1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таджикистан не одинок: топ-5 мусульманских стран, где хиджаб запрещен

Таджикистан не одинок: топ-5 мусульманских стран, где хиджаб запрещен

В Таджикистане грозятся запретить ношение хиджаба в государственных и общественных учреждениях. Но как ни странно, запрет на традиционную исламскую одежду в странах с мусульманским большинством — это совсем не редкость

ДУШАНБЕ, 19 дек — Sputnik. Законотворцы Таджикистана хотят ограничить в стране ношение хиджабов, сатров и другой подчеркнуто религиозной одежды. Национальный центр законотворчества предлагает запретить доступ женщинам в хиджабах и сатре во все учреждения как государственные, так и частные.

Такая инициатива сама по себе была предсказуема – власти в Таджикистане всегда не одобряли ношения мусульманской одежды, видя в этом некий призрак исламского фундаментализма.

Однако раньше все ограничивалось порицаниями, воспитательными беседами или угрозами возможных негласных санкций вроде увольнения. Но на уровне закона хиджабы решили запретить впервые.

Для западного наблюдателя такого рода запрет в стране, где большинство населения исповедуют ислам, выглядит довольно странно.

Однако даже в границах Центральной Азии, не говоря уже об остальном мире, Таджикистан далеко не единственная формально мусульманская страна, где власти запрещают ношение религиозной одежды.

Узбекистан

После распада СССР экс-президент Узбекистана Ислам Каримов, только возглавив молодую республику и посмотрев на события в соседнем Таджикистане, где разгоралась война между правительством и вооруженной оппозиций под лозунгами политического ислама, решил ни в коем случае не допустить подобного сценария у себя дома.

Большинство активистов запрещенного и поныне «Исламского движения Узбекистана» оказались за решеткой, а религиозная пропаганда оказалась под строгим запретом, как и религиозная одежда.

Общегосударственного запрета на ношение хиджаба как такового не существовало, однако локальные ограничения присутствовали всегда.

В 2009-м власти запретили хиджаб в школах и университетах, которые находятся на юге страны, где ислам более распространен.

Новый президент страны Шавкат Мирзиёев, по сравнению с Каримовым, показал себя куда большим либеральным политиком практически во всех сферах, не считая религиозной.

Так, в августе этого года вступило в силу постановление Кабмина, утвердившее обязательную школьную форму для учеников по всей стране и запрещавшее хиджаб и длинные платья. А спустя месяц, в сентябре девушку в Международной исламской академии поставили перед выбором — «хиджаб либо учеба».

Казахстан

В соседнем Казахстане ситуация примерна та же: власти расценивают строго исламский стиль одежды как сигнал потенциального экстремизма, а потому в публичной сфере жестко пресекает его на корню.

Так же как и в Узбекистане, в стране нередки случаи, когда в учебных заведениях девушкам запрещали посещать занятия в хиджабе.

Из свежих примеров: 1 сентября в Актобе 28 учениц не попали в школы, так как отказывались снимать платки. А 14 сентября двоих отцов девочек, которых не пускали в школу, арестовали на трое и пять суток из-за попытки завести детей в класс школы №31.

В ответ группа родителей обратилась в суд, мотивировав иск тем, что в утвержденных требованиях Министерства образования к школьной форме указано, что должно быть надето на детях, но запрета на хиджабы как такового нет.

Однако несколько процессов закончились в пользу Минобразования, вынесшего запрет на ношение религиозных атрибутов.

Турция

В стране тысячи прекрасных мечетей, но ношение хиджаба, как ни странно, десятилетиями было под запретом. Когда к власти в Турции 1920-х пришел Кемаль Ататюрк, он объявил курс на создание независимого национального государства.

По мнению отца нации, сильное влияние религиозных лидеров более сотни лет тормозило развитие государства и новая Турция должна быть прогрессивной и светской. Религиозность как таковая осуждалась властями, а в 1926-м году правительство ввело запрет на хиджаб и паранджу, продержавшийся аж до 2013 года.

Сейчас в Турции в женщинам разрешено носить и хиджаб и паранджу. Впрочем, в госструктурах до сих пор запрещено носить одежду, закрывающую лицо.

Сирия

Трудно поверить, но страна, что стала полем боя для «Исламского государства» и других экстремистских группировок помельче, на мусульманском Ближнем Востоке долгое время считалась одной из самых светских, а правила одежды для мужчин и женщин – самыми либеральными. Достаточно вспомнить изысканные костюмы и платья жены президента Башара Асада Асмы.

Паранджа была запрещена в Сирии в 2010-м. По словам властей, запрет был обусловлен соображениями безопасности, в виду роста экстремизма среди молодых мусульман.

В 2011-м Башар Асад смягчил закон и позволил учителям носить никаб, чадру, закрывающую лицо, кроме глаз. Впрочем, в борьбе с исламскими радикалами ему это не сильно помогло, в том же году в стране началась кровопролитная война, продолжающаяся и по сей день.

«У нас светский характер образования»

Заочный обмен мнениями по вопросу среднего образования произошел между главой Чечни Рамзаном Кадыровым и руководителем профильного министерства Ольгой Васильевой.

Темой стала проблема допустимости ношения ученицами российских школ хиджабов — мусульманских платков.

На пресс-конференции в Москве министр образования и науки заявила, что поддерживает запрет на ношение хиджабов в российских школах. Так она ответила на вопрос корреспондента портала «БИЗНЕС Online» о ситуации в татарском селе Белозерье, расположенном в Мордовии. Там местные власти запретили ношение хиджабов школьницами в качестве меры борьбы с религиозным экстремизмом.

Читать еще:  Злоумышленник, ограбивший индуистский храм, покаялся перед Кришной

Тунис

Тунис – арабская страна, около 98 процентов населения исповедуют ислам. Еще в 1981 году первый президент республики Хабиб Бургиба одобрил закон, запрещающий женщинам появляться в хиджабе в госучреждениях, школах и университетах. Политик много лет жил во Франции, был женат на француженке и не разделял ценности подавляющего большинства тунисцев. Позже в конце 80-х и начале 90-х годов следующий президент Зин эль-Абидин Бен Али ужесточил ограничения на хиджаб, в частности, объявил его признаком экстремизма и запретил вовсе появляться в платке в общественных местах.

Также при 23-летнем правлении Бен Али мечети открывались только на намаз и закрывались сразу после его совершения, в иное время молиться в домах Аллаха верующим не разрешали. После революции 2011 года абсурдные ограничения были отменены. Однако уже в 2014 году министр внутренних дел Туниса допустил «интенсивное наблюдение за лицами, носящими никаб» и другие одеяния, скрывающие лицо, обосновывая это мерами по борьбе с терроризмом. По его мнению, за тканью может прятаться преступник. А в июле 2019 года премьер-министр Туниса Юсеф Джахед вовсе запретил ношение никаба в государственных учреждениях, сославшись на соображения безопасности. Об этом агентству Reuters сообщил официальный источник:

«Джахед подписал правительственный указ, который по соображениям безопасности запрещает доступ с закрытым лицом в государственные учреждения, административные здания и пункты».

Ограничение подобного рода также существует в Алжире, где власти запретили носить никаб на работе, и в некоторых других странах.

Амина

Я ходила в платке еще в школе: на Кавказе с этим проблем нет. Там даже поднимать этот вопрос никто не будет. Знают, что всё это приведет только к провалу.

В Петербург я переехала несколько лет назад. Отучилась в военно-медицинской академии имени Кирова. Сейчас работаю по профессии, в медицине.

Хиджаб ношу уже больше шести лет, и выбор был сделан очень легко. Во-первых, сказались мои религиозные убеждения и вера, а во-вторых — медицинские и другие преимущества от ношения головного убора.

Сейчас я его не ношу только перед семьей и женской половиной окружения. А так — всегда в хиджабе.

Инициатива о запрете хиджабов в школе — глупость

За все годы в Петербурге я активно занималась и молодежными проектами, и разными благотворительными акциями, вела активную жизнь. Но ни на учебе, ни на работе, ни на молодежных площадках я ни разу не замечала по отношению к себе негатив из-за хиджаба. Даже наоборот. Люди часто хотят поговорить или задать вопрос.

Но с другими бывает и иначе. Очень часто стереотипы и фобии, которые навязывают обществу, берут верх: и даже если ты знаешь английский, окончила вуз с красным дипломом и имеешь мозги, могут отказать из-за хиджаба. Но приятно, что в последнее время эта тенденция уже сдает обороты и разумных работодателей с адекватным подходом всё больше и больше.

Инициатива о запрете хиджабов в школе — глупость, за которую может горько поплатиться система образования России. Все мусульмане начнут переводить детей на домашнее обучение или откроют школы для мусульман. И именно тогда правительство не сможет контролировать то, что вливается в умы в школе, — и это может привести к плачевным последствиям. Дети, которым из-за мнения чиновников пришлось остаться дома или уйти из родной школы, вряд ли вырастут патриотами страны.

В Минздраве озвучили количество привитых от гриппа белорусов

МИНСК, 20 окт – Sputnik. В Беларуси привили от гриппа 30% подлежащих вакцинации граждан, заявил заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач Александр Тарасенко.

По словам Тарасенко, в планах белорусских медиков привить не менее 40%. Он пояснил, что «создание прослойки на уровне 40% достаточно, чтобы эффективно профилактировать заболеваемость гриппом».

За средства республиканского бюджета планируется привить 13%, областного – 19%, остальные за счет средств предприятий и организаций. Рекомендуемый период вакцинации — с 15 сентября до 1 декабря

«Но мы, конечно, будем стремиться вакцинировать раньше, поскольку видим незначительный, но все же рост заболеваемости острыми респираторными инфекциями», — заявил Тарасенко, слова которого приводит БелТА.

Он добавил, что эпидемиологическая ситуация находится под контролем.

Тарасенко также рассказал о ходе клинических испытаний российской вакцины он COVID-19 «Спутник V». По его словам, «пока никаких побочных реакций у добровольцев не отмечено».

«Не хиджаб, а запрет на него есть нарушение принципа светскости»

Сомнительная инициатива местных силовиков, судя по всему, остановленная благодаря общественному резонансу, ожидаемо подняла новую волну дискуссии на тему хиджабов в современном российском обществе. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр считает, что у противников хиджабов есть три основных аргумента. Автор «БИЗНЕС Online» разбирает их и уверен, что не хиджаб есть нарушение принципа светскости, а запрет на его ношение.

В России нельзя носить хиджаб и быть вне подозрений. Бытовая исламофобия, увы, все еще остается частью наших повседневных реалий

ВСЕ ЭТИ АРГУМЕНТЫ ПРОСТО СМЕХОТВОРНЫ

В России нельзя носить хиджаб и быть вне подозрений. Бытовая исламофобия, увы, все еще остается частью наших повседневных реалий. Мусульманки в платках часто дискриминируются при трудоустройстве, сталкиваются с дополнительными сложностями в учебных заведениях и просто испытывают на себе косые взгляды прохожих. Никаких законодательных оснований для этого, конечно же, нет, просто наше общество во многом все еще продолжает быть «совком», потому инаковость другого у нас часто вызывает какую-то непонятную иррациональную ненависть. Письмо сотрудника МВД по РТ, всколыхнувшее мусульманскую общественность России на прошлой неделе, о постановке на учет казанских школьниц, которые сами или у которых матери носят хиджаб, — тому лишнее подтверждение. Эта сомнительная инициатива ожидаемо подняла новую волну дискуссии на тему хиджабов в современном российском обществе.

Читать еще:  В пасхальное воскресенье состоялась премьера фильма "Поп"

У противников хиджаба есть три основных аргумента. Первый: у нас светское государство, а не мусульманская страна, поэтому, дескать, в общественных заведениях нельзя появляться с атрибутами религиозности. «Не нравятся наши порядки? Валите в арабские страны!» — добавляют при этом особо ретивые сторонники такой позиции. Второй: наши бабушки хиджаб якобы не носили. Вся это арабская мода, убеждают нас, чужда татарской культуре. Ну и наконец, третий: малолетним девочкам хиджаб, по исламу, носить необязательно. Данный аргумент используют, когда хиджабная дискуссия касается школ. Часто при этом добавляют: мол, не надо принуждать детей к религии, когда они вырастут, то сами определятся со своим отношением к вере.

На мой взгляд, все эти аргументы просто смехотворны, но самое печальное то, что они свидетельствуют о глубоком расколе в нашем обществе по линии религиозности. Можно сказать и по-другому: «совки», живущие в нас и среди нас, никак не хотят мириться с новыми реалиями многонациональной и демократической России. Попробуем сегодня хоть немного преодолеть эту пропасть.

КАЖДЫЙ ИСПОВЕДУЕТ ТОТ ИСЛАМ, КОТОРЫЙ СЧИТАЕТ ДЛЯ СЕБЯ ПРАВИЛЬНЫМ

Начнем с последнего аргумента. Согласно исламу, религиозные нормы действительно становятся обязательными для человека лишь при достижении им пубертата. Поэтому, строго говоря, с религиозной точки зрения для малолетних девочек не будет никакого греха, если они появятся на людях без платка на голове, однако апеллирование к такой аргументации не решает школьной проблемы с хиджабами по существу, а лишь несколько ее сужает. Половое созревание у девочек наступает, как известно, в 12–13 лет, иногда раньше. Это означает, что именно с данного возраста хиджаб становится для них обязательным. Другими словами, речь в любом случае идет о школьном возрасте, а потому, даже если согласиться на то, что до пубертата девочке необязательно носить платок, мы все равно сталкиваемся с изначальным вопросом, просто отодвигаем его на несколько лет позднее.

Однако дело не в формальной стороне вопроса. Многие мусульманские родители приучают своих дочерей задолго до наступления у них пубертата носить хиджаб с тем, чтобы к моменту их взросления он был для них привычен и воспринимался как естественная часть их жизни. Ставить под сомнение право родителей на воспитание своих детей в соответствии с собственной картиной мира — это значит подрывать институт семьи на фундаментальном уровне. В самом деле, если родитель не может прививать своему ребенку те ценности, которые сам считает правильным и на которых строит собственную жизнь, то, стало быть, он должен растить у себя дома чуждого ему ребенка. Это полнейший абсурд. Поставьте себя на место такого родителя. Если вам скажут: «Не надо ребенка водить в театры, пусть, когда он вырастет, сам определится со своим отношением к искусству», — как бы вы отнеслись к тому, что кто-то извне будет ограничивать ваше право на воспитание собственного ребенка?

Вообще, нам пора перестать «лечить» других. Вы можете сколько угодно считать, что ношение платка для маленьких детей необязательно, но это никак не повлияет на родительские стратегии других людей. Вы можете пойти дальше и заявить, что Коран вообще не предписывает хиджаб, даже взрослым женщинам. Вы будете абсолютно правы, но спор от этого никогда не выиграете. Все дело в том, что для мусульман Коран уже давно не аргумент. Если говорить шире, то в религии вообще нет объективных истин. По факту каждый исповедует тот ислам, который считает для себя правильным. Мы можем с этим не соглашаться и спорить, но при выстраивании общественных практик обязаны с этим считаться. Раз люди полагают для себя ношение хиджаба обязательным, то наша задача состоит не в том, чтобы их переделывать, а в том, чтобы создать условия для реализации их конституционного права на свободу совести и вероисповедания. В конце концов, хиджаб касается только их самих и не посягает на свободы других людей.

У НАС И КАЛФАКИ НОСИЛИ, И ХИДЖАБ

Второй аргумент о том, что наши бабушки не носили хиджаб, еще более беспомощен, ибо он просто-напросто не соответствует фактическому положению вещей. Обычно его сторонники тычут в старинные фотокарточки, где татарки прошлого запечатлены с одним лишь калфаком на голове. Такие снимки действительно есть, но они отражают лишь небольшую часть общей картины. На самом деле, если обратиться к трудам исследователей вопроса, изучившего его всесторонне, как, например, к книге Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда» или к книге Маргариты Завьяловой «Татарский костюм», то мы увидим, что татарки до революции повсеместно носили хиджаб. Об этом писали и сами свидетели эпохи, например Карл Фукс или Шихабутдин Марджани.

Попытки свести всю татарскую традицию женской одежды исключительно к калфакам исходят из полного непонимания ее сути. Татарская традиция религиозности в целом, в том числе и в вопросе внешнего вида, была намного шире, чем мы сегодня себе это представляем. У нас и калфаки носили, и хиджаб. Причем хиджаб тоже был разный: от косынок, повязываемых назад, до полного закрытия лица. В этой многовариативности и состоит истинное богатство наследия наших предков, которое приучает нас к мысли, что быть разными — это нормально, чем, к слову, могут похвастать в своем историческом прошлом далеко не все народы. Стремление навязать всем антихиджабный взгляд как некий традиционный для татар норматив и желание укутать всех в платки ущербны в одинаковой степени. Ни одна из этих позиций к истинно татарской традиции плюрализма не имеет ровным счетом никакого отношения.

Читать еще:  Около четырех тысяч россиян оформили документы для совершения хаджа

Но если уж кому-то хочется ссылаться на фотографии дореволюционных татарок без платка, то в таком случае надо проявить последовательность и обратить внимание на длину их юбок: они всегда были до пола. Возникает закономерный вопрос: почему любители старинных снимков борются на их основе исключительно с платками, но ничего не имеют против юбок до колена, мини-юбок и купальных костюмов современных татарок? Может, пора перестать лицемерить и стоит честно признаться, что апеллирование к воображаемой татарской традиции в борьбе с хиджабами не более чем прикрытие для оправдания своей ксенофобии и неумения принимать инаковость другого.

СВЕТСКИЙ НЕ ЗНАЧИТ АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ

Наконец, третий аргумент касается того, что Россия — светская страна и потому в общественных местах не стоит появляться с атрибутами религиозности. На самом деле этот аргумент, как в королевстве кривых зеркал, все ставит с ног на голову. Именно как раз потому, что мы светская страна, любой человек и может одеваться так, как сочтет нужным. Светский не значит антирелигиозный. Светский означает нейтральный по отношению ко всем религиям, в том числе и религиозно мотивированной одежде.

Важно понимать и другое: светскость касается исключительно государства, т. е. характера тех решений, которое оно принимает, а не его граждан. От того, что кто-то придет на работу в платке или тюбетейке, пусть даже и чиновник, светскость государства не нарушается. Когда чиновник, пусть и одетый в костюм с галстуком, принимает решения, которые исходят не из интересов общества, а обусловлены его религиозными симпатиями или антипатиями, тогда мы и можем говорить о нарушении принципа светскости. Хиджаб или его отсутствие не имеет никакого отношения к характеру принятия государственных решений, поэтому его ношение никак не может повредить светскости государства, а вот запрет на ношение хиджаба к этому относится напрямую. Если мы запрещаем носить хиджаб, то в таком случае нарушаем принцип религиозной нейтральности и равноудаленности от всех конфессиий, т. е. действуем вопреки принципу светскости. С этой точки зрения не хиджаб есть нарушение принципа светскости, а запрет на его ношение.

Религиозные плюрализм и равноправие во многом еще непривычная установка для нашей страны. По историческим меркам мы живем в ней совсем немного, менее 30 лет. Должно пройти время, чтобы все россияне, в том числе и служащие в МВД, привыкли к этому нравственному идеалу как к некоей безусловной норме жизни. А до тех пор «совок» нет-нет да будет давать о себе знать, потому мусульманки в платках еще долго станут оставаться под подозрением.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Запрещён только тот вариант, что полностью закрывает лицо. Да и то, исключительно в процессе управления транспортным средством. В остальных ситуациях хиджаб можно носить. Что и не удивительно – Германия больше всего сделала для беженцев с Ближнего Востока, в том числе и в ущерб интересам собственных граждан.

Вот тут всё очень сложно. За посещение общественного места в хиджабе полагается штраф в 150 евро. За выход на пляж в традиционном мусульманском «буркини» — штраф. И всё это не мешает французским мусульманам периодически собираться на акции протеста против ограничений собственных прав. Их игнорируют.

Запрет на ношение

В некоторых странах утвердили законы, запрещающие носить мусульманские головные уборы всем женщинам. В число таких государств вошла Австрия и Франция. Власти страны запретили носить мусульманкам никаб в общественных местах, в случае несоблюдения правил женщинам будет выписан штраф в сумме от 150 евро.

При обнаружении на улице женщины в одежде с закрытым лицом, полицейские имеют полное право отправить гражданку, нарушающую закон, в отделение.

Вопрос о запрете на ношение мусульманской одежды поднимался во многих странах. Жители цивилизованных государств поддерживают эту перспективу. Однако власти многих стран не рискуют вводить новые правила из-за возможного ущемления прав мусульман. Сегодня разрабатываются некоторые законы, которые помогут решить проблему мирным путем, прислушавшись при этом к мнению местных жителей, и не нарушая право на свободу вероисповедания.

Все ли женщины должны её носить и в каких случаях

Каждая женщина имеет право сама сделать выбор носить или нет эту одежду. Гуляя по улицам крупных городов в развитых мусульманских странах можно увидеть что все люди одеты по-разному. Есть установленные случаи, когда женщинам позволено не носить паранджу:

  • девушка может открыть лицо незнакомому мужчине во время процесса сватовства, если на смотрины приглашён её будущий муж;
  • позволено показывать лицо в косметических магазинах при общении с продавцами при подборе средств по уходу за собой;
  • если в доме у девушки нет посторонних лиц;
  • при супруге или в присутствии ближайших родных, которые не имеют права за неё посвататься;
  • если нужно сделать фотографию на документы с открытым лицом;
  • можно не закрываться при посещении врачей в больницах в присутствии мужа или любого другого родственника мужского пола.

«Забрасывать камнями» за отказ надеть паранджу женщин могут только в самых отдалённых и не развитых селениях. В современном быстроменяющемся мире многое уже определяется особенностями воспитания, а также семейными традициями. Так, если в семье девочки её мать и бабушка носили какую-то национальную одежду, она скорее всего, захочет перенять эту традицию у предков.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector