0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Христа Спасителя

Содержание

Храм Христа Спасителя

Это главный Кафедральный собор России, второй по величине православный собор в мире (после собора святого Саввы в Белграде) и первый по высоте. Вообще храм Христа Спасителя можно назвать «храмом четырех монархов»: задуман при одном императоре, начат при другом, закончен при третьем и освящен при четвертом; а при новых властителях и вовсе разрушен.

Первый храм Христа Спасителя строили в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. В 1814 году прошел международный конкурс на проект церкви. Победил проект 27-летнего художника и лютеранина Карла Витберга.

В конкурсе участвовали Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди. Но только Витбергу удалось угадать желание императора Александра I создать храм, одушевленный религиозной идеей, и заставить камни говорить. Замысел архитектора был настолько гениальным, что граничил с безумием.

По сравнению с современным храм Витберга предполагался в 3 раза больше и включал пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн и пирамиду из трофейных пушек, памятники монархам и видным полководцам. Разместить церковь планировали на Воробьевых горах. А средства на строительство выделили огромные — 16 миллионов рублей от казны и народные пожертвования.

12 октября 1817 года заложили первый камень будущего храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Поначалу строительство шло бойко, но скоро темпы снизились. В итоге за 7 лет не удалось завершить даже нулевой цикл, а деньги уходили неизвестно куда (уже позже комиссия насчитала 1 миллион рублей растрат).

Были большие сложности с материалами: камень для строительства храма везли из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского на баржах по Москве-реке. Чтобы поднять уровень воды, построили плотину. Но во время работ засорили камнями поля, и владелец села Яковлев подал на Витберга в суд. Как известно, беда не приходит одна: по пути в Москву затонули баржи.

Пришедший к власти Николай I в 1825 году остановил строительство. Официальной версией стала недостаточная надежность почвы. Одновременно с этим началось судебное разбирательство — Витберг и руководители строительства были признаны виновными в растратах. В 1835 году архитектора сослали в Вятку, а его имущество конфисковали. Идеи Витберга с пирамидой и памятниками полководцам так и не были воплощены. Даже свезенные в Москву трофейные пушки остались лежать возле стен Арсенала.

Новый конкурс на строительство храма Христа Спасителя проводить не стали: в 1831 году Николай I лично определил архитектором Константина Тона. После истории с Витбергом важно было строить не гениально, а экономно. А Тон много раз получал премии за сокращение издержек.

Новое место для церкви Николай I выбрал лично — поближе к Кремлю. Для этого пришлось снести располагавшийся там Алексеевский женский монастырь и перевести монахинь в Сокольники. Работы шли 44 года, не останавливаясь ни на день, а на создание внутреннего убранства ушло 20 лет. Константин Андреевич Тон почти 50 лет провел в трудах по строительству главного храма России. Он умер, не дожив совсем немного до его освящения.

Церковь расписывали В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский. Скульптурные горельефы изготовили П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и другие именитые скульпторы. Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородино, Малоярославце. На стенах появился пантеон Святых заступников Руси — Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, Георгий Победоносец. Были среди горельефов и образы Богоматери — Смоленской, Владимирской, Иверской.

А в стенах нижней части храма Христа Спасителя поместили 177 мраморных плит, где были описаны все прошедшие сражения, перечислены состав войск, имена командования, убитых, раненных и награжденных. На стенах церкви можно было даже прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Новый храм получился огромным! Внутри могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Высота храма составила 103 метра, а диаметр главного купола — почти 30 метров. На колокольнях находилось 14 колоколов. Самый большой из них весил 1 654 пуда. А во время богослужения в храме могло находиться 7 200 человек.

В 1880 году у церкви появилось официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. А к 1881 завершили работы по устройству набережной и площади вокруг храма. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Но освещению церкви помешала гибель императора Александра II от рук террористов.

Освятили храм Христа Спасителя уже при Александре III. И новая церковь сразу стала центром многих культурных событий. Например еще за год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя впервые исполнили Увертюру Чайковского «1812 год».

Но современники церковь воспринимали неоднозначно. Тарас Шевченко сравнивал его с «толстой купчихой в золотом повойнике», Александр Чаянов — с тульским самоваром, Александр Герцен — с «пятиглавыми судками с луковками вместо пробок».

В январе 1918 года государство прекратило финансировать церкви. А 2 июня 1931 появилось распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Москвичи роптали, называя новый Дворец «чернильницей», но открыто против решения властей не выступали.

Читать еще:  Великий Пост начинается сегодня у православных христиан

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.

Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион —
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут —
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков — это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Идея Дворца Советов возникла из-за того, что в Москве не было подходящего помещения для сбора представителей Союзных республик. Объявили конкурс, на который представили 160 проектов.

Среди авторов были Ле Корбюзье, Гропиус, Мендельсон. А победил проект Бориса Иофана в любимом Сталиным классическом «большом стиле». Дворец высотой 415 метров должен был стать самым высоким зданием мира, а венчала бы его грандиозная статуя Ленина. Один только указательный перст вождя вытягивался вперед на 6 метров, а длина ступни достигала четырнадцати! Проект был монументальным во всем: огромные залы, лифты, поднимающие на смотровую площадку на ладони Ленина, гигантский паркинг, куда могли разместиться даже самолеты. А для устройства смотровой площадки создали специальный «институт правой руки».

По иронии судьбы местом для Дворца Совета выбрали холм над Москвой-рекой, где стоял храм Христа Спасителя.

Здание храма разбирали несколько месяцев, но церковь не поддавалась. Тогда решили взрывать. 5 декабря 1931 года грянуло 2 взрыва — после первого храм устоял. Все это происходило на глазах у жившего рядом Ильи Ильфа. Он вспоминал, что мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

На разбор обломков ушло почти 1,5 года. Но материал не пропал даром: колокола и кровлю куполов переплавили для отливки скульптур на станции метро «Площадь Революции», плиты с именами героев 1812 года пустили на отделку Института органической химии АН СССР, устройство лестницы Третьяковской галереи и облицовку станций Охотный ряд» и «Кропоткинская». Лишь отдельные фрагменты убранства перенесли в музеи (например, часть горельефов попала в Музей архитектуры — их и сегодня можно увидеть в северной стене Донского монастыря). Оставшийся мрамор покрошили на посыпку дорожек в парках.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и подготовленные уже металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей.

Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать, а после войны о Дворце Советов практически забыли. Из грандиозного проекта возвели лишь одноименную станция метро (сейчас — «Кропоткинская») и заправку на Волхонке.

В 1960 году на месте храма появился открытый бассейн «Москва». Острословы шутили: Был храм, потом хлам, а теперь срам . За спортивным объектом закрепилась дурная слава: там периодически тонули люди — якобы действовала группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. Также соседством с бассейном была недовольна администрация Музея имени Пушкина, так как зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Но это не помешало бассейну проработать более 30 лет.

В конце 1980-х появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. А 5 декабря 1990 года установили «закладной» камень, и в 1994 началось строительство.

Материалов для воссоздания храма было достаточно: много подлинных фрагментов спрятали в подвалах старого здания МГУ, а в архивах НКВД хранились фотографии и обмеры здания, сделанные перед разрушением.

Автор проекта воссоздания храма Денисов вскоре отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Это отступление от первоисточника вызвало много споров. Расписывали интерьеры также рекомендованные Церетели художники. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золоченую кровлю заменили на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма изготовили из полимерного материала. Все это сделали, чтобы избежать разрушения декора на храме, как уже было с мраморным и гипсовым убранством первой церкви.

Но эксперты говорили, что если раньше храм можно было читать как книгу, то сейчас ее страницы в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то вырвали.

Но все же история Отечественной войны 1812 года в архитектурном убранстве храма прослеживается четко: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты, вышедшие во время войны. Далее в хронологическом порядке описаны все сражения. Напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812 года. По южной и западной стороне расположены описания сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира. Восстановлена и галерея воинской славы — 177 мраморных досок с именами героев 1812 года.

Зураб Церетели участвовал в конкурсах на изготовление барельефов и на изготовление крестов. В обоих случаях он победил. При этом декоративное убранство не только эстетически и исторически проработано, но и продумано с инженерной точки зрения. Так, массивные двери храма доступны для открытия даже пожилому человеку (нужна сила, чтобы сдвинуть груз весом всего лишь 1,5 кг), а раньше для открытия дверей требовались усилия нескольких служек.

Внутренние росписи доверили Церетели после того, как Илья Глазунов в беседе с мэром отметил, что неправильно, если художники, которые раньше рисовали Ленина, будут рисовать Христа. Претендентов, которые не рисовали вождей, оказалось немного.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя завершили. Но в отличие от исторического предшественника, сооружение стало двухуровневым, с храмом Спасо-Преображения на цокольном этаже.

Считается, что таким образом удалось избежать проклятья игуменьи Алексеевского монастыря.От старого храма практически ничего не уцелело: после разрушения церкви новая власть попыталась искоренить всю память о нем. Но чудесным образом сохранились 6 больших картин художника Верещагина и написанная на цинковой плите икона «Нерукотворный Образ Спасителя» художника Сорокина.

Перед тем как взорвать храм, митрополита Александра Введенского вызвал Луначарский, и разрешил взять из церкви что-то на память. Митрополит взял именно эту икону. Она долго хранилась в его семье. А во время воссоздания храма Христа Спасителя, потомки Введенского обнаружили в старых вещах хорошо упакованный сверток. Так нашли образ Спасителя. Сейчас икона расположена в Преображенской церкви храма Христа Спасителя.

Нынешний храм Христа Спасителя почти не отличается от предыдущего. В плане он выглядит как равносторонний крест шириной около 85 метров. Высота собора с главным куполом и крестом — 103 метра. Роспись внутри занимает около 22 000 м 2 , и почти половина позолочена.

В храме также работает автомойка и патриарший музей церковного искусства. В зале Церковных соборов проводят конференции и концерты. А под куполом действует смотровая площадка, откуда открывается интересный вид на Москву.

Читать еще:  В Нижегородской области сомневаются, что епархия поможет спасти урожай

Семейная жизнь патриарха не продлилась и года

Алексей II был женат на своей однокласснице, Вере Алексеевой. Отцом ее был настоятель Александро-Невского собора. Бракосочетание произошло в апреле 1950 года. Но вскоре между молодоженами произошел разлад, и брак расторгли.

Правящий в то время митрополит Григорий дал согласие на разрыв. Этот не сложившийся союз позволил Алексею быть рукоположенным во диакона, а затем во пресвитера и стать настоятелем в Богоявленском храме, расположенном в эстонском городе Йыхве в апреле 1950 года.

Месторасположение церкви

Спасский храм расположен рядом с Олимпийским парком в Сочи между железной дорогой и автомобильной трассой.

Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Имеретинскаи низменность, ул. Спасская, д. 1.

Как добраться

От аэропорта — автобус 57к до остановки «Магазин Милана», автобус 135 до остановки «Олимпийский парк».

Из Красной поляны — автобус 135 до остановки «Олимпийский парк».

На электричке — от станции «Роза Хутор» или от станции «Эсто-садок» до вокзала «Олимпийский парк».

Дорога пешком от Олимпийского парка или от вокзала «Олимпийский парк» займет около 12 минут.

Под гром полковых оркестров

Местом строительства своего храма Христа Спасителя архитектор Карл Витберг выбрал склон Воробьевых гор напротив Лужнецкой слободы. Требование разместить храм-памятник за пределами городской черты тогдашней Москвы содержалось в условиях конкурса, а Воробьевы горы были личным выбором Витберга. С одной стороны, это было символично: зодчий расположил свой храм двумя главными трактами — Смоленским, по которому Наполеон вошел в Москву, и Калужским, по которому он из нее отступал. С другой стороны, Витберг явно хорошо знал отношение императора к этим местам, которые самодержец называл «короною Москвы». Наконец, выбранное архитектором место позволяло возвести храм, видимый практически из любой точки Москвы, — точно так же, как сегодня видно стоящее чуть дальше главное здание МГУ.

Общий вид Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах согласно доработанному проекту 1825 года

После объявления победителя конкурса на проект храма-памятника Карл Витберг, хотя он и не имел никакого опыта руководства строительством, был назначен ответственным за возведение храма Христа Спасителя. Два года ушли на подготовку, окончательный выбор места, заготовку необходимого на первое время запаса стройматериалов и так далее. И, наконец, 12 (24) октября 1817 года, в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма. Она проходила в присутствии императора и членов его семьи, причем и сам Александр I, и остальные высокородные гости лично участвовали в закладке храма.

Все началось с торжественной литургии в Тихвинской церкви в центре Москвы, откуда крестный ход во главе с императором и его семьей двинулся к Воробьевым горам. Вдоль дороги были выстроены около 40 тысяч солдат и офицеров под командованием генерала от инфантерии, графа Петра Толстого, а за самой церемонией наблюдали около 400 тысяч москвичей и специально приехавших на торжество гостей города. Когда процессия подошла к месту закладки храма, Карл Витберг, как писал очевидец, сначала поднес императору вызолоченную медную крестообразную доску с закладной надписью, которую Александр Павлович опустил в специальное углубление на камне, а потом на двух серебряных подносах — мрамор, серебряный с позолотой молоток и такой же мастерок, а также раствор. Император положил в основу будущего храма первый камень, за ним то же самое проделали и члены его фамилии.

План Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в разрезе, проект Александра Витберга

Патриарх новой России

В 1990 году скончался патриарх Пимен. На его место претендовал не только Алексий, но и митрополит Киевский Филарет. Проиграв на голосовании Поместного собора, тот вернулся на Украину и создал там раскольническую церковь, которую в 2018 году признал Константинополь.

Алексий II был главой русской церкви в сложные 1990-е годы. За свою скромность он пользовался уважением и любовью россиян. При нем в Москве восстановили главный храм русской церкви – Храм Христа Спасителя. Именно патриарх одобрил установку на его территории памятника царю-освободителю Александру II .

Незадолго до смерти, в августе 2008 года, патриарх отказался поддерживать войну с Грузией и не стал включать в юрисдикцию РПЦ Абхазию и Южную Осетию. Эти земли остались под церковной властью грузинского патриарха Илии II .

В 2007 году при Алексии произошло объединение РПЦ и РПЦЗ – зарубежной русской церкви, отколовшейся от Москвы после революции 1917 года.

Постриг и осыпание наградами: Кураев рассказал о новом фаворите патриарха Кирилла

Как Алексий (Туриков) – субтильный юноша, обычный насельник монастыря за короткий срок стал личным секретарем Святейшего?

«Длинные пальчики Алеши… нежно прикасаются к руке патриарха»

Все чаще на разных церковных службах рядом с патриархом можно увидеть этого молодого человека с бородой. Его бы можно было принять за простого иеромонаха, каких много вокруг главы РПЦ, если бы не одно «но».

На это «но» первым обратил внимание Андрей Кураев.

– В условиях эпидемии и «самоизоляции» появились изменения в архиерейском протоколе: низшие клирики перестали целовать патриарху руки. Но и до этого считалось неприличным прикасаться своей рукой к руке архиерея, передавая или забирая у него что-то. Дикирь-трикирь, скажем, учат держать поставленными на ладонь, чтобы их рукоять оставалась неоскверненной и несогретой потом иподиаконской руки, – отметил он на своей странице в ЖЖ.

скриншот YouTube

Мы видим, что старый о. Владимир Диваков традиционно берет патриарха «под руку», – отметил Кураев, внимательно посмотрев видеозапись Божественной литургии, состоявшейся в Храме Христа Спасителя 16 августа 2020 года. – А вот юный профессиональный иподиакон архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха, прекрасно знающий протокол, тем не менее ласково так берет ладонь патриарха в свою по своей инициативе и держит так некоторое время. И такое неуставное прикосновение не вызывает и тени недоумения на Святейшем лике… ни иподиакона, ни диакона не прикасаются к коже патриарха. Это дозволено лишь Алексею. Тревожно за Святейшего: без предохранения все же заразиться можно. А он все же в «группе риска».

Кураев подчеркнул, что посмотрел и другие видеозаписи с участием Кирилла и Алексия, которые позволили ему сделать вывод: «Да, это уже обыкновение: тонкие длинные пальчики Алеши. нежно прикасаются к руке патриарха».

Кто же он такой – этот загадочный Алексий?

Не карьера, а чудо?

В открытых источниках нет никаких сведений об Алеше. В блогах пишут, что ему 36 лет. Но не исключено, что он еще моложе: просто борода прибавляет ему возраст.

Официальная биография юноши, которого патриарх в столь короткие сроки приблизил к себе, «начинается» с сообщения на сайте Московской патриархии от 7 апреля 2019 года. Именно в этот день патриарх «рукоположил иеродиакона Алексия (Турикова) в сан иеромонаха».

А 8 января 2020 года личный секретарь Кирилла и вовсе добился невиданных высот. «Иеромонах Алексий (Туриков), секретарь Патриарха Московского и всея Руси, к празднику Рождества Христова за усердное служение и ответственное выполнение обязанностей был возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архимандрита», – говорится на сайте Московского патриархата.

Но и это еще не все подарки, которые послали Алексию небеса. Уже весной все тот же портал РПЦ сообщил новую радость: «Архимандрит Алексий (Туриков), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, секретарь Патриарха Московского и всея Руси, в дополнение к несомому послушанию назначается настоятелем Патриаршего подворья при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы» (Указ № У-02/32 от 12 марта 2020 года. – Прим. Sobesednik.ru).

Читать еще:  Назначен новый глава Тираспольcко-Дубоссарской епархии

Алексий // Фото: сайт Храма преподобной Ефросинии

«Он носит мобильный телефон патриарха и ведет его дневник»

За объяснением чудесного расположения патриарха к его новому фавориту мы обратились к Андрею Кураеву.

– Что вам известно об Алексии?

– Хороший, тихий. Сын известного московского священника.

Он не был моим студентом, поэтому я ничего не могу сказать о его интеллектуальных качествах. Но на меня он всегда производил самое доброе впечатление.

– Присвоение сана архимандрита столь молодому человеку не противоречит Положению о наградах РПЦ, подписанному самим же Кириллом?

– Естественно, противоречит. Но патриарх считает себя выше всего этого.

– За какие заслуги патриарх так выделяет его? Ведь за последний год Алексий сделал блестящую церковную карьеру.

– Его предшественником был нынешний митрополит Антоний (Севрюк), он 1984 года рождения. Он был личным секретарем Кирилла еще в последние годы патриаршества Алексия II. Насколько я знаю, Антоний долго сопротивлялся уговорам патриарха принять монашество, порывался жениться. Но патриарх его все-таки уломал на монашеский постриг и затем очень быстро сделал его епископом.

– Истории Алексия и Антония похожи?

– Думаю, во многом да. И постриг, и мгновенное осыпание наградами в некое утешение за эту решимость…

То есть, в каком-то смысле эти все мальчики повторяют путь самого Кирилла при Никодиме (Ротове): постриг, стремительное повышение по карьерной лестнице в качестве компенсации за это. Разумеется, имитация монашества, к реальному монашеству ни сам Кирилл, ни его креатуры не имеют ни малейшего отношения.

– В чем заключаются обязанности личного секретаря патриарха?

– Например, он должен держать при себе личный телефон патриарха. Сам патриарх не носит мобильный телефон. Очевидно, бережет свое здоровье. Или не хочет отвлекаться.

Личный секретарь заполняет дневник патриарха, то есть вписывает туда какие-то дела, которые должен совершить патриарх: встречи, звонки, службы и т.д.

– Какой, по-вашему, может быть дальнейшая судьба Алексия?

– Возьмем пример того же Антония: Кирилл, очевидно, пообещал ему скорую епископскую кафедру. Чтобы соблюсти формальности, Антоний должен был побыть где-то настоятелем. Антония отправили в Италию, и он стал настоятелем нашего посольского храма в Риме. И дальше уже последовала его архиерейская карьера.

Алексий уже стал настоятелем небольшого московского храма. Думаю, и в его случае со временем будет некий пас в сторону. Может быть, тоже за границу. А потом уже, соответственно, епископство.

Строительство бассейна

Позже, в 1958 году, во время правления Никиты Хрущева, на этом же месте был возведен гигантский открытый бассейн, самый большой в мире, с горячей водой и диаметром 129 метров. Бассейн “Москва” просуществовал до 1994 года, когда участок, на котором он располагался, вернулся во владение русской Православной Церкви.

Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Москве, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Рассказ Кураева

Садальский был не единственной персоной, которую православное сообщество желало предать анафеме. Вместе с актёром о загадочной смерти старца высказывался близкий к патриаршим кругам протодиакон, блоггер и публицист Андрей Кураев. Он открыто рассуждал об обстоятельствах смерти Алексия II.

По мнению Кураева, после кончины не было опубликовано официальное медицинское заключение о причинах смерти священнослужителя. Что и подтолкнуло Станислава Садальского к радикальным выводам. Также протодиакон сообщил, что причины ухода из жизни Алексея Михайловича сознательно умалчивались, дабы скрыть факт «неблаговидности» случившегося.

По предположению Кураева, старец не мог скончаться от инфаркта. Просто он оказался в максимально неудачных обстоятельствах для призыва о помощи. Сам приступ также был поставлен под сомнение. По мнению протодиакона, пожилой человек мог потерять координацию движения и упасть.

Версия о потери равновесия не лишена смысла, ведь у патриарха был обнаружен сильный удар на затылке, повлёкший обильное кровотечение. Но об этом факте старательно умалчивают все работники и служащие резиденции Его святейшества. А ведь после удара старец пытался вставать, о чём свидетельствуют многочисленные кровавые следы от рук на стенах уборной.

В 1970 году, при схожих обстоятельствах скончался тёска Его святейшества, патриарх Алексий I (Симанский). По официальной версии от сердечной недостаточности.

На самом деле произошло следующее. Оставшись один, без слуг, 91-летний старец направлялся в ванную комнату, неся в руках тазик с водой. По пути он поскользнулся и упал. Но умер Алексий I не сразу, а лишь спустя несколько месяцев. Остаток жизни он провёл в постели, не вставая после падения.

При такой травме, пострадавшего можно было спасти, если бы рядом была охрана или служащие. Но патриарх предпочитал уединение. Для этого он запирался в покоях изнутри. Тело удалось разглядеть в уличное окно ванной снаружи и только после этого была взломана мощная дверь. То есть, была потеряна масса драгоценного времени.

Заставляет задуматься и тот факт, что при больном патриархе всегда дежурила бригада кардиологов. Где они были и почему оставили пациента без присмотра?

Со стороны прокуратуры обрушилась масса подобных вопросов. Но видимо, служащие посчитали смерть в таком заведении непристойной для Владыки и держали обет молчания. Такая весть была бы радостной для причитающий о «смерти Ария» и ожидающих внутрицерковных расколов. Учитывая эти обстоятельства, изначально планировалось оповестить население об автоаварии. Это могло сойти за правду, если брать во внимание разбитую голову.

Такими версиями оперировал в своих постах протодиакон Кураев. Посты блоггера подогревались комментариями читателей. Многие обращали внимание на странную самоизоляцию больного старца. Выдвигались версии о личном опасении за свою жизнь и недоверии к ближайшему окружению.

Дабы не тревожить честь усопшего, православные придерживаются официальной версии.

Последнее интервью Святейшего Патриарха Алексия II. Посмотрите, в каком хорошем состоянии был священнослужитель. А его здравомыслящая речь кому-то окажется полезной.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector