0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Актуальный богословский клуб; СОФИЯ

Состоялась первая встреча Семейного клуба!

Открытие клуба прошло под председательством Преосвященнейшего епископа Пантелеимона — Главы Синодального отдела по делам семьи. Как же здорово окунуться в дружественную атмосферу, пообщаться с единомышленниками, отведать вкусного чая и угощений! Вчера в гостях у Семейного клуба была чудеснейшая семья протоиерея Николая и матушки Виктории Могильных. Интересным интерактивным опросом стало «дерево ожиданий и предложений». Каждый из учасников встречи поделился своими пожеланиями и озвучил ожидания от Семейного Клуба. Подводя итог, можно отметить, что мы все ждем радостных встреч, доброжелательной атмосферы и взаимопомощи. Теперь же, когда проект запущен, ждем всех желающих присоединиться к нам. Пишите, звоните, приходите в гости.

Следующая встреча состоится в четверг 19 февраля в 19.00. Место уточняется (скорей всего в Георгиевском храме на Южном вокзале г. Киев). Точная информация появится в понедельник-вторник. В программе мероприятия радость от общения, чаепитие, мастер-класс для детей и взрослых по соленому тесту. Кто любит печь блины — пеките и берите с собой. Будем угощать друг друга. Готовьте вопросы и предложения. Кто будет с детками, можно приготовить стихи, песни.

Контакты: 044 255 12 25, 050 982 16 60, 096 294 05 75, 093 549 55 02 или же simyacerkva@ukr.net — диакон Иоанн, Анна
https://vk.com/album-87039222_211135661

Рукоположение митрополита Илариона в Софийском соборе Киева

Следующее известное событие в истории Софии Киевской произошло в 1051 году, это историческое событие явилось чрезвычайно важным не только для Софийского храма, но и для всей истории Киевской державы. В тот год, впервые за уже более чем полувековую историю, митрополию «всея Руси» возглавил этнический русский предстоятель — Иларион. Рукоположение митрополита было совершено в стенах Софийского собора. О жизни митрополита Илариона известно немного. Уже до поставления в митрополиты о нем, иеромонахе(«мних и пресвитер» — напишет о себе впоследствии сам святитель), шла слава как о книжнике, постнике и молитвеннике, выкопавшем на крутых киевских холмах пещеру для уединенных духовных подвигов — в том месте, где немногим позднее возникнет Киево-Печерский монастырь. Он был последовательным сторонником Ярослава Мудрого.

При деятельном участии Илариона великий князь Ярослав в знаменитом «Уставе о церковных судах» приспособил к древнерусской действительности нормы византийского канонического права. Митрополит освятил в Киеве храм во имя святого Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого, и совершал в нем рукоположения новых архиереев. Иларион является также и древнейшим русским автором, о ком сохранились сведения и чьи произведения дошли до нашего времени. Широко известно его «Слово о законе и благодати», с которого принято вести отсчет «оригинальной» древнерусской литературы.

Значение, которое имел Софийский собор в жизни Ярослава Мудрого, отразилось и в посмертной судьбе великого князя Киевского. Выдающийся правитель древнерусской истории ушел из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своем месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий — в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их местонахождение неизвестно.

Измененный облик храма

За тысячелетнюю историю собор разрушали, восстанавливали и перестраивали. В 1240 году хан Батый, захватив Киев, разграбил собор и уничтожил библиотеку, созданную Ярославом Мудрым. Грандиозное сооружение грабили крымские ханы и литовские князья. С тех пор заброшенный собор постепенно разрушался. Большой пожар 1697 года положил начало восстановлению Софийского собора.

Митрополиты Варлаам и Рафаил перестроили здание в стиле украинского барокко, соорудив 6 новых куполов, придав им грушевидную форму. С тех пор Софийский собор – 19-купольный. Над одноэтажными галереями построили вторые этажи, над входом соорудили красивую арку. Фасады украсили фигурными фронтонами, орнаментом и живописью. Окна получили пышные наличники и лепной орнамент. Перестроенный собор оштукатурили и побелили.

Тогда же появилась колокольня, новый иконостас и серебряные царские врата. 76-метровая колокольня напоминает пирамиду, состоящую из четырех частей, каждая – меньше предыдущей. Верхние ярусы – без межэтажных перекрытий и просматриваются через арочные проемы. Фасад украшен лепниной: фигурами Владимира Великого, апостола Андрея Первозванного и архангела Рафаила.

Дизайн интерьера и архитектура

Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет.

Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко .

До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки:

  • Золотые ворота ( XI век);
  • Кирилловская церковь ( XII век);
  • Андреевская церковь ( XVIII век).
Читать еще:  Православные празднуют Вознесение Господне

Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:

  • колокольня;
  • трапезная;
  • башня на въезде в южной части;
  • бурса;
  • хлебня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Среди сооружений Киевской Руси центральное место занимает Софийский собор в Киеве. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя.

Собор Софии Киевской, как и София Константинопольская, не имела прямых аналогий в типаже, конструкциях и формах — большинство элементов и их сочетаний были воплощены впервые, и некоторые из них стали откровенно новаторскими.

В наши дни золотые купола собора видно издалека, со всех холмов Киева. Софийский собор является композиционным центром старого города. За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор много раз разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.

Однако под этими многочисленными наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с известной во всем мире фресковой росписью и мозаиками является одним из самых лучших архитектурно — художественных ансамблей Средневековья.

Особенности архитектуры.

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.

Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.

Длина и ширина самого собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.

Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.

В западной части расположены две башни, на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.

Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Внутреннее убранство собора.

Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. Так, во внутреннем оформлении широко использовалась настенная роспись, были созданы прекрасные фрески и выложены мозаичные изображения.

До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные мозаики ( 260 кв. м), созданием которых занимались византийские мастера в XI веке. Оттеночная палитра мозаики состоит из 177 вариантов различных цветов.

Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь, где проходили богослужения. Вся остальная поверхность стен была украшена фресками. В центральной части главного купола находится великолепная мозаика, изображающая Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов.

До наших дней сохранилось мозаичное изображение только одного из архангелов, а образы остальных были реставрированы в XIX веке. Художник М. А. Врубель обновил изображение архангелов, написав их масляными красками на месте поврежденной мозаичной выкладки.

Когда входишь в собор из освещенных внешних галерей, сразу попадаешь в затемненные анфилады боковых нефов, которые тоже щедро расписаны фресками. В центральном куполе — мозаичное изображение Христа.

На алтарной апсиде, на золотом троне — фигура Богоматери, склоненная в молитве. Одна из самых известных во всем мире мозаик Софийского собора — это изображение Богоматери Оранты, которое имеет название » Нерушимая стена». Оно располагается на своде главной апсиды алтаря.

Далее сцена из » Евхаристии», а чуть ниже — фигуры » отцов церкви». На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные изображения Благовещения — архангела Гавриила и Богоматери. Эта мозаика является образцом старейшего в русском искусстве отображения сцены Благовещенья.

Читать еще:  Обзор на Вулкан казино

Все остальные участки расписаны фресками, изображающими святых, среди которых представлено свыше 500 разнообразных персонажей.

На трех стенах западной части центрального простора нефа был создан большой групповой портрет княжеской семьи, но от этой композиции в подлинном виде сохранились лишь боковые части. Персонажей этой фрески традиционно считают членами семьи Ярослава Мудрого, хотя никаких точных исторических сведений на этот счет не существует.

Поистине уникальной деталью в оформлении интерьера Софийского собора является то. что на стенах нанесено огромное количество граффити , большинство из которых были созданы на рубеже XI -XII веков.

Данные графические элементы представляют собой огромный исторический интерес, потому что являются ценнейший памятником письменности. Во внутреннем оформлении храма было найдено около 7 тысяч графических изображений различных дат и надписей.

Свое ноу-хау

С амая масштабная реставрация мозаик и фресок Софии пришлась на 1950‑е. Ее возглавил Лука Калениченко. Он еще в 1938‑м создал первую реставрационную мастерскую, а в первые послевоенные годы во Владимирском соборе опробовал ранее неизвестную технологию укрепления старой штукатурки.

В 1949 году группа Калениченко, в которую входили химик Ольга Плющ и художник Евгений Мамалот, запатентовала в Москве метод инъекции раствора полихлорвиниловой смолы под отслоившиеся участки росписей. Специальным шприцом вещество вводилось под аварийную штукатурку. Затем с помощью домкратов и деревянных планшетов фрагменты фресок прижимали к стене на несколько дней.

В 1952‑м киевские реставраторы повторно отправились в Москву и, по сути, выиграли конкурс на работы по укреплению настенной живописи Софии. До них в соборе работали преимущественно откомандированные из Москвы сезонные мастера. “Не то чтобы они были плохими специалистами. Просто работали наездами и часто менялись. Они очищали, как правило, центральные изображения, необходимые для исследований, — рассказывает Анатолий Остапчук, нынешний руководитель реставрационной мастерской Софийского заповедника.— Команда Калениченко исследовала каждый сантиметр стен собора. Они определяли границы древних фресок и по их периметру проводили желобок, который заполняли смолой. Это предотвращало сползание штукатурки. Под отслоившиеся участки, уже шатавшиеся от прикосновения, шприцами вводили синтетические смолы”.

Вскоре мастерам уже не хватало своих рук, и они набрали группу студентов из училища прикладного искусства, которое тогда находилось на территории Лавры. Работа была опасной, так как приходилось постоянно дышать испарениями различных химикатов. Но энтузиазм взял свое — за первые четыре года группа Калениченко почистила 3 тыс. кв. м фресок и открыла 418 “квадратов” неизвестных изображений XI века.

Власть благоволила реставраторам. Калениченко ездил на служебном шестиместном ЗиМе с персональным водителем и часто возил на нем учеников на загородные пикники. После завершения работ в 1964‑м все его подопечные получили первую или высшую художественную категорию с ежемесячным окладом 280–300 руб. — по тем временам весьма ощутимой зарплатой.

Всякий новый способ реставрации несет определенные риски — неизвестно, как со временем поведут себя использованные вещества. Но спустя полстолетия, говорит Остапчук, методы Калениченко себя оправдали: многими из них эксперты пользуются до сих пор.

ТАИНСТВЕННЫЙ МАКИЯЖ: Павел Юкин очищает Оранту от копоти. Реставратор работал в одиночку и никому не открывал секреты своих реактивов, 1937 год. Фото: архив Национального заповедника София Киевская

Этот материал опубликован в №1 журнала Новое Время от 12 января 2018 года

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га) 2 . Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени 3 . В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч. 4

Читать еще:  Христиане встречают праздник Светлого Христова Воскресения

В Киеве состоялся собор, восстановивший Киевский патриархат

21 июня 2019 Викентий Синичкин

20 июня во Владимирском соборе Киева «почетный патриарх» Православной Церкви Украины Филарет (Денисенко) провел собрание, на котором было принято решение восстановить Украинскую Православную Церковь — Киевский патриархат, после чего он провел брифинг для журналистов:

1) Собор отменил роспуск УПЦ КП, который состоялся 15 декабря 2018 г. Филарет сказал, что это был не собор единой Поместной Церкви, а «сбор подписей за упразднение Киевского Патриархата». Он был не украинским, а греческим, так как председателем на нем был греческий митрополит и его решения были продавлены Константинополем.

2) Теперь в Украине будет три церкви: УПЦ МП, ПЦУ со своим томосом и не зависимая ни от Москвы, ни от Стамбула УПЦ КП. Филарет намерен в скором времени рукополагать епископов из своих сторонников.

3) Не он откололся от ПЦУ, а они от него. УПЦ КП существует с начала 90-х, в то время как ПЦУ — с конца 2018 г.

4) Филарет признает, что сейчас находится в таком же меньшинстве, в котором был в начале создания КП, но ситуация его нисколько не пугает.

5) На двенадцатой минуте (начиная с 10:50) он оговорился, сказав, что прп. Максим Исповедник боролся с иконоборцами (на деле — с монофелитами). Как тогда истину содержал один человек, так и сейчас истина на его стороне, а не на стороне большинства.

Ну что тут можно сказать…

1. Да, Филарет оказался гораздо более логичным и последовательным, чем остальные рукоположенные и вскормленные им епископы, которые за ним не пошли. Его идея — «независимая Церковь в независимой стране», а ПЦУ явно не «котируется» по этому признаку, поскольку на деле является митрополией Константинополя.

2. Из первых уст мы наконец услышали, что автокефалия, которую дал Варфоломей, — это только название. Это мы и так знали. Устав ПЦУ не соответствует уставу автокефальных церквей. Главный предмет критики Филарета — это три пункта: невозможность окормления приходов украинской диаспоры (которые все переходят под Константинополь), получение мира от Вселенского патриархата и необходимость обращения к последнему в спорных вопросах.

3. Все имущество и банковские счета Филарет оставляет за собой. Огромные средства Киевского патриархата теперь отторгнуты и от ПЦУ и от греков. Если это действительно правда, то этот хитрый и весьма неглупый старик просто развел и кинул греков, которые развели и кинули его с автокефалией.

4. Никакой рецепции томоса в православном мире не последовало, а это значит, что структура ПЦУ и не вышла из изоляции по сей день. Вообще, украинские иерархи уже однажды «нахлебались» греческих интриг и перешли в унию. И, возможно, вся эта заварушка с ПЦУ и создавалась с той же целью — как «промежуточная» стадия для дальнейшего перехода в унию. Конечно, это гипотеза, но весьма правдоподобная. Ведь для них не принципиально православие — принципиальна «украинская идея» и Европа. Поэтому, присоединившись к греко-католикам, они, по меньшей мере, в церковном и культурном плане действительно окажутся в Европе, в которую так усердно стремятся.

5. Возникла крайне интересная ситуация: «почетный патриарх» снова пошел на раскол. Варфоломей его помиловал и анафему с него снял полгода назад, но такие события чреваты новыми прещениями. Но их не будет, поскольку это будет означать, что Константинополь признал структуру, созданную раскольником и принял в общение лже-иерархию, рукоположенную им. И кто бы мог подумать, что Филарет, которому идет уже десятый десяток, не побоится выкинуть такую штуку? Объяснить все это личными амбициями и гордыней — слишком просто. Видимо, он правда до конца поверил в свою идею…

Остается только заключить, что старая советская школа по развалу любой Церкви действует и по сей день на «ура».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Октябрь 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

И.о. ректора семинарии встретился с руководством Банка ВТБ (Беларусь)

Итогом встречи стало достижение договоренности о возможных направлениях взаимодействия Минской духовной семинарии и Банка ВТБ (Беларусь), совместных мероприятиях и проектах.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Минскую духовную семинарию

Во время встречи с митрополитом Минским и Заславским Вениамином рассматривались вопросы организации образовательной, воспитательной и научной деятельности в 2020/2021 учебном году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector