0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт

Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт

В настоящее время крупнейшим общественным деятелем, представляющим еврейскую общину России на мировом политическом поле, является Пинхас Гольдшмидт. Биография его и легла в основу этой статьи. Являясь президентом Конференции европейских раввинов, объединяющей в своих рядах представителей более сорока государств, он прилагает все свои силы к искоренению антисемитизма – отвратительного пережитка минувших веков.

«Печально, когда не можешь два слова добрых сказать на могиле»

Главная синагога Москвы закрыта, но ее раввин продолжает изучать Тору и молиться за здоровье прихожан. Что ярче отпечатается в людской памяти, коронавирус или Вторая мировая, и кем был неоднозначный и неординарный Зиновий Коган?

Жена застряла в Канаде

— Адольф Соломонович, как Вы проводите карантин?

Утром, как обычно, помолился, выпил кофе, иду к книжным полкам… Изучаю недельные главы Торы, читаю комментарии, в которые раньше не достаточно глубоко вникал. Часа два на это уходит. Еще у меня есть массажная автоматическая кровать. Где-то на 40 минут ложусь, включаю музыку.

— Какие жанры предпочитаете?

Классику, инструментальные произведения, «Песни нашего века».

— Жена с Вами?

Нет, она застряла в Канаде. Полетела на 10 дней внучек повидать, а тут всё перекрыли. Но я не одинок, они постоянно звонят, пишут. С родственниками, друзьями и знакомыми я тоже постоянно на связи. Многие просят помолиться за кого-либо. Молюсь, читаю Теиллим (псалмы).

— Как и когда Хоральная синагога перешла на карантин?

До 20 марта миньян был каждый день. Потом решили закрыть, чтобы не рисковать. Как раз уже появилось сообщение, что раввин синагоги на Бронной Ицхак Коган серьёзно заболел. В Песах поминальную молитву «Изкор» мы перенесли на будний день. Оля Есаулова, пресс-секретарь МЕРО, позвонила: «Давайте сделаем по Zoom?» Я не сразу смог подключиться, но получилось, слава Б-гу. Я, наш молодой кантор и раввин Пинхас Гольдшмидт прочитали молитву. Я прочитал молитву за раввинов и за многих прихожан, у меня целый список, около 20 тысяч человек. Кантор прочел за 6 миллионов погибших и за солдат Израиля.

Главный раввин с женой и внучатый племянник Льв Кац

— Сейчас идут споры между представителями разных поколений: «Этот ваш коронавирус — ничто по сравнению с тем, что мы пережили…» Как с такими ощущениями у вас?

Понимаете, всё мое детство прошло в военные годы, хотя жили мы на Дальнем Востоке. Мне было 4 года, когда началась война. Там рядом Япония, враждебная страна. Всем живущим в Хабаровском крае и в Биробиджане приходилось жить с затемненными окнами. Люди пользовались керосиновыми лампами. Постоянно кто-то получал похоронку с фронта, а потом стали появляться люди без рук, без ног, которые из госпиталя приехали…

Победили Германию, и через пару месяцев война с Японией, гонят войска, квартируются в Биробиджане. Жизнь была трудная, продукты по карточкам, дефицит постоянный. Постоянно было ощущение, что может что-то нехорошее случиться. А ты всё равно живешь надеждой, что это закончится, и обязательно закончится победой.

Руцкой на проводе

— На прошлой неделе скончался Зиновий Коган. Каким он Вам запомнился?

Мы с ним познакомились лет 45 тому назад. По-моему, он тогда занимался в подпольной группе раввина Элиягу Эссаса. В Хоральную синагогу приходил на праздники, но тесного общения у нас ещё не было. Когда я в 1980 г. вернулся из Венгрии после учебы в ешиве, Зюня постоянно стал приходить. В начале 90-х он активно продвигал идею создания реформистской общины.

— Что его на это подвигло?

Было громадное количество молодых ребят, которые ни малейшего понятия не имели ни о религии, ни о еврейской культуре. К примеру, приходят в синагогу мальчик с девочкой, а девочку отправляют наверх, в женское отделение. Их это отпугивало. А Коган стал пытаться привлекать в синагогу молодежь, он тогда уже активно общался с американскими реформистами и начал прогрессивные идеи продвигать.

Зиновий Коган (слева) с главным раввином России А. Шаевичем

— Кем он был по образованию?

Окончил инженерно-строительный институт, на Сахалине бывал. Когда собирались у меня дома компанией в 10-20 человек, все под столом лежали, когда Зюня начинал рассказывать про свои похождения на Сахалине. Рассказчик он был фантастический. К нему, когда он работал в синагоге на Поклонной горе, ходила масса людей.

— Он был общественником по натуре, да?

— Но не раввином?

Коган учился какое-то время у Элиягу Эссаса, полученных знаний ему было достаточно. Помните историю про похороны защитников «Белого дома»? 1991 год, из раввинов — только я и Хаим Левитис в Питере. Мне позвонили из Совета по делам религий, не помню имени, но кто-то из заместителей председателя. Сказали, что похороны будут в субботу и что это государственное дело. Я ответил, что в субботу никак не могу. На том конце провода спрашивают: «И как быть?». Говорю: «Вообще-то есть у нас реформистский раввин».

— Так это вы Когана предложили, получается.

Через 20 минут мне лично позвонил господин Руцкой, тогда вице-президент: «Адольф Соломонович, это государственное дело! Что вы там выдумываете?» Я объясняю: «Александр Владимирович, если я приеду и прочту поминальную молитву в субботу, то в воскресенье уже перестану быть раввином. Вот номер телефона коллеги моего, Зиновия Когана, он реформистский раввин, ему можно». Тут же позвонил Зюне и говорю: «Такая ситуация, давай». Зюня через какое-то время перезвонил: «Да, вот мне позвонил Руцкой, я сначала повыкобенивался, потом согласился». И Коган поехал.

— Для него это была та самая минута славы. Он вам был благодарен?

Не думаю. Но, во всяком случае, его узнали.

Активист в Минюсте

— Потом Зиновий Коган занял ключевую должность в КЕРООР.

В 1991 году распался СССР. У нас же была всесоюзная еврейская организация ВСЕРО. У других конфессий уже стали создаваться свои объединения, а мы еще чесались несколько лет. И в 1993 году мы создали КЕРООР. Кроме Зиновия Когана не было в Москве таких личностей, которые жили бы и религиозной и нерелигиозной жизнью. Была масса еврейских активистов, которым синагога была не интересна. А Зюне было интересно, он был знаком с очень многими людьми, и его многие узнали за эти годы. И желание сделать реформистскую общину тоже сыграло свою роль.

Он ездил по городам, организовывал общины, помогал строить, помогал готовить документы для регистрации в Минюсте. Этим он занимался очень активно. И его везде очень хорошо принимали. Но Зюня, конечно, мог и переусердствовать – участвовал во всевозможных пресс-конференциях по религиозным вопросам, при этом не всегда имея достаточную подготовку. Бывало, что говорил не совсем верные вещи. Очень меня просил на эту тему с ним поговорить р. Гольдшмидт, да и сам тоже беседовал с ним. Но Зюня, к сожалению, никак не реагировал.

Главный раввин России А. Шаевич вспоминает неоднозначного и неординарного Зиновия Когана на кухне своей квартиры

— Получается, религиозной организацией управлял хороший человек, который не совсем был в теме. А потом появились претенденты на должность; и деятельные, и религиозные?

Именно так. За Коганом оставили возможность представлять общину в межрелигиозных организациях. Он входил в межрелигиозный совет России. Его приглашали на все мероприятия: православные, мусульманские, буддистские. Меня куда-нибудь приглашают, а у меня температура. Звоню: «Зиновий, иди туда». Шел, выступал. Зюня с удовольствием везде принимал участие. Он был очень общительным, его ценили. Он очень искренне к этому относился, и далеко не по долгу службы. У него огромное количество друзей среди православных, мусульман, буддистов. И как с человеком с ним всегда интересно было. Неординарная личность.

Читать еще:  Лютеранская церковь Швеции лишилась за четыре года двухсот тысяч верующих

— Когда вы узнали о его смерти?

На исходе субботы. Прочел «Авдалу», включил телефон. Первое сообщение — Зиновий умер. Оказалось, за неделю до того его увезли с сердечным приступом на скорой помощи. А я ничего не знал, никто ничего не сообщал! И вот он в пятницу днем умер, не смогли вытащить. Понятно, что все мы смертны, но когда ты не можешь два слова добрых сказать на могиле, прочесть кадиш, это ещё печальнее.

Паломничество хасидов в Умань: Зачем евреи едут в Украину

В этом году ожидается приезд в Умань более 30 тыс. паломников из разных стран мира. Они будут традиционно шумно отмечать 5777-й Новый год

Сергей Звиглянич

Сергей Звиглянич

В этом году ожидается приезд в Умань более 30 тыс. паломников из разных стран мира. Они будут традиционно шумно отмечать 5777-й Новый год

Ежегодно в сентябре традиционное спокойствие и размеренность в Умани сменяются на шум, гам и веселье – в город приезжают паломники-хасиды. Умань — небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. Однако для хасидов Умань в первую очередь – место одной из самых почитаемых святынь, место ежегодного массового паломничества.

Хасидизм

Могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского) в Умани привлекает в город десятки тысяч сторонников хасидизма. Они считают своей обязанностью побывать хотя бы раз в своей жизни на могиле цадика Нахмана. Они также считают, что если они встретят Новый год Рош Ха-Шана возле его могилы, то следующий год будет очень счастливым для них.

Кем был столь почитаемый цадик Нахман, и что такое хасидизм вообще?

Хасидизм (переводится как «праведность») — это некое ответвление иудаизма, которое зародилось в Польше в 17 веке и очень быстро охватило значительную территорию, включающую почти всю Украину. Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей может быть ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев.

Хасидизм отвергал все ритуалы и даже посещение синагоги. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, основатель брацлавского хасидизма. Нахман был правнуком того самого основателя веры хасидов Бешта.

Будущий цадик Нахман родился в 1772 году в том же городке Меджибож. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

По еврейским обычаям, еврейский ребенок достигал совершеннолетия к 13 годам, по достижению этого возраста он имел право вступать в брак. Поэтому Нахмана к четырнадцати годам женили на дочери состоятельного землевладельца из Гусятина. Когда тесть скончался, Нахман переехал в городок Медведовка и именно там принял сан цадика. Тут же, в Медведовке, цадик Нахман начинает всерьез формировать свою систему виденья веры и в результате начинает проповедовать свои идеи. Местные евреи быстро прониклись пониманием к проповедям молодого цадика и вскоре выбрали его своим ребе — учителем, хотя цадику Нахману к тому моменту не исполнилось и 20-ти лет. Цадик Нахман проповедовал, что молитва не должна быть удручающей, произносить ее нужно вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем. Кроме того, цадик Нахман рекомендовал своим прихожанам отступить от зазубренных с детства глав Торы и молиться «сердцем» на родном идише, а не на иврите, как это заведено в классическом иудаизме. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Посетив в Израиль, цадик Нахман занимается изучением Каббалы и знакомится с самыми известными богословами того времени. Перезимовав в Святой Земле, Нахман возвращается домой и, поселившись в Немирове, начинает проповедовать хасидизм среди своих многочисленных учеников. Однажды, будучи в Умани, он посетил еврейское кладбище, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. Цадик Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь.

Цадик Нахман печально прожил последние годы: в один год умерли от туберкулеза двое его сыновей, потом — жена. Сам Нахман тоже был сражен этим смертельным на то время недугом. Дом цадика в Брацлаве сгорел дотла в 1810 году, и тогда Нахман отправился жить в Умань. Последняя проповедь цадика Нахмана была приурочена к Новому году по иудейскому календарю, в которой он завещал последователям приезжать на его могилу в Умань. Через месяц цадика Нахмана не стало.

В Советские времена еврейское кладбище в Умани, где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали ни под каким видом. Синагогу цадика просто разрушили до основания. Да и самим хасидам пришлось в те времена несладко: их репрессировали, они погибали на войне, были вынуждены эмигрировать из страны. Немногочисленные паломники приезжали на могилу Нахмана с 1988 года, когда на молебен прибыли 200 брацлавских хасидов. Уже после 1991 г. на это место стали регулярно приезжать хасиды со всего мира, окрестные дома были ими частично или полностью выкуплены. Ситуация улучшилась в 1994 году. Примерно в это же время здесь построили одну из крупнейших синагог, гостиницу для хасидов, микву и организовали международный центр брацлавских хасидов. В планах — строительство самой большой в мире синагоги на 5 тыс. чел.

Традиции

Рош-ха-Шана, как называют этот праздник, евреи празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю. В этом году иудейский новый год Рош-ха-Шана приходится на 2-3 октября. Аккадское название «тишрей», видимо, происходит от корня «шеру», что означает «начинать». Среди древних семитов было обычным относить начало года ко времени сбора позднего урожая, то есть к осени.

В первый вечер Рош-ха-Шаны принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб, над которым была произнесена бенедикция, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует также обычай на Рош-ха-Шана есть яблоки с медом.

Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые во время Рош-ха-Шаны, должны содержать десять библейских текстов, в которых вспоминают Бога как царя, десять текстов, в которых упоминается Бог как таковой, что помнит все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош-ха-Шаны: в него трубят в ходе утренней молитвы.

С Рош-ха-Шаны начинается десятидневный период — «дни трепета» (йомим ха-нора), который завершается Йом-Кипур — днем всепрощения, искупления. У верующих есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом-Кипур Божественное решение окончательно утверждается, и определяется судьба человека на ближайший год.

В дни празднования иудейского Нового года евреи просят у ближних прощения за нанесенные обиды и желают друг другу быть записанными Всевышним в Книгу жизни в следующем году. Во время утреннего собрания в синагоге трубят в шофар (бараний рог), звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся.

В дни Рош-ха-Шаны особое внимание уделяется всевозможным знамениям и природным катаклизмам. Раввины считают, что в эти дни знамения имеют особый смысл.

Паломничество

Хасиды приезжают в Умань целыми общинами, вместе с детьми. Некоторые хасиды, обычно, приезжают несколько раз за жизнь, некоторые ежегодно. Это все зависит, прежде всего, от финансовых возможностей приезжих. Те евреи, которые не имеют средств на поездку в Украину, обращаются за помощью к специальным структурам Израиля, которые занимаются благотворительностью. Они оплачивают проезд общине, предоставляют им пищевой паек и средства на аренду жилья в Умани.

Читать еще:  Синоды католических мирян призвали ввести женское священство и отменить целибат

Первые паломники начинают приезжать в Умань еще за неделю до Рош-ха-Шана, который проходит 2 дня подряд в еврейском месяце тишрей (сентябрь или октябрь). В основном это хасиды с достатком, которые могут себе позволить находиться в Умани более одной недели. Сейчас в Умань уже прибыли первые 2,5 тысячи паломников.

Массовое паломничество начинается примерно за 4 дня до праздника Нового года. Хасиды прибывают автобусами из аэропортов Одессы и Киева в течение этих 4 дней. Автобусы прибывают на улицу Челюскинцев, где формируется своеобразный КПП. Это место тщательно охраняется представителями полиции. У приезжих проверяются документы и наличие запрещенных вещей. Здесь же собираются и местные жители, которые желают заработать деньги на паломниках. Они предлагают хасидам услуги по перевозке багажа к улице Пушкина, где происходит общий сбор, или же сразу к квартирам или домам, сданным хасидам в аренду на время праздника. Цены в городе, ясное дело, вырастают в эти дни в несколько раз.

На КПП также находятся представители еврейской организации, которая организовывает их приезд в Умань. Они проводят учет приезжих и помогают представителям силовых структур с переводом с русского на иврит. После отметки хасиды двигаются вверх по улице Белинского к улице Пушкина, где они собираются своими общинами. Так как отель, который специально строили для паломников-хасидов, не работает, то все приезжие вынуждены искать себе временное жилье у местных жителей.

Цены на жилье отличаются от места расположения дома, этажа и условий проживания. Самым дорогим жильем являются квартиры во многоэтажных домах, которые расположены непосредственно возле могилы цадика Нахмана или синагоги. Немного дешевле стоит аренда частных домов вокруг центра сбора. Наиболее предпочтительны для хасидов дома по улицам Пушкина, Белинского, Софьи Перовской и Кулика. Жилье, расположенное дальше, а это в микрорайонах Новая Умань и Лысая Гора, улицы Восточная и Садовая, ценится значительно дешевле, спрос на него не так велик. Следует отметить, что квартиры выше 5 этажа также стоят значительно дешевле, даже если дом находится возле могилы или синагоги. Ведь в период празднования Рош-ха-Шана хасидам запрещается пользоваться всеми достижениями цивилизации, в том числе и лифтом.

Проблемой хасидов является неудобство маршрута. Они прилетают в Украину в аэропорты Киева и Одессы, а затем двигаются автобусами до Умани. Из-за этого они тратят больше времени и денег на путешествие. Другой проблемой для паломников является проживание в Умани. Средствами еврейских организаций в городе был построен отель Шаарей Цион, но он не может вместить всех желающих. Позже был построен новый большой дом, который переоборудовали под квартиры местных жителей. Паломники вынуждены самостоятельно или через местных посредников искать себе временное жилье, которое часто оказывается неудобным и излишне дорогим. На сегодня существует проект строительства в Умани большого паломнического центра, который будет включать в себя отель, синагогу и различные вспомогательные структуры.

Проблемы, связанные с паломничеством хасидов – это, прежде всего, засоренность города. Ведь в Израиле жителям строго запрещено мусорить, за это они платят большие штрафы. Приезжая в Украину, где законы не так щепетильны, евреи позволяют себе мусорить где угодно. Во время празднования Нового года городские службы не успевают убирать улицы города. Кроме этого хасидская организация, которая занимается организацией паломничества в Умань, нанимает местных жителей для того, чтобы они убирали улицы города.

Творчество

В 1978 году рав Лау опубликовал книгу ‏ יהדות הלכה למעשה‎ ‏‎ («Практика иудаизма»), которая неоднократно переиздавалась, была переведена на шесть языков, в том числе и на русский.

Лау занимался галахическими, моральными и религиозно-этическими проблемами современной медицины, в том числе искусственного оплодотворения, чему посвящена значительная часть его трудов в сборнике респонсов и статей на религиозные темы ‏ יחל ישראל‎ ‏‎ («Упование Израиля», в 2-х томах, 1993); в 2003 году вышел в свет третий том, основанный на прочитанных им в разных странах лекциях и на галахических постановлениях, принятых при его участии.

В 2005 году р. Лау опубликовал воспоминания ‏ אל תשלח ידך אל הנער‎ ‏‎ («Не поднимай руки на отрока»), где подробно рассказал о годах детства в гетто и концлагере. Книга сразу после выхода в свет стала бестселлером.

В 2008 году вышла книга ‏ הנחת יסוד: 100 מושגים ביהדות‎ ‏‎ (букв. «Заложение основ: 100 понятий иудаизма»), в которой объясняются основные понятия иудаизма.

Главный совет раввинатов

Главные раввины также возглавляют Совет главного раввината. Эти раввины обычно назначаются главными раввинами крупных городов или регионов Израиля.

Среди функций совета — выдача сертификатов кошерности, назначение раввинов, способных проводить свадебные церемонии, назначение раввинов городов и назначение религиозных судей, которые могут сидеть на Бет Дин .

Действующие члены совета:

  • Раввин Давид Лау — главный раввин ашкенази
  • Раввин Ицхак Йосеф — главный раввин сефардов
  • Раввин Шимон Элитув — главный раввин регионального советаМатехБиньямин
  • Раввин Шмуэль Элиягу — главный раввин Цфата , сын бывшего главного раввина Мордехая
  • Раввин Элиэзер Симха Вайс — Раввин Кфар Хароэ
  • Раввин Ицхак Довид Гроссман — главный раввин Мигдаль ха-Эмек
  • Рабби Иегуда Дери — Главный раввин Вирсавии , брат члена Кнессета , Арье , связанные с главным раввином Шломо Амар браком
  • Раввин Ицхак Леви — главный раввин Нешера
  • Раввин Ратзон Аруси — главный раввин Кирьят Оно
  • Раввин Ицхак Перец — главный раввин Раананы
  • Раввин Ицхак Ралбаг — бывший председатель совета раввината Иерусалима и родственник по браку с главным раввином Давидом Лау
  • Генеральный раввин Эяль Карим — главный раввин Армии обороны Израиля
  • Раввин Яаков Ройза — районный раввин в Бат-Яме / ЗАКА
  • Раввин Арье Штерн — Главный раввин Иерусалима
  • Раввин Яаков Шапира — Рош ешиваМерказ ха-Рав , сын бывшего главного раввина Авраама

Бен-Цион Меир Хай Узиэль (1880–1953)

Первый сефардский раввин государства Израиль, выдающийся знаток еврейских религиозных законов (Галахи) Бен-Цион Меир Хай Узиэль (1880–1953) считал, что неевреи, приехавшие в Эрец-Исраэль и желающие пройти гиюр, имеют право на более толерантное отношение со стороны членов раввинского суда (даянов), чем неевреи в других странах.

Об этом заявил внук выдающегося раввина, писатель и журналист Меир Узиэль, выступая 10 марта в Тель-Авиве перед участниками ежегодного съезда преподавателей Института изучения иудаизма, ведущего учреждения, осуществляющего процесс подготовки неевреев – граждан Израиля к гиюру в десятках городов страны, а также в учебных пунктах ЦАХАЛа. Меир Узиэль обнаружил рукописи своего деда, посвященные этому вопросу, разбирая семейный архив.

По словам Меира, статьи первого сефардского раввина на данную тему не были опубликованы, так как противоречат официальной позиции раввината Израиля, согласно которой нееврей, желающий стать частью еврейского народа, должен соблюдать все основные заповеди и традиции иудаизма.

Кроме того, будущий гер должен подтвердить свое стремление документально (справка из синагоги, рекомендации «опекающей семьи», перевод детей в религиозные педагогические заведения и т.п), а также доказать в ходе теоретического экзамена, что он уже соблюдает на практике основные законы иудаизма (шабат, кашрут и т.п.).

Меир Узиэль обнаружил в архиве своего дела многочисленные ссылки на мудрецов Талмуда, которые, в частности, утверждали, что для еврея проживание на Святой земле равно по значимости соблюдению всех остальных заповедей Торы вместе взятых.

По мнению раввина Узиэля, нееврей по Галахе, приехавший в Израиль в составе еврейской семьи, в рамках Закона о возвращении также выполняет эту заповедь, «равную всей Торе», и заслуживает того, чтобы стать частью еврейского народа.

Кроме того, у ряда авторитетных раввинов есть мнение, что соблюдение всех заповедей иудаизма не является обязательным условием прохождения гиюра.

С другой стороны, по мнению мудрецов Талмуда, даже очень религиозные евреи, живущие за пределами Святой земли, «как будто отрицают всю Тору».

  • Будучи главным сефардским раввином Израиля, рав Узиэль все время занимался улучшением уровня образования сефардской общины.
  • Рав Узиэль считается более либеральным, чем другие раввины его поколения. В частности, он, в отличие от рава Кука, поддержал закон, дающий женщинам право голоса на выборах.
  • Он прилагал усилия к созданию единого молитвенника для ашкеназских и сефардских евреев, а также занимался решением проблемы единого способа убоя скота для различных общин.
  • Рав Узиэль считал, что следует идти навстречу желающим сделать гиюр в тех случаях, когда они «частично евреи» или часть еврейской семьи, и проводил соответствующую политику.

Израиль перед новым испытанием: волна репатриации на гребне пандемии (The Marker)

Верная своей позиции, партия НДИ продолжала продвигать закон изо всех сил. На заседаниях комитета внутренних дел шла подготовка ко второму и третьему чтению, но большую часть времени на заседаниях присутствовали только члены НДИ.

Читать еще:  Посол Шри-Ланки надеется принять участие в закладке храма Кришны в Москве

«Я пришла сюда, чтобы сказать, что боролась за этот закон в правительстве давно, и я уверена, что это один из самых важных законов для абсорбции и репатриантов», — сказала министр абсорбции Софа Ландвер на одной из встреч.

Представитель Минюста Авиталь Штернберг попросила немного умерить пыл, выдвинув предложение: «Возможно, чтобы чувствовать себя спокойней в этом вопросе, мы можем провести встречу через год и выяснить, увеличилось ли количество запросов на получение израильских паспортов».

«Что вас беспокоит?» — спросил ее Форер. «Я опасаюсь, что это станет просто бумагой, — ответила она, — я имею в виду людей, которые здесь не живут и хотят получить израильский паспорт». Но Форер настаивал: «Предположим, что из всех репатриантов будет 50 таких, кто в государстве Израиль от этого пострадает?»

Оставаться не планировали…

Ну что же, данные, которые мы имеем сегодня, через три года после принятия закона, показывают очень ясно, на чем тогда были основаны опасения многих сторон.

Далеко не 50 человек, а гораздо больше, с удовольствием воспользовались этим законом НДИ чтобы получить израильский паспорт, не собираясь при этом жить в Израиле.

Обратите внимание на цифры: в 2018 году в Израиль репатриировались 17 879 евреев из стран СНГ, но 7139 из них, а это около 40%, в настоящее время не находятся в Израиле. Пятая часть из них, около 1517 человек, покинула пределы Израиля уже в течение первого месяца после получения израильского паспорта. В Управлении народонаселения и миграции вам могут рассказать об адвокатах, которые специализируются на быстром оформлении паспортов. «Были случаи, когда к нам в офис приходил адвокат с целой организованной группой, собранной именно с целью получения израильского паспорта», — говорит сотрудник этого ведомства.

Вернемся к данным. В 2019 году из стран бывшего СНГ в Израиль приехали 22 683 человек. 9419 из них, около 41%, уже не здесь, из них 4301 человек просто взяли новый паспорт, пробыли здесь меньше месяца и исчезли.

Обратите внимание, что происходит в среде репатриантов из России: из приехавших в Израиль в 2018 году — 55% уже здесь не живут. Схожий показатель и в 2019 году — 53% иммигрантов уже не в Израиле.

В первом квартале 2020 года в Израиль официально репатриировались 2925 евреев из России. 1674 из них, то есть 57%, уже не находятся в Израиле.

Данные потрясают. Причина для всех ясна. Никто больше это не отрицает: лазейка в законе, с легкой подачи НДИ, превратила Государство Израиль в место легкой добычи израильских паспортов и для этого совершенно не обязательно становиться настоящими израильтянами.

Для правительства и сил безопасности уже ясно, что нынешняя ситуация не может продолжаться. В этом контексте сотрудники службы безопасности упомянули и о той прослойке, в чьи интересы входит получение израильского паспорта с целью изменения имени, чтобы с легкостью оставить свое прошлое, а иногда и свои серьезные проблемы, и путешествовать по миру, будучи совершенно новой личностью.

Экстренное совещание по этому вопросу, прошедшее около двух недель назад, было только первым шагом. Среди присутствующих был достигнут почти полный консенсус в понимании необходимости возвращения старого закона чем раньше, тем лучше. Не было ни одного мнения и ни одной причины, согласно которым можно было бы оставить положение дел таким, как сегодня. Продолжение, как видно, скоро последует.

Представитель НДИ ответил: «Закон распространяется на всех репатриантов, приезжающих в Израиль из многих стран, а не только из стран СНГ. Каждый репатриант становится гражданином Израиля, как и любой другой житель страны. Абсурдно просить репатрианта, уже получившего удостоверение личности и, к примеру, поступающего на службу в армию, ждать целый год для получения израильского загранпаспорта».

Комментарий адвоката Эли Гервица, президента крупнейшей в Израиле русскоязычной адвокатской коллегии, более 20 лет сопровождающего инвестиции российских бизнесменов в Израиле:

«Как вы обратили внимание, полиция была против поправки к закону из опасения, что Израиль наводнят „грязные» деньги и что уголовники смогут воспользоваться израильским паспортом — дарконом — в неблаговидных целях. Никакого подтверждения ни одного из этих тезисов даже не озвучивается — сенсацией является большой процент новых граждан, не проживающих в Израиле постоянно.

И заявление, что новые репатрианты получают даркон по приземлении в аэропорту в Израиле, не соответствует действительности. И законопроект был подан не в 2017, а в 2012 году, и был поддержан депутатами почти всех партий.

Но факты не всегда имеют решающее значение, и риск изменения Закона о паспортах есть. Изменить Закон о возвращении намного сложнее, но и в вопросе репатриации мы видим ужесточение подхода — консулов по репатриации только в августе лишили права выдавать визы так называемому „четвертому поколению» — несовершеннолетним внукам евреев, родители которых репатриируются в Израиль.

Но после того, как министр внутренних дел Израиля сказал на предвыборной встречи своей религиозной партии, что он не хочет видеть в Израиле таких новых репатриантов, удивляться закручиванию гаек не приходится».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Политическое фиаско ленинградского демократа

Председатель петербургского отделения партии «Яблоко» Борис Лазаревич Вишневский в политике уже очень давно, более 30 лет. Свой путь он начал в далеком 1988 году, когда вступил в ленинградский клуб «Перестройка», возглавляемый Анатолием Чубайсом. Позже Вишневский стал членом Ленинградского народного фронта, на осколках которого в 1993 году появится «Яблоко».

Активному и амбициозному Борису старшие товарищи прочили успешное политическое будущее. Однако запал Вишневского быстро сошел на нет, он не смог предложить российскому избирателю ничего нового — и тем более интересного. Даже в родном Санкт-Петербурге молодой политик так и не смог заручиться массовой поддержкой.

Он трижды баллотировался в депутаты Государственной думы, но безрезультатно. В Заксобрание Вишневский пробился только в 2011 году, пройдя по партийным спискам в тени главы фракции «Яблоко» Григория Явлинского. Но с тех пор как региональная руководящая должность в Петербурге перешла в руки Вишневского, «Яблоко» стало терять сторонников. Если на выборах 2011 года за партию проголосовали 12,5% петербуржцев, то в 2016 году уровень поддержки упал до 9%. Почему же горожане так не любят Вишневского, который позиционирует себя как градозащитника и борца за свободу?

«Жизнь моя была очень счастливой»

«В 75 лет я работала больше, чем когда-либо в жизни…» — вспоминала она. Посвятив свою жизнь одной главной цели, Голда Меир добилась ее. Но цена за это была высокой. Несгибаемая женщина признавалась: «В тех редких случаях, когда я из-за мигрени оставалась дома и не выходила на работу, дети, вне себя от радости, танцевали, распевая: „Нынче наша мама дома! Голова у ней болит!“ От этой песни голова не проходила, зато начинало болеть сердце. Но я уже к тому времени научилась, что ко всему можно привыкнуть, если надо, даже к вечному чувству вины».

Будучи матерью целой страны, трудно оставаться хорошей матерью для своих детей. Тем не менее сын и дочь Голды Меир выросли достойными людьми.

Организм, мобилизованный ради вечной борьбы, стал все чаще давать сбои. Голда Меир ушла из жизни в декабре 1978 года, спустя полгода после своего восьмидесятилетия.

«Жизнь моя была очень счастливой. Я не только дожила до рождения еврейского государства, но и видела, как оно приняло и абсорбировало массы евреев со всех концов земли», — подвела итог своему пути «мать Израиля».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector