0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храмы Перми — действующие и утраченные

Содержание

Храмы Перми — действующие и утраченные

Храмы в Перми находятся в разных местах и построены в разное время. Некоторых давно уже нет. Другие сохранились до наших времён. Возможно, список будет не полный.

  • Храмы в Перми
  • Храм всех святых (Успенская церковь)
  • Часовня во имя Христа Спасителя
  • Клецкая (Клетская) церковь
  • Церковь Петра и Павла
  • Рождество-Богородицкая церковь
  • Спасо-Преображенский монастырь
  • Часовня во имя Николая Чудотворца
  • Богородице-Скорбященская церковь
  • Единоверческая церковь
  • Домовая Иоанно-Богословская церковь
  • Домовая церковь Александра Невского
  • Свято-Троицкая единоверческая церковь
  • Свято-Троицкая (Слудская) церковь
  • Кирха
  • Домовая церковь Благовещения пресвятой Богородицы
  • Церковь во имя святого Николая Марликийского Чудотворца
  • Костел
  • Часовня во имя пророка Илии
  • Симеоновская церковь
  • Часовня святого Стефана Великопермского
  • Домовая церковь во имя святых Кирилла и Мефодия
  • Церковь во имя равноапостольной Марии-Магдалины
  • Домовая церковь во имя святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови
  • Княже-Михайловская церковь
  • Часовня во имя пророка Илии и святого Николая Чудотворца
  • Мечеть
  • Синагога
  • Церковь во имя святого Иоанна Златоуста
  • Градо-Пермская Вознесенская церковь во имя святого Феодосия Черниговского
  • Успенский женский монастырь

Храмы в Перми

Поэтому, если не найдёте какие-то храмы в Перми в статье, то прикладывайте в комментариях фотографию и место, где находился храм. Буду очень признателен. Мне и читателям будет интересна дополнительная информация.

Храм всех святых (Успенская церковь)

Фотографию смотрите выше. Находится на старом Егошихинском кладбище. В 1784 году построена деревянная церковь по проекту архитектора Паульсена. Называлась Церковь всех святых.

В 1832 переименовали в Успения пресвятой Богородицы. В 1840 году здание перестроили по проекту Сведомского. В 1905 году рядом построили новое каменное здание.

По проекту Ожегова. В советские времена здание стояло наполовину разрушенным. Позднее его полностью восстановили. Церковь сохранилась до наших дней. Успенская церковь находится на новом Егошихинском кладбище — фотография ниже.

Часовня во имя Христа Спасителя

Находилась перед деревянным гостиным двором между современными зданиями железнодорожного и речного вокзалов на берегу Камы. стояла до 1723 года.

Здание деревянное, рядом находилось изображение Иисуса Христа в терновом венке, высотой два метра. Церковь демонтировали при строительстве железной дороги в 1876 году.

В 1878 году построили новую каменную часовню. В 1920 году была сломана. До наших дней не сохранилась.

Клецкая (Клетская) церковь

Построена в 1723 году в долине реки Егошиха. Находилась в деревянной крепости, предназначенной для администрации завода. Представляла собой деревянную холодную избу. В 1759 году сгорела.

Церковь Петра и Павла

Находится на улице Петропавловская, 1. В 1726 году была построена деревянная церковь. В 1760 году разобрали под строительство нового здания.

В 1764 году называлась во имя святых апостолов Петра и Павла. Строение сохранилось частично, убрали колокольню, реконструировали трапезную, внутренне убранство было утрачено.

В 1781 году переименовали в Градо-Пермский Петропавловский собор. Позднее проводилась реставрация. Современный адрес, улица Советская 1/1.

Рождество-Богородицкая церковь

Построена в 1789 году на углу Покровской (Ленина) и Оханской (Газеты Звезда) улиц, называлась церковь Владимирской богородицы. В советские годы демонтировали купола и колокольню.

В 1800 переименовали в Рождество-Богородицкую. В 1816 достроили второй этаж и главный придел из камня. Когда-то в здании находился главный корпус фармакадемии.

Спасо-Преображенский монастырь

В 1798 году построен архиерейский двухэтажный каменный дом с домовой келейной церковью святого Стефана. На углу Орджоникидзе (Монастырская) и Кунгурской (Комсомольский проспект).

В 1832 году здание перестроили по проекту Казакова. В 1819 был летний храм, в 1820 зимний. В 1852 произведена реконструкция собора и колокольни по проекту Летучего.

Присвоен статус памятника градостроительства и архитектуры. В 1901 произвели те же самые работы по проекту Турчевича. В 1810 на улице Набережная (Окулова)- домовая крестовая церковь.

Для архиерейских певчих и монашествующих построено двухэтажное здание из камня. Позднее убрали купола. В 1892 очередная реконструкция.

В 1896 назвали Крестово-Митрофанская. В честь угодника Митрофана Воронежского. Сейчас в здании находится Пермская государственная художественная галерея.

Часовня во имя Николая Чудотворца

Построена из камня в начале 19 века внутри гостиного двора. На месте памятника Ленина в театральном сквере в память отечественной войны 1812 года. В 1928-1929 гг. снесена вместе с гостиным двором.

Богородице-Скорбященская церковь

Построена из дерева в 1829 году при тюремном замке. Называлась во имя Божией матери и всех скорбящих по адресу Чердынская, 22 (Клименко. ) позднее разобрали для строительства нового каменного здания.
В 1875-78 годах здание церкви и тюрьмы перестроили по проекту архитектора Попатенко. До наших дней здание церкви не сохранилось.

Единоверческая церковь

Построена из дерева в 1831 году во дворе дома Покровская (Ленина), 33. До наших дней здание не сохранилось, сгорело в 1842 году.

Домовая Иоанно-Богословская церковь

Построена в 1853 при духовной семинарии на углу Монастырской (Орджоникидзе) и Кунгурской (Комсомольский проспект). Позднее комплекс здании духовной семинарии перестроили.

Принадлежал Пермскому военному институту ракетных войск. Сейчас в зданиях находятся различные организации.

Домовая церковь Александра Невского

Построена из дерева на Большой Ямской (Пушкина), 85 при Александровской больнице. До наших дней не сохранилась. Сейчас здесь корпус областной больницы.

Свято-Троицкая единоверческая церковь

Построили в 1843 году из камня по проекту Свиязева на сенном рынке (Октябрьская площадь). В 1930 снесли. Сейчас здесь главный корпус Пермского политехнического университета.

Свято-Троицкая (Слудская) церковь

Воздвигнута в 1849 из камня на Слудской горе, Монастырская (Орджоникидзе), 95 по проекту Летучего. В 1930 закрыли, в 1944 открыли снова. Сейчас Свято-Троицкий кафедральный собор. В эти же года рядом была построена каменная часовня, которая не сохранилась до наших дней.

Кирха

Построена в 1864 году — лютеранская церковь из камня по проекту архитектора Боссе на углу Екатерининской (Большевистская) и Соликамской (Максима Горького). В советские времена здесь располагался дом актёра, позднее здание вернули лютеранам.

Домовая церковь Благовещения пресвятой Богородицы

Построена в 1862 из камня при мужской гимназии на Петропавловской (Коммунистическая), 26. Позднее перестроили. Сейчас здесь Пермский государственный медицинский университет.

Церковь во имя святого Николая Марликийского Чудотворца

В 1874 из камня по проекту Попатенко при Пермском пересыльном арестантском замке на Сибирском тракте (Сибирская), 65. При перестройке здания под театр кукол, церковь ликвидировали.

Костел

В 1875, из камня по проекту Карвовского на углу Большой Ямской (Пушкина), 28 и Соликамской. Римско-католическая церковь во имя непорочного зачатия пресвятой девы Марии.

В советские года здесь было Всероссийское общество глухих. Относится к памятникам градостроительства и архитектуры. Сохранилось до наших дней.

Часовня во имя пророка Илии

На Сибирском тракте, в 1874 году, не сохранилась.

Симеоновская церковь

В 1879, из дерева, при богадельне, во имя святого Симеона Верхотурского Чудотворца на Большой Ямской (Пушкина), 83. Разобрали под строительство каменного здания в 1885.

Перестроили церковь и богадельню по проекту Попатенко. В 1905 церковь снова перестраивали. Сейчас архиерейское подворье храма святого праведного Симеона Верхотурского.

Часовня святого Стефана Великопермского

В 1887 из камня на углу Кунгурской, 14 (Комсомольский проспект, 18) и Петропавловской. Позднее была проведена внутренняя реконструкция. В советские времена здесь были различные организации.
Сохранилась до наших дней, сейчас называется храм-часовня святителя Стефана, епископа Великопермского.

Домовая церковь во имя святых Кирилла и Мефодия

В 1887, из камня при духовном училище на углу Покровской (Ленина), 29 и Оханской (Газеты Звезда), 18. Внутреннюю планировку позднее перестроили. Сейчас здесь институт культуры.

Церковь во имя равноапостольной Марии-Магдалины

В 1892, из камня при духовном училище на углу Покровской (Ленина), 29 и и Верхотурской, 7 (Николая Островского, 13) по проекту Турчевича. Позднее были убраны купола и надстроен этаж. Сейчас тут Пермский научный центр.

Домовая церковь во имя святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови

В 1896, из камня по проекту Турчевича при епархиальном женском училище на углу Петропавловской, 18 и Максима Горького, 13. Позднее перестроили. Сейчас здесь хореографическое училище.

Читать еще:  В Чечне открылся Центр исламской медицины

Княже-Михайловская церковь

В 1896, из камня при училище слепых, во имя князя Михаила Черниговского, по проекту Дютеля, Сибирская, 80. Сохранилась до наших дней. Сейчас тут различные организации и школа 22.

Церковь во имя святого Николая Марликийского Чудотворца и святой мученицы царицы Александры
В 1898, из камня, по проекту Дютеля, Обвинская, 10 (25-го Октября, 12). Здание претерпело изменения — снесены купола и колокольни. Была здесь сельхозакадемия, сейчас управление ФСБ.

Часовня во имя пророка Илии и святого Николая Чудотворца

В 1897 году, из камня, на чёрном рынке (сквер Уральских добровольцев). До наших дней не сохранилась, сломали в 1920 году.

Мечеть

В 1903 году, из камня, по проекту Ожегова, мусульманский молитвенный дом. На углу Монастырской (Орджоникидзе), 67 и Осинской, 5. В советскую эпоху здесь были разные организации.
Относится к памятникам градостроительства и архитектуры. Сейчас соборная мечеть.

Синагога

В 1903 году, из камня, иудейский молитвенный дом, построена вместо деревянного здания. Сохранилась до наших дней. В советское время тут находились различные учреждения.

Церковь во имя святого Иоанна Златоуста

В 1903, из дерева, на Белогорском подворье, на Петропавловской улице, на месте эспланады перед драмтеатром. Не сохранилась до наших дней. Здесь же была в 1912 часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.

Градо-Пермская Вознесенская церковь во имя святого Феодосия Черниговского

В 1910, из камня, по проекту Ожегова, Феодосиевская церковь. На углу Екатеринской, 170 и Шадринской (Борчанинова), 33. Относится к памятникам градостроительства и архитектуры.
Сохранилась до наших дней в измененном виде. Раньше здесь был хлебозавод.

Успенский женский монастырь

В 1875, от Ленина до Екатеринской, от Плеханова (Биармская) до Хохрякова (Дальняя). Построена пароходчиками Каменскими. Позднее храмы в Перми на этих улицах разрушили.

В 1882 переименовали в общежительный Успенский женский монастырь. В советскую эпоху здесь были авторемонтные мастерские, колония для несовершеннолетних, склады.

В 1873 снова переименовали в церковь во имя иконы Казанской Божией матери. Разобрали в 1905 под строительство каменного здания. По проекту Рериха.

Передали верующим. В 1879 был храм в честь Успения Божией Матери с тремя приделами. В 1930 разобрали, из кирпича построили баню на Ленина, 76.

В 1887 назвали во имя святых жен-мироносиц. До наших дней не сохранилась. В 1905 перенесли на новое место. В 1911 была часовня в память 300-летия дома Романовых. В 1919 уничтожили.

Теперь вы знаете, какие храмы в Перми есть, где находятся или находились. Если ещё знаете какие-то храмы в Перми, то обязательно пишите в комментариях, добавлю в статью.

Петропавловский собор

Храм был заложен в 1757 году и является самым старинным каменным зданием города. Невысокая церковь, выполненная в стиле барокко, когда-то притягивала многочисленные взгляды, проплывавших по реке Каме путешественников.

В советские годы храм был закрыт, а имущество национализировано. Здание пытались приспособить под различные цели, но в 1990 году собор был возвращен верующим. Сейчас это действующая церковь. Расписание богослужений храма Перми можно узнать на официальном сайте организации.

Собор имеет большое историческое значение и является объектом культурного наследия России. Находится по адресу: ул. Советская, дом 1.

Золото – не к добру

— Есть ли ещё перспективы в пермской археологии? Можно ли найти что-то уникальное?

— Сегодня большая часть раскопок – аварийно-спасательные, производимые по федеральному закону об охране культурного наследия. Под действие этого закона подпадает весь исторический центр Перми. Так что археологи копают не там, где хотят, а там, где надо.

— Были ли интересные находки на вашей памяти?

— А что вас конкретно интересует? Например, археологи не любят находить золото. С ним много хлопот: поставить на учёт, хранить в специально оборудованном месте. Что-то сделал не так — уголовная ответственность. Настоящие археологи к находкам, даже золотым, относятся без пиетета, как кассир банка – к купюрам.

Но находки – дело второе. Первое – стратиграфия, последовательность залегания культурных напластований, по которой можно реконструировать всю историю жизни людей в конкретном месте. По анализам спор и пыльцы определяется, какой в это время был климат, что здесь росло. В моей практике антропологи по костяку установили, что похороненная в начале XVIII в. в Чердыни женщина умерла первыми родами в 25-27 лет, перенесла три сильных голодовки. Это отразилось на её костях и зубах. А у мужчин Верхотурья в XVII в. были костные мозоли на плечах. Во время колонизации Сибири они перетаскивали на себе тяжелейшие грузы. Такая информация для археолога – настоящая ценность. А те, кто очень любит находки, становятся антикварами или коллекционерами.

Следствие направило в прокуратуру обвинительные заключения в отношении близких двух прикамских депутатов

Обвинительное заключение в отношении сыновей депутата законодательного собрания Виктора Плюснина и депутата Пермской городской думы Игоря Рогожникова поступило в прокуратуру Пермского края на утверждение, стало известно Properm.ru из достоверных источников. Редакция направила в надзорное ведомство запрос о сроках принятия решения о передаче уголовного дела в отношении Егора Плюснина и Игоря Рогожникова в суд.

Дело связано с многоквартирным домом в Добрянке, построенным за счет бюджета для переселения людей из ветхого и аварийного жилья и приобретения квартир для детей-сирот. Он был сдан в эксплуатацию в 2017 году и возведен на основе каркаса, брошенного еще в 1993 году по ул. Герцена, 40а. По проекту 1980 года здесь должны были появиться корпуса районной больницы.

Больница для сирот

В 2016 году некоторые жильцы аварийных домов отказались переезжать в эту новостройку, ссылаясь на то, что здание небезопасно. Уголовное дело по факту некачественного строительства было возбуждено после обращения переселенцев в 2017 году во все возможные инстанции. Люди написали жалобы в правоохранительные органы, уполномоченному по правам человека Павлу Микову, добрянским депутатам, когда обнаружили проблемы с коммуникациями и плесенью на стенах нового дома. Жители также заявляли о нарушении при проектировании и выдаче разрешительной документации на строительство. По их словам, госэкспертиза здания, простоявшего без консервации больше 20 лет, до сих пор не проведена, и поэтому дом небезопасен для проживания. Тогда же руководитель СУ СК РФ по Пермскому краю Юрий Сарапульцев заявил, что по фактам недобросовестной работы застройщика будет возбуждено уголовное дело.

Больничный долгострой с земельным участком в 2011 году приобрела компания «Дитранс-Строй», учредителем которой на тот момент являлся Виктор Плюснин. Экспертиза, проведенная в 2009 году ГУП ЦТИ Пермского края показала износ конструкций недостроенного здания в 42%. В 2012 году права собственности на объект получили супруга депутата Лариса Плюснина и на тот момент действующий депутат заксобрания Рогожников (в 2016 году он избрался в Пермскую городскую думу). Позднее объект переходил в управление ООО «Жилой комплекс «Сосновый бор» , ООО «Технология» , среди топ-менеджеров которых значатся Игорь Рогожников, его сын Юрий Рогожников, Егор Плюснин (сын Виктора Плюснина).

Согласно данным СПАРК, все эти компании в разные годы получали бюджетные контракты на расселение ветхого и аварийного жилья. «Дитранс-Строй» получил контракт с администрацией Добрянки на 10 млн 922,8 тыс. рублей в 2011 году, ООО «Технология» — в 2014 году с минстроительства Пермского края и 2016 году — с администрацией Добрянки на общую сумму 194 млн 289,4 тыс. рублей, ООО «Жилой комплекс «Сосновый бор» — в 2014 году с минстроительства на сумму 105 млн 393,5 тыс. рублей.

В 2015 году реконструкцию дома на основе советского недостроя строительство здания начинает ООО «Капитал Стар» , зарегистрированное на имя Егора Плюснина. В 2017 году в дом въезжают переселенцы из аварийного жилья. В 2018 году по факту предоставления ненормативного жилья в рамках исполнения госконтрактов начинается доследственная проверка. В 2019 году экспертиза КГАУ «Управление государственной экспертизы Пермского края» признает выполненные работы не соответствующими нормам качества и безопасности.

В материалах следствия есть информация о возбуждении уголовного дела в отношении Максима Волика, директора «Аудитпроектстрой». Ему было предъявлено обвинение в том, что выдал от имени компании поддельное заключение о состоянии конструкции заброшенной больницы, на основе которого было получено разрешение на строительство жилого дома и разработан проект реконструкции недостроенного объекта. Сейчас уголовное дело в отношении Волика возвращено на доследование.

По данным картотеки арбитражных дел, министерство строительства Пермского края взыскивало ущерб от действий ООО «Технология» на сумму 13 млн 312 тыс. рублей. Санкции применялись в связи со срывом сроков сдачи многоквартирного дома по адресу ул. Герцена, 40а в Добрянке. На сегодня компании «Технология» и «Дитранс-Строй» ликвидированы, счета ЖК «Сосновый бор» заблокированы по требованию налоговой.

Депутатская прикосновенность

В рамках расследования уголовного дела 8 ноября 2018 года оперативники УФСБ по Пермскому краю провели обыски в краевом парламенте и изъяли в кабинете Виктора Плюснина компьютер и служебный мобильный телефон. Ранее в аппарате заксобрания запрашивались документы — копии постановлений, проектов законодательных инициатив и нормативно-правовых актов комитета по развитию инфраструктуры, который возглавляет Плюснин, в части финансирования, капитального строительства и реконструкции объектов общественной инфраструктуры за 2012 — 2018 годы.

28 ноября 2019 года законодательное собрание попросило прокурора Пермского края Андрея Юмшанова проверить обоснованность и законность действий ФСБ. Инициатором постановления стал председатель инфраструктурного комитета Виктор Плюснин. Интересно, что в официальном заявлении действия силовиков связывались с угрозой срыва принятия проекта бюджета на 2020–20203 год.

Позднее прокуратура официально подтвердила законность оперативных мероприятий, поскольку 31 декабря 2019 года СУ СК РФ по Пермскому краю возбуждает уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Расследование уголовного дела в связи с неустановлением подозреваемого лица в марте приостанавливалось, но впоследствии было завершено и передано в прокуратуру на утверждение.

Растворились в детском саду

Одновременно с расследованием уголовного дела, связанного со строительством дома для переселения из ветхого жилья в Добрянке, правоохранительные органы проводили несколько проверок в отношении других эпизодов деятельности аффилированной Виктору Плюснину компании.

Читать еще:  Вместо башен-близнецов построят мусульманскую мечеть

Это ЗАО «Дитранс-Плюс» , которое строило детский сад в Полазне Добрянского района. Подразделения МВД в Добрянке проверяли факты исчезновения в 2017 году строительных материалов, растворы и арматуры на сумму порядка 20 млн рублей со стройплощадки. Было установлено, что они были повреждены и признаны не качественными вследствие ненадлежащего хранения, а потом и вовсе пропали. Интересно, что стройматериалы были приобретены муниципальным УКСом и переданы строительной компании «Дитранс-Плюс», с которой был заключен контракт на строительство детсада стоимостью около 20 млн рублей.

Виктор Плюснин — депутат, работающий в законодательном собрании Пермского края на постоянной основе, председатель комитета по развитию инфраструктуры. Первый раз избрался в парламент в 2001 году. До этого был избран депутатом в Добрянскую гордуму. С 1990 возглавлял группу предприятий «Дитранс».

Пермская епархия была создана в 1387 г. с центром в Усть-Выме. В 1492 году по повелению великого князя Иоанна III к епархии была присоединена Вологда с окрестностями.

С 1571 г. епархия именовалась Вологодской и Великопермской с центром в Вологде (с 1589 г. кафедральный центр епархии), а архиереи стали именоваться «Вологодскими и Великопермскими». Даже в XVI веке среди жителей епархии бытовали языческие обряды, что заставляло московские власти проводить осторожную религиозную политику. В “Никоновской летописи” о коми сообщается как о молящихся “идолам, солнцу, огню, воде, камению, древию, волам, козам, и кудесникам, и волхвам, и золотой бабе”. В “Житии Стефана Пермского” говорится о том, что предки коми “поклоняются идолам, жрут жертвиище, служат глухим кумарам, молятся издолбенным болваном, веруют в кудесы, и в волхование, и в чарование, и бесованье и в прочая прелести дьявольския”.

В уставной грамоте 1553 года по челобитной «пермичей» царь Иван Грозный разрешил жителям Перми Великой запрещенные местной церковью кануны (братчины) «обетные и родительские держать по старине» при условии извещения пермского наместника и уплаты ему пошлины с меда и пива. Также уставная грамота 1553 года разрешила пермским посадским людям без уведомления наместника ежегодно три специально указанные недели «питья варити и пити».

В составе епархии в XVI—XVII веках особым статусом обладал Чердынский Богословский монастырь. Эта обитель получила в 1580 году жалованную грамоту от Ивана Грозного, которая давала ему большую самостоятельность в хозяйственных и духовных делах.

5 (15) декабря 1657 года Соборным определением и повелением Патриарха Никона была учреждена Вятская епархия, начавшая свою деятельность в 1658 году с приездом в кафедральный город Хлынов первого епископа Александра, которому был дан титул «вятского и великопермского».

Позиции православии в этот период стремительно крепли.

Во второй половине XVII в. в Прикамье открыты новые монастыри (приведем список).

Ранее 1662 г. – Сылвенский мужской монастырь в честь Рождества Христова.

1675 г. – Шерьинская мужская пустынь в честь иконы «Одигитрия».

1683 г. – Соликамский Спасо-Преображенский женский монастырь.

1686 г. – Усть-Язвинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

XVII век – Оханская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

XVII век – Оханская мужская пустынь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

1695 г. – Кунгурский женский монастырь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

1755 г. – Соликамский Лысьвенский мужской монастырь в честь Преображения Господня

Ранее 1764 г. – Чердынский женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Наряду с умножением числа монастырей росло число приходов. Таким образом возникли предпосылки для образования самостоятельной епархии.

Свято-Троицкий мужской монастырь. Соликамск, Пермский край

Большой Московский собор 1666—1667 годов принял решение учредить отдельную Пермскую епархию.

Во второй половине XVII века Пермские земли перешли в состав Великоустюжской епархии. 18 (29) ноября 1780 года императрица всероссийская Екатерина II, носившая, в том числе, и титул „княгини Пермской“, подписала именной указ о создании на основе Егошихинского завода губернского города Пермь, в качестве центра создаваемого Пермского наместничества. Указом императора Павла I от 12 (23) декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское наместничество было преобразовано в Пермскую губернию с центром в городе Пермь.

16 (27) октября 1799 г. по указу императора Павла I образована самостоятельная Пермская епархия с центром в г. Перми. Резиденцией пермского епископа был определен древний Пыскорский монастырь (основанный Строгановыми в 1560 г.), переведенный в Пермь.

Архиереи Пермские

Стефан I (1383 — 26 апреля 1396)

Исаакий (8 сентября 1397 — 22 марта 1416)

Герасим (после 1416 — 24 апреля 1441)

Питирим (1447 — 19 августа 1456)

Иона (1456 — 6 июня 1470/1471)

Филофей (8 ноября 1471 — 24 апреля 1501)

Никон (5 мая 1502—1508)

Стефан II (1508—1514)

Пимен (Ходыкин) (16 февраля 1520—1524)

Алексий (9 апреля 1525—1543)

Киприан (30 января 1547—1558)

Иоасаф I (1558—1570)

Варлаам I (1576—1584)

Антоний (11 октября 1585 — 26 октября 1587)

Иона (Думин) (июнь 1588—1603)

Иоасаф II (декабрь 1603 — упом. май 1609)

Корнилий (6 февраля 1620 — 17 марта 1625)

Нектарий Грек (май 1625 — 3 июня 1626)

Варлаам II (8 октября 1626 — январь 1645)

Маркелл (16 января 1645 — 22 марта 1663)

Арсений (Москвин) (16 октября — 26 ноября 1799)

Согласно Указу, епископом на новую кафедру был назначен Арсений (Москвин), епископ Воронежский и Черкасский, который так и не прибыл в Пермь, поскольку 26 ноября (7 декабря) 1799 года был вновь назначен епископом Воронежским и Черкасским. На Пермскую кафедру взошёл первый архиерей — епископ Иоанн (Островский) (1734 – 1802 г.). При нем был перестроен и освещен первый храм города – Петропавловский собор, открыты духовное училище и Пермская духовная семинария.

В 1798 г. был заложен кафедральный собор во имя Преображения Господня, в котором будет установлен старинный иконостас Пыскорского Преображенского храма. Колокольня Спасо-Преображенского собора строилась 8 лет, старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря были подняты в 1831 г.

Семинария была открыта 11 ноября 1800 г., Пермским и екатеринбургским епископом в то время был Иоанн Островский. Духовное учебное учреждение содержалась за счет казны и пожертвований учреждений и частных лиц. При епископе Иустине (Вишневском) семинария переехала в др. помещение.

Для того были куплены у заводовладельцев Голицыных четыре деревянных дома. Для проведения испытаний семинаристов был построен «особливый» дом. В 1829 г. для семинарии было заложено новое каменное здание, построенное в 1831 г. (на углу ул. Кунгурской и Монастырской, ныне – Комсомольский пр. и ул. Орджоникидзе), построен каменный корпус для столовой, рассчитанный на 300 человек. При семинарии имелась больница на 40 кроватей.

Учебный план отличался многопредметностью – преподавали математику (алгебру, геометрию, тригонометрию), физику, механику, гражданскую и церковную историю, географию, рисование, красноречие, медицину, пение, богословские предметы, греческий, латинский, еврейский, немецкий, французский языки, с 1828 г. – татарский. В 1840-е гг. было введено преподавание сельского хозяйства.

Воспитанники семинарии являлись инициаторами, организаторами и активными участниками учреждения школ среди городского, заводского, сельского населения, одновременно были учителями в них. Многие из них занимались изучением истории Прикамья. В семинарии получили образование: медик, археолог, попечитель Западно-Сибирского учебного округа В. М. Флоринский, изобретатель радио А. С. Попов, математик И. М. Первушин, писатель-богослов Е. А. Попов и др.

Епископы Пермские и Екатерибургские

Иоанн (Островский) 05.02.1800 – 24.12.1801 гг.
Иустин (Вишневецкий) 20.01.1802 – 31.05.1823 гг.
Дионисий (Цветаев) 15.07.1823 – 21.04.1828 гг.
Мелетий (Леонтович) 21.04.1828 – 18.07.1831 гг.
Аркадий (Федоров) 08.08.1831 – 25.12.1833 гг.

Епископ Вассиан (Чудновский)

Епископы Пермские и Верхотурские

Аркадий (Федоров) 25.12.1833 – 29.03.1851 гг.
Неофит (Соснин) 29.03.1851 – 05.07.1868 гг.
Антоний (Смолин) 21.08.1868 – 09.09.1876 гг.
Вассиан (Чудновский) 09.09.1876 – 03.01.1883 гг.
Ефрем (Рязанов) 19.03.1883 – 29.01.1885 гг.

Епископ Палладий (Добронравов)

Епископы Пермские и Соликамские

Ефрем (Рязанов) 19.03.1883 – 29.01.1885 гг.
Владимир (Никольский) 27.01.1885 – 19.05.1888 гг.
Петр (Лосев) 07.05.1892 – 30.03.1902 гг.
Иоанн (Алексеев) 05.1902 – 1.01.1905 гг.
Никанор (Надеждин) 01.1905 – 21.12.1908 гг.
Палладий (Добронравов) 28.12.1908-16.08.1914 гг.
Андроник (Никольский) 18.08.1914 – 19.06.1918 гг.

Практически сразу же после учреждения архиерейской кафедры в Перми основывается Пермская духовная семинария 11 (23) ноября 1800 года, а при ней — трёхклассное Пермское духовное училище в 1818 году.

В начале XX века на территории Пермской епархии образовано несколько новых епархий (викариатств): Соликамская епархия (1916-1933), Кунгурское викариатство (1903-1935), Осинское (1924-1935) и Оханское (1923-1929).

В 1917 г. в Пермской епархии было 481 церковь, 800 часовен, 19 монастырей, 409 духовных учебных заведений, 11 богаделен.

Архимандрит Варлаам Белогорский

После 1917 г. почти все храмы, епархиальные учреждения и духовные училища Пермской епархии были закрыты. Многие священники и монахи подверглись арестам, издевательствам, мученической смерти. Так, были зверски убиты владыка Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский (Никольский, 1870-1918), Феофан, епископ Соликамский (Ильменский, 1867-1918), архимандрит Варлаам, настоятель Белогорского Свято-Николаевского монастыря (Коноплев, 1858-1918), братия и послушники монастыря.

В 1998-1999 гг. новомученики были канонизированы. Еще 55 новомучеников были прославлены на Архиерейском Юбилейном Соборе в 2000 г.

В 1930-1960-е гг. Пермская епархия либо временно управлялась из Свердловска, либо наоборот: Пермским архиереям подчинялись приходы соседних Екатеринбургской и даже Челябинской епархий.

Пермская епархия возрождается в 1990-е гг. Постепенно восстанавливается приходская жизнь, возвращаются старые и строятся новые храмы и монастыри, открываются учебные заведения. В настоящее время в Пермской епархии действует 5 мужских и 9 женских монастырей, в 12 благочиннических округах – более 170 действующих и строящихся храмов.

Открыты епархиальные учебные заведения: Духовная семинария, Регентская школа, Школа сестер милосердия, Православная классическая гимназия, Катехизаторские курсы; издается газета «Православная Пермь». Символом возрожденного православия в Пермском крае является памятник святителю Николаю Чудотворцу на Соборной площади Перми, установленный 11 июня 2008 года (скульптор В. М. Клыков (1939-2006).

Читать еще:  В центре секс-скандала оказался уважаемый раввин

19 марта 2014 года из состава Пермской епархии были выделены: Соликамская и Чусовская епархия, Кудымкарская и Верещагинская епархия. Решением Синода в пределах Пермского края образована Пермская митрополия.

Расписание богослужений в Слудской церкви Перми

Церковь является действующей, работает ежедневно. Режим работы:

  • Понедельник-пятница: 07:30—19:00.
  • Суббота: 08:30—19:00.
  • Воскресенье: 07:00—19:00.

Службы проходят дважды в день:

  • Утренняя Божественная литургия — 08:00 часов по будням. В праздничные дни и по воскресеньям ранняя литургия проходит в 07:00 часов, поздняя — в 09:00.
  • Вечернее богослужение — в 17:00 часов во все дни.

По отзывам путешественников, в соборе всегда многолюдно: сюда приходят и верующие прихожане, и многие туристы. В воскресенье можно попасть на богослужение, которое проводит правящий архиерей Пермской епархии. В соборе проходят крещение, отпевание, венчание и другие церковные обряды.

Легенды мистической Перми. Топ 7 пермских страшилок

Духи младенцев в доме купца Мешкова

Автор картины Любовь Малышева

Есть легенда, что в доме Николая Мешкова можно услышать плач женщин и младенцев. По одной из версий, купец обожал женское внимание, поэтому по ночам к нему часто приходили тайные посетительницы. Родившие от него женщины, не желая быть опозоренными, приносили своих малышей и оставляли их на пороге особняка. Многие из грудничков, замерзая, не доживали до утра, а те, которым удалось выжить попадали в детские приюты.

Ужасающая Башня смерти

Фото Глеб Соломенников.

Самое популярное и мистическое место в городе. Пожалуй, об этом здании ходит больше всего легенд. Башня появилась в 50-х годах ХХ века, но по легендам, уже в 1917 году с ее крыши сбросился большевик, замученный царским режимом. По еще одной версии, в 1937 году в подвалах здания расстреливали непокорных действующему режиму людей. Кто-то считает, что под башней расположена тюрьма с замученными заключенными. А кто-то вспоминает, что на месте здания раньше было кладбище и теперь сама Башня проклята.

По одной из версий название восходит к фильму «Королевство кривых зеркал» Этот сказочный фильм появился на экранах в 1963 году и имел чрезвычайный успех как у детей, так и у взрослых. Одна из главных реалий королевства кривых зеркал – башня смерти, куда заключают приговоренных к смерти. Возможно, этот фильм и дал повод к возникновению нового пермского топонима.

Привидение из детского театра

Автор Фото Дмитрий Богатырев.

Раньше здание ТЮЗа принадлежало чете Любимовых. Елизавета Любимова рано овдовела, а в период революции ее выселили из своего же дома. Так она умерла от голода. Теперь работники ТЮЗа рассказывают, что в театре можно столкнуться с ее грустной тенью. Часто таинственным образом пропадают платья актрис, ночами сам загорается и гаснет свет. Кто-то рассказывает о том, что видел женский силуэт и чувствовал чье-то присутствие.

Пытки в духовном училище

На сегодняшний день это здание – академия искусств по адресу ул. Газеты «Звезда», 18. В 1918 здесь находился штаб контрразведки Колчака. По легенде, в те времена в этих подвалах пытали пойманных большевиков, а их трупы хоронили тут же, чуть присыпав землей. Говорят, будто по ночам из подвалов можно услышать умоляющие крики замученных людей, а предметы в здании, как по волшебству, меняют свое место или исчезают совсем.

Призраки сельскохозяйственной академии

Здание старинного особняка, похожее на средневековый замок, покрыто множеством тайн. Раньше на месте главного корпуса сельхозакадемии располагался дом Елисея Чадина, экономного и скупого потомственного дворянина. Когда его новый особняк был почти готов, он решил сэкономить на строительных материалах: пошел на кладбище и притащил оттуда чугунные надгробия. Из них и сложили печь.

На свои именины Чадин пригасил множество людей. Празднество было в самом разгаре. Настало время снять покрывало с именинного пирога. Каково было удивление гостей и самого Чадина, когда на угощении отчетливо проступила Адамова голова – череп и кости! Гости моментально покинули дом, а разволновавшийся хозяин умер на месте.

После этого народ приплел ему историю с Кикиморой. Говорят, при жизни Чадин водил дружбу с нечистой, настало время, и она пришла за ним. После Большого пожара в 1842 в Перми сгорело более 300 домов, а особняк остался нетронутым. Смышленый народ быстро нашел объяснение этому «чуду» – дом спасло присутствие нечисти. Мол, видели кикимору в белом платке, которая мелькала в окне во время пожара и отгоняла пламя. В итоге «нечистый дом» был разрушен, а на его месте была построена в 1887 Мариинская женская гимназия. Вроде история позади, теперь тут сельхозакадемия, но студенты все еще поговаривают, что видят в окнах странное свечение и пугающий силуэт некой дамы.

Могила проклятой дочери

Егошихинское кладбище таит в себе целую трагичную историю. По одной из версий, у одной женщины был взрослый сын, которого она совратила и от которого забеременела. Сын, осознав свой поступок, сбежал в Пермскую губернию, а женщина, родив малышку, умерла. Спустя время сын вернулся обратно и влюбился в удивительно красоты девушку, тут же женился на ней и не мог нарадоваться своему счастью (а она, собственно, была ему одновременно и дочерью, и сестрой, стала и женой).

У этой пары появилась дочь. Вышло так, что мать умерла при родах (то ли проклятие, то ли медицина раньше страдала). Со временем отец девочки понял, кем на самом деле была его мать. Ужаснувшись, он выгнал ребенка из дома. В шесть лет
девочка оказалась на улице. Не зная, куда пойти, она сдалась духом. По одной из версий, девочка умерла от воспаления легких, по другой — ее убил собственный отец.

Посетителей кладбища приводило в ужас надгробие на могиле девчушки — оно было похоже на крышку канализационного люка с условным изображением искореженного ужасом лица, вокруг которого скользит змея, кусающая себя за хвост.

На надгробии можно было найти надпись: «Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года». По легенде, отец сам заказал это надгробие, и установил его прямо на пешеходной дорожке, чтобы люди целую вечность топтали ногами тело его дочери. Змея, кусающая свой хвост, должна была охранять вечность этого проклятия. Когда ноги людей сотрут изображение надгробия, тогда и проклятье спадет.

Но задумке не суждено было сбыться, всего несколько десятков лет назад надгробие было изъято сотрудниками областного краеведческого музея, потому что городские власти хотели убрать из города кладбище.

Долго надгробие валялось на музейных складах, а позже было включено в экспозицию чугунного литья на диораме. Там ее можно найти и по сей день. А для Егошихинского кладбища рабочие мотовозоремонтного завода изготовили дубликат оригинального памятника.

По одной легенде, дубликат надгробия заказывал мужчина, проклявший свою дочь. Только теперь на дубликате запечатлелась следующая надпись: «Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой и отец с дочерью». После этого он приказал похоронить себя в одной могиле с женой под этой плитой и покончил с собой. Просьбу его выполнили, и именно тогда появились на Егошинхинском кладбище две эти странные могилы. Правда, могила родителей проклятой дочери куда-то исчезла в 60-х или 70-х годах ХХ века.

Пермская река мёртвых

Рядом с Егошихой по территории кладбища протекает речка с броским названием Стикс. Конечно, Харон не перевозит по ней души умерших к царю Аиду. Но согласитесь: очень уж символичное имечко! Говорят, его дал сам Александр I. Видно, маленькая речушка напомнила ему о древнегреческих легендах. Хотя император не единственный, кому приписывают авторство. Кивают и на первых губернаторов края, и на начитанную пермскую интеллигенцию. Раньше левый приток Егошихи назывался Акунька.

В конце 20-х годов прошлого века исток Стикса засыпали, а саму речку-ручей загнали в трубы.

Сегодня пермяки могут видеть лишь небольшую ее часть — ту, что протекает по кладбищу. Но число легенд о Стиксе не уменьшилось. Наоборот — стали появляться новые истории. Рассказывают, как-то засорилась труба, по которой течет «река мертвых», вызвали водолаза. Только он принялся за работу, как вода прорвала запруду, и мужчину затянуло внутрь трубы. Еле-еле откачали бедолагу!- Это Стикс его не хотел отпускать! — твердили жители окрестностей.

Впечатляет и присутствие тюрьмы рядом с кладбищем — Стикс словно отделяет спокойный мир мертвых от «страдающего» мира живых.

В 1657 году повелением Патриарха Никона была учреждена Вятская епархия

В 16 веке можно увидеть еще остатки языческих обрядов, что естественно заставляло московскую власть пребывать в осторожности. В декабре 1657 года повелением Патриарха Никона была учреждена Вятская епархия.

В декабре 1657 года повелением Патриарха Никона была учреждена Вятская епархия Пермской области

Она начала свою деятельность с приездом в кафедральный город первого епископа Александра в 1658 году. Большой московский собор принял решение учредить Пермскую епархию.

После чего состав Вятской епархии и Пермские земли перешли в состав Великоустюжской епархии. 16 октября 1799 года по указу российского императора Павла первого, была образована Пермская епархия для укрепления церковного влияния.

Пермская кафедра приняла первого архиерея — епископа Иоанна Островского. Сразу после учреждения кафедры появилась пермская духовная семинария. При Пермской духовной семинарии позднее, появляется трехклассное духовное училище.

В начале 20 века на территории Пермской епархии стали образовываться несколько новых епархий: Соликамская епархия, Кунгурское викариатство, Осинская, Оханская и другие епархии. В 2014 году из состава Пермской епархии были выделены Соликамская епархия и Кудымкарская епархия.

Фотографии

Спасо-Преображенский кафедральный собор Перми прошел длинный путь становления. Здание не раз поддавалось перестройкам и реконструкциям, при этом использовалось не по назначению или вовсе закрывалось. Сегодня храм принадлежит православной церкви, однако полностью возобновить его пока не удалось.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector