9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кафедра меланхолии

Содержание

Кафедра меланхолии

Посещение Новодевичьего монастыря в Москве заставило меня задуматься о судьбах женщин, которые провели остаток жизни в этом заведении.

Монастырь был основан в 1524 году Василием III. Новым его назвали потому, что были старые — Зачатьевский или Стародевичий и Вознесенский монастыри в Москве.

Соломония Собурова и развод с Василием III.

По легенде Василий III при взятии Смоленска дал обед, что в случае успеха он построит в Москве монастырь. Смоленск к Москве присоединили и обитель построили.

Интересно, что основание обители Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, поэтому некоторые полагают, что князь «вспомнил» о своём обете именно с целью поселить туда свою супругу Соломонию Сабурову.

Официальной причиной развода был тот факт, что за 20 лет брака у них так и супругов не было детей.

Вначале Соломонии предложили принять постриг добровольно – но она отказалась. Тогда боярин Иван Шигона-Поджогин, насильно вывез ее из дворца в Московский Рождественский девичий монастырь. Во время пострига она рыдала сопротивлялась. Тогда ее — царицу ударили несколько раз плетью и предложили покориться.

— Свидетельствую же перед всеми, – громко сказала Соломония, – что не желаю пострижения и куколь монашеский на меня надевают насильно! Бог видит все – пусть он отомстит моему гонителю! Постриженная под именем Софьи, невольная монахиня Соломония Сабурова была отвезена в суздальский Покровский монастырь… В Новодевичьем она так и не поселилась.

Суздальский покровский монастырь

А Великий Князь женился на Елене Глинской, от этого брака родился сын — Иван Грозный.

При Иване IV в Новодевичьем продолжали селиться родственницы царя.

30 апреля 1564 года в обителе приняла постриг под именем Александра вдова младшего брата царя княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая

Евросинья Старицкая, жена Великого Князя Андрея (дяди Ивана, умершего в тюрьме), также была пострижена в монахини. Это случилось после заговора, который она организовала когда обнаружилось, что царь, мягко говоря, не совсем здоров.

Женщина, посмевшая сопротивляться, в эти тяжелые для России времена, по мнению мужчин, кинематографистов, конечно же должна была выглядеть так:

кадр из фильма «Иван Грозный»

Иулианию и Евросинью в Воскресенском Горицком монастыре убили опричники. Впоследствии они стали местночтимые вологодскими святыми.

Годуновы и Новодевичий

В январе 1598 года, после смерти царя Фёдора I Иоанновича из Кремля в обитель переселяется его вдова — царица Ирина Фёдоровна Годунова (в иночестве Александра).

Приняв постриг царица продолжает управлять государством вместе со своим братом — Борисом. Именно Борис Годунов превратил обитель в крепость. Именно здесь, под стенами монастыря, Борис разыграл шоу со своим избранием.

Позже в 1610 году, здесь поселилась дочь Бориса — царевна Ксения Борисовна Годунова (в иночестве Ольга),

Судьба Ксении, наглядно показывает, как дети отвечают за грехи отцов. В 1605 году, во время смуты, убили ее брата и мать, а она стала практически наложницей Лжедмитрия I.

Перед женитьбой Лжедмитрия Ксения была пострижена в монахини и поселилась в Троице — Сергеевой лавре, которая в смутное время выдержала несколько осад. Однажды обитель была атакована казаками Ивана Заруцкого. Можно только догадываться, что пережила несчастная женщина в это тяжелое время.

В 1615 году в Новодевичьим поселилась вдова еще одного свергнутого царя — Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве — Елена), жена Василия Шуйского.

Новодевичий — тюрьма, царевна Софья.

Так Новодевичий становится привилегированной женской тюрьмой. При Петре I в 1689 г., после стрелецкого бунта, в обители запирают царевну Софью. Ее также насильно постригли в монахини под именем Сусанны. Позже в Новодевичий были заточены сёстры Софьи и ее брата Петра. Что тут скажешь, любил Петр свою семью.

Здесь же, прямо под окнами царевны, были повешены ее сторонники — участники стрелецкого бунта.

При Софье в обителе были построены основные здания. На ее средства строятся трапезная, Успенская церковь, церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня.

В 1690 году сооружается колокольня в стиле московского барокко.

Евдокия Лопухина

Затем, в монастырь отправилась первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина. Ее также насильно постригли в монахи в 1697 году. Это несмотря на наличие малолетнего сына и отсутствие ее согласия. Первоначально она находилась в Суздальско — Покровском монастыре, практически в заключении на хлебе и воде.

Новодевичий — это одно из немногих культовых сооружений Москвы дошедших до нас без изменений. Там все сохранилось: палаты Софьи и Евдокии, есть музей со старыми фресками. Так и хочется прикоснуться к истории находясь в этом здании.

Монахиня Иулиания, 55 лет. «Бог управляет всем: твоими мыслями и твоими поступками»

Так, например, случилось с сестрой Иулианией, которая долгое время была совершенно далека от религии. В миру женщину знали как хорошего музыканта. Социальный статус, материальное благополучие, муж и трое прекрасных детей — у нее было все, о чем можно только мечтать. Но однажды случилась трагедия: тяжело заболел ребенок (последняя стадия онкологии). Врачи практически не давали шансов на выздоровление. Разочаровавшись в возможностях медицины, женщина решила «вымолить ребенка». Совсем неожиданно для себя она поверила в Бога. А потом с ее семьей начали происходить невероятные вещи: сын выздоровел, несмотря на мрачные прогнозы врачей. Для женщины все было очевидным: «ребенка исцелил сам Господь». С тех пор с каждым годом вера в ней лишь крепла.

— Я поняла, что именно этого мне долгое время не хватало. Всю жизнь я чувствовала, что моя душа томится. А на самом деле, душа искала Бога…

Женщина продолжила душевные поиски и в конце концов нашла себя в монастыре. Дети выросли и выбрали свой путь, а монахиня Иулиания — свой.

— Я понимала, что так больше не могу — жить в том качестве, в котором жила до этого. Нужно было что-то менять. Бог управляет всем: твоими мыслями и твоими поступками.

Монахиня Иулиания уверяет, что дети отнеслись к ее решению относительно спокойно. Они регулярно «приходят в гости», а дочь даже поет в монастырском воскресном хоре.

— Когда ты чувствуешь, что «готов», не замечаешь того, что другие назвали бы «терпеть». Если ты пришел в монастырь, значит, у тебя есть для этого серьезная решимость.

РАСЦВЕТ МОНАСТЫРЯ В XVI-XVII ВЕКАХ

В 1598 г. после смерти последнего царя из рода Рюриковичей Федора I Иоанновича в монастырь переселилась его вдова Ирина Годунова, в то время ‒ наследница престола. Ее постриг в монахини был равносилен отречению от престола, тем не менее, в течение нескольких месяцев она из Новодевичьего монастыря фактически управляла страной. На эти месяцы монастырь стал резиденцией главы государства. И хотя Новодевичий ‒ это женский монастырь, вместе с Ириной за его мощными стенами укрылся и ее брат, будущий царь Борис Годунов.

Здесь же в Смоленском соборе в 1598 г. Борис Годунов принял избрание на царство. Позже, в период Смуты, в 1606 г. князь Василий Шуйский разместил в монастыре солдат перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Болотникова. А в 1612 г. второе ополчение Минина и Пожарского в разгромило здесь польско-шведских интервентов и пошло на Кремль.

Новодевичий монастырь всегда был активно вовлечен в политическую жизнь страны. Но, пожалуй, самые яркие события в его истории произошли в конце XVII в., когда развернулась борьба за власть между царевной Софьей Алексеевной и ее братом, будущим императором Петром I Великим. Новодевичий был резиденцией царевны Софьи. Это была острая борьба, которую Софья проиграла, после чего была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. С 1689 по 1704 гг., до самой смерти она оставалась в заточении в Новодевичьем монастыре. Однако даже здесь она казалась своему брату опасной. После Стрелецкого бунта он для острастки повелел повесить ее сторонников на стене монастыря, прямо перед окнами кельи сестры у Напрудной башни. Этот эпизод запечатлен на знаменитой картине Ильи Репина. А позже царь Петр II с почестями позволил переселиться в Новодевичий монастырь первой супруге Петра I Евдокии Лопухиной, которая также была насильственно пострижена своим мужем в монахини и много лет провела в Суздальском монастыре, еще одном традиционном месте ссылки цариц.

А сейчас информация для романтиков. Согласно местной легенде, Напрудная башня является башней желаний. Вы смело можете прикладывать руки к стенам, загадывать, просить и надеяться ‒ вам останется только дождаться исполнения желаний!

Пока кто-то загадывает желания, мы вернемся к истории Новодевичьего монастыря. В 1812 г. армия Наполеона заняла Москву, и в Новодевичьем были размещены склады продовольствия французов. Существует много легенд о пребывании Наполеона в Москве; есть и история, связанная с Новодевичьим монастырем. Говорят, что Наполеон велел поджечь Новодевичий, заявив, что не уйдет из города, пока собственными глазами не увидит уничтожение монастыря. Наполеон долгое время стоял лагерем на Воробьевых горах на другом берегу Москвы реки, ожидая пожара. Однако монахиням удалось обезвредить начавшие тлеть заряды, а один из москвичей запалил свой дом, который находился поблизости от Новодевичьего, чтобы убедить Наполеона в неизбежном уничтожении монастыря.

Архитектура

Создателем проекта всех главных монастырских построек стал известный архитектор Н. Ефимов. В центре архитектурной композиции монастырского ансамбля находится Воскресенский Собор.

Читать еще:  Пасха дошла и до Индии

Внешний облик собора напоминает Суздальские храмы XV века, при этом высота составляет около 50 метров

Корпуса сестринских келий расположились в виде буквы П и прерываются двумя домовыми церквами с малыми главами и шатровыми колокольнями

Казанская церковь построена в 1910 году по проекту архитектора В. А. Косякова. Сооружение должно было отражать многовековую историю христианства, соединяя в себе русскую и византийскую культуру.

Храм Казанской Божьей Матери в советские годы использовался в качестве механического цеха при ВНИИ электромашиностроения

Внутреннее убранство

Стены, свод и образа Воскресенского Собора были расписаны монастырскими живописцами и монахинями. Интерьер храма, к сожалению, не сохранился даже в эскизах и на фотографиях. Внутреннее убранство собора создавалось заново, за основу росписи были взяты древнерусские образцы.

До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи Воскресенского собора, относящиеся к ремонту 1914–1916 годов, в сводах южной и западной галереи собора

Внутри Казанская церковь богато оформлена золотой лепниной и живописью. Росписи выполнены в русском стиле художником Ф. Райляном, и большей частью сохранились до наших дней. Центральный зал выполнен в виде ротонды, окруженной колонами из красного мрамора.

Внешнее убранство

Собор Воскресения Христова – монументальное сооружение в византийско-русском стиле. Пятиглавый собор имеет пять приделов, увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми. В малых куполах располагаются звонницы.

Фасады Воскресенского храма украшены декоративными аркадами. Купола Казанского храма расположены на низких барабанах, также опоясанных аркадой.

Пятиглавая Казанская церковь – образец византийского стиля. Первоначально купола покрывала особая черепица, замененная при реставрации медными листами. Порталы, в которых располагаются входы, образованны сводами, украшенными резьбой. Изящное убранство фасадов и порталов содержит христианскую символику. Храм облицован белым кирпичом и напоминает Софийский Собор в Константинополе.

Новодевичий монастырь

Новодевичий – старейший и самый красивый действующий женский монастырь Москвы.

Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.

Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.

Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.

Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.

Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.

Новодевичий монастырь — настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко».

Над главным входом расположена нарядная Надвратная церковь Преображения Господня:

В центре обители возвышается пятиглавый Смоленский собор, сооруженный в 1525 году по подобию Успенского собора в Кремле. В храме сохранился 5-ярусный резной позолоченный иконостас, выполненный мастерами Оружейной палаты. Тут находятся иконы, подаренные многими русскими царями, в том числе Иваном Грозным и Борисом Годуновым и главная святыня монастыря – чудотворная икона Смоленской Божьей матери.

Недалеко от собора выстроена Колокольня с белокаменным кружевом. В свое время она была второй по высоте на Руси после колокольни Ивана Великого и славилась неповторимым звоном. Самый старый колокол на колокольне отлит при Иване Грозном.

Успенский храм с трапезной палатой, построенный по велению царевны Софьи. Здесь находится еще одна святыня -древнейшая чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Монастырский комплекс также включает в себя белокаменную Амвросиевскую церковь, совмещенную с трапезной, Филатьевское училище, где девочек-сирот по приказу Петра Первого учили плетению голландских кружев, больницу для ветеранов русской армии, богадельню и многочисленные палаты: палаты Ирины Годуновой, Евдокии Лопухиной, Евдокии Милославской, Казначейские и Погребовые палаты.

Певческие палаты с кельями для монахинь:

Мариинские палаты, названные по имени сестры Петра Первого Марии Алексеевны, которая здесь жила. Справа от палат — Надвратная церковь Покрова Богородицы.

Напрудная башня со стрелецкими караульнями и палатами царевны Софьи:

Считается, что если дотронуться рукой до Напрудной башни, где была заточена царевна Софья, и загадать желание – оно обязательно сбудется.

Для верности желания пишут на стене башни. Чаще всего встречаются просьбы о любви, здоровье и богатстве.

Всего башен 12: четыре круглые, а остальные – квадратные, все имеют очень красивые ажурные «короны». Похожие башни есть еще в одной московской обители — в Донском монастыре .

Угловая Никольская башня:

На территории обители есть ряд захоронений: мавзолей Волконских, могилы Дениса Давыдова, генерала А.А. Брусилова, М.И. Муравьева-Апостола, Сергея Трубецкого. В Смоленском соборе похоронены великая княгиня Софья Алексеевна и другие представительницы царских и княжеских родов.

Небольшая Часовня-усыпальница Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры:

За монастырской стеной находится Новодевичье кладбище. Самые известные персоны, похороненные на Новодевичьем кладбище: А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, М.Н. Ермолова, И. Левитан, Н. Рубинштейн, А.Н. Толстой, Андрей Белый, Владимир Гиляровский, Самуил Маршак, Владимир Маяковский, Василий Шукшин, Светлана Аллилуева, Никита Хрущев, Борис Ельцин и Раиса Горбачева.

В советское время монастырь не работал, монашеская жизнь была возобновлена здесь в 1994 году. В наше время это действующий православный женский монастырь и одновременно музей. Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с монастырем на берегу Большого Новодевичьего пруда разбит живописный парк.

С дорожек парка открываются красивые виды на мощные стены и башни:

Парковая скульптура «Утка с утятами» был подарена в 1991 году «детям Советского Союза от детей Соединенных Штатов в духе любви и дружбы». Замысел скульптуры взят из известной американской сказки «Дорогу утятам».

Место красивое — так и просится на холст.

Один из самых красивых видов Москвы.

Схема расположения объектов архитектурного ансамбля (кликабельно):

В Софьиных и Ирининых палатах размещены экспозиции музея с древними иконами, уникальными окладами и драгоценной церковной утварью.

В настоящее время проводится реставрация, многие здания в лесах и сетке. Окончание реставрационных работ планируется в 2023 году, к 500-летию основания монастыря.

Новодевичий монастырь

В начале XVI века на левом низинном берегу Москвы-реки появился Новодевичий монастырь — крепость, закрывавшая врагу путь на Москву с юго-запада.

Новодевичий монастырь основали в 1524 году по обету Василия III — через 10 лет после возвращения Смоленска в состав русских земель.

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в Кремле.

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из Кремля в Новодевичий переселилась его вдова — царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Читать еще:  Как выбрать женский офисный костюм

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые — Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».

В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря — пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу Успенского собора в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого.

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже — представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Были и легенды Новодевичьего монастыря

С Новодевичьим монастырем связано много трагических судеб. В его стенах приняли постриг и находились в неволе царские жены, дочери и сестры, здесь пролилось много крови… Про это место ходит множество преданий и мифов. Среди легенд есть и внушающие ужас, и те, что касаются счастливых примет.

Монастырь построили по указу великого князя Московского Василия III, который отбил в 1514 году город Смоленск у литовцев. Строительство начали в 1523 году, на территории Девичьего поля, откуда отправили из Москвы назад в родной город икону Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Свое название – Девичье — поле получило из–за того, что сюда татаро-монголы свозили русских девушек, а затем везли их в полон, в Орду. От него название получил и монастырь, став Новодевичьим.

Обитель расположилась на склоне, который спускался к Лужникам. Башни и стены сначала были деревянными. Главный собор был освящен в 1525 году в честь Смоленской иконы Божией Матери. Одна версия говорит, что строительством монастыря занимался итальянский зодчий Алевиз Новый, другая, что русский мастер Нестор, погибший во время строительных работ.

Первой настоятельницей обители была боярыня из Суздаля Елена Девочкина. Позже ее причислили к лику святых.

В обитель принимали только представительниц монарших родов и знати. В их числе были царица Ирина Годунова, вдова Феодора Иоанновича, царевна Татьяна – дочь царя Михаила Романова, сестры Петра I Евдокия и Екатерина, а также первая из его жен Евдокия Лопухина. Некоторых из них постригли в монахини насильно.

Темница для царевны

Рекламное видео:

Очень много полезного для монастыря было сделано еще одной сестрой Петра – царевной Софьей. Она дала средства для строительства колокольни, квадратных церквей на южных и западных воротах, трапезной палаты и Успенского храма.

Но поворот судьбы привел к тому, что именно Новодевичья обитель превратилась для Софьи в темницу. В 1689 году по указу брата ее заточили здесь и против ее воли вынудили принять постриг под именем инокини Сусанны. Кроме этого, прямо под окнами ее кельи Петр распорядился вешать стрельцов, которые стали на ее сторону в борьбе с братом за власть.

Есть предание, которое гласит, что на льду Новодевичьего пруда царь собственноручно с верными ему боярами рубил бунтарям-стрельцам головы. А так с первого раза отсечь голову не всегда получалось, что казнимым нередко причинялись страшные муки.

И сейчас, как гласит людская молва, около того пруда находятся души убитых стрельцов. Они пытаются отыскать своих палачей, чтобы отомстить им.

Часто рассказывают и о фантомах несчастных узниц, которых видели вблизи Новодевичьего монастыря. Но в них нет ничего устрашающего, напротив, они пытаются помочь оказавшимся там представительницам женского пола.

Напрудную башню Новодевичьего монастыря называют Софьиной. Есть поверье о том, что если коснуться ее подножия и загадать желание, в особенности романтического свойства, то оно обязательно сбудется. Но действует примета лишь для женского пола.

Ошибка Наполеона

Вновь вернемся к истории обители. В 1724 году по приказу Петра на ее территории открыли приют для девочек-подкидышей. Из Голландии были выписаны специальные мастерицы, которые занимались обучением воспитанниц плетению известных брабантских кружев. В те времена кружевницы в основном работали при монастырях.

В сентябре 1812 года на территории Новодевичьего разместились солдаты французской армии. Вскоре к ним прибыл и сам Наполеон, который приказал сжечь святую обитель.

В ночь с 8 на 9 октября, когда Наполеоновская армия уходила из Москвы, солдаты зажгли множество свечей перед уходом, прилепив их к деревянным иконостасам, а также побросав их лежавшую везде солому. В подклети Смоленского собора было оставлено множество открытых бочонков с порохом, на которых сверху лежали зажженные фитили. По счастливой случайности, монахиням удалось вовремя потушить начавшийся пожар.

А Наполеон, между тем, долго находился на Воробьевых горах, ожидая зарева над Новодевичьим. Для него уничтожить этот старинный и красивый монастырь – национальное достояние — стало делом чести. Он даже распорядился, чтобы солдаты вернулись и повторили поджог, если пожар не начнется.

По легенде, про этот варварский замысел узнал один из москвичей, живший недалеко от обители. Чтобы спасти монастырь, он поджег свой дом. Наполеон, заметив пламя на противоположном берегу Москвы-реки, спокойно удалился восвояси.

Свечение над могилами

После революции, в 1922 году, обитель закрыли большевики, разместив в ней «Музей раскрепощения женщины», который в 1926 году был преобразован в историко-бытовой, а чуть позже в художественный музей. Часть помещений и зданий отдали под прачечные, детские ясли, общежитие. В трапезной разместился гимнастический зал.

А 1930-х годах территория Новодевичьего подверглась «реконструкции». Там разбили сквер с аллеями и газонами. При этом были потревожены захоронения, которые находились в монастырской ограде. Через некоторое время стал проседать грунт, в земле начали появляться воронки, а по стенам новых построек пошли трещины.

А после того как сотрудница музея провалилась под землю, попав в склеп с пятью гробами внутри, в монастырь прибыла геофизическая комиссия, которая провела обследование территории монастыря и составила карту самых опасных секторов.

К сожалению, планы старого Новодевичьего некрополя были безвозвратно утеряны. Никто не подумал о том, что они могут пригодиться. Лишь несколько надгробий сохранилось.

В наше время проводились попытки восстановить старое кладбище около Новодевичьего, но обнаруженные памятники разместили не там, где они находились изначально, так как никто не знает точного местонахождения могил. В настоящее время в неприкосновенности осталось лишь небольшое количество захоронений, среди которых могилы декабристов А.Н. Муравьева, Сергея Трубецкого и М. И. Муравьева-Апостола, поэта-гусара Дениса Давыдова, генерала А. А. Брусилова, поэта А. Н. Плещеева…

А между тем бытует предание о том, что по ночам от заброшенных свечений исходит слабое свечение, что позволяет их обнаружить.

Кто украл череп Гоголя?

При советской власти возле южной части монастырской стены образовалось нынешнее Новодевичье кладбище, место захоронений представителей элиты. В 1930-е годы из закрытого Даниловского монастыря сюда переместили прах Николая Васильевича Гоголя.

С его перезахоронением связана достаточно скандальная история, которая связана с исчезновением черепа великого писателя. По слухам, его украл директор Театрального Музея Алексей Александрович Бахрушины.

В Замоскворечье есть улица имени Бахрушина, на которой располагается одноименный музей. Его основатель принадлежал к старинному роду купцов-меценатов.

Род Бахрушин шел от татар из города Касимова. До 1821 года они жили в Зарайске, затем главой семьи Александром Федорович Бахрушиным было принято решение о переезде в Москву. Здесь Бахрушины открыли кожевенные и суконные фабрики, но большую известность они получили как меценаты. Каждый год они отдавали десятую часть своего дохода на благотворительность.

Самый прославленный представитель рода Бахрушиных – это основатель московского Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин. В музее находятся множество редких изданий пьес; исторические театральные сочинения; множество театральных альманахов и журналов; дневники и записки знаменитых культурных деятелей России, к примеру, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина; коллекция балетных туфелек; подношения и подарки, полученные разными актерами.

Читать еще:  Излюбленная туристами страна

К музею имеет отношения одна невероятная история. В 1931 году, когда проводилось перезахоронение останков Гоголя, было обнаружено, что у скелета не хватает головы. Допросили монахов Свято-Данилова Монастыря, которые рассказали, что череп был якобы украден Бахрушиным, который занимался реставрацией могилы писателя накануне его столетнего юбилея, в 1909 году.

Стали появляться слухи о том, что гоголевский череп находится в Бахрушинском музее, увенчанный венком из серебра, в ларце из палисандра со стеклянным оконцем. Эту версию подтвердил Владимир Лидин, советский писатель, который рассказывал в своих мемуарах о том, что в музее находится три черепа – Николая Гоголя, актера Михаила Щепкина и еще один неизвестный.

Впрочем, очень сложно назвать эту легенду о черепе Гоголя истинной. Ведь все Бахрушины были глубоко интеллигентные люди, что относилось и к Алексею Бахрушину. Вряд ли он мог тайком украсть мощи литератора, чтобы затем показывать их в своем музее. Вероятней всего это еще одно заблуждение.

Все вышеизложенное далеко не полное собрание чудес и легенд, связанных с Новодевичьим монастырем.

Среди москвичей, которые любят гулять в прилегающем к нему сквере, ходит поверье о том, что если встретить там полную луну, то кто-либо из ближайших родственников обязательной «достигнет степеней известных» и «пойдет в гору».

А сорванные и засушенные по весне вместе с любимым листья, якобы надолго сохранят его верность.

Откуда взялись подобные поверья, можно только гадать.

Свобода вместо Монастыря и Матушки

22 ноября 2019 сестра Люк

Эта история в трех частях была опубликована год назад, мы повторяем ее в качестве одного из лучших материалов нашего проекта (прим. 2019 г.).

Третья часть истории монахини «сестры Люк» «Вместо Бога — Монастырь и Матушка».

Как уходят из монастырей? Наверное, по-разному. Я ушла так же, как когда-то и пришла в него: быстро, спокойно, не оглядываясь, обрубив память и жалость. До сих пор не отпускает ощущение данного мне второго шанса, ведь однажды я уже пыталась уйти, но не смогла, была еще не готова идейно, психологически, не готова взять на себя ответственность за свои действия. И если сначала я была шокирована отказом знакомого священника (которому безмерно доверяла) помочь мне в решении одного важного вопроса, от которого, можно сказать, зависел мой уход, то теперь я благодарна Богу за то, что Он лишил меня этих и других костылей: поддержки, советов, благословений, оставил один на один со своими совестью, разумом и сердцем. Как и героиня фильма «История монахини» — сестра Люк, я не захотела врать Богу. И не захотела, чтобы врали мне, отказалась жить в окружающей лжи, в иллюзии монастыря, в отношениях, как мне кажется, далеких от христианства. И пусть лучше поздно, спустя 15 лет сомнений и колебаний, чем никогда…

Новая жизнь, и будто не было старой. Всё, что было, как сон… Конечно, поначалу бывала как маугли: в магазинах, в транспорте, не знала, куда жетон кидать в метро. Но мне повезло: родные и друзья меня поддержали, помогли начать жизнь с чистого листа, устроиться на работу, поделились одеждой, на первое время помогли с деньгами. Найти работу самой оказалось невозможно, на мое резюме ни разу не откликнулись, хотя мне еще до ухода говорили, что с моим опытом и знаниями у меня не будет проблем с трудоустройством в миру. Оказалось, что даже по знакомству берут с трудом, опасаясь православнутости мозга и ожидая, что я скоро сбегу обратно в монастырь.

Сейчас я чувствую себя достаточно комфортно, гармонично с внешним миром. До сих пор кайфую от ощущения свободы, отсутствия постоянного контроля, ожидания выброса негатива. Я не слышу голоса Матушки, не вижу ее глаз, я больше не должна испытывать страх. Это круто, непередаваемо, хожу и радуюсь. Еду в метро, люди чем-то загружены, мрачные, а я улыбаюсь, как дурочка. Меня радует даже то, что у меня в кошельке пара тысяч на все, а до зарплаты еще далеко. Радует, что я ем без всякого режима и далеко не так вкусно и разнообразно, как в монастыре. Оливье и другие разносолы теперь у меня только по праздникам, а не каждый день, как раньше. Радует, что я младшая на работе и все вокруг опытнее и главнее меня. Мне не воздается уважение и почет, которого я не заслуживаю, как было раньше. Радуюсь, что могу реально заботиться о близких, дарить им свою любовь. Эта любовь и забота не аморфны и теоретичны, как в монастыре.

Если говорить о духовной жизни, молитве, то нельзя сказать, что ее не стало, так как, похоже, ее и не было раньше. Стоило убрать внешний антураж, условия, вроде принудительного посещения богослужений, режима, как стало понятно, что внутренне и не чувствуется необходимость во всем этом духовном, нет тяги к посещению храма (скорее наоборот), к причастию, хотя понимаю, что надо бы. Я помню о Боге, кратко молюсь, почти всегда — то ли по инерции, то ли по необходимости сердца. Иногда бываю на службе, и не оставляет ощущение себя, как чужой, и всего происходящего, как чужого и какого-то дикого, несовременного, не отвечающего запросам человека, по крайней мере, того, который уже давно в церкви, мне этого всего то ли мало, то ли уже не надо.

Один раз «повезло» застать проповедь после Евангелия (обычно я уходила со службы раньше окончания и проповеди не слушала). Деваться было некуда и пришлось выслушать длиннющую речь, наполненную штампами. Да еще с явно заказной темой о послушании властям и принятия всего, как воли Божией. Для кого это говорилось? Как можно этим зажечь людей или вызвать покаяние? После услышанной «проповеди» я вышла из храма вдохнуть свежего воздуха. Услышанное и почувствованное явно не вызвало желания повторно посетить этот храм, да и другой тоже.

Надо сказать, что следом за мной ушли ещё несколько монахинь, для малочисленного монастыря это была значительная потеря, но, как всегда, священноначалие закрыло глаза и на это событие. Никто не стал выяснять причины наших уходов, никто не стал спрашивать нас, никуда не вызвали игуменью. «В Багдаде все спокойно!», никому не нужны лишние проблемы и «начальник всегда прав!». Поэтому наказана я: за самочинный уход (не прошло и месяца, как я уехала) отчислена из монастыря и лишена причастия на пять лет. Об этом мне никто из руководящих не сообщил, узнала из третьих рук. Странно, ведь даже в светском суде обвиняемый присутствует на слушании, имеет возможность последнего слова, а тут — без суда и следствия…

Говорят, что в тяжелых обстоятельствах жизни проверяются люди. В ходе этой проверки я лишь укрепилась в желании никогда больше не иметь ничего общего с этими людьми, которые могут разговаривать и вести дела только с позиции силы. Я не испытываю к ним негативных чувств, я только не устаю удивляться, удивляться и удивляться — отсутствию элементарной человечности, милосердия, желания понять и помочь… Мне их жаль.

Возможно, я пишу сейчас более сдержанно и сжато, чем первую «исповедь», но ее я писала еще в монастыре, на волне чувств, переживаний, сомнений, на одном дыхании. Сейчас я живу новой жизнью и возвращаться мыслями к прежнему, пережитому и оставленному мне оказалось тяжело и, думаю, не полезно. Мне многое было дорого из того, что осталось позади, многое было слишком тяжелым и грустным, и теребить свое сердце воспоминаниями сейчас не хочу.

Говорить же о последствиях моего ухода еще рано, прошло слишком мало времени. Пока же мне не легко, но снова интересно жить, мне хочется любить, творить… Это такое чудесное и давно забытое чувство…

Иллюстрация: кадр из фильма «История монахини» (1959)

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Деятельность монастыря

К 1917 году в монастыре жили 77 монахинь, 66 послушниц и 300 сестер на «испытании». В образцовом порядке содержалось хозяйство монастыря. На территории монастыря устроили фермы, огород и сад, пасеку и птичник.

Регулярно работали мастерские: иконописная, рисовальная и чеканная, золотошвейная и ковровая, башмачная и просфорная, поварня и квасоварня. В построенных в 1901 году в зданиях – больница для бедных прихожан, библиотека, ризница и трапезная. При монастыре работал детский приют, богадельня и церковно-приходская школа. 4 раза в год вокруг обители устраивали крестный ход.

Исторические личности, похороненные на Новодевичьем кладбище

  • Константин Станиславский (1863-1938), режиссер и театральный актер, основавший собственный метод.
  • Сергей Прокофьев (1891-1953), композитор, дирижер и пианист.
  • Никита Хрущев (1894-1971), председатель Совета Министров СССР. Сменил Сталина с 1958 по 1964 год.
  • Сергей Эйзенштейн (1898-1948), кинорежиссер, автор шедевров, среди которых Броненосец “Потемкин” (1925) и “Октябрь” (1928).
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975) – композитор и пианист, автор опер и музыки к кинофильмам.
  • Мстислав Ростропович (1927-2007), лучший виолончелист своего времени и дирижер.
  • Борис Ельцин (1931-2007), бывший президент России, покрыт флагом страны, выполненным из мрамора, служащим символическим надгробием.

Одним словом, это прекрасное и одновременно печальное место, настоящий музей под открытым небом, тихий и спокойный.

Рекомендуем вам посетить веб-сайт: http://novodevichye.com/ , где можно найти полную базу данных с алфавитными указателями, а также указателям по профессиям или тематическим областям захороненных личностей.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours .
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook . А апартаменты на Airbnb .
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster .
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa .
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings . Или байк на BikesBooking .
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi .
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector