0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем синагога отличается от; храма и; церкви

Содержание

Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для мо­литвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное зда­ние в Иерусалиме, разру­шенное римлянами в 70 году и до сих пор не восста­новленное. Именно там специальные священ­ники коэны могли про­водить богослужения, совершая жертвопри­ношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.

Синагога (от греч. συναγωγή — «собрание») — это не храм, а место для мо­литвы и ритуаль­ного чтения Торы. Там собирается иудейская община, там можно изучать священные тексты и отмечать праздники. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убран­стве всех синагог присутствует множе­ство аллюзий, отсылаю­щих к Иеруса­лимскому храму. Например, шкаф для хра­нения свитков Торы (арон а-кодеш) напо­минает о Ковчеге Завета Ковчег Завета — величайшая святыня иуде­ев, ящик с десятью заповедями, манной и посохом первосвященника Аарона, хранив­шийся в Иерусалимском храме. , а возвышение в центре зала (бима) — о жертвеннике во дворе храма.

Описание

Ковчег Завета (как и скиния, ее утварь и священнические одеяния) был изготовлен по точным указаниям Бога, данным Моисею (25:9–28:43). Ковчег Завета имел два с половиной локтя (около 1,25 м) в длину, полтора локтя (около 75 см) в ширину и высоту, был сделан из дерева шиттим (акация?), «обит внутри и снаружи чистым золотом», и по верхнему его краю шел «золотой венец». Из того же дерева были сделаны обитые золотом шесты для переноски Ковчега, продетые в золотые кольца на его углах. На изготовленной из золота крышке (каппорет) Ковчега Завета по краям помещались вычеканенные из золота херувимы с обращенными друг к другу лицами и с «простертыми вверх крыльями, покрывающими каппорет», как бы охраняя Ковчег и находящиеся в нем Скрижали.

Слушай, Израиль… История казанской синагоги

В истории редки примеры, когда возрождаются государства, исчезнувшие сотни лет назад: на ум приходят разве что Греция и Армения. Рекорд поставил Израиль, возродившийся через два тысячелетия после изгнания евреев с родной земли.

«Шма, Исраэль, Адони элохейну, Адони эхад. » (Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть ) — простые и величественные слова этой молитвы чаще всего в Казани звучали и звучат здесь, на улице Профсоюзной. Вы уже поняли, что речь пойдет о здешней синагоге.

Собственного молельного дома евреи не имели и богослужения проводили в арендованных помещениях. Община росла, но официально ее как бы не было: все документы о гражданском состоянии (браках, разводах, рождении и смерти) приходилось выправлять у московского или екатеринбургского казенного раввина, а это было неудобно. После регистрации общины был избран ее членами и утвержден в должности губернатором казанский казенный раввин, которому были выданы метрические книги.

По законам того времени, вне черты оседлости строительство синагог запрещалось вообще, допускалось лишь возведение молитвенных домов (хотя сказать, чем конкретно отличалась синагога от молитвенного дома, автор заметок не может), и то с большими ограничениями: они должны были быть подальше от церквей, а их внешний вид ничем не должен был отличаться от обычных зданий.

Арон кодеш казанской синагоги — шкаф, в тором хранятся свитки Торы. Автор неизвестен, из собрания Г.В. Фролова

Сначала хотели возвести молитвенный дом в районе нынешнего Центрального рынка, но пока длилась волокита с утверждением проекта, часть выбранного участка была продана. Старая молельня, приведенная в порядок после погрома в октябре 1905 года, находилась на Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзной) в доме Смоленцева, откупленного в 1912 году казной для строительства Госбанка, и встал вопрос о новом помещении. Тут-то и решились, наконец, на строительство собственного здания для молельного дома и выбрали для этого участок Тихомирнова (ранее купца Беленкова) на той же Малой Проломной. Сначала стоявший здесь двухэтажный дом хотели просто перепланировать и надстроить на этаж, но оказалось, что дом держался на честном слове и мусоре: у него не было даже фундамента — именно так и написано в архивном документе. Кроме этого, хлопот добавила стена, подпиравшая откос в глубине участка. В конце концов технические проблемы были решены: откосы укреплены новой стеной, старый дом разобран полностью. Труднее было с административными препятствиями: городские власти нашли, что молитвенный дом будет слишком близко от церквей. Но за евреев заступились губернские власти, и, скрепя сердце, недоброжелатели уступили. О том, сколько это стоило евреям, история скромно умалчивает.

Интересно смотреть списки жертвователей на молитвенный дом: разница в суммах была очень значительной. Правда, некоторые заведомо богатые люди ограничивались скромными суммами. Содержатель трех кинотеатров и основатель Большого драматического театра Гирш Розенберг пожертвовал лишь 100 рублей.

Но как бы там ни было, здание было построено, к февралю 1915 года в нем устроили паровое отопление и окончательно отделали. 12 февраля комиссия членов губернского правления составила акт осмотра здания. Ровно через месяц, 12 марта того же года, молитвенный дом был освящен: кантор из Баку Френкель совершил богослужение. Само собой, синагогальный хор пропел русский гимн на древнееврейском и были посланы телеграммы в адрес государя и верховного главнокомандующего.

Часть денег на строительство собиралась оригинальным, чисто еврейским путем — путем покупки или аренды постоянных мест в молельном зале. На спинках кресел крепились таблички с именем владельца, и еще долго после закрытия синагоги в мае 1929 года посетители клуба еврейской культуры читали латунные письмена: Персон, Гликин, Аврех и т. д. После закрытия синагоги здесь размещался уже упомянутый клуб, затем Дом пионеров, позже — Дом учителя.

Здание приобрело фронтон, украшенный барельефом Ленина

В 1940 году здание молитвенного дома, выстроенное в стиле модерн, перестраивается по проекту местного архитектора Р. Муртазина. Высокий и просторный молельный зал перекрывается — так получился дополнительный этаж для размещения администрации дома и кружков. Изменился и фасад: был пробит новый вход, подковообразные проемы стали прямоугольными, парные вытянутые окна второго и третьего этажей были объединены. Здание приобрело фронтон, украшенный барельефом Ленина. Свершилось сказанное в 78-м псалме: «Боже! Язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой. ».

Но прошло время, и вновь в доме на Профсоюзной звучит «Слушай, Израиль. ». Конечно, евреи не хуже и не лучше других людей, но все-таки именно о них сказано в Библии: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Псалтирь,32:12).

Где евреи, там практически всегда рядом есть антисемиты: так повелось еще со времен амаликитян. Казань отнюдь не была исключением. Напротив, она была одним из центров русского черносотенства и антисемитизма. Причем, как и положено университетскому городу, тон здесь задавала профессура.

Но об истории казанского еврейства при Советах и казанском антисемитизме мы расскажем во второй части наших заметок.

​Ковчег Завета. Для тех, кто глаза уже открыл. или приоткрыл.

Храмы и пирамиды, как уже известно, являются собирающими линзами первичных материй земли и космоса или жизненного потенциала прихожан, которая позволяет лидеру управлять паствой. Система таких храмов создает общий надорганизм, который взаимодействует с каждым верующим, собирая с него потенциал, давая в случае нужды силы для захвата или защиты от врагов.Первый ковчег Завета и является такой собирающей линзой, которая собирала потенциал иудеев и вела этих биороботов по чужим странам в целях захвата золота и серебра, убивая несогласных и противящихся. Кроме этого иудеям была дана Тора (проторенный путь), как правильно захватывать чужие территории и порабощать народы.Самое интересное, то, что в Храме Спасителя (якобы, православном) используется этот же самый ритуал во все церковные иудо-христиансткие праздники.На эту тему А.Скляров даже снял док.фильм «Ковчег завета: Эфиопский след. Запретные темы истории». Предлагаю всем хорошенько подумать над сутью этого ритуала и сложить еще один пазл в реальной картине мира. — Елена Биттнер.

Читать еще:  В Царском Селе освящен храм Святой Екатерины и открыт Дом молодежи

КОВЧЕ́Г ЗАВЕ́ТА (в Библии обычно אֲרוֹן הַבְּרִית, арон ха-брит, также אֲרוֹן הַעֵדֻת, арон ха-‘эдут — ‘ковчег свидетельства’), ларь в Святая святых скинии и Первого храма, в котором хранились Скрижали Завета; самый священный объект этих святилищ. В Библии Ковчег Завета назван также описательно: «Ковчег Яхве, Владыки всей земли» (ИбН. 3:13), «Ковчег Бога Израилева» (I Сам. 5:8), «Ковчег Завета Божия» (Суд. 20:27), «Ковчег Завета Яхве сонмищ (Саваофа), восседающего на ***увимах» (I Сам. 4:4), «Ковчег могущества Бога» (Пс. 132:8) и т. п. Лишь однажды Ковчег Завета назван арон ха-кодеш (אֲרוֹן הַקֹּדֶשׁ, ‘Священный ковчег’, см. II Хр. 35:3) и нередко просто арон (буквально ‘ларь’).

Согласно книге Исход, Ковчег Завета (как и скиния, ее утварь и священнические одеяния) был изготовлен по точным указаниям Бога, данным Моисею (25:9-28:43). Ковчег Завета имел два с половиной локтя (около 1,25 м) в длину, полтора локтя (около 75 см) в ширину и высоту, был сделан из дерева шиттим (акация?), «обит внутри и снаружи чистым золотом», и по верхнему его краю шел «золотой венец». Из того же дерева были сделаны обитые золотом шесты для переноски Ковчега, продетые в золотые кольца на его углах. На изготовленной из золота крышке (каппорет) Ковчега Завета по краям помещались вычеканенные из золота ***увимы с обращенными друг к другу лицами и с «простертыми вверх крыльями, покрывающими каппорет», как бы охраняя Ковчег и находящиеся в нем Скрижали.

Наиболее ярким выражением святости Ковчега Завета служило обещание Бога Моисею являться «в облаке над каппорет» (Лев. 16:2) и «открываться там и говорить поверх каппорет между двумя ***увимами, которые над ковчегом свидетельства» (Исх. 25:22). Смотреть на Ковчег Завета или прикасаться к нему считалось опасным для жизни (Чис. 4:15; II Сам. 6:6,7 и другие).

Согласно библейскому повествованию, во время странствий израильтян на пути в Ханаан тщательно укрытый Ковчег Завета несли коханим(см. Кохен) либо левиты из семьи Кхата (Чис. 4:15; Втор. 31:9). Перед тем, как нести Ковчег, Моисей провозглашал: «Восстань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лика Твоего», а на остановках говорил: «Вернись, Господь, к десяткам тысяч тысячей Израилевых» (Чис. 10:35,36; ср. Пс. 132:8).

С началом завоевания Ханаана Ковчег Завета находился в стане израильтян у горы Эвал (ИбН. 8:33: см. также Гризим), затем в Бет-Эле (Суд. 20:27) и в Шило (I Сам. 3:3). В битве у Эвен ха-‘Эзер близ города Мицпе (см. Мицпа) в наделе Биньямина филистимляне захватили Ковчег (там же, 4:11). Однако бедствия, постигшие население городов Ашдод, Гат и Экрон, куда филистимляне пытались поместить Ковчег, заставили их отправить его под Бет-Шемеш к израильтянам (там же, 5:1-6:12). Когда жители этого города поплатились жизнью за то, что заглядывали в оставленный в поле Ковчег, он был перевезен в Кирьят-Ие’арим, где оставался 20 лет (там же, 6:19-7:2).

Рекламное видео:

Когда же после завоевания Иевуса (см. Иерусалим) Давид начал перевозить Ковчег Завета в новую столицу, он был вынужден поместить его на три месяца в доме левита Оведа Эдома из Гата, близ которого Бог поразил смертью некоего Уззу за то, что тот прикоснулся к Ковчегу, чтобы не дать ему свалиться с телеги, когда «споткнулись [тянувшие ее] волы» (II Сам. 6:6-11). Затем Ковчег Завета был торжественно перевезен в Град Давида и помещен «внутри шатра, который раскинул для него Давид» (там же, 6:2-5, 12-17).

Из Града Давида Ковчег Завета был перенесен в Храм, построенный Соломоном, который велел вырезать из масличного дерева и покрыть золотом ***увимов высотой в десять локтей (около 5 м). Их пятиметровые крылья «простирались над местом Ковчега» (I Ц. 6:23-28; 8:6,7). Согласно II Хр. 35:3, Ковчег еще находился в Храме во времена Иошияху. Но он не упомянут ни в числе «сокровищ, вывезенных из дома Господня» при царе Иехояхине, ни в подробном списке священной утвари, захваченной вавилонянами при падении Иерусалима (II Ц. 24:13, 25:13-17). Предание о его увозе в Вавилонию сохранилось только в Аггаде (Иома 53б).

Ковчег Завета не упоминается и в списке утвари, возвращенной в Иерусалим Киром (Эз. 1:9-11). Легенды о судьбе Ковчега начали, видимо, слагаться уже во 2 в. до н. э. Согласно одной из них, Ковчег был спрятан в пещере на горе Нево (II Макк. 2:5); аггадические источники утверждают, что он сокрыт «на месте» под эвен штия (так называемый краеугольный камень мироздания) в Святая святых или под полом Дровяной палаты Храма (Иома 53б-54а; Шк. 6:1,2). Во Втором храме Ковчега Завета не было (Иома 21б), хотя связанный с ним ритуал воскурения фимиама в Святая святых в Иом-Киппур продолжал соблюдаться (см. Авода).

Синагогогальный ковчег (אֲרוֹן הַקֹּדֶש, арон ха-кодеш; הֵיכָל, хехал). В интерьере синагог, появление которых исследователи относят к последним десятилетиям до разрушения Первого храма (586 г. до н. э.) или первым десятилетиям после этого, самым важным элементом, символизирующим Ковчег Завета, является вместилище для свитков Торы. Это вместилище имело в древности либо форму ниши (например, изображение на монетах, чеканенных в годы Бар-Кохбы восстания, ниша первоначальной синагоги в Дура-Европос, самой ранней из доныне известных: конец 2 в. — начало 3 в.), либо выносного ларя, который помещали в такую нишу или ставили в интерьере. На ранних изображениях такого ларя (стенные росписи, граффити, золоченные стеклянные блюда 3-4 вв. из еврейских катакомб Торлония и Монтеверде в Риме) хорошо видны внутренние ячейки, в каждой из которых хранится в горизонтальном положении свиток.

В Талмуде ларь для свитков Торы обычно называется тева, а ниша, в которую помещается такой ларь или непосредственно свитки — хехал (буквально ‘чертог’; Тосеф., Мег. 3:5). В 12 в., по-видимому, уже существовали синагогальные ковчеги, имевшие форму шкафа, в которых свитки Торы помещались, возможно, вертикально. На миниатюрах рукописей 14-15 вв. испанского, итальянского и немецкого происхождения появляются изображения такого высокого двухъярусного шкафа, порой не примыкающего к стене; в верхнем ярусе хранились свитки, в нижнем — ритуальная утварь.

Художественное оформление синагог, ковчегов обычно соответствовало стилю эпохи и окружения и включало чисто еврейские элементы: тетраграмматон, библейские стихи, высказывания законоучителей Талмуда, изображения фасада Иерусалимского храма, Скрижалей Завета, меноры, короны (кетер тора), символических животных и птиц, воздетых в жесте благословения рук коханим и т. п. Фрагмент аттика с римским фронтоном и частью конхи каменной ниши (очевидно, для свитков Торы) с барельефами львов в аттике был обнаружен в 1980 г. при раскопках синагоги начала 4 в. в Хирбат ан-Наббартайн в Верхней Галилее (в Талмуде — Кфар-Нибборая, Кт. 65а; ТИ. Бр. 9:1, 12г и другие).

В средние века синагогальные ковчеги завершались готическими шпилями, а поверхность боковин и дверцы членились резными филенками. Особенно богатой отделкой отличаются ковчеги синагог в Праге (Альтнойшул, 14 в.), в Модене (1505) и Исфахане (три рядом прорезанные ниши в облицованной узорными изразцами стене, 1550?), а также деревянных синагог Польши, Литвы и Германии 16-18 вв. Образцом оформления в стиле эпохи Ренессанса может служить двухъярусный с росписью ковчег из Урбино (1550).

Ковчег в стиле барокко сефардской синагоги Амстердама (1675) занимает почти всю ширину нефа. Ковчеги того же стиля устраивались в синагогах Германии начала 18 в. Оттуда этот стиль вскоре проник и в Восточную Европу. Примером ковчега в стиле классицизма конца 18 в. может служить встроенный в стену ковчег в синагоге Туро в Ньюпорте (Род-Айленд). Ковчеги в мавританском стиле (купола, арочные своды, разноцветный геометрический орнамент) сооружались с середины 19 в.; типичный пример — ковчег синагоги на улице Виа Фарини во Флоренции (1882). Во второй половине 20 в. появляются как новые, так и подражающие старым формы синагог, ковчега. Часто применяются такие материалы, как бетон, стекло, металл, эмаль и прочие.

Синагогогальный ковчег обычно помещается у стены, обращенной к Эрец-Исраэль, в Израиле — в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме — к Храмовой горе. В большинстве современных синагог ковчег находится на возвышении, с площадки которого коханим благословляют молящихся (см. Биркат-коханим), а раввин или маггид произносит проповедь. Из всех, находящихся во время службы в синагоге, только им (а также несущему свиток Торы к биме для чтения) позволено при выполнении их обязанностей стоять спиной к ковчегу.

В большинстве синагог ковчег находился за завесой (парохет), в память о той, которая отделяла Святая святых от других частей скинии и Храма. Вышитые золотыми, серебряными и шелковыми нитями по бархату или шелку такие завесы (изображенные уже на стенной росписи в Дура-Европос, а также упоминаемые в Талмуде, например, Мег. 26б) стали одной из наиболее украшенных частей синагогального ковчега.

Во многих синагогах принято зажигать перед священным ковчегом вечную лампаду (нер-тамид), символизирующую как библейскую менору и духовное сияние, исходившее из Иерусалимского храма, так и свет, излучаемый Торой (ср. Исх. Р.36:1).

Почти во всех еврейских общинах принято держать дверцы синагогального ковчега открытыми при чтении молитв Кол нидре и Не’ила в Иом-Киппур, Тал — в Песах, Гешем — в Суккот, Авину Малкену — в дни постов и в Десять дней покаяния (см. Литургия), ряда пиютов — в дни великих праздников, а также при обряде хаккафот — в Симхат-Тора. Когда дверцы ковчега открыты, молящиеся обычно стоят. Мишна сообщает, что при продолжительной засухе синагогальный ковчег выносили на городскую площадь, посыпали его пеплом и читали установленные для такого случая молитвы (Та’ан. 2:1).

Читать еще:  Вместо башен-близнецов построят мусульманскую мечеть

На Девятое ава с ковчега снимают завесу, а в синагогах, где ее нет, ковчег покрывают черной тканью. Распространен также обычай, раскрыв дверцы ковчега и положив голову между свитками Торы, вознести личную мольбу (об исцелении тяжелобольного, избавлении от угрожающей опасности, разрешении сомнений, одолевающих душу, и т. п.).

В обиходной и раввинистической лексике сефардов и восточных евреев синагогальный ковчег обозначается словом хехал, а у ашкеназов — арон ха-кодеш, встречаемым кроме Библии также в Талмуде (Шаб. 32а).

Иерусалимская синагога

Иерусалимская синагога ― яркое и приметное здание, построенное в стиле сецессии с использованием мавританских стилизаций и орнаментов. Это делает синагогу оригинальной и подчеркивает религиозную функцию здания.

Юбилейная или Иерусалимская синагога (Jubilejní synagoga, Jeruzalémská) – самая большая и самая современная в чешской столице. Многие считают ее самой красивой в Праге.

История синагоги

Открылась синагога в сентябре 1906 года – во время празднования Симхат Тора. Вначале ее назвали Юбилейной, так как построили и открыли в юбилейный год. В 1906 году отмечали пятидесятилетие правления Франца Иосифа I – императора Австрийской империи. Через несколько лет название синагоги изменили. С 1918 года Чехия получила независимость от Австрийской империи, и связывать дом молитв с именем императора стало уже неуместно. Синагогу переименовали в Иерусалимскую – по названию улицы, на которой она была построена.

Иерусалимская улица существовала давно. «Общество по строительству нового храма» еврейской общины Праги в 1899 году приобрело участок на этом месте. По невероятному совпадению улица уже носила название Иерусалимской. Здесь планировалось построить новую синагогу взамен разрушенных (Цикановой, Велкодворской и Новой) в ходе погромов и расчистки квартала. В планах общины было восстановление еврейских культурных традиций и национальных религиозных обычаев. Строительство синагоги община хотела осуществить в центре Праги, близ бывшего еврейского города.

Синагога, построенная в 1906 году, смогла пережить войну и период правления нацистов, когда для синагогальных храмов были непростые времена. В худшие годы синагога была хранилищем имущества, конфискованного у евреев Моравии и Чехии. Возможно поэтому ее и не разрушили во время войны. Устояла Иерусалимская синагога и при коммунистическом режиме Чехословакии.

Сегодня это действующая синагога (всего действующих синагог в Праге три). В довоенный период это была либерально-ортодоксальная синагога, а сейчас только ортодоксальная. Изначально право на здание принадлежало синагогальному обществу. В 1907 году оно перешло к еврейской общине Праги.

Внешний вид

Проект культового еврейского здания принадлежал архитектору Вильгельму Штяссны, который уже имел опыт создания синагог. Воплотил проект в жизнь другой архитектор – Алоис Рихтер. По замыслу автора здание синагоги должно было доминировать над Иерусалимской улицей, стать самой величественной и высокой постройкой квартала. Существующие строения были уже достаточно высоки, и Штяссны решил реализовать свой замысел по-другому. Он постарался придать максимальную яркость и невероятную роскошь фасаду строения.

Синагога стоит на узкой улице среди обычных жилых домов. Здание издали выглядит приметным и ярким. Вблизи его великолепный фасад потрясает. Внешний облик синагоги можно отнести к пражскому сецессиону с элементами псевдо-мавританского стиля. Фасад украшен богатым орнаментом в синих и золотистых тонах, многочисленными шестиконечными и малыми звездами. Над главным порталом прорезано большое витражное окно-розетка в мусульманском стиле, со звездой Давида. Вход в синагогу оформлен большим арочным проемом, который сверху увенчан цитатой из Псалма на чешском языке и иврите: “Вот врата Господа; праведные войдут в них”.

Входной портал огражден массивными мраморными колоннами с золочеными капителями. По двум сторонам от входа расположены две изящные башни, а фронтон фасада завершает мраморное изображение скрижалей с Десятью заповедями. Среднюю арку входного портала окаймляет стих из Библии: “Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?”

Внутреннее убранство

Интерьер Иерусалимской синагоги

Интерьер синагоги нельзя назвать традиционным для большинства еврейских молельных домов. Он значительно отличается от внутренней планировки других ортодоксальных синагог. Синагогальный ковчег (арон кодеш) для хранения свитка Торы, украшенный символической виноградной лозой и изображением скрижалей, сдвинут к восточной стене. Освещение также спланировано не в полном соответствии с иудейскими канонами. Традиционно молитва в синагоге должны начинаться с первыми лучами солнца, заглянувшими в восточное окно. На улице Иерусалимской – плотная застройка, и солнца с востока не видно. Архитектору пришлось сделать витражные окна на потолке. Через них в галерею и главный неф попадало солнце с восточной стороны.

Эти окна и сейчас наполняют помещение разноцветными мерцающими лучами. На некоторых витражах сделаны памятные надписи на чешском и немецком языках – в честь семейств, жертвовавших на храм. Большой орган помещен в западной стороне большого зала, в роскошно декорированной нише.

Внутреннее убранство необыкновенно красиво. Стены покрыты богатой и очень сложной росписью. Создатели синагоги выбрали самые яркие цвета, использовали сложнейшие орнаменты и узоры. В декоре стен доминируют терракотовые и голубые тона, золотые краски. Убранство дополняют роскошные кованые люстры.

В зале синагоги 850 мест. Пространство делится на части двумя рядами аркад. Женская молельная зона находится на балконе – туда ведет отдельный боковой вход с лестницей. Два входа – мужской и женский, расположены и на главном фасаде.

Иерусалимская синагога является памятником архитектуры. 90-е годы прошлого века были ознаменованы большой ее реконструкцией. Были обновлены интерьеры, восстановлены витражные окна. Тогда под толстым слоем старой штукатурки и декоративных росписей был обнаружен уникальный орнамент площадью около 25 м², выполненный в стиле венский модерн. Подобного узора не существовало никогда в синагогах мира. После реконструкции синагоги, в 1996 году, снова проводилось торжественное открытие.

Синагога для туристов

В это здание с вековой историей открыт доступ для туристов любых вероисповеданий. В летний сезон, между иудейскими праздниками Пейсах и Йом Кипур, можно пройти и осмотреть синагогу внутри, предварительно заплатив за вход.

Как добраться

Ехать трамваем 3, 5, 6, 9, 14, 24, 51, 52, 54, 55, 56, 58 до остановки Jindřišská или метро линии С до станции Hlavní nádraží.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Скачайте мой аудиогид по Праге

Это готовая аудио экскурсия по самым интересным местам Праги, которая позволит Вам получить максимум от города и значительно сэкономить на дорогих экскурсиях и услугах индивидуальных гидов.

Московская хоральная синагога. Интерьер

При постройке синагоге наблюдается, чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где был прежде храм иерусалимский. Общий план синагогального здания представляет в большинстве случаев прямоугольный четырехугольник; при входе портик, за ним следует сама синагога, разделенная рядами колонн на несколько нефов (от 3 до 5).

Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская синагоги построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены синагоги в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская синагоги построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые синагоги в Польше, а также синагога в Кельне.

В середине синагоги находится эстрада, называемая алмемор или бима, где производится чтение Священного Писания; у восточной стены — ковчег, где хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует находившемуся в иерусалимском храме ковчегу.

Помещение для женщин совершенно отделено от помещения для мужчин.

К принадлежностям синагоги относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д.

Какие бывают синагоги

Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.

Ашкеназы и сефарды

На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности — ашкеназская и сефардская — различия между которыми касаются, помимо всего прочего, порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие «сефардское еврейство» включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам, как, например, горские и грузинские евреи.

Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Между ашкеназской и сефардской синагогой есть различия и в интерьере. В ашкеназских синагогах между бимой и Арон Акодеш ставят специальный пюпитр — амуд, около которого ведет молитву хазан. В сефардских, как правило, амуда нет, и ведущий молитву становится к биме. Кроме того, сефардская синагога может быть украшена коврами, и вообще в ней ощущается восточный колорит, в отличие от ашкеназской, оформление которой ближе к европейскому стилю.

Хасиды и нехасиды

Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов — хасидов и нехасидов. Причем хасидский вариант («нусах») молитвы многое позаимствовал из сефардской традиции и даже называется «Нусах Сфарад», т.е. «Испанский вариант». Близок к нему и Нусах Гаари, принятый у любавичских хасидов.

Но все эти различия, тем не менее, не очень существенны. По большому счету, для того, чтобы переделать синагогу из ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо поменять только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы для всех синагог — одни и те же.

В Талмуде ларь для свитков Торы обычно называется тева (תבה‎), а ниша, в которую помещается такой ларь или непосредственно свитки — хейхал (ивр. הֵיכָל ‎ — буквально `чертог` [26] .

Ранние ковчеги

В интерьере синагог, появление которых исследователи относят к последним десятилетиям до разрушения Первого храма (586 г. до н. э.) или первым десятилетиям после этого, самым важным элементом, символизирующим Ковчег Завета, является вместилище для свитков Торы. Это вместилище имело в древности либо форму ниши (например, изображение на монетах, чеканенных в годы восстания Бар-Кохбы, ниша первоначальной синагоги в Дура-Европос, самой ранней из доныне известных: конец 2 в. – начало 3 в.), либо выносного ларя, который помещали в такую нишу или ставили в интерьере.

На ранних изображениях такого ларя (стенные росписи, граффити, золоченные стеклянные блюда 3–4 вв. из еврейских катакомб Торлония и Монтеверде в Риме) хорошо видны внутренние ячейки, в каждой из которых хранится в горизонтальном положении свиток.

В 12 в., по-видимому, уже существовали синагогальные ковчеги, имевшие форму шкафа, в которых свитки Торы помещались, возможно, вертикально. На миниатюрах рукописей 14–15 вв. испанского, итальянского и немецкого происхождения появляются изображения такого высокого двухъярусного шкафа, порой не примыкающего к стене; в верхнем ярусе хранились свитки, в нижнем — ритуальная утварь.

Художественное оформление синагог, ковчегов обычно соответствовало стилю эпохи и окружения и включало чисто еврейские элементы: тетраграмматон, библейские стихи, высказывания законоучителей Талмуда, изображения фасада Иерусалимского Храма, Скрижалей Завета, меноры, короны (кетер тора), символических животных и птиц, воздетых в жесте благословения рук коханим и т. п. Фрагмент аттика с римским фронтоном и частью конхи каменной ниши (очевидно, для свитков Торы) с барельефами львов в аттике был обнаружен в 1980 г. при раскопках синагоги начала 4 в. в Хирбат ан-Наббартайн в Верхней Галилее (в Талмуде — Кфар-Нибборая [27] ).

Средневековые ковчеги

В средние века синагогальные ковчеги завершались готическими шпилями, а поверхность боковин и дверцы членились резными филенками. Особенно богатой отделкой отличаются ковчеги синагог в Праге (Альтнойшул, 14 в.), в Модене (1505) и Исфахане (три рядом прорезанные ниши в облицованной узорными изразцами стене, 1550?), а также деревянных синагог Польши, Литвы и Германии 16–18 вв. Образцом оформления в стиле эпохи Ренессанса может служить двухъярусный с росписью ковчег из Урбино (1550).

Ковчег в стиле барокко сефардской синагоги Амстердама (1675) занимает почти всю ширину нефа. Ковчеги того же стиля устраивались в синагогах Германии начала 18 в. Оттуда этот стиль вскоре проник и в Восточную Европу. Примером ковчега в стиле классицизма конца 18 в. может служить встроенный в стену ковчег в синагоге Туро в Ньюпорте (Род-Айленд). Ковчеги в мавританском стиле (купола, арочные своды, разноцветный геометрический орнамент) сооружались с середины 19 в.; типичный пример — ковчег синагоги на улице Виа Фарини во Флоренции (1882). Во второй половине 20 в. появляются как новые, так и подражающие старым формы синагог, ковчега. Часто применяются такие материалы, как бетон, стекло, металл, эмаль и прочие.

Современнные ковчеги

Синагогогальный ковчег обычно помещается у стены, обращенной к Эрец-Исраэль, в Израиле — в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме — к Храмовой горе. В большинстве современных синагог ковчег находится на возвышении, с площадки которого коханим благословляют молящихся, а раввин или маггид произносит проповедь. Из всех, находящихся во время службы в синагоге, только им (а также несущему свиток Торы к биме для чтения) позволено при выполнении их обязанностей стоять спиной к ковчегу.

В большинстве синагог ковчег находился за завесой (парохет), в память о той, которая отделяла Святая святых от других частей скинии и Храма. Вышитые золотыми, серебряными и шелковыми нитями по бархату или шелку такие завесы (изображенные уже на стенной росписи в Дура-Европос, а также упоминаемые в Талмуде, например, Мег. 26б) стали одной из наиболее украшенных частей синагогального ковчега.

Часто по бокам ставят колонны, называемые Яхин и Боаз, которые напоминают о колоннах при входе в святилище Первого Храма.

Во многих синагогах принято зажигать перед священным ковчегом вечную лампаду (нер-тамид), символизирующую как библейскую менору и духовное сияние, исходившее из Иерусалимского храма, так и свет, излучаемый Торой (ср. Исх. Р.36:1).

Московская хоральная синагога

Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке — место символичное. Сюда ходил поминать родителей живший в Большом Трехсвятительском переулке Исаак Левитан. Здесь иногда встречался с раввином Минором Лев Толстой, учивший в 1880-е древнееврейский язык.

Синагога в Спасоглинищевском переулке появилась благодаря Александру II: он позволил евреям жить и работать вне черты оседлости.

Но не обошлось без сложностей: Семен Эйбушитц разработал проект здания, но из-за убийства Александра II и последовавших за этим гонений на евреев строительство отложили. В 1886 году С.С. Эйбушитц и С.К. Родионов создали новый проект синагоги: большую базилику с вмонтированным в купол щитом Давида.

Тогда же банкир Лазарь Поляков купил земли в бывшей гончарной слободе для строительства еврейской молельни — как раз рядом с еврейскими поселениями в Зарядье. 28 мая 1887 года начали строить синагогу: в восточную стену вмонтировали каменную капсулу с закладной грамотой.

Но уже в следующем году Константин Победоносцев подал жалобу на то, что синагога с куполом оскорбляет чувства православных. Для зданий синагоги не предписано определенных архитектурных форм, поэтому купол разобрали. Также с фронтона убрали изображение скрижалей Моисея, обязательный элемент синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек здания.

В 1891 году синагогу в Спасоглинищевском переулке торжественно открыли. Она сразу получила статус «Хоральной». Это значит, что богослужения в ней сопровождает пение хора, а не одного кантора (певчего).

Но тогда же евреев начали выселять из Москвы. Через год в хоральной синагоге запретили проводить службы, а Московскому еврейскому обществу велели продать здание или превратить в благотворительное заведение, иначе Губернское правление продаст его с торгов.

В здании молельного дома открыли трехклассное ремесленное училище-приют. Но и его обязали закрыть в 1895 году. Тогда евреи назвали учреждение, располагавшееся в запрещенной синагоге, училищем-приютом «Талмуд-Тора». Его закрыли через 2 года, а здание велели переделать: стоимость работ оценивалась в колоссальную для тех времен сумму — 37 тысяч 560 рублей.

После манифеста о свободе вероисповеданий 1905 года министр внутренних дел П.А. Столыпин обратился к царю с ходатайством открыть московскую хоральную синагогу. Разрешение дали, и Р.И. Клейн начал восстанавливать интерьеры молельного дома.

В советские годы синагога не закрывалась. Хотя 1 августа 1923 года ВЦИК Совета Народных Комиссаров постановил передать находящуюся в ней библиотеку Белорусскому государственному университету, а 3 года спустя часть владений синагоги передали «Текстильстрою».

В начале 2000-х в синагоге на Спасоглинищевском переулке прошла реставрация: восстановили купол и воссоздали интерьеры. Теперь Хоральная синагога — место служения главного раввина России и главного раввина Москвы.

Также в ансамбль синагоги вошла скульптура «Птица Счастья» работы И. Бурганова в память о холокосте и единственная в России стена плача — в память о разрушенном Иерусалимском храме.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector