизнь борьбе с ветряными мельницами. Я уже привез в Казань все необходимое, чтобы дописать его картины и подарить их городу. Но сейчас все уничтожено, они сгорели, — сетует он.

На вопрос о том, что теперь будет с Храмом всех религий, Ильгиз отвечает эмоционально: «Да ничего хорошего! Мы с братом построили такое уникальное сооружение. А теперь…». Со слов Ханова, сооружение может приносить порядка 50 млн рублей в год только от туристов.

Ильгиз Ханов

Не культовый объект, но туристическая фишка

— На памятник архитектуры Храм всех религий не тянет — это частный проект, но в ментальном смысле этот объект очень важный для города — он несет позитивный посыл, что все люди едины перед Богом, суть у религии одна, — делится своим мнением известный казанский краевед Леонид Абрамов. По его мнению, необычное сооружение было своеобразной «туристической фишкой» для города и привлекало к себе внимание необычной архитектурой. С точки зрения ценности для городской среды объекту нет равных, он уникален в своем роде.

— Мы все бывшие советские люди и помним, что подложка у нас у всех общая, Храм всех религий несет хороший посыл, чтобы мы не расходились по «национальным квартирам». В Татарстане мы живем рука об руку. Те, кто приезжает к нам, видят важный посыл — смотрите, мы едины, целы и люди божьи. Для широкой обычной публики интересная идея — сочетание всего несочетаемого. Мы можем утратить важный туристический объект, который несет позитивный смысл.

Дочь известного казанского скульптора Бориса Зыкова журналист Евгения Чеснокова рассказывает KazanFirst, что в конце прошлой недели 53 работы ее отца были вывезены из Храма всех религий в музей Константина Васильева. Такая договоренность с погибшим на пожаре прорабом Мансуром Зиннатовым была достигнута еще несколько месяцев назад, но реализовать ее удалось лишь в минувшую субботу.

Выставка работ ее отца открылась в Храме всех религий в конце осени 2016 года довольно стихийно. Из-за ремонта в квартире работы Зыкова пришлось распределить по разным местам — часть скульптур по договоренности отправилась в храм, некоторые работы забрали друзья семьи на хранение в свои загородные дома. Однако когда Мансура начали выселять из храма новые хозяева, скульптуры решено было вывезти.

Леонид Абрамов

— Пока Мансур рулил в храме, вопросов не было. Но уже после Нового года я услышала, что из-за тяжбы (с братом Ханова. — Ред.) у них начали отключать свет, воду. Мы созванивались с Мансуром в январе-феврале, он обещал придумать, куда перевезти работы, — рассказывает собеседница. На прошлой неделе Мансур сообщил Чесноковой о достигнутой договоренности с музеем Васильева, куда работы Зыкова и были вывезены.

— Мансур тогда сказал мне, что тоже будет куда-то выезжать, но куда — пока не знает, — говорит Евгения Чеснокова.

Что касается храма, то, по мнению Леонида Абрамова, его дальнейшую судьбу должны решать республиканские власти, ведь его восстановление, скорее всего, будет оценено в огромную сумму, которая вряд ли найдется у частника. Историк считает, что объект находился в относительно хорошем состоянии до пожара, поэтому был привлекателен с точки зрения сторонних инвестиций, а теперь его дальнейшее строительство под вопросом.

— Восстанавливать частники храм уже не будут. Откуда у брата Ханова на это такие деньги? Если нет, то он долго будет стоять в таком виде. Посмотрите, что сейчас в мире творится!Объединяющий смысл [религий] необходим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector