0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Костроме открывается православная конференция

В Костроме открывается православная конференция

  • Дом милосердия
  • Храм
  • Сестричество
  • Мы помогаем
  • Статьи
  • Книги
  • Контакты
  • Как помочь
  • С 5 июня возобновляется допуск прихожан в храмы епархии. Обязательно использовать маску и соблюдать социальную дистанцию. Ведется трансляция богослужений в сб вечером и вс утром. Записки можно подать через интернет.

Нужна помощь

Дом милосердия: мы нуждаемся в вашей поддержке

В третьем соцдомике начались занятия воскресной школы. Открыт склад помощи вещами и социальным инвентарем, продолжаются занятия Школы милосердия. За октябрь на 18.10.20 на Дом милосердия собрано: 58 246 руб. (+11 119 руб. за неделю).

Поддержка сайта DOMMIL.COM — Яндекс повысил индекс качества сайта

Яндекс в октябре снова повысил Индекс качества сайта Дома милосердия. Этот индекс отражает то, насколько полезен сайт для посетителей — сколько людей приходит, как часто они возвращаются и как долго читают материалы сайта. Благодарим за доверие! В октябре на 18.10.20 собрано 3905 руб. (+2295 руб. за неделю).

Городские библиотеки приглашают костромичей на литературные встречи

На творческие и познавательные встречи приглашают костромичей муниципальные библиотеки. В ближайшие выходные литературные мероприятия можно посетить в библиотеке Дома Романовых и Центральной городской библиотеке имени А. С. Пушкина.

Краеведческий журфикс «Хороша наша губерния» будет посвящён истории области: от провинции и наместничества к губернии, а затем потере самостоятельности в 1929 году. Речь пойдёт о костромских градоначальниках и губернаторах, среди которых были и поэт, и изобретатель, и просто замечательные граждане, трудами которых развивался и наш город, и костромской край. Встреча состоится 15 февраля в 14 часов в Исторической библиотеке Дома Романовых (пр-т Мира, д. 71).

На литературный вечер «Невидимые миру слезы», посвящённый А. П. Чехову, 16 февраля пригласит костромичей Центральная городская библиотека (ул. Советская, д. 8).

Гости смогут совершить небольшой экскурс в мир Антона Павловича Чехова, непревзойденного мастера слова, драматурга с мировым именем, тонкого психолога, удивительно сочетающего в своих произведениях юмор и лиризм. Участники встречи познакомятся с интересными и малоизвестными фактами из жизни и творчества писателя, откроют новые грани биографии, вспомнят его замечательные произведения. Литературная гостиная откроется в 14 часов.

Вход на все мероприятия в библиотеки города свободный.

Источник информации: пресс-служба Администрации города Костромы

  • Февраль 14, 2020
  • Автор NovostiKOS

Как проходят богослужения

Собор Воскресения Христова открыт с 7:30 до 20:00 ежедневно. Божественная литургия совершается в 8:30, всенощное бдение — в 17:00. В праздничные и воскресные дни служат две литургии в 6:30 и в 9:30. В такие дни Вознесенский храм открывается раньше.

  • память освящения (обновления) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13/26 сентября);
  • великомученицы Екатерины (24 ноября/7 декабря);
  • святителей Василия Великого;
  • Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля).

Мы в контакте

  • 22 октября 2020 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 22 октября

22 октября 2020 г. «Анонсы православных событий»

Екатеринбург, молебен о даровании супруга, православный клуб знакомств, 24 октября 2020

22 октября 2020 г. «Анонсы православных событий»

Екатеринбург, ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы, 29 октября 2020

22 октября 2020 г. «Анонсы православных событий»

Нижний Тагил, панихида, 30 октября 2020

22 октября 2020 г. «Анонсы православных событий»

Псков, выставка, до 14 декабря 2020

С Лениным по соседству

Стройплощадка будущего кремля находится рядом с популярным у костромичей местом прогулок — городским парком, а также памятником Ленину, который по иронии судьбы когда-то был установлен на пьедестал, предназначавшийся для монумента в честь 300-летия дома Романовых. Хотя вождь мирового пролетариата почти целый век взирает на прохожих с высоты своего постамента, разговоры о его сносе не прекращаются. Новый виток слухов связан и со строительством кремля. Как рассказали «Известиям» в костромской епархии, вопрос об изменении статуса парка или о сносе фигуры Ленина епархия поднимать не будет в надежде, что решение о судьбе памятника в будущем вынесет общественность.

— Памятник Ленину как создателю советского государства — это часть нашей истории, — считает историк Наталья Майорова. — Нам не нужно ее вычеркивать, не нужно пытаться забыть те 70 лет, которые были. В любом историческом явлении есть и положительное, и отрицательное. И Ленин, и кремль — это символы своих эпох.

Стройплощадка кремля находится рядом с популярным местом прогулок — городским парком, а также с памятником Ленину, который был установлен на пьедестал, предназначавшийся для монумента в честь 300-летия дома Романовых

Пример такого соседства существует уже многие десятилетия — это Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина на Красной площади. Костромской кремль может стать еще одной иллюстрацией неразрывности двух эпох. Первое здание кремля — колокольня собора — будет достроена уже в августе. Далее на очереди — Успенский собор. В будущем туда планируют вернуть Феодоровскую икону Божией Матери. Полностью храмовый ансамбль Костромского кремля должен быть восстановлен в 2020 году, тогда же он откроется для прихожан и туристов.

Читать еще:  Православные в Риме повернутся спиной к творению Микеланджело

Дорогие братья и сёстры,
с большой радостью поздравляю Вас с самым светлым и значимым для всех нас праздником – воскресением Господа нашего Иисуса Христа!
Мы празднуем Его воскресение, Его победу над смертью, грехом, дьяволом и радуемся о нашем избавлении, спасении.
Мы прославляем Иисуса воскресшего и вновь грядущего!
Желаю Вам и Вашим близким
Божьего мира, радости, счастья и побед во Христе!

С братской любовью Андрей Ивков,
епископ Костромского объединения РЦ ХВЕ

Прогноз спада заболеваемости

За последние сутки в России выявлено 16 319 новых случаев коронавируса, выздоровели 9 704 человека. Таким образом, число зараженных выросло до 1 431 635 человек, а выздоровевших — до 1 085 608 человек.

Зафиксировано 269 смертей. За весь период в России от коронавируса умерли 24 635 человек.

В России на сегодняшний день проведено более 54,6 млн тестов на коронавирус, в том числе 374 тыс. за последние сутки. Под медицинским наблюдением остаются 316,5 тыс. человек.

  • Специалисты научной лаборатории Моделирования социально-экономических систем Научно-исследовательского объединения РЭУ им. Плеханова спрогнозировали, что в России заболеваемость коронавирусом пойдет на спад в первых числах ноября.

Фото: Илья Репин

  • Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков обратил внимание, что пандемия коронавируса стала беспрецедентным вызовом в системе здравоохранения и экономической сфере. По его словам, ситуация с COVID-19 стала дополнительным грузом для сектора экономики как в России, так и в мире.
  • Глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что ущерб российской туротрасли от отсутствия иностранных туристов в 2020 году составит 600 млрд рублей от ежегодного оборота отрасли в 3,7 трлн рублей.
  • Депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается разрешить во время введенных особых режимов проводить митинги и собрания при условии использования средств индивидуальной защиты.
  • Вирусолог Александр Чепурнов, дважды переболевший COVID-19, заявил, что коронавирус вызывает у пациентов странные ощущения мертвых участков в области горла — дискомфорт сохраняется даже после выздоровления.

Фото: 1tv.ru

Кострома

Город прославился ювелирным, иконописным, текстильным и другими промыслами

Название

Кострома́
«Костра́» (или «костри́ка») в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания.
Жители: костромичи́, костроми́ч, костроми́чка.

Общие данные

Основан: 1152 г.

Население: 277 648

Почтовый индекс: 156XXX

Телефонный код: +7 4942

Время: UTC+3

Происхождение названия

Не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия города. Очевидно, это гидроним: название образовано от реки, на которой он стоит. «Костра́» (или «костри́ка») в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания.

В словаре Фасмера этот топоним связывается с восточнославянским ритуальным персонажем, представлявшим собой соломенную куклу, которую символически сжигали во время летнего обрядового цикла — в Семик или Петров день («похороны Костромы»).

Существует также версия финно-угорского происхождения названия: фин. kosto — месть, фин. maa — земля, «Земля возмездия». Однако выделение форманта -ма в ряде случаев спорно, а основа костр- нетипична для дорусской гидронимии этого края. Однако, население этих земель было финно-угорского происхождения (меря).

Одно из толкований приводит Л. Скворцов. Ссылаясь на то, что в древних летописях слова «костр», «кострома», «кострума» обозначают вообще укреплённое место, он полагал, что это общее название крепости осталось за возникшим городом.

С этим предположением перекликается спорная версия, выдвинутая князем А. Козловским, который выводил название города по аналогии с географическим положением замка Kострум (впоследствии город Таллин).

Но тот же автор выдвигает и иную версию возникновения названия — от заготавливаемого зимою на берегах рек большими «кострами» леса, сплавляемого весною из Буевского и Костромского уездов.

Статус исторического

Кострома основана в XII веке, а в XIII веке стала центром удельного княжества. Исторический центр города в основном сохранил образцовый в своём роде ансамбль эпохи классицизма конца XVIII—XIX в.

Из памятников допетровской эпохи наиболее интересны комплексы Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей. Город входит в список поселений, имеющих официальный статус «исторических», и традиционно включается в «Золотое кольцо России».

День города в Костроме отмечается во вторую субботу августа.

Текстильный центр

C середины XVIII века началось развитие Костромы как текстильного центра: в 1751 году купцом И. Д. Углечаниновым была построена первая полотняная фабрика.

По объёму производимых льняных тканей Кострома быстро вышла на первое место в России. Здесь также действовали 12 кожевенных и 18 кирпичных заводов, 6 суконных мануфактур, колокололитейный, изразцовый и другие заводы. Кострома стала крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути.

Водопровод

В 1870 году в Костроме построен первый водопровод, в 1891 году открылся музей древностей. В 1894 году в Костроме насчитывалось 36 церквей. В 1895 году в Костроме построено первое пятиэтажное здание (общежитие для рабочих и служащих Товарищества Ново-Костромской льняной мануфактуры).

Ремёсла костромичей

Кострома — очень старинный город, всего на 5 лет моложе Москвы. Он удобно расположен с точки зрения развития торговли и конечно здесь активно развивались различные направления ремёсел.

Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря

Из всех, самыми известными сегодня стали — ювелирное дело, текстильное, иконопись и деревообработка. Славится Кострома резными наличниками и ювелирными изделиями. Слово «лён» издавна ассоциируется с «костромской».

Читать еще:  Персоналу госпиталей Брюсселя запретят носить на работе религиозные символы

Кроме этого в Костромской губернии успешно:

  • варили мыло;
  • обрабатывали кожи;
  • варили соль;
  • шили знатную обувь;
  • ковали железо;
  • гончарили.

Было развито лоскутное шитьё, вышивка, роспись по дереву, резьба по дереву, плетение из бересты. Известно Галичское кружево.

При археологических раскопках в центре современного города найдена лепная керамика середины — второй половины I тысячелетия. Концом XI века датируются найденные археологами находки на месте первого костромского кремля: стеклянные женские браслеты и металлическое писало для берестяных грамот и вощёных дощечек.

Церковь во Имя Всемилостивого Спаса в Гостином дворе (Спас в Рядах)

К середине XVII в. Кострома по своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом Русского государства с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством.

Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр, в городе была учреждена английская фактория. Во второй половине XVII века в Костроме сформировалась выдающаяся школа фресковой и иконной живописи.

Художественный музей в Костроме

Мастера-отходники далеко распространили славу о талантах костромских строителей и художников. Костромские росписи украшали мебель и дома в разных губерниях России.

История города

Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. Устанавливая дату возникновения города, В. Н. Татищев пользовался различными источниками, которые до нашего времени не дошли.

По-видимому, историк В. Н. Татищев, выдвинувший предположение об основании Костромы в 1152 г. Юрием Долгоруким, был близок к истине. О том, что Долгорукому был знаком этот край, есть летописная запись о его походе Волгой на судах от Ростова Великого в землю казанских болгар.

«Беседка Островского» на набережной Волги (1956)

Основание в XII веке на костромской земле города с южным названием Галич является ещё одним свидетельством активного освоения земель южнорусскими славянами.

Гипотеза о том, что Кострома была заложена в XII веке на возвышенном месте у реки Сулы, близ впадения её в Волгу, помимо находок археологов подкрепляется и тем, что древнейшая Фёдоровская церковь города, известная с XIII в., стояла именно здесь.

Набережная Волги и пристани пассажирских судов

Первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо.

В XIII—XIV веках вокруг Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. Концом XIV века датируется четвёртая московская берестяная грамота, в которой упоминается Кострома.

В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

Квасные ряды

В 1565 году, когда царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней и относился к ней до февраля 1567 года.

В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II.

В Ипатьевском монастыре в 1613 году был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и, таким образом, Кострома стала «колыбелью» царской и императорской династии Романовых.

В 1767 году Екатерина II учредила герб Костромы с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Кострому.

Здание мужской классической гимназии на Всехсвятской улице. Начало XX века (?)

С 1778 года Кострома стала центром Костромского наместничества. В 1781 году Екатерина II утвердила генеральный план застройки Костромы, по которому были засыпаны оборонительные рвы, срыты земляные валы, началась застройка города торговыми рядами и гражданскими зданиями.

10 рублей (2002 год) — памятная монета серии Древние города России

В декабре 1796 года указом императора Павла I город стал центром созданной Костромской губернии. В 1797 году Павел I побывал в Костроме.

В 1858 году в Кострому приезжает император Александр II и императрица Мария Александровна, а летом 1881 года — император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и наследником Николаем.

Здание Присутственных мест — резиденция администрации и Думы города

В составе СССР

14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Кострома теряет статус губернского города и включается в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области.

Индустриализация выразилась в форсированном развитии предприятий текстильной, лёгкой и деревоперерабатывающей промышленности, а также текстильного машиностроения.

По проекту инженера И. Д. Зворыкина строится льнофабрика, на которой были механизированы трудоёмкие процессы. Строительство производственных корпусов и жилых зданий для рабочих было закончено в 1935 году, в 1936—1938 годах осуществлялись работы по монтажу оборудования.

Памятник Юрию Долгорукому на Советской площади

В годы Великой Отечественной войны в Кострому были эвакуированы госпитали, военные училища и гражданское население. Близ Костромы осенью 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая дивизия. Тысячи костромичей за подвиги на фронте и тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.

Читать еще:  Освященный Собор РПСЦ избрал нового старообрядческого митрополита Московского и всея Руси

Кострома сегодня

В наши дни в Костроме хорошо развит туризм, есть немало музеев, где хранятся изделия русских народных ремесленников.

Основные музейные учреждения Костромы: историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, музей-заповедник деревянного зодчества «Костромская слобода», музей природы, музей театральных костюмов, художественная галерея. Действуют частные музеи: музей ювелирного искусства, музей-усадьба льна и бересты, Терем Снегурочки и другие.

Герб Костромы

Кострома — старинный центр текстильной промышленности (главным образом, льняной). Наиболее известны льнокомбинат имени И. Д. Зворыкина, Большая Костромская льняная мануфактура, фабрика «Ремённая тесьма».

Кострома известна ювелирным производством, в городе действует целый ряд предприятий по изготовлению ювелирных изделий.

architectstyle

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Храм Воскресения Христова на Дебре

Любой, кто приезжает в древний русский город Кострому на автомобиле по мосту через Волгу, ширина которой достигает здесь 600 метров, не может не обратить внимания на великолепную церковь, являющуюся выдающимся памятником русской художественной культуры XVII века.

Храм Воскресения Христова на Дебре – один из тех памятников искусства, без которого невозможно представить себе облик старинной Костромы и в полной мере изучить её художественную культуру.
Более трех с половиной столетий назад талантливые зодчие, замечательные иконописцы, мастера стенного письма создали удивительной, редкой красоты церковь в честь главного православного праздника – Воскресения Христова – Пасхи.

Слова в названии церкви – «на Дебре», указывают на то, что в древности здесь рос дремучий лес. В Костроме существовало две «дебри» — верхняя, располагавшаяся на горе на крутом берегу Волги, и нижняя – под горой. Ни нижней Дебре и была построена Воскресенская церковь.

Первый деревянный храм был построен здесь еще в XIII веке костромским князем Василием Ярославичем (1248 – 1276 гг. правления), младшим сыном великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича.

Рисунок В. П. Верещагина (1896 г.):

Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре, где еще с XV века начал формироваться посад. Он вел широкую торговлю кожами и входил в состав московской Гостиной сотни. Согласно преданию, деньги на строительство церкви были получены чудесным образом, когда вместо красок, заказанных Кириллом Исаковым в Англии, в одном из бочонков оказались золотые монеты, которые и были пожертвованы на возведение храма.

Постройка церкви была завершена в основном к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан артелью костромских художников во главе с Василием Запокровским и Гурием Никитиным. В 1650 году храм был освящен.

Пятиглавый кубический объем храма на подклети имел позакомарное покрытие. На галерею храма ведут три крыльца с шатровыми завершениями.
В конце XVII века фасады церкви были расписаны «брильянтовым рустом» (покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и травами, благодаря чему храм стал более живописным.

Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.):

Эта раскраска храма просуществовала до 1990-х годов, когда фасады окрасили в одинаковый цвет с разделкой «под кирпич».

Одновременно с храмом были сооружены миниатюрные Святые врата с арочными проемами. Они украшены белокаменными вставками с миниатюрной резьбой и изображениями льва, единорога, сирены, пеликана (неясыти пустынной), раздирающего свою грудь, чтобы насытить ею птенцов, и двуглавого орла.

Изображения эти не случайны, носят символический характер и связаны с праздником Воскресения Христова: лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем храма; единорог символизирует чистоту и девственность.

Как и церковь, Святые врата имели полихромную раскраску, не сохранившуюся до нашего времени.

Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.):

В архитектурном отношении храм чрезвычайно интересен.
Основной его кубический объем увенчан величественным пятиглавием.

Декоративное оформление фасадов храма насыщенно и разнообразно: профилированные карнизы, полуколонны на фасадах четверика и наличниках окон, ширинки с декоративными вставками, закомары, висячие гирьки, резные белокаменные вставки, чешуйчатые и черепичные главы.

Кажется, что в оформлении фасадов безвестные зодчие собрали все элементы декора, применяемые в середине – второй половине XVII столетия. И все это великолепие смотрится гармонично и празднично.

В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, представляющая собой большую художественную ценность.

В 1870-х годах стены и своды галереи храма были расписаны масляной живописью, скрывшей первоначальную фресковую роспись 1652 года.

Но часть этих фресок была раскрыта в 1958-1961 годах художниками-реставраторами В. Е. и Д. Е. Брягинами.

Создается такое впечатление, что главной целью оформителей храма было напугать прихожан.
Так, по сторонам от западного портала на стенах изображены ангелы со свитками, записывающими имена всех входящих на службу и выходящих из церкви прежде окончания литургии.
И самыми яркими и интересными являются фрески, на которых демонстрируются сцены мучений грешников (видимо и тех, ктто не дождался окончания литургии) в аду.

Единый ансамбль с Воскресенским храмом ныне составляет колокольня Знаменской церкви (и эта церковь и ее колокольня были уничтожены в 1930-е годы, но многоярусная колокольня, построенная в начале XIX века, была восстановлена в своем первоначальном виде в конце 1990-х годов по проекту
архитеркора-реставратора А. С. Васильева).

О храме Воскресения Христова на Дебре можно писать еще много. Но пока что ограничимся этим кратким очерком.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector